Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОМИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фомичева Наталья Валерьевна

В статье представлено изучение организации деятельности муниципальной власти Республики Коми в сфере здравоохранения, изучены аспекты деятельности муниципалитетов в сфере здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фомичева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MUNICIPAL HEALTH CARE MANAGEMENT ON THE EXAMPLE OF MUNICIPALITIES OF THE KOMI REPUBLIC

The article presents the study of the organization of the activities of the municipal authorities of the Republic Aspects of the activities of municipalities in the field of health care, referred to the subjects of local self-government, are studied in the Komi Republic in the field of health care.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ»

Организация муниципального управления здравоохранением на примере муниципальных образований Республики Коми

Organization of municipal health care management on the example of municipalities of the

Komi Republic

Фомичева Наталья Валерьевна

Студент 1 курса

Факультет Система государственного и муниципального управления Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский

финансово-промышленный университет «Синергия».

129090, Россия, город Москва, ул. Мещанская, д. 9/14, стр. 1

e-mail: fomichevanat@yandex. ru

Fomicheva Natalia Valeryevna

Student 1 term

Faculty of The system of state and municipal administration Non-state educational private institution of higher education " Moscow Financial and Industrial University

"Synergy".

129090, Russia, Moscow, Meshchanskaya str., 9/14, p. 1 e-mail: fomichevanat@yandex.ru

Аннотация.

В статье представлено изучение организации деятельности муниципальной власти Республики Коми в сфере здравоохранения, изучены аспекты деятельности муниципалитетов в сфере здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Annotation.

The article presents the study of the organization of the activities of the municipal authorities of the Republic Aspects of the activities of municipalities in the field of health care, referred to the subjects of local self-government, are studied in the Komi Republic in the field of health care.

Ключевые слова: Республика Коми, здравоохранение, муниципальное управление.

Key words: Komi Republic, health care, municipal administration.

Здравоохранение является одним из основных подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования.

Деятельность муниципальной системы здравоохранения направлена на удовлетворение жизненно важной потребности человека в медицинской помощи. Показатели здоровья населения в значительной мере влияют на политику органов местного самоуправления, вынуждают выделять финансовые средства, улучшать материально-техническую базу здравоохранения.

Республика Коми (РК) - субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа, расположена на северо-востоке Европейской части России. Площадь РК занимает 416,8 тыс. кв. км (2,4% площади России). Плотность населения составляет 2,1 человек на 1 кв. км. Административно -территориальное деление включает: 12 районов, 10 городов, 749 поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Муниципальное устройство Республики Коми представлено 5 городскими округами, 15 муниципальными районами.

Большая протяженность территории, значительная удаленность части населенных пунктов, низкая транспортная доступность, а в определенные периоды недоступность части территорий проживания в сельской местности, складываются в значительные проблемы и трудности с оказанием всех видов медицинской помощи населению, что определяет политику управления здравоохранением в муниципалитетах Республики Коми.

Организация здравоохранения на территории муниципальных образований Республики Коми представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура здравоохранения в муниципальных образованиях Республики Коми

Для оказания медицинской помощи жителям Республики Коми функционирует сеть медицинских учреждений, представленная 60 медицинскими организациями, из них первичную медико -санитарную помощь населению оказывают 30 медицинских организаций, только первичную специализированную медико -санитарную помощь населению оказывают 4 медицинские организации.

В Республике Коми из 757 населенных пунктов 84 населенных пункта с низкой плотностью населения (менее 100 чел.) не доступны для оказания первичной медико-санитарной помощи в установленный Министерством здравоохранения Российской Федерации норматив (населенные пункты с численностью до 100 чел., находящихся на расстоянии более 6 км от ближайшей медицинской организации, оказывающей ПМСП) и 0 населенных пунктов, недоступных для оказания первичной медико-санитарной помощи в установленный Министерством здравоохранения Российской Федерации норматив (для населенных пунктов численностью свыше 100 чел.).

Из 84 недоступных для первичной медико-санитарной помощи населенных пунктов (менее 100 чел.) 5 находятся в МО ГО "Воркута", 2 населенных пункта - в МО ГО "Инта", 4 - в МО ГО "Усинск", 1 - в МО ГО "Ухта", 3 - в МО ГО "Вуктыл", 2 - в МО МР "Ижемский", 6 - в МО МР "Княжпогостский", 1 - в МО МР "Койгородский", 2 - в МО МР "Корткеросский", 3 - в МО МР "Печора", 8 - в МО МР "Прилузский", 2 - в МО МР "Сосногорск", 8 - в МО МР "Сыктывдинский", 1 - в МО МР "Сысольский", 10 - в МО МР "Троицко-Печорский", 11 - в МО МР "Удорский", 6 - в МО МР "Усть-Вымский", 5 - в МО МР "Усть-Куломский", 4 - в МО МР "Усть-Цилемский".

Постановлением Правительства Республики Коми от 15 декабря 2020 г. №604 утверждена Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Республики Коми, в которой определены основные приоритеты и направления развития здравоохранения в муниципальных образованиях.

На территории Республики Коми, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 20 ноября 2012 года №498 «О передаче в государственную собственность Республики Коми муниципальных учреждений здравоохранения» с 1 января 2013 года муниципальные учреждения здравоохранения переданы в государственную (республиканскую) собственность, что связано с вступлением в силу с 1 января 2012 года вступила в силу 1-я глава Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В настоящее время оказание медицинской помощи происходит исключительно за счет средств фонда ОМС и республиканского бюджета. Вместе с тем у органов местного самоуправления остаются самостоятельные полномочия в данной отрасли. В рамках бюджетных полномочий при желании они могут финансировать мероприятия, касающиеся охраны здоровья населения.

В частности, это касается создания благоприятных условий для работы специалистов в медицинских и фармацевтических учреждениях, обеспечения жильем, подготовки и привлечения кадров. Реализация полномочий органами государственной власти и передача учреждений здравоохранения в республиканскую собственность позволили создать более гибкую систему управления здравоохранением республики, направить финансовые и материальные ресурсы на оперативное решение задач в сфере здравоохранения.

В Республике Коми функционируют 90 учреждений здравоохранения - юридических лиц государственной формы собственности, 66 из которых осуществляют деятельность в системе обязательного медицинского страхования.

Большинство учреждений здравоохранения имеет в своем составе обособленные структурные подразделения (филиалы, участковые больницы, врачебные амбулатории, фельдшерско - акушерские пункты и др.)

Классификация учреждений здравоохранения приведена на рисунке 2.

Рисунок2. Классификация учреждений здравоохранения Республики Коми

Федеральное законодательство возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в

амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами [5, С. 216].

Для осуществления взаимодействия и координации действий с органами муниципальной власти и обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми, Постановлением Правительства Республики Коми от 21 января 2013 г. № 11 было создано Государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми (сокращенное наименование: ГКУ РК «Центр обеспечения деятельности М3 РК» далее - Учреждение).

Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Коми осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми. Учреждение имеет территориальные структурные подразделения в городах Сыктывкар и Ухта.

На территории МО ГО «Сыктывкар» функционирует Сыктывкарский отдел организации медицинской помощи населению.

Отдел осуществляет: организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, расположенных в следующих муниципальных образованиях:

МО ГО «Сыктывкар»;

МР «Сыктывдинский»;

МР «Сысольский»;

МР «Прилузский»;

МР «Усть-Куломский»;

А также осуществляет рассмотрение обращений граждан и юридических лиц; личный прием граждан и представителей юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

На территории МОГО «Ухта» функционирует Ухтинский отдел организации медицинской помощи населению.

Отдел осуществляет: организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, расположенных в следующих муниципальных образованиях:

МО ГО «Ухта»;

МО ГО «Усинск»;

МР «Вуктыльский»;

МР «Ижемский»;

МР «Сосногорский»;

МР «Троицко-Печорский»;

МР «Усть-Цилемский»;

МР «Печорский»;

А также осуществляет рассмотрение обращений граждан и юридических лиц; личный прием граждан и представителей юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

Для обеспечения организации и управления здравоохранением в г. Воркута, г. Инта, на базе ГБУЗ РК «Воркутинская поликлиника» создан отдел по координации между медицинскими учреждениями и другими ведомствами, а также по работе с обращениями граждан МО ГО Воркута и МО ГО Инта.

Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг, исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения. Основной целью Учреждения является

вспомогательная деятельность в области государственного управления в системе здравоохранения по выполнению работ (оказанию услуг) для обеспечения реализации отдельных полномочий Министерства здравоохранения Республики Коми.

Деятельность Учреждения осуществляется путем заключения соглашений или других нормативных актов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на основании бюджетной сметы, утвержденной органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Но, учредив ГКУ РК «Центр обеспечения деятельности М3 РК» ряд функций остались в компетенции органов местного самоуправления, такие как:

- органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для лечебно -профилактических учреждений;

- осуществляют контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач.

А так же для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.

Одной из важных задач органов местного самоуправления является обеспечение санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарной благополучия населения [2].

В настоящее время перед муниципальным здравоохранением Республики Коми поставлен ряд задач, реализация которых зависит от системы управления муниципальным здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие в сфере здравоохранения. В условиях острого дефицита бюджетных средств обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует оптимального использования предназначенных для этого ресурсов, что, в свою очередь, предполагает выбор приоритетов развития здравоохранения, определения и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 (ред. от 03.12.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Атаманчук В.Г. Государственное управление. М.: Юридическая литература, 2015. - 460 с.

4. Сенченко, А.Ю. К вопросу о преобразовании учреждения здравоохранения в медицинскую автономную некоммерческую организацию / А.Ю. Сенченко // Здравоохранение Российской Федерации, 2006. — № 2. — С. 30 — 31.

5. Волгин И.А. Социальное государство. М.: Дашков и К, 2008. - 416 с.

6. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир, 2015. - 240 с.

7. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения / В.Ю.Семенов. - М.: МЦФЭР, 2004. - 648 с.

8. Модернизация российского здравоохранения: 2008-2020 годы, - М, Издательский дом ГУ -ВШЭ,2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.