Научная статья на тему 'Основные принципы создания в Российской Федерации схемы обращения с отходами I-II классов опасности'

Основные принципы создания в Российской Федерации схемы обращения с отходами I-II классов опасности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
348
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / ОТХОДЫ I-II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / WASTE MANAGEMENT / WASTE OF THE FIRST TO THE SECOND CLASSES OF DANGER FOR ENVIRONMENT / INDUSTRIAL AND CONSUMPTION WASTE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Басов А. В., Белоногова Ю. О., Ощепкова А. З., Сомова Т. Н.

Экономика Российской Федерации на современном этапе характеризуется крайне высоким уровнем потребления материально-сырьевых ресурсов и образования отходов. Существенную угрозу для экологической безопасности России образуют отходы I и II классов опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные). Динамика их образования в Российской Федерации (по данным статистической отчетности) за последние 5 лет практически неизменна. В статье представлены результаты анализа обращения с отходами I-II классов опасности в 2015-2016 гг. на территории Российской Федерации. Предложена систематизация отходов III классов опасности, основанная на их химическом составе. Выделены подсистемы, которые должна включать система обращения с отходами I-II классов опасности. Сформулированы принципы, на которые необходимо опираться при формировании схемы обращения с отходами I-II классов опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Басов А. В., Белоногова Ю. О., Ощепкова А. З., Сомова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic principles of making the scheme for management of the waste of the first and the second classes of danger for environment in the Russian Federation

Currently, the economy of the Russian Federation is characterized by extremely high level of consumption of material-raw resources and waste formation. The essential threat for ecological safety of Russia is formed by the waste of the first to the second classes of danger (extremely dangerous and highly dangerous). The dynamics of their generation in the Russian Federation (according to the statistical data) for the resent 5 years has been virtually unchanged. The article presents the results of the analysis of managing the waste of the first to the second classes of danger in the Russian Federation in 2015-2016. The systematization of the waste of the first to the second classes of danger, based on its chemical composition, is proposed. The paper highlights the subsystems, which should comprise the systems of managing the waste of the first and the second classes of danger. The principles, on which it is necessary to rely when making the scheme for handling the waste of the first and the second classes of danger, are formulated.

Текст научной работы на тему «Основные принципы создания в Российской Федерации схемы обращения с отходами I-II классов опасности»

Геоэкология

УДК 502

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ I—II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

БЭТ: 10.24411/1728-323X-2019-15052

А. В. Басов, к. т. н., старший научный

сотрудник, [email protected],

Ю. О. Белоногова, заведующий сектором

отдела экологического менеджмента,

[email protected],

А. З. Ощепкова, к. т. н., заместитель

директора по инновациям,

[email protected],

Т. Н. Сомова, начальник отдела экологического менеджмента, [email protected], Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»)

Экономика Российской Федерации на современном этапе характеризуется крайне высоким уровнем потребления материально-сырьевых ресурсов и образования отходов. Существенную угрозу для экологической безопасности России образуют отходы I и II классов опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные). Динамика их образования в Российской Федерации (по данным статистической отчетности) за последние 5 лет практически неизменна. В статье представлены результаты анализа обращения с отходами I—II классов опасности в 2015—2016 гг. на территории Российской Федерации. Предложена систематизация отходов I— II классов опасности, основанная на их химическом составе. Выделены подсистемы, которые должна включать система обращения с отходами I—II классов опасности. Сформулированы принципы, на которые необходимо опираться при формировании схемы обращения с отходами I—II классов опасности.

Currently, the economy of the Russian Federation is characterized by the extremely high level of consumption of material-raw resources and waste formation. The essential threat for ecological safety of Russia is formed by the waste of the first to the second classes of danger (extremely dangerous and highly dangerous). The dynamics of their generation in the Russian Federation (according to the statistical data) for the recent 5 years has been virtually unchanged. The article presents the results of the analysis of managing the waste of the first to the second classes of danger in the Russian Federation in 2015—2016. The sys-tematization of the waste of the first to the second classes of danger, based on its chemical composition, is proposed. The paper highlights the subsystems, which should comprise the systems of managing the waste of the first and the second classes of danger. The principles, on which it is necessary to rely when making the scheme for handling the waste of the first and the second classes of danger, are formulated.

Ключевые слова: обращение с отходами, отходы I—II классов опасности, отходы производства и потребления.

Keywords: waste management, waste of the first to the second classes of danger for environment, industrial and consumption waste.

Согласно поручению Президента Российской Федерации Пр-140ГС от 24.01.2017 г. (ч. 2 пп. «ж» п. 1) [1] Правительству Российской Федерации необходимо принять меры по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь, с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами (I и II класс опасности для окружающей среды), предусматривающие повышение требований к обращению с отходами I и II классов опасности.

ФГБУ УралНИИ «Экология» в 2017 г. в рамках Государственного задания выполнена научно-исследовательская работа «Разработка предложений по созданию в Российской Федерации схемы обращения с отходами I—II классов опасности». Объектом исследования являлась действующая система обращения с отходами I—II классов опасности, которую изучали с привлечением данных федерального статистического наблюдения, сведений из территориальных схем обращения с отходами, утвержденных субъектами Российской Федерации, данных государственного реестра объектов размещения отходов, реестра объектов накопленного вреда, нормативных правовых актов, иных сведений из открытых источников.

Результаты исследований показали, что объемы образования отходов I—II классов опасности невелики, однако их удаление должно осуществляться на специализированных объектах, создание и эксплуатация которых требует существенных затрат.

Минимизация рисков при обращении с отходами 1—11 классов опасности может быть достигнута за счет создания специальной системы регулирования, которая должна обеспечить контроль за полным жизненным циклом отходов 1—11 классов опасности.

Одним из новых механизмов регулирования обращения с отходами, введенным Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ [2] является требование разработки территориальных схем обращения с отходами. Разработка территориальных схем субъектами Российской Федерации приводит к упорядочению системы обращения с отходами в целом по региону. Полученная информация позволяет планировать работы по развитию инфраструктуры в области обращения с отходами. Однако это планирование ограничивается пределами одного субъекта Федерации.

Одной из задач, которую в настоящее время пытаются решить на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [3], является создание инновационной, технико-экономической системы, позволяющей минимизировать количество захораниваемых отходов, максимально обеспечив при этом ресурсосбережение, повторное вовлечение в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов в качестве сырья, материалов, изделий, превращение отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии. Однако вопросы обращения с отходами 1—11 классов опасности носят не столько ресурсосберегающий, сколько природоохранный характер.

Поэтому создание схемы, концентрирующейся на обращении с отходами 1—11 классов опасности на территории всей Российской Федерации, является важным этапом совершенствования регулирования обращения с отходами в целом.

Создание системы регулирования обращения с отходами должно опираться на достоверные сведения о видах отходов, отнесенных к 1—11 классам опасности, источниках и количестве их образования, фактическом движении этих отходов и тех требованиях, которые в настоящее время установлены применительно к их обращению. В настоящее время единственным официальным источником сведений об образовании и обращении с отходами являются данные федерального статистического наблюдения.

В табл. 1 представлены сведения об образовании и обращении с отходами I класса опасности в 2015—2017 гг.

Сопоставляя данные по образованию и обращению с отходами за 2015—2017 гг. можно отметить их существенное различие по всем видам обращения за исключением обезвреживания. Значительная часть образующихся отходов I класса опасности передается в специализированные организации преимущественно для обезвреживания и утилизации. Обращает на себя внимание несоответствие данных о количестве отходов, находившихся на хранении на конец предыдущего года, с данными на начало последующего года. Это свидетельствует о низкой достоверности данных о размещении отходов.

Основная часть отходов I класса опасности, находящихся на хранении, — отходы групп 4 72 100 00 00 0 — «Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих стойкие органические загрязнители» и 4 71 000 00 00 0 — «Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть». Отходы, содержащие ртуть, представлены в основном видом отходов 471 101 01 52 1 — лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (ориентировочно 98 %). Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих стойкие органические загрязнители, сформированы в основном отхода-

Таблица 1 Сведения об обращении с отходами I класса опасности в 2015—2017 гг. в Российской Федерации согласно данным федерального статистического наблюдения по форме 2-тп (отходы)

№ Вид обращения 2015 г. 2016 г. 2017 г.

1 наличие отходов на начало отчетного года (т) 3653,23 24 017,38 13 983,39

2 образование отходов за отчетный год (т) 59 505,58 25 023,13 77 348,07

3 использование отходов (т) 11 663,05 648,08 11 664,56

4 обезвреживание отходов (т) 15 393,28 14 592,90 17 063,76

5 передача отходов другим организациям (т) в том числе: 47 007,01 25 898,44 62 806,16

для использования 3278,24 307,92 11 862,00

для обезвреживания 36 551,03 23 649,46 36 578,13

для хранения 428,07 1240,34 4565,61

для захоронения 2867,63 588,03 5909,10

6 размещение отходов на собственных объектах (т) 804,72 1831,85 807,74

7 находится на хранении на конец года (т) 3117,48 25 862,72 13 983,70

ми трансформаторов и конденсаторов, содержащих полихлорированные бифенилы.

Сведения об обращении с отходами II класса опасности в 2015—2017 гг. в Российской Федерации согласно данным федерального статистического наблюдения по форме 2-тп (отходы) представлены в табл. 2.

Как следует из табл. 2, данные об обращении с отходами II класса опасности носят более стабильный характер, чем данные об обращении с отходами I класса опасности. В 2015 г. было использовано 64,2 % отходов II класса опасности от образованных, доля обезвреженных отходов составляла порядка 64,9 %. В 2016 г. количество использованных отходов II класса опасности составляло 90,9 % от образовавшихся, а обезвреженных — 26,3 %. Суммы долей использованных и обезвреженных отходов составляют более 100 %. Это, по-видимому, связано с тем, что утилизация и обезвреживание осуществлялись с ранее накопленными отходами. В 2017 г. также суммарное количество утилизированных и обезвреженных отходов превышает объемы их образования. Около половины всех образующихся отходов передается специализированным организациям, причем основная часть с целью последующей утилизации или обезвреживания. Существенную долю

Таблица 2 Сведения об обращении с отходами II класса опасности в 2015—2017 гг. в Российской Федерации согласно данным федерального статистического наблюдения по форме 2-тп (отходы)

отходов, находящихся на хранении, составляют отходы сернокислотной очистки масел (кислые гудроны), фусы каменноугольные, химические источники тока различных видов, утратившие потребительские свойства, отходы аккумуляторов свинцовых с электролитом.

Анализ обращения с конкретными видами отходов, отнесенными к I—II классам опасности, позволил провести их категорирование как по природе происхождения, так и с позиции способов потенциальных методов их утилизации или обезвреживания. Выделены следующие основные категории отходов I—II классов опасности:

— отходы, содержащие ртуть;

— отходы, содержащие стойкие органические загрязнители (СОЗ);

— отходы, содержащие органические соединения с азотсодержащими функциональными группами (преимущественно, взрывчатые вещества);

— отходы, содержащие неорганические кислоты в смеси с ароматическими углеводородами;

— отходы, содержащие свинец;

— отходы, содержащие неорганические кислоты (в том числе с содержанием соединений тяжелых металлов);

— отходы, содержащие щелочи (в том числе с содержанием соединений тяжелых металлов).

Представляется целесообразным на базе этого категорирования проводить работы по выбору наиболее эффективных технических решений по утилизации и обезвреживанию отходов I—II классов опасности, в том числе с привлечением информационно-технических справочников ИТС 15-2016 «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)» и ИТС 9-2015 «Обезвреживание отходов термическим способом (сжигание отходов)». Так, например, в ИТС 15-2016 описаны наилучшие доступные технологии, применяемые при утилизации и обезвреживании отходов оборудования, содержащего ртуть.

При создании схемы обращения с отходами I—II классов опасности в Российской Федерации следует учитывать территориальные аспекты образования отходов и размещения существующей инфраструктуры для их переработки. С учетом данных признаков можно выделить следующие группы отходов:

— отходы, которые образуются и могут образовываться во всех субъектах Российской Федерации, представленные отходами потребления товаров, используемых как хозяйствующими субъектами, так и населением;

— отходы, которые локализованы у источников их образования; это преимущественно отхо-

№ Вид обращения 2015 г. 2016 г. 2017 г.

1 наличие отходов на начало отчетного года (т) 381 247,86 380 224,10 370 945,41

2 образование отходов за отчетный год (т) 266 032,79 286 810,07 269 593,85

3 использование отходов (т) 170 709,51 260 656,48 170 732,15

4 обезвреживание отходов (т) 172 698,75 75 500,66 175 686,33

5 передача отходов другим организациям (т) в том числе: 129 025,47 827883,51 129 571,08

для использования 53 128,24 43 620,52 53 601,39

для обезвреживания 71 973,24 75 882,35 72 000,62

для хранения 3607,34 3 038,32 3629,10

для захоронения 297,40 447,64 320,67

6 размещение отходов на собственных объектах (т) 19 342,69 15 441,02 19 598,04

7 находится на хранении на конец года (т) 385 298,56 389 554,76 374 980,42

ды, образующиеся в определенных производствах и специфические отходы производственного потребления;

— отходы потребления на производстве, образование которых не имеет однозначной привязки к конкретной отрасли;

— отходы, размещенные на объектах размещения отходов, представленных объектами накопленного вреда, которые связаны с прошлой деятельностью несуществующих в настоящее время предприятий.

В таблице 3 представлены сведения об отходах I—II класса опасности, в обращении с которыми выявлены проблемы, связанные с незавершенностью технологического цикла удаления отходов, о чем свидетельствует факт постоянного наличия отходов на конец отчетного года, а в ряде случаев, рост количества отходов, находящихся на хранении. Данные графы 6 указывают на «интенсивность» удаления образовавшихся в течение года отходов путем утилизации и обезвреживания. Значения этого показателя, превышающие 100 %, предположительно указывают на вовлечение в этот процесс ранее накопленных отходов.

Анализ данных, представленных в таблице 3, позволил сделать следующие выводы:

1. Отходы определенных производств образуются локально, их накопление (хранение), как правило, совпадает с местонахождением предприятий соответствующих отраслей. Анализ графы 5 таблицы показывает, что основная часть отходов данной группы перерабатывается непосредственно производителями отходов. Однако при том, что отходы этой группы перерабатываются достаточно интенсивно, в ряде случаев количество отходов, находящихся на хранении, практически не уменьшается. Исходя из этого, можно предположить, что на переработку в основном направляются отходы текущего образования.

2. Отходы потребления на производстве, которые образуются (могут образовываться) на предприятиях различных видов экономической деятельности, фиксируются практически во всех регионах Российской Федерации. Для данной группы отходов характерно, что предприятия-от-ходообразователи, как правило, не располагают объектами по переработке своих отходов, и передают их специализированным организациям (при их наличии) с целью утилизации, обезвреживания или размещения.

3. Отходы потребления товаров хозяйствующими субъектами и населением образуются и могут образовываться во всех субъектах Российской Федерации. Данные статистики 2-ТП (отходы) для этой группы отходов не отражают реальных

объемов их образования, поскольку система сбора таких отходов от населения слабо налажена, а отчетность в области обращения с отходами представляется только юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Объемы образования этих отходов могут быть определены с применением метода экспертной оценки с привлечением иных статистических данных [4]. Важной особенностью этой группы отходов I—II классов опасности является включение их в сферу действия механизма расширенной ответственности производителя: участие в сборе и удалении этих отходов по законодательству должны принимать ответственные производители и импортеры товаров, при использовании которых образуются отходы, включенные в данную группу.

Отходы, утилизация и обезвреживание которых не осуществляется в силу отсутствия соответствующих объектов или их территориальной отдаленности, направляются на хранение или захоронение на специализированные объекты, включенные в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Как показывает сравнительный анализ данных статистического наблюдения и базы данных объектов, включенных в ГРОРО, часть отходов I—II классов опасности хранится на объектах, выведенных из эксплуатации.

Кроме отходов I—II классов опасности, хранящихся на объектах размещения отходов (далее — ОРО), имеющих собственника, владельца или пользователя, на территории РФ расположены безхозяйные выведенные из эксплуатации ОРО, в которых также размещены отходы I—II классов опасности. Эти объекты в соответствии со статьей 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ классифицируются как объекты накопленного вреда окружающей среде [5].

Согласно данным, приведенным в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, свыше 30 000 млн тонн отходов накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн человек [3]. В результате инве-таризации объектов накопленного вреда, проведенной в 2017 году субъектами Российской Федерации, выявлено 8 объектов накопленного вреда окружающей среде, представленных объектами размещения отходов I и II классов опасности (далее — ОРО ОНВ).

На двух ОРО ОНВ хранятся отходы производства взрывчатых веществ I класса опасности.

Таблица 3

Сведения о наличии, образовании, использовании, обезвреживании отходов I—II классов опасности, по данным формы 2-ТП (отходы) за 2016 г. по Российской Федерации, в тоннах

Нали- Нали- Обра- Пос- Использовано,

Вид или группа отходов 1—11 классов опасности чие на чие на зова- тупле- обезврежено

(код по ФККО) нача- конец ние ние или передано для этих целей1

ло года года за год за год

1 2 3 4 5 6

1. Отходы определенных производств

Отходы производства кокса (фусы каменноугольные, смолка кислая и 30 828 31 190 20 925 0 98 %

др.) (3 08 100)

Кислота серная отработанная процесса алкилирования углеводородов 2799 96 1094 5359 142 %

(3 08 211 01 10 2)

Отходы производства винилхлорида мономера и прочих производных 595 1456 9039 472 83 %

хлорированных углеводородов (3 13 140)

Отходы производства взрывчатых веществ (3 18 300) 0 29 802 93 700 1 100 %

Асбестовая пыль и волокно (3 48 511 02 42 1) 10 8 279 0 101 %

Пыль свинцовосодержащая и отходы ее утилизации (в производстве 120 244 1178 0 89 %

сплавов драгоценных металлов) (3 55 100)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пыль газоочистки свинца незагрязненная (3 61 232 04 42 2) 0 41 4392 0 99 %

Отходы растворов травления (3 63 330) 20 87 30 311 3172 100 %

Отходы при обезжиривании металлических поверхностей (3 63 340) 18 18 22 0 90 %

Осадки ванн гальванических производств (3 63 482) 2757 2759 2367 1 100 %

Отходы производства никель-кадмиевых батарей и аккумуляторов 118 82 35 0 205 %

(3 72 220)

2. Отходы потребления на производстве

(не привязанные к конкретным производствам, образуются у предприятий различных видов деятельности)

Отходы пестицидов и агрохимикатов (1 14 100) 0,224 0,304 0,971 238,45 1 %

Упаковка из бумаги и/или картона, загрязненная кадмием 0,034 0,176 0,142 0 —

(4 05 911 85 60 2)

Отходы органических растворителей (4 14 100) и отходы их регенера- 30 42 311 311 55 %

ции (7 43 522 31 33 2)

Полимерная упаковка, загрязненная гербицидами, пестицидами, ин- 1 2 12 7 88 %

сектицидами (4 38 100)

Отходы, содержащие свинец (в том числе пыль и/или опилки свинца), 82 470 6453 1243 95 %

несортированные (4 62 400 99 20 2)

Отходы оборудования, содержащего ртуть (за исключением ламп 19 20 117 64 76 %

ртутьсодержащих) (4 71 100)

Отходы конденсаторов и трансформаторов, содержащие стойкие ор- 1482 1402 557 235 77 %

ганические загрязнители (4 72 100)

Отходы масел, содержащих стойкие органические загрязнители 49 29 54 42 38 %

(4 72 160); содержащих галогены (4 72 320)

Источники бесперебойного питания, утратившие потребительские 94 75 37 176 107 %

свойства (4 81 211 02 53 2)

Отходы конденсаторов силовых с фенилксилилэтаном (4 82 902 21 52 2) 1,22 1,22 0 0 —

Отходы химчистки (7 39 530) 13 8 39 19 98 %

Отходы при обезвреживании ртутьсодержащих отходов (7 47 400) 18 29 102 37 60 %

Отходы аккумуляторов никель-кадмиевых (9 20 120), никель-желез- 52 66 231 19 334 100 %

ных (9 20 130)

Грунт при ликвидации разливов ртути, загрязненный ртутью 6 7 1 1 31 %

(9 32 201 11 39 2)

Лабораторные отходы и остатки химикалиев (9 41 100) 24 48 5755 3672 97 %

Отходы арсазина в герметичной таре (9 67 131 11 50 2) 0 116 116 0 —

3. Отходы потребления товаров хозяйствующими субъектами и населением

Лампы ртутные, ртугно-кварцевые, люминесцентные, утратившие 12 121 14 072 25 081 18 352 91 %

потребительские свойства (4 71 101 01 52 1)

Химические источники тока — одиночные гальванические элементы 1042 1049 79 139 67 %

(батарейки) (4 82 201)

Отходы батарей и аккумуляторов, кроме аккумуляторов для транс- 65 21 3776 2516 101 %

портных средств (4 82 211, 4 82 212, 4 82 231)

Отходы аккумуляторов свинцово-кислотных (9 20 110) 12 428 13 867 41 559 855 757 18 %

ХВ процентах от суммы объема «образованных» и «поступивших» отходов.

Суммарный объем размещенных отходов производства взрывчатых веществ на данных объектах составляет более 20 000 м3. На двух других ОРО ОНВ хранятся отходы обогащения золотосодержащих руд (золотоизвлечения) общим количеством более 5 млн т. На остальных объектах хранятся отходы демеркуризации ртутьсодержащих отходов, средства защиты растений, пришедшие в негодность и/или запрещенные для применения.

Таким образом, при создании схемы обращения с отходами I—II классов опасности следует принимать во внимание как отходы, которые постоянно образуются в производственной и непроизводственной деятельности, так и отходы, находящиеся на хранении на объектах, принадлежащих производителям отходов, и на бесхозяйных объектах.

Проведенные исследования показали, что система обращения с отходами I—II классов опасности должна включать несколько подсистем:

— подсистема обращения с общераспространенными отходами. Такие отходы характеризуются многочисленными источниками образования, распространенными по территории Российской Федерации;

— подсистема обращения с отходами, удаление которых осуществляется непосредственно на предприятиях-производителях этих отходов;

— подсистема обращения с отходами, которые по каким-либо причинам не могут быть утилизированы или обезврежены на предприятиях-производителях, но для которых целесообразно создание объектов для отдельно взятого или нескольких субъектов Российской Федерации;

— подсистема обращения с отходами, которые по каким-либо причинам не могут быть утилизированы или обезврежены на предприятиях-производителях и создание объектов для отдельно взятого или нескольких субъектов Российской Федерации нецелесообразно в связи с малыми объемами образования отходов и дороговизны технологии. В данном случае речь идет о создании объектов обращения с отходами федерального уровня;

— подсистема обращения с отходами, размещенными на объектах накопленного вреда, которая может в зависимости от типа объекта накопленного вреда и характера отходов реализовы-ваться в двух вариантах: проведение подготовки отходов вблизи этих объектов с последующим удалением отходов на объектах федерального уровня, либо создание специализированного объекта по месту расположения объекта накопленного вреда.

Выводы

Предлагается схему обращения с отходами I—II классов опасности формировать, опираясь на следующие принципы:

1. Утилизация и обезвреживание отходов I—II классов опасности, многочисленные источники образования которых распределены по территории Российской Федерации, должны быть организованы в рамках субъекта Российской Федерации, соответствующие объекты должны быть предусмотрены в территориальных схемах и региональных программах. В случае если в результате утилизации или обезвреживания будут образовываться вторичные отходы, отнесенные к I—II классам опасности, то они должны направляться на межрегиональные объекты, функционирование которых должно осуществляться на более высоком таксономическом уровне: это могут быть объекты межрегионального или федерального значения. Например, в субъектах Российской Федерации должны быть решены вопросы сбора, обработки, утилизации или обезвреживания отходов потребления, содержащих ртуть, отходы аккумуляторов, электролитов, а завершение цикла работы с опасными компонентами, представляющими собой ценный вторичный ресурс, должно осуществляться на объектах, где этот ресурс применяется для производства продукции.

2. Обезвреживание отходов I—II классов опасности органического происхождения, образующихся в обрабатывающих производствах, предпочтительно осуществлять по месту их образования. Фактически многие предприятия органического синтеза имеют собственные установки термического обезвреживания. В случае если такое обезвреживание на предприятии проводить нецелесообразно по техническим, экономическим и иным причинам, необходимо создание центров по обезвреживанию таких отходов, обслуживающих несколько регионов. Расположение этих центров зависит от размещения предприятий, образующих соответствующие отходы.

3. Обезвреживание отходов I—II классов опасности, содержащих взрывчатые вещества, также следует осуществлять по месту их образования, что следует из требований обращения с этими отходами.

4. Обезвреживание отходов I—II классов опасности неорганического происхождения следует организовывать в зависимости от объемов образующихся отходов и их химического состава. В ряде случаев это может быть решено в пределах одного региона (например, если на территории развиты

металлообработка и машиностроение с образованием соответствующих отходов I—II классов опасности). В ряде случаев могут быть созданы межрегиональные центры, обслуживающие источники образования отходов сопредельных субъектов Российской Федерации.

5. Отходы, содержащие стойкие органические загрязнители, должны обезвреживаться в специализированных центрах федерального значения, поскольку на них возможно обеспечение требуемого уровня безопасности удаления этих отходов.

Аналогичное обращение целесообразно с отходами агрохимикатов, отнесенных к I—II классам опасности.

6. Отходы I—II классов опасности, находящиеся в объектах размещения отходов, отнесенных к объектам накопленного вреда, в зависимости от состава могут при ликвидации указанного объекта по месту его размещения проходить первичную подготовку с последующим удалением на специализированные объекты федерального значения или сразу удаляться на эти объекты.

Библиографический список

1. Поручение Президента Российской Федерации от 24.01.2017 Пр-140ГС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/53775#sel=27:1:Yhe,27:30:pkU;30:1:gUg, 30:6:1ка. — Загл. с экрана.

2. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Басов А. В., Белоногова Ю. О., Ощепкова А. З. Роль ФККО в организации системы обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. — 2017. — № 12. — С. 51—53.

5. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

THE BASIC PRINCIPLES OF MAKING THE SCHEME FOR MANAGEMENT OF THE WASTE OF THE FIRST AND THE SECOND CLASSES OF DANGER FOR ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

A. V. Basov, Ph. D. (Engineering), Senior researcher, [email protected];

Iu. O. Belonogova, Head of the Sector of the Ecological Management Department, [email protected]; A. Z. Oshchepkova, Ph. D. (Engineering), Deputy Director for Innovations, [email protected]; T. N. Somova, Head of the Ecological Management Department, [email protected], Federal State Budgetary Institution "Ural State Research Institute of Regional Ecological Problems" (Federal State Budgetary Institution UralNII "Ecologia")

References

1. Poruchenie-Prezidenta-Rossijskoj-Federacii-ot-24-01-2017-Pr-140GS-[EHlektronnyj-resurs]-Rezhim-dostupa-http-www-kremlin-ru-acts-assignments-orders-53775-sel-27-1-Yhe-27-30-pkU-30-1-gUg-30-6-ika-Zagl-s-ehkrana [Order of the President of the Russian Federation from 24.01.2017 np-140rC [Electronic source]: / Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/] orders/53775#sel=27:1:Yhe,27:30:pkU;30:1:gUg, 30:6:ika. Title from the screen. [in Russian]

2. 0b-othodah-proizvodstva-i-potrebleniya-[Ehlektronnyj-resurs]-Federalnyj-zakon-ot-24-06-1998-89-FZ-Dostup-iz-sprav— pravovoj-sistemy-KonsultantPlyus [On industrial and consumption waste [Electronic source]: Federal law of the Russian Federation from 24.06.1998 № 89-FZ. Access from legal-reference system "KonsultantPlus"]. [in Russian]

3. Ob-utverzhdenii-Strategii-razvitiya-promyshlennosti-po-obrabotke-utilizacii-i-obezvrezhivaniyu-othodov-proizvodstva-i-potrebleniya-na-period-do-2030-goda-[Ehlektronnyj-resurs]-rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-25-01-2018-84-r-Dostup-iz-sprav—pravovoj-sistemy-KonsultantPlyus [On the approval of the Strategy of development of the industry on processing, utilization and neutralization of industrial and consumption waste until 2030 [Electronic source]: Order of the Government of the Russian Federation from 25.01.2018 № 84-p. Access from legal-reference system "KonsultantPlus"]. [in Russian]

4. Basov A. V., Belonogova Iu. O., Oshchepkova A. Z. Rol FKKO v organizatsii sistemi obraschenia s othodami. Tvyordie bitovie othodi. [The role of FKCO in the organization of waste management system. Solid consumption waste] 2017. No. 12. P. 51—53. (in Russian).

5. Ob-ohrane-okruzhayushchej-sredy-[Ehlektronnyj-resurs]-Federalnyj-zakon-ot-10-01-2002-7-FZ-red-ot-31-12-2017-Dost-up-iz-sprav—pravovoj-sistemy-KonsultantPlyus [Environmental law [Electronic source]: Federal law of the Russian Federation from 10.01.2002 № 7-FZ. Access from legal-reference system "KonsultantPlus"]. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.