Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы деятельности Центральной базы авиационной охраны лесов - "Авиалесоохрана"'

Современное состояние и перспективы деятельности Центральной базы авиационной охраны лесов - "Авиалесоохрана" Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
676
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ / АВИАЛЕСООХРАНА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА / ИСДМ-РОСЛЕСХОЗ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНОЙ ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ / АВИАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР АВИАЛЕСООХРАНЫ / AIRBORNE FOREST PROTECTION / AVIALESOOKHRANA / FORESTRY FDS / ISDM-ROSLESHOZ / FEDERAL BACKUP OF THE PARACHUTE FIRE SERVICE / AVIALESOOKHRANA AIRBORNE TRAINING CENTER

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Акбердин В. В.

Представлен краткий обзор состояния отечественной системы авиационной охраны лесов после передачи полномочий по охране лесов от пожаров субъектам Российской Федерации. Приведены основные результаты работы по контролю лесопожарной обстановки и оказанию помощи в тушении лесных пожаров субъектам Российской Федерации, а также по профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов авиационной охраны лесов. Намечены стратегические цели дальнейшего развития системы авиационной охраны лесов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current situation and outlooks of "Avialesookhrana" Central airborne forest protection base

Brief review of domestic airborne forest protection situation after transfer of forest fire protection authorities to the Russian Federation subjects. Key results on forest fire situation control and assistance in forest fire suppression to the Russian Federation subjects as well as professional training and extension of airborne forest protection specialists. Strategic goals for further development of airborne forest protection. Experience of centralized airborne forest protection operation and after its decentralization shows that further development strategy should at establishment of united federal airborne forest protection service to protect forest resource lands against wild fires in airborne forest operation area as well as forest protection in federal specially protected natural territory lands. Whole set of objectives in legislation, funding, staff training arrangement, material technical infrastructure including establishment of aircraft formation for mobile delivery of airborne fire teams, fire suppression explosives, forest fire situation monitoring should be addressed to reach this goal.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы деятельности Центральной базы авиационной охраны лесов - "Авиалесоохрана"»

К 50-ЛЕТИЮ ЖУРНАЛА

УДК 630.432

DOI: 10.24419/LHI.2304-3083.201S.3.02

Современное состояние и перспективы деятельности Центральной базы авиационной охраны лесов -«Авиалесоохрана»

В. В. Акбердин - Центральная база авиационной охраны лесов

«Авиалесоохрана», начальник,

Пушкино, Московская обл., Российская Федерация

Представлен краткий обзор состояния отечественной системы авиационной охраны лесов после передачи полномочий по охране лесов от пожаров субъектам Российской Федерации. Приведены основные результаты работы по контролю лесопожарной обстановки и оказанию помощи в тушении лесных пожаров субъектам Российской Федерации, а также по профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов авиационной охраны лесов. Намечены стратегические цели дальнейшего развития системы авиационной охраны лесов.

Ключевые слова: авиационная охрана лесов, Авиалесоохрана, Федеральная диспетчерская служба лесного хозяйства, ИСДМ-Рослесхоз, Федеральный резерв парашютно-десантной пожарной службы, Авиационный учебный центр Авиалесоохраны

Для ссылок: http://dx.d0i.0rg/10.24419/LHI.2304-3083.2018.3.02

Акбердин, В. В. Современное состояние и перспективы деятельности Центральной базы авиационной охраны лесов - «Авиалесоохрана» [Электронный ресурс] / В. В. Акбердин // Лесохоз. информ.: электрон. сетевой журн. - 2018. - № 3. - С. 12-19. URL: http://lhi.vniilm.ru/

Центральная база авиационной охраны лесов создана 11 июля 1949 г. (распоряжение Совета Министров СССР «Об организации баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства»).

В 1958 г. Министерство лесного хозяйства СССР передало Центральной базе авиационной охраны лесов руководство всеми региональными авиабазами: Дальневосточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Западно-Уральской, Иркутской, Красноярской, Приморской, Северной, Уральской, Якутской. С 1962 по 1998 г. количество баз авиационной охраны лесов возросло до 23.

Централизация всех ресурсов и контроля за авиалесоохранными работами позволила Центральной авиабазе обеспечивать превентивное маневрирование сил и средств в районы с неблагоприятными прогнозами развития лесопожар-ной обстановки и оперативно наращивать силы в случае развития чрезвычайных ситуаций.

В 2006 г., в результате административной реформы, направленной на расширение прав субъектов Российской Федерации, полномочия по охране лесов от пожаров были переданы регионам, что привело к децентрализации системы авиационной охраны лесов. Филиалы Центральной базы авиационной охраны лесов перешли в статус региональных специализированных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. Началось резкое сокращение численности парашютистов-пожарных, десантников-пожарных и летчиков-наблюдателей. С 2007 по 2009 г. межрегиональное маневрирование силами и средствами авиапожарных формирований практически отсутствовало. Налет часов на авиалесоохранные работы сократился до 15 тыс. ч в год, что соответствовало уровню 1940-х гг.

Обнаружить лесной пожар на труднодоступных и удаленных территориях, которые составляют большую часть земель лесного фонда Российской Федерации, можно только с помощью авиации, а осуществлять тушение - только силами авиапожарных команд. Снижение численнос-

В. В. Акбердин

начальник ФБУ «Авиалесоохрана»

ти авиапожарных, сокращение налета часов на авиалесоохранные работы и отсутствие межрегионального маневрирования привели к возрастанию количества и площадей крупных лесных пожаров.

Для оказания регионам помощи в стабилизации лесопожарной обстановки в 2011 г. Федеральным агентством лесного хозяйства создан федеральный резерв парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана».

В 2012 г. для контроля лесопожарной обстановки на базе Авиалесоохраны организована специализированная Федеральная диспетчерская служба (ФДС лесного хозяйства). Информация о лесопожарной обстановке на землях лесного фонда, обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, иных категорий и мерах, предпринимаемых по ее стабилизации, от диспетчерских служб лесничеств поступает в региональные диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, которые передают ее в ФДС лесного хозяйства. Специалисты ФДС лесного хозяйства обеспечивают постоянный сбор, учет, анализ и контроль достоверности данных о лесопожарной обстановке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.

Из ФДС лесного хозяйства информация о ле-сопожарной ситуации может быть направлена в Правительство Российской Федерации, Минприроды России, МЧС России, Федеральное агентство лесного хозяйства, Генеральную прокуратуру, другие федеральные органы власти и службы. Информация, предоставляемая Федеральной диспетчерской службой лесного хозяйства, является основой для выработки управленческих решений Оперативного штаба по охране лесов от

пожаров Рослесхоза и Федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров, который принимает решения, обязательные к исполнению всеми заинтересованными ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность ФДС лесного хозяйства базируется на данных ИСДМ-Рослесхоз (информационной системы дистанционного мониторинга), которая имеет статус федеральной государственной информационной системы. ИСДМ-Рослесхоз интегрирует данные, регистрируемые наземными,

ФДС лесного хозяйства

Тренажер вертолета Ми-8

авиационными, космическими методами наблюдения, метеорологическую информацию, данные регистрации молниевых разрядов, архивную информацию.

Обнаружение очагов горения и лесных пожаров с помощью космических методов позволяет осуществлять оперативное наблюдение за динамикой распространения пожаров и устанавливать пройденную огнем площадь. ИСДМ-Рослес-хоз обеспечивает возможность прогнозирования пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, молниевых разрядов. Возможности системы позволяют составлять предварительную оценку повреждений лесных насаждений от пожаров.

Специалисты ФДС лесного хозяйства осуществляют контроль достоверности сведений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, о лесных пожарах путем сопоставления с данными ИСДМ-Рослесхоз. О фактах расхождения сведений в адрес ведомств направляются извещения о необходимости уточнения данных и предоставления достоверных сведений о лесных пожарах. Помимо этого, проверка достоверности сведений о площади лесных пожаров проводится с использованием данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения.

В 2017 г. данные о площадях лесных пожаров региональных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, и ИСДМ-Рослесхоз не имели расхождений. Наличие объективной информации о масштабах лесных пожаров позволило увеличить объем финансирования на охрану лесов от пожаров в наиболее «горимых» субъектах Российской Федерации.

ФДС лесного хозяйства обеспечивает работу Прямой линии лесной охраны - 8 800 100 94 00. Для ускорения обращения или отправки сообщения на Прямую линию лесной охраны работает мобильное приложение «Береги лес».

В 2016 г. для оперативного реагирования и контроля лесопожарной обстановки на террито-

рии многолесных и «горимых» округов России -Сибирского и Дальневосточного - в Красноярске создан филиал ФБУ «Авиалесоохрана» - Межрегиональный центр Сибирского и Дальневосточного округов.

С целью снижения затрат и повышения оперативности реагирования федеральный резерв парашютно-десантной пожарной службы Авиа-лесоохраны базируется на территории Дальневосточного, Сибирского и Приволжского федеральных округов: в Амурской области, Республике Саха (Якутия), Иркутской области, Забайкальском крае, Республике Бурятия, Красноярском крае, Омской области, Республике Марий Эл.

Решение об оказании помощи регионам в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах силами федерального резерва парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана» принимает Оперативный штаб Рослесхоза или Федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров.

В течение 5 лет, с 2013 по 2017 г., команды федерального резерва оказали действенную помощь в тушении лесных пожаров регионам Сибирского, Дальневосточного, Уральского, Южного, Центрального, Северо-Западного округов. Силами федерального резерва парашютно-десантной пожарной службы Авиалесоохраны самостоятельно и с участием региональных лесо-пожарных сил ликвидировано около 1,5 тыс. лесных пожаров на площади около 3 млн га; не допущен переход огня на более чем 250 населенных пунктов, объектов экономики, в том числе на крупные линии электропередачи, нефте- и газопроводы, аэропорты, хранилища горюче-смазочных материалов. По ситуации на 5 мая 2018 г. силы федерального резерва задействованы в тушении лесных пожаров в Амурской области.

В 2016 г. внесены изменения в законодательство и Авиалесоохране возвращены права на проведение взрывных работ и искусственное вызывание осадков в целях тушения лесных пожаров, которые были прекращены в связи с передачей субъектам Российской Федерации в 2006 г. полномочий по охране лесов.

В 2017 г. эти виды работы были успешно проведены в регионах Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Взрывные работы в целях тушения лесных пожаров проводились на землях лесного фонда Иркутской обл., Республики Бурятия и Забайкальского края, в основном в условиях высокогорной местности, каменистых россыпей и высокой захламленности. Специалистами парашютно-десантной пожарной службы проложены минерализованные полосы для проведения встречного отжига с использованием детонирующего шнура высокой мощности ДШН-80,

«Веер» для искусственного вызывания осадков

Прокладка шлангового заряда

протяженность которого составила 170 км. Общая площадь лесных пожаров, локализованных и ликвидированных с использованием взрывного метода, составила более 17 тыс. га.

В 2017 г. специалисты летно-производствен-ной службы ФБУ «Авиалесоохрана» применили метод искусственного вызывания осадков на территории Иркутской обл., республик Бурятия и Саха (Якутия), Забайкальского края. Работы проводили на основании прогнозных данных Росгидромета с применением специального самолета Ан-26 «Циклон» с подвесным оборудованием

Распил деревьев при тушении

Разбор лесного завала

«Веер» для размещения пиропатронов ПВ-26М, которые содержат йодистое серебро. Проведено 147 воздействий на ресурсную облачность над 102 лесными пожарами, общая площадь которых составила 267,3 тыс. га. В 70% случаев воздействия на ресурсную кучево-дождевую облачность на лесные пожары выпали осадки средней и высокой интенсивности.

Проведение данных работ оказало действенную помощь наземным группировкам в локализации и ликвидации лесных пожаров, в том числе крупных, а также обеспечило снижение уровня пожарной опасности на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Осадки, вызванные искусственным путем, помогли наземной группировке сил в ликвидации лесного пожара в Тун-гиро-Олекминском районе Забайкальского края, представлявшем угрозу селу Тупик.

В составе ФБУ «Авиалесоохрана» работает Авиационный учебный центр. Это единственный в России центр, обеспечивающий подготовку летчиков-наблюдателей и весь цикл подготовки и повышения квалификации в системе парашютно-десантной пожарной службы - от первоначальной подготовки парашютистов-пожарных и десантников-пожарных до повышения квалификации старших инструкторов. Центр активно использует инновационные технологии. Для подготовки летчиков-наблюдателей проводятся занятия на уникальном комплексном тренажере вертолета Ми-8 МТВ.

Программно-аппаратный комплекс тренажера позволяет моделировать сценарии развития лесных пожаров и работу водосливного устройства. Кроме работников системы лесного хозяйства России, подготовку в центре проходят представители других ведомств и стран ближнего зарубежья.

Многолетний опыт работы централизованной системы охраны лесов и опыт работы после децентрализации показывают, что стратегия дальнейшего развития должна быть направлена на создание единой системы авиационной охраны земель лесного фонда от пожаров в зоне осуществления лесоавиационных работ. Не менее

важной является реализация полномочий по выполнению авиационных работ по охране лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Выполнение таких стратегических целей требует решения целого комплекса задач в области законодательства, финансирования, системы подготовки кадров, материально-технического оснащения, в том числе по созданию груп-

пировки ведомственных воздушных судов для мобильной доставки авиапожарных команд, взрывчатых материалов для тушения лесных пожаров, мониторинга лесопожарной обстановки. Это повысит эффективность охраны лесов, а следовательно, позволит снизить и остроту многих экологических, экономических и социальных проблем, связанных с воздействием лесных пожаров.

Список использованной литературы

1. Приказ Министерства лесного хозяйства СССР от 11.07.1949 № 5021 «Об организации баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства».

2. Приказ Министерства сельского хозяйства СССР от 04.02.1958 № 29 «Об изменениях в организации баз авиационной охраны лесов».

3. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред.от 29.12.2017).

4. Приказ Рослесхоза от 06.05.2011 №158 «О создании парашютно-десантной пожарной службы».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 № 687 «Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах».

6. Приказ Рослесхоза от 28.05.2012 № 217 «Об организации работы специализированной диспетчерской службы Федерального агентства лесного хозяйства».

7. Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 №1237 «О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства и в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

References

1. Prikaz Ministerstva lesnogo hozyajstva SSSR ot 11.07.1949 № 5021 «Ob organizacii baz aviacionnoj ohrany lesov i obsluzhivaniya lesnogo hozyajstva».

2. Prikaz Ministerstva sel'skogo hozyajstva SSSR ot 04.02.1958 № 29 «Ob izmeneniyah v organizacii baz avia-cionnoj ohrany lesov».

3. «Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 04.12.2006 №200-FZ (red.ot 29.12.2017).

4. Prikaz Rosleskhoza ot 06.05.2011 №158 «O sozdanii parashyutno-desantnoj pozharnoj sluzhby».

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18.08.2011 № 687 «Ob utverzhdenii Pravil osushch-estvleniya kontrolya za dostovernost'yu svedenij o pozharnoj opasnosti v lesah i lesnyh pozharah».

6. Prikaz Rosleskhoza ot 28.05.2012 № 217 «Ob organizacii raboty specializirovannoj dispetcherskoj sluzhby Federal'nogo agentstva lesnogo hozyajstva».

7. Federal'nyj zakon ot 23.06.2016 № 218-FZ «O vnesenii izmenenij v Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya regulirovaniya lesnyh otnoshenij».

8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.11.2016 №1237 «O vnesenii izmenenij v Polozhenie o Federal'nom agentstve lesnogo hozyajstva i v Polozhenie o Ministerstve prirodnyh resursov i ehkologii Rossijskoj Federacii».

DOI: 10.24419/LHI.2304-3083.2018.3.02

Current Situation and Outlooks of «Avialesookhrana» Central Airborne Forest Protection Base

V. Akberdin - «Avialesookhrana» Central Airborne Forest Protection Base, Director, Pushkino, Moscow region, Russian Federation

Key words: airborne forest protection, Avialesookhrana, forestry FDS, ISDM-Rosleshoz, federal backup of the parachute fire service, Avialesookhrana airborne training center.

Brief review of domestic airborne forest protection situation after transfer of forest fire protection authorities to the Russian Federation subjects. Key results on forest fire situation control and assistance in forest fire suppression to the Russian Federation subjects as well as professional training and extension of airborne forest protection specialists. Strategic goals for further development of airborne forest protection. Experience of centralized airborne forest protection operation and after its decentralization shows that further development strategy should at establishment of united federal airborne forest protection service to protect forest resource lands against wild fires in airborne forest operation area as well as forest protection in federal specially protected natural territory lands. Whole set of objectives in legislation, funding, staff training arrangement, material technical infrastructure including establishment of aircraft formation for mobile delivery of airborne fire teams, fire suppression explosives, forest fire situation monitoring should be addressed to reach this goal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.