Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ ПРИ АДАПТАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ ПРИ АДАПТАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юшкова Е.И., Полехина Н.Н.

В статье дан анализ состоянию существующей системы химической подготовки студентов в медицинском вузе, проблемам в методике преподавания химии, значимости курса химии для последующего медицинского образования. Уточнены затруднения, которые возникают в ходе изучения предмета и определены оптимальные формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юшкова Е.И., Полехина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE LEVEL OF BASIC EDUCATION IN CHEMISTRY WHEN ADAPTING TEACHING METHODS AT A MEDICAL UNIVERSITY

The article analyzed the state of the existing system of chemical education of students in a medical university, problems in the methodology of teaching chemistry, the importance of a chemistry course for subsequent medical education. The difficulties that arise in the course of studying the subject have been clarified and the optimal forms of education have been determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ ПРИ АДАПТАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.02 ЮШКОВА Е.И.

доктор биологический наук, профессор, кафедра общей, биологической, фармацевтической химии и фармакогнозии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: elen_yushkova@mail.ru ПОЛЕХИНА Н.Н.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра общей, биологической, фармацевтической химии и фармакогнозии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:polexina.nat@yandex.ru

UDC 37.02 YUSHKOVA E.I.

Dосtor of Biological Sciences, Professor, Department of General, Biological, Farmaceutical Chemistry and Farmacognosy of Orel State University E-mail: elen_yushkova@mail.ru POLEHINA N.N.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of General, Biological, Farmaceutical Chemistry and Farmacognosy of Orel State University E-mail:polexina.nat@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ ПРИ АДАПТАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

PROBLEMS OF THE LEVEL OF BASIC EDUCATION IN CHEMISTRY WHEN ADAPTING TEACHING METHODS AT A MEDICAL UNIVERSITY

В статье дан анализ состоянию существующей системы химической подготовки студентов в медицинском вузе, проблемам в методике преподавания химии, значимости курса химии для последующего медицинского образования. Уточнены затруднения, которые возникают в ходе изучения предмета и определены оптимальные формы обучения.

Ключевые слова: химия, медицинское образование, методика обучения химии

The article analyzed the state of the existing system of chemical education of students in a medical university, problems in the methodology of teaching chemistry, the importance of a chemistry course for subsequent medical education. The difficulties that arise in the course of studying the subject have been clarified and the optimal forms of education have been determined.

Keywords: chemistry, medical education, chemistry teaching methods.

Современное медицинское образование не может существовать без знания фундаментальных законов, биологических и химических закономерностей, необходимых для раскрытия и научного объяснения процессов, происходящих в живом организме и приводящим к тем или иным патологическим состояниям. Химия в медицинском вузе является базовой дисциплиной при формировании образования студентов, т.е. их профессионального медицинского образования высокого уровня.

В настоящий момент является актуальным исследование проблемы уровня подготовки базового образования абитуриентов, в дальнейшем первокурсников, медицинских специальностей, необходимых для выявления степени сформированных знаний в области науки химия для дифференцировки методов обучения и адаптации учебного процесса по дисциплине.

Состояние осуществляющейся в настоящий момент химической подготовки первокурсников медицинского вуза, а именно анализ исходного уровня знаний по химии и понимание причины возникающих сложностей, позволяет предотвратить проблемы в методике препода-

вания дисциплины. Такое исследование имеет неоспоримое значение и актуальность особенно при обучении иностранного контингента на медицинских специальностях, где химические знания требуются при формировании профессиональных компетенций специальности (специальность 33.05.01 Фармация).

Поскольку анкетирование является распространенным видом диагностических и исследовательских методик [1, 4], нами была составлена анкета, позволяющая выявить понимание значения курса химии для последующего формирования медицинского образования, закладывающего мотивы выбора профессии врача /провизора, а так же для уточнения затруднений которые возникают в ходе изучения предмета и определения оптимальных форм обучения (таблица 1).

При составлении анкеты мы руководствовались рекомендациями специалистов-психологов кафедры психиатрии и неврологии медицинского института ОГУ имени И.С. Тургенева, обращались к методической литературе и научным статьям [2, 3, 5, 6].

© Юшкова Е.И., Полехина Н.Н. © Yushkova E.I., Polehina N.N.

Таблица 1.

Анкета для опроса студентов первого курса медицинского института ОГУ им. И.С. Тургенева

Вопрос Варианты ответов

1) Что повлияло на Вас при выборе ВУЗа? а) мне нравится профессия врача/провизора б) престиж и уважение в) мне нравиться оказывать помощь людям г) я смогу лечить родных и близких мне людей д) желание родителей е) мне нравятся естественнонаучные дисциплины (биология, химия и т.д.) ж) у меня высокие достижения по предметам естественнонаучного профиля з) проводимая в школе профориентационная работа и) повлияла довузовская подготовка по выбранной специальности к) благосостояние этой профессии (врач, провизор)

2) Место проживания до поступления в ВУЗ? а) город Орел Орловской области б) другой населенный пункт в) в сельской местности

3) В каком учебном заведении Вы получили основное образование? а) СОШ б) специализированная гимназия в) медицинское колледж г) колледж по техническим и гуманитарным направлениям

4) Вы удовлетворены результатом своей учебы? а) в большей степени - нет

5). Как Вы считаете, дисциплина химия нужна в Вашем обучении в вузе? а) хорошая химическая подготовка закладывает основы для изучения других профессиональных дисциплин или теоретических предметов б) знания химии позволяют ориентироваться в жизни при выборе веществ в) знания химии могут быть основой для безопасной жизни в быту и в окружающей среде г) это интересная наука д) значение химии как учебной дисциплины не значительно

6). Для чего необходима химия в Вашей будущей профессии? а) без знаний химии нельзя стать профессиональным специалистом по медицинским специальностям б) для врача/провизора химия нужна в небольшой степени в) химия не нужна г) затрудняюсь ответить

7. Какие предметы, по Вашему мнению, нельзя изучать не зная химии? а) их очень большое количество б) таких дисциплин много (биохимия, физиология (нормальная и патологическая), общая гигиена, микробиология, фармакология, токсикологическая химия, гигиена питания и др.) в) таких мало

8). Как Вы относитесь к изучению химии на I курсе? а) согласен б) мне все равно в) отношусь отрицательно г) предпочтительнее изучать на старших курсах

9). Что в школьном курсе химии вызывало у Вас наибольший интерес? а) темы из раздела по общей химии б) изучение материала по неорганической химии (химия элементов) в) изучение органической химии г) такого не было

10). При изучении школьного курса химии наиболее затруднительным был в усвоении раздел ? а) общая химия б) химия неорганическая (химия элементов) в) органическая химия г) затруднений не было

11). В чем заключалось затруднение при изучении химии? а) мне было сложно понимать теоретический материал б) мне трудно находить причинно-следственные связи между химическими процессами и их закономерностями в) мне сложно разобраться в химических уравнениях реакций и формулах г) мне трудно даются количественные расчеты при решении задач д) я не умею пользоваться теоретическим материалом при выполнении опытов или при решении экспериментальных задач

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

12). Бывает, что Вы приходите на занятия по химической дисциплине не подготовленными? а) да, бывает очень часто б) только иногда в) такое бывает редко

13). В чем причина Вашей не подготовленности к занятиям? а) я сильно загружен заданиями б) у меня недостаточно базовых знаний по химии в) личная неорганизованность г) химия мне не интересна

14). Вы знаете, что такое лекционная форма обучения? а) да, лекции были в школе б) да, так проводились занятия на факультете довузовской подготовки в) нет, мне не знакома лекционная форма проведения занятий

15). Какие виды лекций Вам кажутся более полезными при изучении дисциплины? а) проблемные лекции б) лекции-дискуссии в) с включением профессиональных ситуаций и проблем г) профессионально направленные д) межпредметного характера е) лекции с использованием презентаций ж) лекции-панорамы (обзорные) з) обобщающие лекции

16). Какая форма проведения практических и лабораторных занятий Вам была бы интересней? а) занятия с выполнением лабораторных работ б) занятия с проведением расчетного практикума и с решением задач медико-биологической направленности в) семинар с обсуждением и дискуссией г) смешанный тип занятий д) другие (какие?)

17). Как Вы считаете, что в организации учебного процесса учебной дисциплины химии мешает её освоению? а) большой объем изучаемого материала по предмету б) недостаточная материально-техническая обеспеченность (мало учебников и методических пособий) в) неравномерность распределения учебной нагрузки в течение семестра г) сложности в общении с преподавателями д) недостаточно консультаций по дисциплине е) не учитывается уровень базовой подготовки подготовки по химии ж) недостаточный контроль над учебной подготовкой в течение семестра з) другие (какие?)

18). В чем заключалась Ваша подготовка к ЕГЭ по химии? а) самостоятельная подготовка к ЕГЭ б) дополнительные занятия на факультете довузовской подготовки в) дополнительные занятия с репетитором г) подготовка проводилась в другом учреждении ДО д) другое

Анонимное анкетировали было проведено для студентов 1 курса, обучающихся по специальностям 31.05.03 - Стоматология, 33.05.01 Фармация. В анкетировании приняли участие как российские, так и иностранные студенты.

После обработки анкет были выбраны вопросы, ответы на которые составили более 40%. Результаты представлены графически на рисунках 1-2.

Материалы анкетирования позволили выявить отдельные совпадения, а также различия при выборе ответов на вопросы российских и иностранных студентов разных специальностей.

Анкетирование показало, что предмет «химия» нравится как иностранным (66,7%), так и российским студентам - провизорам (100%) и большинству российских студентов-стоматологов (60,9%). Мотивацией при выборе вуза стала любовь к профессии медика (врача/прови-

зора) преобладает у российских студентов-стоматологов (43,5%). 47% российских студентов-провизоров поступили в медицинский вуз потому, что проявляют интерес к дисциплинам естественнонаучного профиля, а 52.9% иностранных студентов хотят помогать людям.

Рис. 1. Результаты анкетирования студентов специальности 31.05.03 - Стоматология.

О iii lKDM II'llllt IIHI "M Irin |( I И i II <■ I II. iГ11Ж".111Hl;м j I.VlUl

/ I )Пр<К 05j Ч.1|||11|11\1.Я ПО ПНН||.Ч|ШН№ hlllil 5f l

/j детального |).i !<mi|J.i

jj у |\пп]н, ii'.hinii ih'ii 'i ihiiiihxi'ii h:i ||:||'| 1141 ii i ¡11МММ

КеЙС-ЯНТОД й

Гм ui шк hihi """ - - О&СЛ адснпе ненсл в рабочих группа x* вьщеленпе

у\ ll[ Ii in н им

\\ Mll U III НИ К.I kil l ll k I ПИ HU] II [HIHI'H 1Ш kl 11Г.1

\ Прсшпация решении

Рис. 2. Результата: анкетирования студентов специальности 33.05.01 - Фармация.

Большинство студентов, принявших участие в анкетировании, являются городскими жителями. Среди российских студентов до поступления в вуз окончили среднюю школу 85,5% студентов стоматологов и 82,4% студентов специальности фармация. Среди иностранных студентов закончили среднюю школу до поступления в вуз 75% студентов - стоматологов и 77,8% студентов - провизоров. Студенты всех специальностей, как иностранные, так и российские в значительном процентном соотношении признают важность хорошего химического образования, как базу для изучения биохимии, фармакологии, токсикологии, физиологии, фармацевтической химии и других дисциплин.

Традиционно в медицинских вузах химию начинают изучать в первом семестре первого курса. Обязательной основой для удовлетворительного изучения химии являются знания, полученные в ходе базовой подготовки к поступлению в ВУЗ. Для успешного освоения дисциплины необходимо уделить больше внимания тем разделам курса, которые вызывали наибольшие затруднения. Согласно проведенному анализу, наибольшие проблемы, как у российских, так и у иностранных студентов, возникали с органической химией, где наибольшие сложности возникали из-за недостаточности сформированных логических причинно-следственных связей между теоретическим материалом и химическими закономерностями при формировании основного образования учащихся. Тем не менее 39,1% российских студентов специальности стоматология не испытывали никаких затруднений при изучении курса химии.

Методы обучения в старших классах средней школы приближаются к вузовским, поэтому большая часть студентов-первокурсников уже знакома с лекционной формой обучения. Наибольший интерес у студентов вы-

зывают лекции с богатым иллюстративным материалом (презентации, видеофрагменты, учебные фильмы).

Значимость лабораторного практикума неоспорима для получения профессиональных умений и навыков. Наше исследование подтвердило это еще раз - 65,2% российских и 66,7% иностранных студентов специальности стоматология, 52,9% российских и 88,9% иностранных студентов-провизоров предпочитают занятия с выполнением лабораторных работ. 41,2% российских студентов специальности Фармация нравятся занятия смешенного типа, включающий практическую часть и обсуждения теоретического материала.

Известно, что для поступления в университеты на медицинские специальности требуется хорошая подготовка по дисциплинам естественно-научного профиля (химия, биология), поэтому был задан вопрос о форме подготовки к ЕГЭ. Анкетирование показало, что среди иностранных студентов для поступления в университет было достаточно знаний полученных в довузовской подготовке: для специальности Фармация этот показатель составил - 77,8 %, а для специальности Стоматология - 41,7 %. Среди российских студентов подготовка к поступлению в вуз осуществялась с помощью дополнительных занятий с репетитором: для студентов специальности Фармация этот показатель составил - 76,5 %, а для специальности Стоматология -66,0 %.

Нами отмечено, что самостоятельная подготовка иностранных студентов не достаточна по отдельным разделам химии в России, это частично компенсируется на подготовительных курсах при ВУЗах, но требует в дальнейшем использования модернизированных методик преподавания дисциплины.

Выявленная проблема довузовской подготовки по химии российских и необходимость расширения различных форм дополнительного химического образования для иностранных студентов (кружки, факультативы, факультеты довузовской подготовки) позволяет скорректировать курс химии в медицинском вузе и совершенствовать методики обучения химии. По результатам нашего исследования для студентов медицинских специальностей в сочетании с аудиторной работой, отдельные темы проводятся в виде вебинаров, on-lain конференций, web-квестов или студенческих конференций и т.п., тем самым меняя подходы к формированию компетенций.

Библиографический список

1. Беляева Г.Ф., Царенко А.С. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент совершенствования управления учебным процессом в вузе // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 32. Июнь 2012 г

2. Гусев А. Н. Измерение в психологии: общий психологический практикум. / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М. Б. Михалевская. М.: Смысл, 1997. 286 с.

3. Литвинова Т.Н., Юдина Т.Г., Русинова Т.В., Литвинова М.Г. Анкетирование студентов первого курса «Изучение химии глазами студента» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 178-181

4. Потапова С.О., Кузнецова А.Я. Анкетирование как метод психолого-педагогического исследования // Образование современного человека.иКЬ: http://econf.rae.ru/article/8726 (дата обращения: 04.11.2020).

5. РамендикД. М. Общая психология и психологический практикум. М.: Форум, 2009. 304 с.

6. Сонин В.А. Общий психологический практикум. М.: Форум, 2010. 416 с.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

References

1. Belyaeva G.F., TsarenkoA.S. Polls "Teacher through the eyes of a student" as a tool for improving the management of the educational process in the university // Public administration. Electronic Bulletin Issue No. 32. June 2012

2. GusevA.N. Measurement in psychology: general psychological practice. / A.N. Gusev, Ch.A. Izmailov, M.B. Mikhalevskaya. M.: Smysl, 1997. 286 p.

3. Litvinova T.N., Yudina T.G., Rusinova T.V., LitvinovaM.G. Questioning of first-year students "Studying chemistry through the eyes of a student"// International Journal ofApplied and Fundamental Research. 2017. No. 4-1. Pp. 178-181

4. Potapova S.O., Kuznetsova A.Ya. Questioning as a method of psychological and pedagogical research // Education of a modern person. URL: http://econf.rae.ru/article/8726 (date of access: 04.11.2020).

5. RamendikD.M. General psychology and psychological practice. M .: Forum, 2009. 304 p.

6. Sonin V.A. General psychological workshop. M.: Forum, 2010. 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.