Данилочкина Н. Г., Боброва М. Б.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
2.2. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Данилочкина Надежда Григорьевна, доктор экономических наук, профессор. Должность: профессор кафедры производственного менеджмента и маркетинга
Место работы: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
nadanilochkina@yandex.ru Боброва Марина Борисовна, аспирант кафедры производственного менеджмента и маркетинга Место учебы: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
bobrova.mb@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы управления непрерывностью бизнеса на предприятиях промышленности России на примере предприятий ракетно-космического комплекса и авиастроения. Приведен анализ факторов неопределенности и выбор формата их раскрытия. А также показаны методы решения проблемы применимости принципа непрерывности деятельности предприятия в российской практике.
Актуальность исследования проблем, связанных с непрерывностью бизнеса и выполнением производственной программы, обусловлена особой важностью теоретических и практических вопросов дальнейшего развития и эффективного функционирования деятельности предприятий промышленного комплекса России в условиях нынешней экономической нестабильности.
Ключевые слова: авиастроение, предприятие, непрерывность бизнеса, факторы неопределенности.
PROBLEMS OF MANAGEMENT OF CONTINUOUS ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF THE INDUSTRY OF RUSSIA
Danilochkina Nadezhda G., Doctor of Economics, Professor. Position: Professor of Production Management and Marketing Work place: the Moscow Aviation Institute (National Research University)
nadanilochkina@yandex.ru Bobrova Marina B., Graduate student of industrial management and marketing
Study place: the Moscow Aviation Institute (National Research University)
bobrova.mb@mail.ru
Annotation: In this article problems of management of a business continuity at the enterprises of the industry of Russia on the example of the enterprises of a space-rocket complex and
aircraft industry are considered. The analysis of factors of uncertainty and the choice of a format of their disclosure is provided. And also methods of a solution of the problem of applicability of the principle of a continuity of activity of the enterprise in the Russian practice are shown.
Relevance of research of the problems connected with a continuity of business and implementation of the production program is caused by special importance of theoretical and practical questions of further development and effective functioning of activity of the enterprises of an industrial complex of Russia in the conditions of present economic instability. Keywords: aircraft industry, enterprise, business continuity, uncertainty factors.
Управление непрерывностью бизнеса (деятельности предприятий) является как стратегической, так и оперативной задачами, стоящими перед менеджментом предприятий. С учетом развития ракетно-космического и авиастроительного производства и сложившейся внешней ситуации в мире непрерывность производства этих отраслей является актуальной темой.
Согласно программе развития авиапромышленности до 2025 года предполагается рост количества предприятий промышленного производства до 4050%. Исследование данных о выполнении показателей Госпрограммы за 2013-2015 год показало, что 10 из 12 коэффициентов не были выполнены [2].
Минимальное выполнение сформировалось по показателю рентабельности активов промышленных предприятий отрасли авиастроения (7,8%). Исполнение показателя «рентабельность продаж промышленных предприятий отрасли авиастроения чистая» составило 62 процента. Согласно результатам 2015 года целевое значение показателя по выручке от реализации продукции в целом по отраслям авиастроения выполнено на 99,1 процента. Исполнение плановых значений показателей по количеству поставленных самолетов и вертолетов за 2015 год составило 91,5% и 85,6% соответственно[2].
В условиях принципиально изменившейся экономической ситуации и введения экономических и секторальных санкций, Счетная палата Российской Федерации полагает, что в данную Госпрограмму потребуется внесение изменений. Необходимо создание комплекса дополнительных мероприятий по компенсации потерь отечественной авиационной промышленности в связи с прекращением поставок из-за рубежа, в том числе из Украины, комплектующих изделий. До настоящего времени более 90% вертолетных двигателей в Российскую Федерацию поставлялось из Украины [2].
Программа импортозамещения в российской экономике вступила в силу с середины 2014 года, после того, как были введены санкции против России. Так, активно идет процесс импортозамещения вертолетных двигателей, ранее поставлявшихся Украиной. В
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
3'2016
период с конца 2016 года до середины 2017 года, российские предприятия планируют выйти на уровень производства 300 двигателей в год [3].
Осуществление мероприятий Программы сопряжено с немалым количеством рисков, которые имеют все шансы оказать значительное влияние на достижение запланированных результатов и непрерывность бизнеса.
Решение поставленных государством перед предприятиями ракетно-космического комплекса и авиастроения задач, требует выработки эффективного механизма управления этими организациями, соответствующего требованиям государственной политики и предусматривающего сокращения воздействия влияния факторов риска в их финансовой, хозяйственной и экономической деятельности.
В России высок риск возникновения чрезвычайных ситуаций, угроз безопасности бизнеса, в связи с этим вопросы обеспечения непрерывности бизнеса являются крайне важными. Любой инцидент может послужить причиной снижения производительности, потере доходов, оттоку уже имеющихся и потере интереса со стороны потенциальных заказчиков.
Планирование непрерывности бизнеса готовит предприятия к немедленному реагированию на опасные или неблагоприятные условия.
Процесс управления непрерывностью бизнеса обеспечивается принципами и методами устранения перерывов в деятельности или, по крайней мере, разработке мероприятий, позволяющих смягчить влияние последствий от неблагоприятных инцидентов. Таким образом, идентификация риска является отправной точкой для действий.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
- выявить причины возникновения, состава и влияния факторов риска на деятельность предприятий ракетно-космического комплекса и авиастроения для выработки мероприятий по планированию непрерывности бизнеса;
- оценить проблемы применимости принципа непрерывности деятельности предприятия в российской практике.
Анализ финансовой, хозяйственной, экономической деятельности государственных бюджетных организаций и учреждений в условиях рыночных отношений дает возможность выделить и систематизировать риски, характерные для всех или большинства бюджетных организаций, найти возможности их предотвращения и снижения негативных последствий этих рисков посредством формирования антирисковых программ, которые можно применять в этих организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности. Особенно теперь, в связи с возникшими внешеполитическими рисками, в условиях применения санкций странами НАТО, наращивания военной мощи блока, происходит повышенный расход продукции предприятий ракетно-космического
комплекса во время операций ВКС в Сирии, а также военных учений в различных регионах Российской Федерации. Причем продукция предприятий ракетно-космического комплекса имеет не только важное экономическое значение, но и исключительно приоритетное оборонное значение. В этих условиях надежное функционирование предприятий ракетно-космического комплекса приобретает исключительное главное значение.
Выручн отрасли
Доля российских производителей
■ ршкданской овмциотюй продукции 114 мироиом рьлнш, %
Кол-во поставленных
Производительность труди ив I. руЪ.
Доля российских производителей ««Я мироном рынке, %
113 11.4
II
ян низ " яв .... зон
Рисунок 1. Планируемые результаты реализации государственной программы на период 2013-2025 гг.
На рисунке 1 представлены планируемые результаты реализации государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период 20132025 годы».
Снижение доли на рынке военных ВС обусловлено снижением закупок военной техники в рамках ГОЗ после масштабного перевооружения российской армии в 2020 году и аналогичным снижением закупок на внешних рынках, а также вероятных выходом на мировой рынок новых игроков [4].
Для решения поставленной задачи были выделены следующие группы рисков, связанных с выполнением Программы на 2013 - 2025 гг. и предложен ряд мероприятий, позволяющих предупредить или нейтрализовать эффект от того или иного негативного события:
1. Риск сохранения неэффективности и низкой предпринимательской активности предприятий.
В эту группу включены риски связанные, прежде всего с невыполнением запланированных результатов Программы вследствие сохранения неэффективных производственных моделей организации, недостаточной компетентности управленческого персонала, слабого кадрового потенциала и недостаточной предпринимательской активности. Поэтому реализация этого риска ставит под угрозу достижения запланированных результатов.
Предотвратить или минимизировать воздействие вышеперечисленных рисков можно за счет выполнения ряда мероприятий:
- форсированное реформирование с государственной поддержкой. Мероприятие предполагает стимулирование изменений управленческих и производственных моделей, портфеля активов в организациях
Данилочкина Н. Г., Боброва М. Б.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
за счет нормативного регулирования, внедрение современных систем качества и технического регулирования. Государственная политика должна ускорять процесс проведения изменений в организациях отрасли. Мероприятие направлено на повышение эффективности организаций в части качества продукции - одного из наиболее приоритетных направлений развития отрасли.
2. Риск сокращения запланированного бюджетного финансирования отрасли.
Данный риск связан с сильной зависимостью достижения результатов Программы от наращивания объемов финансирования из средств федерального бюджета в период 2016 - 2025 гг. Планируется минимизировать этот риск за счет следующих мероприятий:
- выделение четких приоритетов по продуктовым направлениям при распределении средств федерального бюджета. Это позволит снизить последствия описываемого риска: в случае сокращения бюджетного финансирования Программы, финансирование будет направлено в наиболее приоритетные области, что даст возможность сохранять запланированные темпы развития наиболее критичных направлений;
- поэтапное финансирование проектов. Цель данного мероприятия будет состоять в финансировании каждого этапа проекта исходя из результатов предыдущего этапа, исходя из востребованности продукции рынком/госзаказчиком, рентабельности активов и др. Эти действия позволят развивать только наиболее эффективные проекты.
3. Риск сохранения неэффективной для предприятий отрасли системы государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества.
Минимизировать этот риск можно за счет следующих мероприятий:
- проведение переговоров по вопросам совершенствования системы государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества;
- оптимизация номенклатуры изделий, выпускаемых в рамках государственного оборонного заказа.
- равномерное распределение государственного оборонного заказа по существующим производственным мощностям и формирование портфелей заказов предприятий путем заключения долгосрочных договоров.
Риск снижения спроса вследствие экономического кризиса.
Риск заключается в реализации негативного воздействия спроса на продукцию авиапромышленности, что снижает количество собственных финансовых ресурсов организаций, необходимых для темпов развития, заложенных в Программе, и не позволяет достичь запланированных результатов по многим показателям.
Минимизировать данный риск планируется за счет выполнения следующих мероприятий, направленных на повышение устойчивости предприятий отрасли к изменениям спроса на рынке и минимизацию последствий влияния экономического кризиса на радиоэлектронную промышленность:
- оптимизация производственных моделей организации. Данное мероприятие позволит повысить устойчивость предприятий к кризисным ситуациям и способность обеспечивать достаточную рентабельность бизнеса и финансовые ресурсы, необходимые для развития;
- диверсификация организаций по рынкам. Цель данного мероприятия заключается в сокращении зависимости предприятия от локального спроса и диверсификацию источников доходов за счет выхода на мировые рынки и приобретения новых клиентов;
- выстраивание международной кооперации. Мероприятие позволит повысить гибкость производственных систем, способность к сокращению объемов производства при сохранении прибыльности [5].
Проблемы применимости принципа непрерывности деятельности предприятия в российской практике заключаются в необходимости проведения качественного внутреннего аудита на предприятиях с учетом расширения выхода на новые рынки, открытием новых видов производств, увеличением объема операций, слиянием, привлечением внешнего капитала и т.п. Но наличие внутреннего аудита характерно для крупных стабильных предприятий с разветвленной структурой филиалов. Следует отметить, что внутренний аудит постепенно перестает осуществлять только лишь ревизорские функции и все в большей степени ориентируется на получение данных с целью принятия акционерами решений согласно оценке эффективности работы предприятия в целом. Собственников и руководство предприятия интересует перспектива ее функционирования - как краткосрочная, так и долгосрочная. В непрерывности деятельности предприятия заинтересованы также кредиторы, поставщики, клиенты. Все это объясняет важность оценки способности дальнейшего непрерывного функционирования предприятия.
Значимость оценки соблюдения принципа непрерывности деятельности определена кроме того тем, что он является базовым принципом в интернациональных и отечественных стандартах бухгалтерского учета. В соответствии с ним подразумевается, что хозяйствующее лицо будет регулярно осуществлять свою деятельность, т.е. продолжит ее в ближайшей перспективе, не намерен ликвидировать или существенно сокращать свою деятельность и не имеет в этом никакой необходимости.
Рассматриваемая проблема установления принципа непрерывности деятельности организаций притягивает к себе интерес как Совета по МСФО (IASB), так и Совета по стандартам финансового учета (FASB). Данная тема подверглась подробному обсуждению со стороны обоих Советов, в частности, были рассмотрены и тщательно изучены следующие основные вопросы: должны ли предприятия раскрывать в своей финансовой отчетности обстоятельства присутствия существенных неопределенностей, способных
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
3'2016
послужить причиной к прекращению деятельности, и какова главная задача раскрытия информации об этих неопределенностях.
В случае если действия или события определяют наличие значительных неопределенностей, угрожающих принципу непрерывности деятельности, то необходимо представить к раскрытию следующую информацию:
- основные требования или события, которые привели к возникновению значительного числа неопределенностей в непрерывности деятельности предприятия (до рассмотрения планов руководства);
- оценку менеджментом важности этих требований или событий в отношении способности организации к погашению своих обязательств;
- планы руководства, которые приведут к минимизации существенных неопределенностей относительно непрерывности деятельности [6].
Таким образом, выделенные проблемы, связанные с применимостью принципа непрерывности деятельности предприятия в российской практике, и заключаются в наличии существенных неопределенностей, угрожающих принципу непрерывности деятельности и затрудненности раскрытия необходимой информации руководством предприятия для возможности предприятия продолжать свою деятельность.
Список литературы:
1. Данилочкина Н.Г., Писаренко Л.Н., Ряпухин А.В., Чернер Н.В. Риск-контроллинг как инструмент обеспечения непрерывности бизнеса. -М.: Доброе слово, 2014. - 208 с.
2. Счетная палата о реализации программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»
3. Ростех: выпуск вертолетов в РФ достиг объемов, сравнимых с советскими //http://ria.ru/defense_safety /20151226A349454005.html
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» //http://minpromtorg.gov.ru/common/upload /files/docs/Vizualizatsiya_GP_RAP_140507.pdf
5. Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2012 N 2396-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139234/
6. Принцип непрерывности деятельности: последние изменения // http://finotchet.ru/articles/236/