УДК 332.832
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
URGENT PROBLEMS OF RESOURCE-SAVING IN HOUSING SPHERE IN THE CHUVASH REPABLIC
Г. А. Емельянова G. A. Emelyanova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные региональные проблемы ресурсосбережения в жилищной сфере; дана оценка мероприятиям, которые позволят организациям жилищнокоммунального хозяйства достичь реального ресурсосбережения.
Abstract. The article considers the urgent regional problems of resource-saving in housing sphere; it gives the estimation of the measures which will allow the organizations of housing and communal services to achieve efficient resource-saving.
Ключевые слова: жилищная сфера, ресурсосбережение, управление многоквартирным домом, приборы учета, ресурсосберегающие технологии.
Keywords: housing sphere, resource-saving, tenement-house management, accounting devices, resource-saving technologies.
Актуальность исследуемой проблемы. Проблемы реформирования жилищнокоммунального комплекса актуальны на протяжении многих лет. Особенности реформирования сферы услуг жилищно-коммунального комплекса предопределяют приоритет принципа трех начал:
- достижение консенсуса интересов власти, общества и бизнеса;
- удовлетворение требований потребителей услуг;
- установление дисциплины частного рынка услуг.
Проблемы развития бизнеса в сфере управления процессами предоставления жилищных услуг связаны со многими факторами, основными из которых являются следующие:
- реально плохое энергоэффективное состояние жилищного фонда и его инженерной инфраструктуры, требующих больших финансовых вложений на замену и модернизацию, высокий накопленный недоремонт и высокая динамика выбытия жилья в разряд ветхого и аварийного;
- многообразие собственников жилых и нежилых помещений в каждом конкретном доме и необходимость выработки согласованных решений всех собственников в отношении планов модернизации и реконструкции жилья;
- неопределенность с источниками и объемами возмещения затрат на работы капитального характера, модернизацию и реконструкцию жилищного фонда, особенно после окончания действия Федерального закона № 185-ФЗ;
- отсутствие реальных договорных отношений с населением и управляющими организациями;
- административные барьеры на пути становления самоуправления граждан в жилищной сфере;
- отсутствие у потребителя-гражданина реального права заказать услуги необходимого количества, качества и ответственности за оплату полученных услуг.
Одной из острых проблем в этой сфере, как мы видим, является проблема эффективного использования энергоресурсов в различных аспектах деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, чем и определена актуальность исследования.
Материал и методика исследований. Исследование выполнялось на основе анализа реализации нормативных документов, регулирующих организационно-экономические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона. Анализ проблем ресурсосбережения позволяет определить пути их решения на уровне законодательных и нормативных документов Правительства России и Чувашской Республики.
Результаты исследований и их обсуждение. Проблема ресурсосбережения чрезвычайно важна, так как деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства остается неэффективной и высокозатратной. Так, потребление воды больше в России в 3 раза, и это при том, что тарифы в странах Европы в 5-10 раз выше российских [2, 7-8]. А сектор многоквартирного жилья считается одной из самых проблемных областей в том, что касается экономии энергии. Большинство многоквартирных домов не отвечают современным требованиям энерго- и ресурсосбережения, так как построены с учетом старых строительных норм.
Специалисты в области энергосбережения предлагают следующие направления решения проблем энергосбережения в многоквартирном доме:
- проведение энергетического аудита, который даст общую картину потерь тепла в доме и выявит слабые места, и уже после этого можно будет приступать к решению этих проблем, выбирать вариант, наиболее подходящий для того или иного дома;
- развитие дополнительного профессионального образования в области энерго- и ресурсосбережения;
- сокращение потребления энергии в процессе эксплуатации дома;
- формирование энерго- и ресурсосберегающего поведения жильцов дома;
- развитие перспективных направлений строительства и эксплуатации жилья;
- повсеместное измерение потребления коммунальных ресурсов;
- оборудование системами водоснабжения (холодного и горячего), канализации, газоснабжения, устройство водоподкачек, бойлерных, газоходов;
- утепление многоквартирных домов (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство наружных тамбуров, оконные заполнения с тройным остеклением), хотя, к сожалению, в многоквартирных домах отсутствует возможность утепления снаружи отдельно взятой стены, поэтому происходит утепление изнутри;
- установка общедомовых приборов учета расхода холодной и горячей воды, тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление и квартирных приборов учета холодной и горячей воды;
- настойчивое внедрение ресурсосберегающих технологий, новых материалов, приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии и т. д. [2, 14].
Известно, что сократить теплопотребление можно за счет:
- теплоизоляции труб в подвалах - до 15 %;
- промывки стояков или замены отопительно-нагревательных приборов - до 15 %;
- утепления ограждающих конструкций (стен, кровли, окон, подъездных дверей) -до 25 %;
- внедрения автоматической системы погодного регулирования теплопотребления -до 25 % [2, 16].
Реализации указанных направлений способствует проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Однако и здесь наблюдаются проблемы по внедрению инновационных технологий, которые должны были привести к ресурсосбережению. Многие подрядные организации, выполняющие капитальный ремонт, попытались сэкономить выделенные им средства и устанавливали устаревшие по отопительным характеристикам и использованным материалам системы отопления.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июля 2011 г. № 283 была утверждена республиканская адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2011 год. Общая стоимость программы - 165,2 млн рублей, из них средства: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 93,86 млн рублей; республиканского бюджета - 30,99 млн рублей; местного бюджета - 32,07 млн рублей; собственников помещений в многоквартирных домах - 8,28 тыс. рублей. В рамках Программы в 2011 году капитально отремонтировано всего 98 многоквартирных домов общей площадью 119,4 тыс. кв. м, в которых проживает 5287 человек [1].
На 2012 год Чувашской Республике на капитальный ремонт многоквартирных домов установлен лимит предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - в сумме 192,5 млн рублей.
Одним из наиболее действенных способов стимулирования к экономии потребляемых энергоресурсов является установка приборов учета. На 1 июля 2012 г. уровень оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета энергоресурсов и воды по республике составил 73,9 %. В том числе: на отопление - 60,1 % , горячее водоснабжение - 76,8 % , холодное водоснабжение - 47,7 % , электроэнергии - 97,7 %. Алатырский, Аликовский, Батыревский, Моргаушский, Яльчикский, Янтиковский районы завершили данную работу. В то же время, низкими темпами идет работа в Козловском (59,7 %), Ка-нашском (58,3 %) районах, г. Канаше (55,1 %), г. Алатыре (48,2 %) [3].
Работы по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полностью завершены к 1 июля 2012 года.
Экономия от установки общедомовых приборов учета по холодному, горячему водоснабжению, отоплению, электроэнергии составит приблизительно 300 млн рублей, то есть затраты по проведенной работе окупятся уже в 2017 году. Однако, главное - не установить приборы, а наладить их бесперебойную эксплуатацию. Установка общедомовых приборов учета, к сожалению, не решает проблему ресурсосбережения в жилищной сфере без установки квартирных приборов учета. А эта проблема еще не нашла законодательного решения.
В Чувашской Республике совместно с ГК «Роснанотех» реализуется пилотный проект энергоэффективного малоэтажного дома эконом-класса «Умный дом», в том числе с использованием нанотехнологий. После реализации пилотного проекта планируется тиражирование полученных результатов как на территории Чувашской Республики, так и в других регионах. Пилотный дом является трехэтажным, двухподъездным, двадцатичетырехквартирным домом. Класс энергетической эффективности дома не ниже «А» (наивысший класс). В рамках
проекта необходимо провести отбор наиболее эффективных материалов и технологий для малоэтажного строительства с точки зрения энергоэффективности, экологичности и качества жизни. В процессе поиска и отбора материалов особое внимание уделяется материалам, в производстве которых используются следующие нанотехнологии: КЕГО-метки; нанострукту-рированные защитные покрытия; наноструктурированные мембраны и разделительные модули на их основе; пленки с дифракционными оптическими элементами, модификаторы дорожного покрытия; светодиодные системы освещения; наноструктурированные оптические волокна и устройства на их основе; базальтопластиковая арматура; малогабаритные измерительные преобразователи взрывоопасных и угарного газов, солнечные батареи.
В ходе исследования нами установлено наличие многих проблем, охватывающих вопросы ресурсосбережения. Однако, на наш взгляд, в настоящее время одним из основных сдерживающих факторов для развития ресурсосбережения в сфере обслуживания жилищного фонда является несовершенство договорных отношений. Во многих случаях формальный подход к формированию договоров подряда обусловлен отсутствием экономической заинтересованности управляющих организаций в экономии потребления энергоресурсов в многоквартирных домах, а с другой стороны - отсутствием заинтересованности подрядных предприятий во внедрении ресурсосберегающих технологий [3].
Управляющие организации несут серьезные риски, обусловленные экономической непривлекательностью среды (экономически необоснованный тариф на услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома; неравноправные взаимоотношения с коммунальными предприятиями, обеспечивающими ресур-соснабжение многоквартирных домов); неудовлетворительным техническим состоянием объектов управления; законодательной незащищенностью (возможность смены управляющей организации в любое время по решению собственников жилья). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам жилых домов и пользователям помещений в многоквартирных домах, принятые Правительством РФ в мае 2011 года (№ 354), к сожалению, тоже не решают проблему ресурсосбережения в жилищной сфере [4].
В этих условиях управляющая организация не заинтересована не только в осуществлении эффективного планирования работ по ресурсосбережению, но и в поиске дополнительных механизмов экономии ресурсов.
Резюме. Выявлена и обоснована необходимость создания организационноуправленческих условий и внедрения рыночных механизмов, которые стимулировали бы эффективное управление жилищным фондом и его обслуживание, совершенствовали договорные отношения по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, более активно формировали конкурентную среду в сфере обслуживания жилищного фонда. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить эффективное использование ресурсов в жилищной сфере и повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон № 8 Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» / www.cap.ru
2. Колесников, А. Н. Уроки реализации Программы капитального ремонты жилья и задачи по энергосбережению / А. Н. Колесников // ЖКХ. - 2010. - № 8. - Ч. 1. - С. 15-22.
3. www.rg.rM/2011/06/01/zhkh.html.
4. www.cap.ru.