Научная статья на тему 'Вопросы участия педагога и психолога на стадии возбуждения уголовного дела по уголовным делам с участием несовершеннолетнего'

Вопросы участия педагога и психолога на стадии возбуждения уголовного дела по уголовным делам с участием несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / SPECIAL KNOWLEDGE / TEACHER / PSYCHOLOGIST / INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS / MINOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савицкая И. Г.

Статья посвящена вопросам, связанным с участием таких участников уголовного судопроизводства, как педагог и психолог, на начальной стадии производства по уголовным делам с участием несовершеннолетнего. Анализируется целесообразность участия педагога или психолога при взятии объяснений у несовершеннолетнего на стадии возбуждения уголовного дела, в частности о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The participation of the teacher and psychologist at the stage of initiation of criminal proceedings in criminal cases involving minors

The article is devoted to the issues related to the participation of such participants in criminal proceedings as a teacher and a psychologist at the initial stage of criminal proceedings involving a minor. The author analyzes the expediency of the participation of a teacher or a psychologist in taking explanations from a minor at the stage of initiation of criminal proceedings, in particular crimes against sexual integrity of a minor.

Текст научной работы на тему «Вопросы участия педагога и психолога на стадии возбуждения уголовного дела по уголовным делам с участием несовершеннолетнего»

УДК 343.164

И. Г. Савицкая

ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Статья посвящена вопросам, связанным с участием таких участников уголовного судопроизводства, как педагог и психолог, на начальной стадии производства по уголовным делам с участием несовершеннолетнего. Анализируется целесообразность участия педагога или психолога при взятии объяснений у несовершеннолетнего на стадии возбуждения уголовного дела, в частности о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

К л ю ч е в ы е с л о в а: специальные знания, педагог, психолог, возбуждение уголовного дела, несовершеннолетний.

THE PARTICIPATION OF THE TEACHER AND PSYCHOLOGIST AT THE STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS

IN CRIMINAL CASES INVOLVING MINORS

The article is devoted to the issues related to the participation of such participants in criminal proceedings as a teacher and a psychologist at the initial stage of criminal proceedings involving a minor. The author analyzes the expediency of the participation of a teacher or a psychologist in taking explanations from a minor at the stage of initiation of criminal proceedings, in particular crimes against sexual integrity of a minor.

K e y w o r d s: special knowledge, teacher, psychologist, initiation of criminal proceedings, minor.

Поступила в редакцию 3 августа 2018 г.

До сих пор остаются неурегулированными, а поэтому не теряют своей актуальности вопросы участия педагога и психолога при производстве следственных и иных процессуальных действий на стадии возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.

В уголовно-процессуальном законе не содержится уточнений, регламентирующих содержание проверки сообщения о преступлении. Процессуальный статус участников процесса на этом этапе не регламентирован, не ясны их права и обязанности. Вопросы участия педагога или психолога при принятии заявления о преступлении от несовершеннолетнего УПК РФ также не разъясняет, что на практике порождает проблемы обеспечения прав и свобод при получении объяснений от несовершеннолетних.

Так, на этапе проверки сообщения о преступлении могут возникнуть следующие вопросы1:

- когда следует опросить потерпевшего несовершеннолетнего;

- в каком порядке его необходимо вызвать для получения объяснений;

- обязательно ли участие законного представителя при получении объяснений;

1 См.: Чеботарева Т. В. Уголовно-процессуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2016. № 4 (72). С. 111.

© Савицкая И. Г., 2018

И. Г. Савицкая

- обязательно ли участие педагога или психолога при получении объяснений;

- возможно ли опросить несовершеннолетнего без участия его законного представителя, педагога и психолога в случаях, не терпящих отлагательства;

- какими положениями должно руководствоваться уполномоченное должностное лицо при получении объяснений от несовершеннолетнего потерпевшего?

Вышеуказанные нерешенные вопросы влекут за собой нарушения прав и свобод несовершеннолетних в ходе доследственной проверки и нередко получают широкий общественный резонанс. В качестве примера может служить следующая ситуация.

В 2015 г. в Республике Карелия газета «Северные берега» опубликовала статью о нарушении прав несовершеннолетнего при получении объяснений в ходе доследственной проверки. Летом 2015 г. инспектор по делам несовершеннолетних поселка Калевала провела беседу с 10-летним мальчиком в служебной машине в отсутствие родителей, педагога и психолога, что вызвало критику средств массовой информации и последующие судебные процессы между редакцией газеты и МВД России по Республике Карелия2.

В ч. 4 ст. 191 УПК РФ указывается, что при проведении допроса несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно. При этом в законе не уточняется, обязательно ли участие психолога при получении объяснений от несовершеннолетнего при проверке сообщения о преступлении.

На наш взгляд, следует согласиться с Т. В. Чеботаревой, которая полагает, что участие психолога на стадии возбуждения уголовного дела о преступлении против половой неприкосновенности несовершеннолетнего является также необходимым3. Это связано с тем, что показания даваемые несовершеннолетним должны быть тщательно проверены, чтобы не допустить необоснованного возбуждения уголовного дела и его последующего прекращения на стадии предварительного расследования или в суде.

А. Левченко считает, что участие психолога на стадии возбуждения уголовного дела необходимо, так как для психики подростков характерна склонность к фантазиям, обману, неверной трактовке происходивших с ними событий либо совершение поступков из мести или ревности, например школьному учителю - за плохие оценки, отчиму - за строгость. Бывают и другие случаи, например, когда скрыть факт насилия невозможно, дети в попытке прикрыть члена своей семьи во избежание огласки и позора либо под давлением со стороны взрослых часто указыва-

^ 4

ют на совершенно посторонних людей4.

2 Пословицы русского народа опорочили доброе имя МВД по PK // Сайт «Юридическая служба по защите журналистов и блогеров». URL: http://media-urist.ru/3267.html (дата обращения: 27.08.2018).

3 См.: Чеботарева Т. В. Указ. соч. С. 112.

4 См.: Левченко А. Расследование преступлений, совершаемых против половой неприкосновенности малолетних. Типичные следственные ситуации // Сайт «Мониторинговый центр по выявлению опасного и запрещенного контента». URL: http://www.pedofilov.net/analytics/ rassledovanie-prestupleniy-sovershaemykh-protiv-polovoy-neprikosnovennosti-maloletnikh (дата обращения: 27.08.2018).

Таким образом, полагаем, что при получении объяснений от несовершеннолетнего до возбуждения уголовного дела следует закрепить в УПК РФ обязательное присутствие в необходимых случаях педагога и психолога.

Расширение полномочий педагога и психолога на стадии возбуждения уголовного дела соответствует международной практике защиты прав и свобод несовершеннолетних5, в том числе практике Европейского суда по правам человека.

5 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.08.2018).

Воронежский институт МВД России

Савицкая И. Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса

Voronezh Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs

Savitskaya I. G., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

of the Criminal Process Department E-mail: [email protected] Tel.: 8-951-568-98-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.