Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Международный научно-исследовательский журнал
«Прогрессивная экономика»
№ 5 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/investiczionnye-vlozheniya-v-
vosstanovlenii-ekonomiki-respubliki-krym-s-2014-po-2024-gg/
Научная статья / Original article
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3
УДК 330.322:338.49
DOI: 10.54861/27131211_2024_5_141
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ С 2014 ПО 2024 ГГ.
Вельм И.М., доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой
Экономика и гуманитарные науки, Сарапульский политехнический
институт (филиал) ФБГОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»,
г. Сарапул, Россия
Аннотация. В статье представлен анализ инвестиционных вложений Республики
Крым за период с 2014 по 2024 гг. с целью предложения рекомендаций по реализации
инвестиционного потенциала региона. Получен вывод, что несмотря на наличие высокого
потенциала региона, интерес со стороны частных инвесторов к Республике Крым остается
относительно невысоким, а доля бюджетных средств в структуре источников
финансирования остается высокой. Следовательно, для Республики Крым актуальны
вопросы привлечения частных инвестиций. Для привлечения частного капитала и
реализации экономического потенциала Крыма необходимо активное инвестирование в
транспортную инфраструктуру и сектор жилищного строительства, что сократит
транспортные издержки и повысит экономическую активность. Поддержка малого и
среднего бизнеса в туристическом секторе и смежных отраслях через финансовые
субсидии, льготное кредитование и образовательные программы будет способствовать
росту занятости и развитию региона. Привлечение инвестиций в приоритетные отрасли,
такие как пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, обеспечит
диверсификацию экономики. Создание благоприятного инвестиционного климата с
прозрачной правовой и налоговой средой, улучшением административных процедур и
защитой прав инвесторов повысит доверие частных инвесторов и поддержит устойчивый
экономический рост.
Ключевые слова: Республика Крым, инвестиционный потенциал региона, развитие
региона, инвестиционные вложения, вложения в восстановление экономики.
141
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
INVESTMENTS IN THE ECONOMIC RECOVERY OF THE REPUBLIC
OF CRIMEA FROM 2014 TO 2024
Velm I.M., Doctor of Cultural Studies, Professor, Head of the Department
of Economics and Humanities, Sarapul Polytechnic Institute (Branch) of the
Moscow State Pedagogical University named after M.T. Kalashnikov,
Sarapul, Russia
Abstract. The article presents an analysis of investment investments of the Republic of
Crimea for the period from 2014 to 2024 in order to offer recommendations on the implementation
of the investment potential of the region. It was concluded that despite the high potential of the
region, private investors' interest in the Republic of Crimea remains relatively low, and the share
of budget funds in the structure of financing sources remains high. Therefore, the issues of
attracting private investment are relevant for the Republic of Crimea. In order to attract private
capital and realize the economic potential of Crimea, it is necessary to actively invest in transport
infrastructure and the housing construction sector, which will reduce transport costs and increase
economic activity. Support for small and medium-sized businesses in the tourism sector and
related industries through financial subsidies, preferential loans and educational programs will
contribute to employment growth and development of the region. Attracting investments in
priority sectors such as the food industry, mechanical engineering and metalworking will ensure
the diversification of the economy. Creating a favorable investment climate with a transparent
legal and tax environment, improving administrative procedures and protecting investors' rights
will increase the confidence of private investors and support sustainable economic growth.
Keywords: Republic of Crimea, investment potential of the region, development of the
region, investment investments, investments in economic recovery.
JEL classification: F52, R19, R13.
Для цитирования: Вельм И.М. Инвестиционные вложения в восстановление
экономики Республики Крым с 2014 по 2024 гг. // Прогрессивная экономика. 2024. № 5. С.
141–152. DOI: 10.54861/27131211_2024_5_141.
Статья поступила в редакцию: 06.05.2024 г. Одобрена после рецензирования:
28.05.2024 г. Принята к публикации: 28.05.2024 г.
For citation: Velm I.M. Investments in the economic recovery of the Republic of Crimea
from 2014 to 2024 // Progressive Economy. 2024. No. 5. pp. 141–152. DOI:
10.54861/27131211_2024_5_141.
The article was submitted to the editorial office: 06/05/2024. Approved after review:
28/05/2024. Accepted for publication: 28/05/2024.
142
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Введение
Республика Крым представляет собой один из стратегически важных
регионов, имеющих как геополитическое влияние, так и значительный
экономический потенциал. За годы нахождения в составе Украины Крым
испытывал недостаток инвестиций в инфраструктуру, жилищно-
коммунальное хозяйство, социальные объекты и культурное наследие, где в
2014 году регион находился в довольно сложном экономическом и
инфраструктурном состоянии. За десятилетний период с момента вхождения
Республики Крым в состав субъектов Российской Федерации, регион активно
привлекает инвестиции в основной и человеческий капитал. Так, Федеральная
целевая программа развития Крыма и города федерального значения
Севастополя предусматривала выделение 1,37 трлн руб., а новая госпрограмма
на период до 2025 года предусматривает еще 526 млрд руб. на развитие
инфраструктуры, включая строительство и модернизацию дорог, социальных
объектов и энергетических сетей [11]. За десятилетний период нахождения в
составе России экономика региона значительно выросла: объем
обрабатывающей промышленности увеличился в два раза, пищевая
промышленность выросла в полтора раза, а объем производства электронной
и оптической продукции увеличился в пять раз. Валовой региональный
продукт Крыма вместе с городом федерального значения Севастополь
составляет около 774 млрд рублей, что сопоставимо с ВВП целых стран, таких
как Молдавия и Северная Македония [6].
Несмотря на то, что Крым стал достаточно развитым регионом, его
потенциал еще далеко не исчерпан. Таким образом, в данной статье
представлен анализ инвестиционных вложений Республики Крым за период с
2014 по 2024 гг. с целью предложения рекомендаций по реализации
инвестиционного потенциала региона.
Обзор литературы
Анализу особенностей инвестиционного развития Республики Крым
посвящен ряд научных статей современных авторов, среди которых можно
отметить Э.Б. Адельсеитову, М.В. Фурс [2], В.И. Срибного [15], Л.Т.
Кельмамбетову, В.В. Ворошило, Е.Е. Машьянову [8], А.С. Комлеву [9], Э.У.
Османову [12], Е.С. Сорокину [14] и др.
В статье Э.Б. Адельсеитовой и М.В. Фурс показано, что Республика
Крым характеризуется наличием выгодного географического расположения,
наличием рекреационного и санаторно-курортного потенциала, а сама
юрисдикция представляет собой свободную экономическую зону с льготным
режимом налогообложения. Однако слабыми сторонами региона являются
активное развитие теневой экономики, сезонность основных видов
деятельности, ограниченность ряда важнейших ресурсов, а также зависимость
социально-экономических показателей от внешних факторов. Так, в период
пандемии количество безработных в регионе выросло более чем в 8 раз, а
объем промышленного производства сократился на 25% [2].
143
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
В.И. Срибный, анализируя показатели социально-экономического
развития Республики Крым, приходит к выводу, что по ряду социально-
экономических показателей Республика Крым находится ниже среднего по
России. Такими показателями являются объемы внешней торговли, величина
инвестиций в расчете на душу населения, развитие малого бизнеса и др. [15].
Согласно результатам исследования В.В. Глазуновой, Республика Крым
относится к регионам со средними показателями инвестиционного риска и
инвестиционного потенциала. При этом, согласно результатам кластерного
анализа, Республика Крым находится в пограничном положении, поскольку
показатели инвестиционных рисков и потенциала ниже, чем у лучшего из
регионов с своем кластере, но превышают показатели регионов, попавших в
кластер с низким инвестиционным потенциалом [4].
Наиболее привлекательные сектора экономики – это туристическая
сфера, отрасль сельского хозяйства, жилищное строительство, промышленное
производство [8]. А.С. Комлева приходит к аналогичным выводам о
специализации, а также указывает на наличие потенциала развития
полуострова [9]. Исследования авторов актуализируют проблематику анализа
инвестиционной политики региона, поскольку несмотря на наличие высокого
потенциала региона, интерес со стороны частных инвесторов к Республике
Крым остается относительно невысоким, а потенциал хозяйственно-
экономического комплекса все еще остается нереализованным.
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез и
систематизация информация. В процессе проведения исследования были
использованы материалы управления Федеральной службы государственной
статистики по Республике Крым и г. Севастополю, аналитические материалы
Российской Газеты и цифровой платформы «Инвестиционные проекты». В
процессе исследования выделены два набора данных: за период с 2014 по 2016
гг. и с 2017 г. по настоящее время, что обусловлено произошедшими
изменениями в методологии расчета статистических индикаторов в 2017 году.
Результаты и обсуждение
Показатели инвестиционной активности в Республике Крым в период с
2014 по 2016 годы представлены в табл. 1. За исследуемый период
инвестиционная активность увеличилась в 3,7 раз с 12,174 млрд. руб. в 2014
до показателя в 45,894 млрд. руб. в 2016 году. Анализ структуры источников
финансирования инвестиций указывает на достаточно однородный характер с
постепенно увеличивающейся долей привлеченных средств в общем объеме
инвестиций. Так, согласно данным за 2014 г., доля привлеченных средств в
структуре инвестиций составила 54,82%. К 2016 г. доля увеличилась на 11,84
процентных пункта до показателя 66,66%.
144
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Таблица 1
Показатели инвестиционной активности в Республике Крым
Показатель 2014 2015 2016
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 12,174 26,265 45,894
Собственные средства, % 45,18% 43,78% 33,34%
Привлеченные средства, % 54,82% 56,22% 66,66%
Источник: составлено автором по данным [514]
Анализ структуры привлеченных средств указывает на активное участие
государства в финансировании инвестиционных проектов. Согласно
статистике за 2016 год, бюджетные средства составляли 86,54% от общего
объема привлеченных заемных средств, тогда как кредиты банков составляли
лишь 2,76%, а заемные средства других организаций – 1,3%. Смещение
акцента на бюджетные средства свидетельствует как об отсутствии доверия
среди участников рынка, так и о высоких рисковых ожиданиях (рис. 1) [12].
100.00%
90.00% 86.54%
79.94%
80.00% 77.30%
70.00%
60.00%
50.00%
40.00%
30.00%
20.00%
10.72% 12.19%
7.57% 9.41%
10.00% 4.61%5.90%
1.77% 2.76%1.30%
0.00%
2014 2015 2016
Кредиты банков Заемные средства других организаций Бюджетные средства Прочие
Рис. 1. Структура привлеченных инвестиционных средств в Республике
Крым за период с 2014 по 2024 гг.
Источник: составлено автором по данным [12]
Анализ инвестиционной активности Республики Крым за период с 2017
по 2022 годы (рис. 2) указывает на высокий показатель прироста инвестиций
был зафиксирован в 2018 году и составил 296,423 млрд. руб., за которым
последовало снижение в 2021 году до 165,01 млрд. руб. Несмотря на
увеличение объема инвестиций в 2022 году до 214,091 млрд. руб., общий
отрицательный тренд инвестиций сохраняется и, вероятно, будет
продолжаться в будущем.
145
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
350
296.423
300
250
223.793 214.091
196.193 195.807
200
165.01
150
100
50
0
2017 2018 2019 2020 2021 2022
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал предприятий Республики Крым,
млрд. руб.
Источник: составлено по данным [514]
В 2022 году наблюдается значительный рост инвестиций в основной
капитал предприятий Республики Крым: инвестиции увеличились на 30% с
165,01 до 214,091 млрд. руб. Данный рост связан с началом реализации ряда
дорогостоящих инвестиционных проектов, среди которых можно отметить
следующие: комплексное развитие территорий в поселке Приморский с
объемом привлеченных инвестиций в размере 60 млрд. руб.,
многофункциональный загородный жилищно-рекреационный комплекс у
мыса Скифский в Бахчисарайском районе (объем привлеченных инвестиций
оценивается в 27,5 млрд. руб.), строительство туристического комплекса
«Золотые пески» в границах городского округа Евпатория (59,3 млрд. руб.),
возведение агро-экологического комплекса в районе косы Беляус (16 млрд.
руб.). В целом за 2022 год подписано 54 соглашения по инвестиционным
проектам [14].
С момента присоединения Крыма к Российской Федерации в 2014 году
ключевым документом, направляющим развитие полуострова, стала
федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие
Республики Крым и г. Севастополя», которая ставит целью интеграцию
крымской экономики в общероссийское экономическое пространство, а также
модернизацию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры
региона [13]. Организационное сопровождение государственной программы
осуществляется автономной некоммерческой организацией «Дирекция по
информационно-аналитическому сопровождению государственной
программы РФ «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.
Севастополя» (АНО «ДИАС ГП»). Согласно данным данной некоммерческой
организации, на реализацию госпрограммы в 2023 году было выделено 142,8
млрд рублей бюджетных средств. В 2024 году на эти цели запланировано 105,3
146
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
млрд рублей, а на период с 2025 по 2027 годы предусмотрено выделение более
300 млрд рублей [1].
Финансовые вложения направлены на существенное улучшение
инфраструктуры полуострова: модернизацию транспортной системы
включает строительство и ремонт автомобильных и железных дорог,
обновление портовой инфраструктуры и развитие воздушного сообщения.
Программа также включает мероприятия по улучшению инженерной
инфраструктуры посредством создания новых и обновления существующих
объектов водоснабжения, водоотведения, а также энергетического
обеспечения региона. В рамках программы строятся и модернизируются
образовательные и медицинские учреждения, создаются условия для
повышения качества жизни местного населения. В целом, госпрограмма
ставит своей целью повышение уровня жизни в регионе, а также создает
условия для устойчивого экономического роста, привлечения инвестиций и
развития туристического потенциала Крыма.
Ключевыми факторами, определяющими уровень инвестиционной
привлекательности Республики, являются следующие: экономическое
состояние хозяйствующих субъектов и проводимая государственная
экономическая политика. Несмотря на то, что санкционная политика,
проводимая западными странами, оказывает негативное влияние на
инвестиционную привлекательность региона, создание свободной
экономической зоны в Крыму предоставляет предпринимателям значительные
преференции. Так, с начала 2015 года Республика Крым и город Севастополь
признаны свободной экономической зоной сроком на 25 лет, что означает
действие льготного режима налогообложения и благоприятные таможенные
условия [3].
На цифровой платформе «Инвестиционные проекты», за десятилетний
период размещены данные 1260 активных проектах, реализуемых в
республике Крым (табл. 2). Из них 480 проектов введены в эксплуатацию, 73
находятся на стадии планирования, 55 на стадии предпроектных разработок,
111 – на этапе подготовки к строительству. Согласно представленным данным,
наибольшая доля привлеченных инвестиций приходится на строительство
автодорог и мостов. Объем инвестиций оценивается в 782 млрд. руб., а
средняя стоимость одного проекта составляет 14,481 000 руб. строительство
жилых объектов привлекает 17% общего объема инвестиций, доля отрасли
строительства Судов составляет 7%, строительство медицинских объектов –
4%, прочей инфраструктуры – 4%. Наибольшее количество проектов
наблюдается в сферах жилого строительства и строительства инженерных
сетей. Наиболее высокой средней стоимостью характеризуются проекты
строительства автодорог и мостов (14 481 млн. руб.), инвестиционные
проекты химической промышленности (5 146 млн. руб.), медицинские
объекты (5 318 млн. руб.), проекты в сфере добычи и переработки (3 575 млн.
руб.).
147
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Таблица 2
Инвестиционные проекты в Республике Крым по отраслям экономики с
2014 г. по 2024 г.
Доля в общем Средняя
Общие Количество
объеме стоимость
Отрасль инвестиции, проектов,
привлеченных проекта, млн.
млрд. руб. ед.
инвестиций, % руб.
Автодороги и мосты 782 27,0% 54 14 481
Жилые объекты 493 17,0% 460 1 072
Строительство судов 203 7,0% 81 2 506
Медицинские объекты 117 4,0% 22 5 318
Инфраструктура 116 4,0% 61 1 902
Инженерные сети 87,6 3,0% 104 842
Химическая
66,9 2,3% 13 5 146
промышленность
Энергетика 37,9 1,3% 19 1 995
АПК 37,8 1,3% 37 1 022
Пищевая
37,6 1,3% 44 855
промышленность
Добыча и переработка 14,3 0,5% 4 3 575
Машиностроение 12,7 0,4% 13 977
Строительные
7,23 0,2% 18 402
материалы
Металлообработка 2,09 0,1% 6 348
Деревообработка 1,45 0,1% 3 483
Прочие отрасли 883,4 30,5% 321 3
Источник: составлено по данным [10]
Анализ показал, что в Республике Крым наиболее инвестиционно-
привлекательными являются инфраструктурные объекты, к которым
относятся строительство автомобильных дорог и мостов, а также
строительство жилых объектов. В регионе по-прежнему высока роль
государственных инвестиций, что указывает на необходимость продолжения
реализации государственной политики, направленной на реализацию
инвестиционного потенциала региона.
В процессе исследования автором было выявлено, что для Республики
Крым по-прежнему актуальны вопросы привлечения частных инвестиций.
Для реализации инвестиционного потенциала региона можно предложить
следующие рекомендации:
1. Инвестирование в транспортную инфраструктуру и развитие сектора
жилищного строительства. Развитие транспортной сети, включая
модернизацию существующих и строительство новых дорог,
железнодорожных путей и аэропортов, позволит сократить транспортные
издержки и повысить логистическую доступность региона. Активное
строительство жилья, в том числе доступного, стимулирует экономическую
148
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
активность, создает рабочие места и улучшает условия жизни населения.
Например, строительство новых автомагистралей и реконструкция аэропорта
Симферополь может значительно повысить туристическую и деловую
привлекательность Крыма.
2. Поддержка малого и среднего предпринимательства в туристическом
секторе и смежных отраслях. Малый и средний бизнес играет ключевую роль
в социально-экономическом развитии региона. Государственная поддержка,
включающая финансовые субсидии, гранты, льготное кредитование,
организацию образовательных мероприятий способствует устойчивому
развитию сектора. Особое внимание следует уделить туристическому сектору,
который может стать драйвером роста для смежных отраслей, таких как
гостеприимство, транспорт, и ремесленное производство. Например, создание
туристических кластеров и развитие экотуризма могут привлечь больше
частных инвестиций.
3. Привлечение инвестиций в приоритетные сектора экономики. Для
обеспечения диверсификации экономики следует стимулировать инвестиции
в пищевая промышленность, добычу и переработку полезных ископаемых,
машиностроение, металлообработку, деревообработку и другие отрасли.
Создание индустриальных парков и специальных экономических зон может
привлечь как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Например,
развитие агропромышленных парков может способствовать повышению
продовольственной безопасности и созданию новых рабочих мест.
Выполнение данных рекомендаций позволит повысить эффективность
реализуемых государственных программ развития Республики Крым,
позволит сократить зависимость от государственных инвестиций и повысить
уровень доверия со стороны частных инвесторов.
Заключение
Государственные финансовые вложения в восстановление Республики
Крым направлены на создание и модернизацию инфраструктуры полуострова,
а также ставят своей целью повышение уровня жизни в регионе посредством
созданий условий устойчивого экономического роста, привлечения
инвестиций и реализации туристического потенциала региона. Ключевыми
факторами, определяющими уровень инвестиционной привлекательности
Крыма, являются экономическое состояние хозяйствующих субъектов и
активная государственная экономическая политика.
В условиях санкционного давления, государственная поддержка
позволяет частично компенсировать негативное влияние вводимых
ограничений, однако приток частного капитала в республику не
демонстрирует высоких темпов роста, что указывает на наличие высоких
рисков, связанных с предпринимательской деятельностью в регионе. Таким
образом, для реализации потенциала Республики Крым целесообразно
поддерживать инвестиционную активность за счет государственных
бюджетных средств, создавая при этом благоприятные условия для
привлечения частного капитала.
149
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
Литература
1. Автономная некоммерческая организация «Дирекция по
информационно-аналитическому сопровождению государственной
программы РФ «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.
Севастополя». URL: https://diasgp.ru.
2. Адельсеитова Э.Б., Фурс М.В Стратегия социально-
экономического развития Республики Крым в современных условиях:
проблемы, особенности и перспективы // Ученые записки Крымского
инженерно-педагогического университета. 2020. № 4(70). С. 45-49.
3. Амедиева Э.А. Оценка инвестиционной деятельности Республики
Крым // Студент года 2019 : сборник статей IX Международного научно-
исследовательского конкурса. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 39–44.
4. Глазунова В.В. Региональная политика инвестирования
инфраструктуры и стимулирования экономического роста // Вестник Южно-
Российского государственного технического университета (НПИ). Серия:
Социально-экономические науки. 2022. Т. 15. № 2. С. 125–139.
5. Инвестиции в нефинансовые активы // Управление федеральной
службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю.
URL: https://82.rosstat.gov.ru/folder/27531.
6. Как за 10 лет рост экономики Крыма опередил общероссийские
темпы // Российская газета. URL: https://rg.ru/2024/03/16/reg-ufo/kak-za-10-let-
rost-ekonomiki-kryma-operedil-obshcherossijskie-tempy.html.
7. Как изменился Крым за 10 лет // ТАСС. URL:
https://tass.ru/info/20256665.
8. Кельмамбетова Л.Т., Ворошило В.В., Машьянова Е.Е.
Инвестиционная политика Республики Крым // Современные подходы к
трансформации концепций государственного регулирования и управления в
социально-экономических системах : Сборник научных трудов 12-й
Международной научно-практической конференции. Курск: Курский филиал
Финансового университета при Правительстве РФ, 2023. С. 282–286.
9. Комлева А.С. Инвестиционный климат в республике Крым //
Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных
вызовов : Сборник материалов IX международной научно-практической
конференции. Москва: ООО «ИРОК», 2022. С. 237-240.
10. Крым – объекты строительства // Инвестиционные проекты.
Цифровая платформа. URL: https://investprojects.info/regions/34.
11. На территории Крыма исторически никогда не было такого объема
государственных инвестиций // министерство экономического развития
Российской Федерации. URL:
https://www.economy.gov.ru/material/press/stati_i_intervyu/na_territorii_kryma_is
toricheski_nikogda_ne_bylo_takogo_obema_gosudarstvennyh_investiciy.html.
12. Османова Э.У. Инвестиционная деятельность Республики Крым
как драйвер социально - экономического развития региона // Актуальные
проблемы и перспективы развития государственной статистики в
150
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
современных условиях : Сборник материалов V Международной научно-
практической конференции. Саратов: Саратовский социально-экономический
институт (филиал) федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Российский
экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2019. С. 16–18.
13. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 790 (ред. от
30.12.2021) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-
экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года» //
СПС Консультант Плюс. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167146/d504e1f370db6d7f7
7b610cdce8d12f694272c08/.
14. Сорокина Е.С. Анализ инвестиций в основной капитал Республики
Крым за 2017-2022 годы // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции.
2023. № 1 (62). С. 105–118.
15. Срибный В.И. Обеспечение экономической безопасности
Республики Крым: угрозы и контрмеры // Экономические отношения. 2019. Т.
9. № 3. С. 1697–1710.
References
1. Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya «Direkciya po
informacionno-analiticheskomu soprovozhdeniyu gosudarstvennoj programmy RF
«Social'no-ekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolya». URL:
https://diasgp.ru.
2. Adel'seitova E.B., Furs M.V Strategiya social'no-ekonomicheskogo
razvitiya Respubliki Krym v sovremennyh usloviyah: problemy, osobennosti i
perspektivy // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo
universiteta. 2020. № 4(70). S. 45-49.
3. Amedieva E.A. Ocenka investicionnoj deyatel'nosti Respubliki Krym
// Student goda 2019 : sbornik statej IX Mezhdunarodnogo nauchno-
issledovatel'skogo konkursa. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2019. S. 39–44.
4. Glazunova V.V. Regional'naya politika investirovaniya infrastruktury i
stimulirovaniya ekonomicheskogo rosta // Vestnik YUzhno-Rossijskogo
gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Social'no-
ekonomicheskie nauki. 2022. T. 15. № 2. S. 125–139.
5. Investicii v nefinansovye aktivy // Upravlenie federal'noj sluzhby
gosudarstvennoj statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu. URL:
https://82.rosstat.gov.ru/folder/27531.
6. Kak za 10 let rost ekonomiki Kryma operedil obshcherossijskie tempy
// Rossijskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2024/03/16/reg-ufo/kak-za-10-let-rost-
ekonomiki-kryma-operedil-obshcherossijskie-tempy.html.
7. Kak izmenilsya Krym za 10 let // TASS. URL:
https://tass.ru/info/20256665.
8. Kel'mambetova L.T., Voroshilo V.V., Mash'yanova E.E.
Investicionnaya politika Respubliki Krym // Sovremennye podhody k transformacii
151
Прогрессивная экономика 2024, № 5. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 5. https://progressive-economy.ru/
koncepcij gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v social'no-
ekonomicheskih sistemah : Sbornik nauchnyh trudov 12-j Mezhdunarodnoj
nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk: Kurskij filial Finansovogo universiteta
pri Pravitel'stve RF, 2023. S. 282–286.
9. Komleva A.S. Investicionnyj klimat v respublike Krym // Aktual'nye
problemy obshchestva, ekonomiki i prava v kontekste global'nyh vyzovov : Sbornik
materialov IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: OOO
«IROK», 2022. S. 237-240.
10. Krym – ob"ekty stroitel'stva // Investicionnye proekty. Cifrovaya
platforma. URL: https://investprojects.info/regions/34.
11. Na territorii Kryma istoricheski nikogda ne bylo takogo ob"ema
gosudarstvennyh investicij // ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj
Federacii. URL:
https://www.economy.gov.ru/material/press/stati_i_intervyu/na_territorii_kryma_is
toricheski_nikogda_ne_bylo_takogo_obema_gosudarstvennyh_investiciy.html.
12. Osmanova E.U. Investicionnaya deyatel'nost' Respubliki Krym kak
drajver social'no - ekonomicheskogo razvitiya regiona // Aktual'nye problemy i
perspektivy razvitiya gosudarstvennoj statistiki v sovremennyh usloviyah : Sbornik
materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov:
Saratovskij social'no-ekonomicheskij institut (filial) federal'nogo gosudarstvennogo
byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Rossijskij
ekonomicheskij universitet im. G.V. Plekhanova», 2019. S. 16–18.
13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.08.2014 N 790 (red. ot
30.12.2021) «Ob utverzhdenii federal'noj celevoj programmy «Social'no-
ekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolya do 2025 goda» // SPS
Konsul'tant Plyus. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167146/d504e1f370db6d7f7
7b610cdce8d12f694272c08/.
14. Sorokina E.S. Analiz investicij v osnovnoj kapital Respubliki Krym za
2017-2022 gody // Nauchnyj vestnik: finansy, banki, investicii. 2023. № 1 (62). S.
105–118.
15. Sribnyj V.I. Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti Respubliki
Krym: ugrozy i kontrmery // Ekonomicheskie otnosheniya. 2019. T. 9. № 3. S.
1697–1710.
152