Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ПРИОРИТЕТ-2030» И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПЕРЕДОВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ»'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ПРИОРИТЕТ-2030» И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПЕРЕДОВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проекты стратегического развития / проектная деятельность / Приоритет-2030 / Передовые инженерные школы / образовательные организации высшего образования / strategic development projects / project activities / Priority 2030 / Advanced engineering schools / educational organizations of higher education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грузинова В.О.

Целью данной статьи является идентификация проблем, связанных с реализацией программы «Приоритет-2030» и федерального проекта «Передовые инженерные школы», а также их сопоставление и анализ текущих результатов реализации рассматриваемых проектов. Для достижения поставленной цели в статье рассматриваются основные программные документы, в которых содержатся цели, задачи, вызовы и риски проектов, а также приведены ключевые показатели их реализации. Объектами исследования выступают Томский государственный университет, Томский политехнический университет и Тольяттинский государственный университет, каждый из которых участвует как в программе «Приоритет-2030», так и в федеральном проекте «Передовые инженерные школы». Оценка и рассмотрение программных документов указанных выше университетов, а также сравнение результатов их деятельности позволит сделать вывод об эффективности их работы, а также выявить проблемы, с которыми сталкиваются научными и образовательными организациями. Сделан вывод о необходимости составления более конкретных и обоснованных программных документов, а также о применении более совершенных методов управления проектами с целью выявления проблемных ситуаций и рисков, на которые необходимо реагировать своевременно и в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROJECT MANAGEMENT OF STRATEGIC GROWTH OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION FOR THE EXAMPLE OF THE STATE PROGRAM «PRIORITY 2030» AND THE FEDERAL PROJECT «ADVANCED ENGINEERING SCHOOLS»

The purpose of this article is to identify the problems associated with the implementation of the Priority 2030 program and the federal project Advanced Engineering Schools, as well as their comparison and analysis of the current results of the implementation of the projects under consideration. To achieve this goal, the article discusses the main program documents, which contain the goals, objectives, challenges and risks of projects, as well as key indicators of their implementation. The objects of the research are Tomsk State University, Tomsk Polytechnic University and Tolyatti State University, each of which participates in both the Priority 2030 program and the federal project Advanced Engineering Schools. Evaluation and review of the program documents of the above-mentioned universities, as well as a comparison of the results of their activities, will allow us to conclude about the effectiveness of their work, as well as identify problems faced by scientific and educational organizations. It is concluded that it is necessary to draw up more specific and well-founded program documents, as well as to apply more advanced project management methods in order to identify problematic situations and risks that need to be responded to in a timely and full manner.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ПРИОРИТЕТ-2030» И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПЕРЕДОВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ»»

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 6 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/problemy-upravleniya-proektami-strategicheskogo-razvitiya-obrazovatelnyh-organizaczij-vysshego-obrazovaniya-na-primere-gosudarstvennoj-programmy-prioritet-2030-i-federalnogo-proekta/

Научная статья / Original article

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.6

УДК 338.2

DOI: 10.54861/27131211_2024_6_127

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

«ПРИОРИТЕТ-2030» И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПЕРЕДОВЫЕ

ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ»

Грузинова В.О., аспирант, ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН», г. Москва, Россия

Аннотация. Целью данной статьи является идентификация проблем, связанных с

реализацией программы «Приоритет-2030» и федерального проекта «Передовые

инженерные школы», а также их сопоставление и анализ текущих результатов реализации

рассматриваемых проектов. Для достижения поставленной цели в статье рассматриваются

основные программные документы, в которых содержатся цели, задачи, вызовы и риски

проектов, а также приведены ключевые показатели их реализации. Объектами

исследования

выступают

Томский

государственный

университет,

Томский

политехнический университет и Тольяттинский государственный университет, каждый из

которых участвует как в программе «Приоритет-2030», так и в федеральном проекте

«Передовые инженерные школы». Оценка и рассмотрение программных документов

указанных выше университетов, а также сравнение результатов их деятельности позволит

сделать вывод об эффективности их работы, а также выявить проблемы, с которыми

сталкиваются научными и образовательными организациями. Сделан вывод о

необходимости составления более конкретных и обоснованных программных документов, а также о применении более совершенных методов управления проектами с целью

выявления проблемных ситуаций и рисков, на которые необходимо реагировать

своевременно и в полной мере.

Ключевые слова: проекты стратегического развития, проектная деятельность, Приоритет-2030, Передовые инженерные школы, образовательные организации высшего

образования.

127

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

PROBLEMS OF PROJECT MANAGEMENT OF STRATEGIC GROWTH

OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION FOR

THE EXAMPLE OF THE STATE PROGRAM «PRIORITY 2030» AND

THE FEDERAL PROJECT «ADVANCED ENGINEERING SCHOOLS»

Gruzinova V.O., postgraduate student, MSUT STANKIN, Moscow, Russia Abstract. The purpose of this article is to identify the problems associated with the implementation of the Priority 2030 program and the federal project Advanced Engineering Schools, as well as their comparison and analysis of the current results of the implementation of the projects under consideration. To achieve this goal, the article discusses the main program documents, which contain the goals, objectives, challenges and risks of projects, as well as key indicators of their implementation. The objects of the research are Tomsk State University, Tomsk Polytechnic University and Tolyatti State University, each of which participates in both the Priority 2030 program and the federal project Advanced Engineering Schools. Evaluation and review of the program documents of the above-mentioned universities, as well as a comparison of the results of their activities, will allow us to conclude about the effectiveness of their work, as well as identify problems faced by scientific and educational organizations. It is concluded that it is necessary to draw up more specific and well-founded program documents, as well as to apply more advanced project management methods in order to identify problematic situations and risks that need to be responded to in a timely and full manner.

Keywords: strategic development projects, project activities, Priority 2030, Advanced engineering schools, educational organizations of higher education.

JEL classification: I23, O22, I21.

Для цитирования: Грузинова В.О. Проблемы управления проектами

стратегического развития образовательных организаций высшего образования на примере

государственной программы «Приоритет-2030» и федерального проекта «Передовые

инженерные школы» // Прогрессивная экономика. 2024. № 6. С. 127–145. DOI: 10.54861/27131211_2024_6_127.

Статья поступила в редакцию: 20.06.2024 г. Одобрена после рецензирования: 03.07.2024 г. Принята к публикации: 03.07.2024 г.

For citation: Gruzinova V.O. Problems of project management of strategic growth of educational institutions of higher education for the example of the state program «Priority 2030»

and the federal project «Advanced Engineering Schools» // Progressive Economy. 2024. No. 6. p.

127–145. DOI: 10.54861/27131211_2024_6_127.

The article was submitted to the editorial office: 20/06/2024. Approved after review: 03/07/2024. Accepted for publication: 03/07/2024.

128

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Введение

Управление проектами стратегического развития образовательных

организаций высшего образования как отдельное направление деятельности

представляет собой важное направление деятельности, потенциал которого

имеет значение как для сферы науки и образования, так и для экономики

России [1]. В этой связи необходимо рассмотреть содержание программ

развития программы «Приоритет-2030» и федерального проекта «Передовые

инженерные школы», оценить существующие результаты и проблемы, обозначить возможные пути развития и анализа университетов-участников

программы. Представляется, что оценка инструментария управления данными

проектами позволит сделать вывод о том, в каких ситуациях можно

актуализировать методы менеджмента.

Таким образом, целью данной статьи является идентификация проблем, связанных с реализацией программы «Приоритет-2030» и федерального

проекта «Передовые инженерные школы», а также их сопоставление и анализ

текущих результатов реализации рассматриваемых проектов.

Обзор литературы

Стратегическое

планирование

представляет

собой

процесс

формирования фундамента направления развития какого-либо вида

деятельности или какой-либо сферы, который может применяться как в

деятельности государственных органов, так и в деятельности коммерческих

организаций. Вместе с тем необходимо отметить, что стратегическое

планирование зародилось именно в коммерческом секторе экономики, откуда

позднее стало имплементироваться в деятельность государственных органов.

Характеристика стратегического планирования в рамках государственной

деятельности отличается от коммерческой: для государства обычно

характерно применение долгосрочных проектов, а для коммерческих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организаций – более краткосрочных [13]. Исследование роли государства в

рамках стратегического планирования относится к числу актуальных

направлений деятельности, о чем в своих работах акцентируют внимание

такие исследователи, как О.Г. Моронова [4] и Е.В. Крылова [15]. Среди

рассматриваемых тем авторы исследуют механизм достижения целей, которые

закладываются в рамках стратегического планирования. Исследователи

приходят к общему выводу о том, что стратегическое планирование

представляет собой долгосрочный процесс, регламентированный по этапам, времени, задачам и целям, а мероприятия, закладываемые в этот процесс, создают основу для субъекта по выбору целей и наиболее эффективных путей

развития исходя из фактических обстоятельств.

Стоит рассмотреть процесс достижения цели более детально: существуют определенные этапы со своими промежуточными целями, и

прохождение этих этапов, достижение промежуточных целей для

стратегического планирования играет значимую роль. Прежде всего, для

корректного развития деятельности необходим этап анализа существующей

ситуации и обстоятельств: оценке подлежат все значимые факторы развития

129

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

страны или региона – экономические, технологические, социальные, финансовые. После учета факторов создается информационный фундамент

принятия решений и составления прогнозов.

Только после составления «информационного ландшафта» уже можно

переходить к формированию архитектуры стратегического планирования: ставить цели и определять задачи [7]; помимо того, параллельно с этими

процессами составляются первые прогнозы и сценарии развития деятельности

на основе существующих факторов и обстоятельств и тех, что могут появиться

по мере достижения задач и целей. Для более эффективного процесса

стратегического планирования и реализации намеченных программ

необходимо применять современные методы управления [8]. Также стоит

отметить, что в исследованиях рассматривают мониторинг и контроль

качества как основные условия успеха деятельности [14].

Таким образом, научное исследование процесса стратегического

планирования в контексте программ и проектов стратегического развития

университетов

позволяет

сформировать

следующее

понимание

стратегического планирования: многоэтапный процесс, включающий в себя

некоторое количество задач и целей, определяемых на основе анализа

наиболее значимых факторов и обстоятельств развития деятельности.

Применительно к стратегическому планированию в деятельности

государственных органов необходимо отметить, что оно применяется, как

правило, в долгосрочном виде в связи со спецификой функций

государственных органов и обстоятельств, в которых государственные органы

реализуют основные функции [1]. Вместе с тем стоит отметить, что потенциал

стратегического планирования применительно к образовательной системе все

еще не является в полной мере раскрытым, а проблематика применения

стратегического

планирования

остается

актуальным

направлением

исследования.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и

частно-научные методы: синтез и анализ, индукция и дедукция, обобщение, систематизация, метод толкования и метод сопоставления. К числу

специальных методов можно отнести метод применения контент-анализа, необходимый для осуществления оценки базы научных работ по следующим

направлениям:

«государственное

управление»,

«стратегическое

планирование»,

«социально-экономическое

развитие».

Результаты

применения контент-анализа представлены на рисунке 1.

130

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

12000

10475

9928

10000

9255

9399

8859

7769

8000

6866

6746

6993

7249

6000

4000

2850

1973

1624

1628

1644

1844

1785

2000

463

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Управление проектами

Стратегическое развитие

Стратегические проекты

Рис. 1. Результаты проведенного контент-анализа по ключевым словам

«управление проектами», «стратегическое развитие», «стратегические

проекты»

Источник: составлено автором

На основании предоставленных данных можно сделать ряд следующих

выводов. Во-первых, ключевое словосочетание «стратегическое развитие»

является наиболее распространенным в числе размещенных статей, что можно

интерпретировать как значительный интерес к исследованию данной области.

Во-вторых, количество публикаций с ключевым словосочетанием

«управление проектами» количественно уступает числу публикаций с

ключевым словосочетанием «стратегическое развитие», что указывает на

интерес к самим проектам и их ведению в практическом ключе, однако

обозначает и сравнительно меньший интерес к стратегическому развитию в

целом. В-третьих, ключевое словосочетание «стратегические проекты» имеет

наименьшее число соответствующих статей, размещенных в библиотеке, что

указывает на меньший интерес исследователей к данной тематике. Вместе с

тем представляется, что стратегические проекты обладают значительным

потенциалом и представляют собой важное направление для изучения как в

рамках государственного управления, так и в рамках стратегического

развития.

Результаты и обсуждение

Стратегическое развитие образовательных организаций высшего

образования (далее - университетов, вузов) находится в числе приоритетных

направлений деятельности государства по причине особой значимости

высшего образования как одной из растущих отраслей экономики.

Университеты служат целям подготовки кадров различного профиля, в том

131

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

числе узконаправленных специалистов, необходимых для ответственной, сложной работы в особо значимых сферах. Данная деятельность

опосредованно влияет на науку (специалисты могут продолжить развитие

теории, проводить исследования, развивать существующую практику), на

экономику, на социально-политические процессы и т.д.

Особенности развития системы образования установлены в документах

стратегического характера, таких как Стратегия национальной безопасности

Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской

Федерации от 2 июля 2021 г. № 400), Стратегия научно-технологического

развития Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской

Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642) (Стратегия НТР), Стратегия

пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13

февраля 2019 г. № 207-р), Стратегия экономической безопасности Российской

Федерации на период до 2030 года (утверждена указом Президента

Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208); помимо того, направление

развития корректируется при помощи посланий Президента Российской

Федерации в ежегодном формате.

Сегодня в России реализуется программа «Приоритет-2030» и

федеральный проект «Передовые инженерные школы», мероприятия в

которых направлены на достижение установленных Президентом

национальных целей развития. В рамках программы «Приоритет-2030» в

России планируется создать более 100 университетов, отвечающих

современным требованиям, в России к 2030 году. Данные университеты, как

ожидается, должны стать центрами, в которых будет закладываться основа

научно-технологического развития страны, а также социально-экономических

преобразований.

В 2021 году участие в программе «Приоритет-2030» приняло более 100

вузов, что позволяет отметить особую популярность программы и

заинтересованность в ней со стороны университетов. До появления

программы «Приоритет-2030» существовали и другие стратегические

инициативы – например, в 2006 году был конкурс инновационных

образовательных программ, в которых приняло участие 57 вузов; в 2008 году

был запущен проект «Национальные исследовательские университеты», в

которых приняло участие 29 вузов.

В программе «Приоритет-2030» победители конкурса получают базовый

грант, что уже является стимулом для развития университета, однако

следующий этап конкурса проводится для присуждения специальной части

гранта по различным трекам: «Исследовательское лидерство» и

«Территориальное и (или) отраслевое лидерство».

Привлечение дополнительных средств в финансирование деятельности

университета предполагает и повышение качества образования, исследований, заинтересованности исследователей в продолжении своего труда. Вместе с

тем в данном процессе большое значение имеет управление проектами, 132

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

которое помогает эффективно распределить средства на существующие

программы и стратегического развития.

В рамках рассмотрения стратегических проектов и имплементации

более эффективных средств управления необходимо отметить, что в

программах развития каждого отдельного университета указывается перечень

ограничений деятельности и вызовов, являющихся проблематикой развития.

Все указанные особенности деятельности каждого университета сначала

необходимо идентифицировать, а затем реализовать мероприятия по

преодолению ограничений и преодолению вызовов благодаря в том числе

стратегическому планированию, стратегическому проектированию и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

существующих в рамках данной деятельности инструментам.

Рассматривая конкретику указанных ограничений и вызовов, целесообразно рассмотреть отдельные примеры: программы развития

Томского государственного университета, Томского политехнического

университета, Тольяттинского государственного университета. Выбор

университетов обусловлен экономическими особенностями региона и

организационно-образовательными

компетенциями

университетов,

подходящих для сравнения как по параметрам программы «Приоритет-2030», так по параметрам федерального проекта «Передовые инженерные школы».

Так, в программе развития Томского государственного университета

зафиксированы следующие крупные вызовы: демографический переход (в

связи с увеличением продолжительности жизни могут появиться новые

социальные проблемы), рост антропогенных нагрузок на природу, внешние и

внутренние угрозы национальной безопасности (военные, политические, культурные угрозы), необходимость эффективного освоения пространства и

благ страны и укрепление позиций России в экономике, науке, космосе. При

этом для развития университета существуют такие ограничения, как

санкционная политика иностранных государств (в т.ч. возможность

ограничения доступа к важнейшим технологиям, инфраструктуре), потенциальное усложнение пандемической обстановки (угроза академической

мобильности), неустойчивость мировой экономики и финансов (угроза

финансирования проектов).

Томский политехнический университет в качестве вызова обозначил

необходимость создания такого формата обучения, который включал бы в

себя несколько разных моделей обучения. Подобная компиляция разных

моделей обучения должна способствовать внедрению современных методов и

средств образования будущих инженеров. В свою очередь, подбор

разнонаправленных и специфических инструментов обучения инженеров

позволит расширить исследовательский и научный потенциал будущих

специалистов. Факторами ограничения возможностей обучения университет

отмечает высокая социальная мобильность, вероятность изменений в стране, а также инерция в процессе обучения специалистов и последующего вклада в

экономику. Также в установочных документах отмечается, что развитию

133

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

университета препятствуют неготовность университета и его сотрудников к

внедрению новых моделей управления и образования.

Тольяттинский государственный университет в своей программе

развития детализировал вызовы, указав также и риски деятельности. В числе

рисков указываются отток кадров, закрытие доступа к рынкам специалистов, сбыта, товаров из-за политических причин, риск снижения доходов, риск

утраты лидерства по имеющимся направлениям, повышения конкуренции и

т.д. При этом каждый риск и вызов у данного университета детализирован по

подпунктам, что можно оценить как качественную управленческую работу по

стратегическому развитию, потому как чем более детализированным является

вызов или риск, тем большее число инструментом по их купированию можно

предложить и тем более эффективной является сама разработанная стратегия.

Проведенные исследования подтвердили, что программа «Приоритет-2030» представляет собой возможность развития для университета, получения

дополнительного финансирования, повышения качества и усиления

компетенций при условии тщательной проработки собственной стратегии

развития, необходимой для эффективной научной и образовательной работы.

Без стратегической и критической оценки собственного положения на рынке, собственных особенностей и ресурсов, без анализа и оценки обстоятельств

развитие университета не может быть эффективным. По этой причине

стратегическое планирование в рамках разработки программы развития

необходимо к применению, а широкий инструментарий организационных

методов позволит выбирать релевантные методы управления процессом

внесения изменений в деятельность университета.

Стоит отметить, что проблема управления проектами стратегического

развития образовательных организаций высшего образования проявляется и в

корректном выборе угроз и рисков, описании вызовов, стоящих перед

университетом. Как видно из анализа программ развития разных

университетов, каждый университет по-разному подходит к описанию

вызовов и рисков, стоящих перед организацией, и уже из этого можно сделать

вывод о разных подходах в определении данных сущностей. Если один

университет определяет вызовы крайне абстрактно и не детализирует их

подробно, другой университет может обозначить и вызовы, и риски, а также

дать их подробное описание. Чем более подробно будут охарактеризованы

представляющие угрозу обстоятельства, тем более эффективно можно будет

составлять методы и подбирать инструменты для реакции на вызовы или

наступление рисков.

Помимо программы «Приоритет-2030» в России также реализуется

федеральный проект «Передовые инженерные школы» (далее – «ПИШ»), инициированный Постановлением Правительства № 619 «О мерах

государственной поддержки программ развития передовых инженерных

школ» от 2022 года. Основной целью создания сети передовых инженерных

школ является обеспечить связанные с производством секторы экономики

квалифицированными

кадрами,

для

чего

создаются

углубленные

134

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

образовательные программы и разрабатываются технологические проекты

совместно с индустриальными партнерами.

Для содержательного анализа и сравнения положений программы

«Приоритет-2030» и федерального проекта «Передовые инженерные школы»

необходимо рассмотреть и вызовы, которые существуют для федерального

проекта «Передовые инженерные школы» по аналогии с программой

«Приоритет-2030». Представляется, что за основу сравнения можно взять

существующие программы развития для тех же университетов, что были

рассмотрены ранее. Передовая инженерная школа на базе Томского

государственного университета определяет группу вызовов, соответствующих

программе созданной в университете передовой инженерной школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(«Агробиотек») – ответ на угрозы продовольственной безопасности, стоящие

перед Россией, а также преодоление зависимости сельского хозяйства от

импорта, реорганизация технологических цепочек; предполагается, что при

помощи новых биоинженерных технологий будет возможно на этот вызов

ответить.

Созданная на базе Томского политехнического университета ПИШ

«Интеллектуальные энергетические системы» отмечает, что деятельность

школы направлена на купирование вызовов в области энергетики, экологии, поддержания безопасной среды жизни, обеспечения исследований и изучения

научного фронтира, а также предполагается общая поддержка формирования

технологического предпринимательства. Программа развития ПИШ

«Гибридные

и

комбинированные

технологии»

Тольяттинского

государственного университета не выделяет конкретных вызовов, однако из

ее содержания можно сделать вывод, что потенциальные вызовы могут

возникнуть в таких исследовательских областях, как комбинированные и

ультразвуковые технологии, магниевые технологии и новые материалы, плазменно-электролитическое оксидирование, лазерные технологии, а также

инжиниринг

и

реинжиниринг

высокотехнологичных

производств.

Вышеперечисленные области представляют собой интерес для отраслей

автомобилестроения, машиностроения, станкостроения, большой химии, производителей медицинских изделий, БПЛА и БТС.

Проведенные анализ позволяет установить, что в программах развития

«Приоритет-2030» и ПИШ обозначаются разные вызовы, для преодоления

которых предполагается отдельная структурная единица, необходимая для

достижения различных целей и задач, указанных для этих структурных единиц

в соответствии с программами. Для выявления различий между программой

«Приоритет-2030» и ПИШ необходимо провести сравнение основных целей

развития, результаты которого представлены в таблице 1.

135

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Таблица 1

Сравнение целей, задач и показателей участников программы

«Приоритет-2030» и участников федерального проекта «Передовые

инженерные школы»

Университет

Цель («Приоритет-2030»)

Цель (ПИШ)

Экосистема генерации передовых

Развитие

университета междисциплинарных

знаний,

мирового

класса

как технологий и человеческого

глобального центра порождения

Томский

капитала, «центр сборки» разных

знаний,

разработок

и

государственный

партнерств и компетенций для

человеческого капитала для

университет

реализации прорывных решений в

устойчивого развития России и области

опережающего

и

мира (цивилизации) в новом устойчивого развития РФ и

технологическом укладе [3].

Сибирского макрорегиона [5].

Сделать университет глобально Сделать университет глобально

признанным мультимодельным признанным

мультимодельным

центром

формирования, центром формирования, практики

практики

и

трансляции и

трансляции

перспективных

Томский

перспективных

моделей моделей образования, науки и

политехнический образования, науки и инноваций инноваций

с

целью

университет

с целью трансформации научно- трансформации

научно-

технологического

и технологического

и

образовательного

ландшафта образовательного

ландшафта

страны [10].

страны [10].

Решение

фронтирной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задачи

создания комплекса гибридных и

комбинированных

технологий,

Реализация целевой модели технологического оборудования и

научно-инновационного

инструментального оснащения для

предпринимательского

их

реализации

цифрового

опорного

для

вклад

в

технологический

суверенитет

региона

университета

– автомобиле

ключевого

актора

-,

машино-,

станкостроения, большой химии,

трансформации индустриальной производств

медицинских

Тольяттинский

экономики региона в экономику изделий,

беспилотных

государственный знаний и впечатлений, драйвера летательных аппаратов (БПЛА) и

университет

социокультурного

развития беспилотных

транспортных

Самарской

области, средств

(БТС),

включая

обеспечивающего гармоничное интегрированную с инжинирингом

развитие

Самарско- и

исследованиями

систему

Тольяттинской агломерации, в инженерной

подготовки

том числе за счет удержания и специалистов, способных

привлечения

качественного разрабатывать новые технологии и

населения [

9].

изделия,

создавать

технологическое оснащение для их

реализации [9].

Источник: составлено автором по данным [3; 5; 9; 10]

136

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Стоит отметить, что цель Тольяттинского политехнического

университета в программе «Приоритет-2030» и реализуемой в университете

ПИШ совпадает, что позволяет говорить как о недостаточной проработке

программ развития, так и о существенном пересечении основных

устанавливающих документов. В данном случае представляется, что отличия

в цели скорее бы помогли развивать университет более качественно, по

разным векторам развития, особенно учитывая различия программы и

федерального проекта. По этой причине необходимо отметить, что подобные

случаи могут создавать риск уменьшения эффективности университета в

научной и образовательной сфере.

Сравнивая основные цели участников программы «Приоритет-2030» и

ПИШ, стоит отметить более конкретизированные цели в инженерных школах

в связи с направленностью школ на сотрудничество с промышленностью. Для

эффективной работы по развитию науки и образования необходимо более

конкретно формулировать основную цель и задачи, конкретизировать и

проводить расчет основных индикаторов, учитывать различные факторы, влияющие на степень реализуемости мероприятий. При этом также

необходимо подчеркнуть, что основная цель формируется в каждом

университете по-разному с учетом всех обстоятельств, факторов, особенностей региона и населения.

Минобрнауки России осуществляет мониторинг и анализирует

деятельность участников программы «Приоритет-2030», ежегодно подводя

итоги реализации за год, отмечая особенности и проблемы. За период 2022

года из 106 вузов-участников 41 не смог достичь нужных показателей, что

говорит в целом о проблемах вузов в области организации данной

деятельности. При этом специальные гранты назначены 44 вузам, подтвердившим свою эффективность, однако 1 вуз перешел из специальной

части гранта в базовую. Вместе с тем 4 вуза перешли из базовой части в

специальную часть программы, что подтверждает эффективность как

программы «Приоритет-2030», так и программы развития этих вузов и

предпринятых для ее реализации действий [3].

В соответствии с отчетом за 2023 год из 56 вузов-участников 10 вузов

были исключены из финансирования базовой части гранта программы из-за

низкой оценки соответствия целям программы; 5 из 5 творческих вузов

сохранили базовый грант, как и все вузы-участники Дальневосточного

федерального округа. Специальная часть гранта («Исследовательское

лидерство» и «территориальное/отраслевое лидерство») изменилась: так, соответствие 2 вузов требованиям «Исследовательского лидерства» не было

установлено из-за малого количества набранных баллов, в связи с чем они

были переведены на базовую часть гранта; соответствие 7 вузов требованиям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Территориального/отраслевого лидерства» также не было установлено, а 2

вуза-претендента на специальную часть гранта не набрали необходимого

количества баллов для перевода из базовой части.

137

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Таким образом, в 2023 году общее число получателей гранта было равно

122 вузам, в 2024 году их стало 118, при этом базовая часть распределялась на

74 вуза в 2023 году и на 76 вузов в 2024 году, специальная часть – на 48 вузов

в 2023 году и на 42 вуза в 2024 году. Таким образом, программа «Приоритет-2030» подвергается изменениям, а вузы-участники не всегда оказываются

способны соответствовать требованиям программы (рисунок 2).

60

56

50

46

40

31

27

30

17

20

15

10

0

Вузы-участники (базовая

Вузы-участники

Вузы-участники

часть гранта)

(специальная часть,

(специальная часть,

"Исследовательское

"Территориальное/

лидерство")

отраслевое лидерство")

До подведения итогов

После подведения итогов

Рис. 2. Результаты проведенного контент-анализа по ключевым словам

«управление проектами», «стратегическое развитие», «стратегические

проекты»

Источник: составлено автором по данным [3]

Необходимо отметить, что по итогам рассмотрения были выявлены

следующие основные ошибки вузов-участников: в привлеченных

внебюджетных средствах указаны бюджетные организации и гранты; привлеченный внебюджетный бюджет указан в объеме собственных

внебюджетных средств; не указаны индустриальные партнеры; представляют

данные в иной кратности; технические ошибки; добавление, изменение и

удаление строк, столбцов, листов, добавление скрытых листов; некорректное

и неполное заполнение форм при неправильном толковании методических

рекомендаций и(или) игнорировании методических рекомендаций; изменение

формата предоставляемых файлов; расхождение данных с информационными

системами; договоры за прошлые годы указаны в текущем отчете. Также было

признано необходимым добавить возможность заявки от университета на

исключение его из списка участников в целях повышения эффективности

распределения и расходования средств федерального бюджета и для

обеспечения механизма учета индивидуальной траектории развития

университетов. Также были изменены критерии отбора, роль РАН в оценке, 138

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

формулы расчета гранта и иные составляющие системы работы с

университетами-участниками.

В отличие от программы «Приоритет-2030», нацеленной на более

масштабные и широкие преобразования, передовые инженерные школы

организуются по принципу выбора направления деятельности. Определены 22

разных

направления,

среди

которых

«Техника

и

технология

кораблестроения», «Искусственный интеллект и цифровые технологии»,

«Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и

технологии» и иные, позволяют нацелить субъектов-участников на создание

конкретного конкурентоспособного продукта в заявленной предметной

области и сотрудничество с индустриальными партнерами. Анализ показал, что образовательные программы в рамках ПИШ по отраслям распределены

следующим образом: большая часть (83,3%) посвящена инженерному делу, технологиям и техническим наукам, но есть и такие направления, как

«математические и естественные науки» (13,1%), «Образование и

педагогические науки» (1,5%), «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные

науки» (1,5%), «Науки об обществе» (0,6%). Всего существует 50 школ во всех

федеральных округах России (23 региона).

Для проведения сравнения с результатами деятельности вузов-участников

программы

«Приоритет-2030»

необходимо

подробнее

рассмотреть результаты деятельности передовых инженерных школ за 2023

год в следующих университетах – Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Тольяттинский государственный

университет [6].

ПИШ ТГУ инициировали открытие 3 образовательных пространств с

целью создать основу для научной и образовательной деятельности, а также

для исследований, носящих прикладное значение для своего промышленного

партнера. Данные центры сфокусированы на вкладе в развитие легкой

промышленности с применением современных методов, а также на развитии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

промышленности, биомедицины, создании БПЛА.

В рамках деятельности ПИШ ТГУ реализованы научные проекты: создана биоразлагаемая композиция для применения в легкой и пищевой

промышленности, создан сегрегатор для применения в животноводстве в

рамках племенной и селекционной работы, выведены вещества для

эффективного прироста массы животных и птиц, разработана модель для

оценки племенных животных с точки зрения коммерческой целесообразности

и иные. ПИШ Томского политехнического университета представила

результаты эффективного финансирования: более 1 млрд рублей средств

финансового обеспечения, из которых более 550 млн. рублей составляют

внебюджетные средства; при этом более 410 млн. рублей были представлены

организациями реального сектора экономики для проведения необходимых им

исследований в следующих областях: ядерная энергетика, пожарная

безопасность, нефтехимическая промышленность.

139

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Завершилось обучение первых магистрантов, а также 85 специалистов

энергетического комплекса России получили дополнительное образование.

Кроме того, начал образовательную деятельность специализированный класс

«Логос», созданный совместно с ГК «Росатомом» для подготовки

специалистов. При помощи нейросети был создан комплекс для обеспечения

пожарной безопасности на атомных объектах, который позволяет определить

причины, места и характеристики очага возгорания, помогает разработать

план действия по тушению сложных пожаров. Для этих целей создан

экспериментальный бокс, не имеющий аналогов в мире.

Тольяттинский государственный университет при помощи деятельности

ПИШ занимается развитием металлообработки: достигнут качественно новый

уровень технологии плазменно-электролитической обработки металла, необходимый для создания и качественной эксплуатации техники.

Таким образом, деятельность ПИШ направлена прежде всего на

создание или развитие существующих наукоемких и востребованных для

экономики областей и участие бизнеса в научных и образовательных

процессах для более эффективного взаимодействия науки и промышленности.

Основные результаты деятельности – конкретные продукты, полученные в

рамках реализации проектов НИОКТР, приносящие доход как научным

организациям, так и промышленности. Общее число промышленных

партнеров, участвующих во взаимодействии – более 160, что говорит о

достаточно широком охвате и глубокой степени сотрудничества. Общее

количество студентов, вовлеченных в образовательные программы в рамках

проекта ПИШ превышает 6 000 человек; более 7 400 инженеров прошли

обучение по программам дополнительного образования; более 22 000

школьников приняли участие в деятельности инженерных школ. Данные

цифры указывают на эффективность ПИШ, а также на то, что данное

направление необходимо развивать.

Вместе с тем представляется, что данный проект является прикладным

и требует значительного контроля, а время реализации проектов порой крайне

велико. Долгосрочная перспектива развития ПИШ – основная характеристика

данного проекта, в связи с тем, что польза проекта проявится лишь после

значительных вложенных ресурсов и по прошествии времени.

Проведенный анализ показал, что проблемы реализации ПИШ

заключаются в том, что позитивные результаты деятельности проявляются

лишь по прошествии времени и после вложения значительных ресурсов и

только по тем направлениям, которые участвуют в развитии. Целевая группа

воздействия – специалисты узкого профиля, в связи с чем стоит отметить, что

для увеличения эффективности проекта необходимо увеличивать количество

тех областей, в которых имеется коммерческий, научный и промышленный

потенциал, требующий для своего раскрытия привлечения специалистов.

Помимо того, анализ особенностей реализации программ «Приоритет-2030» и

федерального проекта «Передовые инженерные школы» позволил выявить

диспропорцию между отдельными вузами и регионами: например, Самарская

140

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

область с точки зрения промышленности является более развитой, чем

Томская область по причине наличия в г. Тольятти машиностроительных

предприятий согласно рейтингу регионов-лидеров по социально-экономическому положению [12]. Очевидно, что различные регионы и

отдельные университеты имеют дифференцированный в значительной

степени уровень финансирования и научно-технологические фундаменты. Это

в некоторой степени противоречит Стратегии пространственного развития

России, предполагающей равномерное развитие регионов, однако необходимо

признать, что равномерное развитие регионов – цель, к которой необходимо

стремиться.

Исправление ситуации, в которой существует недостаточно

эффективное управление проектами руководством университетов, требует

комплексного принятия мер. Такими мерами могут быть сфокусированные

усилия руководства университетов-участников программ в области

повышения эффективности управления проектами стратегического развития, координации деятельности всех вовлеченных структурных подразделений.

Указанный комплекс мер требует всестороннего анализа деятельности по

реализации проекта с оценкой финансовых затрат, организационных усилий, учетом сроков, проведением мониторинга существующей деятельности. По

этой причине решение проблем может быть основано на применении

проектного управления, расширенного управленческого инструментария, а

также при помощи дополнительных стимулирующих программ для регионов

в целях выравнивания научно-технического потенциала [2].

Необходимо обратить внимание на то, что создание инженерной школы, равно как и реализация программы «Приоритет-2030» – это сложные задачи, требующие глубокого анализа всех существующих факторов, учета

специфики отраслевого запроса и особенностей развития регионов. Кроме

того, сложность реализации большой совокупности разрозненных проектов и

мероприятий внутри программ развития предполагает высокий уровень

управленческой культуры и владения инструментарием проектного

управления.

Заключение

В рамках данной статьи был проведен сравнительный анализ

промежуточных итогов реализации программы «Приоритет-2030» и

федерального проекта «Передовые инженерные школы» за 2023 год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа «Приоритет-2030» представляет возможность развития для

университета, получения дополнительного финансирования, повышения

качества и развития компетенций при условии тщательной проработки

собственной стратегии развития университета, необходимой для организации

эффективной научной и образовательной деятельности. Проведенный анализ

позволил сделать вывод о том, что без стратегической и критической оценки

собственного положения на рынке, собственных особенностей и ресурсов, без

анализа и оценки факторов и условий развитие университета не может быть

эффективным. По этой причине стратегическое планирование в рамках

141

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

разработки программы развития должно применяться корректно и

эффективно, а применение широкого инструментария организационных

методов позволит эффективно руководить процессом трансформации

деятельности университета.

Следует отметить, что проблема управления проектами стратегического

развития образовательных организаций высшего образования проявляется и в

идентификации угроз и рисков, описании вызовов, стоящих перед

университетом. Как видно из анализа программ развития разных

университетов, каждый университет по-разному подходит к описанию

вызовов и рисков, стоящих перед организацией. Если один университет

определяет вызовы крайне абстрактно и не расписывает их подробно, другой

университет может обозначить и вызовы, и риски, а также дать их подробное

описание. Чем более подробно будут определены угрозы и вызовы, тем более

эффективно можно будет выбирать методы и подбирать инструменты для

реакции на вызовы или управление рисками.

Деятельность ПИШ направлена прежде деятельность ПИШ направлена

прежде всего на создание или развитие существующих наукоемких и

востребованных для экономики областей и участие бизнеса в научных и

образовательных процессах для более эффективного взаимодействия науки и

промышленности. Основные результаты деятельности – конкретные

продукты, полученные в рамках реализации проектов НИОКТР, приносящие

доход как научным организациям, так и промышленности. Вместе с тем

представляется, что данный проект является прикладным и требует

значительного контроля, а время реализации проектов порой крайне велико.

Долгосрочная перспектива развития ПИШ – основная характеристика данного

проекта, в связи с тем, что польза проекта проявится лишь после значительных

вложенных ресурсов и по прошествии времени.

Проведенный анализ показал, что проблемы реализации ПИШ

заключаются в том, что позитивные результаты деятельности проявляются

лишь по прошествии времени и после вложения значительных ресурсов и

только по тем направлениям, которые участвуют в развитии. Целевая группа

воздействия – специалисты узкого профиля, в связи с чем стоит отметить, что

для увеличения эффективности проекта необходимо увеличивать количество

тех областей, в которых имеется коммерческий, научный и промышленный

потенциал, требующий для своего раскрытия привлечения специалистов.

Помимо того, анализ особенностей реализации программ «Приоритет-2030» и

федерального проекта «Передовые инженерные школы» позволил выявить

диспропорцию между отдельными вузами и регионами: например, Самарская

область с точки зрения промышленности является более развитой, чем

Томская область по причине наличия в г. Тольятти машиностроительных

предприятий. Очевидно, что различные регионы и отдельные университеты

имеют

дифференцированный

в

значительной

степени

уровень

финансирования и научно-технологические фундаменты.

142

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Литература

1.

Вавилов В.Е., Зубко И.Ю., Хусаинова А.А. Пути развития и

целевые модели университетов в Российской Федерации // Прогрессивная

экономика. 2024. № 1. С. 55–85.

2.

Гудяева Л.А., Прыгунова М.И. Передовые инженерные школы как

инструмент достижения национального технологического суверенитета в

контексте региональной социально-экономической повестки // Бизнес.

Образование. Право. 2023. № 1 (62). С. 13–19.

3.

Итоги реализации программы «Приоритет-2030» в 2023 году, планируемые изменения в 2024 году // официальный сайт «Приоритет-2030».

URL:

https://priority2030.ru/upload/iblock/d7f/hsw7kq52kvfms4lceq0r1mhp6eguaxar/V

ebinar-ob-itogakh-realizatsii-programmy-_Prioritet_2030_-v-2023-godu_-

planiruemykh-izmeneniyakh-v-2024-godu.pdf.

4.

Моронова О.Г. Обеспечение региональной продовольственной

безопасности в контексте развития сельских территорий // Социально-экономическое развитие территорий: тенденции, проблемы, перспективы: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Вологда: Вологодский государственный университет, 2023. С. 54–62.

5.

Нариманова Г.Н., Арцемович Н.Н., Нариманов Р.К. Передовые

инженерные школы Большого университета Томска как инструмент

модернизации высшего технического образования // Современное

образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти.

Трансформация образования, науки и производства - основа технологического

прорыва : материалы международной научно-методической конференции.

Томск: Томский государственный университет систем управления и

радиоэлектроники, 2023. С. 87–90.

6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передовые

инженерные

школы.

URL:

https://analytics.engineers2030.ru/.

7.

Петракова С. А. Правовые аспекты развития цифровой экономики

// Интеллектуально-информационные технологии и интеллектуальный бизнес

(ИНФОС-2023): материалы Четырнадцатой Международной научно-технической конференции. Вологда: Вологодский государственный

университет, 2023. С. 242–245.

8.

Петракова С.А., Крылова Е.В. Правовой и экономический подход

к анализу преступлений // Вестник Волжского университета им. В.Н.

Татищева. 2020. Т. 1. № 2 (95). С. 240–247.

9.

Тольяттинский

государственный

университет.

URL:

https://www.tltsu.ru.

10.

ТПУ заявил о глобальных амбициях на защите заявки на

«Приоритет

2030»

//

РИА

Томск.

URL:

https://www.riatomsk.ru/article/20210911/54189/.

143

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

11.

Университеты неправильно обозначили приоритет // Газета

«Коммерсантъ»,

официальный

сайт.

URL:

https://www.kommersant.ru/doc/5695686.

12.

Фонд развития гражданского общества. URL: http://civilfund.ru/.

13.

Chandler A.D. Strategy and Structure: Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962. 480 p.

14.

Krylova E.V., Andronovich S.A., Maksimova T.P., Mukhametova L.R.

The Concept of the Power's Influence on the Economy: Theory and Methodology of the Issue // ACM International Conference Proceeding Series. St. Petersburg, 2021.

P. 3490880.

15.

Krylova E.V., Andronovich S.A., Mukhametova L.R. The Influence of the State on the Development of the Market: Experience of Russia, the USA and China // ACM International Conference Proceeding Series. St. Petersburg, 2021. P.

3490885.

References

1.

Vavilov V.E., Zubko I.YU., Husainova A.A. Puti razvitiya i celevye modeli universitetov v Rossijskoj Federacii // Progressivnaya ekonomika. 2024. №

1. S. 55–85.

2.

Gudyaeva L.A., Prygunova M.I. Peredovye inzhenernye shkoly kak instrument dostizheniya nacional'nogo tekhnologicheskogo suvereniteta v kontekste regional'noj social'no-ekonomicheskoj povestki // Biznes. Obrazovanie. Pravo.

2023. № 1 (62). S. 13–19.

3.

Itogi realizacii programmy «Prioritet-2030» v 2023 godu, planiruemye izmeneniya v 2024 godu // oficial'nyj sajt «Prioritet-2030». URL: https://priority2030.ru/upload/iblock/d7f/hsw7kq52kvfms4lceq0r1mhp6eguaxar/V

ebinar-ob-itogakh-realizatsii-programmy-_Prioritet_2030_-v-2023-godu_-planiruemykh-izmeneniyakh-v-2024-godu.pdf.

4.

Moronova

O.G.

Obespechenie

regional'noj

prodovol'stvennoj

bezopasnosti v kontekste razvitiya sel'skih territorij // Social'no-ekonomicheskoe razvitie territorij: tendencii, problemy, perspektivy: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vologda: Vologodskij gosudarstvennyj universitet, 2023. S. 54–62.

5.

Narimanova G.N., Arcemovich N.N., Narimanov R.K. Peredovye inzhenernye shkoly Bol'shogo universiteta Tomska kak instrument modernizacii vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya // Sovremennoe obrazovanie: integraciya obrazovaniya, nauki, biznesa i vlasti. Transformaciya obrazovaniya, nauki i proizvodstva - osnova tekhnologicheskogo proryva : materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet sistem upravleniya i radioelektroniki, 2023. S. 87–90.

6.

Peredovye

inzhenernye

shkoly.

URL:

https://analytics.engineers2030.ru/.

7.

Petrakova S. A. Pravovye aspekty razvitiya cifrovoj ekonomiki //

Intellektual'no-informacionnye tekhnologii i intellektual'nyj biznes (INFOS-2023): 144

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

materialy CHetyrnadcatoj Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii.

Vologda: Vologodskij gosudarstvennyj universitet, 2023. S. 242–245.

8.

Petrakova S.A., Krylova E.V. Pravovoj i ekonomicheskij podhod k analizu prestuplenij // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2020.

T. 1. № 2 (95). S. 240–247.

9.

Tol'yattinskij gosudarstvennyj universitet. URL: https://www.tltsu.ru.

10.

TPU zayavil o global'nyh ambiciyah na zashchite zayavki na «Prioritet 2030» // RIA Tomsk. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20210911/54189/.

11.

Universitety

nepravil'no

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

oboznachili

prioritet

//

Gazeta

«Kommersant"», oficial'nyj sajt. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5695686.

12.

Fond razvitiya grazhdanskogo obshchestva. URL: http://civilfund.ru/.

13.

Chandler A.D. Strategy and Structure: Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962. 480 p.

14.

Krylova E.V., Andronovich S.A., Maksimova T.P., Mukhametova L.R.

The Concept of the Power's Influence on the Economy: Theory and Methodology of the Issue // ACM International Conference Proceeding Series. St. Petersburg, 2021.

P. 3490880.

15.

Krylova E.V., Andronovich S.A., Mukhametova L.R. The Influence of the State on the Development of the Market: Experience of Russia, the USA and China // ACM International Conference Proceeding Series. St. Petersburg, 2021. P.

3490885.

145

Document Outline

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ПРИОРИТЕТ-2030» И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПЕРЕДОВЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.