Научная статья на тему 'Проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах'

Проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строителева Елена Викторовна

Статья раскрывает проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах. Решение этих проблем дает возможность формировать надежную основу для повышения благосостояния населения и обеспечения устойчивого развития экономики, что в конечном итоге обуславливает необходимость ускорения работ в таких направлениях, как трудовые ресурсы, развитие производственной кооперации между субъектами рынка, управление промышленным производством, развитие малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS STRATEGIC AND PROGRAM - TRUST REGIONAL PLANNING

The article reveals the problems of strategic and targeted program planning in the regions. Solving these problems allows to form a solid foundation for improving the welfare of the population and sustainable development of the economy, which ultimately determines the need to accelerate work in areas such as: human resources, the development of industrial cooperation between the market, industrial management, the development of small and medium business.

Текст научной работы на тему «Проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах»

УДК 338.49

Е.в. Строителева ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНО-

ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ

Аннотация. Статья раскрывает проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах. Решение этих проблем дает возможность формировать надежную основу для повышения благосостояния населения и обеспечения устойчивого развития экономики, что в конечном итоге обуславливает необходимость ускорения работ в таких направлениях, как трудовые ресурсы, развитие производственной кооперации между субъектами рынка, управление промышленным производством, развитие малого и среднего бизнеса. Ключевые слова: стратегическое развитие региона, инвестиционные ресурсы, региональное планирование, планирование целевых показателей, социально-экономическое развитие региона.

Elena stroiteieva PROBLEMS STRATEGIC AND PROGRAM - TRUST

REGIONAL PLANNING

Abstract. The arríele reveáis the problems of strategic and targeted program planning in the regions. Solving these problems allows toform a solid foundation for improving the welfare ofthe population and sustainable development ofthe economy, which ultimately determines the need to accelerate work in areas such as: human resources, the development of industrial cooperation between the market, industrial management, the development ofsmall and médium business.

Keywords: strategic development of the región, investment resources, regional planning , planning targets , socio-economic development ofthe región.

Стратегическое развитие региона - это системное, управляемое, целенаправленное изменение качественного состояния множества сфер региона, ориентированное на гибкое взаимодействие с внешней средой с использование его ресурсов и учетом тенденций. Одной из главных проблем развития региона является наличие значительного временного блага от принятия стратегически значимых решений, направленных на существенные качественные изменения и до получения результатов. Такие решения, как правило, непопулярны, требуют сокращения потребления благ и концентрации усилий. Эти решения обостряют множество противоречий, присущих сложным системам. Как пример проблема дефицита бюджета может быть решена оптимизацией бюджетных расходов и увеличением его доходной части.

Оптимизация бюджетных расходов связана с образованием множества противоречий как внутри администрации региона, так и на стыках ее взаимодействия с хозяйствующими субъектами и муниципалитетами. Например, использование информационных технологий позволяет оптимизировать работу бухгалтерских служб, организовать дублирующий электронный сетевой документооборот, что дает возможность сократить время подготовки документов, однако прямой экономический эффект от такого нововведения проявляется лишь в случае, если при этом сократится часть персонала администрации. В то же время увеличение доходной части бюджета также представляет сложную задачу, поскольку бизнес воспринимает регион и муниципалитеты как несовершенные системы расходования ресурсов с низкой эффективностью.

Следующая проблема - это невыгодность принятия непопулярных стратегических решений. Качественные системные изменения произведут определенные количественные эффекты через значительный временной интервал после их принятия и реализацию (по мнению ряда экспертов, этот срок в зависимости от масштаба изменений составляет от двух до десяти и более лет). При этом выборные сроки коротки, так что губернатор просто не сможет показать результаты своей деятельности общественности и получить поддержку.

Следующий фактор - это отсутствие четко выделенных границ развития региона. Например, коммерческие предприятия - это сфера регионального развития? Если нет, то чем объясняется роль градообразующих предприятий в принятии региональных и муниципальных решений и их домини-

© Строителева Е.В., 2014

рующее влияние на развитие территории? Если да, то имеем еще более существенное противоречие - отсутствие прямых рычагов воздействия на такие предприятия.

Следующая проблема - это противоречие, возникающее в регулятивных механизмах между наденете мой (регионом и Федерацией), муниципалитетом и территориальными субъектами, деятельность которых осуществляется на территории муниципалитета, но при этом регулируется федеральными и региональными нормативными актами и контролируется соответствующими федеральными и региональными надзорными службами.

Еще одна проблема - многочисленные противоречия между экономической и социальной сферами. Например, лицензирование торгового бизнеса регулируется федеральной и региональными властями, муниципалитет при этом лишен возможности формировать требования, в соответствии с которыми торговые предприятия должны были бы оборудовать входы в торговые залы пандусами (специальными заездами для инвалидных и детских колясок). Еще один пример - в регионе разрабатывается программа развития туризма и сервиса, ситуация та же: необходимо обязать места торговли и общественного питания содержать общедоступные туалеты (как это сделано в европейских странах). Указанное означает, что необходимо включать в правила получения лицензий на торговлю требование обеспечить такой общедоступный сервис и контролировать его предоставление.

Следующая проблема - это краткосрочность целей коммерческого сектора экономики. Так, например, долгосрочная тенденция снижения численности населения, повально присущая всем без исключения городам, а соответственно и регионам России, зависит от смертности и рождаемости, причем растет смертность мужской части населения в наиболее работоспособном возрасте. При этом с экранов телевидения не исчезает реклама спиртного, клубы и бары формируют определенный менталитет потребительского общества с ориентацией на медленное самоубийство путем употребления алкоголя и наркотиков. Многофакторность и взаимообязанность территориального развития не позволяет четко выделить приоритеты развития (например, что важнее развивать в условиях бюджетного дефицита - образование или коммунальную инфраструктуру? Какой бизнес важнее поддерживать - малый или средний?). Невозможно прямое воздействие на ряд сфер территориального развития, определяющих развитие остальных [25]. Одновременно с этим несовершенство федеральных и региональных механизмов государственного регулирования при отсутствии обратной связи по линии:

- муниципалитет;

- регион;

- федерация.

Региональные органы власти могут лишь косвенно оказывать влияние на развитие муниципальных образований, создавая финансовые и иные условия функционирования его многочисленных сфер, тем не менее указанное влияние настолько существенно, что может создавать конфликты между целями развития муниципальных образований, целями развития региона и государства в целом. С другой стороны, регион развивается в условиях определенной позиции общественности по отношению к политике, проводимой губернатором. В указанных условиях губернатор находится между тремя большими наковальнями: политика федерации, сопротивление муниципалитетов и общественное мнение, определяющее лояльность электората.

Рассматривая развитие регионов как единственно возможную форму существования как территорий, так и государства, которое они формируют и подсистемами которого являются, необходимо учитывать как существующие тенденции развития столь сложных социально-экономических систем, так и закономерности, на которых указанное развитие основано [1]. Важнейшим требованием, предъявляемым к современной экономической политике, является необходимость создания общеэкономических условий устойчивого развития региона. В современных условиях необходимо выравнивать распределение инвестиционных ресурсов в противовес сущест-

вующей ныне практике стягивания инвестиций в некоторые особенно активно развивающиеся регионы. Однако, возвращаясь ко второму закону термодинамики, а точнее к следствию из него, гласящему, что уменьшение энтропии в системе возможно лишь с образованием последней в окружающей среде, можно утверждать, что с этой позиции все процессы, происходящие на территории бывшего СССР, вполне логичны и подчинены законам развития систем вообще и в частности рыночным законам. Иными словами, если некая система является «необходимой» рынку, т.е. продукт ее функционирования востребован, то такая система, развиваясь и преуменьшая тем самым внутрисистемную энтропию, одновременно с этим увеличивает энтропию в окружающей среде, частями которой являются системы, продукты функционирования которых менее востребованы.

Указанные процессы порождают явление централизации развития систем в тех территориальных образованиях, которые оказались в момент перехода к рыночным условиям более приспособленными к ним. В указанных условиях возрастает роль государства как функция стабилизатора социально-экономического развития регионов. Зарубежный опыт свидетельствует о необходимости усиления государственного регулирования деятельности предприятий, финансовых потоков, формирования и использования доходов и расходов физических лиц, контроля за финансовым положением каждого юридического и физического лица. Государство, таким образом, должно не только выполнять функцию стабилизатора социально-экономического развития регионов, но и функцию интегрирования территориальных систем в единую государственно регулируемую систему [4].

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Некоторые приближенные к парадигме стратегического управления положения, безусловно, присутствуют, однако нет некого системообразующего ядра, позволяющего рассматривать регион как часть общего социально-экономического пространства, подчиненного в некоторой части общему направлению развития государства, т.е. ее стратегии. Вместе с тем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования. Отмечается перенос способов общегосударственного программирования на региональный уровень, бессистемность в разработке и принятии территориальных программ. Не устранены попытки осуществления чрезмерно большого количества одновременно реализуемых, не увязанных между собой мелких и частных программ.

Приверженцы теории районирования выделяют некоторые фундаментальные ее положения:

1) признание объективного существования экономических районов и регионов;

2) наличие экономического единства, экономической целостности территории как важного признака региона;

3) определение региона как системы низшего иерархического уровня экономического районирования.

Как нетрудно заметить, приведенные три пункта отражают некоторые системные представления об организации территориального хозяйствования. Так, первый пункт соответствует принципу выделения подсистем в глобальной системе хозяйствования. Второй - свидетельствует о том, что регион представляет собой систему. Третий показывает иерархичность системы хозяйствования.

Зарубежные ученые-регионалисты склоняются к точке зрения за регион как пространственную организацию хозяйствования, экономисты выделяют как наиболее влияющий на затраты и прибыль фактор размещения, утверждая, что на специализацию предприятий влияет пространство. Той же точки зрения придерживается и Вебер А., выдвинувший идею создания общей теории размещения.

Важное значение к пониманию необходимости введения положений стратегического управления в практику управления региональным развитием с позиции системного подхода имеет концепция точек роста, главная идея которой в том, что регионы имеют свои центры роста, основан-

ные на лидирующих производствах, подтягивающих остальные сферы регионального развития, что особенно соответствует теперешним трансформационным тенденциям в России, когда происходит острая дифференциация регионов по уровням социально-экономического развития. Следует отметить, что указанная концепция весьма схожа с концепцией стержневых компетенций применительно к организациям.

Особое место применительно к обозначению позиции и роли государства в региональном развитии играет Теория регионального развития, относящаяся к области региональной политики развития, чем подчеркивается ее практическая направленность. Указанная теория является основой принятия планов развития на вышестоящем государственном уровне. Согласно этой теории в регионах России планирование целевых показателей проводится по единой типовой схеме и составляет основу стратегии социально-экономического развития региона. Целевые показатели реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года выглядят следующим образом (см. рис.). Подводя некоторый итог по позициям ученых-регионоведов, следует сказать, что теории регионального управления в большей степени готовы к принятию некоего системообразующего теоретического ядра, которое бы позволило объединить, безусловно, колоссальный опыт, накопленный в данной сфере исследований в систематически стройную теорию практической направленности, которая может стать тем теоретическим базисом, который позволит системно управлять развитием территорий [3].

Содержание и структуру инновационного потенциала на уровне региона целесообразно планировать с учетом приоритетных направлений его развития. При этом необходимо создать условия для привлечения инвестиций не только в развитие отдельных отраслей и сфер деятельности, но и в инновационные проекты.

2011 г.

2412,3

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Численность населения среднегодовая, тыс. чел.

2025 г.

2435,3

144

ВРП на душу населения, тыс. руб.

650

20

8,2

1,3

22,9

Валовое накопление основного капитала, %

Уровень инновационной активности, %

Туристический поток, млн чел.

Численность населения с денежными доходами, ниже прожиточного минимума, в % ко всему населению

40

20

3,2

и

Рис. Целевые показатели реализации стратегии социально-экономического развития региона

В ходе разработки стратегии инновационного развития региона предлагается выделять следующие основные направления стратегического анализа потенциалов:

— анализ и прогноз рыночного;

— природно-ресурсного;

— экономического;

— инновационного;

— налогового;

— вузовской науки;

— эффективности использования потенциалов;

— законодательного обеспечения и стимулирования инвестиционной активности и экономического взаимодействия с другими регионами и странами.

Главный способ формирования надежной основы дли решении социальных проблем, повышения благосостояния и уменьшения бедности населения является обеспечение устойчивого развития экономики. Ключевыми условием достижения поставленной цели является обеспечение неуклонного роста конкурентоспособности экономики региона, что может быть реализовано за счет перевода промышленного сектора экономики на инновационный путь развития, создания и развития новых конкурентоспособных производств, внедрения передовых ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Государственные расходы на инвестиционную поддержку должны содействовать повышению инвестиционной привлекательности экономики региона, ускорению модернизации производственных фондов в таких отраслях, как обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт и связь, и в конечном итоге созданию в регионе конкурентоспособной экономики [5].

Важнейшей целью социально-экономического развития региона является повышение качества жизни населения. В значительной мере достижение указанной цели обусловлено развитием экономики. В этой связи особое внимание уделяется стимулированию качественных преобразований в экономике и созданию условий для перехода на инновационный путь развития.

Переход на инновационный путь развития - одно из приоритетных направлений развития промышленного производства на ближайшую и долгосрочную перспективу. Агропромышленные комплексы в регионе имеют хорошие предпосылки для успешного развития. Активизация инновационной деятельности как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности наряду с внедрением новых технологий обуславливает необходимость ускорения работ в таких направлениях, как качественный рост кадрового потенциала предприятий, внедрение современных систем менеджмента качества, передовых форм и методов управления производством и маркетингом, развитие производственной кооперации между субъектами рынка, трудовые ресурсы в регионе.

Библиографический список

1. Губарь А.И. Вопросы интегральной оценки уровня социально-экономического развития аграрного района / А.И. Губарь, М.В. Голованова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 1114.

2. Кондратьев В.В. Мониторинг как инструмент устойчивого развития социально-экономических процессов в регионе / В.В. Кондратьев // Предпринимательство. - 2011. - № 6. - С. 32-38.

3. Межов С.И. Инструменты совершенствования оценки эффективности инвестиционных проектов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2010. - № 1. - С. 103-106.

4. Полтарыхин А.Л. Модель организации регионального продуктового кластера в условиях мирового кризиса // Инновационный Вестник - Регион. - 2010. - № 2. - С. 12-16.

5. Растова Ю.И. Независимая экспертиза в управлении инвестиционной деятельностью в реальном секторе экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2005. - № 42. - С. 191-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.