Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ'

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / проект устойчивого развития / ESGконцепция / регион / отрасль. / sustainable development / ESG concept / sustainable development project / region / industry.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудина В.Ю., Арташина И.А., Федотова О.В., Табекина О.А.

Цель проведения исследования заключается в рассмотрении и систематизации проектов устойчивого развития, реализуемых в субъектах РФ, с учетом представленности структурных элементов концепции ESG. В статье отражены результаты исследования отраслевых и предметных параметров внедрения проектов ESG в региональном разрезе применительно к Приволжскому федеральному округу. Авторами работы на основе открытых источников информации, включающих результаты мониторинга реализации проектов ESG в РФ, проведена систематизация статистических и экспертно-аналитических данных по критериям целевой, содержательно-тематической и региональной направленности. Значимость работы заключается в обобщении регионального опыта реализации проектов устойчивого развития в динамике, включая изменение качественных и количественных характеристик. Представленный аналитический материал и полученные по итогу проведенного исследования выводы имеют практическую значимость для структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции разработки и реализации проектов устойчивого развития; научных и образовательных организаций; социальных и бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF REGIONAL PRACTICES FOR THE IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT PROJECTS, TAKING INTO ACCOUNT THE SECTORAL STRUCTURE

The purpose of the study is to review and systematize sustainable development projects implemented in the subjects of the Russian Federation, taking into account the representation of the structural elements of the ESG concept. The article reflects the results of a study of the sectoral and subject parameters of the implementation of ESG projects in the regional context in relation to the Volga Federal District. The authors of the work based on open sources of information, including the results of monitoring the implementation of ESG projects in the Russian Federation, systematized statistical and expert-analytical data according to criteria of a target, content-thematic and regional orientation. The significance of the work lies in the generalization of regional experience in the implementation of sustainable development projects in dynamics, including changes in qualitative and quantitative characteristics. The presented analytical material and the conclusions obtained as a result of the conducted research are of practical importance for the structural divisions of regional executive authorities responsible for the development and implementation of sustainable development projects; scientific and educational organizations; social and business structures.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ»

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 5 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/analiz-regionalnyh-praktik-

realizaczii-proektov-ustojchivogo-razvitiya-s-uchetom-otraslevoj-struktury/

Научная статья / Original article

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3

УДК 353

DOI: 10.54861/27131211_2024_5_40

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОЙ

СТРУКТУРЫ

Дудина В.Ю., кандидат экономических наук, Нижегородский институт

управления – филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Нижний Новгород, Россия

Арташина И.А., кандидат экономических наук, Национальный

исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.

Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия

Федотова О.В., кандидат экономических наук, Нижегородский институт

управления – филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Нижний Новгород, Россия

Табекина О.А., кандидат экономических наук, Нижегородский институт

управления – филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Нижний Новгород, Россия

Аннотация. Цель проведения исследования заключается в рассмотрении и

систематизации проектов устойчивого развития, реализуемых в субъектах РФ, с учетом

представленности структурных элементов концепции ESG. В статье отражены результаты

исследования отраслевых и предметных параметров внедрения проектов ESG в

региональном разрезе применительно к Приволжскому федеральному округу. Авторами

работы на основе открытых источников информации, включающих результаты

мониторинга реализации проектов ESG в РФ, проведена систематизация статистических и

экспертно-аналитических данных по критериям целевой, содержательно-тематической и

региональной направленности. Значимость работы заключается в обобщении

регионального опыта реализации проектов устойчивого развития в динамике, включая

изменение качественных и количественных характеристик. Представленный

аналитический материал и полученные по итогу проведенного исследования выводы имеют

практическую значимость для структурных подразделений региональных органов

40

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

исполнительной власти, осуществляющих функции разработки и реализации проектов

устойчивого развития; научных и образовательных организаций; социальных и бизнес-

структур.

Ключевые слова: устойчивое развитие, проект устойчивого развития, ESG-

концепция, регион, отрасль.

ANALYSIS OF REGIONAL PRACTICES FOR THE IMPLEMENTATION

OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT PROJECTS, TAKING INTO

ACCOUNT THE SECTORAL STRUCTURE

Dudina V.Y., Candidate of Economic Sciences, Nizhny Novgorod Institute of

Management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Nizhny Novgorod, Russia

Artashinа I.A., Candidate of Economic Sciences, National Research Lobachevsky

State University of Nizhny Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russia

Fedotova O.V., Candidate of Economic Sciences, Nizhny Novgorod Institute of

Management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Nizhny Novgorod, Russia

Tabekina O.A., Candidate of Economic Sciences, Nizhny Novgorod Institute of

Management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract. The purpose of the study is to review and systematize sustainable development

projects implemented in the subjects of the Russian Federation, taking into account the

representation of the structural elements of the ESG concept. The article reflects the results of a

study of the sectoral and subject parameters of the implementation of ESG projects in the regional

context in relation to the Volga Federal District. The authors of the work based on open sources

of information, including the results of monitoring the implementation of ESG projects in the

Russian Federation, systematized statistical and expert-analytical data according to criteria of a

target, content-thematic and regional orientation. The significance of the work lies in the

generalization of regional experience in the implementation of sustainable development projects

in dynamics, including changes in qualitative and quantitative characteristics. The presented

analytical material and the conclusions obtained as a result of the conducted research are of

practical importance for the structural divisions of regional executive authorities responsible for

the development and implementation of sustainable development projects; scientific and

educational organizations; social and business structures.

Keywords: sustainable development, ESG concept, sustainable development project,

region, industry.

JEL classification: R11, R58, Q56.

41

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

Для цитирования: Дудина В.Ю., Артюшина И.А., Федотова О.В., Табекина О.А.

Анализ региональных практик реализации проектов устойчивого развития с учетом

отраслевой структуры // Прогрессивная экономика. 2024. № 5. С. 40–55. DOI:

10.54861/27131211_2024_5_40.

Статья поступила в редакцию: 08.05.2024 г. Одобрена после рецензирования:

17.05.2024 г. Принята к публикации: 17.05.2024 г.

For citation: Dudina V.Yu., Artashina I.A., Fedotova O.V., Tabekina O.A. Analysis of

regional practices for the implementation of sustainable development projects, taking into account

the sectoral structure // Progressive Economy. 2024. No. 5. pp. 40–55. DOI:

10.54861/27131211_2024_5_40.

The article was submitted to the editorial office: 08/05/2024. Approved after review:

17/05/2024. Accepted for publication: 17/05/2024.

Введение

Российская Федерация активно вовлечена в реализацию ESG-повестки.

Об этом свидетельствуют как разрабатываемая нормативно-правовая база в

области устойчивого развития, национальные стандарты, так и реализуемые

национальные проекты, государственные программы, различные отраслевые

стратегии. В контексте нарастающего внимания и повышения степени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заинтересованности различных государственных и бизнес-структур к

внедрению проектов устойчивого развития отдельного внимания заслуживает

изучение сложившейся практики и накопленного опыта по их реализации, что

обуславливает необходимость проведения систематизации информации и

анализа выявленных закономерностей в данном процессе.

Таким образом, цель написания данной статьи заключается в анализе

накопленного практического опыта регионов в реализации проектов

устойчивого развития, включающий качественные и количественные

параметры изучения каждого элемента предметной структуры концепции ESG

– environmental (окружающая среда), social (социальное развитие), governance

(корпоративное управление).

Обзор литературы

Об актуальности повестки устойчивого развития свидетельствует

наличие значительного числа публикаций по данной теме. Внимание в

научных публикациях уделяется как комплексным вопросам развития ESG-

экономики, так и отдельным направлениям. В частности, в статье А.А.

Кочнева, И.С. Крикунова и Г.А. Крапухина «проведен анализ развития ESG-

экономики на территории Российской Федерации в условиях действия

политико-экономических санкций. Авторами были выявлены возрастающие

тенденции, риски и проблемы ESG-сектора российской экономики» [8].

Активно исследуются и аспекты финансирования проектов устойчивого

развития. Так, в работе Миргасимова Д.Р. Миргасимова «предложена

классификация традиционных и альтернативных источников и инструментов

финансирования проектов устойчивого развития» [10]. Авторами данной

работы в одной из публикаций также особое внимание уделено «анализу

42

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

источников и объемов финансирования общественно полезных (социальных)

проектов, вопросам привлечения финансовых ресурсов для реализации

данных проектов на основе государственно-частное партнерства и

концессионных соглашений; проведена систематизация информации о

размещении российскими эмитентами зеленых и социальных облигаций» [21].

Наконец, сохраняется среди исследований тенденция рассматривать

проблематику устойчивого развития преимущественно через призму

экологической составляющей: А.М. Ахмадеев [1] рассматривает роль

развития «зеленых» технологий и инноваций в процессе ESG-трансформации

на примере Республики Башкортостан, Н.Н. Жилина [4] обосновывает, что

реализация «зеленых» проектов требует особого контроля и предлагает

соответствующий алгоритм и индикаторы их мониторинга. Анализ научных

источников показал необходимость систематизации накопленного опыта

регионов в сфере внедрения повестки устойчивого развития на основе

успешно реализованных ESG-проектов с целью оценки их эффективности,

выявления и тиражирования наилучших практик в субъектах РФ.

Материалы и методы

Результаты исследования опираются на данные открытой печати

органов власти Нижегородской области, данные опроса «Всероссийского

центра изучения общественного мнения», цифрового сервиса АСИ

«Смартека», законодательные акты по изучаемому вопросу. В рамках

написания статьи авторами были использованы следующие научные методы:

анализ, синтез, сравнение, группировки, а также контент-анализ собранных

материалов, анализ нормативно-правовых актов. В соответствии с сущностью

концепции устойчивого развития для достижения ее целей немаловажное

значение имеет степень объединения усилий органов власти, представителей

бизнес-сообщества, научно-исследовательских, отраслевых и общественных

организаций, а также широкой общественности, т.к. представители каждой из

этих заинтересованных сторон вносят свой вклад в решение данного вопроса.

Своевременность исследований вопросов устойчивого развития

территорий подтверждается наличием нескольких разработанных и успешно

применяемых экспертным сообществом национальных ESG-рейтингов, а

также расширяющаяся практика включения, например, экологических,

социальных факторов в смежные рейтинги, в частности инвестиционные

рейтинги субъектов РФ. В качестве основных инструментов мониторинга

отметим Ежегодный ESG-рейтинг субъектов РФ рейтинговой группы

«РАЭКС-Аналитика» [3], а также рэнкинги следующих российских ведущих

агентств [17; 18].

Однако несмотря на активные действия федеральных и региональных

органов власти по включению ESG-целей в процесс стратегического

планирования развития территорий [14; 15], имеющиеся практики

крупнейших компаний страны по ведению анализа показателей своей

финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и по ESG-критериям,

показывают достаточно низкую осведомленность и заинтересованность в

43

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

ESG-повестке у представителей малого и среднего бизнеса, а также у широких

слоев населения. В подтверждение данного тезиса приведем результаты

опроса населения на тему «Цели устойчивого развития в зеркале

общественного мнения» [16], проведенного АО «Всероссийский центр

изучения общественного мнения». Так, ответы на вопрос касательно уровня

информированности об устойчивом развитии распределились следующим

образом (рис.1).

1.2 5

Хорошо знаю об этом

Что-то слышал, но не знаю подробностей

46

40 Впервые слышу об этом

Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об уровне

информированности о ESG-целях, в процентах от всех опрошенных

Источник: составлено авторами по данным [16]

Таким образом, только 5 % респондентов уверенно ориентируются в

вопросах целей устойчивого развития территорий. На вопрос о роли и степени

влияния разных участников на эффективность достижения ЦУР «респонденты

ответили следующим образом (рис. 2).

3 6 0

4 Федеральные власти

4 Региональные или местные власти

Местные жители

46 Специальные НКО, экологические объединения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правозащитники

Бизнес, предприятия

Другое

32

Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о том, кто в большей степени

должен способствовать достижению ЦУР

Источник: составлено авторами по данным [16]

Таким образом, большинство опрошенных (78%) считают, что

основополагающая роль в достижении ESG-целей отводится органам власти

всех уровней. Наряду с указанными результатами опроса граждан,

44

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

характеризующими уровень вовлеченности населения в проблематику ESG,

приведем результаты изучения успешных практических инициатив

региональных органов власти в контексте ESG-повестки.

Представляется целесообразным начать с описания опыта

Владимирской области, где в 2022 году был принят первый в России

соответствующий региональный закон [5]. В соответствии с ним на

территории субъекта РФ создан Совет по вопросам развития ответственного

ведения бизнеса во Владимирской области, определены критерии отнесения

инвестора к числу ответственных, сформирована система мер поддержки

ответственных инвесторов. В Совете Федерации Федерального собрания РФ

высоко оценили такой подход к поддержке инвесторов, ведущих

цивилизованный бизнес. Более того, председатель Совета Федерации

Валентина Матвиенко призвала его масштабировать [20].

В Липецкой области утвержден такой документ, как ESG-Манифест,

направленный на формирование институциональных основ ESG-

трансформации Липецкой области на основе создания Регионального ESG-

совета, Регионального ESG-стандарта и ESG-ковенант [22]. В Чувашской

Республике действует соответствующая Концепция, сформулированная

применительно к экономической сфере региона, в которой, «разработаны

механизмы привлечения финансовых ресурсов в экономику на основе

инструментов устойчивого развития, а также сформирован перечень

инвестиционных проектов в области устойчивого развития» [6].

Значительный опыт в сфере повышения эффективности социально-

экономического и экологического развития накоплен в Нижегородской

области. Начиная с 2021 года в регионе разрабатываются и реализуются

крупные проекты по дальнейшему развитию концептуальных основ ESG.

В 2021 году ПАО «Сбербанк» именно в Нижегородской области дал

старт пилотному проекту, направленному на разработку и внедрение

региональной ESG-модели. Губернатор Нижегородской области Никитин Г.С.

после подписания «зеленого меморандума» отметил, что «этот документ –

подтверждение серьезности наших намерений следовать принципам ESG.

Среди «якорных» проектов, реализуемых в регионе и построенных на этих

принципах, – создание экотехнопарка, запуск экологической карты» [12].

В 2022 году заключено трехстороннее соглашение между

Нижегородской областью, РАНХиГС и Аналитическим центром при

Правительстве Российской Федерации о сотрудничестве в сфере ESG. В

соответствии с данным документом создан центр ESG-компетенций, который

является структурным подразделением Корпоративного университета

Правительства Нижегородской области [7].

Результатами данной работы являются процессно-проектная модель

внедрения ESG, реестр предприятий Нижегородской области, работающих на

принципах ESG, проект «Волонтеры ESG», комплекс мер поддержки для

предприятий малого и среднего бизнеса, разработанный с учетом

экономических санкций, необходимости импортозамещения и сохранения

45

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

рабочих мест, проект «Экоториум», образовательные программы для

представителей бизнеса и государственных гражданских служащих,

включающие вопросы ESG.

Также предложен комплекс рекомендаций для коммерческих структур в

условиях ESG-трансформации Нижегородской области по достаточно

широкому спектру видов экономической деятельности: деятельность

туристических агентств и туроператоров; образование; предоставление услуг

парикмахерскими и салонами красоты; розничная торговля; деятельность по

упаковыванию товаров; деятельность парков отдыха и пляжей; деятельность

спортивных объектов; деятельность в области связи на базе беспроводных

технологий и ряд других. При поддержке Правительства Нижегородской

области проходит Всероссийский ESG-форум «СО.ЗНАНИЕ». Задачами

форума являются «создание единого подхода для государства и бизнеса,

общей системы понятий и терминов, национального стандарта российского

ESG, а также формирование новой ESG-культуры в стране, ее популяризация

среди населения и определение роли системы государственного управления в

трансформации» [9].

Результаты и обсуждение

Рассмотренные выше инициативы являются примерами лучших

практик, которые, бесспорно, заслуживают тиражирования в регионах и

муниципалитетах Российской Федерации.

Приведенный выше обзор в значительной степени имеет общий

характер, так как на сегодняшний день отсутствует специализированная

информационная платформа, позволяющая аккумулировать информацию о

всех ESG-проектах реализуемых в субъектах РФ, оценивать их

тиражируемость, эффективность, вклад различных заинтересованных сторон

в устойчивое развитие территорий.

В связи с этим для дальнейшего анализа обратимся к сервису

«Смартека», созданному АНО «Агентство стратегических инициатив по

продвижению новых проектов». Этот информационный интернет-портал

создан по поручению Президента Российской Федерации № Пр-1186 от 2 июля

2019 г. [13] и представляет собой «платформу для обмена лучшими

практиками в области социально-экономического развития и их

распространения, т.е. сервис поиска лучших региональных практик для

органов власти, государственных и муниципальных учреждений, а также

предпринимателей и некоммерческих организаций» [19].

На момент написания данной статьи (II квартал 2024 г.) база практик

включает в себя 1513 активных, предлагаемых к тиражированию, и 41

архивную, невостребованную на текущий момент практику. В целях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дальнейшего анализа методической и практической ESG-деятельности в

субъектах РФ, в частности для построения репрезентативных выборок

анализируемых практик, соотнесем цели устойчивого развития и

предлагаемые на платформе категории практик (табл. 1).

46

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

Таблица 1

Соотношение ESG-целей и категорий практик, размещенных на сервисе

«Смартека»

ЦУР Категории практик

E Экология

Здравоохранение

S Социальная поддержка

Образование

Региональное и муниципальное управление

Развитие предпринимательства

G

Занятость

Комфортная среда

Источник: составлено авторами по данным [19]

Необходимо отметить, что в контексте проводимого анализа практики

категорий «Туризм» и «Культура» остаются за рамками исследования в связи

с тем, что в большинстве случаев для их отнесения к конкретному блоку ESG

и целям устойчивого развития требуется детальное изучение их описания в

каталоге практик: целевой аудитории проекта, проблематики, механики

реализации, эффектов реализации и практических примеров внедрения. В

связи с чем изложенная ниже методика проведения исследования не

претендует на универсальность, а лишь дополняет и расширяет поле

исследований в этой области. Проведем обзор направленности предложенных

на платформе «Смартека» проектов, обладающих потенциалом к

тиражированию и решающих актуальные задачи развития регионов (табл. 2).

Таблица 2

Анализ структуры функциональной направленности практик в общей

базе данных

Количество Из них, одобренных комиссией Госовета

ЦУР Категории практик

практик или ФОИВ

1

Экология 43 АИС «Редактор территориальной схемы»

E — программа создания цифровой модели

отрасли обращения с отходами

Итого 43 1

4

1. Снижение (ликвидация)

социального сиротства детей с синдромом

Здравоохранение 161

Дауна

2. Контракт жизненного цикла и

другие.

S 5

1. Новая модель патронажных услуг

Социальная

353 «Забота по соседству»

поддержка 2. Мобильный сервис «Город без

границ» и другие.

Образование 238 1

47

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

Дистанционное практико-

ориентированное обучение сельской

молодежи профессиям в строительной

отрасли

Итого 752 10

15

Региональное и 1. Проектное управление сферой

муниципальное 176 ГЧП в регионе

управление 2. Индикаторная карта

муниципалитета и другие.

11

1. Муниципальный Реестр субъектов

Развитие малого и среднего предпринимательства

208

G предпринимательства 2. Электронный сервис «Московский

инвестор» и другие.

3

1. Проект «Самозанятость в руки»

Занятость 60 2. Практика сопровождаемого

трудоустройства «Все получится!».

Комфортная среда 102 -

Итого 546 29

Источник: составлено авторами по данным [19]

Таким образом, из числа проанализированных, готовых к

тиражированию решений, большую часть составляют практики блока S – 56

%, а меньшую – практики блока E – 3,2 %. Об эффективности предложенных

практик, их универсальности, востребованности и актуальности с точки

зрения решения наиболее острых задач повышения качества жизни населения

может свидетельствовать показатель внедренности (табл. 3).

Таблица 3

Обзор практик с наибольшим числом внедрений

Количество

ЦУР Название проекта

внедрений

Серия интерактивных занятий «Вторая жизнь

пластика» 9

Портал Экокласс.рф с готовыми игровыми

Экология экоуроками 11

E

Командные соревнования по очистке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

окружающей среды от мусора «Чистые Игры» 13

Итого внедрений 33

Квест-игра «Тур по вредным привычкам» 15

Сервис «Проверь родинку онлайн» 13

S Здравоохранение

Районные спортивные зимние и летние детские

игры 7

48

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

#ЛетоВПарках – бесплатные тренировки на

7

свежем воздухе

45

Клуб «Папа особого ребенка»

30

Школы осознанных родителей «АЗБУКА

Социальная СЕМЬИ»

поддержка

Программа адаптации пожилых людей в

учреждении социального обслуживания 17

«Добро пожаловать!»

Umka – интерактивная платформа для детей, их

30

родителей и педагогов

Развитие объединенных экспертных команд в

Образование интересах кадрового партнерства колледжей и 16

бизнеса

Сопровождение и защита дипломных работ

14

студентов в форме бизнес-проектов

Итого внедрений 194

Цифровизация архива 21

Региональное и Грамотный потребитель 5

муниципальное Единое хранилище данных 5

управление

Модернизация системы уличного освещения на

5

основе энергосервисного контракта

Сборники «Алгоритмы для бизнеса» и

25

«Алгоритмы для самозанятых»

Муниципальный Реестр субъектов малого и

Развитие среднего предпринимательства 11

предприниматель вовлечение частного недвижимого имущества в

ства формирование базы свободных 7

инвестиционных площадок

G Проверенный бизнес 7

Создание цифровой карьерной среды в

36

университете

Занятость Проект «Самозанятость в руки» 5

Интерактивная платформа виртуальных

4

моделей рабочих мест для граждан с ОВЗ

Стандарт вовлечения граждан в решение

29

вопросов развития городской среды

Практическое руководство по созданию

9

Комфортная среда креативного кластера

Методические рекомендации по созданию и

развитию региональных центров компетенций 8

по вопросам городской среды

Итого внедрений 177

Источник: составлено авторами по данным [19]

49

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

По количеству внедрений успешных практик лидируют проекты блока

S, что в полной мере соотносится с выводами по предыдущей таблице.

Проведем аналогичный анализ в разрезе субъектов Приволжского

федерального округа. Проранжируем субъекты ПФО по убыванию количества

предлагаемых практик (табл. 4).

Таблица 4

Анализ количества предлагаемых практик по категориям в разрезе

субъектов ПФО

E S G

Развитие

Субъект РФ Субъект

Экология

Занятость

поддержка

управление

Социальная

Образование

Региональноеи

муниципальное

Здравоохранение

Комфортная среда Комфортная

Всего по субъекту РФ по субъекту Всего

предпринимательства

Республика

92 3 14 23 22 5 13 5 7

Башкортостан

Республика

82 4 15 12 21 6 12 5 7

Татарстан

Нижегородск

70 5 5 17 18 5 8 5 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ая область

Самарская

70 2 9 16 17 4 7 8 7

область

Пермский

51 2 4 7 19 5 5 3 6

край

Удмуртская

47 1 4 9 18 3 4 2 6

Республика

Оренбургская

38 2 7 4 13 1 5 1 5

область

Ульяновская

33 1 3 6 12 - 7 3 1

область

Чувашская

31 1 6 6 6 2 6 1 3

Республика

Саратовская

31 1 4 6 8 2 3 2 5

область

Республика

28 2 4 5 6 1 5 2 3

Мордовия

Республика

27 - 5 4 9 2 3 1 3

Марий Эл

Кировская

27 2 3 7 8 2 4 - 1

область

Пензенская

20 - 2 6 4 - 5 - 3

область

26 85 128 181 38 87 38 64

Итого по

647 26 394 227

категории

E S G

Источник: составлено авторами по данным [19]

50

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

Лидерами по количеству предложенных к реализации в регионе практик

являются следующие субъекты РФ: Республики Башкортостан и Татарстан,

Нижегородская и Самарская области. Наибольше количество практик

относится к проектам в сфере образования. Значительная часть проектов

направлена на раскрытие потенциала детей, выявление их способностей,

развитие у молодежи проектных и предпринимательских компетенции,

расширение профориентационной работы, формирование цифровой

образовательной среды региона/муниципалитета/образовательной

организации.

В октябре 2023 г. на платформе АСИ «Смартека» размещен перечень

наилучших практик, отобранных экспертами и рекомендованных к массовому

тиражированию в регионах. Указано, что «все отобранные практики уже

показали значимые социально-экономические эффекты в регионах. Лидерами

по количеству одобренных практик являются Москва, Московская,

Ленинградская и Свердловская области. Наибольшее количество практик

отобрано по направлениям «Туризм, физическая культура и спорт»,

«Образование» и «Коммуникации, связь, цифровая экономика» [11].

Нижегородская область представлена в данной рейтинге проектом

«Доброрубль»: система поощрения социальной активности жителей» [2].

Данный проект реализуется в регионе с 2020 г. Суть проекта заключатся в том,

что «за участие в социальных, образовательных, экологических, спортивных,

культурных, благотворительных проектах жители получают бонусные баллы

– «доброрубли», которые в дальнейшем могут потратить в «Добромаркете» –

площадке с предложениями и скидками партнеров проекта». Жители могут

проявить свою активность по пяти направлениям: экология, спорт, культура,

добровольничество и социальные инициативы. Эффективность проекта

подтверждается тем, что в системе зарегистрировано больше 1 млн

пользователей, их общий баланс накоплений «доброрублей» составляет

больше 70,5 млн, а партнерами проекта являются около 70 предприятий

различных сфер деятельности.

Заключение

При отсутствии системного характера представления статистических и

контроль-аналитических данных мониторинга осуществления проектов

устойчивого развития в РФ в открытых источниках информации, авторами

предпринята попытка исследования качественных и количественных

параметров их реализации на региональном уровне.

Организация эффективного мониторинга при условии взаимодействия

всех участников процесса популяризации, разработки и внедрения

инструментов устойчивого развития в социально-экономические процессы

регионального и отраслевого развития требует формирования единой

информационно-аналитической платформы контроля и учета.

51

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

Литература

1. Ахмадеев А.М. Развитие «зеленых» технологий и инноваций в

регионе как драйвер ESG-трансформации (на примере Республики

Башкортостан) // Экономика и управление: научно-практический журнал.

2024. № 1 (175). С. 51–54.

2. Доброрубль: система поощрения социальной активности жителей //

Сервис по поиску лучших практик. Для лидеров изменений: глав регионов, их

управленческих команд и всех неравнодушных людей. URL:

https://smarteka.com/practices/dobrorubl-sistema-poosrenia-socialnoj-aktivnosti-

zitelej.

3. ESG-рэнкинг субъектов РФ // Рейтинговая группа RAEX. URL:

https://raex-rr.com/ESG/ESG_regions/ESG_rating_regions/2021/.

4. Жилина Н.Н. Система индикаторов и мониторинг зеленых проектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в обеспечении устойчивого развития региона // Экономика и управление:

проблемы, решения. 2023. Т. 5. № 5 (137). С. 24–31.

5. Закон Владимирской области от 5 декабря 2022 г. N 116-ОЗ «О

развитии ответственного ведения бизнеса во Владимирской области» // СПС

Гарант. URL: https://base.garant.ru/405877615/.

6. Концепция устойчивого развития экономики Чувашской Республики

на принципах ESG будет принята к 1 февраля 2023 года // Министерство

природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Пресс-центр. URL:

https://minpriroda.cap.ru/news/2022/10/10/koncepciya-ustojchivogo-razvitiya-

ekonomiki-chuvas.

7. Корпоративный университет Правительства Нижегородской

области. URL: https://kupnokreml.ru/.

8. Кочнев А.А., Крикунов И.С., Крапухин Г.А. Развитие ESG-

экономики в России: проблемы и тенденции в условиях санкций //

Прогрессивная экономика. 2023. №4. С. 52–67.

9. Международный ESG-форум «СО.ЗНАНИЕ». Первый ESG-форум

пройдет в Нижнем Новгороде. URL: https://so-znaniye.ru/news/pervyj-esg-

forum-projdet-v-nizhnem-novgorode/.

10. Миргасимов Д.Р. Разработка классификации источников и

инструментов финансирования устойчивого развития бизнеса //

Фундаментальные исследования. 2024. № 3. С. 37–42.

11. МЭР и АСИ сформировали список лучших управленческих практик

за 2023 год для тиражирования в регионах. Сервис по поиску лучших практик.

Для лидеров изменений: глав регионов, их управленческих команд и всех

неравнодушных людей. URL: https://smarteka.com/news/mer-i-asi-sformirovali-

spisok-lucsih-upravlenceskih-praktik-za-2023-god-dla-tirazirovania-v-regionah-2.

12. Первый пакет ESG-рекомендаций затронет шесть тысяч

нижегородских компаний // РБК. URL:

https://nn.rbc.ru/nn/freenews/62f673a19a79476b362b26ba.

13. Перечень поручений по итогам Петербургского международного

экономического форума 6 - 8 июня 2019 года (утв. Президентом РФ 02.07.2019

52

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

N Пр-1186) // СПС Консультант Плюс. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328318/.

14. Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 декабря

2020 г. N 838 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам

развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных

средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития». // СПС

Гарант. URL: https://base.garant.ru/77308876/.

15. Приказ Минэкономразвития России от 3 декабря 2020 г. № 802 «О

создании Экспертного совета по устойчивому развитию». URL:

https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_ros

sii_ot_3_dekabrya_2020_g_802.html.

16. Родин К. Цели устойчивого развития в зеркале общественного

мнения. Презентация исследования АО «Всероссийский центр изучения

общественного мнения». URL:

https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022-07-

07_Rodin_K._ESG.pdf.

17. Рэнкинг устойчивого развития регионов России агентства «SGM

рейтинговое агентство». URL:

https://www.agencysgm.com/upload/iblock/b29/b298c6ee81a4616684238792f749

8285.pdf.

18. Рэнкинг устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в

деятельность субъектов Российской Федерации «Национального

Рейтингового Агентства». URL: https://www.ra-national.ru/wp-

content/uploads/2022/12/ranking_esg_regions.pdf.

19. Сервис по поиску лучших практик. Для лидеров изменений: глав

регионов, их управленческих команд и всех неравнодушных людей. URL:

https://smarteka.com/.

20. Труханова Э. СФ одобрил владимирский закон об ответственном

ведении бизнеса. Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/02/21/reg-

cfo/popast-v-horoshuiu-kompaniiu.html.

21. Федотова О.В., Табекина О.А., Дудина В.Ю. Практика применения

инструментов финансирования ESG-проектов в субъектах Российской

Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 11–3.

С. 505–512.

22. Флагманские проекты стратегии развития Липецкой области 2030.

Портал разработки стратегии развития Липецкой области. URL: https://xn--

80agfn0bfhc4j.xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/flagmanskie-proekty/.

References

1. Ahmadeev A.M. Razvitie «zelenyh» tekhnologij i innovacij v regione

kak drajver ESG-transformacii (na primere Respubliki Bashkortostan) // Ekonomika

i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2024. № 1 (175). S. 51–54.

2. Dobrorubl': sistema pooshchreniya social'noj aktivnosti zhitelej //

Servis po poisku luchshih praktik. Dlya liderov izmenenij: glav regionov, ih

53

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

upravlencheskih komand i vsekh neravnodushnyh lyudej. URL:

https://smarteka.com/practices/dobrorubl-sistema-poosrenia-socialnoj-aktivnosti-

zitelej.

3. ESG-renking sub"ektov RF // Rejtingovaya gruppa RAEX. URL:

https://raex-rr.com/ESG/ESG_regions/ESG_rating_regions/2021/.

4. ZHilina N.N. Sistema indikatorov i monitoring zelenyh proektov v

obespechenii ustojchivogo razvitiya regiona // Ekonomika i upravlenie: problemy,

resheniya. 2023. T. 5. № 5 (137). S. 24–31.

5. Zakon Vladimirskoj oblasti ot 5 dekabrya 2022 g. N 116-OZ «O razvitii

otvetstvennogo vedeniya biznesa vo Vladimirskoj oblasti» // SPS Garant. URL:

https://base.garant.ru/405877615/.

6. Koncepciya ustojchivogo razvitiya ekonomiki CHuvashskoj

Respubliki na principah ESG budet prinyata k 1 fevralya 2023 goda // Ministerstvo

prirodnyh resursov i ekologii CHuvashskoj Respubliki. Press-centr. URL:

https://minpriroda.cap.ru/news/2022/10/10/koncepciya-ustojchivogo-razvitiya-

ekonomiki-chuvas.

7. Korporativnyj universitet Pravitel'stva Nizhegorodskoj oblasti. URL:

https://kupnokreml.ru/.

8. Kochnev A.A., Krikunov I.S., Krapuhin G.A. Razvitie ESG-ekonomiki

v Rossii: problemy i tendencii v usloviyah sankcij // Progressivnaya ekonomika.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2023. №4. S. 52–67.

9. Mezhdunarodnyj ESG-forum «SO.ZNANIE». Pervyj ESG-forum

projdet v Nizhnem Novgorode. URL: https://so-znaniye.ru/news/pervyj-esg-forum-

projdet-v-nizhnem-novgorode/.

10. Mirgasimov D.R. Razrabotka klassifikacii istochnikov i instrumentov

finansirovaniya ustojchivogo razvitiya biznesa // Fundamental'nye issledovaniya.

2024. № 3. S. 37–42.

11. MER i ASI sformirovali spisok luchshih upravlencheskih praktik za

2023 god dlya tirazhirovaniya v regionah. Servis po poisku luchshih praktik. Dlya

liderov izmenenij: glav regionov, ih upravlencheskih komand i vsekh

neravnodushnyh lyudej. URL: https://smarteka.com/news/mer-i-asi-sformirovali-

spisok-lucsih-upravlenceskih-praktik-za-2023-god-dla-tirazirovania-v-regionah-2.

12. Pervyj paket ESG-rekomendacij zatronet shest' tysyach nizhegorodskih

kompanij // RBK. URL:

https://nn.rbc.ru/nn/freenews/62f673a19a79476b362b26ba.

13. Perechen' poruchenij po itogam Peterburgskogo mezhdunarodnogo

ekonomicheskogo foruma 6 - 8 iyunya 2019 goda (utv. Prezidentom RF 02.07.2019

N Pr-1186) // SPS Konsul'tant Plyus. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328318/.

14. Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot 18 dekabrya

2020 g. N 838 «O sozdanii mezhvedomstvennoj rabochej gruppy po voprosam

razvitiya investicionnoj deyatel'nosti i privlecheniya vnebyudzhetnyh sredstv v

proekty ustojchivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya». // SPS Garant. URL:

https://base.garant.ru/77308876/.

54

Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/

15. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 3 dekabrya 2020 g. № 802 «O

sozdanii Ekspertnogo soveta po ustojchivomu razvitiyu». URL:

https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_ros

sii_ot_3_dekabrya_2020_g_802.html.

16. Rodin K. Celi ustojchivogo razvitiya v zerkale obshchestvennogo

mneniya. Prezentaciya issledovaniya AO «Vserossijskij centr izucheniya

obshchestvennogo mneniya». URL:

https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022-07-

07_Rodin_K._ESG.pdf.

17. Renking ustojchivogo razvitiya regionov Rossii agentstva «SGM

rejtingovoe agentstvo». URL:

https://www.agencysgm.com/upload/iblock/b29/b298c6ee81a4616684238792f749

8285.pdf.

18. Renking ustojchivosti razvitiya i integracii ESG-kriteriev v

deyatel'nost' sub"ektov Rossijskoj Federacii «Nacional'nogo Rejtingovogo

Agentstva». URL: https://www.ra-national.ru/wp-

content/uploads/2022/12/ranking_esg_regions.pdf.

19. Servis po poisku luchshih praktik. Dlya liderov izmenenij: glav

regionov, ih upravlencheskih komand i vsekh neravnodushnyh lyudej. URL:

https://smarteka.com/.

20. Truhanova E. SF odobril vladimirskij zakon ob otvetstvennom vedenii

biznesa. Rossijskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2023/02/21/reg-cfo/popast-v-

horoshuiu-kompaniiu.html.

21. Fedotova O.V., Tabekina O.A., Dudina V.YU. Praktika primeneniya

instrumentov finansirovaniya ESG-proektov v sub"ektah Rossijskoj Federacii //

Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2023. № 11–3. S. 505–512.

22. Flagmanskie proekty strategii razvitiya Lipeckoj oblasti 2030. Portal

razrabotki strategii razvitiya Lipeckoj oblasti. URL: https://xn--80agfn0bfhc4j.xn--

80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/flagmanskie-proekty/.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.