Научная статья на тему 'Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ'

Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2301
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / RECREATIONAL RESOURCES / TOURISM / TOURIST SERVICES MARKET / FORECASTING THE DEVELOPMENT OF TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Богданова Элина Николаевна

Хозяйственные методы и экономическая стратегия в сфере туризма коренным образом отличаются от общепринятых. Стратегическое развитие туристского региона предполагает разработку механизма, благодаря которому произойдет мультипликативное саморазвитие туризма, будет повышаться роль и стимулироваться заинтересованность местных органов власти и населения в повышении качества туристских ресурсов, развитии социальной инфраструктуры, транспорта, связи, систем телекоммуникации, культуры, народного творчества и промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ»

Богданова Элина Николаевна, д.филос.н., профессор, профессор кафедры экономики и управления НОУ ВПО «Институт экономики и управления (г. Пятигорск)»

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РФ

Аннотация. Хозяйственные методы и экономическая стратегия в сфере туризма коренным образом отличаются от общепринятых. Стратегическое развитие туристского региона предполагает разработку механизма, благодаря которому произойдет мультипликативное саморазвитие туризма, будет повышаться роль и стимулироваться заинтересованность местных органов власти и населения в повышении качества туристских ресурсов, развитии социальной инфраструктуры, транспорта, связи, систем телекоммуникации, культуры, народного творчества и промыслов.

Ключевые слова: рекреационные ресурсы, индустрия туризма, рынок туристских услуг, прогнозирование развития туризма.

CHALLENGES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TOURISM IN

REGIONAL RF

Abstract. Economic practices and economic strategy in the tourism sector are fundamentally different from those commonly used. Strategic development of tourism in the region involves the development of a mechanism by which self-development will multiplicative tourism will increase the role and promoted the interest of local authorities and communities to improve the quality of tourist resources, the development of social infrastructure, transport, communication, telecommunication

systems, culture, folk art and crafts.

Keywords: recreational resources, tourism, tourist services market, forecasting the

development of tourism

В свете современных представлений туризм представляет собой сложную экономическую систему, составленную из самых разнородных компонентов и включает человеческие ресурсы, природно-рекреационные объекты и сооружения, организации, действующие по соответствующим федеральным и региональным законам и налоговому и гражданскому кодексам.

Признано, что туризм следует развивать на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, применяя принципы разумного и эффективного планирования. Благодаря такому подходу туризм может принести региону значительные экономические выгоды, не порождая при этом каких-либо серьезных экологических и социальных проблем и неблагоприятных последствий (8, 12).

При формировании механизмов развития туристского региона должна учитываться необходимость развития региональной индустрии туризма на основе соблюдения принципов устойчивого развития. Разработка механизмов на основе концепции устойчивого развития имеет исключительно важное значение, потому что подавляющий объем развития туризма связан с достопримечательностями и видами деятельности, относящимися к природной среде, историческому наследию и культурным моделям соответствующих регионов. Если эти ресурсы будут ухудшаться или разрушаться, то туристские регионы не смогут привлекать туристов и туризм не будет успешным и эффективным (1, 2).

Это требует от органов государственной власти на всех уровнях хозяйствования при разработке стратегии развития конкретных туристских регионов и страны в целом соблюдения основополагающих тенденций устойчивого развития (табл. 1).

Таблица 1

Направления достижения устойчивого развития туристского региона*

Тенденция устойчивого развития Направление деятельности

Сохранение и воспроизводство туристских ресурсов Поддержание и субсидирование туристских ресурсов региона с целью их дальнейшего воспроизводства Сохранение структуры природной подсистемы, удовлетворение жизненных, материальных и духовных потребностей местных жителей

Экологическое планирование туризма Тщательное наблюдение, анализ и учет всех элементов окружающей среды при определении наиболее целесообразного типа и размещения объектов в процессе застройки

Взаимодействие и учет интересов местного населения Вовлечение местного общества в процесс планирования и развития Разработка тех видов туризма, которые приносят выгоду местному обществу

Качественный туризм Обеспечение хорошего соотношения цены и качества Ориентация региона на туристов, уважительно относящихся к окружающей среде

Экономические и социальные выгоды Стабильное количество капиталов всех видов (природного, материально-финансового, человеческого, социального) на душу населения

*Авторская разработка

Рассматривая современные адаптивные механизмы развития туризма как элементы общего процесса долгосрочного устойчивого развития туризма в целом, необходимо вписывать туризм в общую политику, планы и модели развития соответствующей страны и региона. Создание такой интеграции разрешит, например, любые потенциальные противоречия, связанные с использованием определенных ресурсов или мест для разных направлений развития. Оно также обеспечит многоцелевое использование инфраструктуры туристского региона на благо потребностей местного населения и туристов. Особый упор делается на разработку и принятие политики и планов развития туризма для определенного региона, что позволяет руководить принятием решений относительно мероприятий по продвижению туристского продукта. Механизмы развития должны быть гибкими и адаптироваться к изменениям окружающей среды, так как слишком жесткие механизмы, особенно со стороны государства, могут не позволить процессу развития реагировать на изменения, При предании механизмам гибкости не следует забывать их цели и основные задачи, даже если меняются конкретные модели развития, способы и методы реализации поставленных задач.

Одним из важных механизмов устойчивого развития региона является планирование, которое постепенно от директивного перешло к более эффективному индикативному планированию. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер госу-

дарственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д. (10).

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макро- и мезоэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.

При этом, необходимо учитывать также влияние туризма на региональное развитие (3, 10):

- развитие туризма приводит к рационализации природопользования;

- туризм в большинстве случаев, в отличие от других видов использования биологических ресурсов, не приводит к их физическому уничтожению, тем самым, сохраняя биологическое разнообразие региона;

- туризм способствует сохранению культурной самобытности местного населения;

- туризм выступает наиболее адекватной формой экологического просвещения;

- способствует восстановлению психического и физического здоровья человека;

- развитие туризма способствует созданию дополнительных рабочих мест;

- развивает сопряженные отрасли;

- создаваемая для развития туризма инфраструктура может быть использована как для нужд туристов, так и для нужд местного населения;

- положительное влияние на развитие экономики и платежный баланс региона оказывают поступления от туризма в региональный бюджет, а также

мультипликативный эффект, получаемый за счет скорости оборота

туристских расходов.

В данном исследовании нас интересует, прежде всего, экономическое воздействие туризма. Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью моделей мультипликаторов, при этом под мультипликатором туризма понимается отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов (6).

В научной литературе выделяют следующие четыре модели мультипликаторов (4).

1. Мультипликатор дохода включает три аспекта воздействия туристских расходов:

прямое воздействие. Расходы туриста на отдых (обеспечение прямого дохода гостинице, ресторанам, барам, музеям, различным шоу, спорту и т.п.);

косвенное воздействие. Расходы туриста на коммерческие операции по бронированию гостиниц, комиссионные турагентств - поставщиков товаров;

стимулирующее воздействие. Расходы туриста создают дополнительный доход регионам, что приводит к возрастанию потребления, обеспечивая стимул для экономической деятельности.

2. Мультипликатор коммерческих операций. Он отражает возросший товарооборот предприятий как результат роста туристских расходов.

3. Мультипликатор выпуска туристской продукции.

4. Мультипликатор занятости.

Таким образом, можно выделить прямое влияние туризма на экономику региона - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма в данном регионе. Классификация статей туристских расходов на самом широком уровне включает семь категорий: 1) комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры; 2) размещение; 3) питание и напитки; 4) транспорт; 5) рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности; 6) посещение

магазинов; 7) прочие статьи. Показатели расходов на туризм в расчете на душу населения в России в настоящее время довольно скромны - 82 американских доллара.

Также большое значение имеет эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги в регионе. Спрос на комплекс услуг, сформированный туризмом, требует их производства, что приводит к развитию отраслей, выпускающих предметы потребления, сувенирную продукцию, изделия местного кустарного промысла. Экономические последствия «индивидуальных туринвесторов» сказываются также и в промышленности, строительстве и т.д., в первую очередь, конечно, в отраслях, «примыкающих» к туризму.

В области въездного туризма стимулирующее влияние на экономический рост обосновывается тем, что экспортные поступления от туризма ускоряют экономический рост. Мультиплицирующее действие экспорта приравнивается к действию новых внутренних инвестиций, которые увеличивают доход и кладут начало цепи дальнейших и повторных расходов. При этом расходуется не вся экспортная выручка, а только ее часть; другая часть экспортной выручки составляет так называемую утечку и представляет собой некапитализированные накопления и оплату возросшего импорта.

Ряд зарубежных экономистов вычислили величину экспортного мультипликатора - коэффициента, предопределяющего прирост национального дохода, вызванного приростом экспорта. Несовершенство методики исчисления привело к значительному разбросу величин мультипликатора, применительно к экономике США. У Дж. Хикса он составил 2.5, у Курихары - 4.0, у Поллака - 5.6 (A. Mathieson, G. Wall. "Tourism. Economic. Phisical and Social impacts", New York, 2003, p. 10). Помимо мультиплицирующего эффекта, связанного с экспортной выручкой от него, туризм ускоряет развитие экономики, усиливая деловую активность внутри страны в период строительства гостиниц и других элементов туристской инфраструктуры.

Согласно расчетам швейцарского исследователя Х.Рюттера (13) доля туристского производства составляет 5.6% ВВП Швейцарии. Помимо прямого вклада туризма в ВВП, расчеты Рюттера показали, что туризм генерирует вторичный спрос на товар и услуги, оцениваемый в 2.6%. Мультипликатор дохода от туристских

услуг, по расчетам швейцарских специалистов, значительно меняет свою величину в зависимости от региона страны (от 1.2% до 4.0%).

Изучение влияния туризма на занятость осложняется тем, что, во-первых, занятость в сфере туризма носит сезонный характер, а, во-вторых, в данной сфере затронуты не только все сектора туристской индустрии, но и многие смежные с туризмом отрасли экономики. По данным ВТО, для стран, имеющих развитую туристскую индустрию, в целом характерно следующее соотношение: на каждое рабочее место в секторе размещения должно приходиться еще одно место в других секторах туристской индустрии, а также 1/2 рабочего места в секторах, косвенно связанных с туризмом. Важную роль туризм играет в развитии экономически отсталых регионов, в чем проявляется его выравнивающая функция (7).

Наряду с влиянием туризма при индикативном планировании развития туристского региона, основывающемся на анализе спроса и предложения на региональные туристские услуги, необходимо наличие большого объема информации о потребителях и производителях туристских услуг; о факторах, влияющих на туристский спрос, и характере этого влияния, а также о существующих тенденциях в сфере туризма.

При этом необходимо учитывать специфические моменты, присущие региональному туризму:

- основным предметом купли-продажи является туристская услуга, которая имеет комплексный характер;

- особенность спроса на туристские услуги характеризуется во-первых, большим разнообразием потребителей, которые отличаются по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; во-вторых, высокой эластичностью и в-третьих, отдаленностью по времени и месту от предложения;

- предложение туристских услуг также отличается рядом характеристик: товары и услуги в туризме имеют двойственный характер (природные ресурсы и ресурсы, созданные человеком); высокая фондоемкость отрасли и вследствие этого негибкость производства и высокая неэластичность предложения.

- кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь

спроса и предложения.

С момента децентрализации отечественного туристского комплекса происходит формирование конкурентного рыночного хозяйства в туристской сфере, для успешного функционирования которого необходимы определенные предпосылки. Чтобы понять, как должен функционировать сам рынок, необходимо признать существование фундаментальных вопросов, на которые любой рынок, в том числе и рынок туристских услуг, должен находить ответы:

- какие услуги следует оказывать?

- какой набор туристских и других сервисных услуг наиболее полно будет удовлетворять потребности гражданина и общества в них?

- сколько и в каком объеме следует оказывать туристские услуги?

- в каком наборе и объеме необходимо использовать имеющиеся природные, лечебные и человеческие ресурсы в практической деятельности современного туристского комплекса?

- какой объем и уровень дополнительных услуг?

- кто и в каком объеме должен получать туристские услуги?

- каким образом они должны быть распределены между различными категориями и членами всего общества?

- какая организационно-правовая и законодательная база должна стимулировать практическую деятельность российских курортов и вывести их на международный рынок?

Эти вопросы охватывают обширный спектр аспектов как теоретического, так и практического плана. Решение эти и других вопросов являются важнейшими критериями эффективного механизма устойчивого развития туризма в регионе.

Теперь остановимся подробно на характеристике предпосылок для устойчивого развития туризма в регионе. Среди них нами выделены следующие:

1. Наличие рекреационных и туристских ресурсов, необходимых для привлечения туристов. Эта предпосылка является основой для формирования туристской инфраструктуры в регионе. Без наличия данной предпосылки невозможно хоть какое-либо развитие туризма в регионе.

2. Наличие и многообразие форм собственности и видов хозяйствования. Данная предпосылка является достаточно значимой, т. к. именно она закладывает основы для формирования конкурентной среды и соответственно устойчивого развития. Конкуренция туристских фирм оказывает существенное воздействие на качество предоставляемых ими услуг, рост профессионального уровня персонала. Следует отметить, что туризму всегда было присуще многообразие организационных форм деятельности. Каждый россиянин имеет возможность получения туристских услуг или отдохнуть в нескольких вариантах: в условиях пребывания в гостинице, доме отдыха, туристско-оздоровительном центре и др.

3. Неограниченное число субъектов туристской деятельности и свобода выбора каждого участника вида деятельности. Это означает, что любой туристский комплекс имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, получать прибыль. Формы предпринимательской деятельности могут быть различны: от деятельности частных гостиниц и домов отдыха до акционерной и других форм деятельности туристских комплексов и организаций отдыха.

4. Доступ всех туристских организаций и учреждений к имеющимся ресурсам. Смысл состоит в том, что все хозяйствующие субъекты должны иметь возможности использования туристско-рекреационных факторов, приобретения оборудования и технологий, получения кредитов, привлечения рабочей силы. Все это создает эффект стартовых возможностей и делает реальной активную предпринимательскую деятельность, а значит формирует устойчивую систему развития туризма.

5. Наличие государственной политики в области туризма, формирование и реализация региональных комплексных целевых программ и концепций развития туризма в регионе. Это предполагает функционирование государственных структур по координации и контролю за развитием туризма в регионе.

В целом наличие этих тенденций дает основу для эффективного функционирования рынка туристских услуг, которая представляет собой сердцевину современной экономической системы, ее доминантную величину, определяющую все параметры экономической (и не только экономической) жизни

общества. Его функции в рамках системы сложны и многообразны. В качестве основополагающих функций туристского рынка мы выделяем следующие:

1) реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристский продукт. Купля-продажа означает реализацию стоимости туристского продукта и общественное признание его потребительной стоимости;

2) организация процесса доведения туристской услуги до потребителя (туриста);

3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду сотрудников туристских организаций, к повышению качества и совершенствованию ассортимента предлагаемых услуг, производству их в соответствии с запросами потребителей.

В процессе выполнения рынком туристских услуг первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги - туристская услуга.

Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристской услуге, и общественное признание его потребительной стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.

Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется как самими туристскими организациями, так и через создание сети турагентств.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги - туристская услуга» на рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристских организации, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества реализуемого туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.

В целом, функционирование рынка туристских услуг можно представить

схемой, приведенной на рис. 1, которая показывает, что спрос на туристские услуги обусловлен пожеланиями и вкусами потребителей. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая кругооборот туристских услуг.

Рис.1. Механизм функционирования рынка туристских услуг

(авторская разработка)

Механизм функционирования рынка туристских услуг представляет собой систему действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - туристская услуга», на денежные потоки и потоки туристского продукта.

Важное место в эффективности рыночного хозяйства занимает четко налаженный и осуществляемый кругооборот туристских услуг. Кругооборот в туризме - это система экономических и юридических отношений, возникающая между потребителем туристских услуг и туристской организацией и показывающая направления движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Кругооборот в туризме осуществляется по следующей схеме (рис. 2):

1 - потребитель платит туристской организации или турфирме деньги за путевку;

2 - туристская организация или турфирма выдает потребителю путевку;

3 - потребитель обменивает путевку на конкретные туристские услуги;

4 - в процессе реализации туристской услуги потребитель получает впечатления и удовлетворяет свои потребности, т. е. происходит процесс

косвенного возврата потребителю его денег;

5 - туристская организация производит инвестиции в развитие рынка туристских услуг, туристскую инфраструктуру и на создание новых видов услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 - туристская организация и турфирма получают новые виды услуг;

7 - туристская организация и турфирма платит налоги и различные сборы в

бюджет.

Рис.2. Схема кругооборота в туризме (авторская разработка)

Для успешного развития региона туристским организациям нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого сегмента потребителей. Поэтому проводится сегментация рынка туристских услуг, т. е. разделение его на однородные отдельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление туристских организаций получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей.

Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития курортной индустрии метод сегментации, который базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических.

Развитие туристского рынка характеризуется изменением емкости, уровня

сбалансированности спроса и предложения, условий реализации туристских услуг. Поиск, сбор и анализ информации по вышеперечисленным вопросам целесообразно осуществлять с помощью маркетинга.

Региональный маркетинг представляет собой систему мер по привлечению в регион новых субъектов хозяйственной деятельности. Своеобразной сверхзадачей регионального маркетинга является выявление местных преимуществ региона, их усиление и создание новых для привлечения в регион субъектов хозяйственной деятельности, способных повысить благосостояние его жителей (5).

Региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона, которые могут быть полезными для «потребителей». Для предпринимателей — это близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы, условия деятельности; для туристов — достопримечательности, климатические условия, возможности для отдыха; для инвесторов — отработанность процедур купли-продажи собственности и земли, доходность и безопасность вложений, возможность вывоза прибыли за границы региона и т.д. (5)

Применительно к туризму под маркетингом туристского региона понимается деятельность, предпринимаемая с целью целенаправленного создания, поддержания или изменения определенного имиджа территории и/или поведения субъектов, внешних по отношению к данной территории (12) Маркетинг территории должен быть ориентирован на потребности целевых групп покупателей услуг региона (инвесторов, туристов, производителей).

Основными целями маркетинга туристского региона являются (5):

- повышение конкурентоспособности расположенных в регионе организаций индустрии туризма и организаций смежных с туризмом отраслей;

- усиление степени идентификации жителей со своей территорией постоянного проживания;

- привлечение в регион новых потребителей и производителей товаров и

услуг;

- создание положительной репутации, высокого уровня известности на туристском рынке.

При разработке и проведении маркетинга туристского региона используются подходы общего маркетинга (рис. 3).

Рис. 3. Процесс маркетинговой деятельности туристского региона

(Юркина Н.А. Стратегические направления маркетинга территории // тезисы научно-практической конференции «Современные трансформационные процессы в мировом туризме». 2001. Декабрь.)

В результате маркетингового исследования (рис. 4) органы государственной власти туристского региона и региональные организации индустрии туризма смогут определить общую концепцию и составить перспективную поэтапную программу становление туризма в регионе; правильно выбрать стратегию управления; обеспечить на этой основе наиболее полное удовлетворение потребностей населения в туристских услугах и рациональное использование существующего собственного туристского продукта.

Рис. 4. Этапы методики проведения комплексного маркетингового исследования состояния туристского рынка в регионе

(Юркина Н.А. Стратегические направления маркетинга территории // тезисы научно-практической конференции «Современные трансформационные процессы в мировом туризме». 2001. Декабрь.)

В рамках реализации мероприятий программы могут возникать два основных вида бюджетного эффекта — прирост налоговых и аналогичных доходов, а также инвестиционный доход.

Прирост налоговых доходов и аналогичных им отчислений может быть достигнут за счет увеличения налогооблагаемой базы по следующим основным группам.

1. Отчисления во внебюджетные фонды и налог на доходы физических лиц.

2. Местные оборотные налоги, источником поступления которых является увеличение объемов реализации.

3. Налог на прибыль предприятий, в части зачисляемой в областной бюджет, получаемый от увеличения размеров налогооблагаемой прибыли.

При расчете общего размера дополнительных налоговых поступлений от реализации отдельного программного мероприятия или группы программных мероприятий используется следующая модель оценки (11):

Э, = И, (КИ, х Т1 + К2 х Т2 + КЗ х ТЗ),

где Э; — годовой доход бюджета от реализации ьго программного мероприятия при полной реализации мероприятия;

И — размер инвестиций в ью статью программы;

Т1 — совокупная ставка отчислений во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц от фонда оплаты труда;

Т2 — ставка местных налогов с оборота;

ТЗ — региональная часть ставки на прибыль;

КИ — удельный прирост фонда оплаты труда при осуществлении инвестиций ьго программного мероприятия;

К2 — удельный прирост объема реализации при осуществлении инвестиций;

КЗ — удельный прирост налогооблагаемой прибыли при осуществлении инвестиций (рентабельность).

Удельные коэффициенты прироста определяются для каждого программного мероприятий исходя из данных, полученных от уже функционирующих на территории туристского региона организаций индустрии туризма, а также на основе данных, представленных в инвестиционных проектах.

Удельный прирост фонда оплаты труда в рамка осуществления мероприятия К1 определяется по формуле

К1 = З х М/И,

где З — средняя месячная заработная плата работников, реализующих данное программное мероприятие;

М — число месяцев занятости работников;

И — размер инвестиций, необходимых для создания одного рабочего места в рамках программного мероприятия.

Оценка удельного прироста объемов реализации от проведения

мероприятия К2 рассчитывается по формуле

К2 = ОА/В,

где ОА — отдача активов;

В — доля внеоборотных активов в активах предприятий, реализующих соответствующее программное мероприятие.

Оценка удельного прироста прибыли устанавливается исходя из

прогнозируемой рентабельности мероприятия:

КЗ = К2хР/(1 + Р),

где Р — прогнозируемая рентабельность мероприятия.

Инвестиционный доход определяется только для тех мероприятий, капиталовложения в которые предусматривают прямые инвестиции из бюджета региона. Величина инвестиционного дохода (ИД) оценивается по формуле

ИД = КЗх(1-Т4)хД х А,

где КЗ — рентабельность инвестиций;

Т4 — ставка налога на прибыль;

Д — доля прямых инвестиций в общем объеме капиталовложений, предусмотренных для реализации данного программного мероприятия;

А — доля чистой прибыли, направляемой на дивиденты.

В целом, использование предложенных механизмов развития туризма в регионе позволит выработать ряд мер по стабилизации и дальнейшему совершенствованию сферы туризма в регионе, а также обеспечению его устойчивого развития. Адаптивные механизмы развития регионального туризма должны быть нацелены на комплексное исследование всех его частей — факторов спроса и предложения, инфраструктурных и институционных элементов, для обеспечения комплексности анализа внутри системы туризма и гармоничного вписывания туризма в общую политику региона и страны в целом. Планирование такой интеграции поможет разрешить потенциальные противоречия, связанные с

использованием определенных ресурсов или мест для разных направлений становления и развития индустрии туризма.

Изучение этих вопросов в разрезе регионального рынка туристских услуг требует детальной характеристики всех составляющих этого рынка и, в первую очередь, анализа и прогнозирования развития туризма в конкретных субъектах Российской Федерации.

Литература:

1. Квартальнов В.А., Сенин B.C. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. М.: ЦРИБ ЦСТЭ, 1987.

2. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

-320с.

3. Планирование развития туризма (Техническое пособие), ВТО, Мадрид: 2004 г.

4. Попова Р.Ю. «Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе», М., МГТУ, 1997 г.

5. Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в РФ// маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №1

6. Пузаков Е.П., Честаков В.А.. Международный туристский бизнес. М.,

2003 г., ее. 18-19.

7. Развитие туризма и туристской индустрии в Европейском Союзе // туризм: право и экономика, 2005. №2

8. Сенин B.C. Введение в туризм. РИПРИКТ., М.: 1993 г..

9. Черныш Е.А. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Приор, 1999

10. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2007. - 416с.

11. Юркина Н.А. Стратегические направления маркетинга территории // Тезисы научно-практической конференции «Современные трансформационные процессы в мировом туризме». 2001. Декабрь.

12. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 4-е изд. Перераб. И доп. - М.: издательство РДЛ, 2007. - 480с.

13. Rutter H. Wirtschaftsfaktor Tourismus. Bern. 2002. s.9-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.