Научная статья на тему 'Проблемы становления лесоохранной авиации в Байкальском регионе (конец 1930-х-1980-е годы)'

Проблемы становления лесоохранной авиации в Байкальском регионе (конец 1930-х-1980-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лесоохранная авиация / тушение лесных пожаров / Байкальский регион / forest service aviation / forest fires extinguishing / Baikal region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашков Константин Иванович

Огромные пространства Байкальского региона заняты лесами, являющимися одним из наших главных богатств. Их сохранение во многом зависит от работы лесоохранной авиации. Именно ее успешное функционирование залог своевременного обнаружения лесных пожаров и их ликвидации. В статье рассматриваются история становления воздушной службы охраны лесов в Байкальском регионе и сопутствовавшие этому проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пашков Константин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The vast territory of Baikal region is covered with forests, which are one of our main wealth. The conservation of our forests mainly depends on the work of forest service aviation. Its successful functioning is a guarantee of timely detection of forest fires and their suppression. The article covers the history and attendant problems of festablishing the forest service aviation in the Baikal region.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления лесоохранной авиации в Байкальском регионе (конец 1930-х-1980-е годы)»

УДК 502.75 К.И. ПАШКОВ

ББК 28.588 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: history@isea.ru

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛЕСООХРАННОЙ АВИАЦИИ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ (КОНЕЦ 1930-х—1980-е годы)

Огромные пространства Байкальского региона заняты лесами, являющимися одним из наших главных богатств. Их сохранение во многом зависит от работы лесоохранной авиации. Именно ее успешное функционирование — залог своевременного обнаружения лесных пожаров и их ликвидации. В статье рассматриваются история становления воздушной службы охраны лесов в Байкальском регионе и сопутствовавшие этому проблемы.

Ключевые слова: лесоохранная авиация, тушение лесных пожаров, Байкальский регион.

K.I. PASHKOV

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: history@isea.ru

PROBLEMS OF ESTABLISHING FOREST SERVICE AVIATION IN BAIKAL REGION (LATE 1930-1980)

The vast territory of Baikal region is covered with forests, which are one of our main wealth. The conservation of our forests mainly depends on the work of forest service aviation. Its successful functioning is a guarantee of timely detection of forest fires and their suppression. The article covers the history and attendant problems of festablishing the forest service aviation in the Baikal region.

Keywords: forest service aviation, forest fires extinguishing, Baikal region.

Успех борьбы с лесными пожарами во многом зависит от работы лесоохранной авиации. Воздушная служба охраны лесов в Байкальском регионе ведет свою историю с 1939 г. Поначалу деятельность авиалесо-охраны носила экспериментальный характер. Охраняемая территория составляла около 8 млн га. Работа проводилась Иркутским и Качугским оперативными отделениями Красноярского лесоавиационного отряда № 3. Патрулирование лесов осуществлялось на двух самолетах По-2. Руководил полетами летнаб В.В. Подольский [2, с. 190]. В 1940 г. был организован Иркутский оперативный авиарайон Красноярского авиаотряда треста лесной авиации Наркомлеса СССР, начальником которого был назначен A.A. Васильев.

Авиарайон охранял леса Иркутской области и Бурят-Монгольской АССР на общей площади 18 271 тыс. га, из которых 15 775 тыс. га занимали леса гослесфонда и 2 496 тыс. га — леса местного значения. Одно авиаотделение обслуживало леса Бурят-Монгольской АССР. На охране в Иркутском авиарайоне в 1940 г. использовалось шесть самолетов По-2, по одному в каждом оперативном отделении. Основной деятельностью оперативных авиаотделений была авиационная охрана лесов от пожаров путем авиапатрулирования при взаимодействии с наземной охраной и местными государственными и общественными организациями. Кроме авиалесных работ, отделениями авиарайона на хоздоговорных началах проводилось обслуживание

© К.И. Пашков, 2011

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

лесосплава, осенне-зимних лесозаготовок и других видов работ. Активная борьба с пожарами не проводилась, так как имевшаяся в Красноярском авиаотряде команда парашютистов в составе 13 чел. работала только в Красноярском регионе. Кроме того, самолеты По-2 могли брать на борт только двух десантников, которые в большинстве случаев не могли тушить пожары своими силами. Обычно они высаживались вблизи населенных пунктов, привлекали в помощь местное население и затем направлялись на ликвидацию пожаров.

В марте 1941 г. на базе Иркутского оперативного авиарайона Красноярского авиаотряда была создана Иркутская лесоавиационная экспедиция, подчинявшаяся непосредственно тресту лесной авиации. Задачи ее были те же — проведение патрулирования лесов в период пожарной опасности в тесном взаимодействии с наземной охраной. Район для обслуживания был значительно расширен, и, кроме охраны лесов Иркутской области и Бурятии, экспедиция охраняла несколько районов Читинской области. Для охраны этой территории было создано 12 оперативных отделений. На основании постановления СНК СССР от 29 июня 1945 г. № 1534 и приказа Народного комиссариата лесной промышленности СССР от 10 июля 1945 г. № 774 приказом по тресту лесной авиации от 25 декабря 1945 г. № 167 Иркутская лесоавиационная экспедиция была реорганизована в Иркутский авиаотряд № 07. Этим же приказом из состава Иркутского авиаотряда были выделены Забайкальский и Якутский авиаотряды.

Постановлением СНК СССР от 29 июня 1945 г. № 1534 наряду с прочими мероприятиями по охране лесов от пожаров предусматривалась активизация борьбы с пожарами путем применения парашютно-десантных сил. В 1945 г. в г. Зиме была организована курсовая база по подготовке летнабов и парашютистов. И в этом же году было подготовлено 13 парашютистов и 6 летнабов для Иркутского авиаотряда, кроме того, готовились специалисты и для других авиаотрядов [2, с. 193]. В 1946 г. парашютистами было произведено 192 тренировочных прыжка, 23 производственных, из них 8 — для тушения пожаров. В 1948 г. Иркутский авиаотряд № 07 треста лесной авиации Наркомлеса СССР был передан Министерству лесного хозяйства СССР.

В связи с ликвидацией треста лесной авиации деятельность подразделений, обслуживавших лесные массивы Забайкальского, Хабаровского и Приморского краевых, Сахалинского областного управлений лесного хозяйства, была прекращена, кадры уволены и распущены. В феврале 1949 г. авиаохрана лесов на территории Сибири и Дальнего Востока была поручена Иркутскому авиаотряду, который насчитывал 11 летнабов и 7 парашютистов. В связи с этим назрела необходимость резко увеличить штат летнабов, и к марту 1949 г. Иркутский авиаотряд имел уже 33 летнаба. В состав авиаотряда входил Иркутский авиарайон из 13 отделений, Забайкальский — из 7 отделений, Читинский — из 5 отделений. В 1949 г. охраняемая авиаотрядом территория составляла 65 920 тыс. га. В 1950 г. авиабаза стала получать средства радиосвязи и частично организовывать свою радиосвязь с авиаотделениями. В 1952 г. Иркутской авиабазой впервые был использован самолет Ан-2, позволявший брать на борт команду парашютистов-пожарных до 8 чел. Из состава парашютистов были подготовлены подрывники, получены взрывматериалы, и в 1953 г. в Казачинско-Ленском районе впервые был применен взрывной метод тушения пожаров. В этом же году для связи с землей было радиофицировано четыре самолета. Связь земли с самолетами могла осуществляться на расстоянии 25-30 км. Кроме лесоохраны, Иркутская авиабаза начала выполнять другие виды работ. Так, в 1954 г. она впервые провела посев семян сосны. С 1955 г. Иркутская авиабаза стала обслуживать только Иркутское управление лесного хозяйства. Было организовано 17 отделений, охраняемая площадь составила 48,5 млн га.

В 1956 г. территория области была разграничена на зоны наземной лесной охраны и авиации. С «Аэрофлотом» был заключен договор на аренду 15 самолетов По-2, 4 самолетов Ан-2 и вертолета Ми-4. Впервые использовавшийся вертолет позволил осуществить доставку рабочих и средств тушения пожаров в такие места, где высадка парашютистов была невозможна из-за отсутствия площадок, пригодных для безопасного приземления, например в горных районах. Стоит отметить, что полеты вертолетов были весьма дорогостоящи. Так, в 1965 г. при тушении четырех крупных пожаров в бассейне

ИзвестияИГЭА. 2011. № 4 (78)

р. Илим, продолжавшемся 15 дней, принимало участие четыре вертолета, стоимость часа работы которых составляла 200 р. В 1969 г. стали применяться новые парашюты и защитные костюмы для прыжков на лес типа «Лесник». Для доставки пожарных к месту тушения пожара с помощью вертолета Ми-8 с 1979 г. использовались спусковые устройства СУ-Р. В этот же год начал применяться принципиально новый способ борьбы с крупными пожарами — осадки, искусственно вызываемые из мощных кучевых облаков. К концу 1960-х гг. парашютная служба Иркутской области выросла до 200 чел., а десантная служба — до 300.

Что касается охраны лесов на территории бассейна оз. Байкал, то к 1976 г. данные лесные массивы охранялись тремя территориальными базами: Иркутской, Забайкальской и Читинской. Наибольшую нагрузку несла Забайкальская авиабаза, которая обслуживала две трети территории. Она состояла из 11 оперативных подразделений, общая охраняемая территория составляла около 12 млн га. Читинская авиабаза включала четыре оперативных подразделения, а охраняемая территория составляла более 5 млн га. Самой маленькой являлась Иркутская авиабаза, состоявшая из двух подразделений

(Иркутского и Байкальского), охранявших от пожаров около 1 млн га лесных площадей.

Следует отметить, что территория охраняемых лесов была распределена неравномерно. Район, обслуживавшийся Баргузин-ским отделением, был сильно вытянут по долине реки, крайняя точка облуживания была удалена от аэродрома на расстояние 240 км [1, с. 53]. Ввиду того что по существовавшим нормам на один летательный аппарат приходилась территория в 1,1 —1,5 млн га, патрулирование лесов представляло собой довольно напряженную работу. Проблемой являлась и доставка людей и спецсредств для тушения пожаров. Лишь два отделения Забайкальской авиабазы и три — Читинской имели по два летательных аппарата, остальные отделения авиабаз имели по одному самолету или вертолету.

Таким образом, уже в конце 1930-х гг. произошло становление авиационной службы по охране лесов. К началу 1980-х гг. деятельность по охране от пожаров лесов бассейна оз. Байкал осуществляли три территориальные авиационные базы. Несмотря на огромные пространства, обслуживаемые лесной авиацией, именно ей принадлежали ведущие позиции в деле обнаружения пожаров и борьбы с ними в Байкальском регионе.

Список использованной литературы

1. Евдокименко М.Д. Авиационная охрана лесов // Охрана лесов от пожаров в бассейне озера Байкал. Красноярск, 1976.

2. Леса и лесное хозяйство Иркутской области. Иркутск, 1997.

Bibliography (transliterated)

1. Evdokimenko M.D. Aviatsionnaya okhrana lesov // Okhrana lesov ot pozharov v basseine ozera Baikal. Krasnoyarsk, 1976.

2. Lesa i lesnoe khozyaistvo Irkutskoi oblasti. Irkutsk, 1997.

ИзвестияИГЭА. 2011. № 4 (78)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.