УДК 316.35
ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МОЛОДЕЖИ (ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ) В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.П. Галкина, М.И. Кадничанская
Рассматриваются актуальные аспекты проблемы безработицы молодежи. Они приобретают важность в контексте продолжающихся процессов модернизации российского общества. Обращается особое внимание на отсутствие действенных государственных программ стратегии занятости молодежи. Отмечается, что в существующей ситуации наблюдаются такие явления как дисбаланс рынков занятости и образования, малоэффективность деятельности механизмов, стимулирующих работодателей к трудоустройству молодежи, усугубляющих ситуацию на рынке труда. Цель статьи - выявить актуальные проблемы безработицы молодежи (выпускников учебных заведений) в Ульяновской области. В статье использованы материалы ряда социологических исследований, проведенных авторами в регионе, а также результаты социологического исследования среди студентов выпускных курсов ссузов и вузов Ульяновской области. Для анализа применялись методы описательной статистики, сравнения, оценка связи между переменными.
Ключевые слова: безработица, молодежь, проблемы безработицы молодежи, рынок труда молодежи, трудовая занятость.
Безработица - многоаспектное социально-экономическое явление, характерное для общества с рыночной экономикой. Число безработных зависит прежде всего от темпов экономического роста и эффективности труда, от соответствия профессиональной и квалификационной структуры работников на существующий спрос, от определенной демографической ситуации, от осуществляемой государством политики в сфере занятости.
Безработица является одной из важных проблем современного общества. Влияя на его уровень социально-экономического развития, усиливая социальные противоречия в разных социальных группах, безработица обостряет негативные последствия в экономической сфере [1]. Она способствует снижению национального дохода, ухудшению материального положения людей, приводит к углублению социальной дифференциации, росту девиантного поведения среди населения, развитию нестабильных общественных отношений.
Основы научно-понятийного аппарата понятия "безработица" разрабатывались в рамках экономических научных дисциплин. Многообразие теоретико-методологических подходов к изучению проблем безработного населения зависят от концептуальной направленности экономического анализа [2].
Марксистский подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. И. Зибер, Г. А. Лопатин и др.) является отправной точной в изучении и разработке первых теоретических аспектов проблем труда и безработицы [3, с. 194]. В соот-
ветствии с данным подходом безработица рассматривается в качестве "промышленной резервной армии", или, другими словами "избыточного рабочего населения". В качестве причин безработицы, по мнению представителей данного подхода, выступает тот факт, что избыточное рабочее население является необходимым продуктом накопления капитала. Увеличение объёма капитала влечет за собой разделение рабочего класса на активную армию и резерв, где промышленная армия - динамичная армия, не прекращающая своего роста. Иными словами, безработица - неискоренимый порок капиталистического общества. Для того чтобы избавиться от такого порока, следует изменить общественный строй [4, с. 112].
Сторонники неоклассического подхода (Дж. Перри, Р. Холл и др.) полагают, что безработица - нормальное, добровольное явление, где рыночным регулятором выступает заработная плата [5].
Родоначальником кейнсианского подхода является Дж. М. Кейнс. Кейнсианские идеи о регулировании уровня занятости и безработицы оказались полезными западным странам в решении социально-экономических проблем занятости и безработицы [6]. С проблемами кейнсианская модель столкнулась в период экономического кризиса 1979-1981 гг. Данный кризис кардинально перестроил систему государственного управления, в ходе которого сложилась новая модель государственного регулирования.
Монетаристский подход. Именно монетаристами (М. Фридмен, М. Бэйли, Д. Гордон и др.) было введено понятие "естественная безработица" [7]. Для процветания рынка ими был предложен ряд мер, в ходе которых устраняются формы государственной регламентации экономической деятельности, т. е. реализуется политика дерегулирования. Эти меры подразумевают собой ликвидацию регламентации по заработной плате.
Базовые теоретико-методологические подходы к изучению безработицы по отдельности не характеризуют в полной мере сложное явление безработицы. К примеру, марксистский и кейнсианский подходы рассматривают факт безработицы как неизбежное и вынужденное явление, обусловленное рядом общественных причин. Неоклассический подход рассматривает явление безработицы как естественное и добровольное явление, факторами которого выступают причины личностного характера.
Особое внимание уделяется изучению безработицы в рамках социально-экономической парадигмы, которая развивает экономический подход.
В рамках социологического подхода систему социально-трудовых отношений принято разделять на два крупных блока: 1) отношения в сфере труда и занятости по способу распределения рабочей силы по рабочим местам; 2) отношения внутри производственного сектора, связанные с распределением труда между занятыми в производстве. В социально-экономическом контексте эти два блока называют внешний и внутренний рынок труда [8, с. 97]. Внешний рынок труда - рынок, ориентирующийся
на географическое или профессиональное перемещение рабочей силы. В рамках внешнего рынка труда организации комплектуются кадрами со стороны, выбирая уже подготовленных вне организации работников нужной профессии и квалификации. Внутренний рынок труда - рынок, основанный на движении персонала внутри предприятия: либо по горизонтали, когда работник переходит на новое рабочее место, сходное с прежним по выполняемым функциям и характеру работы; либо по вертикали - на более высокий разряд или должность.
В соответствии с определением, принятым Международной организацией труда (МОТ), под безработицей стоит понимать потерю заработка по причине того, что не получается получить подходящую работу тому, кто готов трудиться и действительно ищет работу. Под категорию безработных попадают все лица трудоспособного возраста, не задействованные в общественном производстве в течение определённого временного промежутка, которые:
- не работали за плату по найму;
- не работали за плату на собственном предприятии;
- были готовы приступить к работе по найму;
- были готовы приступить к работе на собственном предприятии;
- искали работу по найму;
- искали работу на собственном предприятии [9, с. 35].
Согласно Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" под безработными следует понимать трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [10].
Особенно актуальными становятся проблемы безработицы среди молодежи. Именно молодежь характеризуется низкой конкурентоспособностью на рынке труда, при этом значительная ее часть не может трудоустроиться или работает в теневом секторе экономики [11, с. 190-192]. К объективным причинам существования безработицы молодежи относятся следующие факторы:
- опыт работы у молодежи отсутствует;
- уровень профессиональной подготовки молодежи не соответствует его качеству;
- профориентационная работа с молодежью недостаточно развита;
- структура подготовки кадров образовательными учреждениями не соответствует потребностям в специалистах на рынке труда;
- уровень притязаний молодежи не соответствует их будущей работе и уровню зарплаты.
Молодежь находится в неустойчивом положении между желаниями осуществления своей профессиональной деятельности и возможностями, которые ей предоставляет современный рынок труда.
Трансформирующийся характер межличностных и социальных отношений, возникающих в трудовой деятельности, современная мотиваци-онная система влекут за собой изменение трудового поведения индивида и самой ценности труда. Именно в молодежной среде идет процесс формирования новой трудовой идеологии. Сегодня для молодежи труд перестает выступать в качестве средства, позволяющего ей наилучшим образом самоутверждаться, самореализовываться. Стремясь к высокому заработку, многие молодые люди теряют нравственные ориентиры и готовы на риск и даже противоправные действия. В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями [12].
Безработица среди молодежи влечет за собой множество проблем, поэтому на уровень занятости обращают внимание соответствующие государственные органы. Рассмотрим опыт в странах ЕС. В Нижней Баварии в Германии был зафиксирован самый высокий уровень занятости выпускников -98,2 %. Способствование трудоустройству молодых людей является неотъемлемой частью государственной стратегии в ЕС «ЕТ-2020». С этой целью был установлен эталонный показатель уровня занятости молодых людей в возрасте от 20 до 34 лет, которые за предыдущие один-три года получили хотя бы одно образование: этот коэффициент составляет 82 % [13].
В 2013 году после глобального экономического и финансового кризиса, коэффициент уровня занятости молодых людей упал до 75,4 %, но последние пять лет он постоянно рос и в 2018 году составил 81,6 %. Кроме этого уровень занятости выпускников превысил 82 % в 17 государствах-членах ЕС в 2018 году. Он стал более 90 % на Мальте, в Германии и Нидерландах, в Италии - 56,5 % и Греции - 55,3 %. Напротив, уровень коэффициента занятости выпускников в четырех регионах ЕС составлял менее трети:
- три из этих регионов находились в Южной Италии (Базиликата (31,4 %), Калабрия (31,3 %) и Сицилия (27,3 %));
- один из них был в Центральной Греции, а именно Sterea Е1^а (31,8 %; низкая надежность).
Таким образом, мы видим неравномерность распределения коэффициента занятости выпускников в странах ЕС даже при существовании государственной стратегии, что может быть связано с различием экономической ситуации в странах и регионах ЕС [13].
Проанализируем ситуацию в Ульяновской области. Система трудового потенциала Ульяновской области сталкивается с различного рода проблемами, решение которых требует государственного регулирования. Трудовой потенциал региона представляет собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как эко-
номическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических, квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования. Таким образом, трудовой потенциал региона - это те возможности, которые могут быть мобилизованы и приведены в действие в процессе труда, которые образуют физические границы трудового потенциала на любом уровне [14]. Правительством Ульяновской области реализуется ряд мероприятий, связанных с эффективным использованием трудовых ресурсов. Сформирован прогноз баланса трудовых ресурсов Ульяновской области на период до 2022 года [14]. В 2019 году Ульяновская область занимала 15 место из 85 в рейтинге регионов по уровню безработицы, хотя ещё в 2012 году за Ульяновском было закреплено 35 место [16].
Согласно результатам исследования рабочей силы, проведённого ФОМ (опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 20 ноября 2016. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6 %) из 3,6 млн. безработных 26,4% - составляет молодёжь в возрасте до 25 лет и 18,6% -лица в возрасте до 50 лет и старше, где средний возраст безработного составляет 35,5 года.
В ходе мониторинга Федеральной службы государственной статистики была получена информация о динамике изменения уровня безработицы в Ульяновской области с 2000 по 2019 год.
Наиболее высокий уровень безработицы в Ульяновской области наблюдался в 2004 году, и самый низкий - в 2018 и 2019 годах. В 2009 году уровень безработицы приближается к критической отметке. Тем не менее, уже с 2010 года уровень безработицы в регионе начинает постепенно снижаться, достигая к 2018 году минимальной отметки 3,7 % и продолжая ее сохранять в 2019 году [16].
В Ульяновской области с 2018 года организована работа в рамках реализации распоряжения Правительства Ульяновской области от 22 апреля 2015 N 217-пр «Об утверждении Комплекса мер по сопровождению выпускников образовательных организаций, находящихся на территории Ульяновской области, с целью содействия в их трудоустройстве в Ульяновской области» (далее - Комплекс мер). С целью реализации превентивных мер по обеспечению занятостью выпускников в 2018 году Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области (далее - Агентство) и Министерством образования и науки Ульяновской области был организован мониторинг намерений выпускников образовательных организаций (сроки проведения - ежегодно в мае), а также мониторинг занятости выпускников (сроки проведения - ежегодно в
ноябре).
По информации, представленной образовательными организациями Ульяновской области по состоянию на 25.12.2018:
- общее количество выпускников СПО и ВО - 7841;
- трудоустроен (с учётом выехавших за пределы региона) 4721 выпускник (прогноз 4191 выпускник) или 60,2 % от общего количества выпускников (прогноз - 53,4 %);
- трудоустроены, в том числе по специальности, 4074 выпускника (прогноз - 4006 выпускников) или 86,2 %;
- не определились с трудоустройством (с учётом выехавших за пределы региона) 237 выпускников (прогноз - 312 выпускников) или 3,02% от общего количества выпускников;
- призваны в армию (с учётом выехавших за пределы региона) 1118 выпускников;
- продолжили обучение (с учётом выехавших за пределы региона) 1559 выпускников;
- не определились с трудоустройством 237 выпускников или 3,02 % от общего количества выпускников;
- количество выпускников, выехавших за пределы региона, составляет 879 выпускников, большинство из них (67,9 %) выехали к постоянному месту жительства [17].
Плановая работа региональной службы занятости населения с выпускниками профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, не определившимися с дальнейшим трудоустройством и нуждающимися в содействии органов службы занятости, организована в период с мая по октябрь. В каждом филиале сформированы планы мероприятий по работе с выпускниками, содержащие в том числе превентивные меры, направленные на обеспечение их занятостью, такие как: работа телефонной «горячей линии», организация встреч с работодателями, проведение гарантированных собеседований, мастер-классов по искусству самопрезентации и составлению резюме, молодёжных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест и т. д. Наиболее распространенные форматы, применяемые в работе с молодёжью:
- встречи с работодателями, круглые столы по вопросам трудоустройства выпускников;
- гарантированные собеседования, круглые столы с участием глав администраций муниципальных образований и работодателей;
- уроки правовой грамотности.
В 2018 году в службу занятости населения Ульяновской области обратился 351 выпускник, из них трудоустроено - 224 человека. Доля трудоустроенных выпускников образовательных организаций в общей численности выпускников, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в 2018 году, составила 63,8 %.
Для выпускников ежегодно формируется единый перечень предложений для трудоустройства на территории Ульяновской области. В 2018 году перечень предложений содержал порядка 3,2 тыс. вакансий ежемесячно (в 2017 году перечень предложений содержал порядка 2,5 тыс. вакансий ежемесячно). В период с июля по сентябрь была организована информационная «горячая линия» для выпускников образовательных организаций по вопросам содействия в трудоустройстве. В указанный период на телефоны «горячей линии» поступило 93 обращения. По результатам проделанной специалистами службы занятости населения работы трудоустроено 38 человек (40,9%). В течение года в регионе было организовано 39 тематических молодёжных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Всего в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест за отчетный период приняло участие 7,5 тыс. человек [17].
С целью изучения перспектив трудоустройства современной студенческой молодежи «Центром стратегических исследований Ульяновской области» было проведено социологическое исследование на тему «Исследование причин, способствующих миграционному оттоку с территории Ульяновской области, в том числе молодежи и высококвалифицированных специалистов», которое имело следующие технические параметры:
- срок проведения: февраль-апрель 2019г.;
- территория исследования: Ульяновская область;
- были опрошены студенты ссузов и вузов Ульяновской области;
- общее число опрошенных - 1600 человек, п=1200 (ссузы), п=400
(вузы);
- выборка многоступенчатая квотная;
- метод сбора информации: анкетирование.
По данным проведенного исследования большинство студентов полностью удовлетворены качеством образования. При этом студенты вузов менее удовлетворены, чем студенты ссузов (среди студентов вузов удовлетворены полностью 68 %, не вполне удовлетворены - 25%; среди студентов ссузов - 77 % и 19 % соответственно).
При оценке степени удовлетворенности материально-техническим обеспечением процесса обучения среди студентов ссузов больше положительных оценок (41% удовлетворены полностью, 17 % удовлетворены не вполне), чем среди студентов вузов (удовлетворены полностью 31%, удовлетворены не вполне 21%).
При оценке ответов иногородних студентов, касающихся условий проживания, выявлены различия: студенты ссузов более удовлетворены условиями проживания (удовлетворены полностью 41%), нежели студенты вузов (удовлетворены полностью 31%).
Таким образом, можно говорить, что студенты - выпускники ссузов более удовлетворены качеством образования, материально-техническим обеспечением процесса обучения и условиями проживания, чем студенты-
выпускники вузов.
В зависимости от формы обучения (бюджетное / внебюджетное) респонденты, обучающиеся на внебюджетной основе, более требовательны при оценке качества образования, материально-технического обеспечения обучения и условий проживания. Среди студентов ссузов удовлетворены полностью качеством преподавания 69 % (обучающиеся на внебюджетной основе) и 79 % (обучающиеся на бюджетной основе), удовлетворены полностью условиями проживания 31 % (обучающиеся на внебюджетной основе) и 43 % (обучающиеся на бюджетной основе).
Среди студентов вузов удовлетворены полностью качеством образования 62 % (обучающиеся на внебюджетной основе) и 70 % (обучающиеся на бюджетной основе), удовлетворены полностью условиями проживания 23 % (обучающиеся на внебюджетной основе) и 35 % (обучающиеся на бюджетной основе).
Были выявлены гендерные различия в ответах респондентов: мужчины в большей мере удовлетворены качеством образования (76 %), чем женщины (61 %), а также материально-техническим обеспечением обучения (58 % - мужчины, 43% - женщины) и условиями проживания (43 % -мужчины, 23 % - женщины).
Анализ самооценки респондентов уровня полученного ими образования показал, что в целом большинство студентов как ссузов, так и вузов считают, что работодатели сдержанно оценивают уровень знаний, умений и навыков, полученных выпускниками в учебных заведениях Ульяновской области.
Самооценка успешности перспектив трудоустройства выпускника без опыта работы по специальности / не по специальности в Ульяновской области, в других городах, регионах РФ, странах среди студентов ссузов и вузов умеренная. Только 19 % опрошенных студентов ссузов оценивают ее как высокую и 18 % - среди студентов вузов. Среди студентов вузов больше тех, кто положительно оценивает перспективы трудоустройства в Ульяновской области не по специальности (21 %), чем среди студентов ссузов (14 %).
Самооценка перспектив трудоустройства за пределами Ульяновской области у студентов ссузов и вузов мало отличается (23 % - высоко для студентов ссузов и 22 % - высоко для студентов вузов).
Таким образом, студенты вузов выше оценивают перспективы трудоустройства не по специальности как в Ульяновской области, так и за ее пределами. Студенты ссузов, наоборот, считают, что больше шансов устроиться на работу по специальности как в Ульяновской области, так и за ее пределами. Ответы студентов ссузов и вузов схожи в том, что в других городах, регионах РФ и за рубежом больше перспектив трудоустройства без опыта работы (как по специальности, так и не по специальности).
Одна из проблем существования безработицы в молодежной среде
- это высокий уровень притязаний к заработной плате. Анализ запросов респондентов к размеру средней заработной платы показал, что среди числа студентов ссузов более половины респондентов указали минимальный размер среднемесячной заработной платы в сумме 30 тыс. рублей, а в перспективе для них оптимальной является заработная плата в размере 45-50 тысяч рублей. Среди студентов вузов более половины опрошенных указали, что будут готовы приступить к работе, если их заработная плата будет не менее 25 тысяч рублей, а желаемый уровень заработной платы в перспективе - 40-45 тысяч рублей. Таким образом, требования к заработной плате у студентов ссузов выше, чем у студентов вузов.
Для молодежи решающим фактором из предложений работодателя, влияющим на выбор места работы, является работа с высоким уровнем заработной платы (47 % - среди студентов ссузов, 49 % - среди студентов вузов). Но опрошенные готовы выбрать работу с невысоким уровнем заработной платы, если есть перспектива профессионального роста (20 % -студенты ссузов, 27 % - студенты вузов). Среди ответов студентов ссузов гендерные различия по данному вопросу не были выявлены. Однако в ответах студентов вузов среди женщин было больше тех, для кого решающим фактором выбора работы является высокий уровень заработной платы (59 %) (у мужчин - 36 %). На работу с невысоким уровнем заработной платы, но с перспективой профессионального роста согласны 24 % женщин и 30 % мужчин.
Была отмечена проблема несбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг, поэтому были проанализированы причины, по которым опрошенные студенты не собираются работать по получаемой специальности. Выделены две общие причины для всех опрошенных: низкая оплата труда по полученной специальности (студенты ссузов - 33 %, студенты вузов - 33 %), появились новые профессиональные интересы (студенты ссузов - 21 %, студенты вузов - 24 %).
Студенты ссузов выделили отсутствие перспектив профессионального роста (11 %), а студенты вузов - невостребованность профессии (специальности) на рынке труда (12 %). При этом большее количество женщин (43 %) выбрали ответ «появились новые профессиональные интересы» (у мужчин - 37 %), а мужчины - «отсутствие перспектив» (30 %) (19 % у женщин).
Были выявлены различия по форме обучения респондентов: среди опрошенных студентов, обучающихся на бюджетной основе, - это студенты ссузов - 56 %, студенты вузов - 63 % - не будут работать по специальности из-за низкой оплаты труда (обучающиеся на внебюджетной основе: студенты ссузов - 39 % , студенты вузов - 43 %). Среди студентов, обучающихся на внебюджетной основе, причина «появились новые профессиональные интересы» является более весомой - это отметили 32 % студентов ссузов и 40 % студентов вузов (обучающиеся на бюджетной основе: сту-
денты ссузов - 21 %, студенты вузов - 23 %).
Таким образом, все респонденты отмечали низкую оплату труда по специальности, появление новых профессиональных интересов, отсутствие перспектив роста и невостребованность специальности на рынке труда области.
В регионе отмечается довольно высокий уровень миграционных настроений среди молодежи. Об этом свидетельствуют результаты ряда авторских социологических исследований, проводимых на территории Ульяновской области [14,17,18].
Результаты нашего исследования показывают, что 59 % выпускников хотят уехать из Ульяновской области для дальнейшего трудоустройства. Студенты ссузов переезд в другой регион или страну рассматривают как возможность получения высоких доходов (23 %), перспектив профессионального роста (13 %), возможность улучшить жилищные условия (9 %). Для студентов вузов причинами переезда являются: возможность получения высоких доходов (26%), перспективы профессионального роста (14 %), возможность трудоустроиться как по полученной специальности (12 %), так и по любым другим специальностям (9 %).
Студенты, обучающиеся на бюджетной основе, чаще выбирали ответ «получение высоких доходов» - 33% (обучающиеся на внебюджетной основе - 21%), а студенты, обучающиеся на внебюджетной основе, чаще выбирали ответ «перспективы профессионального роста» - 29% (обучающиеся на бюджетной основе - 22%).
Опрошенные женщины чаще, чем мужчины, выбирали ответы «получение высоких доходов» (женщины - 33%, мужчины - 21%), «перспективы профессионального роста» (женщины - 33%, мужчины - 27%), «возможность трудоустроиться по любой другой специальности» (женщины -21%, мужчины - 12%). Мужчины чаще выбирали ответ «возможность трудоустроиться по специальности» (35% - мужчины, 25% - женщины).
Всего 23 % выпускников хотят остаться работать в г. Ульяновске и области. Студенты ссузов остаются работать в Ульяновской области, так как в регионе проживают их родственники (20 %), есть возможность трудоустроиться по специальности (14 %), имеются друзья и хорошие знакомые (13 %). Студенты вузов отмечают следующие причины: наличие родственников (20 %), возможность трудоустроиться по специальности (19 %), профессиональные контакты (14 %).
Таким образом, в регионе выпускников удерживают в большей степени родственные, личностные связи. При этом для опрошенных женщин наличие родственников в регионе более значимо, чем для мужчин (женщины - 29 %, мужчины - 8 %), так же для них более значимы профессиональные контакты (женщины - 26 %, мужчины - 12 %). Мужчины чаще, чем женщины выбирали ответ «трудоустройство по специальности» - 47 % (у женщин - 35 %).
Итак, студенты-выпускники считают, что в других городах, регионах РФ и странах у них больше перспектив для трудоустройства. При этом студенты вузов готовы трудоустроиться как по специальности, так и не по специальности. Студенты ссузов, в первую очередь, рассматривают вариант трудоустройства по специальности. Причиной такого различия могут служить более узкие навыки и умения, получаемые ими в период обучения. Главными причинами переезда для студентов является возможность получения высоких доходов и перспектив профессионального роста за пределами Ульяновской области.
В Ульяновской области в 2018 году, по данным Росстата, средняя заработная плата составила 28138 рублей [15, с.13]. И если студенты вузов рассчитывают на заработную плату, которая чуть ниже уровня средней заработной платы в Ульяновской области (от 25 тысяч рублей), то студенты ссузов рассчитывают на заработную плату, размер которой превышает среднее значение в Ульяновской области (от 30 тысяч рублей).
Было выявлено, что студенты не хотят работать по специальности из-за низкой оплаты труда. Кроме того, во время обучения в вузе или ссузе у многих появляются новые профессиональные интересы.
Можно сделать следующие выводы:
1. Средняя минимальная заработная плата, на которую претендуют выпускники сразу после окончания вуза - 25 тысяч рублей, а в перспективе - 40 тысяч рублей. Выпускники ссузов при этом претендуют на минимальный уровень заработной платы сразу после окончания учебного заведения в размере 30 тысяч рублей, в перспективе - 45 тысяч рублей.
2. Выпускники вузов, в отличие от выпускников ссузов, предпочитают выбирать в качестве города проживания и места работы такие, как Москва, Казань, Санкт-Петербург и др. В то время как студенты ссузов более склонны полагать, что у них есть перспективы хорошо устроиться и зарабатывать в Ульяновске, Димитровграде и Самаре.
3. Выпускники вузов и ссузов примерно в равной степени выделяют среди факторов, влияющих на выбор работы, "работу по специальности с высоким уровнем заработной платы" (49 % - выпускники вузов и 47 % -выпускники ссузов). В меньшей мере выпускники выделяют такой фактор, как "работа по специальности с невысоким, но стабильным уровнем заработной платы" (выпускники вузов - 27%, выпускники ссузов - 20%).
4. Студенты вузов и ссузов готовы остаться работать в городе Ульяновске, если им удастся трудоустроиться по полученной специальности -так считают 19% выпускников вузов и 18 % выпускников ссузов; возможность устроиться на работу, независимо от специальности - 11 % выпускников вузов и 12 % выпускников ссузов. Стоит отметить равную долю выбравших ответ «наличие родственников» (20 %) у респондентов обеих групп.
5. Зависимость самооценки перспектив трудоустройства по специ-
альности или не по специальности от того, какой вуз / ссуз закончили выпускники, проявляется следующим образом: выпускники ссузов и вузов в целом дают сдержанную оценку перспектив трудоустройства, как по специальности, так и не по специальности. Это говорит об умеренных настроениях относительно получения профессионального статуса и формирования социальных ролей в сфере трудовых отношений. Например, уверены в трудоустройстве как по специальности, так и не по специальности выпускники Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ). Так, 23 % убеждены в трудоустройстве по специальности, и 19,3 % - не по специальности. В то время как выпускники Карсунского медицинского техникума имени В.В. Тихомирова не так в этом уверены (35,7%).
6. Зависимость перспектив трудоустройства от населённого пункта, где выпускники видят свою возможность устроиться на работу, имеет следующие особенности: выпускники вузов дают сдержанную оценку перспектив трудоустройства по специальности, как в городе (57,1 %), так и в рабочем посёлке (57,9 %). Вместе с этим, ими достаточно высоко оценивается перспектива трудоустройства в деревне (44,4 %). Трудоустройству не по специальности как в городах, так и в рабочих посёлках также даётся средняя оценка (50,4 % - в городах, 44,4 % - в рабочих посёлках).
Следует отметить, что вне зависимости от трудоустройства по специальности или не по специальности студенты ссузов дают умеренную оценку перспектив своего трудоустройства, а именно: 59,7 % - по специальности и 44,4 % - не по специальности в городе; 55,8 % - по специальности и 37,2 % - не по специальности в рабочем посёлке; и 59,2 % - по специальности и 31,8 % - не по специальности - в деревне (в селе).
В среднем, оценка у мужчин и женщин, являющихся выпускниками вузов, относительно трудоустройства по специальности составляет - 55,6 %, а не по специальности - 49,2 %, а у выпускников ссузов по специальности -59,9 %, а не по специальности - 43,2 %. Данные показатели можно рассматривать, как отражение наличия / отсутствия равных возможностей в борьбе за конкуренцию по гендерному признаку в условиях рынка труда.
Выпускники вузов и ссузов в качестве перспективной заработной платы выбирают такую, которая будет находиться в диапазоне 20 - 35 тысяч рублей. В свою очередь, желаемая заработная плата, размер которой составляет 30 - 50 тысяч рублей, объясняется амбициями и желаниями удовлетворения как базовых, так и социальных потребностей.
Не было выявлено гендерных различий в выборе фактора, оказавшего влияние на выбор места работы: работу по специальности (не по специальности) с высоким уровнем заработной платы отметили 36,3 % мужчин и 59 % женщин, окончивших вуз, и 46,9 % мужчин и 48,3 % женщин, окончивших среднее специальное учебное заведение.
Опрошенные отмечали следующие проблемы реализации государственных программ в борьбе с безработицей молодежи в Ульяновской об-
ласти:
- слабая информированность молодежи о возможностях участия в различных государственных программах и их особенностях;
- без официальной регистрации безработные не имеют таких возможностей как: бесплатное пользование услугами службы занятости; финансовое обеспечение в виде пособия на период поиска работы; получать направления на работу по актуальным вакансиям, представленным работодателями; принимать психологическую поддержку квалифицированного специалиста; научиться приёмам самопрезентации и адаптации на рынке труда; получить консультационную и финансовую помощь при организации самостоятельной занятости; обучиться на курсах профессионального обучения, получить дополнительное образование с назначением стипендии и материальной помощи; участвовать в мероприятиях временного трудоустройства с материальной поддержкой помимо заработной платы и др.;
- слабое взаимодействие учебных заведений и организаций, оказывающих государственные услуги в сфере занятости.
Таким образом, государственное регулирование безработицы молодежи в Ульяновской области требует доработок, способствующих повышению эффективности деятельности государственных программ.
Официальные данные государственных органов показывают снижение процента безработных (в 2017 г. - 4,4 %, в 2018 г. - 3,7 % [15, с. 43], при этом опрос выпускников учебных заведений свидетельствует, что большинство молодых людей часто сталкиваются с проблемой безработицы, особенно после окончания обучения.
По мнению студентов-выпускников, у студентов вузов больше шансов трудоустроиться в Ульяновской области, так как они готовы работать как по специальности, так и не по специальности и предъявляют более адекватные требования к размеру заработной платы, нежели студенты ссузов.
Основными причинами, по которым молодежь становится безработной, являются низкий уровень оплаты труда, отсутствие опыта работы, слабые навыки в поиске работы, неумение ориентироваться в рыночной ситуации, невостребованность полученной в учебном заведении специальности (профессии) в регионе на рынке труда, низкий уровень квалификации по имеющейся специальности (профессии).
Молодежь при поиске работы редко обращается за помощью в центры занятости населения. Большинство безработной молодежи не использует предоставляемые им возможности и мало информирована о них.
Список литературы
1. Лапин И.И. Влияет ли безработица на вселяемость вынужденных мигрантов в восточные регионы России? // СОЦИС / Демография. Мигра-
ция. 2003. №4.
2. Зверева Е. В., Шайкина Л.К. Ретроспективный анализ концепций регулирования занятости населения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. С. 1-11.
3. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. М. Академия, 2001 г. 192 с.
4. Золин И.Е. Рынок труда в национальной экономике (теоретико-методологические аспекты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 38 (275). С. 45-55.
5. Никитина А. В. Безработица как социально-экономическое явление в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 4. С. 102-105.
6. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04 03/ IssWWW.exe/Stg/ d04/13 .htm (дата обращения: 17.12.2019).
7. Заяц О. В. Занятость населения и её регулирование. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. 153 с.
8. Жулина А. А. Экономика труда. Учеб. пособие. М.: Дело, 2013.
400 с.
9. Сулакшин С. С., Шишкина Н. И. Безработица в России. М.: Наука и политика, 2015. 40 с.
10. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 № 1032-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 60/ (дата обращения: 30.03.2020).
11. Макаров В. В. Безработица молодежи как социальная проблема // Молодой ученый. 2017. № 47. С. 190-192.
12. Пасовец Ю.М., Кадничанская М.И., Галкина Е.П. Молодежь российских регионов: коллективная монография / Ю.М. Пасовец, М.И. Кадничанская, Е.П. Галкина. Курск: Изд-во Курск.гос. ун-та, 2017. 236с.
13. Education and training statistics at regional level [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title= Education and training statistics at regional level (дата обращения: 16.03.2020).
14. Кадничанская М.И., Галкина Е.П. Проблемы развития трудового потенциала и ресурсов в контексте государственной политики региона (на примере Ульяновской области) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. №4. С.256-271.
15. Ульяновская область в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. - Ул., 2019. 144с. [Электронный ресурс]. URL: https: //uln. gks .ru/storage/ mediabank/0103_2019.pdf (дата обращения 30.03.2020).
16. Фонд Общественного мнения. Безработица: Мониторинг.
[Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/13138 (дата обращения: 21.12.2019).
17. Материалы к заслушиванию отчета Первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Уба Екатерины Владимировны о результатах деятельности возглавляемых ими региональных исполнительных органов государственной власти за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: https://opuo.ru/wp-content/uploads/2019/03/ Otchet-Pervogo-zamestitelya-Predsedatelya-Pravitel stva-UO-E.V.Uba-za-2018-god-chast-2.pdf (дата обращения: 30.03.2020).
18. Кадничанская М.И., Галкина Е.П., Климович Л.В. Социально-экономические факторы миграционных установок молодежи Ульяновской области // 25th International Scientific Conference on Economic and Social Development - "XVII International Social Congress (ISC-2017)"/ XVII Международный Конгресс ISC-2017 / Конференция ESD 30-31 октября 2017 г., г. Москва, РГСУ. С.552-559.
Галкина Елена Петровна, канд., социол. наук, доц., [email protected], Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный университет,
Кадничанская Марина Ивановна, канд., социол. наук, доц., [email protected], Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный университет
PROBLEMS OF YOUTH UNEMPLOYMENT (GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS) IN THE ULYANOVSK REGION
E. P. Galkina, M. I. Kadnichanskaya
Topical aspects of the problem of youth unemployment are considered. They are becoming important in the context of the ongoing processes of modernization of Russian society. Special attention is drawn to the lack of effective state programs for youth employment strategy. It is noted that in the current situation, there are such phenomena as an imbalance in the employment and education markets, the inefficiency of mechanisms that encourage employers to employ young people, which aggravate the situation on the labor market. The purpose of the article is to identify current problems of youth unemployment (graduates of educational institutions) in the Ulyanovsk region. The article uses the materials of a number of sociological studies conducted by the authors in the region, as well as the results of a sociological study among graduate students of colleges and universities in the Ulyanovsk region. For the analysis, methods of descriptive statistics, comparison, and evaluation of the relationship between variables were used.
Key words: unemployment, youth, problems of youth unemployment, youth labor market, labor employment.
Galkina Elena Petrovna, candidate of social sciences, docent, [email protected], Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk state University,
Kadnichanskaya Marina Ivanovna, candidate of social sciences, docent, [email protected], Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk state University