Научная статья на тему 'Объемы контрабанды товаров в Российскую Федерацию и их влияние на экономическую безопасность страны'

Объемы контрабанды товаров в Российскую Федерацию и их влияние на экономическую безопасность страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / "СЕРЫЕ" СХЕМЫ / НЕУПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / CONTRABAND / ILLEGAL SCHEMES / EVASION FOR DISCHARGE OF CUSTOM DUTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоус А.В.

В данной работе проведен анализ размеров нелегального ввоза товаров в Российскую Федерацию. На основании информации открытых источников, проведены расчеты по объемам контрабандного ввоза по ряду товарных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Smuggling of goods into the Russian Federation and their impact on economic security

In this article analysed the dimension of illegal import in Russian Federation. According to bare source of information, carry out analysis the dimension of contraband to several goods

Текст научной работы на тему «Объемы контрабанды товаров в Российскую Федерацию и их влияние на экономическую безопасность страны»

Объемы контрабанды товаров в Российскую Федерацию и их влияние

на экономическую безопасность страны

Белоус А.В.*

In this article analysed the dimension of illegal import in Russian Federation. According to bare source of information, carry out analysis the dimension of contraband to several goods.

о

CJ

о о о

CL

ce

CQ s

H

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У

s S

0

1

о *

о

S ф Ч

я *

< s

I H

о ф

со

В течение последних лет Правительством РФ предпринимался целый комплекс мер по борьбе с контрабандой и серыми схемами таможенного оформления. Легендарной цитатой стала фраза Президента РФ В. В. Путина о «слиянии в экономическом экстазе» таможенников и представителей коммерческих структур, произнесенная им в апреле 2006 г. и положившая начало беспрецедентной по своим масштабам борьбе с недобросовестными импортерами и их покровителями.

Определенные попытки положить конец разгулу контрабанды предпринимались и раньше. Достаточно вспомнить, например, пресловутое дело «Трех китов». Однако эти попытки не идут ни в какое сравнение с кампанией, проводимой начиная с 2006 г. Наиболее громким стало дело так называемого Черкизона — крупнейшего в стране рынка, торговавшего в основном контрабандной и контрафактной продукцией. В ходе следственных мероприятий, проведенных силовыми структурами, на площадях данного рынка было обнаружено более тысячи контейнеров с контрабандными товарами из стран Юго-Восточной Азии, нелегально ввезенными на территорию России.

В результате мероприятий по борьбе с контрабандой также возбуждались резонансные дела в отношении ювелирной сети «Алтын», группы компаний «Ардос» (импортеров сотовых телефонов, бытовой и строительной техники) и многие другие. Были раскрыты крупные каналы контрабанды товаров народного потребления, мяса и мясной продукции, драгоценных металлов, автомобилей, бытовой техники и электроники, сотовых телефонов и иных товаров.

В числе задержанных и попавших под следствие присутствуют такие крупные фигуры, как начальник Дальневосточного таможенного управления Э. Бахшецян,

глава МВД Бурятии В. Сюсюра, член Совета Федерации И. Иванов, начальник Московской северной таможни С. Фролов и целый ряд других высокопоставленных чиновников. Полностью сменилось руководство Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), сама ФТС вышла из состава МЭРТа и вновь обрела самостоятельность, резко повысив свой статус и значительно увеличив полномочия.

Кроме того, предпринимались и меры организационного характера. Так, Федеральной таможенной службой РФ был сокращен целый ряд таможенных постов и таможен Северо-Западного и Центрального таможенных управлений, в зоне деятельности которых устанавливалось наличие устойчивых каналов контрабанды. Одной из задач реализации концепции переноса таможенных органов в места, приближенные к государственной границе, также является борьба с контрабандой и недостоверным декларированием товаров и транспортных средств.

Таким образом, даже при беглом обзоре видны значительные усилия Правительства РФ, ФТС и иных силовых ведомств, направленные на искоренение проблемы незаконного ввоза товаров. Вместе с тем эффективность проведенных мер оценить достаточно сложно. Наиболее проблемным вопросом здесь является определение размеров серых и контрабандных товаров на рынке Российской Федерации.

В 2006 г., выступая на итоговой коллегии Федеральной таможенной службы России, тогдашний министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф оценил долю контрабанды на рынке электроники и бытовой техники в 60— 85 %, одежды и обуви — в 60 %, мебели — в 45-55 %!.

В табл.1 автором на основе открытых источников информации проведено срав-

Сотрудник Уральского таможенного управления ФТС России.

нение общего объема рынка одежды с показателями официального ввоза и официального производства одежды в России в 2005—2009 гг. В среднем доля официального импорта и официального производства одежды в общем объеме рынка за данный период составила 20,7 %.

Предложенная автором модель не учитывает уплаченные участниками внешне экономической деятельности (ВЭД) ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость (в среднем до 50 % стоимости), так как данные расходы включаются в цену товаров и должны также учитываться в объеме рынка. Кроме

того, необходимо учитывать торговые надбавки, транспортные расходы и прочие издержки.

Вместе с тем если привязать данные Германа Грефа (40 % легального оборота в общем объеме рынка) к полученным в табл.1 цифрам (16,4 %), то можно вывести средний коэффициент увеличения доли легальных товаров в объеме рынка в размере 2,44. Если применить указанный коэффициент к следующим годам, то можно получить долю легального рынка одежды в 2006 г. в размере 45,9%, в 2007 г. -в размере 53,9%, в 2008 г. — в размере 57 %, в 2009 г. — в размере 52 %.

Таблица

Сводные данные по объему рынка одежды в России в сравнении с показателями

импорта и производств

Год Объем рынка одежды, млрд долл.* Объем импорта одежды, млрд долл.** Объем производства в России, млрд долл.*** Доля официального импорта и производства в объеме рынка, %

2005 28 1,04 3,56 16,4

2006 35,75 1,89 4,84 18,8

2007 40 3,49 5,36 22,1

2008 44,51 5,2 5,214 23,4

2009 40,95 4,41 4,3 21,3

Итого 189,21 16,03 23,27 20,7

* Объем российского рынка одежды приведен по данным Fashion Consulting Group. При переводе евро в доллары взят средний курс 1,3.

** Объем импорта одежды приведен по данным ФТС России. Включены следующие группы ТН ВЭД: 61, 62, 41—43. По открытым данным невозможно удалить из расчетов 41 группу (необработанные шкуры и выделанная кожа), а также товары 43-й и 42-й групп, не являющиеся одеждой (сумки, чемоданы, прочие изделия, сырье пушно-меховое), в связи с чем фактический объем официально ввезенной в страну одежды будет несколько меньше расчетного.

***Производство одежды приведено по данным Федеральной службы государственной статистики по отгруженной продукции текстильного и швейного производства. При переводе рублей в доллары США взят следующий курс: 2009 г. - 31, 2008 г. - 28, 2007 г. - 25,5, 2006 г. - 27, 2005 г. - 28,5. Удалить из расчетов иные товары швейной и текстильной промышленности невозможно, в связи с чем фактически произведенный объем одежды будет несколько меньше расчетного.

Соответственно доля одежды, ввезенной по серым схемам или контрабандой, предположительно составила в 2006 г. 54,1 %, в 2007 г. — 46,1 %, в 2008 г. — 43%, в 2009 г. — 48%.

Таким образом, в 2007—2008 гг. наблюдалось уменьшение объемов нелегально ввезенной одежды — до 43 % в 2008 г. с 60 % в 2006 г., что можно связать с проводимыми мероприятиями по выявлению каналов недостоверного декларирования. Однако уже в 2009 г. объем недостоверно декларируемой и (или) неде-кларируемой одежды увеличился на 5 %, что можно связать с наступившим фи-

нансовым кризисом, активизировавшим недобросовестных участников ВЭД.

Естественно, предложенная модель весьма условна, однако, на взгляд автора, отражает реальное состояние дел на рынке одежды. Одновременно приведенные расчеты вполне коррелируют со статистикой Всемирной торговой организации (ВТО) по импорту одежды Россией.

По данным ВТО, объем импорта одежды в Россию в 2008 г. составил 21,4 млрд долл., в 2007 г. — 14,5 млрд долл., в 2006 г. — 8,1 млрд долл.2 Если вычесть из указанных цифр объем официального импорта товаров 61—62 и 41—43 групп, то объем неле-

О

сч

гального импорта составил в 2006 г. 6,2 млрд долл., в 2007 г. — 11 млрд долл., в 2008 г. — 16,2 млрд долл. Таким образом, можно сделать вывод, что в стоимостном выражении количество товара, ввозимого по серым схемам, только возрастало.

Точно определить размер таможенных платежей, не полученных бюджетом, достаточно затруднительно. Вместе с тем если взять их величину в размере 50 % от стоимости (среднее значение по официально ввезенным товарам), то примерная сумма не полученных федеральным бюджетом денежных средств составит для 2006 г. 3 млрд долл., для 2007 г. — 5,5 млрд долл., для 2008 г. — 8 млрд долл.

При этом необходимо учитывать, что статистика ВТО также может не учитывать всего объема поставляемых в Россию товаров, особенно ввозимых откровенно контрабандным способом.

Провести аналогичные расчеты по рынку обуви не представилось возможным, так как на сайте ФТС имеются данные только по импорту кожаной обуви товарной позиции 6403 ТН ВЭД России. Вместе с тем в открытых источниках присутствуют данные по динамике рынка обуви в России, представленные Торгово-промышленной палатой РФ (рис.).

Как следует из указанного рис., в 2005 г. в РФ было произведено около 50 млн пар обуви, столько же ввезено официально.

Размер же потребления составил свыше 400 млн пар обуви. Таким образом, данный рис. опровергает выводы Германа Грефа — согласно этим данным, доля нелегальной продукции на обувном рынке России в 2005 г. составляла примерно 75 %.

Причем, как видно из того же рис., в 2006—2008 гг. положение незначительно изменилось в лучшую сторону, несмотря на некоторый прогресс — 70 % в 2006 г., 65,5 % в 2007 г., 63,2 % в первом полугодии 2008 г. Вряд ли по итогам второго полугодия 2008 г. и 2009 г. произошло резкое увеличение доли легальной обуви на рынке, учитывая мировой финансовый кризис и активизацию недобросовестных участников ВЭД под его влиянием.

Размер неуплаченных таможенных платежей в данном случае определить достаточно затруднительно. Наряду с этим если взять примерный объем нелегальной обуви — 300 млн пар в 2005 г., 315 млн пар в 2006 и 2007 гг., 350 млн пар в 2008 г., минимальную ставку пошлины в размере 2 евро за пару (средний размер в анализируемом периоде) и среднюю, весьма условную стоимость пары в размере 5 долл. за пару3, то при соотношении курса доллара к евро в размере 1,3 минимальный размер неуплаченных таможенных платежей составит для 2005 г. 1,2 млрд долл., для 2006 и 2007 гг. — 1,3 млрд долл., для 2008 г. — 1,4 млрд долл. (с учетом НДС).

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с

о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Источник: ТПП РФ

Рис. Данные по динамике обувного рынка России в период с 1996 по 2008 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бесспорно, в обоих случаях невозможно учесть объемы теневого производства одежды и обуви непосредственно на территории Российской Федерации, однако вряд ли они занимают более 10— 15 % нелегального рынка.

Достаточно сложно определить размеры серого ввоза мебели в Россию. Главным обстоятельством здесь является то, что данный рынок является одним из наиболее закрытых и непрозрачных, вследствие чего достаточно сложно оценить его общий объем. Ряд исследовательских агентств по итогам 2008 г. определили его в размере 6—6,5 млрд долл., причем последние несколько лет он рос в среднем на 23 % в год, а в 2009 г. упал по сравнению с 2008 г. на 27 %4.

В то же время указанная цифра подвергается сомнению другими источниками. Например, Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России по итогам 2006 г. определила рынок российской мебели в размере не менее 8 млрд долл. Таким образом, с учетом ежегодного роста в размере 23 % средний его объем можно оценить для 2007 г. в размере 9,8 млрд долл., в 2008 г. — в размере 12,1 млрд долл., в 2009 г. (с учетом спада на 27 %) — 8,8 млрд долл.

Практически все исследовательские агентства оценивают долю отечественных производителей в размере примерно 60 %, соответственно 40 % приходится на импорт. Таким образом, размер импорта мебели в страну можно оценить для

2006 г. в размере 3,2 млрд долл. США, для

2007 г. — 3,92 млрд долл., 2008 г. — 4,8 млрд долл., 2009 г. — 3,52 млрд долл.

Вместе с тем, по данным ФТС, в

2006 г. объем ввозимой мебели составил 920 млн долл., в 2007 г. — 1,48 млрд долл., в 2008 г. — 2,04 млрд долл., в 2009 г. — 1,48 млрд долл.5 Даже если включить в эти показатели размер ввозных пошлин и НДС, транспортные расходы и торговую надбавку, происхождение как минимум трети ввезенной в страну мебели объяснить будет достаточно сложно.

Очень проблемным направлением является импорт оборудования. Так, по данным ФТС, объем ввезенных товаров 84—90 групп в 2008 г. составил 136,5 млрд долл., в

2007 г. — 98 млрд долл., в 2006 г. — 62,8 млрд долл. В то же время, по данным статистики ВТО, в 2006 г. импорт оборудования в Россию составил 132,7 млрд долл., в 2007 г. — 185,6 млрд долл., в 2008 г. — 241,8 млрд долл.

Таким образом, налицо практически двукратное расхождение между объемом

официального импорта оборудования в Российскую Федерацию и аналогичной статистикой ВТО. Если взять минимальную ставку ввозной таможенной пошлины в размере 5 % (очевидно, что по серым схемам ввозятся исключительно оборудование, электроника и бытовая техника, подпадающие под пошлины), то минимальный размер неуплаченных таможенных платежей составит для 2006 г. 16,7 млрд долл., для 2007 г. — 21 млрд долл., для 2008 г. — 25 млрд долл. США (с учетом НДС).

При анализе импорта таких товаров, как лекарства и медикаменты, расхождение между статистикой ВТО и статистикой ФТС не столь значительное — для 2008 г. около 1,7 млрд долл. (по данным ВТО — 9,2 млрд долл., по данным ФТС — 7,5 млрд долл.). Вместе с тем эта разница составляет больше пятой части размера официального ввоза.

В то же время по некоторым товарам, наоборот, фиксируется превышение импорта в Россию по показателям Федеральной таможенной службы РФ над показателями статистики ВТО. Например, по товарам химической промышленности, согласно данным ВТО, ввоз в Российскую Федерацию в 2008 г. составил 27 млрд долл. В то же время данные ФТС указывают на импорт продукции химической промышленности в размере свыше 34 млрд долл. В данном случае высока вероятность ввоза под видом продукции химической промышленности иных товаров, более налогоемких.

Интересную картину при оценке объемов серого импорта можно получить и при сравнении стоимостного объема ввезенных товаров по данным ФТС, с одной стороны, и Центрального банка России совместно с Росстатом — с другой. По данным ФТС, импорт товаров составил в 2005 г. — 98,5 млрд долл., в 2006 г. — 130,7 млрд долл., в 2007 г. — 190,8 млрд долл., в 2008 г. — 256,3 млрд долл., в 2009 г. — 160,65 млрд долл. В то же время, по данным Центрального банка России и Росста-та, в 2005 г. объем импорта составил 125,4 млрд долл., в 2006 г. — 164,3 млрд долл., в 2007 г. — 223,5 млрд долл., в 2008 г. — 292 млрд долл., в 2009 г. — 190,6 млрд долл.6

Таким образом, при сравнении указанных данных получается разница для

2005 г. в размере 26,9 млрд долл., для

2006 г. — 33,6 млрд долл., для 2007 г. — 32,7 млрд долл., для 2008 г. — 35,7 млрд долл., для 2009 г. — 29,95 млрд долл. В процентном соотношении к объему зарегистри-

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

ü S I

н

о ф

со

рованного ФТС импорта это составит для 2005 г. 27,3%, для 2006 г. - 25,7%, для 2007 г. - 17,1 %, для 2008 г. - 13,9 %, для 2009 г. - 18,6%.

Статистика Центрального банка России и Росстата явно не учитывает всего объема нелегального импорта, большая часть которого оплачивается через офшоры, под видом услуг и другими способами. В то же время приведенные данные также подтверждают снижение доли нелегального импорта в 2006-2008 гг. и рост его в 2009 г. на фоне кризиса, а также более чем значительные объемы серого рынка.

Традиционно принято считать, что основные проблемы приходятся на импортные поставки. В то же время по ряду экспортных товаров ситуация ничуть не лучше. В первую очередь это касается товаров, подпадающих под вывозные пошлины.

Например, по экспорту морепродук-ции показатели вывоза из России в Японию, по данным японской статистики, в I квартале 2010 г. составили 26983,1 тонны. По данным же российской статистики, этот показатель составил 7364,6 тонны 7. Разницу в 3,7 раза трудно объяснить различной методикой расчетов.

Таким образом, проведенные расчеты наглядно показывают, что, несмотря на все предпринимаемые усилия, ситуация с перемещением товаров по серым и черным схемам продолжает оставаться сложной и качественного улучшения здесь до сих пор не произошло.

Точный размер ущерба, наносимого нашей стране подобной деятельностью, оценить практически невозможно. В любом случае полученные цифры будут усредненными и очень приблизительными.

В 2009 г. Федеральной таможенной службой в бюджет Российской Федерации перечислено 3483,2 млрд руб., или около 112 млрд долл., в 2008 г. - 4694,5 млрд руб.

(167,7 млрд долл.), в 2007 г. - 3253,82 млрд руб. (127,6 млрд долл.), в 2006 г. - 2863,99 млрд руб. (106 млрд долл.)8

Если сравнить с этими данными полученные расчетные цифры неуплаченных таможенных платежей, то только по одежде, обуви и оборудованию минимальный размер неуплаченных таможенных платежей составит для 2006 г. 21 млрд долл. США (19,8 % от общего размера перечисленных платежей), для 2007 г. - 27,8 млрд долл. (21,7 %), для 2008 г. - 34,4 млрд долл. (20,5 %).

Соответственно можно констатировать, что размер неуплаченных таможенных платежей вряд ли уступает уплаченным. В подтверждение можно провести данные исследования, проведенного Всемирным банком9. Согласно указанным данным, доля теневой экономики в России составляет 48,6 % ВВП. Можно спорить с результатами этого исследования, называть его предвзятым, но оно вполне отражает реальную картину.

При этом невозможно оценить в денежном выражении ущерб, наносимый отечественной промышленности, здоровью граждан из-за ввоза некачественной продукции, правообладателям вследствие нарушения их авторских прав, и многое другое. Не поддается исчислению и ущерб, наносимый репутации страны на мировой арене, прямо влияющий и на инвестиции в Россию, и на желание иностранных предпринимателей вести с нами бизнес.

Как следует из приведенных расчетов, все предпринимаемые меры фактически не дают результата. Сама структура нынешней российской экономики и системы государственного контроля не позволяет избавиться от серых и черных схем внешней торговли. Возможно, ситуация улучшится по мере общей трансформации нашего общества.

Литература и примечания

1. «Виртуальная таможня». Греф приказал задушить серый импорт. // URL:http://vch.ru/cgi-bin/ guide.cgi?table_code=15&action=show&id=3987.

2. Официальный сайт ВТО. Данные статистики международной торговли. // URL: http://www.wto.org/ english/res_e/statis_e/its2009_e/its09_merch_trade_product_e.htm.

3. Письмо Центрального таможенного управления от 10 октября 2002 г. № 66-11/29771 «Об усилении контроля таможенной стоимости».

4. Исследование по рынку мебели агентства DISCOVERY Research Group. // URL: http://marketing.rbc.ru/ news_research/23/04/2010/562949978466742.shtml.

5. Официальный сайт ФТС России. Статистика внешней торговли. Архив. // URL: http://10.88.1.107/ru/ stats/arhiv-stats-new/.

6. Официальный сайт ЦБ России. Внешняя торговля Российской Федерации товарами по методологии платежного баланса // URL: http://www.cbr.ru/statistics/htm.

7. Данные таможен России и Японии по экспорту морепродуктов расходятся в 3,7 раза. РИА Новости — Дальний Восток. 21 июля 2010 г.

8. Официальный сайт ФТС России. Управление по связям с общественностью. Архив новостей // URL: http://10.88.1.107/ru/press/index.php?arch286.

9. Самые теневые экономики // URL: http://news.rambler.ru/7030572/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.