Научная статья на тему 'Проблемы управления региональным развитием (на примере Кемеровской области)'

Проблемы управления региональным развитием (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / СТРУКТУРНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / KEMEROVSKAY OBLAST / TECHNOLOGICAL BREAKTHROUGH / TECHNOLOGICAL STRUCTURE / STRUCTURAL-INNOVATIVE REFORMS / STEADY DEVELOPMENT OF THE REGION / QUALITY OF LIFE / PERSONAL SELF-REALIZATION / REGIONAL INSTITUTES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копеин Андрей Валентинович

Рассмотрены проблемы, вызванные объективной необходимостью наращивать темпы социально-экономического развития в Кемеровской области, осуществлять процессы воспроизводства на качественно новой основе, то есть на основе повышения, в частности и прежде всего, технического уровня промышленного производства и активного внедрения инновационных и высоких технологий для достижения стратегической цели: достичь устойчивого развития Кемеровской области, повысить качество жизни ее населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management problems of a region development (Kemerovskaya oblast)

The problems appeared due to the objective necessity to increase the tempo of the social-economic development in Kemerovskaya oblast were discussed. They also talked about the opportunity to carry out the process of production on the new basis of the rising level of industrial production and using high technology to reach the strategic purpose: improving of living standards and developing of Kemerovsky region.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления региональным развитием (на примере Кемеровской области)»

Экономика в отраслях и регионах

Проблемы управления региональным развитием (на примере Кемеровской области)

А.В. Копеин

Рассмотрены проблемы, вызванные объективной необходимостью наращивать темпы социально-экономического развития в Кемеровской области, осуществлять процессы воспроизводства на качественно новой основе, то есть на основе повышения, в частности и прежде всего, технического уровня промышленного производства и активного внедрения инновационных и высоких технологий для достижения стратегической цели: достичь устойчивого развития Кемеровской области, повысить качество жизни ее населения.

Ключевые слова: Кемеровская область, технологический прорыв, технологический уклад, структурно-инновационные преобразования, устойчивое развитие регионов, качество жизни, самореализация личности, региональная власть, региональные институты.

Экономический парадокс Кемеровской области заключается в том, что являясь одним из самых богатых регионов не только в России, но и в мировом сообществе по масштабам и разнообразию природных ресурсов, Кузбасс не может до настоящего времени реализовать эти возможности и преимущества. Отсюда и уровень благосостояния его населения продолжает оставаться на достаточно низком уровне, в результате чего социальные расходы региона имеют высокую бюджетную нагрузку.

Постепенное замедление в настоящее время экономического спада в Кузбассе и наблюдаемые в последние, предшествующие общемировому финансовому и экономическому кризису, годы темпы роста вовсе не означают автоматического перехода к положительной экономической динамике. Анализ этих процессов свидетельствует о том, что сложившиеся к данному времени факторы экономического роста имеют достаточно низкий потенциал развития. Одновременно различного рода ограничения экономического роста не только не ослабевают, но даже усиливаются. Главное заключается в том, что эффективность использования всех видов ресурсов остается крайне низкой, что в конечном счете ограничивает возможности динамичного развития экономики региона.

В связи с этим необходимо преодолеть ряд существенных ограничений экономического роста региона, таких как:

• низкий технический уровень основных производственных фондов;

• соответственно низкий уровень качества производимой продукции и ее конкурентоспособности;

• излишняя энергоемкость и материалоемкость производств региона;

• неоднородность технологического пространства и, как следствие, потеря качества в технологических цепях;

• низкий уровень рентабельности большинства отраслей экономики;

• чрезвычайно низкий объем инвестиций в реальный сектор, особенно в отрасли обрабатывающей промышленности;

• неразвитость рыночных институтов, в частности обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов и перелив капитала;

• низкий уровень менеджмента, не соответствующий современным условиям функционирования и развития экономики.

Для преодоления указанных негативных факторов необходимо осуществление как на федеральном, так и региональном уровнях структурно-инновационных преобразований экономики. В этом плане необходимым является комплексная стратегия освоения ключевых производств новых V и VI технологических укладов, способных расти опережающими по масштабам мирового рынка темпами, выраженными двухзначными числами. В промыш-ленно развитых странах до 90% экономического роста достигается за счет внедрения новейших достижений научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс является поистине фундаментальной основой для обеспечения структурно-инновационных преобразований в экономике, для ее устойчиво-безопасного развития, интегрирования в процесс мировой глобализации экономики, присоединения к международным организациям типа ВТО. Все это в конечном счете ведет к повышению качества жизни населения и созданию благоприятных условий для саморазвития человека.

В основе исследований стабилизации и развития региона лежат теория, методология и практика регионального воспроизводства, где видное место занимают работы Л.И. Абалкина, А.Г. Гранберга, А.И. Добрынина, П.А. Ми-накира, Н.Н. Некрасова, В.П. Чичканова, Р.И. Шнипера и др. Проблемы выбора наиболее эффективных форм и методов хозяйствования в регионах различного уровня рассматриваются в работах Н.Т. Агафонова, Э.Б. Алаева, М.К. Бадмана, В.В. Кулешова, В.Н. Лексина, С.В. Раевского, С.Н. Сильвест-рова, А.Н. Швецова и др. Не оставили без внимания столь важную тему исследования, как динамичное развитие экономики региона, и кузбасские ученые: С.В. Березнев, В.И. Бувальцева, А.М. Лавров, В.В. Копеин, В.В. Михайлов, В.С. Сурнин, В.А. Шабашев.

Стабилизация бюджетной системы страны и наблюдавшийся в последние годы экономический рост дали государству необходимые ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания [3, с. 236].

Для Российского государства в сфере региональной политики возник целый ряд новых проблем.

1. Политика выравнивания социально-экономического развития регионов, характерная для эпохи первичной индустриализации, и рассчитанная на размещение в регионах основных фондов, предназначенных для выпуска типовой массовой продукции, а также предполагающая концентрацию рабочей силы, была заменена на политику выравнивания последствий открытия внутреннего рынка. Бюджетное выравнивание отстающих в адаптации к рыночным условиям регионов пока не привело к ожидаемым результатам. Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных территорий начали проявляться иждивенческие настроения.

2. Для управления региональным развитием в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно. Во-первых, проведение административной реформы и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, сосредоточились в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу этого трудно определить качество регионального управления, выделить показатели развития российских регионов, зафиксировать их связанность с действиями органов государственной власти.

Во-вторых, отсутствует признанная типология регионов, позволяющая дифференцировать названные показатели для каждого типа территорий, а на основании этого определить по отношению к ним параметры государственной политики.

В-третьих, отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи.

В-четвертых, отсутствует утвержденная Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации, в которой были бы обозначены федеральные приоритеты в отношении развития конкретных регионов страны, призванных обеспечить и поддержать решение общенациональных задач удвоения ВВП, сокращения уровня бедности и сохранения целостности страны, в отношении старопромышленных регионов, в отношении сырьевых зон.

В-пятых, различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы.

В-шестых, утрачена культура планирования использования территории. Аналитическая модель новой пространственной организации страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессах. Проектно-

планировочная документация сохраняется в том виде, в каком она сложилась еще в советскую эпоху, но относительно эффективно может выполнять свою регулирующую функцию. В современных условиях, разработанная в 1994 г. Генеральная схема расселения Российской Федерации не выполняет своей координирующей роли по отношению к действиям бизнеса и власти территорий [9, а 152].

3. Сложившаяся административно-территориальная форма регионализации России далеко не всегда является продуктивной. В ряде случаев старые административные границы сковывают развитие социально-экономических процессов в России, сдерживают экономический рост ее регионов, существенно понижают масштабность региональных стратегий развития. В частности, старые административные формы российских регионов оказались маловосприимчивы к идущему в мире процессу нового регионального строительства, облекаемого в соответствующие правовые формы. Так, в мире новые крупные регионы становятся более активными игроками на глобальном рынке: они способны продуцировать более масштабные проекты; их столицы претендуют на более высокий статус в мировой региональной иерархии; схемы развития транспортных путей, системы расселения становятся более простыми и понятными. Укрупнение регионов как способ обеспечить их конкурентоспособность и минимизировать непроизводительные расходы, в полной мере использовать известный всем экономистам «эффект масштаба» является процессом, набирающим силу и обретающим все новые формы [10, ^ 197].

Проблемы социально-экономического развития регионов нашли достаточно полное и емкое отражение в региональном законодательстве субъектов Федерации (и, в частности, субъектов Сибирского федерального округа) в таких документах, как, например, «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года» и «Программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года» [1], [2]. Однако надо подчеркнуть, что данные проблемы достаточно широко и достаточно долго обсуждались на различных уровнях, много сказано и написано, например, по поводу создания «точек роста», наукоградов, технопарков и т.д. Но, к сожалению, дальше концептуальных основ дело пока не пошло и сейчас главный вопрос заключается в том, чтобы разрабатывались соответствующие механизмы реализации на практике различных концептуальных основ. В данных документах не нашла должного отражения проблема структурно-инновационных преобразований в экономике, которые служат безусловной и фундаментальной основой для перехода экономики страны, а равно и регионов ее образующих к устойчивому развитию. В документах есть лишь отдельные фрагменты и упоминания о данной проблеме, но при этом отсутствует ее детальная проработка.

Необходима отдельная, четко и детально проработанная программа структурно-инновационных преобразований в экономике, с указанием основных направлений, алгоритма действий, этапов осуществления, сроков,

ответственных исполнителей. В целях ликвидации отставания России от развитых стран на целые поколения техники и технологии необходимо в срочном порядке комплексно осваивать V и VI технологические уклады [5, с. 39].

Для настоящего времени экспертная оценка современных структурных сдвигов в экономике России показывает, что шестой технологический уклад не формируется, доля технологий пятого уклада (в военно-космической технике, средствах связи) составляет примерно 8-10%, четвертого - свыше 4050% (по разным расчетам), третьего (который имел место в развитых странах в 20-30 гг. XX в.) - около 30%, реликтовых укладов - почти 20%. Отсюда следует, что Россия отстает от промышленно развитых стран на целые поколения техники и технологий [7, с. 28].

Анализ существующей экономической ситуации показывает также противоречивость экономического роста в современной российской экономике. Стимулирование экстенсивного роста на основе развития традиционных и реликтовых технологических укладов отвлекает ресурсы от прогрессивных структурных сдвигов, которые в будущем могут стать источниками интенсивного экономического роста. Экономический рост, наметившийся в России в последние годы, носит экстенсивный характер, а его источники уже исчерпаны или близки к исчерпанию. При этом происходит общее ухудшение экономической структуры. Все это обусловливает необходимость значительного возрастания роли государства в осуществлении структурных преобразований в современной экономике, которые, несомненно, носят глобальный характер в рамках нашего государства.

Что касается структурных изменений в экономике Кемеровской области, то и в прошлые годы, и в 2004-2011 гг. никаких практически серьезных сдвигов в этом направлении в экономике Кузбасса не произошло [7, с. 268]. По-прежнему главную роль в экономическом потенциале области играет промышленность, и прежде всего ее базовые отрасли - черная металлургия, топливная и химическая промышленность. Экспортная и внутренняя востребованность их продукции привела к дальнейшему росту объемов производства (за исключением черной металлургии). В результате доля отраслей, производящих конечную продукцию, к первому полугодию 2011 г. формировала лишь 10-11% объема производства области. В то же время существующая отраслевая структура инвестиций в основной капитал не предполагает сколько-нибудь серьезных структурных изменений и в ближайшей перспективе [3, с. 328].

Аксиоматическим является положение о том, что долговременной основой устойчивого функционирования и развития экономики являются ее инновационное преобразование и акцентированное при этом развитие прежде всего инновационного предпринимательства, в том числе и малого. Однако такая основа в стране до сих пор не создана как на федеральном, так и региональном уровнях [4, с. 178]. В связи с этим достаточно указать на то, что в 2006-2011 гг. доля инновационно-активных предприятий в их общем числе

(имеется в виду макроуровень экономики) равнялась 4,5-4,8%. Объем инновационной продукции составил всего 2,6% от общего объема произведенной продукции [11].

Инновационная деятельность в России характеризуется, с одной стороны, значительным научно-техническим потенциалом, а с другой - низким результирующим показателем инновационной активности. В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют только около 5% промышленных предприятий (для сравнения: в США - около 30%). В то же время в расчете на один рубль затрат инновационно-активные предприятия обеспечивают объемы выпуска продукции в 7 раз больше, чем при производстве по традиционным технологиям.

Что касается Кемеровской области, то объем инновационной продукции за последние годы составлял примерно, 1,5-3% от общего объема промышленной продукции. Столь низкий показатель развития инновационной деятельности в Кузбассе связан во многом с кризисным состоянием машиностроительной отрасли, где доля выпускаемой инновационной продукции в общем объеме производства машиностроения области составляла в прошлые годы всего 0,5% [7, с. 232].

В настоящее время только на восьми промышленных предприятиях области занимались инновационной деятельностью в значительном объеме, из которых пять предприятий машиностроения и металлообработки и по одному - в химической и нефтехимической, черной металлургии, медицинской промышленности. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции составила около 2,7%. В результате продолжается старение технико-технологической базы предприятий, на многих из которых немало структурно-депрессивных производств [6, с. 161, 11].

В связи с этим следует заметить, что если и дальше будет иметь место недооценка роли и значения инновационного фактора в развитии экономики, то это в конечном счете приведет к единственно возможной перспективе -превращению экономики в некую изолированную замкнутую систему, которая обменивает сырьевые товары низкой степени переработки на наукоемкие товары и интеллектуальные услуги с высокой долей добавленной стоимости.

В концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации отмечается, что бюджетное выравнивание отстающих в адаптации к рыночным условиям регионов не привело к ожидаемым результатам. Такой констатации явно мало, необходимо при этом подчеркнуть важность и необходимость перехода к так называемому «конкурентному федерализму» с сохранением отдельных элементов политики выравнивания. Без реализации идеи «конкурентного федерализма» или, по другой версии, «федерализма, создающего рынок», трудно рассчитывать на превращение России в реальное федеративное государство.

Но такое серьезное институциональное нововведение предполагает экономическое усиление регионов, что связано в первую очередь с активным

налаживанием партнерских отношений региональных властей с крупным бизнесом - местным и общефедеральным, с региональной интеграцией рынков, изменением роли городов в территориальной организации страны. К сожалению, стремление регионов к саморазвитию пока не пользуется должной поддержкой со стороны центра [8, с. 306].

Главным на сегодня является технологический прорыв нашей страны и комплексное освоение V и VI технологических укладов. Ранее ссылались на отсутствие финансовых ресурсов на структурно-инновационные преобразования, теперь вроде бы ресурсы появились. По мнению специалистов, для первосдвига в структурно-инновационном направлении достаточно использовать 60-80 млрд долл. Осуществить это крайне необходимо для перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, ее вхождению в процесс мировой глобализации экономики, что в конечном счете приведет к значительному повышению качества жизни населения и уровню самореализации личности. Программы, планы, концепции, разработки всегда имеются в наличии, но самым слабым звеном является их реализация на практике, то есть решения властных структур не воплощаются в реальной жизни общества. Поэтому регионам Российской Федерации нужна не просто региональная власть, а эффективно действующая власть, включающая не менее эффективно действующие региональные институты.

Литература и источники

1. Об утверждении Программы социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года: Закон Кемеровской области от 11 июля 2008 г. № 75-ОЗ // Консультант Плюс [электронный ресурс]: Справочная правовая система.

2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года: Закон Кемеровской области от 11 июля 2008 г. № 74-ОЗ // Консультант Плюс [электронный ресурс]: Справочная правовая система.

3. Березнев С.В. Многофакторная модель процесса стабилизации экономики региона: на примере Кемеровской области / С.В. Березнев, В.С. Сурнин. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. - 400 с.

4. Богомолова О.В. Проблемы развития экономики региона в условиях ее глобализации: структурно-инновационные аспекты (на примере Кемеровской области) / О.В. Богомолова, В.В. Копеин, Г.А. Кареев, В.С. Сурнин. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 245 с.

5. Копеин В.В. Научно-технический и энергетический факторы развития экономики региона / В.В. Копеин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. -230 с.

6. Копеин В.В. Научно-технический прогресс как важный фактор устойчивого функционирования и развития экономики региона (на примере Кемеровской области) / В.В. Копеин. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. -288 с.

7. Копеин В.В. Структурные преобразования экономики региона и его финансовая безопасность (на примере Кемеровской области) / В.В. Копеин, Е.А. Филимонова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 384 с.

8. Пространственный аспект стратегии социально-экономического развития региона / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2006. - 408 с.

9. Регион: проблемы планирования и управления / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2002. - 392 с.

10. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: учебное пособие / И.А. Родионова. - М.: Московский лицей, 2001. - 288 с.

11. Кузбасс в цифрах [электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области / Кемерово: Кемеровостат, 2010. - Режим доступа: http://www.keme-rovostat.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.