Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1615
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РФ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / STATE / LAW / RULE OF LAW / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / SEPARATION OF POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бредихин Алексей Леонидович

В настоящей статье представлено исследование концепции правового государства применительно к современной российской действительности. Автор отмечает, что Российская Федерация в формально-юридическом плане стала правовым государством в соответствии с Конституцией РФ от 1993 г., где прямо констатируется данное положение. Помимо этого, в Конституции РФ реализованы иные положения, раскрывающие сущность концепции правового государства. Действующее законодательство России также полностью проистекает из конституционной модели правового государства. Автор обосновывает мнение, согласно которому в формально-правовом смысле в России концепция правового государства реализована, но фактическое правовое государство в России может быть только в результате развития политической активности самих граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LAW IN MODERN RUSSIA: GROWING PAINS

In this article, the author explores the concept of the rule of law in relation to modern Russian reality. The author notes that the Russian Federation has formally become a legal state in accordance with the Constitution of the Russian Federation of 1993, where this provision is directly stated. In addition, the Russian Constitution has implemented other provisions that reveal the essence of the concept of the rule of law. The current legislation of Russia also fully stems from the constitutional model of the rule of law.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 340

АЛ. Бредихин

Bc^fl^l ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ^^В ж ^^Л В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ft^^^H DEVELOPMENT OF LAW IN MODERN RUSSIA:

GROWING PAINS

ТУнастоящей статье представлено исследование концепции правового государства J-J применительно к современной российской действительности. Автор отмечает, что Российская Федерация в формально-юридическом плане стала правовым государством в соответствии с Конституцией РФ от 1993 г., где прямо констатируется данное положение. Помимо этого, в Конституции РФ реализованы иные положения, раскрывающие сущность концепции правового государства. Действующее законодательство России также полностью проистекает из конституционной модели правового государства. Автор обосновывает мнение, согласно которому в формально-правовом смысле в России концепция правового государства реализована, но фактическое правовое государство в России может быть только в результате развития политической активности самих

96 граждан. 96

Ключевые слова: государство, право, правовое государство, Конституция РФ, разделение властей

Для цитирования: Бредихин А.Л. Проблемы становления правового государства в современной России // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 5. № 2(10). С. 96 - 100.

/n this article, the author explores the concept of the rule of law in relation to modern Russian reality. The author notes that the Russian Federation has formally become a legal state in accordance with the Constitution of the Russian Federation of1993, where this provision is directly stated. In addition, the Russian Constitution has implemented other provisions that reveal the essence of the concept of the rule of law. The current legislation of Russia also fully stems from the constitutional model of the rule of law.

In conclusion, the author substantiates the opinion that in the formal legal sense in Russia the concept of the rule of law is implemented, but the actual rule of law in Russia can only be as a result of the development of the political activity of the citizens themselves.

Keywords: state, law, rule of law, Constitution of the Russian Federation, separation of powers For citation: Bredihin A.L. Development of Law in Modern Russia: Growing Pains // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 5. No 2(10). Pp. 96 - 100.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 в формально-юридической форме положила начало существования в России правового государства. В ч. 1 ст. 1 Конституции сказано, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Впро-

чем, ничего удивительного в этом нет, так как на тот момент концепция правового государства являлась основной государственного строя многих государств и закреплялась в международно-правовых документах. Для России это было в значительной степени констатацией факта существования страны как части между-

народного сообщества, но в то же время это был цивилизационный выбор, так как концепция правового государства ранее не была сформирована в законодательстве ни царского времени, ни советского периода.

Сам принцип правового государства далеко не новый, и первые идеи, составляющие ядро концепции правового государства, появились еще в античном мире. Отмечается, что древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые идеи прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой для развития идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства [1, с. 183].

Вклад в развитие концепции правового государства внести и российские дореволюционные ученые. Так, Б.А. Кистяков-ский отмечал, что правовое государство 97 создает условия, при которых возможна гармония между общественным целым и личностью, обеспечивает торжество принципов права и, прежде всего, права на достойное человеческое существование. Также он считал, что правовое государство является наиболее совершенным типом государственного бытия [2, с. 592].

Наиболее значимый этап становления концепции правового государства и широкое внедрение ее идей в государственно-политическую систему начался после окончания Второй мировой войны, когда была создана Организация Объединенных Наций и издана Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). В дальнейшем правовое государство стало основой конституционного строя многих государств, кроме тех, кто входил в мировую систему социализма. В начале 90-х годов XX века произошло повсеместное падение коммунистических режимов, и новая государственность этих стран также восприняла господствующую концепцию правового государства.

Нельзя сказать, что идеи правового государства были чужды советскому го-

сударству, ведь гуманистические принципы здесь также провозглашались, но идею частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, занимающие центральное место в этой концепции, Советский Союз не мог принять.

Само понятие правового государства весьма размыто, многогранно и субъективно, поэтому в современной российской юриспруденции имеется множество его определений.

М.И. Байтин называет правовым государство, пределы и ветви власти которого, формирование, полномочия, функционирование его органов регламентированы правом и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина [3, с. 402].

В.К. Дмитриев видит правовое государство как естественно-правовую модель 97 функционирования государственной власти, выраженной в конституционных принципах народовластия и функционирования публичной власти [4, с. 8].

М.В. Огнева указывает, что правовое государство является результатом определенной формы связи государства и гражданского общества, воплощенной, прежде всего, в правосудной системе, законодательной практике и организации общественного самоуправления [5, с. 10].

В целом все названные определения справедливы, хотя и с несколько разных сторон видят явление правового государства. Необходимо отметить, что термин «правовое государство» не является научной, правовой или социологической конструкцией, а представляет собой собирательное явление, характеризующее отношения государства и общества на определенных принципах.

Ядро концепции правового государства составляют идеи о выдвижении личности на первое место в системе ценностей и ограничении правом пределов деятельности системы органов государственной власти.

К основным требованиям, которым должно соответствовать правовое государство, относят:

1. Верховенство закона. В данном случае речь идет не столько о высшей силе закона в системе нормативных правовых актов, сколько о законе в широком понимании как о правовом акте, исходящем от народа как источника власти, и уже поэтому являющегося, безусловно, справедливым, полезным для общества и согласующимся с волей народа.

В современных демократических государствах с формально-юридической стороны это требование выполняется, и не может быть иного варианта. Конституция как основной закон принимается чаще всего непосредственно населением. Единственным субъектом, наделенным правом принимать законы, является парламент, который в свою очередь высту-98 пает представителем народа. Таким образом, законы принимаются, по сути, от имени народа. Подзаконные акты, напротив, принимаются представителями исполнительной власти, основывающимися на законе и в пределах компетенции, определенной законом для этих органов. Поэтому в иерархии нормативных актов закон всегда выше актов исполнительной власти, и при противоречии нормативных актов закон всегда выше по юридической силе.

2. Гарантированность и всемерная защита прав и свобод человека. Это достигается, во-первых, путем включения перечня этих прав и свобод в Конституцию и провозглашение их высшей ценностью; во-вторых, принятие нормативных актов, обеспечивающих реальную возможность реализации гражданами своих прав и свобод, а также действенный механизм их охраны и судебной защиты; в-третьих, наличие специальных органов (главным образом судебных), которые правомочны принимать общеобязательные для всех правоприменительные акты, направленные на восстановление нарушенных прав; в-четвертых, наличие прямого и равно-

правного диалога государства и гражданского общества и создание условий для функционирования институтов гражданского общества, через которые осуществляется такой диалог (в России - Общественная палата Российской Федерации).

3. Реализация принципа разделения властей. По своей сути разделение властей - это лишь разделение форм деятельности органов государства (одни органы принимают законы, другие их исполняют, третьи решают споры по применению законов к реальным жизненным обстоятельствам и обеспечивают принудительную реализацию положений закона).

В концепции правового государства такое разделение властей имеет более глубокий смысл, связанный с приданием этим условным видам властей некоторой автономности и самостоятельности. Часто отмечается, что принцип разделения властей призван не допустить сосредото- 98 чение власти в одних руках, но это очень упрощенный взгляд. Из общей логики осуществления государственной власти вообще следует, что суверен (верховный носитель государственной власти) принимает основополагающие решения (законы), которые выполняются государственными служащими, наделенными полномочиями определять порядок исполнения этих законов (исполнительная власть). Судебная власть (судебная сфера деятельности государства) в свою очередь призвана оценить действие и выполнение законов в реальной жизни.

В классических монархических или тоталитарных государствах суверен - это единоличный правитель, который замыкает на себе законодательную и судебную власть. Исполнительная власть как таковую он не представляет, т.к. не обязан выполнять законы более высшего порядка, но в иерархии выступает как глава системы исполнительной власти.

В правовом государстве все обстоит по-другому. Здесь верховным сувереном является народ, в качестве представителя которого выступает парламент. Народ,

как суверен, обладает высшей властью и сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. Исполнительная власть должна быть подотчетна законодательной и не может по своей природе иметь полномочия, превышающие по юридической силе законодательные.

Важная особенность правового государства в относительной независимости судебной власти, которая, с одной стороны, не осуществляется законодательным органом, а лишь в строгом соответствии с правилами, выработанными законодателем; с другой - судебная власть не входит в систему исполнительной власти, поэтому может независимо и непредвзято реализовывать установленные полномочия, в том числе и там, где права личности нарушаются со стороны государственных органов. Сосредоточение государственной власти в руках су-99 дебной системы в принципе невозможно, так как это противоречит самой природе судебной деятельности.

Следовательно, принцип разделения властей в контексте концепции правового государства - это обособление сфер деятельности государственных органов, порожденное главным образом демократическим устройством государственной власти (наличием коллективного суверена в лице народа). Такая автономия ветвей власти ведет не столько к «системе сдержек и противовесов», сколько к специализации сфер управления.

Безусловно, это не все требования, которые указывают на соответствие государства концепции правового государства, да и сама эта идея не является статичной. Чем больше права и свободы человека господствуют в государстве и межгосударственных отношениях, тем большим критериям должно соответствовать правовое государство как таковое.

Если рассмотреть сущность правового государства с нормативно-правовой точки зрения, то здесь можно выделить два его аспекта: нормативное регулирование деятельности государства и его органов,

а также наличие действенного механизма гарантирования и защиты прав и свобод личности.

С правовой точки зрения в современной России в полной мере реализована идея правового государства. Конституция Российской Федерации пронизана полностью идеями правового государства, система законодательства дополняет и обеспечивает выполнение закрепленных в основном законе принципов. Судебная система также нацелена на защиту прав и интересов личности на основании процессуального законодательства, этому же способствует система и принципы функционирования судебных органов.

Между тем принято говорить о том, что современное российское государство не является правовым. Спорить с этим практически никто не будет, но с позиции права это утверждение не может быть принято. Юридическая наука и практика не 99 могут оперировать ощущениями, а только юридическими фактами либо выводами других точных наук. Следовательно, оценочные суждения о неправовом характере российского государства базируются не на правовой стороне вопроса, а на чувственном восприятии происходящих событий и процессов, которые свидетельствуют о нарушении тех или иных прав личности.

На основании изложенного резюмируем, что в юридическом ракурсе правовое государство в России реализовано как в Конституции РФ, так и в отраслевом законодательстве. Имеются действенные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод личности. Между тем на практике далеко не всегда права личности соблюдаются. Однако установление фактического правового государства в России зависит не столько от формальных правовых норм, сколько от деятельности самих граждан, осознающих себя источником государственной власти и возлагающих на себя ответственность за судьбу страны.

список литературы

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. Т. 1 / С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин [и др.]; отв. ред. M.K Mарченко. M., 2011.

2. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. M., 1916.

3. Байтин M.K Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Изд. 2-е, доп. M., 2005.

4. Дмитриев В.К. Правовое государство как базовый атрибут конституционного строя Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. СПб., 2016.

5. Огнева M.ß. Закономерности трансформации правового государства в теории и действительности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. M., 2012.

references

1. Filosofiya prava. Kurs lekcij: uchebnoe posobie: v 2 t. T. 1 / S.N. Baburin, A.G. Berezhnov, E.A. Vorotilin [i dr.]; otv. red. M.N. Marchenko. M., 2011.

2. Kistyakovskij B.A. Social'nye nauki i pravo. Ocherki po metodologii social'nyh nauk i obshchej teorii prava. M., 1916.

3. Bajtin M.N. Sushchnost' prava (Sovremennoe normativnoe pravoponimanie na grani dvuh vekov). Izd. 2-e, dop. M., 2005.

4. Dmitriev V.K. Pravovoe gosudarstvo kak bazovyj atribut konstitucionnogo stroya Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. SPb., 2016.

5. Ogneva M.V. Zakonomernosti transformacii pravovogo gosudarstva v teorii i dejstvitel'nosti: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. M., 2012.

100 100

об авторе:

Бредихин Алексей Леонидович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета MВД России email: axel_b@mail.ru

©Бредихин А.Л., 2020

About the author:

Bredihin Alexey L., Candidate in Laws (Research doctorate), Senior Lecturer of History of State and Law, St. Petersburg University of MIA of Russia email: axel_b@mail.ru

Статья получена: 16.05.2020. Статья принята к публикации: 02.11.2020. Статья опубликована онлайн: 16.11.2020.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.