Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Павел Николаевич, Фраймович Денис Юрьевич, Смирнов Виктор Николаевич, Врублевский Илья Алексеевич

В статье рассмотрены основные аспекты управления инновационным развитием промышленных предприятий в регионах. В качестве показательного примера использована ситуация во Владимирской области. Обоснована важность инновационного развития региона для инновационного развития страны. Отдельно рассмотрены текущие принципы и подходы к инновационному развитию промышленных предприятий региона, их сильные и слабые стороны, доступность механизмов региональной поддержки и их востребованность промышленными предприятиями. Проработаны возможные варианты формирования дополнительных мер для стимуляции инновационного развития промышленных предприятий региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захаров Павел Николаевич, Фраймович Денис Юрьевич, Смирнов Виктор Николаевич, Врублевский Илья Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MANAGING THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE REGION

The article discusses the main aspects of managing the innovative development of industrial enterprises in the regions. The situation in the Vladimir region was used as an illustrative example. The importance of the innovative development of the region for the innovative development of the country has been substantiated. Separately, the current principles and approaches to the innovative development of industrial enterprises in the region, their strengths and weaknesses, the availability of regional support mechanisms and their demand by industrial enterprises are considered. Possible options for the formation of additional measures to stimulate the innovative development of industrial enterprises in the region have been worked out.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_9_852 УДК 334

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Захаров Павел Николаевич,

доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и менеджмента, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: pav_zah@mail.ru

Фраймович Денис Юрьевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики инноваций и финансов, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: fdu78@rambler.ru

Смирнов Виктор Николаевич,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: vick33ru@mail.ru

Врублевский Илья Алексеевич,

аспирант Институт экономики и менеджмента, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, e-mail: via077@gmail.com

В статье рассмотрены основные аспекты управления инновационным развитием промышленных предприятий в регионах. В качестве показательного примера использована ситуация во Владимирской области. Обоснована важность инновационного развития региона для инновационного развития страны. Отдельно рассмотрены текущие принципы и подходы к инновационному развитию промышленных предприятий региона, их сильные и слабые стороны, доступность механизмов региональной поддержки и их востребованность промышленными предприятиями. Проработаны возможные варианты формирования дополнительных мер для стимуляции инновационного развития промышленных предприятий региона.

Ключевые слова: управление; инновационное развитие; регион; промышленность.

UDC 334

PROBLEMS OF MANAGING THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE REGION

Zakharov Pavel Nikolaevich,

Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics and Management, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: pav_zah@mail.ru

Fraimovich Denis Yurievich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics of Innovation and Finance, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: fdu78@rambler.ru

Smirnov Victor Nikolaevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: vick33ru@mail.ru

Vrublevsky Ilya Alekseevich,

Post-graduate student Institute of Economics and Management, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: via077@ gmail.com

The article discusses the main aspects of managing the innovative development of industrial enterprises in the regions. The situation in the Vladimir region was used as an illustrative example. The importance of the innovative development of the region for the innovative development of the country has been substantiated. Separately, the current principles and approaches to the innovative development of industrial enterprises in the region, their strengths and weaknesses, the availability of regional support mechanisms and their demand by industrial enterprises are considered. Possible options for the formation of additional measures to stimulate the innovative development of industrial enterprises in the region have been worked out.

Keywords: management; innovative development; region; industry.

Инновационное развитие в Российской Федерации стало формироваться с видения, стратегии, концепции и подходов к инновационному развитию промышленных предприятий. Данный процесс продолжается уже более 15 лет, ключевым инициатором таких программ является государство в лице профильных министерств и ведомств. С 2005 г. в были сформированы «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Это были первые направления деятельности, они основывались на положительном зарубежном опыте, а ситуация в стране и на внешнеполитической арене была благоприятная: создавалось множество совместных предприятий с иностранными резидентами, а в промышленности применялись решения и инновации, которые были апробированы за рубежом и не являлись передовыми и опережающими свое время.

Данная ситуация не в полной мере устраивала научное сообщество, и за период 90-х гг. ХХ в. наука в России потеряла большую часть научно-исследовательских институтов и опытных производств. Новые требования рынка, отсутствие государственного заказа и недостаток опыта работы на открытом рынке существенно снизили инновационный потенциал по тем продуктам, которые разрабатывались и производились. В 2006 г. была разработана и утверждена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года». В соответствии с данным документом предполагалось сфор-

мировать основные принципы российской инновационной системы, меры по стимулированию исследований, разработок, проведения инновационных работы, инициативных ОКР, НИР и НИОКР. Данные мероприятия предполагали трансформацию экономики, которая предполагала и трансформацию научного сектора и, как следствие, технологическое развитие предприятий и их инновационного потенциала.

Принятие данной стратегии дало результаты - многие научные институты и промышленные предприятия в 2006-2008 гг. получили большой объем государственного целевого финансирования, направленного на исследования в фундаментальных науках, разработку прикладных решений. Впервые стали появляться государственные фонды, направленные на стимулирование инновационного развития, появляется термин «цифровая экономика». В настоящее время цифровизация экономики играет приоритетную роль в экономике стран-лидеров [1]. В России появляются ключевые государственные компании, направленные на инновационное развитие, такие как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды (с государственным участием через открытое акционерное общество «Российская венчурная компания»), федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Вне-

шэкономбанк)» и открытое акционерное общество «РОСНАНО». В 2005-2008 гг. на разработки и исследования было направленно более 30 млрд рублей, получатели данной поддержки стали 57 вузов, которые, в свою очередь, смогли направить частично денежные средства в промышленные предприятия для создания опытных образцов.

На конкурсной основе 29 университетам был присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития. В 2010-2012 гг. в проекты активно привлекаются ученые с мировым именем, формируются кооперационные связи между вузами и промышленными предприятиями по совместным работам в области инноваций, государственное субсидирование в эти годы составило порядка 90 млрд рублей, за счет этих средств обновляются исследовательские лаборатории институтов, частично основные фонды промышленных предприятий.

После 2012 г. начинают формироваться национальные научно-исследовательские центры. Как правило, они формируются на базе уже существующих институтов (первым таким центром становится институт, созданный на базе «Курчатовского института»). Появляется Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [2], в соответствии с которым предоставлено значительное льготное налоговое обложение для резидентов этих зон, занимающихся инновационными проектами. Формируется и другие механизмы поддержки и развития: бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, наукограды, и оказывается поддержка в создании инновационных кластеров, в том числе межрегиональных.

На сегодняшний день поддержка регионов является приоритетной задачей Российской Федерации, особое внимание уделяется регионам, имеющим высокий рейтинг инновационной активности, в которых расположены промышленные предприятия региона, научные центры, центры компетенций, технологические кластеры. Именно им уделяется особая роль - стать драйвером для других регионов, имеющих более низкий рейтинг, в качестве трансфера технологий, передачи накопленного опыта, создания кооперационных связей посредством передачи не только

запроса на работы и услуги, но и технологии и опыт высокотехнологичного производства. В регионах, где активно ведется инновационное развитие промышленных предприятий, доля инновационной продукции может достигать 20 %, однако данный показатель стильно варьируется в зависимости от региона и условий, в которых они функционируют.

Для формирования современной картины инновационной активности региона используются современные методы мониторинга. Впоследствии, благодаря оперативным корректировкам, вносимым в стратегию инновационного развития, существенно улучшаются результаты деятельности промышленных предприятий.

Одним из ключевых статистических исследований в указанной области является «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации», разрабатываемый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». В соответствии с выпуском № 7 (2021 г.) Владимирская область занимает 36 место из 85 регионов. За прошедший год Владимирская область понизила свой рейтинг на 1 пункт с (рис. 1)

Центральный федеральный округ 94

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

0 л . л СВОДНЫЙ «Владимир

.341 кгионныи 36

РАНГ I ЗНАЧЕНИЕ ИНДЕКС» 1 | ЗИМШИЕЖХКП

^^ | ИГКОМАПЙДЕРД - {"

МЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«=— -"М I о __ 1.2 т ^^иЩ ■ | О

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Рисунок 1 - Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации [3]

Основными критериями оценки инновационно развития регионов являются показатели, на которые и опираются специалисты Высшей школы экономики. Авторы статьи считают данные критерии достаточными для проведения анализа инновационной активности региона и принятия оперативных решений для повышения рейтинга. Данные подходы используются в современных развитых странах, где эти критерии меняют в за -висимости от того, на какую отрасль делается ставка или необходима поддержка.

Регион как социально-экономическая система может иметь различные сценарии своего развития. Одним из наиболее предпочти -тельных является инновационное развитие, поскольку в данном случае резко возрастает конкурентоспособность региональной экономики. Применительно к регионам России инновационное развитие позволяет обеспечивать эффективное решение задач по им-портозамещению, продвижению отечественной продукции на международных рынках [4].

Владимирская область является регионом, занимающим лидирующие позиции в ЦФО. Одно из наиболее широко представленных направлений в регионе - это промышленность. Важность данного сектора региональной экономики подтверждается тем, что на нее приходится примерно 40 % ВРП. Промышленность обеспечивает до 30% рабочих мест в регионе. Примерно такая же доля приходится основные фонды указанной отрасли региональной экономике.

В составе промышленного комплекса Владимирской области находятся 11 отраслей, в которых машиностроение занимает 40 % в общем объеме продукции. Предприятия, выпускающие стекольную продукцию, традиционно также имеют высокий рейтинг, 46 % стекольной посуды российского производства выпускается в регионе. Стоит отметить высокий удельный вес химической промышленности региона - 4,7 %.

Благодаря наличию собственной научно-технической базы и базовых институтов в регионе выпускаются современные композиционные материалы, базальтовое непрерывное волокно и другие изделия. В общем высокий рейтинг региона обусловлен наличием собственного постоянно развиваемого научно-технического потенциала. 37 организаций и институтов работают в области прорывных

технологий. По многим базовым направлениям стоит отметить и непрерывную связь с промышленными предприятиями региона, которые ставят новые задачи перед научными организациями.

Ключевыми генераторами инновационных идей и разработок выступают профильные НИИ и КБ, высшие учебные заведения, а также сами промышленные предприятия при наличии в их структуре исследовательских подразделений. При этом важно кадровое, материальное и инфраструктурное обеспечение инновационного процесса [5].

Во Владимирской области идет активное развитие инвестиционного климата за счет привлечения новых партнеров или стимулирование развития предприятий, уже работающих в регионе. Область активно участвует уже в существующих программах как федерального значения, так и используя положительный опыт других регионов, являясь «пионером», создает или совершенствует региональную законодательную базу. В регионе действует Закон Владимирской области от 12.11.2015 № 157-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для организаций, являющихся получателями государственной поддержки инвестиционной деятельности» [6]. Данный закон является хорошим инструментом для промышленных предприятий региона, позволяющим направлять прибыль на инновационное развитие промышленных предприятий, обновлять основные фонды, вкладываться в развитие кадрового потенциала. В развитие данного закона в 2018 г. принимается Постановление администрации Владимирской области от 24.12.2018 № 950 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2019-2023 годы», которое каждое полугодие актуализируется и подробный отчет о результатах деятельности публикуется на официальном сайте администрации Владимирской области.

Целевыми ориентирами реализации рассматриваемой программы являются развитие инвестиционно-инновационной и экспортной деятельности в регионе. Программа в качестве конечных результатов подразумевает достижение как экономических, так и бюджетных эффектов. Ключевыми инструментами и механизмами достижения

целевых установок программы является совершенствование и развитие институтов развития инвестиционно-инновационной деятельности. Развитая институциональная среда позволит повысить устойчивость реализуемых инвестиционно-инновационных процессов и гармонизировать взаимодействие органов государственной власти и бизнес-структур в регионе [7].

Одним из факторов успеха инновационной и инвестиционной деятельности можно считать экспортную составляющею продукции. В этом направлении в регионе создан на базе АНО «Центр поддержки экспорта Влади -мирской области» (распоряжением 582-р от 12.09.2017 г.), который является оператором и «единым окном», осуществляющим консультирование. Это площадка международного и межрегионального сотрудничества, на которой компании Владимирской области презентуют свою продукцию. Центр работает во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, торговыми представительствами России в иностранных государствах и общественными объединениями предпринимателей. Центр организовывает участие владимирских предприятий в международных выставках в России и за рубежом и размещает их продукцию на международных электронных торговых площадках.

В рамках реализации национальных проектов во Владимирской области можно наблюдать определенные успехи в сфере повышения производительности труда. В качестве регионального института развития создан «Федеральный центр компетенций» (ФЦК), который по своей организационно-правовой форме является автономной некоммерческой организацией. Устав ФЦК утвержден распоряжением № 486-р администрации Владимирской области от 14.06.2019 года. ФЦК создан на постоянной основе в рамках реализации федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях».

Целями проекта для региона являются:

- формирование точек роста производительности;

- привлечение инвестиций;

- повышение квалификации трудовых ресурсов.

Целями проекта для предприятий являются:

- повышение производительности труда;

- повышение квалификации и вовлеченности персонала;

- льготные кредиты в случае достижения результатов.

Анализируя меры поддержки инновационного развития промышленных предприятий, реализуемых в регионе, следует отметить, что за последние годы проделана большая работа, направленная на развитие экономического потенциала региона и сильных его сторон, сделана ставка и на развитие новых инновационных направлений. Большая работа проделана для привлечения новых инвесторов, несомненно, данные меры дали свои результаты. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, нестабильную эпидемиологическую обстановку предприятиям региона удается показывать положительную динамику и открывать новые точки роста.

На сегодняшний день нерешенными остаются вопросы, связанные с диверсификацией ОПК. На меры поддержки быстрее всего отреагировали и воспользовались представители частного бизнеса, которые являются более мобильными с низкой латентностью к принятию управленческих решений. Основные крупные предприятия ОПК предприняли меры для диверсификации собственной продукции, создали обширный портфель продукции гражданского назначения, направили свои усилия на развитие экспорта, который является одной из приоритетных задач в регионах и драйвером развития экономики региона. Важнейшим фактором успешного развития организации промышленности, работающей в секторе ОПК, является стоимость продукции ПГН, она должна быть конкурентно способна, в том числе с зарубежными аналогами. На сегодняшний день формирование стоимости продукции ПГН на предприятиях ОПК как для внутреннего, так и для внешнего рынка складывается из трудоемкости изготовления, стоимости материалов и ПКИ, а также накладных расходов, ко -торые для предприятия ОПК не разделяются на расходы для изготовления продукции ГОЗ, ВТС и ПГН. Тем самым формируются формальные препятствия для снижения стоимости конечной продукции ПГН на предприятиях ОПК. В качестве решения указанной проблемы авторы предлагают проработать вопрос ведения раздельного учета наклад-

ных расходов, что позволит снизить стой- более привлекательной для иностранного мость конечной продукции ПГН и сделать ее потребителя.

Список литературы_

1. Инновационное развитие регионов России / И. Е. Ильина [и др.] // Регионология. - 2018. - Т. 26, № 2. -С.230-255.

2. Закон Владимирской области от 12.11.2015 № 157-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для организаций, являющихся получателями государственной поддержки инвестиционной деятельности». URL: https://der.avo.ru/documents/33326/289200/157-%D0%BE%D0%B7.docx/6ac647da-b610-2059-722d-eea7a9b0da37 (дата обращения: 30.11.2021).

3. Носова, С. С. Трансформация бизнеса в современной экономике России / С.С. Носова, Л. В. Широкова, А. В. Макаренко // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 3. - С. 32-37.

4. Постановление администрации Владимирской области от 24.12.2018 № 950 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2019-2023 годы». - URL: https://der.avo.ru/documents/33326/289200/950.docx/ddc3f586-6d61-60dc-5204-adf82e92ca14 (дата обращения: 30.11.2021).

5. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7 / В. Л. Абашкин, Г И. Аб-драхманова, С. В. Бредихин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2021. - 94 с.

6. Торгово-промышленная палата Владимирской области / Экономика области. - URL: https://vladimir.tpprf.ru/ ru/region/economics/ (дата обращения: 30.11.2021).

7. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/22673 (дата обращения: 30.11.2021).

References _

1. Innovacionnoe razvitie regionov Rossii / I.E. Il'ina [i dr.]. Regionologiya. 2018. T. 26, № 2. S. 230-255.

2. Zakon Vladimirskoj oblasti ot 12.11.2015 № 157-OZ «Ob ustanovlenii ponizhennoj stavki naloga na pribyl' organizacij dlya organizacij, yavlyayushhixsya poluchatelyami gosudarstvennoj podderzhki investicionnoj deyatel'nosti». URL: https://der.avo.ru/documents/33326/289200/157-%D0%BE%D0%B7.docx/6ac647da-b610-2059-722d-eea7a9b0da37 (data obrashheniya: 30.11.2021).

3. Nosova S.S., Shirokova L.V., Makarenko A.V. Transformaciya biznesa v sovremennoj e'konomike Rossii. Innovacii i investicii. 2019. № 3. S. 32-37.

4. Postanovlenie administracii Vladimirskoj oblasti ot 24.12.2018 № 950 «Ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy' Vladimirskoj oblasti «Privlechenie investicij na territoriyu Vladimirskoj oblasti na 2019-2023 gody». URL: https://der.avo. ru/documents/33326/289200/950.docx/ddc3f586-6d61-60dc-5204-adf82e92ca14 (data obrashheniya: 30.11.2021).

5. Rejting innovacionnogo razvitiya sub"ektov Rossijskoj Federacii. Vy'pusk 7 / V. L. Abashkin, G. I. Abdraxmanova, S. V. Bredixin i dr.; pod red. L. M. Goxberga; Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». Moskva: NIU VShE', 2021. 94 s.

6. Torgovo-promy'shlennaya palata Vladimirskoj oblasti / E'konomika oblasti. URL: https://vladimir.tpprf.ru/ru/region/ economics/ (data obrashheniya: 30.11.2021).

7. Federally j zakon «Ob osobyx e'konomicheskix zonax v Rossijskoj Federacii» ot 22.07.2005 №116-FZ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/22673 (data obrashheniya: 30.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.