Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ'

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
313
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ / ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ / СВОБОДНЫЕ ВАКАНСИИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ / РИСКИ ВРЕМЕННОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова И.Р., Селиверстова М.В.

Целью данной статьи является анализ социально-экономических условий и особенности временного трудоустройства молодежи в городе Сургуте. В работе выделены особенности организационно-правового обеспечения организаций, занимающихся трудоустройством молодежи в городе Сургуте. Острота проблемы характеризуется высокими рисками и трудностями социально-экономического и организационного характера со стороны работодателей, которые не готовы заключать трудовые отношения с неопытными и весьма молодыми гражданами из-за ряда объективных причин. Проведенный анализ позволил выделить особенности организации трудовой занятости и предоставления постоянных и временных рабочих мест для категории «молодежь» в городе Сургуте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Михайлова И.Р., Селиверстова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT PROBLEMS AND FEATURES OF THE ORGANIZATION OF YOUTH EMPLOYMENT IN THE CITY OF SURGUT

The purpose of this article is to analyze the situation and features of temporary employment of young people in the city of Surgut. The paper highlights the features of organizational and legal support of organizations engaged in youth employment in the city of Surgut. The severity of the problem is characterized by high risks and difficulties of a socio-economic and organizational nature on the part of employers who are not ready to enter into labor relations with inexperienced and very young citizens due to a number of objective reasons. The analysis made it possible to highlight the features of the organization of employment and the provision of permanent and temporary jobs for the category "youth" in the city of Surgut.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ»

DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.021 УДК 331.5:316.334.27-053.6(571.122-25)

ББК 60.561.23(2Рос-6Хан-2Сургут)+ 60.542.15(2Рос-6Хан-2Сургут)

И.Р. МИХАЙЛОВА, М.В. СЕЛИВЕРСТОВА

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ

I.R. MIKHAILOVA, M.V. SELIVERSTOVA

EMPLOYMENT PROBLEMS AND FEATURES OF THE ORGANIZATION OF YOUTH EMPLOYMENT IN THE CITY OF SURGUT

Целью данной статьи является анализ социально-экономических условий и особенности временного трудоустройства молодежи в городе Сургуте.

В работе выделены особенности организационно-правового обеспечения организаций, занимающихся трудоустройством молодежи в городе Сургуте. Острота проблемы характеризуется высокими рисками и трудностями социально-экономического и организационного характера со стороны работодателей, которые не готовы заключать трудовые отношения с неопытными и весьма молодыми гражданами из-за ряда объективных причин. Проведенный анализ позволил выделить особенности организации трудовой занятости и предоставления постоянных и временных рабочих мест для категории «молодежь» в городе Сургуте.

The purpose of this article is to analyze the situation and features of temporary employment of young people in the city of Surgut.

The paper highlights the features of organizational and legal support of organizations engaged in youth employment in the city of Surgut. The severity of the problem is characterized by high risks and difficulties of a socio-economic and organizational nature on the part of employers who are not ready to enter into labor relations with inexperienced and very young citizens due to a number of objective reasons. The analysis made it possible to highlight the features of the organization of employment and the provision of permanent and temporary jobs for the category "youth" in the city of Surgut.

Ключевые слова: трудоустройство молодежи, постоянные и временные рабочие места для молодежи, свободные вакансии для молодежи, риски временного трудоустройства.

Key words: youth employment, permanent and temporary jobs for teenagers, vacancies for young people, risks of temporary employment.

Введение. Проблема трудоустройства молодёжи является важнейшей задачей государственной политики и социально-экономического развития региона и отдельного города. В новых социально-экономических условиях организации имеют возможность привлекать к выполнению трудовых обязанностей не только опытных сотрудников, но и молодежь в возрасте от 14 лет. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются следующими нормативными документами федерального уровня и локальными актами организации: Трудовой кодекс Российской Федерации; Коллективный договор; Соглашение и др.

Приведенные ниже нормативные документы Российской Федерации демонстрируют особенности регулирования трудоустройства молодежи в современных социально-экономических условиях.

Приоритетным нормативно-правовым обеспечением по регулированию вопросов трудоустройства молодёжи является Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В содержании данного документа наблюдаются изменения, которые касаются снижения возраста для трудоустройства лиц моложе 18 лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 данного Закона, граждане, достигшие возраста 16 лет признаются безработными; в соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 5 данный Закон относит лиц в возрасте от 14 до 18 лет к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в отношении которых обеспечивается проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости; пункт 1 статьи 9 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» обеспечивает лицам в возрасте от 14 до 18 лет право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения; выпускники общеобразовательных учреждений и граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости населения, в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» [4].

Статья 272 Трудового кодекса РФ устанавливает и конкретизирует особенности трудоустройства лиц моложе 18 лет следующего характера:

- возможность заключения трудового договора только с лицами, достигшими возраста 16 лет, а в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральными законами общеобразовательного учреждения - с лицами, достигшими возраста 15 лет;

- заключение трудового договора с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для работы в свободное от учебы время возможно только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства, о чем говорит часть 3 статьи 63 ТК РФ;

- заключение трудового договора с лицами моложе 14 лет возможно с согласия одного из родителей (опекуна) только для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений;

- лица моложе 18 лет принимаются на работу без испытания [14].

Однако, несмотря на разработанность нормативно-правого обеспечения данного вопроса, молодежь и работодатели испытывают ряд затруднений и проблем субъективного и объективного характера. Молодежь имеет трудности в поиске официальной работы в силу существующего возраста, незаинтересованность руководства в трудоустройстве лиц, от 14 до 18 лет и др. В свою очередь, специалисты имеют трудности во взаимодействии с молодежью, выделяя нарушения трудовой дисциплины и халатность к своей работе у молодежи. Результаты исследований свидетельствуют, что к рынку труда со стороны государства предъявляются объективные требования регулирующие систему взаимодействия между работником и работодателем [13].

Цель - провести анализ деятельности организаций, осуществляющих трудоустройство молодежи, выделить проблемы и особенности их взаимодействия в части временной занятости молодежи в городе Сургуте.

Материалы и методы. Проведенный анализ теоретических источников позволил установить, что трудоустройство отечественными авторами рассматривается с позиции взаимоотношений между работником и работодателем. Важно отметить, что этому процессу не свойственна стагнация. Изменения глобального уровня, факторы социально-экономического развития неизбежно влияют на необходимость вносить изменения организационного-правового характера по вопросам трудоустройства молодежи на всех уровнях управления.

Термин «трудоустройство» широко и активно используется в различных статических показателях оценки социальной политики, в вопросах правового, трудового и экономического регулирования и тесно связан с понятием «занятость».

С.И. Ожегов определяет понятие «трудоустройство» как форму и способ поддержки граждан для обеспечения их занятости [10]. Отечественный ученый А.М. Луш-никова в своей работе рассматривает трудоустройство как систему мер организаци-

онного, экономического, правового регулирования, предполагающих обеспечение занятости населения [8].

Определение А.М. Куренного наиболее полно отражает вышесказанное двумя предыдущими авторами и определяет трудоустройство как процесс содействия, обеспечения, поддержки населения по вопросам трудовой занятости населения, где государственные и/или уполномоченные организации оказывают помощь в оказании услуг, направленных на поиск и подбор работы и постоянное или временное трудоустройство, с учетом интересов граждан, работодателей на рынке труда [7].

Важно отметить, что показатели «трудоустройство» и «занятость» являются взаимозависимыми социально-экономическими показателями и отражают особенности рынка труда, социальной политики, социальной ответственности организаций и др.

Привлечение и трудоустройство молодежи является важным условием снижения социально-экономических рисков. Важно отметить, что привлечение молодежи к трудовой деятельности имеет свои особенности и жестко регламентировано на государственном уровне.

С целью дальнейшего проведения исследования целесообразно определить возрастные рамки категории «молодежь».

На основании Распоряжения Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» к категории «молодежь» относится «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями». При этом ее возрастные границы распределяются в промежутке от 14 до 30 лет. Отметим, что в отдельных нормативно-правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для некоторых случаев возрастные границы определенны до 35 и более лет и касаются граждан, имеющих постоянное место жительство в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники) [12].

Необходимо уточнить, что при проведении анализа исследования основное внимание было уделено лицам в возрасте от 14 до 18 лет, то есть несовершеннолетние граждане. Большей частью в этот возрастной диапазон входят лица, которые обучаются по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования и располагающие сезонно большим количеством свободного времени. Данная возрастная группа имеет свои специфические особенности развития, которые требуют обязательного уточнения. Ключевые аспекты мотивационно-ценностного развития данной возрастной группы претерпевают существенные изменения при переходе к более старшему возрасту. Они заключаются в том, что видоизменяются потребности и мотивы. Внутренний план действий и их устремления переходя на новый уровень. Сложным и противоречивым становится их отношение к обществу, социальным группам. По новому в действиях и формулировках цели проявляется отношение к себе и своему будущему. Доминирует потребность в самостоятельности. Активно проявляется протестное поведение при отсутствии признания со стороны взрослых своей самостоятельности. Ярко проявляется и декларируется стремление к самоактуализации. Повышается уровень социальной активности подростков, развивается способность к рефлексии, к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств [3]. Однако при трудоустройстве молодежи эти особенности развития не имеют значения для работодателя, поскольку для любой организации важны высокие экономические показатели и результативность труда персонала. Предоставляя рабочие места для молодёжи, работодатели преодолевают трудности социально-экономического и организационного характера. Это обусловлено тем, что для данной категории лиц установлены расширенные социальные гарантии. При этом у них отсутствует стаж и опыт работы, отсутствует профессиональная способность самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность, отсутствуют первичные

трудовые навыки, инфантилизм или рискованность. Соответственно для работодателей повышаются риски при привлечении молодежи к трудовой деятельности данного возраста и как следствие, отмечается низкий уровень готовности заключать трудовые отношения с данным контингентом.

Нежелание работодателей осуществлять трудоустройство молодежи обусловлено рядом субъективных и объективных причин:

- высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье трудоустроенной молодежи;

- низкая результативность трудовой деятельности со стороны молодежи;

- обязательное сопровождение и наставничество при выполнении трудовой деятельности молодежи;

- высокий уровень экономических, организационных издержек на каждого трудоустроенного субъекта и средний уровень эффективности при выполнении трудовой деятельности молодежи.

Результаты и обсуждение результатов. Проведенный анализ особенностей трудоустройства молодежи в разных регионах Российской Федерации позволил установить, что в качестве работодателей для несовершеннолетней молодежи могут выступать общеобразовательные школы; учреждения отрасли культуры; учреждения отрасли спорта и молодежной политики; учреждения отрасли здравоохранения; администрации муниципальных образований; организации и учреждения социальной сферы; учреждения социальной защиты населения; сфера малого и среднего бизнеса, то есть внебюджетный сектор экономики.

В рамках исследования осуществлялся анализ следующих пяти регионов Российской Федерации: Московская область; Хабаровский край; Иркутская область; Калининградская область; Республика Саха Якутия.

Анализ проводился по следующим показателям: перечень работ, на которые трудоустраивают молодежь, количество трудоустроенных за последний год, средняя заработная плата, материальная поддержка от центра занятости населения и место трудоустройства. В обобщенном виде результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ трудоустройства молодежи в разных регионах России

Показатели Московская область Хабаровский край Иркутская область Калининградская область Республика Саха Якутия

Перечень работ, на которые трудоустраивают молодежь Озеленитель, уборщик территории, расклейщик объявлений, промоутер Озеленитель, уборщик служебных помещений, уборщик территории Подсобный рабочий, курьер, уборщик производственных и служебных помещений Озеленители, промоутер, курьер, подсобный рабочий, сельскохозяйственные работники Озеленители, уборщик производственных помещений, уборщик территории

Количество трудоустроенных за последний год (чел.) 23596 4460 7309 3490 6111

Средняя заработная плата (руб.) 8714 8800 6300 5000 14800

Материальная поддержка от центра занятости населения (руб.) до 1275 до 2040 от 1530 до 1757 от 1275 до 2550 до 4400

Место трудоустройства Организации местного нахождения, бюджетная среда Бюджетная сфера - школы, детсады, администрации поселений Бюджетная сфера, организации местного производства Бюджетная сфера Бюджетная сфера, организации местного производства

Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что временное трудоустройство молодежи реализуется во многих регионах страны. Перечень работ, на которые трудоустраивают молодежь, во многом являются схожими и не противоречат действующему законодательству. Средняя заработная плата имеет достаточно

широкий диапазон от 6000 рублей в Иркутской области до 14800 рублей в Республике Саха Якутия (местность Крайнего Севера).

Тенденция привлечения молодежи к трудовой деятельности проявляются в различных регионах, в том числе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Анализ деятельности организаций, осуществляющих трудоустройство молодежи, и особенности их взаимодействия в части временной занятости молодежи проводился непосредственно в городе Сургуте.

Важно отметить, что в городе имеются учреждения и организации, специализирующиеся по вопросу трудоустройства молодежи. В условиях изменения рынка труда, нормативного регулирования, а также уровня городской развитости, организации с разной формой собственности не только реализовывают основные направления своей деятельности, но и предоставляют рабочие места для трудоустройства молодежи и являются связующим звеном между работодателем и работником.

Самой популярной организацией в городе Сургуте, которая работает в данной сфере, является Муниципальное автономное учреждение по работе с молодежью «Наше время» (далее - МАУ ПРСМ «Наше время»). Основная цель деятельности учреждения указана в уставе и определяет основной вектор деятельности организации как «обеспечение адаптации молодежи к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки» [15]. Организация предоставляет постоянные и временные рабочие места для подростков в возрасте от 14 до 18 лет, также имеет вакансии для граждан и от 18 до 30 лет. Учреждение осуществляет несколько видов деятельности, одним из основных является:

- организация трудовой занятости подростков и молодежи города;

- трудоустройство подростков и молодежи на постоянные и временные рабочие места;

- участие в выполнении программ Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, касающихся занятости подростков и молодежи;

- предоставление условий для получения первичных и профессиональных навыков.

Осуществляя организационные мероприятия по обеспечению трудовой занятости и предоставлению постоянных и временных рабочих мест МАУ ПРСМ «Наше время» активно сотрудничает с организациями-партнерами. На базе учреждение существует несколько подразделений, куда определяются будущие работники. Данные о подразделениях представлены в таблице 2.

Таблица 2

Подразделения МАУ ПРСМ «Наше время», предоставляющие постоянные и временные рабочие места для молодежи в городе Сургуте

Наименование подразделения Специфика работы Специальность Количество рабочих мест

Швейное отделение Отделение оказывает услуги по пошиву текстильных изделий и осуществляет продажу готовой текстильной продукции собственного производства Швея 35 рабочих мест

Кафе «Собеседник» Осуществляет организацию общественного питания, обслуживание городских и семейных празднований и мероприятий, выполнение заказов на проведение торжеств и т.д. Официант подсобный рабочий 14 рабочих мест

Шелкография и полиграфия Изготовление тиражной печатной продукции. Воспроизведение текстов и надписей, изображений Подсобный рабочий трафаретчик 15 рабочих мест

Мини-прачечная Услуги по обработке белья (сбор, стирка, обработка, дезинфекция, глажение, упаковка, хранение и др.) Гладильщик оператор стиральных машин 16 рабочих мест

Бригады по благоустройству города Уборка подъездов и лестничных клеток, очистка чердачных помещений и подвалов от мусора; очистка зданий и территорий от бытового мусора; выполнение зимних уборочных работ по очистке территорий от снега, очистка от снега и наледи наружных площадок у входных дверей и тамбуров лестничных клеток; покраска строений и дорожных ограждений; благоустройство и озеленение территорий города Озеленитель уборщик 30 трудовых бригад

Исходя из представленной информации в таблице, можно сделать вывод, что МАУ ПРСМ «Наше время» имеет большой спектр направлений по трудоустройству молодежи. Все подразделения занимаются разными видами работ и формируют у молодежи представление о специфике работы и о трудовом процессе. Молодежь в ходе выполнения своих трудовых функций получает хороший опыт, который может пригодиться и в дальнейшей жизни.

В процессе реализации своей деятельности МАУ ПРСМ «Наше время» привлекает все больше организаций к сотрудничеству. При Академии Генеральной прокуратуры РФ от 23 июня 2008 г. на тему «Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних» было отмечено, что трудности при трудоустройстве молодежи возникают вследствие отсутствия рабочих мест [2]. Стоит отметить, что проблема отсутствия рабочих мест на рынке труда является достаточно острой уже долгое время, поэтому сотрудничество и взаимодействие разных организаций города в части трудоустройства молодежи позволит сформировать основы для укрепления социальной политики и занятости молодежи. Сотрудничество подразумевает не только создание временных рабочих мест в организациях на основании договоров о совместной деятельности, но и в использовании товаров и услуг, осуществляемых трудоустроенными подростками в МАУ ПРСМ «Наше время». В таблице 3 представлены партнеры каждого подразделения МАУ ПРСМ «Наше время».

Таблица 3

Основные партнеры МАУ ПРСМ «Наше время» по трудоустройству молодежи

Наименование подразделения Партнеры

Швейное отделение Заказчиками швейно-вязального отделения ежегодно становятся более 20 организаций города и физических лиц, в том числе: медицинские учреждения города; дошкольные образовательные учреждения; учреждения культуры и сферы молодежной политики; частные компании, в том числе в сфере обслуживания населения

Кафе «Собеседник» Заказчиками услуг ежегодно являются более 270 организаций и предприятий города: детские сады; ветеранские организации; градообразующие предприятия; социальные учреждения; учреждения дошкольного образования; общеобразовательные учреждения; учреждений дополнительного образования

Шелкография и полиграфия Заказчиками услуг отделения шелкографии и полиграфии ежегодно являются более 160 организаций и предприятий города, в том числе: градообразующие предприятия; спортивные организации учреждения в сфере культуры; дошкольные образовательные учреждения; медицинские организации; государственные органы

Мини-прачечная Заказчиками услуг мини-прачечной ежегодно являются более 15 организаций и предприятий города, в том числе: социальные учреждения; организации спасательной и противопожарной службы (в том числе 8 пожарных частей); учреждения в сфере спорта и молодежной политики; градообразующие предприятия; торговые центры

Бригады по благоустройству города Объемы работ для подростков предоставляют более 20 организаций города, в том числе: органы жилищно-коммунального хозяйства города; образовательные учреждения; муниципальные учреждения культуры

Как можно заметить, партнеров в каждом подразделении достаточно много, что говорит об актуальности этих видов деятельности и довольно хорошим спросом на внутреннем рынке товаров и услуг.

Анализируя данные, представленные в таблице 3, мы установили, что в учреждении МАУ ПРСМ «Наше время» каждое подразделение имеет большое количество партнеров, которые поддерживают деятельность учреждения, пользуясь предоставляемыми услугами. Заказчиками услуг являются не только физические лица, но и государственные учреждения, градообразующие предприятия, бюджетные организации и торговые центры. Число партнеров с каждым годом растет, что говорит об актуальности работ, выполняемых подростками.

В рамках изучения особенностей трудоустройства молодёжи в городе Сургуте важным является вопрос оплаты труда молодежи.

Проведенный анализ публичного доклада МАУ ПРСМ «Наше время» по итогам за 2018 год позволил установить, что оплата труда в МАУ ПРСМ «Наше время» строго регламентирована и составляет от 6000-8000 рублей в месяц для молодежи в возрастном диапазоне от 14 до 18 лет [11].

При этом продолжительность рабочего дня составляет не более 2,4 часа в учебное время для подростков от 14-16 лет, не более 3 часов в день в учебное время для подростков от 16-18 лет и не более 3,5 часа в летний период времени для подростков от 14 до 18 лет.

С каждым годом появляется все больше желающих, трудоустроится как в каникулярный период времени, так и на постоянную основу. В приведенной ниже таблице 4 представлены данные о численности трудоустроенной молодежи за период с 2016 по 2018 год.

Таблица 4

Численность трудоустроенной молодежи в МАУ ПРСМ «Наше время» за период с 2016 по 2018 год

Наименование показателя Ед. изм. 2016 год 2017 год 2018 год

Численность подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, трудоустроенных в МАУ «Наше время», в том числе: чел. 2163 2018 2247

- временная занятость чел. 1689 1615 1975

- постоянная занятость чел. 474 403 272

Численность трудоустроенных несовершеннолетних в возрасте от 1418 лет, чел. 2057 1914 2184

в том числе детей, нуждающихся в особой заботе государства, из них: чел. 495 393 475

- состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних чел. 87 96 107

- детей из многодетных семей чел. 203 177 218

- детей из малообеспеченных семей чел. 111 55 69

- детей-сирот; детей оставшихся без попечения родителей чел. 7 3 4

- детей из семей, потерявших кормильца чел. 82 57 69

- детей-инвалидов чел. 5 0 0

Количество предприятий, организаций и учреждений города, предоставивших объемы работ для подростков в бригадах по благоустройству города ед. 21 26 27

Количество организаций (учреждений, предприятий], являющихся заказчиками услуг МАУ «Наше время» ед. 109 124 101

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество физических лиц, являющихся заказчиками услуг МАУ «Наше время» ед. 17 995 18 881 21 859

Исходя из представленной информации в таблице, можно сделать вывод, что более актуальным для молодежи является предложение временной занятости, в то время как постоянная занятость, по сравнению с 2016 годом, значительно снизилась. Стоит отметить, что количество предприятий, предоставивших объемы работ в бригадах по благоустройству города, увеличиваются с каждым годом и на 2018 год составляют 27 организаций. Значительно увеличивается количество заказчиков услуг МАУ ПРСМ «Наше время» со стороны физических лиц по сравнению с 2016 годом абсолютный прирост в 2018 году составил 3864 человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что МАУ ПРСМ «Наше время» является крупным учреждением, занимающимся трудоустройством молодежи уже более 25 лет. Учреждение имеет обширную базу рабочих мест и партнеров, которые принимают участие в программе по содействию занятости молодежи в городе Сургуте. Разнообразие предлагаемых вакансий позволяет молодежи расширить свои знания в нескольких областях или стать достаточно компетентным в одном более понравившемся направлении.

Для изучения вопроса о трудоустройстве молодежи в городе Сургуте была проанализирована организация, занимающаяся трудоустройством молодежи, -Муниципальное автономное учреждение «Районный молодежный центр» (далее -МАУ «РМЦ»).

Основная деятельность учреждения имеет сходства с МАУ ПРСМ «Наше время», но в ходе анализа удалось выделить некоторые отличия. Анализ деятельности МАУ «РМЦ» свидетельствует, что учреждение активно занимается вопросами организа-

ции временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В Сургутском районе МАУ «РМЦ» создает ежегодно более 1000 временных рабочих мест, что уже уступает по количеству мест МАУ ПРСМ «Наше время».

В ходе осуществления своей основной деятельности учреждение реализует ряд мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи Сургутского района в вопросах профессиональной ориентации [9]:

- организация районной Ярмарки учебных мест;

- организация профориентационных экскурсий на предприятия города Сургута и Сургутского района и в учебные заведения высшего, среднего и начального профессионального образования;

- организация деятельности летних дворовых площадок с краткосрочным пребыванием детей младшего школьного возраста;

- организация лагерей труда и отдыха с дневным пребыванием детей.

Являясь отраслевым органом администрации Сургутского района, МАУ «РМЦ»

создан в целях обеспечения полномочий по решению вопросов местного значения, государственных полномочий в сфере образования и иных полномочий. При выполнении полномочий и ряда мероприятий, представленных выше, учреждение взаимодействует с муниципальным казенным учреждением «Новое поколение» (далее -МКУ «Новое поколение») на договорной основе.

МКУ «Новое поколение» осуществляют свою деятельность по трудоустройству молодежи по Сургутскому району. В состав Сургутского района входит: г.п. Белый яр, г.п. Лянтор, г.п. Федоровский, г.п. Солнечный, с.п. Угут, с.п. Сытомино, с.п. Русскинская, с.п. Локосово, п. Высокий мыс, с.п. Нижнесортымский, с.п. Лямина, с.п. Ульт - Ягун [6].

Временная занятость молодежи в возрасте от 14 до 18 лет организовывается на средства муниципальной программы в соответствии с планом по количеству рабочих мест, который утверждает МАУ «РМЦ». Количество рабочих мест за последние три года выросло и составляет на 2016 год - 841 место, 2017 год - 982 места, и на 2018 год - 1355 мест.

Информирование о наличии свободных вакансий размещается на сайте учреждения, где конкретно указано, что рабочие места лишь для временного трудоустройства в свободное от учебы время в возрасте от 14 до 18 лет. Перечень работ, на которые предлагается трудоустройство, достаточно мал и включает большинство работ, связанных с облагораживанием территории и благоустройству населенных пунктов:

- санитарная очистка территорий от мусора;

- озеленение;

- покраска ограждений заборов;

- погрузка вручную мусора на а/машину с переносом груза;

- посадка деревьев;

- уборка бытового мусора на территории;

- чистка дренажных канав;

- уборка дорог (бытовой мусор);

- уборка тротуаров (бытовой мусор);

- чистка тротуаров от снега;

- уборка детских площадок от снега;

- помощь инвалидам и участникам вов;

- швейное производство.

Продолжительность рабочего дня, предлагаемая потенциальным работникам, не противоречит законодательным нормам и составляет для 14-15-летних - не более 2,5 часов, для 16-17-летних - не более 4 часов.

Проведенный анализ организаций города Сургута, которые осуществляют трудоустройство молодежи, потребовал проанализировать деятельность Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский центр занятости населения» (далее - Сургутский центр занятости населения).

Сургутский центр занятости населения, реализуя государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Содействие занятости населения в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» [1], также занимается трудоустройством молодежи. При осуществлении данной программы молодежь в равной степени может пользоваться следующими услугами центра занятости:

- консультирование по вопросам законодательства, о занятости населения, трудового законодательства;

- предоставление государственной услуги по информированию о положении на рынке труда;

- подбор вариантов подходящей работы, в том числе временной;

- регистрации граждан обратившихся в целях поиска подходящей работы, в том числе временной;

- рассмотрения вопроса о признании безработным;

- предоставление государственной услуги по мероприятию «Организация временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время»;

- предоставления государственной услуги по мероприятию «Организация занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы от 16 до 18 лет».

Весь список вакансий представлен на интерактивном портале Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [5].

Проведенный анализ содержания интерактивного портала Сургутского центра занятости населения позволил установить, что на портале обозначены разделы поиска работы для всех категорий граждан и поиск работы для особой категории граждан, куда и относят молодежь до 18 лет.

Анализируя раздел портала «банк вакансий», мы установили, что в апреле 2020 года для молодежи нет ни одной актуальной вакансии. Несмотря на отсутствие актуальных вакансий, на сайте имеется перечень возможных работ, на которые возможно трудоустройство молодежи до 18 лет. Участникам временных работ предлагается такие виды работ, как:

- озеленение и благоустройство территорий, зон отдыха, работ в лесном хозяйстве;

- заготовка сельхозпродукции, дикоросов;

- уход за престарелыми, инвалидами и больными;

- работа гражданско-патриотического характера (благоустройство и озеленение парков, скверов и аллей, территорий вокруг памятников, обелисков, а также надписей на них; сбор и оформление материалов для последующего издания книг памяти, оказание социальных услуг ветеранам Великой Отечественной войны 19411945 гг., вдовам ветеранам и участников ВОВ, боевых действий (приобретение и доставка предметов первой необходимости и продуктов питания, уборка жилья, прополка, полив огородов, уборка территории двора) и многие другие.

Стоит отметить, что основными партнерами Сургутского центра занятости населения при осуществлении трудоустройства молодежи выступают рассмотренные нами ранее учреждения МАУ ПРСМ «Наше время» и МКУ «Новое поколение».

Таким образом, можно сделать вывод, что Сургутский центр занятости населения входит в список организаций, осуществляющих трудоустройство молодежи в городе Сургуте. В ходе реализации государственной программы по содействию занятости населения центр также предоставляет ряд бесплатных услуг, которыми могут пользоваться все категории граждан, в том числе и молодежь. На сегодняшний день содействие в трудоустройстве молодежи является актуальным вопросом, и государство оказывает поддержку данной категории граждан через государственные программы. Тем самым Сургутский центр занятости населения оказывает не только определенный перечень услуг, но и повышает процент трудоустройства молодежи.

В заключение рассмотрим особенности деятельности кадрового агентства «Семь гномов» в городе Сургуте (далее - кадровое агентство). Свою деятельность на рынке Сургута кадровое агентство осуществляет уже на протяжении 9 лет. Кадровое агентство предлагает качественные услуги по подбору и найму домашнего персонала и сотрудников для бизнеса. При обращении в кадровое агентство над задачей заказчика работает целая команда специалистов, от менеджера по персоналу до психологов.

Данная организация занимается поиском кандидатов для определенных видов работ не только для частных клиентов, но и для организаций. Основные направления деятельности организации представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные направления деятельности кадрового агентства «Семь гномов» в городе Сургуте

Важно отметить, что на сайте кадрового агентства «Семь гномов» указаны предоставляемые виды услуг и выделены трудовые функции. Помимо этого указано, что все кандидаты на должность домашнего персонала проходят тщательный отбор, проверку и обязательное психологическое тестирование, с результатами которого заказчик будет ознакомлен.

Как можно заметить, виды работ, на которые подбирает кадровое агентство работников, не требует профессионального образования, а достаточно лишь успешно пройти психологическое тестирование. Данные специальности имеют сходство с вакансиями специализированных учреждений по трудоустройству молодежи, а именно: МАУ «Районный молодежный центр» и «Сургутский центр занятости населения», но кадровое агентство не сотрудничает ни с одним из них.

Кадровое агентство работает по принципу выполнения требований заказчиков, и возрастные ограничения определяет заказчик. Молодежь не всегда является актуальной категорий для определенных видов работ, так как, например, няня должна не только найти подход к ребенку, но обеспечить его безопасность и пристальный контроль.

Проведенный анализ оплаты труда показал, что она зависит напрямую от выбранного вида труда и занятости. На сайте указано, что заработная плата няни варьируется от 150 рублей за час, при частичной занятости, до 20000 рублей при полном рабочем дне за месяц. Услуги домработницы делятся на 2 вида: услуги приходящей домработницы стоят 400 рублей за час работы, услуги по уборке квартиры - 30 рублей за квадратный метр. Сиделки для лежачих больных, инвалидов и пожилых людей с частичной занятостью получают 120 рублей в час, при постоянном проживании такая услуга будет стоить от 20000 рублей в месяц. Личный помощник является достаточно популярной вакансией и оплачивается от 450 рублей в час. Оплата труда персонала, которая подбирается для организаций, устанавливается непосредственно заказчиком, т.е. организацией.

Выводы. Отметим, что в городе Сургуте существенное внимание уделяется вопросам трудоустройства молодежи. Важно отметить, что данные организации имеют богатый практический опыт по организации трудовой деятельности молодежи, что позволяет им оперативно решать организационно-правовые вопросы. Вакансии для трудоустройства являются разнообразными: от рабочего по благоустройству города до швеи и официанта. В городе достаточно развито партнерство и содействие в занятости молодежи между различными организациями.

Комплекс мероприятий, которые проводятся каждый год по привлечению молодежи к труду, позволяет расширять список партнеров и увеличивать число заинтересованных в получении трудовых и профессиональных навыков, что способствует увеличению трудоустроенной молодёжи, по сравнению с предыдущими годами. Анализ деятельности организаций по трудоустройству молодежи в городе Сургуте позволил нам выделить ряд особенностей, которые свойственны данному процессу.

Во-первых, трудоустройство молодежи рассматривается для людей в возрасте от 14 до 18 лет, но также для группы граждан от 18 до 30 лет, которая тоже является молодежью. К главным особенностям можно отнести трудоустройство молодежи на особых условиях, а именно: наличие перечня разрешенных видов работ, четко обозначенная продолжительность рабочего время, которая не может быть выше указанной в законодательных актах, предоставление ряда услуг и осуществление материальной поддержки от центра занятости населения. Также особенностью является предоставление рабочих мест молодежи как в каникулярное время на временной основе, так и во время учебного года, на постоянной основе. Выделенные нами особенности являются актуальной информацией не только для будущих работников, но и для их родителей. Ведь в современных социально-экономических условиях важно понимать и знать не только специфику работы, но и права, предоставляемые отдельным категориям граждан, в том числе и молодежи при трудоустройстве.

Важно отметить, что государственный сектор четко регламентирует трудоустройство молодежи в современных социально-экономических условиях и формирует систему защиты прав и гарантий для молодежи. Одновременно в городе Сургуте реализуются программы, направленные на вовлечение молодежи в разные сферы деятельности.

Литература

1. Актуальная редакция государственной программы «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 20182025 годы и на период до 2030 года» от 9 октября 2013 г. № 409-п.

2. Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: материалы «круглого стола» / Отв. ред. О.В. Пристанская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010. 104 с.

3. Гомезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2014. 226 с.

4. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. ФЗ N 1032 1 «О занятости населения в Российской Федерации». URL: https://rosmintrud.ru/docs/laws/89 (дата обращения: 20.03.2020).

5. Интерактивный портал Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс] / Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. URL: https://job.dznhmao.ru/services/forcitizen (дата обращения: 14.04.2020).

6. Информационный справочник по организации отдыха, трудовой занятости и оздоровления детей в летний период на территории Сургутского района 2016 год. URL: http://admsr.ru/news/2473/70293/ (дата обращения: 11.05.2020).

7. Куренной А.М. Трудовое право России: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. д.ю.н., проф. А.М. Куренного. М.: Юристъ, 2004. 493 с.

8. Лушников А.М., Лушникова М.В. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития. Монография. М., 2015. С. 127. URL: http://biblioclub. ru/index.php?page=book_red&id=375419&sr=1 (дата обращения: 20.03.2020).

9. Муниципальное образование Сургутский район [Электронный ресурс] / Муниципальное автономное учреждение «Районный молодежный центр». URL: http://admsr.ru/work/scs/education/youth/uch/ (дата обращения: 14.05.2020).

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2008. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=3241 (дата обращения: 20.03.2020).

11. Публичный доклад муниципального автономного учреждения по работе с молодежью «Наше время» по итогам работы в 2018 году. URL: https://old.nvsurgut. ru/informacziya.html (дата обращения: 19.05.2020).

12. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70813498/ (дата обращения: 20.05.2020).

13. Селиверстова М.В., Анфалова Н.С. Контент-анализ объявлений о вакансиях на рынке труда города Сургута // Транспортное дело России. 2016 г. № 1. С. 116119.

14. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 20.05.2020).

15. Устав муниципального автономного учреждения по работе с молодежью «Наше время» (в новой редакции) от 27.12.2010 № 3929. URL: http://admsurgut.ru (дата обращения: 20.05.2020).

References

1. AktuaVnaya redakciya gosudarstvennoj programmy" «Sodejstvie zanyatosti nasele-niya vXanty'-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre na 2018-2025gody" i na period do 2030goda» ot 9 oktyabrya 2013g. № 409-p. [Current version of the state program "promotion of employment in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra for 20182025 and for the period up to 2030" dated October 9, 2013 No. 409-p.]. (In Russian).

2. AktuaFny^e problemy'yuvenaFnogo prava iprokurorskogo nadzora po delam nesover-shennoletnix: materialy' «kruglogo stola» [Actual problems of juvenile law and Prosecutor's supervision in cases of minors: materials of the «round table»] / Otv. red. O.V. Pristanskaya; Akad. Gen. prokuratury* Ros. Federacii. M., 2010. 104 s. (In Russian).

3. Gomezo M.V., Petrova E.A., Orlova L.M. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psixologiya: Uchebnoe posobie dlya studentov vsex speciaFnostej pedagogicheskix vuzov [Age and pedagogical psychology: A textbook for students of all specialties of pedagogical universities]. M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2014. 226 s. (In Russian).

4. Zakon RF ot 19 aprelya 1991 g. FZ N10321 «0zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii» [The Law of the Russian Federation of April 19, 1991 FZ N 1032 1 «On employment in the Russian Federation»]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/laws/89 (data obrashheniya: 20.03.2020). (In Russian).

5. Interaktivny j portal Departamenta truda i zanyatosti naseleniya Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry [Interactive portal of the Department of labor and employment of population in Khanty-Mansi Autonomous district - Yugra] [E'lektronny'j resurs] / Organizaciya vremennogo trudoustrojstva nesovershennoletnix grazhdan v vozraste ot 14 do 18 let [Organization of temporary employment of minor citizens at the age from 14 till 18 years.]. URL: https://job.dznhmao.ru/services/forcitizen (data obrashheniya: 14.04.2020). (In Russian).

6. Informacionny jspravochnikpo organizacii otdyXa, trudovoj zanyatosti i ozdorovleni-ya detej v letnij period na territorii Surgutskogo rajona 2016 god [Information guide,

recreation, employment and rehabilitation of children in summer period on the territory of Surgut district in 2016]. URL: http://admsr.ru/news/2473/70293/ (data obrashheniya: 11.05.2020). (In Russian).

7. Kurennoj A.M. Trudovoe pravo Rossii: uchebnik dlya studentov vy^sshix uchebny'x zavedenij [Labor law of Russia: textbook for students of higher educational institutions] / Pod red. d.yu.n., prof. A.M. Kurennogo. M.: Yurist, 2004. 493 s. (In Russian).

8. Lushnikov A.M., Lushnikova M.V. Trudovy^e prava vXXI veke: sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya. Monografiya [Labor rights in the XXI century: current state and development trends: Monograph]. M., 2015. S. 127. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book_red&id=375419&sr=1 (data obrashheniya: 20.03.2020). (In Russian).

9. MunicipaFnoe obrazovanie Surgutskij rajon [Municipal formation of the Surgut district] [E*lektronny*j resurs] / MunicipaFnoe avtonomnoe uchrezhdenie «Rajonny^j molodezhny^j centr» [Municipal Autonomous institution «District youth center»]. URL: http://admsr.ru/work/scs/education/youth/uch/ (data obrashheniya: 14.05.2020). (In Russian).

10. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovy^j slovar" russkogo yazy^ka [Explanatory dictionary of the Russian language]. M., 2008. URL: http://slovarozhegova.ru/word. php?wordid=3241 (data obrashheniya: 20.03.2020). (In Russian).

11. Publichny^j doklad municipaFnogo avtonomnogo uchrezhdeniya po rabote s molodezhyu «Nashe vremya» po itogam raboty' v2018godu [Public report of the municipal Autonomous institution for youth work «Our time» on the results of work in 2018]. URL: https://old.nvsurgut.ru/informacziya.html (data obrashheniya: 19.05.2020). (In Russian).

12. Rasporyazhenie PraviteFstva RFot29.11.2014 N 2403-r «Ob utverzhdenii Osnovgosu-darstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025goda». Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy' «Garant» [Order of the Government of the Russian Federation of 29.11.2014 N 2403-R «On approval of the Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025». Access from the Garant legal reference system]. URL: https://base.garant.ru/70813498/ (data ob-rashheniya: 20.05.2020). (In Russian).

13. Seliverstova M.V., Anfalova N.S. Kontent-analiz ob"yavlenij o vakansiyax na ry'nke truda goroda Surguta [Content analysis of job ads in the labor market of Surgut] // Transportnoe delo Rossii. 2016 g. № 1. S. 116-119. (In Russian).

14. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 24.04.2020). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy" «KonsuFtantPlyus» [The labour code of the Russian Federation of 30.12.2001 N 197-FZ (as amended on 24.04.2020). Access from legal-reference system «ConsultantPlus»]. URL: http://www.consultant.ru/ document (data obrashheniya: 20.05.2020). (In Russian).

15. Ustav municipaFnogo avtonomnogo uchrezhdeniya po rabote s molodezhyu «Nashe vremya» (v novoj redakcii) ot 27.12.2010 №3929 [Charter of the municipal Autonomous institution for youth work «Our time» (in a new version) from 27.12.2010 № 3929]. URL: http://admsurgut.ru (data obrashheniya: 20.05.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.