Научная статья на тему 'Проблемы управления реверсивной логистикой'

Проблемы управления реверсивной логистикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
возвратная логистика / реверсивная логистика / управление реверсными потоками / цепь по-ставок / returnable logistics / reverse logistics / management of reverse flows / supply chain optimization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления реверсивной логистикой»

Курган О.В.

Брестский государственный технический университет

kurhanolha@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКОЙ

Ключевые слова : возвратная логистика, реверсивная логистика, управление реверсными потоками, цепь поставок.

Keywords: returnable logistics, reverse logistics, management of reverse flows, supply chain optimization.

Сегодня логистика в Беларуси переживает настоящий подъем, реализуется комплекс мероприятий в соответствии с Программой развития логистической системы и транзитного потенциала страны до 2020 года [2]. Осуществляется обширное внедрение электронных сервисов, электронного документооборота, разносторонний обмен данными со странами-участниками ЕАЭС, упорядочиваются таможенные процедуры и пр. Акцент сделан на формировании благоприятных условий функционирования национальных логистических компаний с целью обеспечения компаниям э ф-фективной конкуренции на мировом рынке, на привлечении в Беларусь товаров, инвестиций, грузовых объемов, финансовых потоков [1, с. 3].

В данной статье проанализирована одна из важнейших проблем белорусской логистики, которая связана с ее эффективностью (рентабельностью), уровнем качества и проблемами переработки (утилизации), исправления бракованной продукции (товаров, работ, услуг) - возвратная (реверсивная) логистика, иными словами логистика возвратных потоков.

Э.М. Букринская рассматривает реверсивную логистику как деятельность, охватывающую логистический менеджмент и направленную на уменьшение и устранение опасных и неопасных потерь товаров (продукции) и тары. В данном случае реверсивная логистика - это движение товаров и информации в направлении, которое противоположно тому, в котором протекает обычная логистическая деятельность [6, с. 20]. Российские авторы определяют реверсивную логистику как процесс планирования, осуществления и контроля логистических потоков (продукции, товаров), которые возвращаются из сферы обращения и потребления вследствие обратного распределения товаров (пр о-дукции), опасных, неисправных, просроченных и употребленных товаров и упаковки (тары) и связанной с этим информации в целях восстановления их стоимости [7, с. 108]. Сущность логистики возвратных потоков состоит в управлении потоками материальных ресурсов, незавершенного производства, тары, упаковки и товаров (продукции), идущие от точек производства, распределения и конечного потребления в обратном направлении по цепи поставок, для обеспечения возврата им потребительских качеств или утилизации при оптимальных издержках [8, с. 137]. Европейской рабочей группой по реверсивной логистике (REVLOG) в 1998 г. разработано понятия реверсивной логистики. Согласно определению данной организации, реверсивная логистика - это процесс планирования, организации и контроля движения возвратных потоков сырья, незавершенного производства, упаковки и готовой продукции от точек производства, распределения и конечного потребления с целью возврата ценности или уничтожения должным обр азом [3, с. 22]. В ряде зарубежных источниках возвратная логистика определяется как возврат инвестиций. Например, М. Линдере, Ф. Джонсон и др. ученые в учебнике «Управление закупками и поставками» детально рассматривают вопросы переработки и утилизации бракованной продукции (товаров), отходов в рамках решения экологических программ. Данный подход характерен для европейских организаций, особенно производственных компаний, которые озабочены исполнением программ в сфере экологии и охраны окружающей среды, снижения уровня токсичности производственных процессов [4].

Ученые-экономисты акцентируют внимание на управлении возвратными потоками (материальными и информационными потоками), не придавая значения финансовому потоку. При этом отметим, что поставщики товарно-материальных ценностей могут оплачивать штрафные санкции или пени, которые связаны с поставкой некачественных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Таким образом, некоторая часть денежных средств возвращается обратно покупателю в виде уплачиваемых поставщиком штрафов.

Таким образом, на взгляд автора, возвратная логистика - это процесс управления цепочками поставок, управления возвратами (товаров, продукции, тары), включающий в себя все виды логистической деятельности, которая связана с движением материальных потоков в обратном направлении на склад поставщика или продавца и дальнейшего перераспределения материального потока. Также под реверсивной (возвратной) логистикой необходимо понимать совокупность логистических операций, которые связаны с процессами планирования, организации, контроля и анализа движения возвратных материальных, информационных и финансовых потоков от потребителя до поставщика (производителя). Возвратная логистика отображает организацию и методику управленческой деятельности с возвратными потоками, возникающими вследствие различных причин:

- неудовлетворенность потребителями приобретенной продукции (товаров) (например, в части качества и количества товаров, комплектности товаров, дизайна и т.д.);

- для осуществления гарантийного ремонта, замены, доработки (ремонт, восстановление или замена техники, доработка продукции);

- рециклинг;

- ошибки поставщиков (отправителей) при выполнении заказов;

- повреждение товаров (продукции) в процессе транспортировки;

- ошибки покупателей при оформлении заказов;

- невозможность освоения и работы со сложно -техническим оборудованием;

- проблемы в складской логистике (неразвитость складского хозяйства в ряде регионов и отраслей) и др.

Объектами реверсивной логистики являются возвращенные товары, продукция, а также работы или услуги, тара и упаковка.

Целью управления реверсивными потоками является минимизация потерь (расходов) организации от обслуживания возвратных потоков при выводе из распределительной сети предприятия продукции (товаров, работ, услуг) путем их продажи потребителю, возвращения поставщику или утилизации. При этом реверсивная логистика в цепях поставок дополняет прямые потоки и организует замкнутую систему потоков, которая получила название «замкнутая цепь поставок» [3, с. 23]. Следует отметить, что риски возврата товаров вынуждают розничные компании хранить определенный резервный запас товаров, что, в свою очередь, замедляет процесс товарооборачиваемости, повышает затраты (расходы на аренду, электроэнергию, охрану складов, зарплату сотрудников и пр.). В практической деятельности компаний это препятствует внедрению эффективных логистических технологий, например, таких как Just -in-Time, Canban и пр., стимулирующие развитие предпринимательской деятельности.

Для успешного решения задачи организации и планирования возвратных потоков необходима их классификация. По источнику происхождения выделяют следующие виды возвратных потоков:

- возвратные потоки от производителя поставщикам;

- возвратные потоки в сети распределения;

- возвратные потоки от конечных потребителей [5].

Например, в сфере автомобильного бизнеса зарубежных компаний снижение качества производимых автомобилей приводит к появлению значительного количества рекламаций и отзывов производителями партий автомобилей. Так, из -за неполадок в системе управления компания Volkswagen отзывает партию автомобилей Audi. Хотя компания предоставила новые автомобили покупателям взамен некачественных, такая ситуация негативно отразилась на ее имидже. Схожие ситуации отмечаются и у других компаний автомобильного бизнеса (Opel, Toyota, Chevrolet и др.).

Реверсивная логистика и ее организация в компании подразумевает разработку алгоритма управления возвратными потоками. В качестве примера рассмотрим алгоритм управления возвратными потоками в сетевой рознице, который включает:

- определение количества и характеристик возвратных материальных потоков. Определение структуры ассортимента товаров, разработка вариантов логистических процессов вывода некондиционных товаров каждой ассортиментной позиции, из распределительной сети, учитывая при этом характеристики устойчивости к внешнему воздействию в ходе переработки, транспортировки и хранения;

- установление групп возвратных материальных потоков с аналогичными характеристиками (например, возможность проведения ремонта);

- технология возврата (определение суммы расходов на возврат товаров (продукции, работ, услуг);

- выбор процессов возврата (ориентируясь на уровень рентабельности, на су мму потерь и др.);

- использование аутсорсинга в процессах возвращения потребительской ценности товаров (продукции) на основании анализа качества и стоимости таких услуг на рынке;

- операционные процессы возвращения материальных потоков (процессы перевозки, хранения и грузовой переработки возвратного потока товаров, штатного расписания службы логистики и установление договорных отношений на аутсорсинг реверсивной логистики);

- разработка сети управления (выделение складских площадей и ресурсов для исполнения процессов возвратной логистики с наилучшими затратами на обслуживание товарного потока);

- проектирование информационной системы управления реверсивной логистикой (цель данной системы - оперативно получать данные из информационной системы, формировать на их основании необходимые решения и определять аналитические показатели). Отметим, что разработка информационной системы, как правило, характерна для крупных организаций или для организаций, в которых не создана возвратная логистика, поскольку для малых и средних организаций речь идет о приобретении, внедрении и применении прикладных логистических программ или встраивание блока «Реверсивная логистика» в информационную систему обеспечения управления;

- разработка системы контроллинга возвратных потоков (разработка системы мониторинга и контроля финансовых результатов управления возвратными потоками) [9].

Уничтожение возвращенных товаров (продукции) направлено на обеспечение максимально возможной полезности возвращаемых товаров или утилизацию продукции с минимальными затратами. Из практики управления логистическими возвратными потоками известны следующие варианты использования возвращаемых товаров (продукции):

- реализация товаров в текущем состоянии (например, перепродажа через торговую сеть со скидкой, выставление такой продукции на электронный аукцион, реализация на вторичном рынке);

- ремонт, восстановление и повторное использование (например, переделка в другой товар, модернизация, видоизменение, переработка);

- полная утилизация продукции (отправление товаров в утиль, передача таких товаров для благотворительных нужд, ликвидация).

В практике зарубежных компаний достаточно часто используется аутсорсинг как технология управления эффективной организацией процессов управленческой работы с возвратом. Например, такие компании как Compaq, Thomson, предоставляют организациям на аутсорсинг реверсивные процессы. Такие компании как Toyota, Dell сформировали логистическую систему логистического управления таким образом, что почти в полной мере исключили брак выпускаемых товаров, т.е. наблюдается минимальное количество возвращенных товаров. Это обусловлено использованием философии управления Canban, логистической концепции Just-in-Time, технологии реагирования на спрос. Такие технологии активно используются в рамках японской философии управления [9].

Рассматривая вопросы управления реверсивной логистикой, выделим ключевые проблемы данного процесса, которые отмечены в практике построения возвратной логистики:

- нехватка информации в цепях поставок об объеме и качестве характеристик реверсивных потоков;

- возвратная логистика не имеет отношения к основным логистическим функциям в большинстве организаций (поэтому такие предприятия либо не желают заниматься данным направлением предпринимательской деятельности, либо поручают данный процесс другим компания, т.е. отдают на аутсорсинг);

- организация процесса обслуживания реверсивных потоков определяет необходимость в значительных инвестициях;

- управление реверсивными потоками формирует дополнительные проблемы в построении и функционирования цепи поставок;

- отрицательное отношение специалистов по маркетингу к реализации восстановленных товаров (например, считается, что восстановленный товар хуже по своим характеристикам и качеству);

- достаточно высокий уровень сложности осуществления ремонтных работ для определенных категорий товаров (затраты по ремонту могут превышать стоимость товара или значительно повышают его розничную цену).

Несмотря на наличие значительного количества проблем методического, организационного и финансового характера, которые связаны с постановкой и использованием возвратной логистики, такой направление предпринимательской деятельности даст существенные преимущества предприятиям:

- обслуживание возвратов повышает степень удовлетворения потребностей клиентов (покупателей);

- осуществляется регулярная модернизация товаров при возврате до истечения срока полезного использования;

- улучшение качества продукта путем его реинжиниринга;

- «зеленый» имидж компании (характерен в основном для компаний стран Западной Европы и США, озабоченных экологическими проблемами своих регионов);

- уменьшение риска послепродажной ответственности за товары;

- ликвидация расходов на утилизацию продукции;

- уменьшение риска неожиданных возвратов продукции (товаров);

- уменьшение количества возвратов;

- уменьшение выбросов вредных веществ в окружающую среду;

- развитие сервисной логистики.

Есть основания считать, что несмотря на наличие многих проблем реверсивная логистика будет развиваться. Это обусловлено тем, что организации переходят на применение международных стандартов менеджмента, маркетинга, аутсорсинга, происходит осознание необходимости развития сервисной логистики, получение на основании этого преимуществ удержания клиентов в своей сфере предпринимательской деятельности, а также в силу глобальных международных интеграционных процессов мировой логистики. Ведь, в конечном счете, только интеграция усилий всех участников логистических цепей (производителей, поставщиков, посредников, лизинговых и франчайзинговых компаний, сервисных компаний) позволит выжить компаниям в условиях острой конкуренции, кризиса перепроизводства и затоваривания рынков сбыта, растущих запросах потребителей к качеству товаров и уровню сервиса.

Список литературы

1. Транспорт и логистика, 2017: справ. / Сост.: Е.А. Ильина [и др.]; под ред. Н.В. Горбеля. - Минск: Центр «БАМЭ-Экспедитор», 2017. - 88 с.

2. Об утверждении Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 560; в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2017 г. № 716 // Национальный правовой Интернет- портал Республики Беларусь, 22.07.2016, 5/42364.

3. Канке А.А. Реверсивная логистика в российских организациях теоретические и практические аспекты / А.А. Канке, О.А. Александров // Вестник университета. 2017. - № 5. - С. 21-29.

4. Управление закупками и поставками: учебник / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон, ред.: ЮА. Щербанин. - 13-е изд. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 754 с.

5. Савчук О.А. Управление возвратными потоками оптовых организаций и их классификация // Экономика и управление. 2014. -№ 1 (37). - С. 69-72.

6. Букринская Э.М. Реверсивная логистика: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУЭФ, 2010. - 79 с.

7. Зуева О.Н. Реверсивная логистика в управлении запасами // Известия ИГЭА. 2009. - № 1. - С. 107-111.

8. Польская Е.И. Реверсивная логистика как средство современного ведения бизнеса // Академия педагогических идей Новация. 2019. - № 3. - С. 137-143.

9. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Под общ. ред. В.И. Сергеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. -634 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.