Научная статья на тему 'Проблемы участия педагога или психолога в производстве по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних'

Проблемы участия педагога или психолога в производстве по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1761
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / ADMINISTRATIVE OFFENCES / THE MINORS / THE TEACHER / THE PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Луговая Оксана Валерьевна

В статье на основе анализа действующего законодательства выявляются отдельные проблемы участия педагога или психолога в производстве по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Особое внимание уделяется процессуальному статусу педагога или психолога, особенностям их участия при опросе несовершеннолетнего потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Луговая Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article based on the existing legislation analysis the separate problems of the teacher or psychologist participation in administrative proceedings of the minors offences are expose. The special attention is given to the remedial status of the teacher or psychologist, peculiarities of their participation at interrogation of a minor victim and person, concerning which proceedings on the case of an administrative offence is conducted.

Текст научной работы на тему «Проблемы участия педагога или психолога в производстве по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних»

Т.М. Занина, О.В. Луговая,

кандидат юридических наук, профессор УВД по г. Брянску

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА ИЛИ ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ THE PROBLEMS OF THE TEACHER OR PSYCHOLOGIST PARTICIPATION IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS OF THE MINORS OFFENCES

В статье на основе анализа действующего законодательства выявляются отдельные проблемы участия педагога или психолога в производстве по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних. Особое внимание уделяется процессуальному статусу педагога или психолога, особенностям их участия при опросе несовершеннолетнего потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

The article based on the existing legislation analysis the separate problems of the teacher or psychologist participation in administrative proceedings of the minors offences are expose. The special attention is given to the remedial status of the teacher or psychologist, peculiarities of their participation at interrogation of a minor victim and person, concerning which proceedings on the case of an administrative offence is conducted.

Одной из основных проблем в рассмотрении прав и законных интересов несовершеннолетних является участие педагога или психолога в производстве по делу об административном правонарушении, так как этот вопрос относится к числу слабо разработанных в административной науке, что вместе с несовершенством действующего законодательства порождает большое количество вопросов у правоприменителей и их неоднозначное отношение к несовершеннолетнему участнику.

Согласно части 4. ст. 25.6 КоАП РФ при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога [1].

Учитывая, что указанные нормы распространяются и на потерпевшего, закон называ -ет два случая участия педагога или психолога в опросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего :

1) если свидетель (потерпевший) не достиг возраста 14 лет (обязательный случай участия);

2) если свидетель (потерпевший) достиг воз -раста 14, но не достиг возраста 18 лет (факульта -тивный случай участия).

Если первый случай в целом не вызывает вопросов у правоприменителей, хотя, как показы -вает практика, педагоги или психологи в нарушение закона и не всегда привлекаются к участию в опросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), не достигшего 14-летнего воз-

раста, то другой случай требует отдельного ком -ментария.

Второй случай участия педагога или психо -лога в опросе несовершеннолетнего потерпевше -го (свидетеля) является факультативным, поскольку его участие в опросе лица в возрасте от 14 до 18 лет зависит от усмотрения судьи, органа, должностного лица рассматривающего дело об административном правонарушении.

К сожалению, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возни -кающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения»^] не содержится разъяснений, в каких случаях при опросе несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет, должен быть привлечен педагог или психолог. Представляется верным, чтобы судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, усматривали необходимость привлечения педагога или психолога к участию в опросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет, когда в материалах дела имеются данные о том, что подросток проживает в неблагополучной семье, бродяжничает, плохо учится или вообще не учится, психологически неустойчив и т.д. Одна -ко когда закон этого однозначно не требует, вполне допустимо оперирование непроцессуальной информацией.

В рассматриваемом контексте представляет интерес мнение В. Ермакова, который полагает, что именно в рамках реализации в стране кон -цепции судебной реформы сегодня как никогда важно прежде всего на законодательном уровне проработать весь комплекс вопросов, связанных с созданием надежной, разноуровневой в территориальном отношении системы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, принципиально отличной от действующей в настоящее время системы мер карательной направленности, применяемых фактически без каких-либо серьезных ограничений [3].

Участие педагога или психолога в опросе несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) является одной из гарантий эффективного, корректного и психологически верного производства опроса. Педагог или психолог может преодо -леть обстоятельства, препятствующие даче пока -заний (замкнутость, страх, стыд, неуверенность и т.д.), помочь последовательно и правдиво рассказать обо всех обстоятельствах, имеющих зна -чение для дела. Участвуя в опросе, педагог или психолог не только оказывает содействие судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, в установлении психологического контакта с опрашиваемым, правильной оценке его поведения и показаний, но и оберегает психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией.

Поэтому одним из требований допустимости доказательств по делу об административном правонарушении должно быть обязательное участие психолога или педагога в опросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) (напри -мер, признание показаний несовершеннолетнего, данных в отсутствие педагога или психолога, когда его участие было обязательным, недопустимыми).

Участие в опросе несовершеннолетнего его законного представителя, даже и имеющего педагогическое образование, не может заменить участия педагога или психолога, так как законный представитель и педагог или психолог — это разные процессуальные фигуры, а совмещение в одном лице административно-правового статуса двух участников КоАП РФ запрещает.

Помимо сказанного КоАП РФ не определяет требования, которые должны предъявляться к педагогу или психологу, участвующему в опросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего). Представляется, что он должен не только обладать знаниями в области педагогики и психологии, но и иметь опыт работы с несовершеннолетними той возрастной группы, к которой принадлежит опрашиваемое лицо. Вопрос о том, какой педагог должен приглашаться для участия в опросе (знакомый или не знакомый с подростком), необходимо решать в зависимости от конкретных

обстоятельств. Если приглашается знакомый педагог, то между ним и несовершеннолетним не должно быть неприязненных отношений, конфликта и т. д.

Дееспособность потерпевшего может быть ограничена или затруднена также расстройством психики самого различного происхождения на различных этапах и стадиях патологических состояний, например врожденными дефектами центральной нервной системы, органическими поражениями мозга или их остаточными явле-ниями, сенсорными дефектами зрения, слуха, речи, когда психические аномалии являются вто -ричными, производными от физических недостатков. Изложенное, на наш взгляд, применимо и в отношении свидетелей, имеющих физические и психические недостатки.

В связи с этим считаем необходимым, предусмотреть еще один обязательный случай участия педагога или психолога, когда свидетель (потерпевший) не достиг возраста 18 лет и имеет физи -ческие или психические недостатки.

К физическим недостаткам, лишающим либо ограничивающим способности потерпевшего полно и правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и воспроизводить воспринятое, относятся прежде всего сенсорные расстройства (глу хота, тугоухость, слепота, час-тичновидение), а также немота, заикание, глухонемота. К физическим недостаткам, ограничивающим способности потерпевшего самостоятельно (без посторонней помощи) осуществлять свои процессуальные права, относятся отсутствие рук или ног, паралич нижних конечностей, а также иные функциональные нарушения.

Для того чтобы положение закона об обязательном участии педагога в опросе несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) с физиче-скими и психическими недостатками всегда соблюдалось, орган или должностное лицо должны до начала этого действия выяснить, имеются у несовершеннолетнего указанные недостатки или нет. Однако если физические недостатки в боль -шинстве своем могут быть установлены органом или должностным лицом без посторонней помощи, то с психическими недостатками дело обстоит сложнее.

Для решения вопроса об участии педагога в опросе едва ли стоит говорить о необходимости установления факта наличия у несовершеен-нолетнего психических недостатков или неочевидных физических недостатков только процессуальным путем (посредством экспертизы, освидетельствования, опроса законных представите -лей, направления запросов в психоневрологические диспансеры, ознакомления с амбулаторными картами, историями болезней и т.д.), ведь опросы потерпевшего и свидетелей зачастую являются первоначальными действиями и промедление в их проведении может негативно ска -

заться на быстроте и эффективности рассмотрения дела об административном правонарушении.

Применительно к опросу несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) КоАП РФ не на -зывает права участвующего в этом действии пе -дагога или психолога, что вызывает определен -ные сложности для их привлечения в производстве по делу об административном правонарушении. Поэтому КоАП РФ должен учитывать права педагога или психолога как участников опроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего). К таким правам можно отнести, на -пример, с разрешения судьи, органа, должностного лица за дава ть вопросы несовершеннолетнему, по окончании опроса знакомиться с его показаниями и делать письменные замечания о правильности и полноте записей в протоколе об административном правонарушении. Педагог (психолог), участвующий в опросе несовершеннолетнего, имеет все основания для существования в производстве по делам об административном правонарушении как самостоятельная фигура. В КоАП РФ необходимо предусмотреть возмещение педагогу (психологу) его расходов, связанных с явкой на опрос и участием в нем. Эта проблема существует, в особенности при приглашении для опроса квалифицированного, опытного психолога или педагога.

В отличие от опроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) законодатель не раскрывает особенности опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе несовершеннолетнего. Следовательно, указанная норма (часть 4 ст. 25.6) должна применяться по аналогии, что не учитывается в КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, нами предла-гается дополнить ст. 25.1 КоАП РФ частью 5 следующего содержания: «При опросе несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеющего физические или психические недостатки, обязательно присутствие педагога или психолога. На педагога или психолога распространяются права, предусмотренные частью 4 ст. 25.6 настоящего Кодекса»

Такой же подход требуется и в отношении несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, в связи с чем часть 4 ст. 25. 6 целесообразно изложить в следующем виде: «При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет либо достигшего этого возраста, но имеющего физические или психические недостатки, обязательно присутствие педагога или психолога. Педагог или психолог с разрешения судьи, органа, должностного лица вправе задавать вопросы несовершеннолетнему свидетелю, по окончании опроса знакомиться с его показаниями и делать письменные замечания о пра-

вильности и полноте записей в протоколе об административном правонарушении»

Указанная норма будет распространяться и на потерпевших, так как, как было сказано выше, часть 4 ст. 25.2 имеет отсылочный характер по отношению к статье 25.6 КоАП РФ.

Таким образом, несмотря на то, что ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ обязывает при опросе несовершеннолетнего свидетеля привлекать педагога или психолога, законодатель не раскрывает их процессуальный статус и оставляет вне поля зрения правовые гарантии других несовершеннолетних участников производства по делу об административном правонарушении, что в свою очередь должно быть систематизировано надлежащим образом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 5 апреля 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1; № 18. — Ст. 1721; № 30. — Ст. 3029.

2. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. №5 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2005. — №6.

3. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция.— 2000.— №10.— С. 22—25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.