Научная статья на тему 'Проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет'

Проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2951
945
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА / CUSTOMS TECHNOLOGIES / CUSTOMS DECLARING / ELECTRONIC FORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарсенбаев Тимур Умаргалеевич

Рассмотрена схема электронного способа обмена информацией посредством специальных информационных систем между лицами, декларирующими товары, и таможенными органами. Выявлены проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме. Предложены меры стимулирования участников внешнеэкономической деятельности к применению данной формы декларирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CUSTOMS DECLARATION OF GOODS IN ELECTRONIC FORM USING THE INTERNATIONAL ASSOCIATION OF INTERNET NETWORKS

The scheme of electronic exchange of information through special information systems between persons declaring goods and the customs authorities is considered. The problems of customs goods entering in electronic form have been revealed. Measures to stimulate the use of the electronic form of goods declaring by the parties of the foreign economic activities are suggested.

Текст научной работы на тему «Проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет»

Проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет

Т.У. Сарсенбаев, соискатель, Оренбургский ГУ

В условиях интегрирования национальной экономики в мировую актуализируются передовые таможенные технологии, такие, как таможенное декларирование товаров в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет (ЭД-2), предварительное информирование и предварительное декларирование, а также производных от этих технологий — удалённого выпуска и разделённого выпуска. Об актуальности проблемы свидетельствуют также меры, направленные на массовое применение в государственных органах системы документооборота на основе электронных технологий, закреплённые в основных направлениях деятельности Правительства России на период до 2012 г.

За последние десять лет многое изменилось в отношении к информации, передаваемой по электронным каналам связи. Налоговые органы и банки реализовали систему обмена информацией по сети Интернет. Прекрасно функционирует аналогичная система при сдаче-приёме отчётности в Пенсионный фонд. Пришло время реализовать концептуальные решения Правительства Российской Федерации по безбумажному документообороту в таможенных органах [1].

Электронное декларирование является передовым по сравнению с традиционным бумажным

способом заявления сведений о перемещаемых товарах. В США, Японии и во многих странах Западной Европы подавляющее большинство деклараций подаётся в электронном виде, а подача декларации на товары на бумаге давно уже считается индикатором риска [2].

Система электронного декларирования как информационный сервис, доступный для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), функционирует с 2008 г. на основании приказа Федеральной таможенной службы России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет». Однако доля электронных деклараций в общем декларационном массиве составляет лишь 25%.

Таможенное декларирование товаров в электронной форме представляет собой электронный способ обмена информацией между лицами, декларирующими товары, и таможенными органами с помощью специальных информационных систем.

Процесс электронного декларирования заключается в проведении удалённой процедуры таможенного декларирования товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог

по сети Интернет. Электронное декларирование позволяет формализовать большинство процедур таможенного декларирования и контроля. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах.

Специалист по таможенным операциям подготавливает электронный пакет, состоящий из декларации на товары и документов, необходимых при таможенном декларировании, ставит свою электронную цифровую подпись и отправляет в Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России (ГНИВЦ), где проверяется право доступа конкретного участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его электронной цифровой подписи.

Далее происходит пересылка пакета документов из ГНИВЦ ФТС России в базу данных регионального таможенного управления, где декларация на товары и документы проходят первичный форматный контроль, после чего документы поступают на таможенный пост, на котором и будет происходить таможенное декларирование товаров, заявленных в декларации на товары [3].

Первая тестовая декларация на товары в электронном виде через Интернет в Оренбургской области была выпущена 25 декабря 2009 г на Оренбургском таможенном посту. В течение первого полугодия 2010 г. шесть таможенных органов были включены в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащённость для применения электронной формы декларирования через Интернет (табл.).

Перечень таможенных органов Оренбургской области, имеющих достаточную техническую оснащённость для применения электронной формы декларирования через Интернет

№ п/п Наименование таможенного органа (таможенного поста)

1 Соль-Илецкий

2 Бузулукский

3 Аэропорт Оренбург

4 Орский

5 Оренбургский

6 ОТО и ТК №2 Орского таможенного поста

Анализ показал, что в 2011 г. в Оренбургской таможне выпущено 10178 деклараций на товары, из них с применением ЭД-2 — 8314 деклараций на товары, что составило 81,69%. При этом большая часть электронных деклараций на товары оформлена на Оренбургском и Орском таможенных постах (рис.) [4].

Положительными факторами внедрения электронной формы декларирования товаров по сравнению с письменной являются:

— сокращение времени приёма декларации на товары;

— снижение временных затрат на проверку декларации на товары и пакета документов к ней;

— сведение к минимуму контакта субъекта ВЭД и инспектора;

— ускорение процедуры уплаты таможенных платежей;

— снижение финансовых затрат, связанных с таможенным декларированием.

Вместе с тем реализация практики электронного декларирования в России, как подтвердил анализ, сдерживается по следующим причинам.

Во-первых, человеческий фактор вносит свои коррективы. Инспектор, принимающий решение о выпуске товара, не может переложить свою ответственность на некий обезличенный электронный процесс. Ему психологически трудно принять на себя ответственность, не видя всех бумажных документов с печатями. Он не до конца осознаёт, какое значение несёт электронная цифровая подпись декларанта. В процессе электронного таможенного декларирования инспектор постоянно испытывает необходимость в бумажных документах.

Во-вторых, существуют технологические проблемы таможенного декларирования. Концепция таможенного контроля после выпуска товаров находится в стадии разработки. Без этой важнейшей составляющей таможенного контроля представить электронное декларирование невозможно. Без последующего контроля (таможенного аудита) у таможенных органов нет возможности убедиться в лояльности участников ВЭД закону [1].

В-третьих, нередки претензии участников ВЭД к ФТС России в связи с большой длительностью и непрозрачностью процедуры получения электронной цифровой подписи. Следует отметить, что решение только технических вопросов не приведёт к серьёзному росту числа участников

»ДТцд бумажном

носителе

■ Электронные ДТ

Рис. - Соотношение количества деклараций на товары, оформленных таможенными органами Оренбургской таможни в 2011 г. на бумажном носителе и с использованием международной ассоциации сетей Интернет

ВЭД, применяющих электронное декларирование, так как оно не является обязательным.

Существенную роль играет тот факт, что в среднем до 40% участников ВЭД осуществляют декларирование не более одного раза и впоследствии внешнеэкономическую деятельность не возобновляют. Соответственно такие декларанты не заинтересованы в соблюдении условий выполнения требований, необходимых для производства декларирования в электронном виде.

Проблематично заинтересовать в применении электронного декларирования участников ВЭД — экспортёров российских товаров, так как для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость налоговые органы требуют представлять таможенную декларацию в бумажном виде.

Учитывая вышеперечисленные проблемы, дальнейший рост данного показателя может замедлиться, а впоследствии — и прекратиться. С целью увеличения доли электронных деклараций необходимы дополнительные меры стимулирования участников ВЭД.

Для соблюдения требований Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» о переходе с 1 января 2014 г. на электронное декларирование без представления документов на бумажных носителях, на наш взгляд, необходимо проведение следующих научно обоснованных методологических подходов:

— обеспечить техническую готовность всех таможенных органов к применению электронной формы декларирования;

— упростить процедуру доступа участника ВЭД к электронному декларированию, для чего

обеспечить возможность получения бесплатного программного обеспечения для электронного декларирования непосредственно с сайта ФТС России;

— сделать прозрачной процедуру получения электронной цифровой подписи, для чего разработать подробный регламент и единые требования к претендентам на её получение;

— информировать посредством средств массовой информации, организации конференций, семинаров, «круглых столов» участников ВЭД, иностранные таможенныех органы о готовности таможенной службы к применению электронного декларирования без представления документов в бумажной форме.

Таким образом, проведённые исследования позволили систематизировать процессы таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, способствующие развитию внешнеэкономических связей, с позиции внедрения в деятельность таможенных органов современных информационных технологий.

Литература

1. Капранов A.B. Электронное декларирование. Опыт применения электронного декларирования с использованием сетей Интернета [Электронный ресурс]. URL: http://www.vch. ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=15&action=show&id=6730.

2. Электронный стимул роста [Электронный ресурс]. URL: http://www. vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code= 15&action= show&id=5929.

3. О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Приказ ФТС России от 24.01.08 № 52 // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1997—2010. URL: http://www.consultant.ru.

4. Данные подсистемы анализа данных системы оперативного контроля за процессами таможенного оформления и контроля «Мониторинг-Анализ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.