Научная статья на тему 'Проблемы сырьевой базы пищевой промышленности Республики Армения как факторы, воздействующие на ценовую конкурентоспособность отрасли на международных рынках'

Проблемы сырьевой базы пищевой промышленности Республики Армения как факторы, воздействующие на ценовую конкурентоспособность отрасли на международных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЫНКИ / ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПОРТ / REPUBLIC OF ARMENIA / FOOD INDUSTRY / AGRICULTURE / RUSSIAN FEDERATION / FOOD MARKETS / PRODUCTION COSTS / PRICING / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганджанян Давид Ваагнович

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы сырьевой базы пищевой промышленности Республики Армения, а также представлены условия, способствовавшие их возникновению. В статье говорится почему, Армения, из страны, имеющей конкурентоспособную пищевую промышленность (собственная сырьевая база, экспорт готовой продукции), превратилась в страну, импортирующую пищевые продукты. Одной из причин спада стало то, что после развала Советского Союза, значительная доля земельных участков сельскохозяйственного назначения начала использоваться для выращивания зерна и картофеля, а другая их часть стала использоваться в качестве пастбищ. Автор также отмечает негативное влияние демографических факторов на объемы сбыта продуктов питания. Далее автор обращает внимание на низкую ценовую конкурентоспособность компаний пищевой промышленности Республики Армения. По мнению автора, она обусловлена малыми объёмами внутренних сбытовых рынков, низкой производительностью, высокими ценам на грузоперевозки из-за неблагоприятного географического местоположения и ещё несколькими значительными факторами. Все эти факторы ощутимо влияют на ценообразование продуктов пищевой промышленности Республики Армения и ограничивают их конкурентоспособность на международных рынках. Исходя из выявленных проблем и факторов, обусловивших их образование, автор выдвигает предложения для разрешения описанной неблагоприятной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the raw material basis of food industry of Republic of Armenia as the factors affecting the price competitiveness of the industry in international markets

This article describes the current problems of the raw material basis of food industry of Republic of Armenia, as well as provides conditions that contributed to their occurrence. The article states why, Armenia has turned from the country that has a competitive food industry (own basis of raw materials, export of finished products), into a country that imports foodstuffs. One reason for the decline was the fact that after the collapse of the Soviet Union, a significant proportion of agricultural land began to be used for growing corn and potatoes, and the other part was used as pastures. The author also points out the negative impact of demographic factors on the volume of food sales. Then the author pays attention to the low price competitiveness of the companies of food industry of Republic of Armenia. According to the author, it is caused by the small volumes of the inner sales markets, low productivity, high prices for transportation because of unfavorable geographic location and some other significant factors. All these factors significantly affect the pricing of food industry products of Republic of Armenia and limit their competitiveness in international markets. Based on the identified problems and the factors behind their formation, the author makes proposals to resolve the described unfortunate situation.

Текст научной работы на тему «Проблемы сырьевой базы пищевой промышленности Республики Армения как факторы, воздействующие на ценовую конкурентоспособность отрасли на международных рынках»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №5 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/57EVN516.pdf Статья опубликована 06.10.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:

Оганджанян Д.В. Проблемы сырьевой базы пищевой промышленности Республики Армения как факторы, воздействующие на ценовую конкурентоспособность отрасли на международных рынках // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/57EVN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Оганджанян Давид Ваагнович

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, Москва1

Ассистент кафедры «Маркетинга» E-mail: d.ohanjanyan@mail.ru

Проблемы сырьевой базы пищевой промышленности Республики Армения как факторы, воздействующие на ценовую конкурентоспособность отрасли на международных рынках

Аннотация. В данной статье рассмотрены актуальные проблемы сырьевой базы пищевой промышленности Республики Армения, а также представлены условия, способствовавшие их возникновению.

В статье говорится почему, Армения, из страны, имеющей конкурентоспособную пищевую промышленность (собственная сырьевая база, экспорт готовой продукции), превратилась в страну, импортирующую пищевые продукты.

Одной из причин спада стало то, что после развала Советского Союза, значительная доля земельных участков сельскохозяйственного назначения начала использоваться для выращивания зерна и картофеля, а другая их часть стала использоваться в качестве пастбищ.

Автор также отмечает негативное влияние демографических факторов на объемы сбыта продуктов питания.

Далее автор обращает внимание на низкую ценовую конкурентоспособность компаний пищевой промышленности Республики Армения. По мнению автора, она обусловлена малыми объёмами внутренних сбытовых рынков, низкой производительностью, высокими ценам на грузоперевозки из-за неблагоприятного географического местоположения и ещё несколькими значительными факторами.

Все эти факторы ощутимо влияют на ценообразование продуктов пищевой промышленности Республики Армения и ограничивают их конкурентоспособность на международных рынках.

Исходя из выявленных проблем и факторов, обусловивших их образование, автор выдвигает предложения для разрешения описанной неблагоприятной ситуации.

1 115054, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, д. 14 1

Ключевые слова: Республика Армения; пищевая промышленность; сельское хозяйство; Российская Федерация; продовольственные рынки; издержки производства; ценообразование; экспорт

Традиционно пищевая промышленность являлась одной из ключевых отраслей экономики Армении. Она также имела своё место и в пищевой отрасли бывшего СССР [3, 4]. До провозглашения независимости армянские продукты питания и напитки имели достаточно большой спрос в странах бывшего союза, а армянский коньяк экспортировался также и в третьи страны. Однако проблемы (транспортная блокада, потеря прежних экономических связей, война с Азербайджаном, топливно-энергетический кризис), возникшие на начальном этапе после провозглашения независимости, нанесли существенный урон данной отрасли, последствия чего ощущаются и сейчас. В частности, в 1991-1997 гг. раскол крупных коллективных хозяйств (вследствие приватизации земель), и резкое падение спроса на сельскохозяйственное сырьё (вследствие простоя промышленных предприятий) нанесли существенный ущерб цепочке сырьевого обеспечения отрасли. Проблема связана с тем, что заново сформированные сельские хозяйства, будучи не в состоянии сбыть свою продукцию и покрыть затраты (в том числе налоги) связанные с использованием земельных ресурсов, начали либо массово изменять структуру земель под урожай, либо просто перестали обрабатывать имеющиеся земельные участки. Например, виноградники, земли, предусмотренные для выращивания овощей и табака, были уничтожены и начали использоваться для выращивания зерна и картофеля, а пахотные земли, расположенные в высокогорных местностях, стали использоваться в основном для сенокоса или в качестве пастбищ. Таким же образом пострадали и другие направления сельского хозяйства. Так, были разграблены парниковые хозяйства, нефункционирующие вследствие отсутствия отопления, а значительная часть поголовья скота была забита [ 1, 2].

Как видно из таблицы 1, в 2014 году по сравнению с 1995 годом в РА значительно выросли как площадь земель сельскохозяйственного назначения, так и поголовье скота.

Однако рост площади земель сельскохозяйственного назначения обусловлен использованием заброшенных в период 1991-1995 гг. земельных участков в качестве пастбищ. Площадь же пахотных земель и многолетних посадок последовательно уменьшалась. Примечательно, что по данным Министерства сельского хозяйства Республики Армения, 2535% общей площади пахотных земель, хоть и учтены как пахотные, однако обычно не используются.2 С другой стороны, ясно также, что сформированная ранее тенденция продолжилась, и земли сельскохозяйственного назначения в основном использовались в целях выращивания зерна, картофеля и корма для скота (в 2014 году под эти три вида были посеяны 81.4% от всех пахотных земель).

2 База данных Министерства сельского хозяйства Республики Армения, http://minagro.am/jhgjghj/%D5%A2%D5%B8%D6%82%D5%BD%D5%A1%D5%A2%D5%B8%D6%82%D5%AE% D5%B8%D6%82%D5%A9%D5%B5%D5%B8%D6%82%D5%B6/.

Таблица 1

Изминения земельного баланса и численности скотоводства в Армении в 1995-2014 гг.3'4'5

1995 1998 2005 2008 2014 2014-ый по сравнению с 1995-м

Земельный баланс (1000 гектар)

Общая площадь 2974,3 2974,3 2974,3 2974,3 2974,3

Земли сельскохозяйственного назначения, в том числе: 1391,4 1391,4 --- 2121,2 2049,4 47,3%

Пахотные земли 483,5 494,3 — 450,4 447,5 -7,4%

Многолетние посадки 74,7 63,8 — 31,6 33,7 -54,9%

Сенокосы 138,9 138,9 — 450,4 121,7 -12,4%

Пастбища 693,5 694 — 1117,1 1054,2 52,0%

Иные земли 1582,9 1582,9 — 853,1 924,9 -41,6%

Баланс земель под урожай (% в землях сельскохозяйственного назначения)

Зерновые культуры 49,7 61,4 63,2 56,7 56,7 14,1%

Картофель 9,3 10,1 10,4 11,3 9,5 2,2%

Овощные культуры 6 6 6,8 8 7,9 31,7%

Кормовые культуры 34 21,4 18,3 21,4 23,2 -31,8%

Грядковые культуры 0,5 1 1,2 1,8 1,7 240,0%

Баланс поголовья скота (1000 голов)

Крупный рогатый скот 507,5 469,1 573,3 629,1 677,6 33,5%

Птица 2920,7 3190,2 4861 4188 4145,5 41,9%

Следует отметить тот факт, что всё было бы ещё хуже, если бы ситуация определённым образом не наладилась в связи с тем, что начиная с 1997 г. в Армении вновь начали действовать фабрики по производству консервов, коньяка и кисломолочных продуктов. Однако малые организационные мощности вновь заработавших предприятий не смогли полностью предотвратить упадок.

Вследствие разрыва связи между сельскими хозяйствами и промышленными предприятиями и медленных темпов перезапуска сырьевой базы на начальном этапе после провозглашения независимости, на данный момент в пищевой промышленности, кроме виноделия, производства коньяка, консервов, сыра и кисломолочных продуктов, существенная часть сырья, используемого в других подотраслях пищевой промышленности, имеет «неармянское» происхождение.

Примечательно, что падению сельского хозяйства также способствовали негативные перемены, происходящие в социально-демографической среде Армении (в частности, тотальная эмиграция населения и всеобщее обеднение). По данным Государственной миграционной службы Министерства регионального управления и чрезвычайных ситуаций в результате внешней миграционной динамики в период 1988-2001 гг. обусловленной войной с Азербайджаном, а также воссоединением семей, за границей остались 1.1 млн. граждан Республики Армения6, а отрицательная разница между числом отбывших и прибывших в

3 Армстат, «Статистический ежегодник Армении, 2001 (1996-1998)», стр. 262-263, 276.

4 Армстат, «Статистический ежегодник Армении 2008», стр. 275, 278, 288.

5 Армстат, «Статистический ежегодник Армении 2015», раздел «Торговля и услуги», http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/22-06.htm.

6 «Концепция политики государственного регулирования миграции Республики Армения», раздел 1, глава 1, Ереван, 2010 г.

Армению в период 2001-2014 гг. составила примерно 352 тысяч человек.7 Фактически, только из-за эмиграции потребление продовольственных продуктов в Армении сократилось примерно на 30%. Помимо этого, высокий уровень бедности, зафиксированный после провозглашения независимости, значительным образом изменил структуру потребления населения РА. По данным Национальной Статистической Службы Республики Армения самый высокий уровень бедности был зафиксирован в 1999 г. - 55.0%, самый низкий в 2008 г. - 23.5%. По состоянию на 2014 г. в Республики Армения 30% населения было оценено как бедное. В те же годы уровень бедности в России по данным статистических органов РФ, соответственно составлял 28.4%, 13.4% и 11.2% [7].

Как видно из таблицы 2, по сравнению с Россией, чьи денежные доходы на душу населения в течение 2010-2014 гг. в 6.5-8 раз превышали показатель Республики Армения, в Армении в структуре потребления ощутимо меньше товаров, имеющих наиболее высокую цену. В частности, по состоянию на 2014 г., показатели потребления кисломолочных и мясных продуктов в Армении уступают показателям России в 2.3 и 2.5 раза, потребление рыбы в 5 раз, свежих фруктов и овощей - в 4.7-5.7 раз, круп - в 1.7 раза. И наоборот, показатель товаров, имеющих наиболее низкую цену, значительно выше российского. Так, по состоянию на 2014 г., потребление растительного масла в Армении в 3.8 раза, маргариновой продукции - в 7 раз, муки - 6.2 раза, хлеба и хлебобулочных изделий - в 8.9 раза превысило потребление данных продуктов в России.

Таким образом, можно констатировать, что при воздействии разных факторов, сырьевая база пищевой промышленности РА - сельское хозяйство, ощутимо сократилось в Армении и продолжает выказывать тенденции снижения, в результате чего, Армения из страны, имеющей конкурентоспособную пищевую промышленность, работающую на собственной сырьевой базе и экспортирующей её продукты, превратилась в страну, импортирующую пищевые продукты.

Таблица 2

Товарная структура розничной торговли по Российской Федерации и Республике

Армении 2010-2014 гг. (%)89

Россия Армения

2010 2011 2012 2013 2014 2010 2011 2012 2013 2014

Все товары 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия 48,5 47,7 46,6 47 47 59.9 59.6 59.4 59.1 58.9

Мясо животных и домашней птицы 3,7 3,6 3,5 3,4 3,4 4.4 4.5 4.8 4.8 4.9

Продукты из мяса 3,9 4 4 3,9 3,8 1.6 1.4 1.4 1.5 1.5

Консервы из мяса 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0.2 0.2 0.2 0.3 0.3

Рыба и морепродукты 1,9 2 1,9 1,9 2 0.5 0.4 0.5 0.3 0.4

Консервы из фруктов и овощей — — — — — 0.2 0.2 0.2 0.2 0.3

Животные масла 0,7 0,8 0,7 0,7 0,7 1.8 1.8 1.8 1.8 1.9

Растительные масла 0,6 0,7 0,6 0,6 0,5 1.8 1.9 2.0 1.9 1.9

Маргариновая продукция 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0.6 0.6 0.8 0.7 0.7

7 Официальный веб-сайт Государственной миграционной службы Министерства РУ и ЧС РА, миграционная статистика, объёмы перехода границ РА по годам, http://smsmta.am/?menu-id=18.

8 Армстат, «Статистический ежегодник Армении 2015», раздел «Торговля и услуги».

9 База данных Росстата, «Россия в цифрах 2015», http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_ 11ЛssWWW.exe/Stg/d02/22-06.htm.

Россия Армения

2010 2011 2012 2013 2014 2010 2011 2012 2013 2014

Иные жиры — — — — — 0.8 0.7 0.7 0.7 0.8

Цельномолочная продукция 2,1 2,1 2 2,1 2,3 0.7 0.8 0.8 0.9 1.0

Сыры жирные 1 1 1 1 1,1 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9

Яйцо птицы 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0.3 0.3 0.4 0.4 0.5

Сахар 0,9 0,9 0,8 0,8 0,8 3.2 3.4 3.8 3.3 3.5

Кондитерские изделия 3 3,1 3 3 2,9 1.7 1.5 1.6 1.5 1.6

Мука 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 2.5 2.3 2.2 2.3 2.5

Крупа 0,5 0,6 0,6 0,5 0,5 0.2 0.2 0.3 0.3 0.3

Макаронные изделия 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0.6 0.7 0.7 0.7 0.7

Хлеб и хлебобулочные изделия 2,3 2,3 2,2 2,2 2,2 26.6 25.5 25.4 23.3 19.7

Свежий картофель 0,5 0,5 0,4 0,5 0,5 0.2 0.3 0.3 0.3 0.4

Свежие овощи 1,6 1,6 1,4 1,4 1,4 0.2 0.2 0.2 0.2 0.3

Свежие фрукты 1,6 1,7 1,6 1,6 1,7 0.2 0.2 0.2 0.4 0.3

Чай 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0.3 0.3 0.4 0.4 0.5

Соль — — — — — 0.3 0.2 0.2 0.2 0.3

Алкогольные напитки и пиво 7,6 7,4 7,4 7,4 7,1 7.3 6.4 6.7 6.5 6.4

Табачные изделия 1,4 1,5 1,6 1,8 2 2.0 1.6 1.6 1.7 1.8

Непродовольственные товары 51,5 52,3 53,4 53 53 40.1 40.4 40.6 40.9 41.1

По оценкам аналитических кругов Армении кроме рынков молока, кисломолочных продуктов, сыра, плодовых овощей, колбасных изделий, мяса, зерновых культур, круп, вина и пива (доля импорта 10-35%), на рынках других продовольственных продуктов доля компаний импортёров превышает долю отечественных производителей. Наиболее большая доля импорта на рынках птичьего мяса, масла, растительных масел, маргариновой продукции, кукурузы, шоколадных продуктов и законсервированных плодовых овощей (70-80%) [6]. Кстати, эти оценки основаны исключительно на данных официальной статистики и с незначительными погрешностями зарегистрированы также в продовольственном балансе10, ведомом Министерством сельского хозяйства Республики Армения. Причём, пищевая промышленность не экспортная отрасль РА: в период 2010-2014 гг. было экспортировано только 4.3-5.8% её валовой продукции (таблица 4).

Сокращение фактической сырьевой базы, малые размеры и низкий производственный потенциал компаний отрасли пищевой промышленности являются теми основными препятствиями, которые ограничивают возможности самореализации и экспорта отрасли, даже в случае формирования новых возможностей. При воздействии именно этих факторов пищевые промышленники РА в основном не смогли воспользоваться вакуумом, образовавшимся на российском рынке продовольственных продуктов в результате введения РФ санкций по отношению к производителям из ЕС.

Другая основная проблема сырьевой базы отрасли пищевой промышленности, которая тесно связана со снижением объёмов сельского хозяйства, это высокие цены на сырьё, приобретаемое промышленными предприятиями на внутреннем рынке.

Как видно из таблицы 3, цены сельскохозяйственного сырья в Армении в 1.5-2.7 раза превышают цены, сформированные в России. Разве что единственными исключениями являются грядковые культуры и молоко.

10 База данных Министерства сельского хозяйства Республики Армения, http://minagro.am/jhgjghj/%D5%A1%D5%A3%D6%80%D5%B8%D5%BE%D5%A5%D6%80%D5%A1%D5%B4%D 5%B7%D5%A1%D5%AF%D5%B8%D6%82%D5%B4/.

Отметим, что выбор России как сравнительной базы не случаен, поскольку именно на её долю приходится большая часть пищевых продуктов и напитков, экспортируемых из Армении.

Таблица 3

Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации и Армении 2010-2014 гг. (в среднем за год, рублей за тонну)11,12

Россия Армения

2010 2011 2012 2013 2014 2010 2011 2012 2013 2014

Пшеница 3867 5108 6409 6715 6849 9918 10859 11704 12656 12241

Рожь 3411 3924 4519 4912 4691 9672 11875 11111 13281 13879

Ячмень 3395 4986 5903 6376 5516 10000 11328 11778 12969 11466

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Картофель 9501 10308 7642 9447 12898 10656 14375 8296 9297 13707

томаты (помидоры) 52599 46982 47677 50594 57961 8361 5859 8074 10078 9655

Огурцы 58163 53907 54392 56249 62025 10246 12188 12222 14844 13017

лук репчатый 9719 9101 5730 7306 10595 17131 14844 12667 11328 12759

Капуста 11029 10842 6503 8227 10123 5820 6563 5926 8516 6293

морковь столовая 11309 12232 7503 9812 11481 9426 15625 14444 17188 16121

свекла столовая 8298 11225 6614 8981 10403 9180 12891 14000 16484 15431

скот крупный рогатый живой 55951 64989 73097 72128 74405 148770 170859 200000 167031 200000

овцы и козы живые 45174 50902 62902 74286 70978 187049 205703 200000 188281 200000

свиньи живые 69748 76386 83243 71675 94081 155820 188047 200000 186875 200000

птица сельскохозяйственная 52966 54547 55173 54358 63654 139918 130078 100000 134141 100000

живая

Молоко сырое крупного рогатого 12370 14135 13604 15875 19614 9344 12734 10593 11328 13966

скота

Яйца куриные, тыс.шт. 2341 2537 2704 3197 3407 3853 4297 4000 4609 5517

* Показатели Армении конвертированы в рубли для 2010-2014 гг. на основе годовой статистики курсов валют ЦБ РА

Как видно из таблицы 4, в 2010-2014 гг. было экспортировано 4.3-5.8% произведённых пищевых продуктов, 70-84% напитков и 14.7-68.3% сигарет. Ясно, что экспорт остальных продуктов (кроме сигарет) исключительно сконцентрирован на рынки СНГ, а 70-80% пищевых продуктов и напитков, экспортируемых в СНГ, приходятся именно на долю России. В общей сложности, 75-80% пищевых продуктов и плодовых овощей, экспортированных из Армении в 2010-2014 гг., приходятся на долю коньяка, абрикосов, рыбы, овощных консервов и ракообразных. Это и есть основная причина того, что мы в большей степени концентрируемся на проблемах ценообразования пищевых продуктов в Армении и России [5, 8, 9, 10].

Как известно, кроме цен на сырьё, на себестоимость продукции компании и на назначенную ею выпускную цену оказывают значительное воздействие также её производительность, объёмы сбыта и ведомая государством налоговая политика.

11 Армстат, «Цены и индекс цен РА 2015», http://armstat.am/ru/?nid=82&id=1690.

12 База данных Росстата, Раздел «Цены / Цены производителей / Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции», http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#.

Таблица 4

Сбыт и основные направления экспорта отрасли продуктов питания, алкогольных напитков и сигарет Республики Армения 2010-2014 гг.13

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014

Производство продуктов питания Сбыт по текущим ценам, дол. США 492813449 586124950 610954089 644804475 706831957

Экспорт по текущим ценам, в том числе Дол. США 21041852 29206453 34827205 37293557 41206261

Доля экспорта в совокупном сбыте отрасли по текущим ценам, в том числе Дол. США 4,3% 5,0% 5,7% 5,8% 5,8%

в страны СНГ 12987038 15520950 19782270 21452075 25554443

в другие страны 8054814 13685503 15044935 15841482 15651818

Доля стран СНГ в совокупном экспорте 61,70% 53,10% 56,80% 57,50% 62,00%

Доля России в совокупном экспорте в страны СНГ 72,4% 70,3% 74,0% 80,2% 84,1%

Производство алкогольных и безалкогольных напитков в том числе Сбыт по текущим ценам, дол. США 184676537 231601364 258474340 306822136 296438579

Экспорт по текущим ценам, в том числе Дол. США 95319194 136832561 169366160 198008142 175199384

Доля экспорта в совокупном сбыте отрасли по текущим ценам, в том числе Дол. США 51,6% 59,1% 65,5% 64,5% 59,1%

В странах СНГ 89595686 116302787 158592962 177443201 156870750

В других странах 5723508 20529774 10773198 20564941 18328634

Доля стран СНГ в совокупном экспорте 94,00% 85,00% 93,60% 89,60% 89,50%

Доля России в совокупном экспорте в страны СНГ 81,2% 79,3% 82,0% 80,6% 83,4%

Сигареты Сбыт по текущим ценам, дол. США 59697867 44927616 73482071 100131907 170502828

Экспорт по текущим ценам, в том числе Дол. США 8790161 15612244 41970152 68368814 116469839

Доля экспорта в совокупном сбыте отрасли по текущим ценам, в том числе Дол. США 14,7% 34,7% 57,1% 68,3% 68,3%

В странах СНГ 5133345 7362521 12497203 11773406 9886131

В других странах 3656816 8249723 29472949 56595408 106583708

Доля стран СНГ в совокупном экспорте 58,40% 47,20% 29,80% 17,20% 8,50%

Доля России в совокупном экспорте в страны СНГ 23,3% 17,5% 7,0% 4,9% 4,1%

Как видно из данных таблицы 5, возможности получения армянскими и российскими компаниями эффекта от масштаба на внутренних рынках не сопоставимы. В частности, по состоянию на 2014 г. розничная торговля продовольственными продуктами в Армении примерно в 209 раз меньше того же показателя в России. Если к этим показателям прибавить данные экспорта армянских и российских компаний, то эта разница увеличится до 217 раз.

13 Армстат, «Основные показатели промышленных организаций по видам экономической деятельности (5-изначными кодами), в январе-декабре 2009-2014 гг.».

Таблица 5

Оборот розничной торговли в Российской Федерации и Республике Армении 2010-2014 гг. по видам продукции и объектам товарооборота (млрд. рублей)1415

Россия Армения Разница в разы

2010 2011 2012 2013 2014 2010 2011 2012 2013 2014 2014

Всего 16512 19104 21395 23686 26356 95,3 101,7 102,2 113,5 126,4 209

Всего продовольственными товарами 8002 9104,3 9961,4 11143 12381 57,1 60,6 60,7 67,1 74,4 166

непродовольственными товарами 8510 10000 11433 12543 13975 38,2 41,1 41,5 46,4 51,9 269

Оборот розничной торговли торгующих органзаций 14457 16898 19126 21454 24057 57,4 64,9 66,6 80,2 93,1 258

Продажа на розничных рынках и ярмарках 2055 2205,9 2268,2 2232 2299 37,9 36,8 35,6 33,3 33,3 69

* Показатели Армении конвертированы в рубли для 2010-2014 гг. на основе годовой статистики курсов валют ЦБ РА

Пожалуй, именно несравненно малые объёмы рынков сбыта и низкая производительность являются причинами того, что компании пищевой промышленности РА имеют низкую ценовую конкурентоспособность. В частности, как видно из данных таблицы 6, выпускные цены армянских и российских компаний значительно отличаются друг от друга. В частности, в рассматриваемом случае, у 6-и продуктов из 9-и выпускная цена 1 кг продукта в России дешевле на 12-179 рублей. Если к этому прибавить ещё цену грузоперевозки в Россию, то те же продукты в России будут уже иметь цену дороже на 17-184 рублей, чем у российских производителей, что с точки зрения ценовой конкурентоспособности имеет огромное значение. Более низкие выпускные цены, чем у российских производителей, имеют только армянские сыры, водка и мясо птицы. Однако в случае водки и мяса птицы низкая цена компенсируется транспортными расходами по перевозке этих продуктов в Россию.

Как видно из анализа, вследствие малых производственных мощностей, низкой выпускной способности сырьевой базы, высоких цен на сырьё, высокой стоимости транспортировки, обусловленной географической удаленностью, и отсутствия возможностей получения эффекта от масштаба на внутреннем рынке, компании пищевой промышленности РА лишены возможности достижения лидерства в издержках. Если к перечисленным добавить расходы необходимые для налаживания связи с торговыми посредниками и логистическими инфраструктурами, то получается, что компании пищевой промышленности РА лишены возможности назначения конкурентоспособной цены на российских рынках продовольственных продуктов.

14 Армстат, «Статистический ежегодник Армении 2015», раздел «Торговля и услуги».

15 База данных Росстата, «Россия в цифрах 2015», Раздел «Розничная торговля/Оборот и товарные запасы розничной торговли», http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/22-03.htm.

Таблица 6

Оборот розничной торговли в Российской Федерации и Республике Армении 2010-2014 гг. по видам продукции и объектам товарооборота (млрд. рублей)1617

Отпускные и розничные цены в России Отпускная цена экспортера в Армении Розничная цена в Армении

Рублей в расчете на кг Долларов в расчете на кг Драмов в расчете на кг Рублей в расчете на кг Драмов в расчете на кг Рублей в расчете на кг

1 2 3 4 5 6

Структура розничной цены на говядину (кроме бескостного мяса)

Отпускная цена

без НДС, акциза и других видов 227,84 3,7 1776 240,00 --- ---

налогов

Розничная цена товара 307,93 2432 328,65

Рост цен на

внутренних рынках России и Армении 35,2% 36,9%

Структура розничной цены на куры охлажденные и мороженые

Отпускная цена

без НДС, акциза и других видов 103,49 1,49 715,2 96,65 --- ---

налогов

Розничная цена товара 143,96 1651 223,11

Рост цен на

внутренних рынках России и Армении 39,1% 130,8%

Структура розничной цены на колбасу вареную 1-2 сортов

Отпускная цена

без НДС, акциза и других видов 183,26 3,3 1584 214,05 --- ---

налогов

Розничная цена товара 268,94 2250 304,05

Рост цен на

внутренних рынках России и Армении 46,8% 42,0%

Структура розничной цены на колбасу полукопченую

Отпускная цена

без НДС, акциза и других видов 258,23 4,3 2064 278,92 --- ---

налогов

Розничная цена товара 389,59 --- 2593 350,41

16 Армстат, «Внешняя торговля Республики Армения за 2014 год (По видам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности с 4-хзначной классификацией)».

17 База данных Росстата, «Сводная таблица структуры розничных цен на отдельные виды товаров в 2014г.», http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#.

Отпускные и розничные цены в России Отпускная цена экспортера в Армении Розничная цена в Армении

Рублей в расчете на кг Долларов в расчете на кг Драмов в расчете на кг Рублей в расчете на кг Драмов в расчете на кг Рублей в расчете на кг

1 2 3 4 5 6

Рост цен на

внутренних рынках России и Армении 50,9% 25,6%

Розничная цена товара на водку крепостью 40% об. спирта и выше

Отпускная цена без НДС, акциза и других видов 113,38 1,1 528 71,35 --- ---

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налогов

Розничная цена товара 521,74 1400 189,19

Рост цен на

внутренних рынках России и Армении 360,2% 165,2%

Структура розничной цены на сыры сычужные твердые и мягкие

Отпускная цена

без НДС, акциза и других видов 248,98 2,6 1248 168,65 --- ---

налогов

Розничная цена товара 389,89 2219 299,86

Рост цен на

внутренних рынках России и Армении 56,6% 77,8%

Структура розничной цены на сметану 15-20% жирности

Отпускная цена

без НДС, акциза и других видов 118,25 2,2 1056 142,70 --- ---

налогов

Розничная цена товара 158,14 1260 170,27

Рост цен на

внутренних рынках России и Армении 33,7% 19,3%

Структура розничной цены на макаронные изделия (макароны и в ермишель)

Отпускная цена без НДС, акциза и других видов 28,28 0,6 288 38,92 --- ---

налогов

Розничная цена товара 58,72 512 69,19

Рост цен на

внутренних рынках России и Армении 107,6% 77,8%

Отпускные и розничные цены в России Отпускная цена экспортера в Армении Розничная цена в Армении

Рублей в расчете на кг Долларов в расчете на кг Драмов в расчете на кг Рублей в расчете на кг Драмов в расчете на кг Рублей в расчете на кг

1 2 3 4 5 6

Структура розничной цены на рыбу живую, свежую или охлажденную

Отпускная цена без НДС, акциза и других видов налогов 125,61 4,7 2256 304,86 --- ---

Розничная цена товара 245,80 --- 2432 328,65

Рост цен на внутренних рынках России и Армении 95,7% 7,8%

Мы считаем, что при данных обстоятельствах единственный возможный способ позиционирования на российском рынке - это стратегия дифференцирования, что, однако требует увеличения расходов на маркетинг. Это, пожалуй, одна из наиболее уязвимых сторон армянских компаний, имеющих малые размеры и ограниченные финансовые возможности. Решением может служить политика создания и продвижения совместных экспортных брендов. В данном случае имеется ввиду создание малыми компаниями промышленных групп.

Это даст возможность внедрить единые производственные стандарты, осуществить схожую контейнеризацию и упаковку, разработать одну единую брендовую политику и объединить усилия в работах над экспортом продукции, её продвижением на российском рынке и формированием торговых инфраструктур.

Мы считаем, что это единственный альтернативный способ обслуживания российского рынка, принимая во внимание то, что в долгосрочной перспективе Армения продолжит концентрироваться на экспорт в Россию, что обусловлено также нахождением Армении и России в одном и том же экономическом регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисян С. Государственная поддержка сельского хозяйства в развитых странах, Издательство «Гителик», Ереван, 2008.

2. Аветисян С. Проблемы формирования рынка сельскохозяйственных продуктов Республике Армения в условиях переходной экономики, Издательство «Ваан», Ереван, 2002.

3. Аветисян С. Сельское хозяйство и агроперерабатывающая отрасль Армении, Издательство «Лимуш», Ереван, 2010.

4. Бадалян А. Проблемы развития агропромышленности Республики Армения и пути их решения, Издательство «Гитутюн», Ереван, 2013.

5. Гранкина С.В. Анализ состояния российского рынка продовольственных товаров // В сборнике «Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века». - 2012 - с. 20-27. - URL: http://bgscience.ru/lib/10901/.

6. Григорян А., Аветисян С. Характерные черты и структуры регулирования рынков продовольственных и не продовольственных товаров первой необходимости в Республике Армении, АГЭУ «Амберд» серия изданий, №23, Издательство Тнтесагет, Ереван 2015.

7. Григорян К. Пути решения проблемы продовольственной безопасности и уменьшения уровня бедности в Республике Армения, АГАУ, Ереван, 2011.

8. Кострова Ю.Б. Анализ продовольственного рынка России: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014.

9. Писков Г. Состояние продовольственного рынка России и его роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология, Волгоград, 2009.

10. Румянцева Е.Е. Пути достижения продовольственной безопасности Союзного государства и СНГ (механизм согласования аграрной политики государств-участников), Минск, 2001.

Ohanjanyan Davit Vaagnovich

Plekhanov Russian university of economics, Russia, Moscow

E-mail: d.ohanjanyan@mail.ru

Problems of the raw material basis of food industry of Republic of Armenia as the factors affecting the price competitiveness of the industry in international markets

Abstract. This article describes the current problems of the raw material basis of food industry of Republic of Armenia, as well as provides conditions that contributed to their occurrence.

The article states why, Armenia has turned from the country that has a competitive food industry (own basis of raw materials, export of finished products), into a country that imports foodstuffs.

One reason for the decline was the fact that after the collapse of the Soviet Union, a significant proportion of agricultural land began to be used for growing corn and potatoes, and the other part was used as pastures.

The author also points out the negative impact of demographic factors on the volume of food

sales.

Then the author pays attention to the low price competitiveness of the companies of food industry of Republic of Armenia.

According to the author, it is caused by the small volumes of the inner sales markets, low productivity, high prices for transportation because of unfavorable geographic location and some other significant factors.

All these factors significantly affect the pricing of food industry products of Republic of Armenia and limit their competitiveness in international markets.

Based on the identified problems and the factors behind their formation, the author makes proposals to resolve the described unfortunate situation.

Keywords: Republic of Armenia; food industry; agriculture; Russian Federation; food markets; production costs; pricing; export

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.