Научная статья на тему 'Проблемы товароведческой экспертизы по определению рыночной стоимости кожаной обуви'

Проблемы товароведческой экспертизы по определению рыночной стоимости кожаной обуви Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
859
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы товароведческой экспертизы по определению рыночной стоимости кожаной обуви»

ПРАКТИКУМ ТАМОЖЕННИКА

Н.В. БЕРЛОВА, О.Ю. КУРГАНСКАЯ

Проблемы товароведческой экспертизы по определению рыночной стоимости кожаной обуви

Изменения, происходящие в экономике нашей страны, затрагивают, в том числе и обувную промышленность. Постоянное увеличение объемов импортной обуви, пересекающей таможенную границу Российской Федерации, не только обостряет конкуренцию на отечественном рынке, но и требует совершенствования процессов определения стоимости такой продукции при таможенном контроле.

В последнее время обувной рынок России не демонстрирует гигантских темпов роста. Тем не менее, в будущем возможно развитие отечественного рынка и появление новых участников и новых брендов. По некоторым оценкам, объем рынка обуви в России в настоящий момент составляет порядка 25 млрд долл. США.

По мнению экспертов, по уровню консолидации отечественный потребительский обувной рынок отстает от продуктового на 5-7 лет и имеет большой потенциал роста. Это связано с тем, что в настоящее время в России в среднем потребляется менее 3 пар обуви в год на человека, в то время как потенциал составляет не менее 4 пар в год, при этом 70 % российского рынка занимает женская обувь. Тем не менее, производство обуви в России много лет находится примерно на одном уровне, а насыщение потребительского рынка происходит в основном за счет импортных поставок: около 80 % продаж составляет импорт1.

1 Все про обувь: специализированный электронный журнал, 2009 [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.allshoes.ru/news40.html1

БЕРЛОВА Наталья Викторовна — кандидат технических наук, зав. кафедрой товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

КУРГАНСКАЯ Ольга Юрьевна — студент 1-го курса Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Основным поставщиком обуви в Россию является Китай, на который приходится 75-80 % официального импорта обуви, около 9 % обуви поступает из Турции, 2 % - из Италии, на долю импорта из Белоруссии приходится 8 % (см. рис. 1)2.

□ Китай - 75%

□ Турция - 9%

□ Италия - 2%

□ Белорусия - 8%

□ Другие страны - 6%

Рис. 1. Структура импорта обуви по странам-производителям

Общий объем импорта значительно превышает соответствующий показатель экспорта. По мнению ряда специалистов, незащищенность отечественного производителя от незаконного ввоза обуви на территорию России выступает одним из наиболее значимых факторов снижения объемов российского производства. Весьма острой проблемой для России выступает теневой импорт, который, согласно экспертным оценкам, составляет 60-80 % от совокупного объема импорта обуви.

С увеличением импорта обуви должен быть усовершенствован контроль поступления таможенных платежей, следовательно, и контроль таможенной стоимости ввозимой в Россию обуви иностранных производителей.

Рассмотрим данные по количеству ввезенных обувных товаров и их стоимости в разрезе товарных позиций группы 64 ТН ВЭД России в зоне деятельности ДВТУ в динамике по годам (рисунки 2, 3).

Рис. 2. Динамика импорта обуви по кодам ТН ВЭД РФ, кг

9%

2 Таможня обувает страну. 2008 [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.econika.ru/ru/main/press-centre/ mass-media/news_current

Рис. 3. Динамика стоимости импорта обуви по кодам ТН ВЭД РФ, долл. США

Как видно из представленных данных, наиболее массовыми партиями импортируется обувь товарных позиций 6402 «Прочая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы» (2006 г. - 28 715 т; 2007 г. - 40 661 т; 2008 г. - 34 589 т) и 6403 «Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи» (2006 г. -13 774 т; 2007 г. - 37 735 т; 2008 г. - 46 819 т). Такая же ситуация складывается и с таможенной стоимостью данных товаров (6402: 2006 г. - 198 623 тыс. долл. США; 2007 г. - 231 136 тыс. долл. США; 2008 г. - 208 555 тыс. долл. США; 6403: 2006 г. - 173 601 тыс. долл. США; 2007 г. - 344 329 тыс. долл. США; 2008 г. -401 531 тыс. долл. США). Это объясняется тем, что обувь, классифицируемая в позиции 6402, чаще всего является предметом спецодежды и ввозится для организаций, а 6403 - это наиболее популярный у потребителей вид бытовой обуви.

При импорте обуви в Россию Федеральная таможенная служба чаще всего сталкивается с двумя видами нарушений: недостоверное заявление товара (обувь везут под видом других товаров) и недостоверное заявление цены (вместо реальной цены в декларации указывается стоимость в несколько раз меньшая).

Широкомасштабный обман импортеров вынуждает таможенников идти на крайние меры по защите рынка: помимо пошлин вводить и «контрольные» цены для товаров риска. Если, к примеру, цена контракта подозрительно занижена, то «уровень риска» товара поднимается в три, а то и в десять раз. Соответственно, увеличиваются общие таможенные платежи, которые должен выплатить импортер. Таким образом, происходит корректировка таможенной стоимости «товаров риска». Только в «обувном» секторе из-за контрабанды и «левых» схем бюджет ежегодно теряет около 1 млрд долл. США. По данным таможенной статистики, российские импортеры постоянно занижают реальную стоимость товаров в десятки раз. К примеру, импортные кожаные туфли

декларируют в таможенной декларации по 1 и по 2 долл., а в торговлю эти же туфли продают уже за 200-300 долл., то есть с прибылью в 200 раз. Или ввозят через таможню готовую продукцию под видом частей (деталей) обуви, например стелек3.

В настоящее время для контроля «рисковых» поставок (а обувь стопроцентно попадает в эту категорию) и ликвидации недостоверно заявленных цен таможенная служба разработала так называемые «профили риска» - это международный стандарт, по которому работают таможенные службы многих стран. Профиль риска представляет собой инструкцию для инспекторов, в которую включается, в том числе, и допустимая цена на ту или иную категорию обуви. Например, рекомендуемая таможенная стоимость на обувь из кожи составляет 10 долл. США, с верхом из полимеров - 5,25 долл. США, а из текстиля - 7,15 долл. США.

В качестве сведений, которые могут быть заявлены недостоверно, можно назвать следующие: наименование товара, описание товара, классификационный код товара по ТН ВЭД России, наименование страны происхождения товара, количество товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) или других единицах измерения, таможенная стоимость товара.

Наибольшее значение имеет наименование и описание товаров, которые используются для целей классификации. Заявление недостоверных сведений о наименовании товара, его неверное описание и указание недостоверного кода ТН ВЭД влекут применение ненадлежащей ставки таможенной пошлины и, как следствие, неверный расчёт подлежащих уплате таможенных платежей.

В связи с этим таможенные органы вынуждены проводить различного рода проверки, экспертизы для того, чтобы декларируемый товар, в нашем случае группы 64, соответствовал требованиям руководящих и регламентирующих документов таможенных органов.

По данным ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивостока, в 2007 г. были проведены экспертизы 2430 товаров, 683 (28,1 %) из которых составляла обувь (рис. 4). По результатам проведенных экспертиз было выявлено 112 случаев недостоверного декларирования на стадии таможенного контроля. Из общего числа экспертиз обуви 3 проводились в рамках дел об административных правонарушениях и 2 - в рамках уголовных дел.

В 2008 г. общее количество товаров, представленных на экспертизу, составило 2213, причем 510 (23,05 %) - обувь, и при этом было выявлено 46 случаев недостоверного декларирования. В рамках дел об административном правонарушении было проведено 9 экспертиз обуви, 3 экспертизы назначались при расследовании уголовных дел.

3 «Серый» обувной рынок в России: информационно-консультационная система «Виртуальная таможня», 2009. иКЬ: http://ya.vch.ru:17000/hl/vch?url=webds

2500

Ь 2000

о' 1500 " 1000 ° 500

о

2007 2008

□ экспертизы других говоров ■ экспертизы обуви

Рис. 4. Количество товаров, представленных на экспертизу

В 2008 г., как и в 2007, основным видом назначенных экспертиз были идентификационные, стоимостные же экспертизы назначались лишь 14 раз в 2007 г. и 9 раз в 2008 г., причем это не был самостоятельный вид экспертиз, рыночная стоимость обуви запрашивалась отдельным вопросом в Постановлении о назначении экспертизы.

Для более качественного, продуктивного и четкого таможенного оформления, а также таможенного контроля, противодействующего недостоверному декларированию, необходимо искать не только пути улучшения работы таможенных органов, но и методы совершенствования качественных показателей по выявлению и распознаванию недостоверного декларирования кожаной обуви.

Учитывая большие объемы поставок обуви из Китая, кроме количественных и качественных показателей импорта обуви, важное значение имеет и метод определения таможенной стоимости.

Рассмотрим практику применения методов определения таможенной стоимости при импорте товаров группы 64 ТН ВЭД России из Китая в 2008 г. (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение количества выпусков обуви и методов определения ее таможенной стоимости

Товарная позиция ТН ВЭД метод 1 метод 2 метод 3 метод 4 метод 5 метод 6

6401 39 0 0 0 0 49

6402 2147 0 92 2 0 2438

6403 2503 0 6 0 0 2170

6404 590 0 2 0 0 408

6405 17 0 0 0 0 82

6406 1748 0 3 0 0 500

Всего: 7044 0 103 2 0 5647

Как видно из табл. 1, наиболее часто применяемыми являются метод 1 (по цене сделки с ввозимыми товарами), который применялся 7044 раза и метод 6 (резервный), к которому прибегли 5647 раз. При этом, если при выпуске товара используется метод 1, то не возникает вопросов об источнике информации о стоимости самого товара, при использовании же метода 6 такой вопрос целесообразен и уместен. Решением данной проблемы может стать выявление взаимосвязи характеристик обуви и её цены, установление диапазона максимальных и минимальных цен на обувь и создание алгоритма определения таможенной стоимости на основании полученных взаимосвязей.

Исследование влияния на стоимость качественных и потребительских характеристик обуви проводилось на основе корреляционного анализа - метода, позволяющего обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами (корреляционные связи).

Объектом данного корреляционного анализа явилась женская обувь с верхом из различных видов материалов, с низом из резины, производимая в Китае. Причем, для исследования была выбрана обувь таких марок, как Prada, Escada, Sergio Rossi, Pollini, Lagerfeld, Charles Jordan, Fabiani и т. д., входящих в «черный список» импортеров, по которым сотрудники таможни обязаны сверять данные деклараций, предоставляемых импортерами этих марок, с минимальной стоимостью товара, указанной в письме ЦТУ «Об усилении контроля таможенной стоимости». В то время как цены на обувь постоянно меняются, должны постоянно обновляться и минимальные цены на обувь, кроме того, необходимо выявить характеристики, которые в большей степени влияют на стоимость обуви.

Целью данного исследования является создание и оценка корреляционной матрицы генеральной совокупности по выборке основных характеристик объекта исследования и определение на основе связи между собой двух или большего количества переменных в изучаемой выборке.

Для проведения данного анализа был осуществлен поиск ценовой информации. Отобранные источники информации были оценены на достоверность, объективность и идентифицируемость. Выборка включала 5 фирм и 1022 образца обуви. Создание и оценка корреляционных матриц генеральных совокупностей по выборке основных характеристик обуви осуществлялась по следующим производителям: Ieshoes, Ballishoes, Dongguan Yonglong Mold Making Factory, HaoShoes и High Heeled shoes.

Для исследования влияния на стоимость обуви были выбраны следующие факторы: фирма-изготовитель, марка, под которой фирма выпускает обувь, тип модели, материал верха, материал подкладки, цвет товара, тип подошвы (наличие каблука и платформы), наличие декора на обуви и его вид.

Анализ выборки был произведен в программе «Statistica», версия 6.0.

После построения корреляционной матрицы, были получены следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Качественная оценка показателей тесноты основных характеристик женской обуви, производимой в Китае (шкала Чеддока)

Основные Количественная Качественная

характеристики обуви мера тесноты связи характеристика силы связи

Фирма производитель -0,68 Заметная

Тип модели -0,48 Умеренная

Материал верха 0,42 Умеренная

Материал подкладки -0,22 Слабая

Марка, под которой выпускается обувь 0,18 Слабая

Как видно из табл. 2, основными ценообразующими характеристиками, в большей степени влияющими на рыночную стоимость обуви, производимой в Китае, являются фирма-производитель, тип модели обуви и материал, из которого выполнен верх обуви. Помимо указанных выше характеристик, влияние на рыночную стоимость обуви оказывают материал подкладки обуви и марка, под которой выпускается обувь.

Умеренное влияние материала верха на стоимость обуви в целом может объясняться тем, что в 3 фирмах из 5 рассматриваемых практически вся обувь изготавливается только из одного или двух видов материала. Поэтому был проведен дополнительный корреляционный анализ, который позволил определить основные характеристики обуви, обуславливающие различие в ценах, в пределах одного производителя. Данный анализ подтвердил зависимость стоимости обуви от марки, под которой она выпускается, кроме того, позволил выявить более явную взаимосвязь между стоимостью обуви и материалом верха и подкладки обуви. Например, рассмотрим корреляционную матрицу основных характеристик женской обуви производства HaoShoes (табл. 3).

Таблица 3

Качественная оценка показателей тесноты связи основных характеристик женской обуви производства HaoShoes

Основные Количественная Качественная

характеристики обуви мера тесноты связи характеристика силы связи

Материал верха обуви 0,68 Заметная

Модель обуви -0,59 Заметная

Материал подкладки -0,27 Слабая

Так как после построения общей корреляционной матрицы и корреляционных матриц по каждой фирме не было выявлено ни одного показателя, оказывающего высокое и весьма высокое влияние на цену женской обуви, то были

рассмотрены те же данные, но не относительно фирм-производителей, а относительно моделей обуви. По результатам этого исследования можно сделать вывод, что наиболее значимыми ценообразующими характеристиками являются: производитель обуви (теснота связи от заметной до весьма высокой) и материал верха обуви (теснота связи варьируется от умеренной до весьма высокой).

На основании исходных данных, используемых в корреляционном анализе, были построены диаграммы размаха стоимости женской обуви, производимой в Китае, которые отражают диапазон цен на все модели обуви независимо от производителей. Диаграммы размаха отражают максимальное без выбросов и минимальное без выбросов - наибольшее и наименьшее значения варьирующего признака, характеризующие амплитуду колебаний значений признака (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма размаха стоимости женской обуви производства КНР

На основании диаграмм размаха стоимости обуви женской производителей Ieshoes, Ballishoes, Dongguan Yonglong Mold Making Factory, HaoShoes и High Heeled shoes было установлено:

1) повышенный уровень коммерческой ценности обуви - от 43,18 долл. США и выше;

2) средняя цена обуви - от 4,38 до 43,18 долл. США;

3) пониженный уровень коммерческой ценности - 4,38 долл. США и ниже. На основании диаграмм размаха стоимости женской обуви по каждой

рассматриваемой фирме была составлена таблица уровней коммерческой ценности (ценовых диапазонов) в зависимости от фирмы-производителя (табл. 4).

Таблица 4

Уровни коммерческой ценности женской обуви производства КНР, долл. США

Фирма- производитель Повышенный уровень коммерческой ценности Средняя цена Пониженный уровень коммерческой ценности

Dongguan Yonglong Mold Making Factory от 71,67 и выше от 38,41 до 71,67 38,41 и ниже

HaoShoes от 51,01 и выше от 38,79 до 51,01 38,79 и ниже

Ieshoes от 109,99 и выше от 79,99 до 109,99 79,99 и ниже

Ballishoes от 7,83 и выше от 3,94 до 7,83 3,94 и ниже

High Heeled shoes 2,85 и выше от 2,85 до 1,6 1,6 и ниже

Но так как одним импортером могут одновременно перемещаться товары разных производителей, то были составлены диапазоны цен на обувь в зависимости от моделей (табл. 5).

Таблица 5

Диапазоны цен в зависимости от моделей обуви, долл. США

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фирма- производитель Повышенный уровень коммерческой ценности Средняя цена Пониженный уровень коммерческой ценности

Сапоги 67,5 и выше 39,08-67,5 39,08 и ниже

Полусапоги 42,74 и выше 10,14-42,74 10,14 и ниже

Сапожки 78,76 и выше 12,53-78,76 12,53 и ниже

Ботинки 14,07 и выше 5,39-14,07 5,39 и ниже

Ботильоны 34,54 и выше 28,54-34,54 28,54 и ниже

Полуботинки 9,32 и выше 3,94-9,32 3,94 и ниже

Спортивные полуботинки (кроссовки) 8,21 и выше 4,71-8,21 4,71 и ниже

Туфли-лодочки 33,65 и выше 6,47-33,65 6,47 и ниже

Туфли с открытым носом 9,92 и выше 5,81-9,92 5,81 и ниже

Туфли-балетки 4,53 и выше 3,09-4,53 3,09 и ниже

Летние туфли с закрытым носом без задника 6,53 и выше 3,47-6,53 3,47 и ниже

Открытые летние туфли (босоножки) 6,13 и выше 4,16-6,13 4,16 и ниже

Открытые летние туфли без задника (босоножки пляжные) 4,08 и выше 2,27-4,08 2,27 и ниже

Домашняя обувь 4,44 и выше 2,51-4,44 2,51 и ниже

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что основными индикаторами риска при таможенном контроле стоимости женской обуви, ввозимой из Китая, являются: фирма-производитель, модель обуви и материалы, из которых эта обувь выполнена.

Определение рыночной стоимости обуви и обувных товаров - это сложный процесс, требующий специальных знаний не только в области ценового исследования рынка сбыта товаров данного вида, но и в области решения вопросов идентификации - определение марки, модели обуви, материалов верха, подкладки и низа обуви и многих других характеристик, влияющих на рыночную стоимость обуви.

Следовательно, применение установленных зависимостей для таможенного контроля стоимости женской обуви необходимо осуществлять следующим образом:

1) установить наименование производителя и, если это возможно, марку, под которой он выпускает обувь, основываясь на выявленных ценообразующих характеристиках, определить, в какую область ценового диапазона входит заявленная продукция;

2) установить тип модели женской обуви и определить ценовой диапазон, в которой входят данные товары;

3) определить материал верха обуви и подкладки для отнесения её к нужному ценовому сегменту.

Действуя по данному алгоритму, на основании диаграмм размаха стоимости товара и используя сводные таблицы соответствия модели обуви, материалов, из которых она изготовлена и соответствующих ценовых диапазонов, должностное лицо, осуществляющее таможенный контроль, сможет установить диапазон цен на женскую обувь разных производителей, а также определить среднюю рыночную цену декларируемого товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.