Научная статья на тему 'Проблемы транспортной доступности туристских дестинаций (на примере Крыма)'

Проблемы транспортной доступности туристских дестинаций (на примере Крыма) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
207
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / КРЫМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Милорадов К. А.

Проанализированы проблемы транспортной доступности туристских дестинаций. Рассмотрено влияние состояния транспортной системы на развитие туристско-рекреационного потенциала Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы транспортной доступности туристских дестинаций (на примере Крыма)»

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КРЫМА)

© Милорадов К.А.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Проанализированы проблемы транспортной доступности туристских дестинаций. Рассмотрено влияние состояния транспортной системы на развитие туристско-рекреационного потенциала Крыма.

Ключевые слова: туристские дестинации, транспортная доступность, Крым, индустрия гостеприимства и туризма.

Индустрия гостеприимства и туризма в Российской Федерации имеет большой потенциал развития. Высокой привлекательностью для туристов обладают регионы, в которых культурно-исторические достопримечательности сочетаются с природно-климатическими и экологическими факторами при приемлемом уровне сервиса. К числу таких регионов относится Республика Крым ([1]).

В [4] приводятся следующие данные о потоке туристов в Крым (см. табл. 1).

Туристские потоки в Крым

Таблица 1

Год Общее количество туристов, млн. чел. Включая организованных туристов, млн. чел.

2009 5 1,04

2010 5,72 1,1

2011 6,2 1,4

2012 6,134 н/д

2013 5,89 н/д

Транспортная инфраструктура является важным фактором успешного развития сферы гостеприимства и туризма Республики Крым. С точки зрения характера туристских потоков Крым является территорией въездного туризма.

Согласно паспорту Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (утверждена постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790), целями Программы являются: интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обес-

* Доцент кафедры Г остиничного и туристического бизнеса, кандидат экономических наук, доцент.

170 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

печения устойчивого экономического развития. Одной из задач Программы является устранение ограничений транспортной инфраструктуры.

К целевым индикаторам и показателям реализации Программы относятся, в частности:

- количество установленных в Крымском федеральном округе пунктов пропуска;

- количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетнопосадочных полос;

- количество введенных в эксплуатацию центров организации воздушного движения;

- количество введенных объектов портовой инфраструктуры;

- степень готовности мероприятия, направленного на обеспечение постоянного транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации;

- прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;

- количество новых туристско-рекреационных кластеров;

- количество действующих индустриальных парков.

Согласно [2], намечены 2 этапа реализации Программы: I этап - 20152017 годы; II этап - 2018-2020 годы.

Формирование сети современных автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала является ожидаемым результатом реализации Федеральной целевой программы.

Основными видами транспорта для доставки туристов в Крым являются:

- автомобильный;

- авиационный;

- железнодорожный;

- морской и водный.

Роль железнодорожного транспорта в силу географических причин сейчас существенно уменьшилась. Соответственно, выросла роль автомобильного и авиационного транспорта.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Крыму составляет свыше 6 тыс. км. Плотность автодорог с твердым покрытием составляла 240 км на 1000 кв. км территории. Это меньше соответствующих значений соседних регионов (Краснодарский край - 428 км на 1000 кв. км территории - по данным Росстата за 2013 год).

Опорную сеть автомобильных дорог составляют следующие дороги:

- М-17 Херсон - Джанкой - Феодосия - Керчь;

- М-18 Харьков - Симферополь - Алушта - Ялта;

Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в России

171

- Н-05 Красноперекопск - Симферополь;

- Н-06 Симферополь - Бахчисарай - Севастополь;

- Н-19 Ялта - Севастополь;

- Р-23 Симферополь - Феодосия;

- Р-25 Симферополь - Евпатория.

Как отмечено, в частности, в [5], последние 20 лет работы по реконструкции и капитальному ремонту автодорог практически не проводились, а расходы на содержание составляли 12-15 % от нормативного объема. Поэтому ремонт автомобильных дорог и модернизация дорожной сети является одной из важных задач по развитию транспортной системы полуострова.

Несмотря на то, что международное авиасообщение в Крыму прекращено, согласно данным на сайте международного аэропорта Симферополя (http://airport.crimea.ua), российские авиакомпании выполняют рейсы в 37 городов России, таким образом, авиатранспорт играет важную роль в доставке туристов.

Основными морскими портами Крыма являются Севастополь, Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория. Следует ожидать, что в решении проблем транспортной доступности будет возрастать роль паромного сообщения.

Несмотря на почти полное прекращение заходов в порты Крыма круизных лайнеров, значение морского и водного транспорта для сферы туризма остается важным, а морской и водный транспорт имеют большой потенциал развития.

Ухудшение отношений с Украиной привели к прекращению железнодорожного сообщения с Крымом. Таким образом, значение железнодорожного транспорта для сферы туризма в последнее время снизилось.

Вместе с тем, для удобства туристов организовано оформление «единого билета» для проезда в Крым. Согласно информации на сайте АНО «Единая транспортная дирекция» (http://transdir.ru/), поезд следует до станций Анапа или Краснодар. Далее организовано сообщение между станциями Анапа, Краснодар и населёнными пунктами Крымского федерального округа с использованием автомобильного и морского транспорта.

Для проезда в Крымский федеральный округ в кассе пассажирам оформляется билет на перевозку по железной дороге, посадочный талон и талон на получение услуги по проезду морским и автомобильным транспортом (паромом и автобусом). Оформление талонов возможно только с одновременным оформлением проездного документа на поезда дальнего следования и заканчивается за 24 часа до отправления поезда. Все рейсы (поезд -автобус - паром - автобус) состыкованы по времени отправления.

Керченская паромная переправа (переправа «Крым - Кавказ») - морская паромная переправа, соединяющая Крым и Краснодарский край. Переправа выполняет перевозку через Керченский пролив пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов. Паромы курсируют между портом «Крым» и

172 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

портом «Кавказ». Переправа находится в самом узком месте пролива (расстояние между портами около 5 км), в районе северо-восточной окраины города Керчь, и эксплуатируется круглосуточно в течение всего года.

Через переправу проходит автодорога E97 (М-25 в Краснодарском крае и М-17 в Крыму). При благоприятной погоде ежедневно паромы совершают до 114 рейсов, перевозя до 4,2 тыс. автомобилей и 22,6 тыс. пассажиров (АНО «Единая транспортная дирекция» - http://transdir.ru/).

За счет того, что порт Кавказ развивался как экспортный и только северный грузовой район имеет десять различных причалов, развитие Керченской переправы сдерживается неразвитой инфраструктурой порта Крым, способной одновременно принимать только два автомобильных парома. Паромная переправа, очевидно, является «узким местом» транспортной системы.

Анализ состояния транспортной системы позволил выявить факторы риска и оценить степень их влияния. Факторы риска, негативно влияющие на состояние транспортной системы Республики Крым и отдельных видов транспорта, и оценка степени влияния неблагоприятных факторов приведены в табл. 2.

Таблица 2

Влияние факторов риска на состояние транспортной системы

Вид транспорта Факторы риска Степень влияния неблагоприятных факторов

Автомобильный Состояние автодорог, парка транспортных средств Средняя

Воздушный Геополитические факторы (международные санкции) Сильная (прекращение международного авиасообщения)

Морской Геополитические факторы (международные санкции) Сильная (прекращение международного морского сообщения)

Железнодорожный Ухудшение отношений с Украиной Сильная (прекращение железнодорожного сообщения)

Переправа через Керченский пролив Неблагоприятные погодные условия Сильная (прекращение работы переправы)

В краткосрочном периоде целесообразнее строительство моста через Керченский пролив. Министерство транспорта России опубликовало проект постановления правительства о выделении денег на строительство 19-километрового Керченского моста. Согласно [3], общая стоимость строительства, источником финансирования которого должна стать Федеральная целевая программа по развитию Крыма, должна составить 228,3 млрд руб.

Транспортный переход обеспечит бесперебойную круглогодичную транспортную связь между Крымом и другими субъектами Российской Федерации без пересечения госграницы с другими государствами.

Список литературы:

1. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и об-

Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в России

173

разовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

2. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 №790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

3. Постановление правительства РФ «О бюджетных инвестициях в создание транспортного перехода через Керченский пролив» (проект).

4. Козлов Д.А., Попов Л.А. Проблемы и перспективы туризма в Крыму. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. -2014. - № 6 (7). - С. 137-145.

5. Соловьев А.А. Перспективы трансформации транспорта Крыма // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «География». - 2011. - Том 24 (63). - № 1. - С. 239-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.