Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия "География". Том 24 (63). 2011 г. №1. С.239-240.
УДК 332.1
ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТА КРЫМА
Соловьев А. А.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Украина, e-mail:
solovuev-exb@list. ru
Сделан краткий анализ транспортной системы Крыма по различным видам транспорта. Дана характеристика автомобильного, железнодорожного, воздушного и морского транспорта в Крыму. Выделены перспективные направления трансформации транспортной системы Крыма. Ключевые слова: транспорт, транспортная система, туризм и рекреация.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие транспортной системы было вызвано разными факторами, наиболее значимый из них - это развитие путешествий в мире. Люди с древних времен путешествовали с различными целями: поиск территорий для жизни, торговля, военные походы, открытие новых земель и др. Эти путешествия еще нельзя было назвать туристическими, но уже тогда они подталкивали изобретателей и строителей к постройке новых более совершенных видов транспорта, которые становились альтернативой гужевому.
Прогресс на транспорте во второй половине 20 века явился одним из важнейших факторов вступления международного туризма в этап массового развития. В 2010 году объем международных туристических прибытий достиг 935 млн. человек, из них более 20 млн. посетили Украину, из которых более 1 млн. иностранцев приехали на отдых в Крым.
Цель данной статьи - выявить особенности современного состояния транспортной системы Крыма для определения перспективных направлений её трансформации.
Задачи: 1. рассмотреть состояние основных сегментов транспортной системы Крыма;
2. определить перспективные направления трансформации транспортной системы Крыма.
В научно-методической литературе вопросы трансформации транспортной системы изучены недостаточно. Н.В. Багров определяет транспортную систему Крыма, как опорный каркас развития региона, делая особый акцент на развитии автомобильного транспорта [1]. В работе А.В. Вершицкого, изучены состояние и перспективы развития автомобильным туризмом в Крыму [2]. Вместе с тем, отсутствует комплексный подход к изучению всей транспортной системы Крыма с целью ее трансформации для полноценного развития региона, как международного туристско-рекреационного центра.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КРЫМА
Освоение Крыма как рекреационного центра началось с 19 века и включает в себя 4 этапа:
1. Начало XIX в. - 1917 г. - этап зарождения курортов и очагового рекреационного освоения территории;
2. 1917-1950 гг. - этап формирования социалистической системы курортного лечения и отдыха и создания локальных рекреационных систем;
3. 1951-1990 гг. - этап роста масштабов курортной деятельности и формирования региональных рекреационных систем;
4. С 1991 г. - этап застоя и начала трансформаций в функциональной и территориальной структуре санаторно-курортной деятельности.
Таким образом, начиная с 19 века, в Крыму интенсивно развивается транспортная сеть, прежде всего, железнодорожная (строительство железных дорог до Симферополя и Севастополя в 1875-1915 гг.). Выделяются государственные средства на улучшение автодорог Севастополь-Ялта, строительство дорог Симферополь-Алушта (1824), Ай-Петри-Бахчисарай и др. В 19 веке были построены капитальные порты в Ялте, Евпатории, Керчи и Севастополе. И в настоящее время пассажирская транспортная системы Крыма включает в себя все четыре главные составляющие мирового транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный транспорт.
Крым, выступая главной туристской дестинацией в Украине, имеет выгодное транспортно-географическое положение, однако транспортная составляющая регионального турпродукта нуждается в совершенствовании. Это касается, как количественных параметров развития транспортной сети, так и решения проблем бесперебойности, безопасности и комфортности работы транспорта.
Автомобильный транспорт в Крыму является самым востребованным. Более 100 млн. человек перевозится каждый год, причем, 52 % пассажиров перевозится транспортом частных операторов. Длина автомобильных дорог с твердым покрытием насчитывает 6260,5 км, в том числе, 1183,5 км - государственные автомобильные дороги, 5077 км - дороги местного значения. Кроме того, по территории Крыма проходят два европейских коридора - Е-97 (Шёлковый путь) протяженностью 318,9 км и Е-105 протяженностью 220,5 км. Состояние основных дорог в последние годы улучшается. Так, до 2005 года Крым занимал первое место среди регионов Украины по количеству ДТП, произошедших вследствие плохого состояния дорог. 548 ДТП в 2005 году из-за неудовлетворительного состояния дорог, в 2009 году - 19 ДТП, за 10 месяцев 2010 года - 13 ДТП. Однако, большая часть дорог имеет неудовлетворительное состояние, поскольку финансирование содержания дорог составляет только 22% от необходимого объема [11].
Начиная с 1970-1980-х годов, практически не осуществлялось строительство новых автомобильных дорог и реконструкции существующих. Учитывая то, что межремонтные сроки от одного капитального ремонта до следующего должны составлять 18 лет, в условиях недостаточного выделения средств из государственного бюджета в Крыму было пропущено по 2-3 межремонтных срока по большинству автомобильных дорог. Для исправления ситуации, по автомобильным дорогам Автономной Республики Крым необходимо выполнять
около 650-700 км планово-предупредительного ремонта и 120-150 км капитального ремонта ежегодно. Таким образом, на полный ремонт и поддержание крымских дорог необходимо 1 млрд. 800 млн. гривен [13].
В настоящее время осуществлен лишь первый этап одного из многих проектов -объездная дорога в Симферополе, соединяющая Евпаторийское шоссе и Николаевскую трассу. По данным Службы автомобильных дорог в Крыму, ввод в эксплуатацию объездной дороги вокруг Симферополя позволит уменьшить интенсивность автомобильного движения в городе и разгрузить дороги на 30-40%. Второй этап работ включает строительство участка дороги между Николаевской и Севастопольской трассой [12].
Железнодорожный транспорт. Основу железнодорожной сети региона составляют отрезки проходящих через него магистралей с двумя основными узлами -Симферополем и Джанкоем. В составе Крымского отделения Приднепровской железной дороги насчитывается 75 раздельных пунктов-станций. Главные участки железных дорог Крыма: Симферополь - Джанкой (91 км), Симферополь -Севастополь (77 км), Джанкой - Владиславовка (101 км), Владиславовка - Порт Крым (108 км), Симферополь - Остряково - Евпатория (82 км) [10].
В настоящее время протяженность железнодорожных путей в АР Крым составляет 644 км. Ежегодный пассажиропоток на железнодорожном транспорте превышает 20 млн. человек. Даже в межсезонье загруженность железнодорожных магистралей в Крыму составляет около 95 % от нормативной, а в течение курортного сезона - существенно ее превышает.
В пределах Крымской дирекции железнодорожных перевозок находится около 150 переездов. Железнодорожные переезды подразделяются на охраняемые и неохраняемые: порядка 40 переездов охраняемые, 130 переездов оборудованы автоматическими системами сигнализации, что дополнительно повышает их безопасность.
Необходимо также отметить в качестве положительной тенденции развития железнодорожного транспорта в Крыму проект и начало строительства нового вокзала для пригородных поездов в Симферополе и реконструкцию железной дороги Симферополь - Севастополь. К сожалению, в настоящее время закончены только подготовительные работы для постройки нового вокзала, само же строительство до сих пор не начато. Власти обещали ввести в эксплуатацию новый вокзал к началу курортного сезона 2011 года. На первый подготовительный этап Украинской железной дорогой было выделено и освоено в 2010 году около 100 млн грн., на строительство же необходимо еще 250 млн грн, которые должны быть выделены из бюджета Украины.
С октября 2010 года началось движение электропоезда повышенной комфортности Симферополь - Севастополь, который преодолевает расстояние за 1 час 40 минут вместо 2 часов 20 минут ранее. В ближайшее время планируется введение в эксплуатацию на крымской железной дороге еще 5 подобных электропоездов.
К числу актуальных можно отнести ряд других проблем развития железнодорожного транспорта, препятствующих полноценному развитию Крыма, как туристско-рекреационного центра: проведение электрификации ж/д сети, замена устаревшего оборудование, деревянных шпал, обновление подвижного состава,
развитие современной ремонтной базы, создание надлежащей инфраструктуры на железнодорожных станциях и др.
Воздушный транспорт.
В Крыму развиваются международные, национальные и региональные перевозки. Самый крупный международный аэропорт Крыма -«Симферополь». Это аэропорт, который функционирует с 1936 года; в нем имеется пограничный пункт пропуска и таможня.
Из аэропорта "Симферополь", выполняются регулярные и чартерные рейсы более чем в 70 городов Украины, СНГ и дальнего зарубежья.
В настоящее время пропускная способность аэровокзального комплекса аэропорта «Симферополь» составляет 750 пассажиров в час на прилет, что позволяет обеспечить потребность в авиаперевозках до 2014 года. Вместе с тем, учитывая рост отправлений пассажиров и увеличение числа дополнительных авиарейсов, к 2014 году необходимо увеличить пропускную способность аэровокзального комплекса до 1500 пассажиров в час [9].
В течение последних лет произведена реконструкция площади возле аэровокзала, в которую вложено 2,3 млн. гривен. На 2012 год запланирована реконструкция терминала местных воздушных авиалиний. Для полной реконструкции аэропорта Симферополь необходимо 80 млн. евро [14].
Второй международный аэропорт Крыма - «Бельбек» (Севастопольский горсовет). Аэропорт возобновил пассажирские авиаперевозки в 2010 году. Кроме внутренних авиаперевозок (Днепропетровск и Киев), из «Бельбека» осуществляются регулярные рейсы в Москву (Внуково).
Воздушный транспорт Крыма имеет слаборазветвленную внутрикрымскую сеть, представленную малой авиацией (небольшие самолеты и вертолеты). Регулярные рейсы отсутствуют, но услугами региональных компаний можно воспользоваться, например, для проведения экскурсионных облетов Крыма. Такой вид обслуживания развивают аэродромы „Джанкой" ТОВ «Авиакомпания «Ветеран» , «Керчь», «Заводское» Крымское государственное предприятие «Универсал-Авиа» в Симферополе и вертодром „Ялта".
В числе стратегических планов развития авиационного транспорта в Крыму значатся строительство международного аэропорта в Евпатории и переоборудование аэропорта в Керчи под международные авиаперевозки.
В 2010 году услугами аэропортов Автономной Республики Крым воспользовалось 843,4 тыс. человек, что на 12,3% больше, чем в 2009 году. По итогам года количество отправленных из аэропортов Крыма пассажиров увеличилось на 11,7% и составило 418,6 тыс. человек. Количество пассажиров, прибывших в аэропорты автономии, составило 424,8 тыс. человек, что на 12,9% больше, чем в 2009 году. В 2010 году аэропортами автономии было выполнено 6,5 тыс. рейсов, что на 7,5% больше, чем годом ранее. В целом, динамика пассажирских перевозок воздушным транспортом положительная (таблица 1).
К основным проблем воздушного транспорта в Крыму необходимо отнести: устаревший парк самолетов, отсутствие регулярных региональных перевозок, несоответствие технических возможностей аэропортов современным международным требованиям.
Таблица 1.
Динамика пассажироперевозок воздушным транспортом в 2005-2010 гг
Отправлено пассажиров
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
По Украине 102312 104462 138074 172770 160021 -
В Россию 130818 118669 135356 151061 155216 -
В дальнее и
ближнее 78104 91784 98392 104614 59500 -
зарубежье
ВСЕГО 311284 314915 371822 428445 374737 418600
Прибыло пассажиров
Всего 310172 318668 372786 426512 376297 424800
Итого 631456 633583 744608 854957 751034 843400
Составил автор [16]
Водный транспорт. Морские транспортные перевозки Крыма осуществляются через главные морские порты: Севастополь, Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория. Объемы пассажирских перевозок водным (морским) транспортом превышают 1 млн. пассажиров, в то числе количество перевезенных пассажиров во внутреннем сообщении достигает 600 тыс. пассажиров. Обслуживание пассажиров так же осуществляется по направлениям в Россию и Турцию, но и их объем не значителен.
Севастопольский морской торговый порт является членом Ассоциации круизных портов Средиземного моря. Порт располагает с 2010 года уже тремя оборудованными пассажирскими причалами протяженностью 200 м, 135 м и 300 м (новый рейдовый причал напротив мыса Павловский) у которых могут пришвартовываться пассажирские лайнеры с осадкой современных круизных лайнеров (глубина нового причала 16 м). В 2011 году планируется реконструкция здания морского вокзала с увеличением общей полезной площади на 600 кв. метров.
В 2010 году Севастополь посетили 42 иностранных лайнера и 84 теплохода типа река-море. Общее количество туристов - 32614, в основном, европейцы и американцы, круизные суда из Азии и стран ближнего зарубежья отсутствуют. В 2010 году иностранных судов зашло на 8 единиц меньше, чем в 2009 г.
Ялтинский морской торговый порт среди других портов региона выделяется обслуживанием круизных туристов, включая иностранцев. В отличие от остальных портов, основу деятельности составляет перевозка пассажиров. Глубина пассажирского терминала до 8,5 м, он имеет причалы разной длинны: № 1 - 256 м, № 2 - 215 м, № 4 - 146 м, предназначенные для приема круизных и других пассажирских судов. Порт имеет 3 судна вместимостью 250 пассажиров и 9 судов вместимостью 200 пассажиров для работы на местных линиях.
В 2010 году в Ялте осуществлено 118 судозаходов, из которых 75- круизные лайнеры, а 43 - суда типа «река-море». Ялтинский порт трижды принял суда, длина которых превышает 290 метров: 18 июня и 30 августа у берегов Ялты стояло судно «Kosta Meditterania» (292,5 метра), а 19 сентября - «Qween Viktoria» (294 метра),
которое в последний раз заходило в порт 2 года назад. В 2010 году доходы порта от приёма круизных судов составили около $1млн. 200 тыс.
В настоящее время разработана концепция развития морского берега Крыма в 2006 - 2016 гг. В рамках этой концепции подготовлена программа перспективного развития Ялтинского морского торгового порта. Имеется инвестиционный проект реконструкции пассажирского терминала, который включает реконструкцию морского вокзала, административных зданий порта и причалов, дно-углубительные работы, строительство гидротехнических сооружений, улучшающих защиту акватории порта от штормов, совершенствование инфраструктуры для приема круизных мега-судов длиной более 300 метров.
На базе грузо-пассажирского портопункта планируется комплексное строительство современной яхтенной марины международного класса, включающее создание полной инфраструктуры: яхтенные причалы, эллинги, отели, рестораны, кафе, зоны отдыха и развлечений, торговый центр, все виды снабжения и ремонта яхт и т. п. [15]
Евпаторийский морской торговый порт лидирует в Крыму по количеству челночных рейсов в Турцию и другие страны. Из евпаторийского порта так же выполняются транспортные перевозки для всего западного побережья Крыма.
Феодосийский морской торговый порт по сравнению с другими портами Крыма имеет специфические особенности. Прежде всего, это крупный транспортный узел, сочетающий работу порта и железнодорожных станций Айвазовская и Феодосия. Порт осуществляет преимущественно прием и переработку грузов. Существование грузового порта в центре города расценивается как фактор, снижающий качество рекреационной среды. Существует проект его переноса в район Дальних Камышей Феодосийского горсовета.
Керченский морской торговый порт это самый большой грузовой порт в Крыму. Для пассажирских перевозок здесь особо важна паромная переправа. В настоящее время флот Керченской паромной переправы состоит из двух паромов-ледоколов "Керченский-1" и "Керченский-2", а также автомобильного парома "Ейск".
До 2014 года - к моменту открытия Олимпиады в Сочи, должен быть построен Керченский мост. В настоящее время существует проект строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Проект предполагает строительство моста на сваях длиной 4,5 километра и высотой 50 метров, который соединит порт Крым и порт Кавказ. Стоимость проекта - 480 млн. долларов. Как считают его инициаторы, мост может быть построен в течение двух лет.
2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КРЫМА
Основой ее осуществления может стать реализация инновационно-инвестиционных стратегий с привлечением, как частного, так и государственного капитала. Необходима разработка и осуществление комплексных целевых программ по развитию специальной транспортной инфраструктуры.
В настоящее время разработаны и ждут своей реализации ряд концепций, а именно:
• Концепция государственной целевой программы развития Крыма (Экологически безопасный Крым) на 2011-2015 гг [5];
• Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы [8];
• Концепции развития морского берега Крыма на 2006-2016 годы [6];
• Концепция «Развитие региональных авиационных перевозок в Автономной Республике Крым» [3];
• Концепция «Развитие яхтенного туризма в Автономной Республике Крым на период 2011-2020 годов» [4];
• Проект программы развития транспортного комплекса Крыма до 2020 года [7].
В качестве перспективных направлений трансформации транспортной
системы Крыма должны рассматриваться:
- реконструкция железнодорожных и автомобильных магистралей с целью повышения их пропускной способности;
- замена дорожного покрытия автодорог международного, общенационального и местного значения, их дополнительное оборудование средствами обеспечения безопасности перевозок;
- оснащение новой техникой и внедрение современных технологий организации перевозок;
- обновление подвижного состава всех видов транспорта;
- создание современной ремонтной базы для обслуживания подвижного состава, оптимальная концентрация услуг по его ремонту и техническому обслуживанию;
- реконструкция аэро- и морских портов с целью повышениях их пропускной способности, оказание высококачественных услуг по обслуживанию пассажиров на современной технической базе;
- внедрение современных форм и способов организации производства, в том числе инновационных логистических схем в транспортные перевозки туристов.
Реализация данных программ позволит за 10 лет модернизировать транспортную систему Крыма. Общее количество средств, необходимых на реализацию всех видов работ, составляет 81 миллиард гривен. Правительством планируется, что 53 миллиарда предоставит бюджет Украины, остальные средства поступят из внебюджетных источников (26,5 миллиарда гривен), бюджета Крыма (441 миллион гривен) и местных бюджетов (422 миллиона).
ВЫВОДЫ
Проведенный анализ показал, что хотя транспортная система Крыма в настоящее время имеет положительные сдвиги в сторону улучшения качества обслуживания туристов и местного населения, однако, говорить о полноценном развитии региона как международного туристско-рекреационного центра с современной транспортной системой не возможно. Успешное интегрирование Крыма в систему европейского туризма требует детального обоснования и реализации программы трансформации транспортной системы региона.
Список литературы
1. Багров Н.В. Региональная геополитика устойчивого развития. - К.: Лыбидь, 2002. - 256 с.
2. Вершицький А.В. Формування та розвиток мережi тдприемств автомобшьного туризму в Криму. Автореферат дисертацп на здобуття наукового ступеня кандидата економiчних наук, Омферополь. - 2006.
3. Концепция «Развитие региональных авиационных перевозок в Автономной Республике Крым» от 16.02.2011 г.
4. Концепция «Развитие яхтенного туризма в Автономной Республике Крым на период 2011-2020 годов».
5. Постановление Кабинета Министров Украины от 22 декабря 2010 г. № 2296-р «Об одобрении Концепции государственной целевой программы развития Крыма (Экологически безопасный Крым) на 2011-2015 гг.»
6. Постановление Кабинета Министров Украины от 22 августа 2005 г. N 789 «Об одобрении Концепции развития морского берега Крыма на 2006-2016 годы»
7. Проект программы развития транспортного комплекса Крыма до 2020 года
8. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы
9. Шендриков А.А. Инвестиционные проекты развития инфраструктуры Автономной республики Крым и их инновативность / Шендриков А.А. // Экономика Крыма. - 2010. - № 3(32). - С. 120-123.
10. Экскурсии по Крыму / Олег Барановский. - http://travel.kyiv.org/crimea/excursion/cr_transport.htm.
- 21.03.2010.
11. Информационное агентство е-Крым / Юлия Суконкина.
- http://e-crimea.info/2010/11/25/45840.shtml. - 25.11.2010.
12. Новости курортов Крыма / Новости курортов Крыма.
- http://www.tour.crimea.com/NEWS/15.09.10/3060.html. - 15.09.2010.
13. Крым - инвестиции в будущее / Крым - инвестиции в будущее. - http://www.invest-crimea.gov.ua/show_content.php?alias=project_roads&menu_id=110. - 25.02.2011.
14. Крымская общественно-политическая газета Крымское время / Крымская общественно-политическая газета Крымское время. - http://www.time4news.org/content/transport-kryma-problemy-i-perspektivy. - 26.02.2011.
15. Ялтинский морской торговый порт / Ялтинский морской торговый порт.
- http://yaltaport.com.ua/_ru/future_ru.php. - 15.09.2010.
16. Газета «Дело» / Издательство «Экономика».
- http://delo.ua/business/aeroporty-kryma-v-2010-godu-ob-151064. - 27.01.2011.
Соловйов О.О. Перспективы трансформащ!" транспорту Криму / О.О. Соловйов // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В. I. Вернадського. - Серiя: Географiя. - 2011. - Т.24 (63), №1. - С.239-246.
Зроблений короткий аналiз транспортно! системи Криму по рiзних видах транспорту. Дана характеристика автомобшьного, залiзничного, пов^ряного та морського транспорту Криму. Видшеш перспективы напрямки трансформацп транспортно! системи Криму. Ключовi слова: транспорт, транспортна система, туризм та рекреащя
Soloviev A.A. The transformation prospects of Transport in the Crimea / A.A. Soloviev // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. - Series: Geography. - 2011. - V.24 (63), No1. - P.239-246.
Here was made a brief analysis of the transportation system of Crimea for the different modes in Crimea. According to it were given Characteristics of its motor, rail - road, air and marine transport in Crimea. Also were identified promising areas of transformation of a transport system of Crimea. Key words: transportation, transportation system, tourism and recreation
Поступила в редакцию 02.03.2011 г.