Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В МНОГОЛЕТНЕМ ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В МНОГОЛЕТНЕМ ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ТЯЖЕЛОАТЛЕТЫ / МНОГОЛЕТНЯЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ / СТАНОВЛЕНИЕ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баязитов К.Ф.

Мақолада оғир атлетикачиларни кўп йиллик тайёргарлигининг долзарблиги ва тизимли ёндашувни ишлаб чиқиш зарурлиги масаласи кўтарилган. Оғир атлетиканинг ўзига хос хусусиятларини ҳисобга олган ҳолда оғир атлетикачиларни кўп йиллик тайёргарлиги бўйича бошқарув тизими таклиф этилади ва оғир атлетикачиларни кўп йиллик тайёргарлик тизимлашда ҳисобга олиш керак бўлган қонуниятлар аниқланган.В статье поднимается вопрос актуализации и необходимости разработки системного подхода в многолетней подготовке тяжелоатлетов. Предложена система управления многолетней подготовкой тяжелоатлетов, с учетом особенностей тяжелой атлетики и определены закономерности, которые необходимо принять во внимание при структурировании многолетней тренировки тяжелоатлетов.The article raises the issue of actualization and the need to develop a systematic approach in the long-term training of weightlifters. A system for managing long-term training of weightlifters is proposed, taking into account the peculiarities of weightlifting, and the regularities that need to be taken into account when structuring long-term training of weightlifters are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В МНОГОЛЕТНЕМ ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»

Проблемы физической культуры

ситет талабаларини буш вактларини мазмунли ташкил этиш максадида дамда университет профессор-уки-тувчилари учун ташкил этилган ягона "Workout" майдончаси, бадминтон майдончаси, стол тенниси спорт турларида шугулланиш учун шарт-шароитлар яратилди. Бундан ташкари кураш залига кураш гилами, гимнастика зали учун спорт инвертарлари, таэквандо залига даянг (гилам) дамда футбол майдонида, бокс зали кайта таъмирланди ва сув спорти турлари учун ихтисослашган майдончаларда бир канча кулайликлар яратилди. Бу эса уз навбатида маркетинг содасидаги хизматларнинг ривожланишига хам сабаб булди.

1-жадвал

Спорт турлари 2020-2021 йиллар Иштирокчилар сони

Июль Август Октябр Ноябр Феврал Март

Бадминтон майдончаси 25 78 101 123 130 150

Wоrkout майдончаси 350 395 426 491 563 598

Гимнастка 35 66 89 105 121 132

Кураш 60 86 136 188 225 350

Сузиш 40 90 100 115 130 150

2020-2021 укув йили давомида спорт турлари базалари жахон стандартлари доирасида таъмирланди. Натижада 1-жадвалга асосан спорт турлари буйича шугулланувчилар сони кундан-кунга ошиб, маркетинг хизматлари хам ривожланиб университет балансига хам кирим килинган. Талаба-ёшлар учун кулай шароитлар, уларни укиш ва билим олишлари учун кулайликлар яратиш максадида 5 та ташаббус доирасида университет худудида очик спорт майдончаси ташкил килиниб жами 195,0 млн сумлик спорт инвентар (тренажёр)лар урнатилди.

Университетда маркетинг хизмат турларига алохида эътибор каратилиб келинмокда. Жумладан иктисодий юксалишга йуналтирилган хизмат турлари асосида хар бир спорт турлари базаларидаги спорт инвентар-

лари жадон стандартлари талаби доирасида янгиланди, мавжуд оъбект турлари кайта реканструккия килинди. Яратилган шарт-шароитлардан унумли фойдаланган адоли вакиллари соглом турмуш, соглом даёт шиори остида яшаш мудитида сезиларли узгаришлар юз бер-ганликларини таъкидлашимиз мумкин. Бундан ташкари университет талаба ёшларимиз "Униврсиада -2020" укувчи талаба ёшлар уртасида утказиладиган Республика спорт мусобакасида 12 спорт тури буйича фахрли I-уринни кулга киритдилар. Энг кувонарлиси оммавий спорт турларидан, бадминтон, баскетбол (эркаклар), гандбол (эркаклар), гандбол (аёллар) дзюдо, белбогли кураш, енгил атлетика спорт турларидан умумжамоа дисобида 168 очко билан I-уринни эгалладилар.

Хулоса урнида шуни айтиб утиш жоизки, санаб утилган меркетинг объектлари хилма-хил булишига карамай, жисмоний тарбия ва спорт - 70% дан ортик хизмат курсатиш содасидир.

Жисмоний тарбия ва спортнинг хизмат курсатиш содаси сифатидаги асосий субъектлар, яъни маркетинг муносабатлари иштирокчилари - жисмоний тарбия ва спортнинг охирги истеъмолчилари си-фатида жисмоний машклар ва спорт турлари билан шугулланувчилар дисобланади.

Адабиётлар:

1. Узбекистон Республикаси Президентининг 2020 йил 24 январдаги ПФ-5924-сон "Узбекистон Республикасида жисмоний тарбия ва спортни янада такомиллаштириш ва оммалаштириш чора-тадбирлари т^рисида"ги Фармони. Lex.uz.

2. Узбекистон Республикаси Президентининг 2020 йил 30 октябрдаги ПФ-6099-сон "СоFлом турмуш тарзини кенг татби^ этиш ва оммавий спортни янада ривожлантириш чора-тадбирлари т^рисида"ги Фармони. Lex.uz.

3. "The Future of Services Marketing: Forecasts From Ten Services Experts," with Steve Grove and Joby John, Journal of Services Marketing, Vol. 17, No. 2, 2003, 107-121.

4. Степанова О.Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в деятельности физкультурно-спортивных организаций. Учебное пособие Часть I-II. М.:2013.167-174-с.

5. Ярашев К.Д. Жисмоний тарбия ва спортни бош^ариш. Дарслик Тошкент-2002й.183-193-б.

УУД (УДК, UDC): 796.015.132:8

Информация для связи с автором:

bayazitov79@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент К.Ф. БАЯЗИТОВ1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В МНОГОЛЕТНЕМ ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация

Annotation

В статье поднимается вопрос актуализации и необходимости разработки системного подхода в многолетней подготовке тяжелоатлетов. Предложена система управления многолетней подготовкой тяжелоатлетов, с учетом особенностей тяжелой атлетики и определены закономерности, которые необходимо принять во внимание при структурировании многолетней тренировки тяжелоатлетов.

Ключевые слова: тяжелоатлеты, многолетняя спортивная подготовка тяжелоатлетов, становление спортивного мастерства, учебно-тренировочный процесс.

Маколада огир атлетикачиларни куп йиллик тайёргарлигининг долзарблиги ва тизимли ёндашувни ишлаб чикиш зарурлиги масаласи кутарилган. Огир атлетиканинг узига хос хусуси-ятларини хисобга олган хрлда огир атлетикачиларни куп йиллик тайёргарлиги буйича бошкарув тизими таклиф этилади ва огир атлетикачиларни куп йиллик тайёргарлик тизимлашда хисобга олиш керак булган конуниятлар аникланган.

Калит сузлар: огир атлетикачилар, огир атлетикачиларнинг куп йиллик спорт тайёргарлиги, спорт мацоратини шакллантириш, уцув-машгулот жараёни.

The article raises the issue of actualization and the need to develop a systematic approach in the long-term training of weightlifters. A system for managing long-term training of weightlifters is proposed, taking into account the peculiarities of weightlifting, and the regularities that need to be taken into account when structuring long-term training of weightlifters are determined.

Key words: weightHfters, long-term sports training of weightlifters, formation of sports skills, training process.

О

CO

m ^

t

0 a.

CO

1

с m

Ведение. Актуализация формирования системы управления многолетней спортивной подготовкой тяжелоатлетов на различных этапах становления спортивного мастерства вызвана необходимостью дальнейшего развития и обновления научно-теоретического, научно-практического и научно-методического сопровождения оптимального и адекватного повышения спортивной результативности и вследствие того роста спортивного мастерства как системного многолетнего процесса.

В разработанной нами системы управления многолетней спортивной подготовкой тяжелоатлетов рассматривается построение поэтапной спортивной тренировки спортсменов от новичков (этапа начальной подготовки) до мастеров спорта международного класса-высококвалифициро-ванных спортсменов, способных достойно представлять страну на престижных международных соревнованиях различного масштаба (этап высшего спортивного мастерства). Системное управление представляет собой сложную специфическую систему единого процесса, свойственной своим особенностям, подчиняющаяся закономерностям становления спортивного мастерства.

Основное содержание работы. Базой разработки нового системного управления многолетней подготовкой тяжелоатлетов являются основополагающие концептуальные положения теории и методики физической культуры и спорта:

1. Многолетняя поэтапная подготовка спортсменов - это целостный специализированный процесс становления спортивного мастерства;

2. Реализация целевых задач последовательно-взаимосвязанных этапов подготовки спортсменов осуществляется в системе формирования предопределенного уровня спортивной подготовленности;

3. Эффективность управления многолетней подготовкой спортсменов определяется качеством научно-методического, научно-теоретического обеспечения тренировочного процесса.

Составляющие любого процесса управления являются взаимосвязанные действия: четкие сведения (информация) об изучаемом объекте; достижение слаженного взаимодействия звеньев и элементов объекта; направление процесса на достижение целей; сбор полученной информации и результатов для комплексной обработки с целью внесения необходимых коррекций в систему управляющих воздействий.

Проведенные нами исследования выявили, что изучение и анализ многолетней динамики результа-^ тивности высококвалифицированных тяжелоатлетов о (победители и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и Азии) являются основным их направ-2 лением. В свою очередь это направление позволило • аргументировать нормативные характеристики мно-о) голетней спортивной подготовленности тяжелоатле-о тов с учетом особенностей структуры тренировочной ю и соревновательной деятельности тяжелоатлетов, | включая нормативы отбора и прогнозные показатели, го модельные характеристики спортивной подготов-

Проблемы физической культуры

ленности, результаты комплексного педагогического контроля [2,4,21].

Результаты наших исследований поддерживают мнение многих исследователей [8,9,15,17,26] и, следовательно, сделано заключение, что данные, полученные экспериментальным путем одной квалификационной или возрастной группы спортсменов нельзя перенести для использования их в других группах на различных этапах подготовки.

Структура многолетней спортивной тренировки, содержание и продолжительность этапов, возрастной ценз спортсменов, задачи, основные средства и методы спортивной подготовки, адекватные тренировочные нагрузки, допустимые требования к различным сторонам подготовленности характеризуется специфическими особенностями спортивной деятельности (вида спорта), а также уровнем подготовленности спортсменов [8,11,13].

Предлагаемая система управления многолетней подготовкой тяжелоатлетов, с учетом особенностей тяжелой атлетики и проведенных исследований, обосновывает целесообразность деления ее на четыре системных и последовательных этапа, в которых распределяются решения общих и специальных задач спортивной подготовки:

1) этап начальной подготовки;

2) учебно-тренировочный этап;

3) этап совершенствования спортивного мастерства;

4) этап высшего спортивного мастерства.

В ходе реализации поставленных задач в вопросе управления многолетней спортивной подготовкой тяжелоатлетов, в сравнении от рекомендаций специалистов тяжелой атлетики прошлого столетия [15,20,28,30], нами впервые определены закономерности, которые необходимо принять во внимание при структурировании многолетней подготовки тяжелоатлетов.

К этим закономерностям нужно отнести следующее:

а) достижение целевой спортивной результативности на определенном этапе подготовки тяжелоатлетов определяется структурой спортивной подготовленности и соревновательной деятельности тяжелоатлетов;

б) модельные характеристики соревновательной подготовленности тяжелоатлетов на различных этапах многолетней спортивной подготовки могут быть применены в планировании спортивного результата;

в) рост спортивного мастерства характеризуется стабилизацией составляющих компонентов соревновательной деятельности с уменьшением индивидуальных отклонений от ее общей структуры.

По результатам анализа научной литературы нами обнаружено, что многие исследователи многолетней подготовки спортсменов большое внимание уделяют на выявление факторной структуры, обусловливающую эффективность соревновательной деятельности в определённом виде спорта [3,8,10]. Таким образом, полученные данные в исследовании факторной структуры соревновательной деятельности тяже-

Проблемы физической культуры

лоатлетов позволили установить, что управление учебно-тренировочным процессом возможно при его направленности на рост спортивной результативности, учитывая факторную структуру соревновательной деятельности и спортивную подготовленность тяжелоатлетов на различных этапах многолетней спортивной подготовки.

Данные полученные в результате факторного анализа, отражающие соревновательную деятельность юных тяжелоатлетов, позволили научно обосновать еще одно направление в методике подготовки юных штангистов на учебно-тренировочном этапе, которое предусматривает целесообразность рассматривать в качестве главного критерия подготовленность тяжелоатлетов в соревновательных упражнениях. Отсюда значит, что необходимость повышения возможности рационального применения двигательного потенциала для увеличения уровня личных достижений в соревновательных упражнениях.

Выявленные основные факторы подготовленности сильнейших тяжелоатлетов показали, что наиболее влиятельные являются факторы проявления скоростно-силовых качеств в соревновательных упражнениях и способность овладения техникой соревновательных упражнений. На основании данного заключения можно утверждать, что как для юных тяжелоатлетов, так и для сильнейших штангистов предпосылка достижения высшей результативности является способность проявления скоростно-силово-го и двигательного потенциала тяжелоатлетов.

На протяжении многолетней поэтапной спортивной подготовки тяжелоатлетов в структуре комплексного педагогического контроля ведущим информационным показателем уровня подготовленности является спортивный результат, а также показатели скоростно-силовой подготовленности и технического мастерства.

С целью определения изученности поставленной проблемы нами было проанализировано состояние научно-теоретической базы подготовки тяжелоатлетов различной квалификации.

Проблемами подготовки тяжелоатлетов на начальном этапе спортивной тренировки занимались такие исследователи как Дворкин Л.С. [5,6], Кадиров Э.И. [7], Морозов М.Е [16], Тушер Ю.Л. [27], которые изучили и представили научно обоснованные рекомендации для эффективного построения тренировочного процесса юных тяжелоатлетов.

Проведенные исследования Маткаримова Р.М [14], Пакова А.В. [19] с тяжелоатлетами учебно-тренировочных групп позволили сформировать оптимальные программы подготовки тяжелоатлетов различных разрядов.

Для тяжелоатлетов групп совершенствования спортивного мастерства нашли свое применение научные работы Арзикулова М.У [1], Марченко В.В. [12], Олешко В.Г. Лутовинов Ю.А. [18], использование которых довольно стабильно позволяли ощущать прирост спортивных результатов квалифицированных спортсменов.

Достаточно скрупулезная и можно сказать "ювелирная" работа проделывается с спортсменами высокой квалификации, которые пропускают через себя невероятно высокие тренировочные нагрузки. Научной работой, посвященным проблемам спортивной подготовки тяжелоатлетов данного контингента занимались Сивохин И.П. [22], Скотников В.Ф. [23], Смирнов В.Е. [24], Талибов А.Х. [25], Хоменко Р.В. [29].

К сожалению, не так много работ, посвященных единой системе подготовки тяжелоатлетов начиная от юношеского возраста на этапе начальной подготовки до спортсменов высокой квалификации четвертого этапа становления спортивного мастерства. Этими весьма сложными и долгосрочными исследованиями занимались известные специалисты тяжелой атлетики Медведев А.С. [15], Роман Р.А. [20], Черняк А.В. [30], публикациям которых превысило 30 - 40 и более лет.

Проделанные научные исследования недостаточно раскрывают: особенности системного управления процесса многолетней подготовки тяжелоатлетов; составление и дальнейшую реализацию программ на различных этапах подготовки тяжелоатлетов; теоретические и научно-методические представления о структуре системы многолетней подготовки тяжелоатлетов; проблемы в обеспечении преемственности на различных этапах многолетней спортивной подготовки; факторы прироста спортивной результативности; структуру и содержание этапов многолетнего учебно-тренировочного процесса и их особенности.

В связи с вышеизложенным на сегодняшний день остро стоит вопрос в решении ряда проблем, связанных с:

во-первых, дальнейшим расширением теоретически-методического обеспечения системного управления многолетней подготовкой тяжелоатлетов на различных этапах становления спортивного мастерства;

во-вторых, систематизацией сведений о структуре и содержании поэтапной спортивной подготовки в тяжелой атлетике;

в-третьих, совершенствованием проведения спортивного отбора и прогнозирования тяжелоатлетов, а также применения их при переходе с определенного этапа спортивной подготовки на более высокий этапный уровень становления спортивного мастерства;

в-четвертых, объективизацией данных о ведущих факторах, влияющих на дальнейший рост спортивного мастерства тяжелоатлетов;

в-пятых, выявлением и оценкой взаимосвязи различных аспектов подготовленности тяжелоатлетов на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного о процесса;

в-шестых, определением взаимосвязи применяе- zi мых в процессе подготовки тяжелоатлетов различной • квалификации упражнений с показателями соревно- о> вательной деятельности тяжелоатлетов; о

в-седьмых, выявлением тенденций периодизации ^ тренировки квалифицированных тяжелоатлетов i и определения оптимальных сроков подготовки, и

построения учебно-тренировочного процесса в различных циклах тренировки;

в-восьмых, разработкой методики планирования тренировочной нагрузки с применением компьютерных технологий подготовки тяжелоатлетов различной квалификации.

По результатам анализа технологической цепочки учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки тяжелоатлетов определены эффективные направления этапов тренировки:

- начальной подготовки - развитие общей и специальной физической подготовки, обучение технике тяжелоатлетических упражнений, развитие функциональных возможностей организма спортсменов, участие в соревнованиях;

- учебно-тренировочный - дальнейшее развитие общей и специальной физической подготовки, совершенствование в технике тяжелоатлетических упражнений, развитие функциональных возможностей организма, психологическая подготовка, участие в квалификационных соревнованиях;

- совершенствования спортивного мастерства - преимущественное развитие специальной физической подготовки и дальнейшее развитие общей физической подготовки, углубленное совершенствование в технике тяжелоатлетических упражнений, совершенствование физической подготовленности, повышение объема нагрузки, обучение тактике, психологическая подготовка, участие в престижных соревнованиях;

- высшего спортивного мастерства - совершенствование специальной физической подготовки, более глубокое совершенствование в технике тяжелоатлетических упражнений, совершенствование физической подготовленности, значительное повышение объёма и интенсивности нагрузки, совершенствование тактики, психологическая подготовка, участие в престижных международных соревнованиях.

см о см

оэ

го га t

0

w

1

Рис. - Модель построения многолетней спортивной подготовки тяжелоатлетов

Обобщив теоретически-методологические направления, цели и задачи различных этапов многолетней подготовки тяжелоатлетов, а также с целью совершенствования управленческих воздействий на многолетний учебно-тренировочный процесс, учтя структуру соревновательной деятельности и особенности подготовленности спортсменов, зако-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы физической культуры

номерности становления различных составляющих спортивного мастерства, индивидуальные характеристики спортсменов, темпов биологического становления и роста спортивного мастерства, содержание учебно-тренировочного процесса, другие дополнительные факторы нами разработана Модель построения многолетней спортивной подготовки тяжелоатлетов (рисунок).

Разработанная Модель построения многолетней спортивной подготовки тяжелоатлетов обусловлена экспериментальным обоснованием построения многолетней этапной подготовки тяжелоатлетов.

Выводы: Целенаправленное решение задач этапной подготовки в тяжелой атлетике достигается на основе учета: взаимосвязи структурами соревновательной деятельности и специальной подготовленности спортсменов; показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности; динамикой темпов прироста спортивных результатов; реализации индивидуальных тренировочных программ; календаря спортивных соревнований.

Система управления многолетней подготовкой тяжелоатлетов разрабатывается с учетом задачности этапов, и строится на основе возрастной характеристики развития отдельных сторон подготовленности. Учитывается соотношение и последовательность его подсистем, частей и звеньев:

системная взаимосвязь различных сторон подготовленности тяжелоатлетов;

конкретизация параметров тренировочной нагрузки (объема и интенсивности);

определение тренировочных средств в структуре многолетнего учебно-тренировочного процесса по этапам, периодам и годичным циклам.

Литература.

1. Арзикулов М.У. Спорт такомиллашуви бос^ичидаги орир атлетика-чиларнинг машFулот юкламаларини о^илона режалаштириш услубияти. Монография: - Тошкент.: "O'ZKITOBSAVDO" нашриёти, 2020. - 136 б.

2. Бальсевич В.К., Шестаков М.П. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 11-13.

3. Горулев П.С. Управление спортивной подготовкой женщин в тяжелой атлетике с учетом диморфических различий работоспособности: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.04 Челябинск, 2006. - 286 с.

4. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография - М.: Советский спорт, 2008. - 304 с.

5. Дворкин Л.С. Тяжёлая атлетика и возраст. - Свердловск, 1989. - 132 с.

6. Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета: учебное пособие / Л. С. Дворкин. - Москва: Советский спорт, 2006. - 394 с.

7. Кадиров Э.И. БошланFич спорт тайёргарлиги бос^ичида ёш 0Fир атлетикачилар машFулотларининг хусусиятлари: Дис. ... канд. пед. наук. -Ташкент: УзГИФК, 2007. - 187 с.

8. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - М., 2003 - 49 с.

9. Керимов Ф.А., Умаров М.Н. Спортда прогнозлаштириш ва модел-лаштириш. - Т.: Ilmiy texnika axboroti-press nashriyoti, 2018. - 168 б.

10. Кузьмин Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. - М.: Нар. образование, 2002. - 207, [1] с.: ил.

11. Куликов Л.М. Управление подготовкой спортивного резерва в олимпийских видах спорта на региональном уровне // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 11. - С. 27-31.

12. Марченко В.В. Особенности тренировки квалифицированных тяжелоатлетов // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 2. - С. 33-36.

13. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.

14. Маткаримов Р.М. Оммавий разрядли 0Fир атлетикачилар машрулот нагрузкалари хажми ва шиддатининг оптимал нисбатлари: Дис. ... канд. пед. наук. - Ташкент: УзГИФК, 1999. - 184 с.

15. Медведев А.С. Система многолетней подготовки в тяжелой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 272 с.

Проблемы физической культуры

16. Морозов М.Е. Научно-методические особенности начальной подготовки тяжелоатлетов в 10-15-летнем возрасте: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04. Краснодар, 2001. 184 с.

17. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография. - М.: Физическая культура, 2010. - 240 с.

18. Олешко В.Г., Лутовинов Ю.А. Содержание тренировочной работы юных квалифицированных тяжелоатлетов болгарской и отечественной школ // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научных трудов под ред. проф. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2006. - № 4. - С. 35- 42.

19. Паков А.В. Оптимальные тренировочные нагрузки в полугодичном цикле у тяжелоатлетов-разрядчиков технической подготовленности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04. Ташкент, 1978. - 237 с.

20. Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 175 с.

21. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография. - М.: Советский спорт, 2013. - 148 с.

22. Сивохин И.П. Управление подготовкой тяжелоатлетов высокой квалификации на основе комплексного контроля тренировочной деятельности: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. - Алматы, 2009. - 44 с.

23. Скотников В.Ф. Парциальные объемы нагрузки (с отягощением > 70%) в основных группах упражнений у сильнейших тяжелоатлетов мира

УУД(УДК, UDC): 77.29.66

80-х гг. в зависимости от массы тела и этапа подготовки.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК. 1995. - 17 с.

24. Смирнов В.Е. Распределение нагрузки по зонам интенсивности в основных группах упражнений у сильнейших тяжелоатлетов мира 80-х годов в зависимости от массы тела и этапа подготовки.: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М.: РГАФК. 1996. - 23 с.

25. Талибов А.Х. Индивидуализация тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высокой квалификации на основе комплексного контроля: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 20 с.

26. Талибов А.Х. Закономерности адаптации сердечно-сосудистой системы спортсменов к физическим нагрузкам на различных этапах многолетней подготовки: диссертация ... доктора биологических наук: 03.03.01. - Санкт-Петербург, 2014. - 323 с.

27. Тушер Ю.Л. Тренировочные нагрузки на начальном этапе подготовки начинающих тяжелоатлетов 16-17 лет: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04. Москва, 2006. 122 с.

28. Тяжелая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культуры. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 1988. - 238 с.

29. Хоменко Р.В. Индивидуализация предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №4. - С. 66-68.

30. Черняк А.В. Методика планирования тренировки тяжелоатлета. -М.: Физкультура и спорт, 1978. - 136 с.

Катта укитувчи Т.А. ТУРГУНОВ1, Тарих фанлари номзоди, доцент в.б Б.Б. ЖАХОНГИРОВ1

Узбекистон давлат жисмоний тарбия ва спорт университети Чирчик шахри, Узбекистон

Информация для связи с автором:

aziz79@mail.ru

ШАХМАТ - АКД-ЗАКОВАТ ИЛМИ

Аннотация

Annotation

Указ Президента Ш.Мирзиёева от 14 января 2021 года станет основой создания Узбекской школы шахмат и её дальнейшего развития. Этот вид спорта издревле был широко распространен в нашей стране, например, великий сахибкиран Амир Тимур был ведущим шахматистом своего времени, о чем есть многочисленные упоминания в исторической литературе.

Ключевые слова: государственная программа, "дорожная карта", тренер, фонд, "шатранж", победитель.

Президент Ш.Мирзиёевнинг 2021 йил 14 январдаги карори республикамизда шахматни кенг куламли ривожлантириш учун, Узбекистон шахмат мактабини яратишда асос булади. Бу спорт тури кадимдан юртимизда кенг таркалган, мисол учун, буюк сохибкирон Амир Темур уз даврида етук шахматчи булганлиги тутрисида тарихий адабиётларида эслатиб утилган.

Калит сузлар: давлат дастури, "йул харитаси", мураббий, жамгарма, "шатранж", голиблик.

The decree of President Sh. Mirziyoyev of January 14, 2021 will become the basis for the creation of the Uzbekistan Chess School and its further development. This sport has been widespread in our country since ancient times, for example, the great Amir Timur was the leading chess player of his time, as there are numerous references in the historical literature.

Key words: state program, "road map", trainer, foundation, shatrange, winner.

Мамлакатимизда хар сохада ислохотлар жараёни кизгин кечмокда. Бу янгиланишлар юрт ва миллат келажаги, истикболи булган ёш авлоднинг нафакат хаёт даражаси, энг аввало, интеллектуал салохиятини ошишига хизмат килади. Узбекистон Республикаси Президенти Ш.М.Мирзиёевнинг 2021 йил 14 январдаги "Шах-матни янада ривожлантириш ва оммавийлашти-риш хамда шахматчиларни тайёрлаш тизимини такомиллаштириш чора - тадбирлари тугрисида"-ги ПК—4954-сон карори ана шу йулда навбатдаги мухим кадамлардан бири булди.

Бугунги кунда 150 та умумий урта таълим мак-табларининг бошлангич синфлари учун шахмат буйича синфлар очилиб, 12 138 нафар укувчи камраб олинган. Шунингдек, 254 та болалар - усмирлар спорт мактабларида шахмат буйича 594 та тугараклар фаолият юритиб, шугулланувчилар сони 8 122 на-фарни ташкил килади. Шахмат билан профессионал

даражада шугулланувчилар сони 3 154 (аёллар 580) нафарни ташкил этади.

Мамлакатимиз халкаро шахмат федерацияси (FIDE) рейтинггида 162 та давлатлар ичида 30-урин-ни эгаллаб, 22 нафар спортчиларимизга халкаро гроссмейстер унвони берилган. Усмир ва ёш шах-матчиларимиз нуфузли халкаро мусобакалар Осиё ва Жахон чемпионатларида мунтазам шохсупанинг юкори уринларидан жой олаётгани кувонарли хол албатта.

Республикамизда 34 миллион ахолидан ярми ёшлардан иборат, кайд этилган ютуклар бизни ко-никтирадими? Йук, албатта, имкониятларимиз хали жуда куп. Шуни инобатга олиб, карорда Узбекистон шахматининг истикболи учун мухим булган барча масалалар уз аксини топди.

Иктидорли шахматчиларни тайёрлашда Крракалпогистон Республикаси, Тошкент шахри ва вилоятларда биттадан туман ёки шахар шахматга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.