Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная инфраструктура / экономика региона / грузоперевозки / пассажирские перевозки / транзитное положение / географическая доступность / межрегиональные связи / международные интеграционные связи / transport infrastructure / regional economy / cargo transportation / passenger transportation / transit position / geographical accessibility / interregional relations / international integration relations

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А С. Пчелкин, Е В. Клецкова

В статье рассматриваются проблемы транспортной инфраструктуры Алтайского края и её влияние на экономическое развитие региона. Анализируются ключевые факторы, препятствующие эффективной работе транспортной системы, такие как износ транспортных сетей, недостаток инвестиций в модернизацию и расширение инфраструктуры, а также ограниченные возможности для поддержания международных транспортных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AND ITS IMPACT ON THE ECONOMY OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY

The article discusses the problems of the transport infrastructure of the Altai Territory and its impact on the economic development of the region. The key factors hindering the efficient operation of the transport system are analyzed, such as the deterioration of transport networks, lack of investment in infrastructure modernization and expansion, as well as limited opportunities to maintain international transport links.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

А.С. Пчелкин, магистрант

Научный руководитель: Е.В. Клецкова, д-р экон. наук, профессор Алтайский государственный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-42-45

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы транспортной инфраструктуры Алтайского края и её влияние на экономическое развитие региона. Анализируются ключевые факторы, препятствующие эффективной работе транспортной системы, такие как износ транспортных сетей, недостаток инвестиций в модернизацию и расширение инфраструктуры, а также ограниченные возможности для поддержания международных транспортных связей.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, экономика региона, грузоперевозки, пассажирские перевозки, транзитное положение, географическая доступность, межрегиональные связи, международные интеграционные связи.

Транспортная инфраструктура играет ключевую роль в развитии экономики региона, выступая не только связующим звеном между производителями и потребителями, но и основой для формирования устойчивого экономического роста. Ее состояние напрямую влияет на эффективность хозяйственных связей, привлечение инвестиций, расширение внешнеэкономических связей и повышение конкурентоспособности регионов на внутреннем и внешнем рынках. В современных условиях динамичного развития экономических процессов транспортная система является важным инструментом для повышения территориальной доступности, увеличения объемов перевозок и снижения издержек, что способствует росту валового регионального продукта (ВРП).

Алтайский край, обладая уникальным географическим положением на стыке Западной Сибири и предгорий Саян, а также находясь на границе с Казахстаном, имеет значительные возможности для развития транспортной инфраструктуры. Транзитное положение региона в сочетании с разнообразием видов транспорта - железнодорожного, автомобильного, водного и авиационного - создают благоприятные условия для формирования транспортных коридоров, как внутри России, так и на международном уровне. Однако удаленность от основных промышленных центров и рынков сбыта требует активного развития транспортных сетей для усиления инте-

грационных процессов и повышения экономического потенциала региона.

Анализ существующих проблем

Развитие транспортной инфраструктуры является важным фактором экономического роста, особенно для таких удаленных и транзитных регионов, как Алтайский край. В настоящее время регион сталкивается с рядом проблем, которые препятствуют полному раскрытию его экономического потенциала, несмотря на благоприятное географическое положение и наличие транспортных ресурсов.

Одной из ключевых проблем является удаленность Алтайского края от крупных промышленных и торговых центров России, что увеличивает затраты на перевозку продукции и снижает конкурентоспособность местных предприятий. Дефицит современных логистических решений и недостаточная пропускная способность существующих транспортных магистралей ведут к удорожанию продукции, снижению темпов товарооборота и замедлению интеграции региона в общероссийские и международные транспортные коридоры [3].

Еще одной проблемой является недостаточная модернизация транспортных сетей, в том числе автомобильных и железнодорожных путей. В частности, некоторые автомобильные дороги региона нуждаются в капитальном ремонте и расширении, что ограничивает возможности для увеличения объёмов грузо и пассажироперевозок. Кроме того, существует дефицит качественных логистиче-

ских и транспортных услуг, что снижает привлекательность региона для инвесторов и логистических компаний.

Нерегулярное транспортное сообщение и недостаточное развитие инфраструктуры для внутреннего водного и авиационного транспорта также оказывают негативное влияние на региональную экономику. Особенно это заметно в малонаселенных и отдаленных районах, где отсутствуют эффективные маршруты сообщения, что ограничивает доступ к услугам и товарам для жителей этих территорий [1].

Кроме того, Алтайский край, обладая потенциалом для развития международной торговли с Казахстаном и другими соседними странами, сталкивается с проблемами недостаточно развитой пограничной инфраструктуры и слабой логистической связью с международными рынками. Это сдерживает развитие экспортно-ориентированных отраслей региона и ограничивает возможности для наращивания внешнеэкономической активности [4].

Таким образом, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры Алтайского края является серьезным барьером для дальнейшего экономического роста региона. Без улучшения транспортных путей, модернизации инфраструктуры и расширения логистических возможностей регион рискует остаться на периферии экономических процессов, что ограничивает его потенциал как транзитного узла и снижает уровень жизни населения.

Возможные решения проблем транспортной инфраструктуры

Для улучшения транспортной инфраструктуры и, как следствие, стимулирования экономического роста Алтайского края, необходим комплексный подход, включающий модернизацию существующих транспортных сетей, развитие новых логистических маршрутов и оптимизацию использования ресурсов. Рассмотрим ключевые направления решений:

Одним из способов улучшения транспортной инфраструктуры является модернизация автомобильных дорог и железнодорожных путей. Улучшение качества дорожного покрытия и расширение основных транспортных артерий региона - один из приоритетов для снижения транспортных затрат и увели-

чения объемов перевозок. Модернизация железнодорожной сети и повышение её пропускной способности позволят снизить нагрузку на автомобильные дороги, а также ускорить движение товаров и снизить расходы на логистику [1]. Для этого можно привлечь государственные программы по развитию транспортной инфраструктуры, а также использовать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) для привлечения инвестиций.

Также необходимо отметить важность создания и развития современных транспортно-логистических центров на территории региона. Эти центры могут объединить автомобильные, железнодорожные и воздушные перевозки, сократив время на транспортировку и обработку грузов. Логистические центры будут способствовать оптимизации логистических цепочек и снижению стоимости продукции, что сделает регион более привлекательным для бизнеса и инвесторов.

Учитывая транзитное положение Алтайского края, следует развивать транспортные коридоры для улучшения межрегиональных и международных связей, особенно с Казахстаном и другими странами Средней Азии. Улучшение пропускной способности пограничных пунктов и создание новых международных маршрутов позволит активизировать экспортно-импортные операции и укрепить экономические связи с зарубежными рынками. Инвестиции в развитие мультимодальных перевозок также могут улучшить транспортную доступность региона и повысить его конкурентоспособность [2].

Развитие внутреннего водного и авиационного транспорта. Водный транспорт, особенно река Обь, имеет значительный потенциал для увеличения объемов перевозок внутри региона и за его пределами. Необходимо инвестировать в модернизацию портовой инфраструктуры и развитие внутренних водных путей. Авиационный транспорт также может играть важную роль в обеспечении связи между удаленными районами и ключевыми экономическими центрами. Расширение сети внутренних авиаперевозок и развитие аэропортов могут существенно улучшить доступ к товарам и услугам, сократив транспортные издержки.

Использование инновационных технологий и цифровизация логистики. Внедрение совре-

менных информационных и цифровых технологий в управление транспортной инфраструктурой может значительно повысить ее эффективность. Создание единой цифровой платформы для управления грузоперевозками, планирования логистики и мониторинга состояния транспортных сетей позволит оперативно принимать решения и оптимизировать ресурсы. Это также поможет снизить издержки, минимизировать время простоя транспорта и улучшить контроль за движением грузов.

Не менее важным является привлечение частных инвестиций и участие в государственных программах. Для реализации масштабных проектов по модернизации транспортной инфраструктуры необходимо активное привлечение частного капитала. Программы государственно-частного партнерства (ГЧП) могут стать эффективным инструментом для реализации крупных инфраструктурных проектов. Кроме того, Алтайский край может участвовать в федеральных и международных программах финансирования развития транспортной сети, что позволит привлечь дополнительные ресурсы на развитие региональной инфраструктуры.

Нельзя забывать и о кадровом вопросе. Для успешной реализации всех вышеперечисленных мер необходимо уделять внимание подготовке квалифицированных кадров в транспортной сфере. Организация образовательных программ, повышение квалификации работников транспортной отрасли и создание новых рабочих мест будут способствовать улучшению качества обслуживания транспортных сетей и общей производительности в секторе.

Таким образом, комплексная модернизация транспортной инфраструктуры Алтайского края с учетом географических и экономических особенностей региона позволит значительно повысить его экономический потенциал [4]. Оптимизация ресурсов, развитие логистики и интеграция инноваций в управление транспортными процессами создадут условия для устойчивого экономического роста, увеличения объемов внешнеэкономической деятельности и повышения уровня жизни населения.

Завключение

В результате анализа проблем и возможностей улучшения транспортной инфраструктуры Алтайского края можно сделать несколько ключевых выводов. В результате анализа проблем и возможностей оптимизации транспортной инфраструктуры Алтайского края можно выделить несколько ключевых выводов.

Во-первых, основные трудности, такие как высокая степень изношенности объектов, недостаток финансирования и сложности в координации транспортных потоков, требуют комплексного подхода для их решения. Понимание этих аспектов является важнейшей предпосылкой для разработки стратегий модернизации и повышения эффективности инфраструктуры.

Во-вторых, переход к цифровым и интегрированным методам управления транспортной сетью позволит улучшить мониторинг состояния объектов, оптимизировать использование ресурсов и повысить безопасность.

Также важен системный подход к развитию транспортной инфраструктуры, который учтёт потребности региона, обеспечит приоритетное развитие ключевых транспортных коридоров и повысит транзитный потенциал Алтайского края. Упрощение регулятивных процедур и внедрение стандартов устойчивого строительства создадут условия для минимизации экологического воздействия и ускоренного привлечения инвестиций в инфраструктуру.

Привлечение частных инвестиций через государственно-частное партнерство открывает новые перспективы для развития транспортной сети, обеспечивая необходимый приток финансовых ресурсов и технологий. Дополнительно, развитие образовательных программ и повышение квалификации специалистов в области транспортного управления создадут стабильный кадровый потенциал, необходимый для эффективной эксплуатации и дальнейшего совершенствования инфраструктуры.

Таким образом, реализация указанных стратегий позволит создать устойчивую и высокоэффективную транспортную инфраструктуру в Алтайском крае, что будет способствовать экономическому развитию региона и повышению качества жизни его населения.

Библиографический список

1. Федоров В.Е. Оценка влияния состояния дорог на развитие региона / В.Е. Федоров, С.В. Федоров // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности. - 2013. -№ 2. - С. 141-153. - EDN RTCKYR.

2. Заварзина Ю.В. Роль дорожно-транспортной инфраструктуры в развитии региона: социальное моделирование и прогнозирование // Социология. - 2023. - №4.

3. Кривошеев, А.В. Исторический аспект формирования и вопросы совершенствования транспортной системы Алтайского края / А.В. Кривошеев, В.В. Мищенко // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. - 2020. - № 12. - С. 132-145. - EDN MSSDJY.

4. Ротанова И.Н., Кротов А.В., Филина М.В. Транспортно-географическое положение российской части Алтайского региона в контексте концепции «экономического пояса Шелкового пути» // Восточная аналитика. - 2019. - №2.

PROBLEMS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AND ITS IMPACT ON THE ECONOMY OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY

A.S. Pchelkin, Graduate Student

Supervisor: E.V. Kletskova, Doctor of Economic Sciences, Professor Altai State University (Russia Barnaul)

Abstract. The article discusses the problems of the transport infrastructure of the Altai Territory and its impact on the economic development of the region. The key factors hindering the efficient operation of the transport system are analyzed, such as the deterioration of transport networks, lack of investment in infrastructure modernization and expansion, as well as limited opportunities to maintain international transport links.

Keywords: transport infrastructure, regional economy, cargo transportation, passenger transportation, transit position, geographical accessibility, interregional relations, international integration relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.