Научная статья на тему 'Проблемы технического оснащения учреждений здравоохранения и возможные пути их решения'

Проблемы технического оснащения учреждений здравоохранения и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5563
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудрявцев Ю. С., Филонова О. Л.

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы технического оснащения учреждений здравоохранения и возможные пути их решения»

Технологический менеджмент

Ю.С. Кудрявцев,

к.т.н., СПб ГУПТП «Медтехника», чл.-корр. АМТН, г. Санкт-Петербург

О.Л. Филонова,

к.т.н., СПб ГУПТП «Медтехника», чл.-корр. АМТН, г. Санкт-Петербург

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

1. Введение

Проблемы, возникающие вследствие неудовлетворительного состояния медицинского оборудования, в большинстве случаев понятны только специалистам и не столь очевидны, как проблемы, связанные с состоянием зданий и инженерных коммуникаций. Поэтому их решение, требующее больших материальных затрат, зачастую откладывается. В результате в учреждениях здравоохранения находится в эксплуатации большое количество физически и морально устаревшей медицинской техники. Актуальность этой неоднократно обсуждавшейся в печати темы существенно возрастает в связи с официально объявленным курсом Правительства Российской Федерации на включение здравоохранения в число основных приоритетов государственной политики, что должно повлечь за собой значительное увеличение объемов финансирования. Однако эффективность вложения средств и соответствующие последствия объявленного курса будут зависеть, очевидно, не только от степени увеличения финансирования, но и от подходов к его использованию. Потери от выбора нерациональных подходов возрастают пропорционально объемам финансирования, а оптимизация невозможна без количественного и качественного анализа оснащенности учреждений и состояния используемого ими оборудования, чем и определяется актуальность вопроса.

Решение задачи обновления парка устаревшего медицинского оборудования в государственных учреждениях здравоохранения требует сегодня значительных финансовых затрат прежде всего потому, что этому не уделялось достаточного внимания в предыдущие годы. До 1992 года действовала система планового обеспечения государственных учреждений здравоохранения медицинским оборудованием по заявкам лечебных учреждений, сбор, анализ и выполнение которых ежегодно производились через систему региональных государственных предприятий «Медтехника». В 1992 году функционирование этой системы было нарушено: сбор и удовлетворение заявок прекратились, в несколько раз снизились объемы бюджетного финансирования, выделяемого на закупку медицинского оборудования. В течение всех последних лет они составляли незначительную часть реальных

Менеджер

здравоохранения .

© Ю.С. Кудрявцев, О.Л. Филонова, 2007 г.

Технологический менеджмент

потребностей городской системы здравоохранения. Поскольку учреждения были лишены возможности своевременно обновлять оборудование, необходимое им для выполнения функциональных обязанностей, сроки эксплуатации ранее закупленного оборудования стали увеличиваться и при нормативных сроках эксплуатации от 5 до 10 лет достигли 15-20 и более лет [1]. При этом соответственно возрастал средний процент износа используемого оборудования.

2. Интегральные объемные показатели парка медицинского оборудования в системе здравоохранения Санкт-Петербурга по данным автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий

Поскольку непосредственные причины сложившейся ситуации лежат в экономической области, представляется естественным начать ее рассмотрение с определения тре-

1оооо---------------------------

OlOOiOOinoiOOin •'0,'0Г''**1''*.00С0С>*0'*ОО ^ О4- О» О4- ^ O'* О1' 1 1 с'']

^ О1* О1* О4 ^ O'* о** ^ о

Годы выпуска МИ

■ Износ меньше 100% ■ Износ 100%

Рис. 1. Распределение медицинских изделий, стоящих на балансе учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга (городского подчинения), по срокам эксплуатации.

буемых объемов финансирования, что представляет собой самостоятельную достаточно сложную задачу. Простейшим способом является оценка объемов требуемых средств по балансовой стоимости требующего замены оборудования, однако при этом необходимо оценить и по возможности устранить влияние инфляции. Нами были выполнены такие оценки на базе Автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ), разработанной ГУН ВНИИИМТ М3 РФ по поручению Правительства РФ для создания общероссийской системы мониторинга медицинских изделий. Внедрение этой системы начато в Санкт-Петербурге в 2002 году [2]. Как показывает опыт, накопленный нами за время ее внедрения, информация, собранная в АИС ММИ, может стать основой для точного и всестороннего анализа состояния материально-технической базы здравоохранения.

По состоянию на 2006 год в базу данных АИС ММИ были введены сведения о 38,8 тысяч единиц медицинского оборудования, стоящих на инвентарном учете в медицинских учреждениях городского подчинения, общей балансовой стоимостью 3,36 млрд рублей. Из них выработали нормативные сроки эксплуатации и имеют 100% износ 27,4 тысячи общей балансовой стоимостью более 1,6 млрд руб. Средний износ медицинского оборудования по этим данным составляет 85,9%. Аналогично состояние парка оборудования и в учреждениях районного подчинения — районных поликлиниках, женских консультациях, районных больницах и т.п. Из 19,4 тысяч единиц оборудования в этих учреждениях износ 100% имеют 13,8 тысячи единиц.

На рисунке 1 показано распределение медицинского оборудования, имеющегося на балансе ЛПУ городского подчинения, по срокам эксплуатации.

Подавляющее большинство имеющегося в учреждениях медицинского оборудования, в том числе такого жизненно важного как реанимационное и хирургическое, от состояния

енеджер

здравоохранения *

52

Технологический менеджмент

которого напрямую зависит возможность оказания эффективной помощи наиболее тяжелым категориям пациентов, выработало нормативные сроки эксплуатации и нуждается в замене. Его использование приводит к следующим негативным результатам:

• Повышенная вероятность причинения вреда пациентам и персоналу, так как многие виды медицинского оборудования включают факторы опасности.

• Ограничение возможности оказания эффективной помощи, особенно пациентам в тяжелых и неотложных состояниях.

• Ограничение возможности постановки своевременного и правильного диагноза и выбора оптимальной методики лечения, а, следовательно, снижение его эффективности.

• Нарушение санитарно-эпидемиологического режима и соответствующих нормативных и законодательных актов.

• Неэффективное использование материальных и трудовых ресурсов здравоохранения.

Основной причиной высоких показателей износа медицинского оборудования является, очевидно, невозможность его полноценного планового обновления, что подразумевает полную компенсацию годового износа, то есть замену всего оборудования, выработавшего в истекшем году нормативные сроки эксплуатации. Нормативные сроки, соответствующие перечню годовых норм износа медицинского оборудования №03-14/19-14 от 23.06.88, для разных групп медицинского оборудования варьируют в диапазоне от 5 до 10 лет (нормы износа от 10 до 20%). Среднее значение для парка медицинского оборудования Санкт-Петербурга по данным АИС ММИ составило 6,93 года, откуда объем средств, требуемый для компенсации годового износа, может быть с достаточной точностью определен как одна седьмая часть общей стоимости всего парка оборудования в текущих рыночных ценах.

Для определения общего объема парка в финансовом выражении необходимо учесть

влияние на балансовую стоимость оборудования процессов инфляции. По результатам выполненного нами анализа балансовых стоимостей медицинского оборудования, закупленного в разные годы (1980-2003 гг.) и их сопоставления с текущими рыночными ценами, текущая рыночная стоимость существенно превышает среднюю балансовую стоимость оборудования. Так, по методике, основанной на анализе динамики балансовой стоимости конкретных моделей оборудования, рыночная стоимость превышает среднюю балансовую в 2-2,5 раза [3]. По другой методике, основанной на анализе изменения средней стоимости единицы оборудования, усредненной по всему объему парка, что качественно учитывает влияние не только инфляции, но и общего процесса усложнения и удорожания новых образцов медицинской техники, оценка средней рыночной стоимости дает величину, превышающую среднюю балансовую стоимость в 2,9 раза [4].

Учитывая, что база данных на момент анализа включала оборудование 74% учреждений здравоохранения городского подчинения, общие объемные показатели парка медицинского оборудования получены экстраполяцией данных АИС ММИ на 100% ЛПУ:

• Общая балансовая стоимость: 4,4 млрд руб.

• Средний износ: 85,9%.

• Общая стоимость в текущих ценах:

S = 4,4 *(2:2,9) = (8,8: 12,8) ~ 11 млрд руб.

• Объем годового износа в текущих ценах:

s=S/7~ 1,5 млрд руб.

3. Связь показателей и динамики износа с уровнем финансирования

Для количественной оценки результатов, ожидаемых при возобновлении полноценной плановой замены изношенного оборудования, проведено моделирование динамики показателей износа при изменении условий обновления [5]. Полученные зависимости среднего процента износа от времени после прекращения полноценного планового обно-

Менедже1

здравоохранения .

Технологический менеджмент

вления показывают, что характерное время его реагирования на скачкообразное изменения условий финансирования приблизительно соответствует среднему нормативному сроку службы (7 лет). Достигаемая к этому времени степень среднего износа зависит от уровня недофинансирования. Показатель износа в системе здравоохранения Санкт-Петербурга (85,9%) приблизительно соответствует показателю степени недофинансирования K = 0,25, то есть ежегодные объемы приобретения нового оборудования (за счет всех источников финансирования), не превышают 25% от годового износа.

Зависимости, описывающие динамику обратного процесса — изменения среднего износа при увеличении относительных объемов закупок, — показывают, что увеличение объемов закупок с 300-400 до 700-800 млн руб. в год (то есть с четверти до половины объема годового износа) приведет лишь к незначительному снижению процента износа — через 7 лет он установится на уровне 75%. Увеличение объемов закупок до 1,5 млрд руб. в год приведет к снижению процента износа до 50%, то есть к нормализации состояния парка оборудования, однако для этого также потребуется период, сравнимый с нормативный сроком службы (7 лет). Увеличение объемов закупок до 2,1 млрд руб. в год позволит нормализовать ситуацию в течение трех лет, после чего объемы финансирования могут быть снижены до уровня 1,5 млрд руб. в год, обеспечивающего поддержание парка медицинского оборудования в стабильном состоянии с износом 50%. Таким образом, для восстановления нормального состояния парка медицинского оборудования в учреждениях городского подчинения в течение семи лет требуется финансирование закупок в объеме 1,5 млрд руб. в год. Для ускоренного восстановления — в течение трех лет, — требуется около 2,1 млрд руб. в год.

Обновление устаревшего оборудования приведет к повышению эффективности всех действий работников здравоохранения, осно-

ванных на эксплуатации и использовании результатов работы диагностического, лечебного, вспомогательного медицинского оборудования, которые составляют основной объем медицинских манипуляций (медицинское оборудование используется в двадцати четырех из двадцати пяти типов простых медицинских услуг, по которым они распределены согласно ОК ПМУ). С данной точки зрения оптимальным следует считать наиболее быстрый из возможных путей возврата к полноценному плановому обновлению. Численное определение преимуществ ускоренного обновления представляет собой весьма объемную и сложную задачу, и ее сколько-нибудь точное решение в настоящий момент не представляется возможным. В качестве условной альтернативы для порядковых оценок может быть использована предлагаемая Всемирным Банком величина «ДАЛИ», определяемая как «год жизни, не отягощенной бременем болезней». Опубликованные Всемирным Банком результаты исследования эффективности сорока семи различных видов медицинских вмешательств [6] показали, что для сохранения одного года трудоспособной человеческой жизни, то есть для получения единицы ДАЛИ, в различных случаях может потребоваться финансирование в диапазоне от 1 до 10000 долларов США. Наибольшее количество включенных в публикацию случаев соответствует затратам на единицу ДАЛИ от 100 до 1000 долларов США. Полагая, что эффективность целесообразных инвестиций в техническое оснащение здравоохранения с наибольшей вероятностью также лежит в этом диапазоне, получим, что увеличение финансирования закупок медицинского оборудования может привести к следующим результатам.

При повышении финансирования до 1,5 млрд руб. в год эффективность может составить порядка 40000-400000 ДАЛИ, что эквивалентно ежегодному сохранению жизни от 2 до 20 тысяч человек в возрасте 40-50 лет (по оценкам Всемирного Банка, средний остаток жизни человека в этом возрастном

' "Менеджер

\ здравоохранения

54

Технологический менеджмент

диапазоне, приведенный к годам жизни, не отягощенной бременем болезней, составляет около 20 ДАЛИ [6]). В случае ускоренного обновления (2,1 млрд руб. в год) аналогичная оценка даст 60000-600000 ДАЛИ или сохранение жизней от 3 до 30 тысяч человек в год. Разумеется, практическая ценность приведенных цифр относительна, так как реальная эффективность вложения средств зависит от многих факторов, и их основное значение — привлечь внимание к очевидному факту, также подчеркнутому в отчете Всемирного Банка [6]: «Неправильные решения по поводу распределения средств ... — стоят человеческих жизней».

Независимо от точности численных оценок, принципиальная связь обновления медицинского оборудования с увеличением результативности медицинской помощи свидетельствует в пользу ускоренного варианта.

Объем финансирования, реально запланированный на приобретение оборудования для учреждений городского подчинения из регионального бюджета в 2007 году, составил около 990 млн руб., то есть по-прежнему значительно меньше исчисленного выше годового износа. Поставки медицинского оборудования в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» (их плановый объем в 2006 г. составил в финансовом выражении около 200 млн руб.) касались учреждений районного звена и не оказали влияния на состояние основной массы оборудования, сосредоточенного в учреждениях городского подчинения. Таким образом, можно с сожалением констатировать, что тенденций к существенному изменению условий финансирования, которые смогли бы обеспечить восстановление парка медицинского оборудования, в настоящее время не имеется.

4. Потребность учреждений здравоохранения в обновлении медицинского оборудования в натуральном и финансовом выражении.

В 2006 г. при разработке плана обновления медицинского оборудования в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга на 2007-2009 г.г., нами были проанализированы заявки на обновление первоочередной номенклатуры (260 видов) медицинского оборудования, полученные от 98 учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга [7]. Учреждениями была заявлена суммарная потребность в обновлении 28 тысяч единиц оборудования общей плановой стоимостью 9,5 миллиардов рублей. В результате анализа, выполненного с участием главных специалистов Комитета по здравоохранению по соответствующим направлениям, в основу «Плана обновления парка медицинского оборудования в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга в 2007-2009 гг.» была положена потребность в обновлении 27,4 тыс. единиц оборудования общей стоимостью около 8,2 млрд рублей.

5. Необходимость восстановления организационной системы планового обновления медицинской техники

Для полноценного решения проблемы требуется, разумеется, восстановление не только достаточных объемов финансирования, но и всей системы медико-технического обеспечения, гарантирующей своевременное плановое обновление используемой медицинской техники. Максимальная эффективность использования выделяемых средств может быть достигнута только при комплексном обновлении всей номенклатуры используемого оборудования, поскольку каждый его вид имеет определенное целевое назначение при диагностике или лечении соответствующего круга заболеваний. С этой точки зрения исключение из рассмотрения относительно недорогих или узкоспециализированных видов оборудования так же недопустимо, как и дорогостоящих универсальных приборов, таких как компьютерные или магниторезонансные томографы и т.п. Острота этой проблемы очевидна и обусловлена,

Менеджер

здравоохранения .

Технологический менеджмент

на наш взгляд, стремлением административных и финансовых работников, не связанных непосредственно с лечебным процессом, минимизировать собственные трудозатраты по планированию и реализации бюджета и облегчить контроль за его использованием. Формальным основанием для такого подхода является хорошо знакомый всем тезис о недопустимости распыления выделяемых средств. Это приводит к тому, что все выделяемые средства зачастую расходуются на приобретение лишь нескольких дорогостоящих приборов, в то время как в эксплуатации продолжают находиться десятки тысяч единиц медицинского оборудования, полностью выработавшего ресурс, морально и физически устаревшего, не отвечающего требованиям безопасности и имеющего недопустимо низкую клиническую эффективность, не соответствующую ни современному уровню развития медицины, ни квалификации использующих его медицинских специалистов, что особенно ярко проявляется в таком культурном и научном центре как Санкт-Петербург.

Решение этой проблемы связано с необходимостью оптимизации распределения сфер ответственности между участниками системы обновления медицинского оборудования. Принципиальная важность этого вопроса нашла отражение, например, в проекте «Медицинское оборудование», реализованном Правительством Российской Федерации в 1996-2001 годах при финансовой и организационной поддержке Всемирного Банка. В число основных задач проекта входило «децентрализовать процесс принятия решений о капиталовложениях, переведя его в сферу ответственности отдельного учреждения здравоохранения». Таким образом, осуществлялось максимальное приближение решений об использовании выделенных средств к непосредственным пользователям закупаемой продукции — лечащим врачам, а следовательно и к конечной цели проекта — повышению эффективности лечения. Сфера компетенции финансовых и адми-

нистративных структур была ограничена распределением средств (выделением учреж-дениям-участникам проекта финансовых квот) и выполнением заявок учреждений, выбравших в рамках этих квот наиболее актуальную для них продукцию из заявочной спецификации, включавшей несколько сотен видов продукции. Учреждение в соответствии со своими клиническими потребностями могло потратить всю выделенную квоту на закупку одного дорогостоящего прибора, либо использовать ее для приобретения десятков недорогих медицинских изделий. Это обусловило высокую итоговую эффективность проекта.

Исходя из вышесказанного, рассмотрим некоторые принципы, которые могли бы быть положены в основу системы планового обновления медицинского оборудования в учреждениях государственной системы здравоохранения:

1. Оптимально принятие программ и соответствующих законодательных актов, не ограниченных временными рамками, поскольку плановое обновление должно проводиться в течение всего срока работы учреждений здравоохранения.

2. Объемы годового бюджетного финансирования должны быть достаточными для полной компенсации годового износа в текущих ценах, а при высоком начальном уровне износа превышать его (в соответствии с вышеприведенными оценками увеличение на 36% приводит к сокращению сроков восстановления с 7 до 3 лет).

3. Реализация программы должна предусматривать проведение ежегодных заявочных кампаний по всем учреждениям, участвующим в программе государственных гарантий, по всей основной номенклатуре медицинского оборудования, используемого при оказании медицинской помощи.

4. Для устранения влияния субъективного начала и обеспечения выбора наиболее актуальной продукции заявочная кампания может включать выделение учреждениям финансовых квот и составление ими квотиро-

' "Менеджер

\ здравоохранения

56

Технологический менеджмент

ванных заявок по годовым заявочным спецификациям.

5. Заявочные спецификации должны включать номенклатуру оборудования, достаточную для осуществления всех медицинских технологий, используемых при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.

7. Сводная годовая заявка должна являться основой для организации соответствующих закупочных процедур и работ по подготовке к получению закупаемого оборудования (подготовка помещений под монтаж, списание и демонтаж старого оборудования и др.). Финансирование этих работ также должно быть предусмотрено в программе, особенно в части проектно-сметных и строительномонтажных работ по подготовке помещений к монтажу крупногабаритного оборудования лучевой диагностики, так как отсутствие такого финансирования может явиться причиной длительных задержек его ввода в эксплуатацию.

8. Согласно требованиям Методических рекомендаций «Техническое обслуживание медицинской техники», утвержденных Минздравом и Минпромнауки РФ (№293-22/233 от 27.10.2003), техническое обслуживание является обязательным условием безопасной эксплуатации медицинской техники и ее эффективного применения по назначению. Для выполнения этих требований закупка нового медицинского оборудования должна сопровождаться планированием в бюджете ежегодных затрат на его техническое обслуживание на протяжении всего срока эксплуатации.

9. Дополнительным механизмом, обеспечивающим закупку не только дорогостоящих приборов ведущих мировых фирм, но и обширной номенклатуры недорогой продукции отечественной медицинской промышленности (и одновременно важным фактором ее устойчивого развития), могла бы явиться законодательная регламентация доли бюджетного финансирования, выделяемого на закупки медицинской техники, которая должна быть

затрачена на закупку продукции отечественного производства. Ее определение могло бы ежегодно производиться с участием ВНИИИМТ, АМТН, РАМН, Союза ассоциаций медицинской промышленности и др. по итогам текущего анализа номенклатуры и состояния рынка. Установление этой доли в размере около 50% могло бы обеспечить:

• Переход к преимущественному оснащению отечественной медицинской техникой (из-за ее более низких ценовых характеристик) с сохранением всех возможностей для выбора в случае необходимости дорогостоящего импортного оборудования.

• Расширение номенклатуры обновляемой медицинской техники. Сегодня в условиях ограниченного финансирования первоочередное внимание естественным образом обращается на закупку дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, чаще всего импортного. Обновление рутинного оборудования, выпускаемого отечественной промышленностью, которое также необходимо в лечебном процессе, производится по остаточному принципу и при недостаточности средств практически не производится. Поэтому основная масса такого оборудования находится в критическом состоянии. Введение предложенного принципа поставит эти две группы оборудования в равные условия.

• Появление мощного стимула к развитию отечественной медицинской промышленности. Предприятия будут заинтересованы в долговременном вложении собственных или заемных средств в свое развитие, так как будут уверены в том, что имеется гарантированный источник средств для закупки их продукции в случае ее конкурентоспособности. Со временем это естественным образом приведет к усилению их позиций и на внешнем рынке.

10. Процессы обновления устаревшего медицинского оборудования в дополнение ко всем перечисленным негативным факторам существенно затрудняются сложившейся к настоящему времени системой государственного заказа. Построенная за последние годы

Менеджер

здравоохранения .

Технологический менеджмент

система, на наш взгляд, противоречит рассмотренному выше принципу оптимизации распределения сфер ответственности, отдаляя принятие решений от конечного пользователя и переводя процедуры выбора продукции на формальную основу.

По существу принятие решения о закупке требуемого учреждению медицинского оборудования требует только разумного внутреннего обоснования и заключения договора поставки. Сформированная система дополнительно требует обязательного проведения внешних формальных процедур продолжительностью не менее 2-3 месяцев, включающих подготовку, представление, рассмотрение и сравнительный анализ строго формализованной конкурсной и заявочной документации объемом до нескольких сотен страниц. На выполнение этих требований отвлекаются большие объемы материальных и трудовых ресурсов как со стороны потребителей (медицинских учреждений), что затрудняет их работу, так и со стороны поставщиков, что неизбежно приводит к повышению цен, так как эта работа может быть оплачена только покупателем. Решения часто принимаются конкурсными комиссиями, не знакомыми с работой учреждений здравоохранения и не заинтересованными в эффективном использовании закупаемой продукции. Результирующая эффективность построенной таким образом системы конкурсного отбора сомнительна, в то время как недостатки очевидны:

• удаленность принятия решений от пользователя приводит к неоптимальному выбору продукции, а, следовательно, к снижению эффективности использования средств и неоправданному ухудшению качества работы получателей — государственных учреждений здравоохранения;

• выбор продукции по формальным основаниям приводит к многочисленным ошибкам с теми же последствиями, так как практически невозможно удовлетворительно формализовать все требования, предъявляемые к

медицинской продукции (например, параметры качества);

• требуются большие затраты крайне ограниченных ресурсов здравоохранения на выполнение формальных процедур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, имеется настоятельная необходимость упрощения и ускорения закупочных процедур, приближения принятия решений к конечному получателю. Также представляется целесообразным поставить на обсуждение вопрос о предоставлении пользователю права выбора зарекомендовавших себя марок и моделей продукции, сохранив конкурсную основу в части выбора поставщика. Это позволит перейти от формальной конкуренции к фактической и избежать многих ошибок, связанных с формальным подходом к выбору продукции. Для медицинской продукции это особенно актуально из-за важности неформализуемых параметров, в том числе показателей качества. При этом пользователи получают возможность выбрать именно ту продукцию, которую они знают не на словах, а на практическом опыте и могут доверить ей жизни своих пациентов, что позитивно скажется на качестве их работы. В то же время производители получат больше оснований для переноса усилий на реальное укрепление качества и авторитета своей продукции, а не ее представление по формальным признакам, что позитивно скажется на качестве медицинской техники. Переход от «конкуренции цифр» к «конкуренции товарных знаков» окажется выгоден:

а) потребителям — государственным учреждениям здравоохранения,

б) пациентам, получающим более эффективную медицинскую помощь,

в) производителям — медицинской науке и медицинской промышленности,

г) государству — разгружается судебная система, на которую сегодня фактически возложены функции сопоставления заявленных поставщиками численных показателей с реальной потребительской ценностью поставляемой продукции.

' "Менеджер

\ здравоохранения

58

Технологический менеджмент

6. Заключение

Период отсутствия планового обновления основных фондов государственного здравоохранения, который мог в свое время быть оправдан перестройкой экономики и связанными с этим финансовыми трудностями, давно лишился таких оправданий, поскольку период перестройки и существенной нестабильности экономики завершился еще несколько лет назад. Объявленный сегодня курс на включение здравоохранения в число основных приоритетов государственной политики может явиться поворотным моментом в изменении ситуации. Но это произойдет лишь при актив-

ном участии самой отрасли, на которую ложится вся полнота ответственности за собственное состояние из-за естественной некомпетентности в медицине всей остальной части общества, от которой в значительной степени зависит принятие решений о финансовом обеспечении системы здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровнях. Отрасль должна активно отстаивать свои профессиональные интересы и добиваться того, чтобы ее профессиональная аргументация о своих потребностях воспринималась обществом адекватно и приводила к реальному улучшению ситуации.

1. Емельянов О.В., Кудрявцев Ю.С. Нормативные и действительные сроки службы медицинской техники//Экономика здравоохранения. —М., 2004. — №5-6. - С. 38-43.

2. Козлова О.Л., Кудрявцев Ю.С.Первый этап внедрения в учреждения здравоохранения Санкт-Петербурга автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий//Медицинская картотека. — М., 2003. — №10. — С. 6-8.

3. Емельянов О.В., Козлова О.Л, Кудрявцев Ю.С. Анализ затрат на обновление медицинского оборудования на основе автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий//Национальный медицинский каталог. — 2004, июнь. — № 1(4). — С. 149-150.

4. Емельянов О.В., Козлова О.Л., Кудрявцев Ю.С. Оценка стоимости обновления парка медицинского оборудования на примере учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга//Здравоохранение и медицинская техника. —М., 2004. — №10(14). — С. 42-43.

5. Емельянов О.В., Кудрявцев Ю.С., Филонова О.Л. Динамика износа медицинских изделий при изменении условий планового обновления//Здравоохранение и медицинская техника. —М., 2006. — № 3(27). — С. 55-56.

6. Отчет о мировом развитии — 1993. Инвестиции в здравоохранение//Всемир-ный Банк. Вашингтон. — 2003.

7. Кудрявцев Ю.С. Потребность в обновлении медицинского оборудования по заявкам учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга в сравнении с оценками по данным АИС ММИ//Медтехника и медизделия. - СПб., 2006. — №3(32). — С. 20-22.

Менеджер

здравоохранения .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.