И.А. ЯНКИНА
Доктор социологических наук Профессор кафедры управления ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
И.А. АНТОНОВ
Магистрант кафедры управления ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ МОБУ СОШ № 20 г. ТАГАНРОГА)
Статья раскрывает проблемы управления муниципальным образовательным учреждением. На примере МОБУ СОШ № 20 (г. Таганрог) рассматриваются направления развития деятельности. На основе данных социологического иссле-
Управление образовательной организацией, SWOT-
Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 06.39.41.
Управление социальной сферой в условиях нестабильности современной российской экономики является достаточно сложной задачей, т.к. обострение социально-экономических проблем привело к увеличению количества и качества рисков, связанных с управленческой практикой. Особенно необходимо отметить многоуровневый процесс трансформации процесса управления образовательными учреждениями. Достаточно длительное время образовательные учреждения среднего образования являли собой образец стабильности, так как изменения во внешней среде несущественно корректировали функционал данных элементов образовательного института. Но современные тенденции в российской социально-экономической среде показывают, что динамика изменений, происходящих в образовательных учреждениях, требует существенного пересмотра управленческой практики [3].
Вышеуказанное обосновывает актуальность выбранной темы данного исследования. Цель исследования - провести анализ основных проблем в процессе управления образовательным учреждением (на примере МОБУ СОШ № 20, г. Таганрог). Объектом исследования выступает деятельность МОБУ СОШ № 20 г. Таганрога [2], предметом - направления совершенствования деятельности МОБУ СОШ № 20. Статья подготовлена в рамках реализации инициативного научно-исследовательского проекта по направлению подготовки - 38.04.02 «Менеджмент, магистерская программа «Менеджмент организации» №20-02 «Совершенствование процессов управления деятельностью организации и повышения социально-экономической эффективности в условиях структурно-цифровой трансформации и инновационного развития экономических систем»; утвержден Приказом ректора ЧОУ ВО ТИУиЭ по институту №121 от 05.10.2020. Методологическую основу исследования составляют сравнительный анализ, экспертные оценки, методика SWOT-анализа, анкетирование.
дования и SWOT-анализа определены проблемы организации, даны рекомендации по совершенствованию управленческой практики и выявлены перспективные возможности развития деятельности школы.
Диагностику проблем, стоящих перед учебной организацией, можно успешно проводить, применяя стратегический анализ, в частности, используя методику SWOT-анализа. Обращение к данной методике обусловлено тем, что она позволяет не только выявить «слабые» места в деятельности организации, но и наметить пути их ликвидации исходя из тех возможностей и угроз во внешней среде, сильных и слабых сторон внутренней среды, которые были зафиксированы с помощью экспертных оценок [4]. В связи с тем, что диагностика проблем управления образовательного учреждения является слабоструктурированной задачей, экспертный метод является хорошим инструментом для генерирования актуальной информации и формирования банка управленческих решений по исследуемой проблематике. В качестве экспертов привлекались пять человек (в том числе, сотрудники и работники сферы образования). В рамках стандартной методики были выделены четыре группы факторов, которые влияют на деятельность организации (табл. 1).
Методика количественного SWOT-анализа позволила определить наиболее проблемные зоны для деятельности системы управления МОБУ СОШ № 20 (в том числе, наиболее слабые стороны организации и опасные угрозы внешней среды).
В целом анализ позволил определить приоритетную стратегию управленческой практики (табл. 2). Можно сделать вывод о том, что у МОБУ СОШ № 20 стратегическое пространство для управленческого манёвра крайне ограничено. Это связано с жестким контролем и недостаточным финансированием со стороны органов государственного и муниципального управления, а также с той социальной ролью, которую играют средние общеобразовательные школы. Социально ориентированная деятельность приводит к необходимости соответствовать ожиданиям общественности (прежде всего, родителей) по достаточно широкому кругу вопросов.
анализ, внешняя среда, оценки потребителей.
Таблица 1
SWOT-анализ деятельности МОБУ СОШ № 20_
Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны 1) гарантия финансовой поддержки со стороны государства 2) обновление учебно-материальной базы учреждений образования 3) коллегиальное принятие решений по основополагающим вопросам деятельности образовательного учреждения 4) высокий уровень профессиональной подготовленности педагогов образовательных учреждений Возможности 1) расширение возможности использования инновационных технологий в образовательных учреждениях 2) положительные изменения в политике государства по отношению к бюджетным организациям 3) развитие ИК ресурсов 4) развитие системы внеурочной деятельности детей
Слабые стороны 1) существует проблема дефицита преподавательских кадров 2) низкая подготовка олимпиадного резерва 3) отсутствие программ инклюзивного общего образования для обучающихся, имеющих ограничения здоровья 4) наличие в учреждении молодых специалистов, не имеющих квалификационной категории 5) слабые связи с работодателями, отсутствие у них мотивации к участию в укреплении учебной базы Угрозы 1) слабое обеспечение процесса развития технологической инфраструктуры школ со стороны государственных и муниципальных органов 2) учителя и семьи многих учащихся попадают в число социально незащищенных групп населения 3) сильная зависимость от финансирования бюджетных средств на образование 4) ужесточение регулирования экономической деятельности школ со стороны муниципального бюджета 5) ухудшение экономической ситуации в стране, снижение доходов населения
Таблица 2
Предлагаемые направления решения выявленных проблем в МОБУ СОШ № 20_
Выявленные проблемы Предлагаемое решение
1. Проблема дефицита преподавательских кадров 2. Наличие в учреждении молодых специалистов, не имеющих квалификационной категории 3. Слабое обеспечение процесса развития технологической инфраструктуры школ Сохранение постоянного состава педагогического коллектива в течение максимально возможного времени. Сотрудничество с вузами, выпускающими необходимых школе специалистов, и формирование сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями по данной проблеме на муниципальном уровне. Внедрение ИК-технологий приводит к принципиальному изменению роли учителя в образовательном процессе, к необходимости качественно новой подготовки педагогических кадров. Прохождение курсов повышения квалификации молодыми специалистами. Участие в грантах, инновационных проектах. Привлечение спонсорской помощи, налаживание контактов с представителями бизнес-сообщества, в том числе, через привлечение сил родительской общественности. Создание и развитие дополнительных платных услуг в учреждении.
Для диагностики подобных ожиданий был проведен опрос среди родителей учащихся МОБУ СОШ № 20 (выборка составила 79 человек). В целом данные показали, что у родителей сложился положительный образ данного муниципального учреждения и ситуация в школе соответствует запросам стейк-холдеров. Однако есть ряд вопросов, по которым были высказаны негативные оценки. В частности, требует доработки вопрос о размещении информации на сайте учреждения, т.к. по мнению 41% опрошенных, необходимая информация размещена частично (рис. 1). Данная ситуация становится проблемной на фоне роста значимости внедрения в практику деятельности образовательного процесса передовых достижений в области информатизации и инновационных технологий. Речь идет, прежде всего, о цифро-
визации образовательных практик [1]. Именно в этой сфере в наибольшей мере современная образовательная система претерпевает существенные изменения. Использование интернет-разработок обеспечивает возможность работы с большим объемом информации, является дополнительным ресурсом, позволяющим противостоять угрозам со стороны внешней среды (пандемия, географическая удаленность от культурных центров, отсутсвие квалифицированных кадров и т.п.). Таким образом, современные требования социальной среды и развитие технологий привели к необходимости выстраивания новой стратегии деятельности, учитывающей изменения внешних факторов в рамках цифровизации образовательного процесса.
1%
58%
□ отсутствие информации
□ частичное размещение информации
41% □ информация размещена полностью
Рис. 1. Оценка респондентами открытости и доступности информации на официальном
сайте МОБУ СОШ Вместе с тем опрос показал, что только 10% опрошенных вносили предложения в администрацию МОБУ СОШ по поводу доступности информации на сайте образовательного учреждения. Столь низкая активность показывает, что в социальной среде не развиты партнерские отношения между образовательным учреждением и «потребителями услуг». В то же время 96,2% указали, что сайт учреждения дает возможность получения информации о деятельности организации через обратную связь (раздел «вопрос-ответ», контакты руководителя). Только 15% респондентов указали на наличие жалоб на недоброжелательное отношение. Объем негативных оценок увеличивается при ответе на вопрос о наличии в школе необходимых санитарных условий: туалетные комнаты (наличие туалетной бумаги, мыла), наличие горячей воды, питьевой режим, соблюдение температурного режима. Здесь дают неудовлетворительную оценку более трети опрошенных (38%), ещё 35% считают ситуацию удовлетворительной и только 27% указали на отличные условия.
6%
32%
62%
удовлетворенность
□ частичная
□ не удовлетворены
Рис. 2. Удовлетворенность респондентов качеством получаемых услуг в МОБУ СОШ
В целом, оценивая работу образовательного учреждения, 62% указали на полную удовлетворенность качеством получаемых услуг в МОБУ СОШ № 20. Но каждый третий из опрошенных удовлетворен только частично (рис. 2). Помимо этого 6% респондентов указали, что не рекомендовали бы данное образовательное учреждение знакомым, друзьям, родственникам. Это показывает, что определенный уровень недовольства по поводу деятельности образовательного учреждения имеет конкретные причины, связанные с внутренней средой, актуализирующие управленческую деятельность в данном направлении.
Подводя итог по результатам анализа, можно сделать вывод, что развитие стратегического потенциала школы лежит в русле решения не только проблем внешней, но и внутренней среды. Проведенный анализ позволил диагностировать проблемные зоны, поставить задачи перед органами управления организации и наметить направления по их локализации и устранению.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Егорова И.А. Дигитализация образовательного процесса на примере преподавания гуманитарных дисциплин / И.А. Егорова, Т.Б. Бабаева, Е.Е. Нуж-нова, Е.В. Трубникова. - Текст: электронный // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 2 (51). С.382-387. - URL: http://vestnik.volbi.ru/upload/ питЬеге/251/а1И cle-251-2737.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
2. МОБУ СОШ №20 : официальный сайт. - Таганрог, 2012. - Текст: электронный. - URL: http://school20.virtualtaganrog.ru/ (дата обращения: 15.03.2021).
3. Янкина И.А. Образовательный менеджмент и проблемы управления образовательным пространством современной России / И.А. Янкина, Е.А. Носовец. - Текст: непосредственный // Социально-экономическое развитие территорий и субъектов хозяйствования в России: диагностика, анализ и разработка управленческих решений / под ред. И.А. Янкиной. - Таганрог : Изд-во: ТИУиЭ, 2018.
- С.25-44.
4. Янкина И.А. Роль экспертных оценок в процессе стратегического анализа / И.А. Янкина. - Текст: непосредственный // Экономика и социум. - 2015.
- №2-5 (15). - С.1030-1033.
© Ирина Анатольевна Янкина, 2021 © Игорь Алексеевич Антонов, 2021 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2021