Научная статья на тему 'Проблемы управления в области обращения отходов производства и потребления'

Проблемы управления в области обращения отходов производства и потребления Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
289
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / MANAGING PRODUCTION WASTE / ECOLOGICAL SITUATION / PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бездудная А.Г., Венгерцев В.Г., Чернышова К.О.

В статье показано, что современная экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высокой степенью загрузки территорий для размещения отходов производства и потребления, а также увеличением площадей, служащих для данных целей. Раскрываются проблемы совершенствования управления в области обращения с отходами производства и потребления, в частности необходимости создания единой цифровой информационной базы на федеральном уровне, позволяющей повысить эффективность деятельности в данном направлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing production and consumption waste: problems of management (Russia, St. Petersburg)

The article shows that the present-day ecological situation in the Russian Federation is characterized by a high degree of pressure upon territories of production and consumption waste disposal, as well as expanding of territories allocated for these purposes. The authors focus on the possibilities of managerial improvement in the sphere of waste disposal, particularly stressing the importance of creating a unified digital information database on the federal level, which would allow for a more effective functioning of the waste disposal system

Текст научной работы на тему «Проблемы управления в области обращения отходов производства и потребления»

ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

A.Г. Бездудная,

зав. кафедрой менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук annaspbru@yandex.ru

B.Г. Венгерцев,

старший преподаватель кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук ekodraiv2015@yandex.ru

К.О. Чернышова,

магистрант кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета

k.chernyshova95@mail.ru

В статье показано, что современная экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высокой степенью загрузки территорий для размещения отходов производства и потребления, а также увеличением площадей, служащих для данных целей. Раскрываются проблемы совершенствования управления в области обращения с отходами производства и потребления, в частности необходимости создания единой цифровой информационной базы на федеральном уровне, позволяющей повысить эффективность деятельности в данном направлении.

Ключевые слова: обращение с отходами производства, экологическая ситуация, отходы производства и потребления

ББК 65.291.5

Сложившуюся ситуацию в Российской Федерации в области обращения отходов производства и потребления нельзя назвать оптимальной с точки зрения обеспечения условий экологической безопасности и эффективной с экономической точки зрения. Анализируя общую ситуацию развития национальной экономики Российской Федерации в последнее время, можно сделать вывод, что рост промышленного производства формирует благоприятные условия для развития экономики, создаёт предпосылки для демографического роста и увеличения территориальных промышленных агломераций. В то же время, как показывает практика, при условии пропорционального увеличения общей массы отходов за счёт увеличения промышленных мощностей и численности экономически активного населения, создаёт условия для неэффективного обращения с отходами. Это, в свою очередь, ведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов и представляет реальную угрозу жизнедеятельности населения.

Вопросы, касающиеся образования отходов производства и потребления, объем которых увеличивается, в том числе и в силу того, что отходы производства не используются в качестве вторичного сырья, приобрели нарастающий характер экологической и экономической угрозы. В связи с этим современная экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высокой степенью загрузки территорий для размещения отходов производства и потребления, а также увеличением площадей, служащих для данных целей.

Ежегодно по всей России образуется приблизительно 6 млрд тонн отходов, при этом около 9 тыс. га пригодных земель ежегодно отдается под полигоны и санкционированные свалки твердых бытовых отходов, к которым относятся товары и пред© ПСЭ, 2018

меты, потерявшие свои потребительские свойства. В результате площадь земель, загрязненных несанкционированными свалками, продолжает увеличиваться.

Организация системы безопасного обращения с отходами производства и потребления является объектом государственного регулирования, так как именно законы и подзаконные акты, принимаемые регулятором, создают предпосылки формирования правовой базы для осуществления целенаправленной управленческой деятельности в области организации и контроля состояния окружающей среды и обеспечения прочих условий экологической безопасности при обращении с отходами.

В настоящий момент отсутствует необходимая структура и методы, позволяющие обеспечивать систему эффективного государственного управления в области обращения отходов производства и потребления, поскольку существующие законы и подзаконные акты имеют противоречивый характер, создающий условия для экологических правонарушений. В дальнейшем это ведет к образованию несанкционированных свалок, превышению уровня предельно допустимой концентрации (ПДК) сбросов и выбросов, росту опасных отходов от производственной деятельности хозяйствующих субъектов и т.д.

Отходы производства и потребления многочисленны и имеют разнообразное влияние на создание оптимальных условий экологической и экономической безопасности жизнедеятельности населения, и, как следствие, оптимального использования природных ресурсов.

Для Российской Федерации наиболее сложными экологическими, социальными и экономическими задачами являются рациональная и безопасная деятельность по обращению с отходами в условиях развития концепции устойчивого развития.

Обращение с отходами подразумевает под собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Согласно Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом [1].

Существующая в Российской Федерации законодательная и исполнительная правовая система взаимоотношений позволяет создать систему управления в области обращения отходов производства и потребления, которая могла бы учитывать интересы государства, образователей отходов и хозяйствующих субъектов, вовлеченных в данную деятельность, и сложить отраслевые взаимоотношения в области обращения отходов производства и потребления.

Если провести параллель между существующей структурой деятельности по обращению с отходами и признаками отрасли, то можно предположить, что выделение данной деятельности в отдельную отрасль позволит оптимизировать общую систему управления, регулирования и координации обращения отходов производства и потребления на федеральном уровне. Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время данное направление, как отдельную отрасль системной экономической деятельности на федеральном уровне, в РФ выделить нельзя.

Под отраслью, как правило, принято понимать часть экономики, сферу производственно-экономической деятельности. Отрасль состоит из объектов, обладающих единством исполняемых функций, технологических процессов, видов и назначения выпускаемой продукции или оказываемых услуг. В связи с наличием трех различительных признаков (целевой функции, вида продукции, технологии) невозможно однозначно выделить отрасли и включенные в них субъекты хозяйствования, поэтому набор видов и объектов деятельности, составляющих определенную отрасль, весьма условен и может меняться [4].

В настоящее время позитивным фактором, формирующим предпосылки организации качественно новой отраслевой инфраструктуры в области обращения отходов производства и потребления, можно считать Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 года № 84-Р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», согласно которому должна формироваться и развиваться отрасль промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, позволяющая в первую очередь актуализировать следующие виды деятельности:

- обезвреживание (изменение состава и массы отходов, а также физических и химических свойств с целью снижения негативного воздействия);

- утилизацию (возможность повторного использование отхода для производства товаров, включая их повторное использование по прямому назначению — рециклинг, или возврат отхода в производственный процесс после предварительной подготовки — регенерация или выделение полезных фракций отхода для их повторного использования — рекуперация).

Вместе с тем, данное Распоряжение отмечает, что основные проблемы организации обработки, утилизации и обезвреживания отходов напрямую «связаны с недостатком информации об отходах, в том числе об их составе, ресурсной ценности, возможностях производства из них товаров и других сведений. Не осуществляется систематизация данных о движении отходов в отраслях экономики по субъектам Российской Федерации, экономическим районам, промышленным кластерам. Отсутствуют данные об обработке отходов, о предприятиях по их утилизации и обезвреживанию, их территориальном расположении.»[2]. И далее, «Отсутствует официальная статистическая информация по показателям, характеризующим развитие промышленности

по производству оборудования, машин, агрегатов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.

В полной мере межотраслевое, межведомственное и межсубъектное взаимодействие в сфере управления, регулирования и организации деятельности в сфере ресурсосбережения, промышленной обработки, утилизации и обезвреживания отходов не отражены в законодательстве Российской Федерации.

Нормирование в области обращения с отходами сводится лишь к констатации образования, движения и размещения опасных отходов на основе проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Как правило, никаких действенных регулятивно-управленческих решений по ресурсосбережению, внедрению наилучших доступных технологий, вовлечению отходов в хозяйственный оборот, повышению эффективности деятельности в области обращения с отходами на основании данной документации не принимается. Подавляющая часть отходов IV — V классов опасности направляется в соответствии с утвержденными лимитами их размещения на захоронение» [2].

Следует отметить, что на сегодняшний день на территории РФ основным документом, регулирующим деятельность по обращению с отходами, является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ. В соответствии с редакцией от 29.12.2014 г. статья 13.3 обозначены основные требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, а именно:»В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» [1].

Согласно вышеприведенной статьи ФЗ-89 территориальная схема обращения с отходами, кроме всего прочего, должна включать в себя:

- «данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

- данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

- данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;

- данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и т.д.» [1].

Соответственно, территориальная схема обращения отходов производства и потребления разрабатывается на основании информации, предоставленной соответствующей структурой правительства субъекта Российской Федерации. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что нормативно-правовая база в сфере организации деятельности по обращению с отходами не соответствует современной ситуации в силу того, что полноценный учет образования и размещения отходов на федеральном уровне не проводится. Форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»стала применяться согласно приказу Росстата от 28.01.2011г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления». Данная годовая форма статистической отчетности содержит информацию об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, которая подается ежегодно в

Структура управления в области обращения отходов производства и потребления в Ленинградской области

Рис. 1.

территориальный орган Росприроднадзора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением органов управления, страховых компаний, банков, учебных заведений и т.д. Для предоставления данной формы отчетности организациям необходимо в течение всего отчетного года производить учет движения отходов в организации.

Существующая отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления несет уведомительный характер и данный вид отчетности предназначен для субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, что в значительной степени не дает возможности формированию базы данных о движении материальных потоков. Под материальными потоками в данном случае следует понимать отходы производства и потребления. Как правило, территориальная схема формируется на основании информации2-ТП (отходы), а данная форма не включает весь объем отходов, и кроме того, в силу вышеуказанных и прочих причин, не является источником корректной информации об образователях отходов, инфраструктурных объектах по обращению с отходами и т.д. Поэтому, в существующей ситуации, на основании разработанных территориальных схем обращения с отходами на территории субъектов невозможно сделать полноценный вывод о динамике образования и обращения отходов на региональном уровне. Такая ситуация носит повсеместный характер, многие субъекты проводят корректировку разработанных ранее схем.

Вместе с тем, следует отметить имеющиеся позитивные изменения, в частности, в некоторых регионах РФ используется информационная система, а именно: государственный кадастр обращения отходов производства и потребления. Основанием использования государственного кадастра служит статья 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Данная информационная система позволяет осуществлять сбор и обработку информации:

- об отходах, образующихся и поступающих на территорию, где осуществляется ведение кадастра, за исключением деятельности по обращению с радиоактивными, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений;

- о хозяйствующих субъектах, которые образуют отходы, а также осуществляют транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов на территории, где осуществляется ведение кадастра;

- о технологиях, которые используются при обработке, утилизации и обезвреживании отходов.

В соответствии со статьей 20 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (редакция от 29.07.2018) ведение государственного кадастра должно осуществляться на основании единой для РФ системы. В соответствии с указанной статьёй, «Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Подобная информационная система — ГИС «Региональный кадастр отходов» —применяется, например, на территории Ленинградской области, что позволяет сформировать «прозрачную» схему обращения отходов от образователя до конечной стадии по видам деятельности, и, в свою очередь определить, параметры обращения отходов и суммы платежей за негативное влияние на окружающую среду.

Проблемы управления в области обращения отходов производства и потребления имеют идентичный характер. Некоторые вопросы можно рассмотреть на примере структуры управления в области обращения отходов производства и потребления в Ленинградской области (рис.1), так как в соответствии со статьёй 2. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование в данной сфере осуществляется

Рис. 2. Структура информационных потоков системы обращения отходов производства и потребления

на региональном уровне. При этом отметим, что Ленинградская область по ряду показателей занимает лидирующие позиции в данном направлении.

Из предложенной на рис. 2 системы экономических отношений можно увидеть, что звеном, определяющим параметры данных отношений между образователем отходов, региональным оператором и регулятором, то есть структурой исполнительной власти субъекта, являются информационные потоки. Однако количественно и качественно данная информация не является корректной, ибо отсутствует достоверная информация о нормативах образующихся отходов, инфраструктурных объектах и используемых видах деятельности по обращению с отходами. Поэтому управляющее воздействие предложенной системы не может давать необходимый результат, и, как следствие, формировать условия обеспечения экологической безопасности и положительную динамику экономического роста обращения отходов производства и потребления.

Кроме того, существенным барьером на пути к формированию системы эффективного государственного управления в области обращения отходов производства и потребления является отсутствие нормативно-правового обеспечения, которое позволило бы конкретизировать процесс перехода отхода в категорию»продукция», а также систематизировать процесс отнесения отхода к продукции с целью увеличения количества отходов, включаемых в повторный хозяйственный оборот.

В качестве примера можно рассмотреть лесодеревооб-рабатывающую отрасль, где в процессе реализации производственных процессов своей деятельности предприятиями, казалось бы, минимизировано количество образующихся отходов, так как при обработке древесины в категории «отход» образуется щепа и (или) опилки, которые в дальнейшем либо продаются, либо используются для производства пиллетов или брикетов. Вместе с тем, возникает определённое противоречие, так как в соответствии с существующим законодательством в области обращения отходов производства и потребления, использование «отхода» без перехода его в категорию «про-

дукция» невозможно, что, в свою очередь, формирует условия к существующим противоречиям в области повторного применения (рециклинг) отходов производства и потребления в хозяйственном обороте.

Рассмотренные авторами условия, позволяют сделать вывод о необходимости создания единой цифровой информационной базы обращения отходов производства и потребления на федеральном уровне, позволяющей:

- получать полную информацию об образователе отходов и нормативах образования отходов по отнесению к классу опасности и количественным показателям;

- получать информацию о наличии необходимых инфраструктурных объектах обращения отходов производства и потребления для отдельно выделенной агломерации по территориальному признаку. В случае недостаточности данных объектов по количеству и видам реализуемой деятельности, информационный ресурс позволит сформировать условия для развития необходимой инфраструктуры, привлечения инвестиций в данное отраслевое направление и, как следствие, развитие бизнес-структур агломерации;

- сформировать условия для построения моделей государственно-частного партнерства (ГЧП) в области обращения отходов производства и потребления;

- создать условия для реализации государственной политики, направленной на увеличение использования массы образующихся отходов в повторном хозяйственном обороте.

Следует особо отметить, что для создания оптимальных условий использования образующихся отходов в повторном хозяйственном обороте, необходим анализ существующей рыночной ситуации по морфологическому составу используемых отходов. Целесообразно формирование условий для государственного заказа на использование образующихся отходов, в том числе и на муниципальном уровне, а также внесение изменений в существующие законодательные акты Российской Федерации в части возможного использования образующихся отходов в категории «продукт».

Литература

1. Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 31.12.2017) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/

2. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018г. № 84-Р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_289114/

3. Официальный сайт Администрации Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: http://lenobl.ru/

4. «Экспертный союз» Подготовка управленческих кадров для отрасли по утилизации и обращению с опасными отходами [Электронный ресурс]. URL: http://unionexpert.su/podgotovka-upravlencheskih-kadrov-dlya-otrasli-po-utilizatsii-i-obrashheniya-s-opasnymi-othodami/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.