Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
538
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
система здравоохранения / управление / реформа / здоровье населения / обязательное медицинское страхование / местное самоуправление / health care system / management / reform / public health / compulsory health insurance / local self-government

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черных В.П.

Вопросы, затрагивающие область здравоохранения, всегда были и остаются актуальными, поскольку сохранение и укрепление здоровья нации является приоритетной задачей для любого государства. Общее состояние и развитие системы здравоохранения во многом обусловлены эффективностью управления данной сферой, а наличие управленческих проблем затрудняют процесс обеспечения граждан качественной и доступной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT PROBLEMS IN THE HEALTHCARE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Issues affecting the field of health care have always been and remain relevant, since the preservation and strengthening of the health of the nation is a priority for any state. The overall state and development of the health care system is largely due to the effectiveness of the management of this area, and the presence of management problems complicate the process of providing citizens with high-quality and affordable medical care.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 351.77

Черных В.П. студент

Оренбургский государственный университет Научный руководитель: Колмыкова М.А., к.с.н.

доцент

Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Вопросы, затрагивающие область здравоохранения, всегда были и остаются актуальными, поскольку сохранение и укрепление здоровья нации является приоритетной задачей для любого государства. Общее состояние и развитие системы здравоохранения во многом обусловлены эффективностью управления данной сферой, а наличие управленческих проблем затрудняют процесс обеспечения граждан качественной и доступной медицинской помощи.

Ключевые слова: система здравоохранения, управление, реформа, здоровье населения, обязательное медицинское страхование, местное самоуправление.

Chernykh V.P. student of Orenburg State University Scientific supervisor: Kolmykova M.A., Candidate of Social Sciences

associate professor Orenburg State University Russia, Orenburg

MANAGEMENT PROBLEMS IN THE HEALTHCARE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: Issues affecting the field of health care have always been and remain relevant, since the preservation and strengthening of the health of the nation is a priority for any state. The overall state and development of the health care system is largely due to the effectiveness of the management of this area, and the presence of management problems complicate the process of providing citizens with high-quality and affordable medical care.

Keywords: health care system, management, reform, public health, compulsory health insurance, local self-government.

Система здравоохранения, представляющая собой целый комплекс организаций, институтов, ресурсов, основной целью которых выступает улучшение здоровья граждан, является одной из центральных и основополагающих целей государственной политики Российской Федерации, поскольку состояние здоровья каждого гражданина страны непосредственно влияет на темпы роста валового внутреннего продукта, эффективность и качество трудовой деятельности, воспроизводство человеческих ресурсов.

Согласно Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. государство выдвигается в виде гаранта социальной защиты прав и интересов граждан в области охраны здоровья, вместе с тем устанавливается высокая значимость системы здравоохранения в процессе функционирования органов государственной власти [1].

Общее состояние системы здравоохранения зависит от эффективности управления рассматриваемой системой. Большая ответственность за ее функционирование возложена не только на Правительство Российской Федерации и Министерство здравоохранения России, но и на руководящие и компетентные органы регионального и местного уровней, осуществляющие управление здравоохранением в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах.

Таким образом, управление системой здравоохранения представляет собой, основополагающую и сложную задачу большой совокупности государственных и общественных институтов, в том числе целого ряда структур управления и секторов экономики, которая реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Реформа здравоохранения, осуществляемая в России на современном этапе развития общества, считается масштабной и всеобъемлющей, и охватывает такие направления, как повышение качества и доступности медицинской помощи, а также институциональные преобразования, в частности, совершенствование законодательного регулирования в области здравоохранения, системы медицинского страхования, структурное изменение медицинской отрасли, распространение частного сектора здравоохранения.

Несмотря на проведение активной модернизации в области здравоохранения и достигнутые результаты реформы, наблюдается тенденция ухудшения здоровья населения страны, которая подтверждается высокими показателями смертности, заболеваемости и низкими значениями средней продолжительности жизни. Вследствие сложившихся противоречий необходимо уделить особое внимание проблемам, касающимся организации и управления системой здравоохранения.

В настоящее время необходимо выделить следующие проблемы, которые существует в управлении системой здравоохранения России:

1 Финансовая фрагментарность и бюджетный дисбаланс [2]. Сущность данной проблемы заключается в следующей ситуации: потребитель оплачивает предоставленные ему медицинские услуги в бюджет государства, при этом государство не располагает в полной мере возможностями эффективно распределять полученные средства, например, обеспечить повышения уровня технической оснащенности.

В связи со сложившимися особенностями в системе здравоохранения России возникает проблема существования двуканального финансирования. В результате преобразования модели системы здравоохранения к негосударственной схеме страхования государство оставило за собой лечебную сеть и некоммерческую форму изъятия страховых финансовых ресурсов посредством социального налога и бюджета, а полномочия по прямому финансированию поручило коммерческим субъектам. В конечном итоге возникла система, в которой функционируют медицинские организации, территориальные фонды Обязательного медицинского страхования (ОМС), реализующие административные, расчетно -экспертные и резервно-финансовые функции.

2 Организационные барьеры и дублирование управленческих функций [2]. Суть рассматриваемой проблемы кроется в отсутствии четкого разделения полномочий и функций в области государственного управления здравоохранением. В настоящий момент функционирует внушительное количество медицинский учреждений, большинство из которых дублируют друг друга в своих функциях (медицинские подразделения, департаменты и другие). Существование подобного дублирования полномочий является причиной для неоперативности, неуправляемости и отсутствия функциональности в управлении здравоохранением.

Одним из необходимых элементов в структуре органов управления здравоохранением считается Фонд обязательного медицинского страхования. Несмотря на высокую значимость данного института, его миссия не до конца определена. Фонд обязательного медицинского страхования, а также его территориальные подразделения одновременно производят административные и контрольные функции.

Сама модель обязательного медицинского страхования представлена таким образом, что в ней отсутствует вертикаль «Фонд обязательного медицинского страхования - территориальные фонды», что сводится к тому, что региональные органы управления напрямую не подчиняются федеральным органам.

Помимо этого, модель ОМС имеет и другие актуальные проблемы такие, как:

- отсутствие регламентированных способов и инструментов принятия управленческих решений;

- сохранение системы регулирования, в которой присутствуют медицинские организации с повышенным уровнем теневых выплат;

- нехватка усовершенствованных способов планирования, направленных на повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения;

- отсутствие информационно-аналитического инструмента управления функционированием лечебно-профилактических учреждений;

- недостатки в системе подготовки профессиональных кадров в здравоохранении.

3 Утрата Министерством здравоохранения Российской Федерации вертикали управления [3]. В связи с переходом в сфере здравоохранения в 90-х годах прошлого столетия от централизованной системы управления к децентрализованной Министерство здравоохранения потеряло возможность непосредственно воздействовать на процессы в региональном здравоохранении. Данный орган утратил свою способность в стратегическом планировании, в координации и выравнивании, что привело к негативным последствиям таким, как сокращение уровня ответственности и системности в управлении.

4 Ликвидация муниципального здравоохранения. В период 2012-2014 гг. в регионах России были реализованы мероприятия по ликвидации муниципального здравоохранения с последующей передачей полномочий государственной власти на уровень субъектов Российской Федерации [4]. В статье 16 «Вопросы местного значения муниципального, городского округа» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 года №131-Ф3 в действующей редакции (от 29.12.2020 г.) теперь отсутствует упоминание о возможности организации на местном уровне предоставления первичной медико-санитарной помощи [4]. В настоящий момент функции органов местного самоуправления в области здравоохранения сводятся к обеспечению условий для оказания медицинских услуг населению, информированию населения о заболеваниях, несущих угрозу для окружающих, санитарно-гигиеническому просвещению, осуществлению мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. Вместе с тем способы и инструменты по взаимодействию органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, также, как и финансовое и ресурсное обеспечение данного взаимодействия в настоящее время не утверждены. Ликвидация муниципального здравоохранения повлекло за собой совокупность неблагоприятных социальных последствий в виде ухудшения качества оказываемой медицинской помощи, кардинального сокращения числа сельских

медицинских учреждений, дефицита медицинского персонала, неблагоприятной тенденции к снижению показателей здоровья населения. В силу того, что государственная власть в субъектах не способна реализовывать достаточно дифференцированную и специфичную политику относительно каждого муниципалитета в соответствии с его культурными, этническими, социальными и экономическими особенностями, произошли внушительные структурные изменения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что управление российской системой здравоохранения претерпевает значительные проблемы и пребывает в критическом состоянии. В России за последнее десятилетие получилось организовать функционирующую структуру органов управления в области охраны здоровья граждан, однако вопрос об его эффективности остается открытым на сегодняшний день. Управленческие проблемы затрагиваются во всех предлагаемых концепциях и программах реформы системы здравоохранения. Вместе с тем, в силу объективных социально-экономических и политических причин еще не удалось построить такую систему управления, которая в полной мере бы обеспечивала стабильное и достойное развитие сферы охраны здоровья граждан.

Использованные источники:

1. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. [Электронный ресурс]. -URL: https://static1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/023/688/original/ Протокол_№ 13_Приложение_3а^1? 1423140528.

2. Сергеенко, И. А. Проблемы управления системой здравоохранения / И. А. Сергеенко // Экономика и эффективность организации производства. - 2016.

- № 11. - С. 196-200.

3. Голубенков, В. А. О некоторых проблемах управления здравоохранением в Российской Федерации [Электронный ресурс]/ В. А. Голубенкова// Наука молодых - Eruditio Juvenium. -2018. - №4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-upravleniya-zdravoohraneniem-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.05.2021).

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс].: фед. закон от 06.10.2003 №131// Консультант Плюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - Москва: Консультант Плюс, 19972020. - URL: http://www.consultant.ru.

5. Шахабов, И. В. Разделение компетенций между государственной властью и местным самоуправлением в сфере здравоохранения/ И. В. Шахабов, Ю. Ю. Мельников, А. В. Смышляев// Научное обозрение. Медицинские науки.

- 2020. - №5. - С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.