УДК 06.81.19
ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЁМКОЙ ПРОДУКЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ САМОЛЁТОСТРОЕНИИ И.А. Стрижанов
В статье рассматриваются выявленные автором проблемы, тенденции и особенности организации изготовления сложной наукоёмкой продукции на российских самолётостроительных заводах. Внимание уделяется вопросам как общеотраслевого характера, так и проблемам на уровне отдельного предприятия. Предложены направления решения выявленных проблем и преодоления негативных тенденций
Ключевые слова: наукоёмкая продукция, самолётостроение, техника и технология, магистральные самолёты, организация производства, управление предприятием
На взгляд автора, всё многообразие особенностей производства сложной наукоёмкой продукции можно разделить на три группы в зависимости от степени приближения к конкретным объектам производства и производственным системам различных уровней:
• Общие.
• Отраслевые.
• Частные.
Общие особенности, как видно из названия, являются характерными для производства любой наукоёмкой продукции вне зависимости от специфики конкретных наукоёмких отраслей. Общие особенности вытекают из сущности сложной наукоёмкой продукции и могут быть сформулированы следующим образом.
• Создание изделий невозможно без больших затрат на НИОКР. Значительный объём НИОКР выполняется непосредственно в процессе изготовления изделий. В процессе освоения ряда последовательно или одновременно изготавливаемых изделий даже одной серии могут осуществляться конструктивные изменения.
• Выполнение работ по НИОКР осуществляется большим количеством организаций различной специализации (НИИ, академические институты, ВУЗы, проектные организации, промышленные предприятия).
• Конструкция изделий представляет собой сложную иерархическую систему и включает в себя большое количество подсистем (механических, гидравлических, пневматических, электрических, электронных и др.), агрегатов, узлов, подсборок и деталей. В свою очередь, это предполагает использование огромного сортамента материалов.
• Значительная часть деталей конструкции имеет низкий уровень технологичности, стандартизации, нормализации и унификации.
• Системы управления в изделиях основаны на применении компьютерной техники и специальных программ.
• Производство изделий носит мелкосерийный или даже единичный характер. Технические и эксплуатационные параметры изделий одного мо-
Стрижанов Игорь Александрович - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (473)243-76-67
дельного ряда могут определённым образом отличаться в зависимости от требований конкретных заказчиков. Заказчики изделий являются профессиональными потребителями.
• Процесс производства всех агрегатов и систем изделия не возможен в рамках одного завода. В производстве изделия принимает участие множество предприятий - поставщиков компонентов (агрегатов, систем, узлов, деталей) и один или несколько сборочных заводов.
• Процессы проектирования и изготовления состоят из множества операций и работ, поэтому для сложных наукоёмких изделий характерна значительная длительность производственного цикла.
• Продукция, а также её компоненты подвержены обязательному контролю и испытаниям в соответствии с международными, государственными или отраслевыми стандартами качества и безопасности.
По мнению автора, перечисленные общие особенности в полной мере можно отнести и к самолётостроительной отрасли промышленности.
Отраслевые особенности учитывают специфику отраслей через общие характеристики конструкции, применяемых материалов, уровень научно-технического задела, состояние материальнотехнического базиса предприятий, входящих в данную отрасль, традиции и состав кадров, задействованных на предприятиях, объемы финансирования программ НИОКР и технологического развития предприятий, политику государства в сфере развития предприятий данной отрасли. Понятно, что данная категория особенностей будет различной для разных государств и регионов мирового хозяйства.
Частные особенности учитывают специфику состояния техники и технологии на конкретном предприятии в конкретном производстве (стадия, цех, процесс). Частные особенности проявляются путём определённого взаимодействия внешних и внутренних для производства факторов.
Под внешними факторами автор понимает особенности конструкции и директивной технологии, задаваемые разработчиком сложной наукоёмкой продукции, плановые объемы выпуска, а также нормативы и стандарты, обязательные при производстве данной продукции.
Внутренние факторы - это применяемые на предприятии рабочие технологические процессы,
оборудование, оснастка, организация труда и управления производством.
Целью данной статьи является рассмотрение современных отраслевых особенностей, тенденций и проблем отечественного самолётостроения.
При рассмотрении особенностей производства самолётов необходимо рассматривать аспекты управления и организации производства на уровне отрасли в целом, технико-технологические особенности изготовления продукции, актуальные проблемы и тенденции организации труда и управления на самолётостроительных заводах России.
В начале необходимо остановиться на специфике управления отраслью. В настоящее время роль отраслевого органа управления (министерства) авиационной промышленности для самолётостроительных предприятий выполняет ОАО «ОАК» -«Объединённая авиастроительная корпорация». По мнению автора, модель организации производства гражданских магистральных лайнеров в России на сегодняшний день выглядит примерно так, как показано на рисунке.
Поставщики
ПКИ *
и материалов,
др. авиазаводы
Модель организации и управления производством магистральных самолётов в РФ
Данная схема приводит к возникновению следующих негативных тенденций:
1. Монополия поставщиков, продиктованная тем, что самолетостроительное предприятие не может самостоятельно выбирать партнёров по бизнесу, которые назначаются вышестоящей организацией.
2. Нерациональная схема кооперации. При формировании схемы вышестоящая организация зачастую не учитывает производственные мощности предприятий, уровень применяемых технологий, политические и конкурентные факторы при международном сотрудничестве. Зачастую на аутсорсинг передаются не только готовые детали и узлы, но и промежуточные операции их изготовления.
3. Постоянные изменения планов производства. Из-за нестабильного функционирования вышестоящей организации и под влиянием различных факторов на самолётостроительном заводе фактически отсутствует долгосрочная устойчивая программа развития. Планы по номенклатуре и объёмам
выпуска самолётной продукции постоянно изменяются, что диктует необходимость постоянного реформирования производственной, технологической и кадровой подсистем.
4. Отсутствие и невозможность формирования предприятием собственной маркетинговой стратегии, невозможность самостоятельно выводить продукты на рынок. Наблюдается факты конкуренции внутри корпорации при распределении финансовых потоков между различными продуктовыми проектами, обусловленные в основном политическими, а не объективными рыночными факторами.
5. Невозможность самостоятельного выстраивания эффективного бизнеса самолётостроительного завода ввиду всех вышеперечисленных проблем.
По мнению автора, эффективное выстраивание бизнеса по изготовлению конкурентоспособных магистральных самолётов возможно лишь при появлении авиационных корпораций, ориентированных
на выпуск конкретного продукта - АН-148, 881, МС-21, Ил-96 и т.д. При этом объединение предприятий в корпорацию должно происходить не искусственно, директивно, как это происходит сейчас, а по цепочке создания стоимости с выделением в качестве центра интеграции не вышестоящей организации, а серийного сборочного завода, в неразрывном сотрудничестве с ОКБ.
Однако, необходимо заметить, что серьёзная конкуренция наших самолётостроителей на мировом рынке магистральных лайнеров невозможна при современных объёмах изготовления в несколько штук самолётов в год. Это объясняется большой дороговизной такого сложного наукоёмкого продукта как самолёт при штучных объёмах производства.
При этом практика показывает, что программы наращивания объёмов производства хотя бы до нескольких десятков самолётов в год терпят крах по причине не готовности производственной системы самолетостроительного предприятия и утраты большей части былого научно-производственного потенциала.
Причины текущего положения вещей связаны в первую очередь с технико-технологической отсталостью наших предприятий по сравнению с зарубежными конкурентами [3].
В настоящее время реализуются государственные программы, направленные на техническое перевооружение предприятий отрасли, и ОАО «ОАК» играет в реализации этих программ ключевую положительную роль, однако до полного перевооружения пока далеко. Да и к работе с новой техникой на основе современных цифровых технологий наши предприятия оказываются не совсем готовы, что приводит к простоям дорогостоящей техники и, опять же, к возникновению потерь вместо ожидаемого эффекта. Поиск причин такого положения вещей является темой отдельного исследования, однако, в данной работе хотелось бы рассмотреть проблемы и тенденции самой производственной системы самолётостроительного предприятия. В ходе выполнения хоздоговорных работ на самолётостроительном предприятии города Воронежа (ОАО «ВАСО») автором получена информация, позволяющая в достаточной степени выделить отраслевые технико-технологические и организационноуправленческие особенности производства самолётов в нашей стране.
Анализ технико-технологических особенностей проектирования и изготовления самолётной продукции позволяет сформулировать следующие тенденции, в последнее время наметившиеся в отечественном самолётостроении:
• Стремление к отказу от плазово-шаблонного метода и постепенный переход к «цифровым» технологиям проектирования и производства самолётов.
• Дефицит разработок авиационной техники, выполненных по «цифровой» технологии, попытки разработать новый продукт в современной среде.
• Реализация проектов «оцифровки» изделий, разработанных «на бумаге».
• Рост удельного веса деталей и агрегатов, изготавливаемых из композиционных материалов.
• Точечная автоматизация производства.
• Попытки преодолеть общий низкий уровень автоматизации производства.
• При внедрении технологических инноваций возникают проблемы комплексного обеспечения участков с современным высокотехнологичным оборудованием.
Существующий низкий уровень развития техники и технологии производства самолётов на наших авиазаводах обеспечивает негативное проявление следующих особенностей, приводящих к росту затрат и снижению конкурентоспособности.
• Высокий уровень материалоёмкости, энергоёмкости, низкий уровень использования материалов.
• Высокий уровень трудоёмкости основных операций.
• Большой объём конструктивных доработок.
• Большие объёмы и высокая трудоёмкость изготовления специальной оснастки.
• Большое число и разнообразие технологических и контрольных операций.
• Различный уровень возможностей автоматизации операций.
• Наличие вредных для здоровья и опасных техпроцессов.
• Применение методов разрушающего контроля деталей.
• Высокие требования к квалификации основных производственных рабочих.
• Широкая номенклатура применяемого оборудования и оснастки.
• Большая потребность в производственных площадях, высокие требования к помещениям.
Анализ системы управления предприятием показывает наличие следующих негативных тенденций, затрудняющих переход к новому технологическому укладу и конкурентоспособному производству даже при реализации программ технического перевооружения и внедрению современных технологий:
• Преобладание штабных и линейнофункциональных структур.
• Преимущественно декларативный характер внедрения современных методов и подходов к управлению.
• Рост аппарата управления на заводском уровне.
• Низкая эффективность корпоративных информационных систем.
• Устаревшие системы оплаты труда. Диспропорции в оплате руководителей различных уровней.
• Низкий уровень оплаты труда линейных руководителей среднего и низового звена.
• Недостаточный уровень квалификации и большая текучесть кадров в низовом звене управления.
• Несогласованность планов производства на различных уровнях управления.
• Отсутствие учёта потерь РВ по организационным причинам.
• Преобладание интуитивных методов принятия решений на уровне внутрицехового оперативного управления производством.
При изучении системы организации производственных процессов на предприятии автор приходит к следующим выводам.
В сфере организации производственной структуры обозначились две основных тенденции:
• Выделение стадий производства в отдельные структурные подразделения (заготовительноштамповочное производство, механосборочное производство, агрегатное производство, сборочное производство), постепенный уход от цеховой структуры организации производства.
• Выделение подразделений производственной инфраструктуры в качестве самостоятельных организаций на правах дочерних предприятий.
Несмотря на объективный риск возможного снижения управляемости, эти тенденции можно в целом оценивать как положительные с учётом передового зарубежного опыта организации самолётостроительного производства.
Однако низкие объёмы производства и преобладание устаревших технологий производства приводят к появлению следующих проблем - причин низкой эффективности и конкурентоспособности:
• Чрезмерно широкая специализация рабочих мест в основном производстве [2].
• Передача функций обслуживания и обеспечения основным производственным рабочим, сокращение вспомогательного персонала, персонала системы производственного планирования в цехах.
• Преобладание стратегии аварийных ремонтов оборудования.
• Диспропорции в загрузке мощностей, узкие места, малоиспользуемое оборудование.
• Дефицит основных рабочих необходимой квалификации.
• Закрепление номенклатуры за конкретными рабочими.
• Высокий уровень коэффициента выполнения норм, технически необоснованные нормы.
• Слабая обоснованность нормирования длительности производственного цикла в заготовительной и обрабатывающей стадии.
Воронежский государственный технический университет
• Высокий уровень НЗП, отсутствие нормирования и учёта НЗП.
• Неритмичная работа подразделений.
• Систематическое невыполнение плана производства по предприятию в целом и по отдельным подразделениям
В заключение хотелось бы сказать, что возрождение гражданского самолётостроения в нашей стране возможно лишь при комплексной реализации преобразований по следующим ключевым направлениям:
• трансформация системы отраслевого управления, организация ориентированных на продукт корпораций с соответствующим выстраиванием бизнеса по цепочке создания стоимости по аналогии с зарубежными компаниями - лидерами мирового самолётостроения;
• реализация комплексных программ технического перевооружения и реконструкции предприятий отрасли с соответствующим обучением и повышением квалификации сотрудников;
• создание современной системы организации производства, труда и управления самолётостроительного предприятия.
Литература
1. Методы и модели формирования и развития интегрированных организационно -
производственных структур: монография / под ред. О.Г. Туровца. Воронеж: гОуВПО ВГТУ, 2010, 269 с.
2. Голубь Н.Н., Стрижанов И.А. Совершенствование организации и оперативного управления производством в цехах машиностроительного предприятия: монография/ Н.Н. Голубь, И.А. Стрижанов. Воронеж: ФГБОУВПО ВГТУ, 2011. 145 с..
3. Управление освоением конверсионной продукции на наукоёмких предприятиях: монография / Ю.П. Анисимов [и др.]; под ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 407 с.
4. Туровец О.Г. Совершенствование организации производства как фактор модернизации промышленных предприятий / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова// Организатор производства. - 2010, №1, С. 21-24.
ISSUES, TRENDS AND CHARACTERISTICS OF ORGANIZATION OF PRODUCTION HIGH-TECH PRODUCTS IN THE DOMESTIC AIRCRAFT I.A. Strizhanov
In this paper the author discusses the identified issues, trends and features of the organization of manufacture of complex high-tech products on the Russian aircraft factories. Attention is paid to issues such as industry-wide nature and the problems at the level of individual enterprises. Directions to solve the identified problems and to overcome negative tendencies
Key words: high-tech products, aircraft, equipment and technology, main jets, the organization of production, business management