Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТА АМАНАТСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XVIII – XIX ВЕКАХ'

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТА АМАНАТСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XVIII – XIX ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / АМАНАТСТВО / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / COMMON LAW / АДАТ / ADAT / AMANATSTVO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маремкулов А.Н.

Статья посвящена проблемам трансформации института аманатства на Северном Кавказе, рассматриваются место и роль данного института в правовых отношениях народов Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF STUDYING OF TRANSFORMATION OF INSTITUTE OF AN AMANATSTVO IN THE NORTH CAUCASUS IN THE XVIII-XIX CENTURIES

In article problems of transformation of institute of an amanatstvo in the North Caucasus, a place and a role of this institute in legal relations of the people of the South of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТА АМАНАТСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XVIII – XIX ВЕКАХ»

обратился к начальнику Пятигорского округа с просьбой о выселении жителей, в связи с предстоящей продажей на аукционе его земли за уплату поземельных недоимок1.

Сами жители общества Абукова также неоднократно обращались к начальнику Кабардинского округа. В частности, в апреле 1870 г. они просили предоставить им за неимением пахотных мест таковые из общественных земель на р. Золке2. В 1876 г. 46 дворов абуковцев попросили начальство выделить им земли для поселка между реками Подкумком и Эшкаконом, с отмежеванием в их пользование 1500 десятин земли3. Терское областное правление просьбу эту оставило без удовлетворения и определило расселить абуковцев по тем аулам, где им назначены подворные наделы. В 1881 г. терское областное правление рассматривало очередную просьбу абуковцев

0 наделении их сельского общества землей4. Окончательно вопрос о наделении абуковцев землей из кабардинских общественных земель был решен лишь в 1903 г.

Таким образом, земельная реформа вкупе с крестьянской кардинальным образом изменила традиционный хозяйственно-культурный уклад. Земля обрела статус объекта частной собственности, что открыло возможности ее свободного оборота. Владелец мог беспрепятственно распоряжаться своим земельным участком (продажа, залог, аренда). В 70-х гг. XIX в. в Кабарде была создана новая система землевладения, сочетавшая частную и общественную земельную собственность.

1 См.: ГАСК. Ф. 1037. Оп. 1. Д. 17. Л. 123 об.

2 См.: УЦГА КБР. Ф. И-23. Оп. 1. Д. 273. Л. 54 об.

3 См.: ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. Оп. 13. Д. 144. Л. 8-9.

4 См.: ЦГА РСО-Алания. Ф. 11. Оп. 13. Д. 192. Л. 186-192.

А.Н. Маремкулов,

доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры теории государства и права Кабардино -Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова а^еп @yandex. ги

Проблемы трансформации института аманатства на Северном Кавказе в XVIII — XIX веках

105

Аннотация: статья посвящена проблемам трансформации института аманатства на Северном Кавказе, рассматриваются место и роль данного института в правовых отношениях народов Юга России.

Ключевые слова: трансформация, аманатство, обычное право, адат.

Summary: in article problems of transformation of institute of an amanatstvo in the North Caucasus, a place and a role of this institute in legal relations of the people of the South of Russia are considered. Keywords: transformation, amanatstvo, common law, adat.

В условиях демократизации общества возрос интерес народов к своему прошлому, к различным периодам своей истории. Накопление новых фактов побуждает к пересмотру некоторых утвердившихся в науке представлений. Смена парадигмы открывает широкие перспективы изучения политической истории народов Северного Кавказа.

Сегодня исследователи говорят об этой необходимости открыто, отмечая, что проблема изучения правового мира Кавказа весьма актуальна, поскольку богатейший правовой опыт народов Кавказа во многом еще просто неизвестен подавляющему большинству современников и малодоступен даже ученым-исследователям, среди которых историки права пока едва заметны1.

Традиционные политические институты народов Северного Кавказа подверглись серьезной трансформации в период освоения региона в XVШ—XIX вв. Этот период характеризуется не только активными военными действиями и дипломатическими усилиями, но и серьезными попытками использовать разнообразные институты, присущие горским народам, посредством которых самодержавная власть стремилась проводить свою политику в регионе. Одним из таких институтов по праву можно считать институт аманатства.

Аманат в переводе с арабского языка означает заложник. Необходимо ^ признать, что, несмотря на некоторые нюансы, сложилось достаточно ^ определенное понятие аманата — это человек, взятый в залог, в обеспечение к верности племени или народа, подданства покоренных народов.

Этот институт довольно часто использовался среди народов Северного ш Кавказа, и надо признать, использовался не только как инструмент, связанный исключительно с проведением военных мероприятий. Институт ^ аманатства для народов Северного Кавказа служил своего рода «договором < с гарантиями» в конфликтных ситуациях, как внутри общества, так и между

народами, населяющими регион. ^ Этот институт был взят на вооружение представителями царского самоед державия. Жители Северного Кавказа нередко сами предлагали аманатов в к знак подтверждения позитивного отношения горцев к политике, проводимой т царским самодержавием. Использование этого института в таком виде было ш характерно для начальной фазы освоения региона.

с Наглядным примером может служить грамота от 17 июля 1737 г. В преамбуле к этому акту императрицы Анны Иоанновны отмечалась верная служба 106 кабардинцев в течение 35 лет и говорилось об их просьбах, касающихся выдачи

- жалованья в полном объеме и установления порядка предоставления аманатов2.

По мере укрепления позиций российского самодержавия в регионе институт аманатства трансформировался. Можно проследить трансформацию ° использования его свойств в зависимости от целей проводимой политики. ^ Использование его в качестве инструмента в военных целях было направ-

лено в первую очередь против самих горцев. Применяя силу, царские власти

1 См.: Шапсугов Д.Ю. Теоретико-правовые основания исследований правового мира Кавказа // Правовой мир Кавказа: прошлое, настоящее, будущее : материалы междунар. науч.-практ. конф.. Ростов н/Д, 2011. С. 8.

2 См.: Архив внешней политики России. Ф. Кабард. дела. 1737 г. Д. 2. Л. 64—65. Отпуск // КРО. Т. 2. С. 85-86.

СО

Необходимо признать, что только такое использование института аманатства, не всегда приводило к существенным результатам в деле освоения региона.

ZI "U

о

заставляли влиятельных местных феодалов отдавать в аманаты своих близких родственников. Как справедливо отмечают исследователи, «широко распространенный между Россией и кавказскими народами добровольный обычай аманатства, который считался первоначально признаком особого внимания со стороны московских царей к горским князьям, в период усиления влияния царизма на Кавказе сделался принудительным обычаем, а также орудием нейтрализации горской организованности против политики царизма»1.

Так, в постановляющей части предписания князя Цицианова генерал-майору Дельпоццо от 26 сентября 1805 г. отмечалась необходимость более активного использования института аманатства. Закрепление подобной нормы, по мнению князя, должно было быть направлено на смягчение военных настроений кабардинцев. Здесь же имелась ссылка на аналогичные мероприятия царского командования по захвату Грузии, Татарии, которые при сдаче аманатов из детей старшин «поколебались»2.

Архивные материалы сохранили также документы, свидетельствующие об использовании данного института в вопросах переселения горских народов в Турцию.

В предписании Евдокимова начальнику Майкопского укрепления полковнику Горшкову от 3 мая 1862 г. в качестве гарантии должного поведения ^ Л была закреплена норма, обязывающая доставить темиргоевцам в Майкопское х | укрепление трех аманатов из «лучших и первенствующих фамилий»3. А в пред- В т писании начальника штаба войск генерал-майора Заблодского от 4 мая 1862 г. НН говорилось о всеобозначенном содействии со стороны администрации в процессе | -ф распродажи имущества горцев, а также доставке в укрепление аманата как залоге а М должного поведения, заключающегося в скорейшем отправлении в Турцию4. К £

Ю и

ы и ®

Ш н

X т

Более того, положение дел с аманатами не устраивало и самих представителей < у

самодержавной власти. Так, к примеру, «Тифлисские ведомости» в 1830 г. ~ а

сообщали: «В крепости небольшой деревянный домик с железными решет- X в

ками наполнен аманатами, данными горскими народами. Это оборванные, х Н грязные ребятишки, обреченные вечному невежеству, ибо во Владикавказе их

ничему не учат, а содержат, как пленников. Какая была бы польза, если бы | § учредить для них училище и по окончании курса учения отпускать в домы,

а вместо их набирать других: сколько от этого выиграло и правительство, и юу

человечество вообще»5. -

1 Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII—начале XIX века (Очерки социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ингушетии в ^ XVIII - начале XIX века). Элиста, 2002. С. 35.

2 Из документальной истории кабардино-русских отношений (вторая половина XVII — первая половина XIX в. Нальчик, 2000) С. 176-177.

3 Российский государственный военно-исторический архив, ф. 14257, оп. 3, д. 528, лл. 9 — 10. // Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи. Нальчик, 2001. С. 157-158. §

4 См.: Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 14257. Оп. 3. Д. 528. Л. 26-26 об. // Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи. Нальчик, 2001. С. 158.

5 Тифлисские ведомости. 1830. № 56.

su

CD

S

3

Именно в этот период самодержавная власть также пытается эффективно использовать положительные, издревле присущие рассматриваемому институту качества, а именно способствование урегулированию конфликта между сторонами. Прежде всего это прослеживалось в вопросе образования горских народов.

Военным министром 6 ноября 1837 г. Главному начальнику кадетских корпусов был объявлен указ императора о выпуске находящихся в кадетских корпусах воспитанников горских народов. Император определял, что воспитанников этих «по приобретении ими достаточных познаний в науках выпускать офицерами в Кавказские линейные казачьи войска, с определением в полки, ближайшие к местам их оседлости»1. Указ этот, на наш взгляд, имел очень глубокое значение, т. к. офицеры из горских народов, безусловно, имели большой авторитет и как «выходцы из своего народа» могли безболезненно занимать должности в российской армии.

Вопросы размещения воспитанников из сыновей горских князей и первостепенных узденей были определены и указом императора от 31 мая 1845 г. вместе с вопросом о размещении воспитанников дворян Царства Польского и Финляндских уроженцев. В указе отмечалось, что размещать воспитанников необходимо «в заведениях в число, штатами определенное». В заключение же указа император предписывал: «впоследствии, при составлении новых штатов для столичных Кадетских корпусов вносимая за упомянутых воспитанников ¡^ сумма принята была в расчет на покрытие сверхштатных расходов, кои разрешено внесть в новые штаты»2. ш Подтверждением использования воспитанников исключительно в целях проводимой политики может служить мнение императора, отраженное в этом ^ указе, в соответствии с которым воспитанников горцев следует использовать < «как в усердии к службе, так и в преданности правительству».

Вопросы образования горских народов отражены и в высочайше утверж-^ денном положении от 11 июня 1849 г.3

^ Положение состояло из 5 глав, состоявших в свою очередь из 48 пара-

к графов. Цель акта оговаривалась в 2 частях. В первом параграфе отмечалось,

т что целью принятия акта является «доставление уроженцам Кавказскаго и

ш Закавказскаго края средств к образованию себя в таких общих и специальных £

X

со

предметах, которые или вовсе не преподаются в Гимназиях и других училищах Кавказского учебного округа, или проходят в оных не в полном объеме...». 108 Далее приводились политические аспекты принятия акта. Они были

- наиболее важны, т. к. отражали непосредственное отношение законодателя

к данному вопросу: «1. Приуготовление сыновей Кавказских и Закавказских жителей привилегированнаго сословия к занятию разных, даже высших должностей по всем родам государственной службы на Кавказе и Закавказом; и. 2. Доставление детям лиц торговаго и других сословий средств к приобретению познаний, в будущем их назначении необходимых, и с помощью которых они могли бы содействовать успешному развитию в крае торговли и промышленности».

1 Полное собрание законов Российской империи. 1838. Т. 12, № 10670.

2 Там же. 1842. Т. 16, № 15133.

3 См.: Там же. 1850. Т. 24, № 23307.

СО

о

о

Для этих целей принято было решение иметь постоянно «кавказских воспитанников» в Санкт-Петербурге: в Императорском университете — 20 воспитанников, Главном педагогическом институте — 10; Императорском училище правоведения — 5; Институте корпуса инженеров путей сообщения — 4; Институте корпуса горных инженеров — 4.; Строительном училище путей сообщения — 6; Лесном и Межевом институте — 10; Императорской академии художеств — 2; Коммерческом училище — 5; Технологическом институте — 2; в Москве: в Медицинском отделении Императорского Московского университета — 20; в прочих отделениях МГУ — 20; Лазаревском институте восточных языков — 20; Константиновском межевом институте — 15; Ремесленном училище Императорского Московского воспитательного дома — 2; в прочих городах: в Императорском Казанском университете — 5; Горыгорецком земледельческом институте — 5; Главном училище Садоводства (Одесса) — 5.

Отдельная квота из этого числа была установлена для русских детей «дворян и чиновников, беспорочно служащих или служивших на Кавказе и Закавказье». Настоящее положение отражало порядок отправления и приема кавказских воспитанников; изъятия, допускаемые для них в учебных курсах; обязанности относительно них как руководителей заведений, так и лиц, назначенных для наблюдения за ними; обязанности и права кавказских ^ Л воспитанников по выпуску из заведений. * |

Отбор воспитанников осуществлялся наместником Кавказа по проше- В т ниям, поданным жителями Кавказа и Закавказского края, а также вдовами Н Н (опекунами) умерших на службе России дворян и чиновников. Служащие | |ф русские дворяне и чиновники подавали прошения через своих непосредствен- а М ных начальников. Параграф 16 определял критерии отбора. Исключению К £ подлежали лица, «перешедшие» установленный возраст и те, чьи родители $ * перешли на службу в «другие места империи». * |

Особый интерес представляет гл. III, утверждающая изъятия в учебных <у заведениях для «кавказских воспитанников». * а

Во-первых, данная категория воспитанников дополнительно изучала X в местные языки (жители Закавказского края — грузинский и татарский, а * Н жители Кавказа — татарский и черкесский). Во-вторых, «кавказские вос- $ 1 питанники» освобождались от изучения ряда предметов. К примеру, в Санкт-Петербургском и Московском университетах — от математических наук, истории российского законодательства, церковно-славянского языка. юд

В других учебных заведениях они также освобождались от этих предметов. -

Не подлежали освобождению только воспитанники Академии художеств (примечание 1 к § 32). Объяснение такому положению законодатель не давал. ^ Содержание воспитанников осуществлялось за счет сумм государственного ^ казначейства (в среднем 350 руб. серебром).

Параграф 37 обязывал начальников учебных заведений строго следить

за воспитанниками, чтобы они не отклонялись от учебы, «но вместе с тем сколь можно ближе согласовалось [их образование] с видами правительства ® насчет означенных воспитанников и с будущим их назначением».

Император требовал особого усердия добиваться от них в изучении русского языка и исполнении своих обрядов. Обо всех успехах, способностях

учеников начальники учебных заведений должны были докладывать управляющему делами Кавказского комитета.

Данная серия указов ярко свидетельствует о продуманной политике царского самодержавия. Законодатель создавал всевозможные льготные условия сыновьям князей и прочих владельцев горских народов для укрепления своего престижа среди местных народов. Такой способ освоения региона, безусловно, следует отнести к мирному, позволяющему позитивно ориентировать местное население на проводимую российским самодержавием политику.

Органы самодержавной власти отводили институту аманатства особую роль, используя его как инструмент установления в регионе российской власти. Вместе с тем игнорирование особенностей уклада народов, населяющих Северный Кавказ, приводило к тому, что данный институт терял свои качества (прежде всего, обязательность, возможность смягчить конфликт) и в итоге не всегда мог служить действенным инструментом проводимой политики.

л А.Х. Абазов,

^ кандидат исторических наук, доцент

^ кафедры теории и истории государства и

^ права юридического факультета Кабардино-

< Балкарского государственного университета

О им. Х.М. Бербекова

<С alex_abazov@list.ru

с -

с

о

IZ

к с m

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0J

Материалы сельских судов как источник изучения обычного права кабардинцев в последней трети XIX - начале ХХ века*

Аннотация: в статье анализируется значение материалов сельских (аульных) судов Нальчикского округа Терской области для исследования системы регулирования общественных отношений у О кабардинцев в последней трети XIX — начале ХХ в. Делается вывод, что эти материалы содержат < подробные сведения об обычном праве кабардинцев.

с Ключевые слова: судоустройство, сельские суды, обычное право, апелляционные жалобы,

кабардинцы.

110 Summary: in the article is analyzed the value of the materials of the rural courts of the Nalchik district

- of the Tersky area for research of the system of regulation of the public relations at the Kabardians in the

last third of XIX — the beginning of the XX century. The conclusion is drawn that these materials contain CO detailed data about a common law of the Kabardians.

Keywords: judicial system, rural courts, common law, appeal complaints, the kabardians.

В последней трети XIX — начале ХХ в. обычное право оставалось одним из основных социальных регуляторов в системе правосудия кабардинцев. Нормы их обычного права сохраняли регламентирующую роль в

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Система правосудия Кабарды в 1822—1917 гг.: исторический опыт и уроки» № 12-11-07001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.