Научная статья на тему 'Экспортные возможности российской мясоперерабатывающей промышленности'

Экспортные возможности российской мясоперерабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
685
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКСПОРТ / РОССИЯ / МЯСНАЯ ПРОДУКЦИЯ / FOOD INDUSTRY / MEAT PROCESSING INDUSTRY / EXPORT / RUSSIA / MEAT PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Ольга Владимировна, Рожкова Лилия Валерьевна

Актуальность и цели. Одним из важных и активно развивающихся секторов пищевой промышленности страны сегодня является российская мясоперерабатывающая промышленность. Проблема развития этой отрасли народного хозяйства является ключевой в современных условиях, что определяется, во-первых, долгосрочными национальными интересами страны в области обеспечения продовольственной безопасности, во-вторых, потребностями расширения рынков сбыта мясной продукции. Эта тема приобретает значительную актуальность в условиях антироссийских санкций. Цель исследования состоит в анализе состояния, тенденций развития мясоперерабатывающей промышленности России, экспортных возможностей российской мясоперерабатывающей промышленности. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения статистических данных по темпам роста пищевой промышленности, экспорту мясной продукции, прогнозу экспорта колбасных изделий. Методология исследования базируется на системном подходе. Результаты. Проведен анализ современного состояния российской пищевой промышленности, динамики и структуры экспорта мясной продукции, перспектив экспорта мяса в Китай, страны СНГ, рассмотрена деятельность ведущих компаний по поставкам продукта от производителя в России заграничным партнерам. Выводы. Введение санкций на экспорт продовольствия в Россию привело к росту российской пищевой промышленности. Продажа мяса на экспорт становится все более привлекательной для крупных производителей. Отмечается повышение внимания со стороны правительства в отношении внешнеторговой политики. Сегодня имеются тесные торговые связи по поставке мяса в Китай и некоторые страны постсоветского пространства, но экспортные перспективы в отношении рынков дальнего зарубежья неопределенны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OPPORTUNITIES OF THE RUSSIAN MEAT PROCESSING INDUSTRY

Background. One of the most important and actively developing sectors of the food industry today is Russian meat processing industry. The problem of development of this branch of the national economy is key in current conditions, which is determined, firstly, by the country’s long-term national interests in the field of ensuring food security, and secondly, by the needs of expanding markets for meat products. This topic acquires considerable relevance in the conditions of anti-Russian sanctions. The purpose of the study is to analyze the current situation and future trends in the development of the meat processing industry in Russia, and the export opportunities of the Russian meat-processing industry. Materials and methods. Realization of research goals was achieved on the basis of the study of statistical data on growth rates of food industry, export of meat products, and forecast of sausages exports. The research methodology is based on the system approach. Results. Analysis of the current state of Russian food industry, dynamics and structure of exports of meat products, prospects for export of meat to China and the CIS countries is conducted. The activities of leading Russian companies on the supply of product from the manufacturer to foreign partners are considered. Conclusions. The introduction of sanctions by Europe and the US on the food export to Russia led to growth of the Russian food industry. The sale of meat for export is becoming more attractive for large producers. There is a growing emphasis on the part of government regarding foreign trade policy. Today, there are close trade ties for the supply of meat to China and some countries of the post-Soviet space, but export prospects for the markets of other foreign countries are uncertain.

Текст научной работы на тему «Экспортные возможности российской мясоперерабатывающей промышленности»

УДК 339

DOI 10.21685/2072-3016-2018-3-20

О. В. Сальникова, Л. В. Рожкова

ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Одним из важных и активно развивающихся секторов пищевой промышленности страны сегодня является российская мясоперерабатывающая промышленность. Проблема развития этой отрасли народного хозяйства является ключевой в современных условиях, что определяется, во-первых, долгосрочными национальными интересами страны в области обеспечения продовольственной безопасности, во-вторых, потребностями расширения рынков сбыта мясной продукции. Эта тема приобретает значительную актуальность в условиях антироссийских санкций. Цель исследования состоит в анализе состояния, тенденций развития мясоперерабатывающей промышленности России, экспортных возможностей российской мясоперерабатывающей промышленности.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения статистических данных по темпам роста пищевой промышленности, экспорту мясной продукции, прогнозу экспорта колбасных изделий. Методология исследования базируется на системном подходе.

Результаты. Проведен анализ современного состояния российской пищевой промышленности, динамики и структуры экспорта мясной продукции, перспектив экспорта мяса в Китай, страны СНГ, рассмотрена деятельность ведущих компаний по поставкам продукта от производителя в России заграничным партнерам.

Выводы. Введение санкций на экспорт продовольствия в Россию привело к росту российской пищевой промышленности. Продажа мяса на экспорт становится все более привлекательной для крупных производителей. Отмечается повышение внимания со стороны правительства в отношении внешнеторговой политики. Сегодня имеются тесные торговые связи по поставке мяса в Китай и некоторые страны постсоветского пространства, но экспортные перспективы в отношении рынков дальнего зарубежья неопределенны.

Ключевые слова: пищевая промышленность, мясоперерабатывающая промышленность, экспорт, Россия, мясная продукция.

O. V. Sal'nikova, L. V. Rozhkova

EXPORT OPPORTUNITIES OF THE RUSSIAN MEAT PROCESSING INDUSTRY

Abstract.

Background. One of the most important and actively developing sectors of the food industry today is Russian meat processing industry. The problem of develop-

© 2018 Сальникова О. В., Рожкова Л. В. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

ment of this branch of the national economy is key in current conditions, which is determined, firstly, by the country's long-term national interests in the field of ensuring food security, and secondly, by the needs of expanding markets for meat products. This topic acquires considerable relevance in the conditions of anti-Russian sanctions. The purpose of the study is to analyze the current situation and future trends in the development of the meat processing industry in Russia, and the export opportunities of the Russian meat-processing industry.

Materials and methods. Realization of research goals was achieved on the basis of the study of statistical data on growth rates of food industry, export of meat products, and forecast of sausages exports. The research methodology is based on the system approach.

Results. Analysis of the current state of Russian food industry, dynamics and structure of exports of meat products, prospects for export of meat to China and the CIS countries is conducted. The activities of leading Russian companies on the supply of product from the manufacturer to foreign partners are considered.

Conclusions. The introduction of sanctions by Europe and the US on the food export to Russia led to growth of the Russian food industry. The sale of meat for export is becoming more attractive for large producers. There is a growing emphasis on the part of government regarding foreign trade policy. Today, there are close trade ties for the supply of meat to China and some countries of the post-Soviet space, but export prospects for the markets of other foreign countries are uncertain.

Key words: food industry, meat processing industry, export, Russia, meat products.

Российская мясоперерабатывающая промышленность на сегодняшний день является одним из наиболее активно развивающихся секторов пищевой промышленности страны. К ней относится как мясо в виде разделанных кусков (полуфабрикаты из охлажденного мяса), так и колбасные изделия (куда входят и любые копчености, карбонад и пр.). Являясь частью обрабатывающей промышленности, за последние пять лет она стала одним из ее ключевых драйверов экономического развития. Если до кризиса 2013 г. пищевая промышленность в денежном выражении росла темпами ниже, чем вся обрабатывающая промышленность в целом, то наступление кризиса во второй половине 2013 г. и последующее введение санкций на экспорт продовольствия в Россию привели к тому, что пищевая промышленность начала расти опережающими темпами. Можно с уверенностью говорить о том, что российская мясная и мясоперерабатывающая промышленность в 2015-2017 гг. начала восстанавливаться после кризиса. Введение санкций и запуск программ им-портозамещения помогли сделать существенный прорыв во внутреннем производстве, в результате которого не только повысился уровень самообеспеченности страны продовольствием, но и произошли структурные изменения в географии производства за счет открытия новых предприятий и развития существующих. С потребительской точки зрения рынок «просел» по мясной продукции в натуральном выражении, но растет в денежном за счет роста цен.

В современных условиях развитие мясоперерабатывающей промышленности России с целью выхода на внешние рынки и развития внешнеэкономического сотрудничества осложняется удорожанием всех видов его составляющих, таких как корма, транспортные расходы, электроэнергия, ветеринарное обслуживание и т.д.; также имеются проблемы с недостаточностью

бюджетного финансирования и инвестиций, но при этом экспорт продукции мясопереработки растет [1].

За прошедший год Россия увеличила круг государств, куда экспортируется мясная продукция (в два раза), и перечень трейдинговых компаний. Основной объем отгружается в Казахстан, но рост формируется за счет увеличения отгрузок в другие страны содружества: в Республику Беларусь - на 72 %, в Армению - более чем в три раза, в Кыргызстан - на 43 %. Отгрузки продукции мясного птицеводства в другие иностранные государства выросли примерно вдвое. Страны Европейского экономического союза стали основным рынком сбыта, но есть еще немало многообещающих и пока недоступных для российского продукта экспортных направлений.

В 2016 г. Россия открыла новые рубежи по мясному экспорту - он возрос практически вдвое (рис. 1), но доля готовой колбасной продукции по-прежнему незначительна. Для сравнения: поставки мяса в 2016 г. достигли 173 000 т, а в предыдущем было всего 96 000 т. Рост экспорта ранее был небольшим и прогнозируемым [2].

218,6 $мпн

мясо и субпродукты ■ колбасные изделия

■ готовые продукты

86,6 100 1 107,6 ■ 91.2 1 119,1 25,8 64,4 1 21,4 57,5 ^28,7

2013 2014 2015 2016

Рис. 1. Экспорт мясной продукции из России, млн долл.

Примечание. Источник: Экспорт мяса из России как наиболее перспективное направление. - URL: https://vvs-info.ru/helpiul_information/poleznaya-informatsiya/eksport-myasa-iz-rossii/ (дата обращения: 19.04.2018).

Сказать, что Россия вообще не продает колбасные изделия на экспорт, нельзя. Но за рубеж отправляется пока слишком незначительный объем продукции, чтобы он влиял на показатели отрасли в целом. Это показывают данные табл. 1. Структура экспорта колбасных изделий показана в табл. 2.

Таблица 1

Экспорт колбасных изделий, 2011-2017 гг.

Параметр 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Экспорт (млн долл.) 82,9 98,3 100,1 91,9 64,1 64,9 70,8

Динамика(прирост в процентах к предыдущему году) - 18,5 1,9 -8,2 -30,2 1,0 9,0

Примечание. Источник: Экспортный потенциал российских колбас. - URL: http://meatind.ru-/articles/2231 (дата обращения: 20.04.2018).

Таблица 2

Структура экспорта колбасных изделий по странам в 2017 г. [3]

Страна Объем экспорта Доля

1. Казахстан 51,7 млн долл. 73,02 %

2. Украина 6,9 млн долл. 9,75 %

3. Азербайджан 5,3 млн долл. 7,49 %

4. Абхазия 4,9 млн долл. 6,92 %

5. Беларусь 697 тыс. долл. 0,98 %

6. Монголия 258 тыс. долл. 0,36 %

7. Армения 255 тыс. долл. 0,36 %

8. Киргизия 215 тыс. долл. 0,30 %

9. Южная Осетия 31,1 тыс. долл. 0,04 %

10. Шпицберген 23,6 тыс. долл. 0,03 %

Примечание. Источник: Экспорт из России. «Колбасы и другие продукты из мяса». - URL: http://ru-stat.com/date-M201612-201712/RU/export/world/041601 (дата обращения: 21.04.2018).

Отечественные производители мясной продукции поневоле превращаются в экспортеров - нашей пищевой промышленности, инвестировавшей в новые производства, просто не хватает места на внутреннем рынке. В российском АПК уже сложился свой экспортный вектор. Отечественные говядина, овощи и фрукты явно не востребованы за рубежом, зато зерновые, масличные, свинина и птица сегодня имеют неплохую экспортную перспективу. Особый интерес представляет мясная продукция, составляющая 15 % всех аграрных товаров АПК.

Если рассматривать в теории хозяйственную модель, то в ней колбасные изделия - действительно перспективный для экспорта продукт.

Во-первых, условия экспорта переработанного мяса (колбасы, консервы, мясные деликатесы) не обставлены такими высокими ветеринарно-сани-тарными барьерами, особенно консервы. Во-вторых, доступ на рынок предприятий-поставщиков, которые выполняют требования технических регламентов ТС, гармонизированных с международными правилами, не должен представлять собой проблему для стран-импортеров. В-третьих, больше добавленной стоимости остается в экономике нашей страны, чем при экспорте мяса. В-четвертых, издержки логистики ниже, чем при экспорте мяса [4]. Выгоды можно перечислять и дальше, но теория пока не подтверждается практикой. Тому есть причины как институционального, так и ментального свойства.

Во многих отраслях после обесценивания рубля оживился интерес к экспорту продукции. Улучшившиеся экспортные позиции товаров рублевой зоны и мощный рост внутреннего производства мяса в последние годы, а также смена внешнеторговой политики правительства обратили внимание мясников на внешний рынок. Продажи мяса на экспорт становятся все более привлекательными для крупных производителей, как единственный выход

заместить объем продаж, потерянный на внутреннем рынке из-за кризиса потребления.

Какие перспективы открываются, например, в Китае для российских колбас? Притом что Китай - мировой производитель свинины, выбор колбасы у них невелик. Вся колбаса у них больше похожа на нашу ветчину, при этом в ней очень много сои. Хорошую колбасу в Китае можно купить лишь в некоторых магазинах, а сырокопченой и варено-копченой колбасы там вообще нет.

Наиболее перспективным покупателем является Китай. Бурный рост экономики повлек за собой рост среднего класса и платежеспособного спроса на мясо. Но его производство внутри страны не покрывает рыночный спрос. Потенциальных покупателей (так называемый средний класс) в Китае насчитывается 340 млн человек, и за их кошельки сейчас борются европейские и южноамериканские поставщики мяса. Эта борьба происходит на фоне сложной эпизоотической ситуации в Китае, к тому же в стране ведется структурная перестройка сельского хозяйства, направленная на его модернизацию, повышение качества продовольствия и решительное сокращение доли ЛПХ в производстве мяса. То есть там идут процессы, которые не способствуют самодостаточности национального мясного сектора [5].

В последние месяцы состоялось несколько визитов в КНР высоких должностных лиц государства, и практически в каждом из них находилось место вопросам открытия китайского рынка для российского продовольствия, в том числе для мяса.

Самый значимый пример - визит президента России Владимира Путина в Ханчжоу на встречу двадцати руководителей государств - экономических лидеров планеты в сентябре 2016 г. После этого визита президент провел совещание в правительстве по вопросам развития экспорта сельскохозяйственной продукции в КНР, на котором коснулся и проблем мясного экспорта. Прежде не было примеров, чтобы в России президент на международном уровне занимался вопросами доступа продукции АПК на зарубежные рынки.

Опыт других стран, экспортирующих мясо в Китай, показывает, что процедура открытия китайского рынка занимает от пяти до семи лет. Это очень долго, но проблемы есть не только с Китаем. Экспорт мяса, в принципе, связан с высокими издержками выхода на чужие рынки. Переговоры с надзорными ведомствами стран-импортеров ведутся годами, выполнение их условий требует дополнительных затрат, а карантинные риски становятся еще одним фактором неопределенности.

Список российских предприятий, прошедших ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям Китая, включает 426 предприятий. Примерно десятая часть их - поставщики мяса и продуктов его переработки. В реестре экспортеров автоматизированной информационной системы Россельхознадзора «Цербер» насчитывается 17 хозяйствующих субъектов, которые поставляют мясо и мясные продукты, включая мясо птицы, за пределы Евразийского экономического союза [6].

Российские колбасы вполне конкурентоспособны и на большом китайском рынке, и на меньших рынках стран СНГ и дальнего зарубежья (табл. 3).

Таблица 3

Прогноз экспорта колбасных изделий, РФ, 2018-2020 гг.

Параметр 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Экспорт (млн долл.) 57,4 61,4 67,6

Динамика (% к предыдущему году) 3,8 7,0 10,0

Примечание. Источник: Экспортный потенциал российских колбас. - URL: http://meatind.ru-/articles/2231 (дата обращения: 20.04.2018).

В 2018-2020 гг. экспортная выручка будет расти на 3,8-10,0 % в год. В 2020 г. она достигнет 67,6 млн долл., или около 4100 млрд руб. по текущему курсу, - совсем не тот оборот, который может поддержать отрасль в трудной ситуации. Но экспортный потенциал у колбас значительно выше.

До недавних пор экспорт продукции (любой) не находил системной поддержки правительства. Все концепции экономической политики ограничивались общими фразами о наращивании несырьевого экспорта, об экспортном потенциале продовольствия и т.д. Реально за этими фразами не было ни законодательной поддержки, ни бюджетного финансирования, ни системной работы по внешнеполитической линии.

Возврат НДС также на практике для среднего предприятия становится почти нерешаемой задачей, хотя по закону НДС должны возвращать.

В органах власти необходимо лоббировать экспорт продуктов из мяса. Это уже задача Национального союза мясопереработчиков. Поддержка продовольственного экспорта в 2017 г. из федерального бюджета составила всего 1,5 млрд руб. Государство все-таки делает реальные шаги во внешнеторговой политике. Смена вех происходит, и правительство пытается обеспечить более благоприятный режим экспорта бизнесу.

Два производителя мясной продукции из России - «Мираторг-Запад» (Калининградская область) и «Ратимир» (Приморский край) - в декабре получили право на экспорт в Японию. Компании будут поставлять термически обработанную продукцию из свинины и говядины (рис. 2).

Рис. 2. Перспективные направления экспорта мясной продукции из России

Примечание. Источник: Экспорт: панорама. - URL: http://www.ved.gov.ru/files/ images/2017.12.18_ObzorSMI.pdf (дата обращения: 05.05.2018).

Пока это лишь право, которое надо еще суметь реализовать, притом что гастрономические предпочтения потребителя там отличаются от наших, потребуются затраты на продвижение, логистику и т.д.

Проблемы внутреннего рынка решить за счет внешнего, конечно, нереально, однако если потенциал есть, то он должен использоваться. На внешнем рынке бизнес всегда ожидают более значительные риски, чем на внутреннем, и высоки издержки для тех, кто идет первым, - маркетинговые, организационные и пр., поэтому первыми оказались крупные компании. Они прокладывают путь другим, кто решит последовать за ними.

К 2024 г. объем российского агроэкспорта должен вырасти почти вдвое -с 20,8 млрд долл. в 2017 г. до 45 млрд долл., такие цели обозначил Владимир Путин после инаугурации. Российское мясо, действительно, осваивает новые рынки, в основном азиатские и африканские. По данным Минсельхоза, экспорт птицы, свинины и говядины российского производства вырос за последний год в 1,4 раза. Правда, до мировых лидеров, таких как Бразилия, российским экспортерам еще далеко [7].

Лидером как по производству, так и по экспорту мясной продукции является Центральный федеральный округ, на его долю в общем объеме выпуска мяса приходится почти 34 %. Первое место среди областей традиционно и безоговорочно занимает Белгородская область, в которой, несмотря на высокую базу, производство продолжает расти. Один из лидеров мясного рынка -холдинг «Агро-Белогорье» - активно развивает экспорт свинины. Еще одним лидером является Курская область, в которой один из лидеров мясного экспорта - холдинг «Мираторг» - расширяет производство. Брянская область также в лидерах, в регионе работает крупнейший в стране производитель говядины - «Мираторг». Производство птицы также развито в регионе, и 40 % этого объема пришлось на все тот же «Мираторг»: его «Брянский бройлер» постоянно увеличивает производство продукции. Также следует отметить Воронежскую область, в регионе активно развивается компания «Агроэко» и работает группа «Черкизово». Среди других регионов можно выделить Краснодарский край и Ставропольский край, в отличие от большинства регионов, здесь производят больше говядины, чем свинины, хотя лидирует птицеводство, на его долю приходится свыше 58 % производства мяса в этих регионах [3].

Развитие экспорта поможет стимулировать производство и переработку индейки. Поставки российской индейки за границу будут расти и к 2025 г. достигнут 51 тыс. т, включая субпродукты. Лидеры отрасли уже налаживают каналы сбыта [8].

Так, «Дамате» рассматривает экспорт, в том числе, как один из способов избежать перенасыщения внутреннего рынка и обезопасить его от конкурентных войн. Первые отгрузки за рубеж компания начала еще в 2015 г. Вывоз идет в страны ЕС, а также Сербию, Гонконг, ОАЭ, Вьетнам и Бенин. В 2017 г. компания экспортировала 350 т продукции из мяса индейки. В планах на этот год - получение разрешений на экспорт еще в целый ряд государств.

Расширять поставки в другие страны хочет и «Евродон». В ближайшей перспективе экспорт должен составить около 5 % от общего ассортимента. В прошлом году за границу было отправлено более 100 т. Главное - не про-

сто начать поставки в ту или иную страну, а наладить долгосрочное стратегическое партнерство.

Самым перспективным рынком индейководы считают ЕС, где потребление продукта растет, в том числе за счет увеличения доли мусульманского населения. В странах ЕС и Сербии очень сильно востребовано филе грудки индейки. На него приходится 30 % тушки птицы, и это дорогой продукт. К тому же в ЕС есть трейдеры, заинтересованные в нашей индейке и готовые покупать ее для дальнейшей поставки в государства с высокой степенью риска, в частности Центральную и Южную Африку. Рынком сбыта филе может стать и Ближний Восток. Там мало едят индейку, но делают из нее ветчины и даже аналог бекона. Поэтому туда можно продавать как сырье, так и готовые продукты. В Юго-Восточной Азии, Китае, африканских странах востребованы субпродукты.

Главный стимул для экспорта как птицы, так и свинины - насыщение внутреннего рынка и снижение внутренних цен. Рост потребления мяса, наблюдавшийся последние три года, замедлился, а с ним остановился и прирост производства. Если прошлый и позапрошлый годы были прорывными по приросту производства, то сейчас прибавление объемов идет не так активно. В марте 2018 г. в первый раз отмечено снижение, правда, небольшое - на 0,5 %. Если раньше из месяца в месяц фиксировались 8, 10, 13, 15 %-й прирост по отношению к предыдущим периодам (в январе текущего года он еще был на уровне 8 %), то в марте впервые за последние три года прироста не было. Это связано с ситуацией на некоторых крупных предприятиях, которые сокращают объем производства птицы и не закладывают на ближайший год рост ее поголовья из-за насыщения рынка [9].

Впрочем, на данный момент экспортные перспективы весьма туманны. С прошлого года рынки ЕС, Китая, Вьетнама, Гонконга и ряда средне- и ближневосточных стран недоступны из-за карантина по гриппу птиц и чумы свиней. ЕС и некоторые другие страны не признают российскую регионализацию по этим заболеваниям.

В целом, среди ведущих компаний, занимающихся поставками продукта от производителя в России заграничным партнерам, лидируют «Черкизово», «Мираторг» и «Ратимир», но доля экспорта остается незначительной, 2-4 % от объемов производства. Их производственные объемы и спектр предлагаемой продукции внушительны, но при этом сильно отстают от мировых лидеров. Адаптируясь к новейшим рыночным потребностям стараниями собственных отделов экспорта, эти компании могут выходить на иностранные рынки сами, без государственной поддержки. Меньшим производителям лучше пользоваться услугами трейдинговых компаний: те возьмут на себя контроль за соответствием товара стандартам стран-импортеров, в их ведении будет выкуп продукта и его реализация со всеми вытекающими рисками, создание инфраструктуры продвижения экспорта.

Но в целом дальнее зарубежье пока еще остается для российских предприятий больше мечтой, чем реальностью. Средний срок допуска россиян на зарубежный рынок составляет семь лет, у всех особые условия допуска и требования ответных преференций. Южная Корея затребовала у потенциальных поставщиков подробнейшую информацию по всем видам птицы, которую она обещает рассмотреть в течение восьми-девяти месяцев минимум.

С Анголой переговоры шли полтора года, с КНР их только начали. С некоторыми странами переговоры завершились, но до сих пор туда не поставлено

ни одного килограмма мяса.

Библиографический список

1. Ремета, А. А. Экспорт как фактор диверсификации логистических каналов сбыта мясной продукции в рамках нового цикла развития / А. А. Ремета // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 4, № 12. - С. 185-190.

2. Экспорт мяса из России как наиболее перспективное направление. - URL: https:// vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/eksport-myasa-iz-rossii/ (дата обращения: 19.04.2018).

3. Топ-10 регионов, производящих свыше 40 % мяса в России. - URL: http://meat info.ru/blog/top-10-regionov-proizvodyat-svishe-40-myasa-v-strane-569 (дата обращения: 24.04.2018).

4. An overview of the meat sector in the Russian and North-West Region 2017. - URL: https://www.flandersinvestmentandtrade.com/export/sites/trade/files/market_studies/20 17_Paper_Russian%20and%20North-West%20region%20meat%20sector%20overview. pdf (дата обращения: 07.05.2018).

5. Матвеева, О. П. Экспорт товара в контексте импортозамещения: региональный аспект / О. П. Матвеева, Н. Н. Глаголева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 1 (62). - С. 78-87.

6. Экспортный потенциал российских колбас. - URL: http://meatind.ru-/articles/2231 (дата обращения: 20.04.2018).

7. Мясная шестилетка: Путин приказал увеличить агроэкспорт вдвое. - URL: https:// www.krsprice.ru/news/tag/0Z127-cherkizovo (дата обращения: 07.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Индейка тормозит. Темпы роста отрасли замедлились из-за ветеринарных проблем. - URL: http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=9B488368-EECC-AB49-A6E0-447DC03EC31E (дата обращения: 29.04.2018).

9. Синельников, М. В. Развитие экспорта мяса - большая и сложная задача / М. В. Синельников // Мясной ряд. - 2016. - № 4 (66). - С. 24-28.

References

1. Remeta A. A. Uspekhi sovremennoy nauki [Progress of modern science]. 2016, vol. 4, no. 12, pp. 185-190.

2. Eksport myasa iz Rossii kak naibolee perspektivnoe napravlenie [Meat export from Russia as the most promising area]. Available at: https://vvs-info.ru/helpful_informa tion/poleznaya-informatsiya/eksport-myasa-iz-rossii/ (accessed Apr. 19, 2018).

3. Top-10 regionov, proizvodyashchikh svyshe 40 % myasa v Rossii [Top-10 regions producing over 40% of meat in Russia]. Available at: http://meatinfo.ru/blog/top-10-regionov-proizvodyat-svishe-40-myasa-v-strane-569 (accessed Apr. 24, 2018).

4. An overview of the meat sector in the Russian and North-West Region 2017. Available at: https://www.flandersinvestmentandtrade.com/export/sites/trade/files/market_studies/ 2017_Paper_Russian%20and%20North-West%20region%20meat%20sector%20overvi ew.pdf (accessed May 07, 2018).

5. Matveeva O. P., Glagoleva N. N. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, eko-nomiki i prava [Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law]. 2017, no. 1 (62), pp. 78-87.

6. Eksportnyy potentsial rossiyskikh kolbas [Export potential of Russian sausages]. Available at: http://meatind.ru-/articles/2231 (accessed Apr. 20, 2018).

7. Myasnaya shestiletka: Putin prikazal uvelichit' agroeksport vdvoe [Meat six-year plan. Putin ordered to double the agro-export]. Available at: https://www.krsprice.ru/news/ tag/0/127-cherkizovo (accessed May 07, 2018).

8. Indeyka tormozit. Tempy rosta otrasli zamedlilis' iz-za veterinarnykh problem [Turkey is dragging. Growth rates of the industry impeded due to veterinary problems]. Available at: http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=9B488368-EECC-AB49-A6E0-44 7DC03EC31E (accessed Apr. 29, 2018).

9. Sinel'nikov M. V. Myasnoy ryad [Meat row]. 2016, no. 4 (66), pp. 24-28.

Сальникова Ольга Владимировна старший преподаватель, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Рожкова Лилия Валерьевна доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Sal'nikova Ol'ga Vladimirovna Senior lecturer, sub-department of economics and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Rozhkova Liliya Valer'evna

Doctor of sociological sciences, associate

professor, head of sub-department

of economics and international relations,

Penza State University (40 Krasnaya street,

Penza, Russia)

УДК 339 Сальникова, О. В.

Экспортные возможности российской мясоперерабатывающей промышленности / О. В. Сальникова, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 3 (47). -С. 199-208. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-3-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.