УДК 331.5(045)
Проблемы управляемости рынка труда Северо-Кавказского федерального округа (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
АФАШАГОВ КАНТЕМИР МИХАЙЛОВИЧ, кандидат экономических наук, руководитель Департамента занятости населения Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, Нальчик, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В современных условиях возникновения кризисных явлений в разных отраслях бизнеса актуальной задачей является изучение проблем управляемости рынка труда Северо-Кавказского федерального округа в условиях кризиса с учетом дополнительных ограничений, накладываемых новыми условиями функционирования организаций на рынке. В статье предприняты самостоятельные исследования в определении современных подходов к оценке рынка труда, его потенциала, уровня безработицы, поддержки малого и среднего предпринимательства, сделан прогноз на ближайшие годы.
Предложены меры, которые предпринимаются для снижения напряженности на рынке труда. Аргументы, приведенные в статье, основываются на серьезных статистических и эмпирических данных, собранных по рынку труда Северо-Кавказского федерального округа, а также на результатах анализа практической деятельности.
Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, уровень безработицы, напряженность на рынке труда, баланс трудовых ресурсов, портал «Работа в России», органы службы занятости населения, неформальная занятость.
The Problems of Labour Market Manageability in North Caucasus Federal District (Evidence from Kabardino-Balkaria Republic)
KANTEMIR M. AFASHAGOV, Ph.D. (Economics), Head, Department for population employment in Labour, Employment and Social Security Ministry of Kabardino-Balkaria Republic, Nalchik, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. Under modern conditions of emerging the crisis phenomena in different branches of business the urgent task is to study the problems of labour market manageability in North Caucasus Federal District taking into account the additional limits of organizations' functioning in the market. The article contains the independent researches in defining the modern approaches to labour market assessment, its potential, unemployment level, small and medium entrepreneurship assistance, the forecast for the nearest future is given.
The measures undertaken for decreasing the tension in the labour market are suggested. The arguments given in the article are based on thorough statistic and empirical data gathered in North Caucasus Federal District labour market, as well as on the results of practical activity analysis.
Keywords: labour market, population employment, unemployment level, the tension in the labour market, labour resources balance, portal "Job in Russia", population employment services, non-formal employment.
Настоящая статья посвящена исключительно важной и актуальной теме — ситуации, которая сложилась на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа в целом и Кабардино-Балкарской Республике в частности. Северный Кавказ — самый трудоизбыточный регион Российской Федерации.
Безусловно, 2015 г. для Республики, как и для страны в целом, был достаточно сложным. Однако, несмотря на трудности, Республике удалось сохранить поступательный вектор развития. Кабардино-Балкария — один из регионов страны, где показатели экономики остались в плюсе.
Органами службы занятости Кабардино-Балкарской Республики проведена значительная работа по недопущению ухудшения основных показателей, характеризующих ситуацию на регистрируемом рынке труда.
Так, уровень регистрируемой безработицы в 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. не изменился и составил 2,0% от экономически активного населения Республики, а коэффициент напряженности составил 2,7 единицы. Данные показатели по Кабардино-Балкарской Республике являются одними из самых низких среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
В Республике в полном объеме выполняются «майские» указы Президента России, в том числе в части реализации мероприятий по содействию в трудоустройстве инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места, а также по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Важнейшими задачами для Республики являются создание новых производств, рабочих
мест, повышение эффективности действующих предприятий путем их технического переоснащения, внедрения прогрессивных технологий. На период с 2016 по 2018 г. предполагается приступить к реализации целого ряда инвестиционных проектов, предусматривающих создание свыше 10 тыс. рабочих мест, что позволит повысить уровень жизни населения и улучшить ситуацию в сфере занятости.
В условиях кризиса, как показывает практика, происходит переориентация экономической политики. Имеющиеся ресурсы и резервы предполагается направить на дальнейшее преобразование экономики. Поддержку получат те отрасли, которые оказывают наибольшее влияние на ее рост, а именно: промышленность, транспорт, энергетика, малый и средний бизнес.
В Российский экспортный центр направлены заявки на предоставление услуг по поддержке экспорта Кабардино-Балкарской Республики. Подготовлены предложения о поставках для нужд «Газпрома», «Норникеля», «Ростеха», «Роснефти», «РЖД», «Росгеологии». Всего представлено более 20 наименований групп товаров и оборудования, которые предприятия Республики способны производить уже сегодня либо готовы организовать производство в ближайшее время. Республика продолжит перестройку структуры промышленного комплекса в сторону увеличения удельного веса наукоемких, высокотехнологичных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности.
В настоящее время в промышленности, сельском хозяйстве, туризме, энергетике, на транспорте и в жилищном строительстве Республики реализуются около 40 инвестиционных проектов. В их числе — строительство Зара-гижской ГЭС (завершение намечено на 2016 г.).
Ввод в строй ГЭС позволит увеличить выработку электроэнергии до 40% от общего объема потребления.
Кабардино-Балкарская Республика тесно взаимодействует с зарубежными партнерами. В начале 2016 г. между заводом чистых полимеров «Этана» и государственными корпорациями Китая подписан контракт, который открывает новые возможности для региона, в частности по увеличению доходной базы федерального и республиканского бюджетов. Все эти шаги приведут, безусловно, к решению задачи занятости населения Республики.
Ситуация на рынке труда
Характеризуя ситуацию на рынке труда, следует отметить, что в 2015 г. численность занятого населения в экономике и социальной сфере Кабардино-Балкарской Республики по балансу трудовых ресурсов составила 306,5 тыс. человек. Наибольший удельный вес занятых приходится на сельское хозяйство — 21,1%, обрабатывающие производства — 15,2%, оптовую и розничную торговлю — 13,5%, образование — 10,5%, иные — 39,7%. Численность иностранных граждан, осуществлявших в 2015 г. трудовую деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, составила 2565 человек (т.е. 52% от уровня 2014 г.), или 0,6% от экономически активного населения Республики (ЭАН), и не оказывала существенного влияния на рынок труда. Из указанной численности только 19 человек (т.е. 0,08% от ЭАН) — из стран дальнего зарубежья (в 2014 г. — 387 человек).
Уровень безработицы
Уровень общей безработицы в 2015 г. увеличился на 0,6 процентных пункта и составил 10,1 % к численности экономически активного населения [1, 2]. Уровень регистрируемой безработицы в конце 2015 г. в сравнении с 2014 г. не изменился и составил 2,0% от экономически активного населения Республики, а коэффициент напряженности составил 2,7 единицы. Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, на 1 января 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уве-
личилась на 445 человек и составила 8,9 тыс. человек. На 1 марта 2016 г. показатель зарегистрированной безработицы увеличился и составил 10,1 тыс. человек, или 2,3% к экономически активному населению (в Российской Федерации — 1,3%).
В целом за 2015 г. работодателями была заявлена потребность в 15 273 работниках, что на 33 % (3,8 тыс. вакансий) превысило соответствующий показатель 2014 г. В процентном отношении преобладали свободные места для рабочих (74,3%). В 2015 г. отмечается рост числа обращений граждан в органы службы занятости за предоставлением государственных услуг. За 2015 г. за предоставлением государственных услуг обратились 37,8 тыс. человек (справочно: 2014 г. — 26,1 тыс. человек); из них за содействием в поиске подходящей работы — 23,8 тыс. граждан (справочно: 2014 г. — 20,7 тыс. человек). За указанный период статус безработного получили более 16,7 тыс. жителей Республики (справочно: 2014 г. — 14,5 тыс. человек). Трудоустроено за 2015 г. 8,4 тыс. жителей Республики (справочно: 6,8 тыс. человек в 2014 г.). Уро-вень трудоустройства в 2015 г. составлял 35,2% и превысил на 2,2% значение показателя 2014 г.
Впервые за последние годы средняя продолжительность безработицы значительно снизилась по всем основным категориям безработных граждан и составила в 2015 г. 4,3 мес. (снижение данного показателя составило 14%, или 0,6 мес. по сравнению с 2014 г.).
Высвобождение и неполная занятость работников организаций Республики
Значительное влияние на рынок труда оказывает ситуация с высвобождением и неполной занятостью работников организаций Республики. Указанные факторы еженедельно подвергаются мониторингу со стороны уполномоченного в сфере труда и занятости федерального органа исполнительной власти и становятся предметом для обсуждения у вице-премьера Правительства Российской Федерации, курирующего социальный блок.
За 2015 г. 190 организаций уведомили органы службы занятости населения о предстоящем увольнении работников (за 2014 г. —
173 организации). В течение 2015 г. о предстоящем увольнении по причине сокращения численности или штата работников были предупреждены 4,6 тыс. работников организаций Республики (на 13 % больше по сравнению с показателями 2014 г.), из них уволено 2,2 тыс. человек (на 42% больше аналогичного показателя 2014 г.). Справочно: на конец 2015 г. в режиме неполного рабочего времени в двух организациях Республики работали 234 человека (в 19 раз больше, чем на аналогичную дату 2014 г.). Еженедельно проводится мониторинг ситуации на рынке труда. Организован учет и мониторинг трудоустройства социально уязвимых групп граждан. Соответствующая информация еженедельно направляется в федеральные органы исполнительной власти.
Меры, принимаемые для снижения напряженности на рынке труда
Для принятия оперативных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике образована Межведомственная комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Кабардино-Балкарской Республике; утвержден новый состав
Республиканского координационного комитета содействия занятости населения, который включает 26 членов — представителей министерств и ведомств Республики, объединений работодателей, общественных объединений и учебных заведений; утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Кабардино-Балкарской Республике в 2015 году и на 2016-2017 годы (рис. 1).
Органы службы занятости Кабардино-Балкарской Республики активно прорабатывают вопросы трудоустройства граждан Республики через вакансии, размещаемые на портале «Работа в России». Проведены необходимые организационные мероприятия, в том числе информирование населения о работе портала через СМИ. Например, количество вакансий, размещенных на портале по состоянию на конец марта 2016 г., составило 649 единиц, а рабочих мест — 2540. Количество граждан, самостоятельно разместивших свое резюме на данном портале, составило 177 человек.
В целях повышения уровня занятости населения реализуется комплекс мер, направленных на повышение трудовой мобильности жителей Республики. Заключено соглашение о взаимодействии и взаимном
Наименование показателя 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Уровень общей безработицы, % (по методологии МОТ) 10,5 9,5 10,1
Уровень регистрируемой безработицы, % 2,2 2,0 2,0
Коэффициент напряженности 2,7 2,6 2,7
Количество безработных, человек 8499 8409 8854
Количество вакансий, единиц 3335 3379 3345
Количество организаций, подавших сведения о сокращении работников 118 173 190
Численность работников, находившихся под угрозой увольнения (за год), тыс. человек 2,1 4,1 4,7
Фактически уволено (за год), тыс. человек 1,5 1,5 2,3
Рис. 1. Основные показатели рынка труда в 2013-2015 гг.
обмене информацией между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Реализуются мероприятия по содействию гражданам в переезде в другие регионы страны в целях трудоустройства. За 2015 г. оказаны государственные услуги по подбору подходящей работы 124 гражданам Республики, изъявившим желание трудоустроиться в другой местности, с использованием банка вакансий портала «Работа в России».
Также необходимо отдельно отметить работу, проводимую по следующим направлениям, — трудоустройство инвалидов и выпускников образовательных учреждений (рис. 2).
Так, в 2015 г. в органы службы занятости Республики обратились за содействием в поиске подходящей работы 1197 инвалидов, из них признаны безработными 1056 человек, при содействии службы занятости нашли работу 327 инвалидов, профориентационные услуги и психологическую поддержку получили
Инвалиды
531 человек указанной категории, на профессиональное обучение согласно индивидуальным программам реабилитации направлен 31 инвалид, которые были признаны в установленном порядке безработными. Во временных и общественных работах, организуемых службой занятости, приняли участие 168 инвалидов, услугу по социальной адаптации на рынке труда получили 110 граждан данной категории. В 2015 г. на рынок труда Республики вышли 7,6 тыс. выпускников образовательных учреждений, что на 1,5 тыс. человек больше, чем в 2014 г. За 2015 г. трудоустроено 5,7 тыс. человек, что почти на 990 человек больше уровня 2014 г.
Справочно:
Год Число Трудоустроено (%) выпускников
2013 7185 5110 (71,1)
2014 6088 4750 (78,0)
2015 7633 5740 (75,2)
2016 5700 X (60-65)
(прогноз)
Год Численность обратившихся Трудоустроено % трудоустройства
2013 1186 253 21,3
2014 1098 250 22,8
2015 1197 327 27,3
Выпускники образовательных учреждений
Год Численность обратившихся Трудоустроено % трудоустройства
2013 7185 5110 71,1
2014 6088 4750 78
2015 7633 5740 75,2
2016 (прогноз) 5700 70-75
Рис. 2. Трудоустройство отдельных категорий граждан
В 2015 г. в органы службы занятости населения Республики за государственной услугой в поиске подходящей работы обратились 752 выпускника профессиональных учебных заведений, из них трудоустроен 101 выпускник всех уровней профессионального образования.
Реализация инвестиционных проектов
Снижению численности безработных, повышению занятости жителей Кабардино-Балкарской Республики и ослаблению оттока квалифицированной рабочей силы в другие регионы будет способствовать реализация в Республике ряда инвестиционных проектов.
В настоящее время актуализирован перечень наиболее крупных инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в различных отраслях экономики Республики: промышленность, энергетика, транспорт, агропромышленный комплекс, туризм, жилищное хозяйство, экология. Общая стоимость проектов составляет свыше 90 млрд руб. Количество создаваемых
рабочих мест около 14 тыс. На период с 2016 по 2020 г. предполагается приступить к реализации ряда инвестиционных проектов, предусматривающих создание свыше 10 тыс. рабочих мест, что позволит повысить уровень жизни населения и улучшить ситуацию в сфере занятости (наиболее крупные представлены на рис. 3,4).
Поддержка малого и среднего предпринимательства
На реализацию мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2015 г. было предусмотрено 51,7 млн руб., что позволило в том числе создать свыше 180 новых рабочих мест. Указанные средства были направлены на финансовую и имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, поддержку социальных и инновационных проектов, развитие инфраструктуры малого бизнеса.
Количество
Проект новых рабочих мест
Строительство завода по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ)
пищевого и текстильного назначения производственной мощностью 2500
486 тыс. т в год
Создание инновационного горно-металлургического комплекса на базе 1000
Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения
Создание производства современной цифровой медицинской рентгеновской техники 280
Производство европрицепов и дисков для автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и лесной техники 273
Реконструкция и техническое перевооружение производства правящего и
шлифовального алмазного инструмента с целью обеспечения предприятий 200
ОПК и машиностроения высококачественным алмазным инструментом
Производство трехкомпонентных шприцев однократного применения 120
Иные 87
Итого 4730
Рис. 3. Крупные инвестиционные проекты, реализуемые в сфере промышленности в Кабардино-Балкарской Республике в 2016-2020 гг.
Рис. 4. Крупные инвестиционные проекты, реализуемые в агропромышленном комплексе в Кабардино-Балкарской Республике в 2016-2020 гг.
Проект Количество рабочих мест
Строительство птицекомплекса по производству 18 670 т бройлера и 11 980 т
мяса индейки в едином технологическом цикле суммарной мощностью 1800
30 650 т мяса в год
Строительство откормочной площадки для бройлеров; производственных
мощностей по производству мяса птицы; завода по убою и переработке мяса 1600
птицы. Увеличение производства племенного и товарного яйца
Строительство высокотехнологичного тепличного комплекса производственной площадью 100 га 240
Создание мощностей по производству комбикорма и компонентов 200
комбикормовой продукции 160 тыс. т в год
Строительство современного модернизированного фруктохранилища 120
с встроенным холодильным оборудованием вместимостью 30 тыс. т сырья
Строительство консервного завода по производству томатной пасты мощностью 33,5 тыс. т в год 150
Иные 340
Итого 4450
Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения
В рамках государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики на 2013-2020 годы» [3] разработана программа по снижению напряженности на рынке труда в 2016 г., предполагаемый объем средств, необходимых для реализации указанной программы, составляет 24,4 млн руб. (в том числе субсидия из федерального бюджета — 23,1 млн руб.).
Реализация указанной программы позволит:
• организовать временную занятость 485 работников организаций, находящихся под риском увольнения, в том числе — ОАО «Терекал-маз» (185 человек), ОАО «Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры» (190 человек), ОАО «Телемеханика» (110 человек);
• обеспечить занятость 12 инвалидов путем создания инфраструктуры, обеспечивающей доступность рабочего места для инвалида и наставника.
Прогноз на ближайшие годы
Исходя из ожидаемого развития экономической ситуации, численность занятых в экономике несколько увеличится и составит в 2016 г. 310,2 тыс. человек (справочно: 2015 г. — 306,5 тыс. человек), а к 2018 г. — 315,2 тыс. человек [4].
Численность лиц, не имеющих работы и классифицируемых в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) как безработные, несколько снизится — от 43,2 тыс. человек в 2015 г. до 42,9 тыс. в 2016 г. и 42,6 тыс. человек в 2018 г.
В целом реализация указанных мероприятий с учетом поддержки республиканской программы дополнительных мер на федеральном уровне позволит сохранить показатель регистрируемой безработицы к концу 2016 г. на уровне не более 2,3% от экономически активного населения, а уровень занятости населения — не ниже 58%.
Неформальная занятость
Безусловно, другим важнейшим направлением деятельности органов служб занятости является
снижение неформальной занятости. Результаты работы по данному направлению направляются в Федеральную службу по труду и занятости в установленном порядке. Всего количество работников, с которыми заключили трудовые договоры с начала 2015 г., составило 7122 человека, выполнение планового показателя по Кабардино-Балкарской Республике составило 18,5 % (справочно: третье место в Северо-Кавказском федеральном округе).
В целях эффективной и конструктивной работы в данном направлении в 2015 г.:
• утверждены и доведены до органов местного самоуправления Методические рекомендации по вопросам легализации трудовых отношений;
• организована информационно-разъяснительная работа с населением с привлечением СМИ (статьи в районных, городских периодических изданиях, баннеры, листовки, информационные стенды, памятки) о негативных последствиях для работников осуществления ими работы без оформления трудовых отношений и получения неофициальной заработной платы, а также о мерах ответственности для работодателей за использование труда наемных работников без должного оформления с ними трудовых отношений;
• проведена ежемесячная работа по выявлению налогоплательщиков, уплачивающих налоги на доходы физических лиц с сумм заработной платы, начисленной ниже минимального размера оплаты труда, а также по выявлению страхователей, уплачивающих страховые взносы с сумм заработной платы, начисленной ниже минимального размера оплаты труда;
• проведены совместные сверки отделений Пенсионного фонда России по Кабардино-Балкарской Республике и Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике в целях выявления юридических и физических лиц, уклоняющихся от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; проведены совместные рейды по предприятиям, в отношении которых имеется информация о выплате «серой» заработной платы.
В настоящее время подписано дополнительное Соглашение между Федеральной службой по труду и занятости и правительством Кабардино-Балкарской Республики о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости на 2016 г. В соответствии с данным соглашением в срок до 31 декабря 2016 г. должно быть обеспечено достижение значений контрольных показателей по снижению неформальной занятости в Республике, что будет соответствовать снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, на 35 266 человек.
На комиссии по вопросам легализации трудовых отношений и погашения задолженности по заработной плате были утверждены показатели по снижению неформальной занятости в Кабардино-Балкарской Республике на 2016 г. в разрезе муниципальных районов и городских округов. По состоянию на март 2016 г. количество выявленных работников, с которыми не заключены трудовые договоры, составляет 1524 человека, из них с 943 заключены трудовые договоры (исполнение планового показателя составило 2,7%). Работа в данном направлении продолжается.
Литература
1. Краткосрочные экономические показатели Кабардино-Балкарской Республики: статистический сборник. Нальчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике, 2015. 94 с.
2. Краткосрочные экономические показатели Кабардино-Балкарской Республики: статистический сборник. Нальчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике, 2014. 92 с.
3. Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/44989602/51131225/?mode=fUll (дата обращения: 10.06.2016).
4. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 октября 2015 г. № 249-ПП «О прогнозе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» // Портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://pravitelstvo.kbr.ru/documents/post/index. php?ELEMENT_ID=7204 (дата обращения: 10.06.2016).
References
1. Kratkosrochniye ekonomicheskiye pokazateli Kabardino-Balkarskoy Respubliki: statisticheskiy sbornik [Short-term economic indicators of Kabardino-Balkaria Republic: statistic collection]. Nalchik, Territorial Body of Federal Service State Statistics in Kabardino-Balkaria Republic, 2015, 94 p. (in Russian).
2. Kratkosrochniye ekonomicheskiye pokazateli Kabardino-Balkarskoy Respubliki: statisticheskiy sbornik [Short-term economic indicators of Kabardino-Balkaria Republic: statistic collection]. Nalchik, Territorial Body of Federal Service State Statistics in Kabardino-Balkaria Republic, 2014, 92 p. (in Russian).
3. Gosudarstvennaya programma Kabardino-Balkarskoj Respubliki "Sodejstvie zanyatosti naseleniya Kabardino-Balkarskoj Respubliki na 2013-2020 gody" [State Programme of Kabardino-Balkaria Republic "Assisting the population employment of Kabardino-Balkaria Republic for the period of 20132020"]. Available at: http://docs.pravo.ru/document/view/44989602/51131225/?mode=full (Accessed 10 June 2016) (in Russian).
4. Postanovlenie Pravitel'stva Kabardino-Balkarskoj Respubliki ot 30 oktyabrya 2015 goda № 249-PP "O prognoze social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Kabardino-Balkarskoj Respubliki na 2016 god i na planovyj period 2017 i 2018 godov" [The Government Decree of Kabardino-Balkaria Republic dated 30 October 2015 No. 249-PP "About social-economic development forecast of Kabardino-Balkaria Republic for the period of 2016 and for planned period of 2017 and 2018"] // The Government portal of Kabardino-Balkaria Republic. Available at: http://pravitelstvo.kbr.ru/documents/post/index. php?ELEMENT_ID=7204 (Accessed 10 June 2016) (in Russian).
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
Государственно-частное партнерство: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. И.Н. Ткаченко. М.: Юрайт, 2016. 188 с.
В пособии рассмотрены теоретические основы государственно-частного партнерства (ГЧП), вопросы управления ГЧП-проектами и их финансирования, механизмы эффективной организации партнерства государства и бизнеса. Раскрыт опыт развития ГЧП в регионах России, приведены примеры конкретных проектов, реализованных в Свердловской области - одном из регионов - лидеров в сфере ГЧП. В пособии освещено прикладное применение технологий управления ГЧП-проек-
WV тами, представлены инструментарий и методика управления портфелем проектов
) мгттЯ ГЧП, что позволяет студентам получить специфические для данной профессиональной сферы умения и навыки по принятию эффективных управленческих решений на основе овладения технологиями проектного менеджмента и управления портфелем проектов, реализуемых при участии государства и бизнеса. При отсутствии методологических разработок в сфере управления портфелем ГЧП-проектов данное учебное пособие представляет интерес не только для студентов, слушателей программ повышения квалификации, но и для практиков бизнеса, государственных структур управления при отборе, реализации, мониторинге проектов ГЧП и управлении портфелем ГЧП-проектов.