Научная статья на тему 'Проблемы страхования предпринимательских рисков в РФ'

Проблемы страхования предпринимательских рисков в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5077
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амирханян Н., Бродецкая Н., Ващенко Т.В.

Развитие предпринимательства в России создаёт предпосылки для процветания страхового бизнеса, обе эти структуры в процессе своей деятельности находятся в тесной зависимости друг от друга. Актуальность данной темы заключается в том, что важнейшим способом, призванным обеспечить эффективную защиту интересов предпринимателя в ходе его деятельности, является страхование. В данной статье рассматриваются виды предпринимательских рисков российских компаний, особенности их страхования и предложения по развитию данной отрасли страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы страхования предпринимательских рисков в РФ»

телями нестабильности, поэтому особое внимание следует уделять экономическому анализу. Это необходимо для того, чтобы, опять же, быть готовыми к быстрому реагированию на все, или хотя бы самые значительные, изменения в экономике.

Использование данных об оценке нестабильности среды ООО «Аттика» поможет данному предприятию направить стратегию своего развития на более точный курс, и возможно будет полезна в принятии непростых бизнес-решений.

В целом ООО «Аттика» имеет достаточно устойчивые конкурентные позиции на рынке алкогольной продукции, имея большой опыт работы в данной сфере. Отличительными конкурентными преимуществами компании являются: достаточно высокая доля рынка, организованные поставки, высокая квалификация сотрудников. Проведенный SWOT-анализ показал, что для сохранения лидерства ООО «Аттика» следует опираться на стратегию захвата новых рынков, предполагающую создание таких условий, при которых конкурентам было бы сложно увеличивать свою рыночную долю за счет позиций предприятия-лидера. Такая стратегия может потребовать усиления барьеров для конкурентов за счет улучшения качества предоставляемых услуг, их ассортимента и обслуживания клиентов. Необходимо расширять и углублять ассортимент предоставляемых услуг с целью оккупации рыночных сегментов, которые могут занять конкуренты. А также максимально полно использовать такие конкурентные преимущества как высококвалифицированный персонал, организованная система сбыта. Реализация выбранной стратегии позволит предприятию достичь главной цели, а именно, создание условий конкурентоспособности деятельности и планирования кадровой политики в долгосрочной перспективе. Для этого предприятию необходимо решить ряд задач, непосредственно относящихся к во-

площению в жизнь указанной оптимальной стратегии. Осуществление стратегии развития рынка предполагает реализацию в определенные сроки всех задач. Наиболее эффективными и адекватными мероприятиями для внедрения стратегии с учетом влияния СТЭП-факторов и оценки социально-экономической эффективности будут являться: расширение ассортимента алкогольной продукции (предложение набора элитной продукции) и повышение квалификации управленческого персонала. За счет их проведения предприятие сможет расширить рынок сбыта своей продукции, улучшить свои финансовые показатели, увеличить производительность труда и повысить точность осуществления стратегии. Таким образом, правильное и точное выполнение всех мероприятий программы развития в установленные сроки позволит предприятию достичь главной цели и выполнить выбранную стратегию концентрированного роста, что в свою очередь приведет к быстрому и значительному росту эффективности системы управления и всей деятельности организации в целом [2].

Следование разработанной стратегии позволит «Аттика» увеличить чистую прибыль на 15 %, рыночную долю на 10 %, снизить суммарные затраты на 5 %, управленческие издержки на 15 % и в итоге занять положение на интернет рынке Красноярска и России.

Библиографические ссылки

1. Томпсон А. А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации : учебник для вузов. М. : Инфра-М, 2000. 412 с.

2. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг : пер. с франц. СПб. : Питер, 2008. 720 с.

© Амирова Е. С., 2012

УДК 368.371

Н. Амирханян, Н. Бродецкая Научный руководитель - Т. В. Ващенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ В РФ

Развитие предпринимательства в России создаёт предпосылки для процветания страхового бизнеса, обе эти структуры в процессе своей деятельности находятся в тесной зависимости друг от друга. Актуальность данной темы заключается в том, что важнейшим способом, призванным обеспечить эффективную защиту интересов предпринимателя в ходе его деятельности, является страхование. В данной статье рассматриваются виды предпринимательских рисков российских компаний, особенности их страхования и предложения по развитию данной отрасли страхования.

Предпринимательский риск - это риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов [1].

Страхование предпринимательских рисков (англ. business risks insurance) - подотрасль имущественного

страхования, которая предусматривает возмещение предпринимателю понесенных им убытков или неполученных ожидаемых доходов от застрахованной предпринимательской деятельности в случаях нарушения обязательств его контрагентами или изменения условий этой деятельности по не зависящим от него обстоятельствам. Страхование предпринимательских рисков выделено по существу новым Гражданским

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

кодексом РФ в отдельную подотрасль (вид страховой деятельности) имущественного страхования. Оно заменило страхование финансовых рисков [2].

Роль страхования предпринимательских рисков как одного из важных элемента инфраструктуры рынка достаточно велика. Этот вид страхования обеспечивает предприятию такие условия, в которых неблагоприятные обстоятельства не влияют на его финансовое состояние. Страхование предпринимательских рисков занимает промежуточное положение между страхованием имущества и страхованием ответственности, объединяя некоторые их черты. Кроме того, при трактовке понятия страхование предпринимательских рисков в широком смысле к нему можно отнести все те виды страхования, которые обеспечивают страховой защитой имущественные интересы предпринимателей (как юридических, так и физических лиц) при осуществлении ими коммерческой деятельности. При таком подходе к страхованию предпринимательских рисков относят большое число видов страхования имущества, ответственности и личного страхования.

Для российских предприятий, независимо от их формы собственности и сфер деятельности, наиболее типичными являются следующие предпринимательские риски:

- возможная утрата (гибель), недостача или повреждение основных или оборотных средств предприятия;

- возникновение гражданской ответственности предприятия по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц или окружающей природной среде;

- возможные убытки или неполучение ожидаемой прибыли из-за изменения условий функционирования предприятия по не зависящим от него обстоятельствам;

- нарушения своих обязательств контрагентами, партнерами и прочее [3].

Причем, страхование первых из перечисленных рисков достаточно полно представлено на российском страховом рынке, а вот страхование риска нарушения своих обязательств контрагентами и партнерами долгое время только декларировалось страховыми компаниями, несмотря на огромную востребованность данного продукта.

В России большинство видов страхования предпринимательских рисков еще не получило широкого развития, что связано как с отсутствием стабильного спроса на него со стороны потенциальных страхователей, так и с неподготовленностью многих страховщиков к его проведению. Кроме того, как показывает опыт проведения такого страхования за рубежом, оно и там не является массовым. Операции по многим видам страхования предпринимательских рисков проводятся ограниченным числом страховщиков, что обусловлено их спецификой [4].

Слабое развитие страхования предпринимательских рисков объясняется различными причинами:

1. На заре развития страхового рынка России страховые компании не обладали ни достаточной финансовой мощью, ни необходимым опытом работы;

2. Низкая активность потенциальных страхователей-предпринимателей в стремлении застраховать свои возможные риски, отсутствие стабильного спроса на данный продукт

3. Недостаточное количество страховых организаций, оказывающие услуги страхования предпринимательских рисков, неготовность многих страховщиков специализироваться на страховании предпринимательских рисков. Страховщикам довольно сложно оценить степень риска из-за отсутствия накопленной адекватной статистики, непрозрачности части финансовых потоков потенциальных страхователей и общих рисков, вызванных текущим состоянием экономики [2].

Если обратить внимание на Европу, то например, в Великобритании можно выделить несколько основных видов страхования рисков для бизнеса, которые вообще отсутствует на российском рынке страхования:

• Потеря репутации.

• Корпоративная этика и принципы управления.

• Профессиональная ответственность за ошибки и упущения.

• Провал стратегического партнерства.

• Поиск и удержание персонала.

• Терроризм.

• Организационно-структурная негибкость.

• И т. д.

Применение этих видов страхования в России затрудненно в том числе из-за необходимости лицензирования правил и ограничений на некоторые виды страхования.

В России страхование предпринимательских рисков предлагают следующие компании:

- ВТБ Страхование (страхование финансового лизинга, неисполнения договорных обязательств и от перерывов в производстве);

- страховая группа МСК (потери прибыли в результате перерыва в производстве после пожара и потери прибыли в связи с этим; потери арендной платы в связи с пожаром; неуплаты лизинговых);

- страховая компания РК-Гарант (страхование от перерыва в производстве, на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.

- Росгосстрах и т. д.:

По итогам данных прошлого года, рынок страхования предпринимательских рисков вырос более чем на 20 % по сравнению с 2010 годом, как говорится в исследовании центра стратегических исследований «Росгосстрах», и составил 1,3 трлн рублей [2].

Для развития данной отрасли страхования, в первую очередь, компаниям, которые хотели бы оказать эти услуги, необходимо провести тщательный анализ отдельных факторов: политических, экономических, правовых, культурных, научно-технических и экологических, для оценки частоты наступления рисков с созданием хорошей статистической базы. Исходя из этого, страховщику необходимо, прежде всего, определиться, с какой конкретно категорией клиентов - юридических лиц предстоит иметь дело в дальнейшем и ориентируюсь на этом, разрабатывать целевые программы соответствующего содержания.

Страхование предпринимательских рисков, как и страхование в целом, является показателем экономической стабильности государства. Несмотря на то, что данный вид страхования в России еще не получил столь широкого распространения, как в других развитых странах, важно отметить его востребованность на российском рынке и выразить надежду, что в будущем он, как и другие виды страхования, будет использоваться повсеместно.

Библиографические ссылки

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996№ 14-ФЗ. Ч. 2. Ст. 933, 929.

2. Комаров С. Е. Страхование предпринимательских рисков или бюджет, как выгодополучатель // Советник бухгалтера. 2008. № 12.

3. Корнюшин В. Ю. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. МИЭМП, 2012. 130 с.

4. Яшина Н. М. Основы страхования предпринимательского риска // Финансы. 2006. № 11.

© Амирханян Н., Бродецкая Н., 2012

УДК 334.027

В. А. Бережных Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ

Статья посвящена инфраструктуре поддержки малых инновационных предприятий в городе Красноярске. Освещены основные проблемы инновационного предпринимательства в городе Красноярске и инфраструктура поддержки, которая помогает разрешить данные проблемы.

Для государства стимулирование инновационной деятельности является без преувеличения наиболее приоритетным направлением экономической политики, так как именно уровень научно-технологического развития во многом определяет долгосрочные стратегические преимущества страны, в значительной мере именно от степени «инновационности» экономики зависят перспективы развития государства.

В настоящее время, в том числе и в городе Красноярске существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности. Следует сразу отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности города не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Инновационная система города Красноярска для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции инновационных предприятий [3].

Основной задачей инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства города Красноярска является оказание содействия инновационным субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта.

Если рассматривать основную задачу более конкретно, то её можно разбить на следующие составляющие:

1. Расширение спроса на высокотехнологичную продукцию со стороны потребителей.

2. Расширение круга потенциальных инвесторов за счет представителей рынка венчурного инвестирования, а также за счет среднего и крупного бизнеса.

3. Оказание финансовой поддержки на самых ранних стадиях становления инновационных проектов.

4. Помощь в поиске партнеров и оказание различного рода услуг по «сопровождению» реализации инновационных проектов.

5. Помощь в получении доступа к наиболее доступным офисным и производственным помещениям.

6. Информационная поддержка [2].

Для решения поставленных задач в помощь инновационному предпринимательству города Красноярска в 2006 году создана автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор», учредителями которого являются администрация города и учебно-научно-инновационный комплекс СФУ. При бизнес-инкубаторе ведется работа по созданию фонда целевого капитала (эндаумент-фонд). С целью увеличения количества инновационных предприятий, получателей поддержки, расширены площади до 1000 кв. м. Это позволит увеличить количество резидентов до 60 (157 рабочих мест), а также принять участие в федеральной и краевой программах софинансирова-ния инфраструктуры поддержки. Также, в 2011 году на базе Муниципального автономного учреждения «Центр содействия малого и среднего предпринимательства» города Красноярска был открыт еще и Городской правобережный бизнес-инкубатор. Данные бизнес-инкубаторы не только предоставляют помещения своим резидентам, но и помогают им подготовить бизнес-планы, оценить потенциальный рынок, привлечь финансирование, защитить интеллектуальную собственность, лицензировать продукцию.

В рамках Долгосрочной городской целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске» на 2012-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.