Научная статья на тему 'Проблемы целесообразности функционирования взаимообусловленной системы «Конкурентоспособность безопасность»'

Проблемы целесообразности функционирования взаимообусловленной системы «Конкурентоспособность безопасность» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / COMPETITIVENESS / SECURITY / SYSTEM MODELING / APPROPRIATENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Иван Петрович, Михайлова Светлана Юрьевна, Никитин Виктор Васильевич

Рассмотрена взаимообусловленность и взаимнодополняемость понятий «конкурентоспособность» и «безопасность» в оценке социо-экономических систем. Указаны принципы отбора показателей и основы анализа подобных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилов Иван Петрович, Михайлова Светлана Юрьевна, Никитин Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF APPROPRIATENESS OF THE «COMPETITIVENESS-SECURITY» INTERDEPENDENT SYSTEM'S OPERATION

Interdependence and complementarity of the terms «competitiveness» and «security» in evaluating socio-economic systems have been considered. The principles of selecting indexes and the fundamentals to analyze similar systems have been mentioned.

Текст научной работы на тему «Проблемы целесообразности функционирования взаимообусловленной системы «Конкурентоспособность безопасность»»

инновационной деятельности в сфере транспорта геодезии и картографии. Денежные средства фонда формируются, в частности, за счет добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе хозяйствующими субъектами, находящимися в ведении Минтранса России, а также отчислений коммерческих организаций.

В целях стимулирования инновационной деятельности могут меняться меры государственной поддержки определенных территорий РФ. Так, постановлением Правительства от 31 марта 2006 г. № 174 утверждены Правила предоставления в 2006 г. из федерального бюджета субвенций для финансирования мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной инновационной инфраструктуры Петергофа как наукограда.

ГУЛАКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петер-бург (evakoks@mail.ru).

GULAKOV NIKOLAY VASILJEVICH - post-graduate Student of Economic and Social Processes Management Chair, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.

УДК 330.341.1

И.П. ДАНИЛОВ, С.Ю. МИХАЙЛОВА, В.В. НИКИТИН

ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОЙ СИСТЕМЫ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - БЕЗОПАСНОСТЬ»*

Ключевые слова: конкурентоспособность, безопасность, системное моделирование, целесообразность

Рассмотрена взаимообусловленность и взаимнодополняемость понятий «конкурентоспособность» и «безопасность» в оценке социо-экономических систем. Указаны принципы отбора показателей и основы анализа подобных систем.

IP. DANILOV, S.Yu. MIKHAYLOVA, V.V. NIKITIN THE PROBLEMS OF APPROPRIATENESS OF THE «COMPETITIVENESS-SECURITY» INTERDEPENDENT SYSTEM'S OPERATION

Key words: competitiveness, security, system modeling, appropriateness.

Interdependence and complementarity of the terms «competitiveness» and «security» in evaluating socioeconomic systems have been considered. The principles of selecting Indexes and the fundamentals to analyze similar systems have been mentioned.

Конец XX - начало XXI столетия ознаменованы переходом многих социумов от индустриального к постиндустриальному состоянию, изменением характера и степени воздействия национальных государств на социально-экономические процессы. В любом обществе основным регулятивным институтом является государство. Оно функционально через систему регулирования удовлетворяет потребности социума в интегрированности и организованности, воздействуя (прежде всего путем издания законов, иных нормативных правовых актов) на различные стороны жизни общества. Содержательная часть системы государственного регулирования связана с целеполаганием -идеальным предвосхищением результатов деятельности, генетически связанным с целесообразностью. Непременным условием ее выступает наличие идеальной модели, которая представляется в качестве цели. Данный аналог идеальной модели оригинала дает возможность расширить наши знания об оригинале, его структуре, которая находится в глубокой связи с понятием взаимодействия, отражающем взаимную обусловленность различных объектов. Исходя из вышеизложенного, «заместителем» взаимообусловленной системы «конкурентоспособность - безопасность» может выступить совокупность

целей, отражённых в основополагающих государственных документах в сфере экономики и безопасности - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее по тексту - Концепция) [1] и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее по тексту - Стратегия) [2].

Согласно Концепции стратегическая цель социально-экономического развития страны - достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Основными направлениями реализации ее являются: развитие человеческого потенциала; развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности; повышение национальной конкурентоспособности; внешнеэкономическая политика; региональное развитие (см. табл. 1).

Таблица 1

Цели основных направлений реализации стратегической цели Концепции

Направления Цели

Развитие человеческого потенциала Повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики; улучшение качества социальной среды и условий жизни людей.

Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности Формирование в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека.

Повышение национальной конкурентоспособности Развитие человеческого капитала, экономических институтов, реализация и укрепление уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энергосырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре и создание новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний.

Внешнеэкономическая политика Создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Региональное развитие Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Исходя из целевых ориентиров Концепции подсистема «конкурентоспособность» взаимообусловленной системы «конкурентоспособность - безопасность» имеет следующие качественные характеристики: повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики, российского аграрного комплекса, российского финансового рынка, транспортной системы России, экономики регионов, исследований и разработок, российских частных компаний, российского спорта и т.п.; сохранение конкурентоспособности производимой продукции; обеспечение конкурентоспособности российских проектов атомных электростанций, информационно-коммуникационных технологий и т.п.; обеспечение глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг, обрабатывающих отраслей и т.п.

Подсистема «безопасность» отражена в стратегической цели Концепции (надежное обеспечение национальной безопасности) и ее целевых ориентирах, в том числе:

«безопасность граждан и общества» - поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; достижение высокого уровня боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации;

«демографическая политика и политика народосбережения» - обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

«экологическая безопасность экономики и экология человека» - обеспечение экологической безопасности экономического развития и улучшение экологической среды жизни человека;

«развитие высокотехнологичных отраслей» - противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России;

«развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре» -повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

«развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов» - обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства.

Таблица 2

Стратегические цели национальных приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности

Стратегические национальные приоритеты Стратегические цели

Национальная оборона Предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Г осударственная и общественная безопасность Защита основ конституционного строя РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Повышение качества жизни российских граждан Снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе -коренное улучшение демографической ситуации.

Экономический рост Вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему ВВП; достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.

Наука, технологии и образование Развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

Здравоохранение Увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Культура Расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы куль-турно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов РФ и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

Экология живых систем и рациональное природопользование Сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство Поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами на основе системы двусторонних и многосторонних взаимовыгодных партнерских отношений.

Связь подсистем «конкурентоспособность» и «безопасность» отчетливо проявляется и в Стратегии, основная задача которой состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов (см. табл. 2). В ней установлено, что стратегическими

целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта на душу населения и достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.

В Стратегии целями подсистемы «конкурентоспособность» определены повышение конкурентоспособности национальной экономики; отечественных производителей; развитие конкурентоспособных отраслей экономики, в том числе отечественной фармацевтической промышленности; обеспечение конкурентоспособности образования.

Экономическая безопасность и конкурентоспособность России может быть достигнута только при стабильном и устойчивом развитии её субъектов в рамках общего законодательства. Известно, что надёжность системы определяется надёжностью её элементов. Однако наблюдается значительная дифференциация в уровнях социально-экономического развития регионов. В силу различий в природ-но-географических, демографических, ресурсных особенностях регионов не всегда очевидно, что именно служит определяющим и движущим фактором развития региона. Для федеральных органов власти и для администраций самих регионов важно знать, какие показатели следует использовать для анализа и оценки экономики региона, какие факторы являются доминирующими, чтобы иметь возможность выработать безопасную и конкурентоспособную политику экономического развития.

Традиционно экономическая безопасность и конкурентоспособность региона основывается на использовании индикаторов (показателей) и их пороговых (критических) значений. Единого мнения о пороговых значениях и наборе показателей пока не выработано. Целесообразно методику по определению набора показателей основывать на принципах воспроизводимости и развития - основы жизнедеятельности любого региона. Регион как часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических и национальнокультурных условий функционирования, не может распуститься или ликвидироваться в отличие от предприятий, фирм или других объектов. Поэтому основные интересы любого региона заключаются в стабильном воспроизводстве и приумножении экономического, социального и демографического потенциалов. Вместе с тем существующая методика отбора показателей ещё не достаточна для адекватной оценки объекта исследования. Сами показатели являются лишь внешними проявлениями процессов, происходящих внутри объекта исследования (системы). Поэтому для учёта данных процессов в проекте предусматривается использование имитационного моделирования функционирования региона. Основным его преимуществом по сравнению с чисто аналитическим методом анализа является то, что он даёт возможность решения более сложных в смысле моделирования задач. Имитационное моделирование позволяет достаточно адекватно учитывать как различные факторы и нелинейные характеристики изучаемых объектов и явлений, так и случайные воздействия на них. Данный подход позволяет сохранить структуру системных явлений и процессов, а также характер и структуру информации о состоянии и изменении системы и составляющих её элементов и отношениях между ними.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Научно-иссле-довательской части, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (dip41@yandex.ru).

DANILOV IVAN PETROVICH - doctor of economics sciences, chief scientific worker, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры архивоведения и документоведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (svemikh1@rambler.ru).

MIKHAYLOVA SVETLANA YURIEVNA - doctor of historical sciences, professor, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат физико-математических наук, профессор кафедры актуарной и финансовой математики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (wn22@yandex.ru).

NIKITIN VICTOR VASILYEVICH - candidate of physical and mathematical sciences, professor, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

УДК 330.341.1

И.П. ДАНИЛОВ, С.Ю. МИХАЙЛОВА

СИСТЕМА ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Ключевые слова: государство, безопасность, стратегическое планирование, документ.

Рассмотрен информационный аспект обеспечения национальной безопасности, описана система документов стратегического планирования государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации через установление ее структуры.

IP. DANILOV, S.Yu. MIKHAYLOVA THE SYSTEM OF DOCUMENTS ON STRATEGIC PLANNING OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: state, security, strategic planning, document.

The Informational aspect of providing national security has been considered; the system of documents on strategic planning of the state policy In the sphere of ensuring national security of the Russian Federation by means of developing Its structure has been described.

Глобализация значительно обостряет проблему обеспечения интересов национального государства и усиления его охранно-защитной функции национальных интересов. В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная политика в области национальной безопасности, которая обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера, в том числе -создания системы документов стратегического планирования государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности - во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышлен-ной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Система документов стратегического планирования государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности формируется Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Разработка документов стратегического планирования осуществляется в соответствии с порядком подготовки документов в Администрации Президента Российской Федерации и согласно Регламенту Правительства Российской Федерации [2]. В главе IV «Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов» Регламента установлены порядок внесения проектов актов; порядок подготовки и рассмотрения проектов актов в Правительстве.

Система документов стратегического планирования состоит из концепций, программ, стратегий, доктрин, основ и т.д. Базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.