УДК 331.53
Крамчанинова Наталия Витальевна
доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных дисциплин, руководитель практики Армавирского государственного педагогического университета; член Российского общества социологов РАН
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ АРМАВИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Kramchaninova Natalia Vitalievna
Associate Professor, Philosophy Department, Law and Social and Humanitarian Disciplines, Head, Practice at Armavir State Pedagogical University; Member of the Russian Society of Sociologists of the Russian Academy of Sciences
PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL UUNIVERSITIES (ON THE EXAMPLE OF ARMAVIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)
Аннотация:
Статья посвящена актуальной теме профессионального выбора молодежи и трудностям ее трудоустройства. Молодым людям приходится сталкиваться с различными проблемами, связанными, в частности, с отсутствием жилья, сложностями в адаптации к экономической среде, неравномерным социальным распределением. Трудоустройство молодежи, ее адаптация и подготовка к профессиональной деятельности по-прежнему являются ключевыми задачами. Их решение позволит обеспечить реализацию многих направлений в повышении социально-экономических показателей страны. Показатель трудоустройства выпускников вуза по полученной специальности является одним из критериев оценки эффективности учебного заведения. Результатом образовательной политики вуза является трудоустройство выпускника, который способен реагировать на изменения, происходящие в государственной, социальной политике и на рынке труда.
Ключевые слова:
социальная политика, государственная политика, социальная сфера, молодежная политика, молодежь, трудовой потенциал, занятость населения, трудоустройство, рынок труда
Summary:
The relevant topic of the professional choice of young people and the problems of their employment are reviews in this article. Young people have to face various problems in such areas as lack of housing, difficulties in adapting to the economic environment and uneven social distribution. Employment of young people, their adaptation and preparation for professional activities are still key tasks. The solution of which will ensure the implementation of many directions in increasing the socio-economic indicators of the country. The indicator of the employment of university graduates in their specialty is one of the criteria for assessing the effectiveness of an educational institution. The result of the educational policy of the university is the employment of a graduate who is able to respond to changes in government, social policy and the labor market.
Keywords:
social policy, state policy, social sphere, youth policy, youth, labor potential, employment of the population, employment, labor market
Молодежь - одна из основных социально-демографических групп общества. В условиях сокращения числа ее представителей и роста социальной нагрузки на нее особенно важно решение стоящих перед молодыми людьми проблем, среди которых наиболее важная связана с занятостью [1].
Вопрос трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала организаций и предприятий взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебного заведения. В современном обществе эта тема очень актуальна, т. к. в 2019 г., по официальным данным, молодежь составляла 24 % от общего числа безработных, которые зарегистрировались в Центрах занятости населения [2].
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, закономерности которой преобладают в государственной политике занятости. Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей, развитие их потенциала и его использование в интересах инновационного развития страны.
Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал, основным носителем которого является молодежь.
Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями [3].
Достижение и поддержание занятости молодежи являются целью социальной политики государства. В Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2013 г. отмечается: «Мы поставили задачу к 2020 г. создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача, но мы можем ее решить. Мы можем помочь людям найти хорошую и интересную работу. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан» [4].
Напомним, что в декабре 2018 г. В.В. Путин на заседании Совета при Президенте РФ дал правительству задание разработать стратегическую программу и комплексный план по развитию страны до 2024 г., был подписан указ о национальных проектах. 1 февраля 2019 г. на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, подготовлен текст об одном из 12 нацпроектов - «Образование» [5].
Национальный проект «Образование» - развитие одноименного приоритетного нацпро-екта, стартовавшего в 2016 г. Его реализация рассчитана на 2019-2024 гг. В основе данного проекта лежит реализация профессиональных качеств будущих специалистов, молодых профессионалов, повышение конкурентоспособности профобразования, развитие социальной активности молодежи и планирование социальных лифтов для каждого.
В феврале 2019 г. экс-заместитель министра науки и высшего образования России Марина Боровская на пленарном заседании Профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы» сообщила, что процент трудоустройства выпускников составляет около 70 % [6].
В начале текущего года перед министерством стояла задача о внесении предложений в план действий на рынке труда до 2023 г. Одно из приоритетных направлений деятельности с целью содействия занятости выпускников - реализация с 2020 г. дополнительных мероприятий по поддержке занятости молодежи с возмещением работодателям части расходов на стажировку выпускников вузов, а также наставничество до трех месяцев.
В сентябре текущего года министром науки и высшего образования РФ Валерием Фалько-вым и министром труда и социальной защиты РФ Антоном Котяковым был подписан приказ «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году». Данный документ содержит перечисление ряда мероприятий, направленных на успешное трудоустройство выпускников высших учебных заведений. В соответствии с данным приказом планируется организовать взаимодействие органов службы занятости населения субъектов страны с университетами и проведение ежеквартального мониторинга трудоустройства выпускников вузов, обратившихся в Центр занятости населения [7].
Среди студенческой молодежи остро стоит вопрос трудоустройства. Учащиеся вузов занимаются активным поиском временной работы или работы со свободным графиком, для совмещения ее с учебой. Однако проблемы с трудоустройством возникают не только у учащейся молодежи, но и у квалифицированных специалистов, выпускников учебных заведений. Так, по данным Росстата, в России количество безработных в октябре 2019 г. составило 152 300 человек [8].
В октябре 2019 г. 74 % безработных пытались трудоустроиться самостоятельно. При этом мужчины реже обращались в службы занятости, чем женщины. Численность граждан, трудоустроенных в счет квот, - всего 10 604 человек, в том числе относящихся к категории инвалидов -8 184 человек.
Сегодня проблема нехватки кадров, тем более педагогических, стоит на первом плане. Затронула она и Кубань. На конец прошлого года в регионе не хватало 1,6 тыс. педагогов. Власти Краснодарского края планировали решить эту проблему за счет трудоустройства переезжающих в регион специалистов отрасли и реализации федеральной программы «Земский учитель». Данная программа начала работу в 2020 г. Предусматривается, в частности, выделение ее участникам 1 млн рублей подъемных средств без необходимости уплаты с этой суммы НДФЛ [9].
Краснодарский край является третьим регионом в России по числу населения - порядка 6,5 млн человек. В последние годы на Кубань активно переезжают люди из других регионов, только по итогам 2018 г. прирост населения составил 62 тыс. человек. Из-за этого на Кубани несколько лет назад возникла нехватка мест для детей в школах и детсадах. Первоочередной задачей признали строительство образовательных учреждений, с 2015 г. начали работать 36 новых школ, 10 из них открылись в текущем учебному году [10].
Показатель трудоустройства выпускников вуза по полученной специальности является одним из критериев оценки эффективности учебного заведения. Армавирский государственный педагогический университет (АГПУ) является единственным профильным педагогическим вузом на Кубани. Проанализировав и обобщив результаты мониторинга выпускников 2019-2020 учебного года, нужно сказать, что больший процент трудоустроенных студентов (91 %) - учащиеся факультета дошкольного и начального образования, где ведется точечная работа с каждым студентом, имеющим договор о целевом обучении. Сопровождение таких студентов продолжается до того момента, пока они не трудоустроятся в образовательную организацию. Так, трудоустроенных на социально-психологическом факультете по основной образовательной программе 44.03.03 специального дефектологического образования, направленность (профиль) «Логопедия», составляет 6 %.
Мониторинг трудоустройства выпускников университета за 2019-2020 учебный год показал, что студентов университета охотно принимают на работу Туапсинский, Кавказский, Успенский и Усть-Лабинский районы. Выпускники достаточно неохотно трудоустраиваются в сельские местности (больше всего работодатели заинтересованы в магистрантах), поскольку заработная плата не покрывает расходы за съемное жилье, доплаты и льготы для молодого специалиста в сельской местности составляют 25 %, но не все работодатели готовы их предоставить. Традиционными мероприятиями в университете являются Недели содействия трудоустройству на каждом факультете и в институте, во время которых принимают участие работодатели муниципальных образований Краснодарского и Ставропольского края. По результатам таких встреч в 2020 г. количество трудоустроенных студентов увеличилось на 15 % (в сравнении с 2019 г.).
В целях изучения вопроса готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности была разработана анкета и проведен социологический опрос со студентами старших курсов университета. В 2020 г. фактический выпуск студентов очной формы обучения в рамках укрупненной группы 44.00.00 «Образование и педагогические науки» составил 479 человек, но в процедуре приняло участие 371 человек, из них 116 юношей и 255 девушек. Опрос был проведен методом раздаточного анкетирования с использованием инструментов электронных Google-форм университета.
По результатам опроса, 57 % (212 человек) планируют после окончания университета работать в сфере образования; 24 % (89 человек) получали образование в вузе без дальнейшего желания трудоустроиться по профилю подготовки; 19 % (70 человек) пока сомневаются в дальнейшей реализации своей трудовой педагогической деятельности. Основные причины, по которым студенты отказываются трудоустраиваться по получаемой специальности, - низкая заработная плата и отсутствие жилплощади. Респонденты отвечали на вопросы, в результате чего было видно, что профессиональные области, в которых желают трудоустроиться выпускники, отличаются от получаемых знаний и реализации профессиональных компетенций.
На вопрос об осведомленности о существующих задачах и проблемах в будущей профессиональной деятельности выпускники ответили следующим образом: 56,1 % (208 человек) были детально знакомы с основными задачами и проблемами будущей профессии; 37,5 % (139 человек) достаточно знакомы с основными задачами профессии; 5,12 % (19 человек) знакомы, но недостаточно; 1,3 % (5 человек) не знакомы с задачами и проблемами будущей профессии. Таким образом, достаточно маленький процент от общего числа не были знакомы с задачами и проблемами будущей профессии. В процессе анализа выяснилось, что 77,6 % (288 человек) уверены в развитости своих личностных качеств; 19,4 % (71 человек) заявили, что в основном соответствуют тем требованиям, которые предъявляются при трудоустройстве; 2,4 % (9 человек) с неуверенностью сообщили, что частично их личностные качества соответствуют общепринятым требованиям; 0,5 % (2 человек) считают, что полностью не готовы к профессиональной деятельности; 0,1 % (1 человек) затруднился ответить на поставленный вопрос. Видно, что 97 % уверены в себе и готовы к тем требованиям, которые предъявляются при трудоустройстве.
Отмечено, что большинство выпускников заинтересованы в высокой заработной плате на факультете дошкольного и начального образования - 84 % (312 человек). Нужно сказать, что ожидания студентов всегда будут завышены, в то время как предложения работодателей в отношении студентов - занижены.
Исследование дало возможность увидеть основные проблемы студентов в процессе их трудоустройства: отсутствие опыта, заниженная заработная плата и завышенные требования со стороны работодателей, на это указали 26,2 % (97 человек).
В АГПУ уделяют большое внимание трудоустройству выпускников. С 2016 г. в университете функционирует Центр управления карьерой «Формула успеха», который занимается вопросами сопровождения трудоустройства студентов и выпускников вуза. Также для отражения деятельности по содействию трудоустройству студентов и выпускников создан сайт
http://trudust.agpu.net/, где отражена информация о направлениях деятельности Центра, сотрудниках, освещаются проводимые мероприятия, даются рекомендации по написанию резюме и прохождению собеседования. Мониторинг показал, что студенты активно взаимодействуют с Центром и принимают участие в ярмарках вакансий - 74 % (274 человека).
В результате следует отметить, что в целом по вузу складывается благоприятная ситуация с трудоустройством выпускников. Основными факторами успешного трудоустройства остаются личные качества и опыт работы. И все же университету необходимо совершенствовать механизм управления занятостью и трудоустройством студентов, а именно развивать самозанятость молодежи, организовывать подготовку и переподготовку педагогических кадров, больше включать молодых людей в общественные работы, организовывать ярмарки вакансий и тесно работать с биржами труда.
Профессиональная занятость молодежи направлена на решение широкого спектра социальных задач. Молодым специалистам предоставляется возможность реализации профессиональных компетенций на различных возрастных этапах своего жизненного пути. Рост в социальной и трудовой сфере зависит от того, насколько молодые люди открыты к изменениям, коммуникабельны и готовы к продвижению своих знаний в смежных отраслях. Главное, чтобы стратегические цели развития страны были обусловлены и направлены на экономическую и социальную поддержку молодежи.
Ссылки:
1. Рацлаф А.А., Седова А.В. Молодежная безработица // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 959-961.
2. Росстат: каждый четвертый безработный в России - молодой человек до 25 лет [Электронный ресурс]. URL: https://rvs.su/novosti/2019/rosstat-kazhdyy-chetvertyy-bezrabotnyy-v-rossii-molodoy-chelovek-do-25-let (дата обращения: 15.09.2020 г.).
3. Елисеев А.Л. Государственная молодежная политика: от прошлого к настоящему // Вестник государственного и муниципального управления. М., 2015. № 1 (16). С. 76-81.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gar-ant.ru/hotlaw/federal/87592/ (дата обращения: 15.09.2020 г.).
5. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10) [Электронный документ]. URL http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 17.09.2020).
6. Марина Боровская: Процент трудоустройства выпускников составляет 70 % [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/2/6/quality_of_education/6115-marina_borovskaya_protsent_trudoustroystva_vypuskni-kov_sostavlyaet_okolo_70 (дата обращения: 19.09.2020).
7. Минобрнауки и Минтруд создадут единый банк вакансий для выпускников вузов [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/politics/minobrnauki-i-mintrud-sozdadut-edinyy-bank-vakansiy-dlya-vypusknikov-vuzov.html (дата обращения: 19.09.2020 г.).
8. Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2019 года (по итогам обследования рабочей силы) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/227.htm (дата обращения: 22.09.2020 г.).
9. «Земский учитель» поможет решить проблему нехватки педагогов в Краснодарском крае [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/article/1281678 (дата обращения: 22.09.2020 г.).
10. Там же.
Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна