ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Э.Д. Гаврилова, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-1-179-181
Аннотация. Автор рассматривает расширение концепции суверенитета за счет такого явления, как технологический суверенитет. Предприняты попытки обосновать необходимость становления и развития технологического суверенитета в Российской Федерации. Автор анализирует подходы к определению технологического суверенитета и выделяет несколько основных его компонентов: субъекты, объекты и институты. Автор рассматривает процесс становления технологического суверенитета на примере института импортозамещения.
Ключевые слова: технологический суверенитет, научно-технические средства, экономический рост, система отечественного программного обеспечения, импортозамещение.
В современном мире активно развиваются различные научно-технические средства и программы, без которых уже невозможно представить себе эффективный процесс производства. Следует отметить, что одним из критериев экономического роста принято считать умение государства эффективно использовать имеющиеся у него ресурсы для повышения производительности труда и улучшения благосостояния населения страны.
Сегодня миропорядок отличается тенденцией к многополярности мира и стремлением каждого государства иметь собственную технологическую независимость от мировых производителей стратегически-важной продукции, обеспечивающей технологический суверенитет государства и его свободное развитие.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности, учрежденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, для защиты национальной безопасности государство осуществляет не только развитие страны в экономической сфере, но и осуществляет охрану суверенитета России [1]. Думается, в современных реалиях необходимой составляющей суверенитета практически каждого государства станет технологический суверенитет, поскольку он призван способствовать эффективному экономическому росту и поддержания не-
зависимости от ввоза иностранных технологий.
В научной литературе под технологический суверенитетом понимается способность государства создавать собственные конкурентоспособные научно-
технические средства, обеспечить научно-техническое развитие и экономический рост [2, с. 137].
До недавнего времени в законодательстве или иных правовых нормах понятие технологического суверенитета практически не раскрывалось, что приводило к различному понимаю данного явления: как независимость государства в научно-технической сфере и иногда как синоним к понятию «импортозамещение», что в корне неправильно.
В Концепции технологического развития на период до 2030 года [3] технологический суверенитет рассматривается как способность государства обеспечивать собственные линии разработок инновационных проектов. При рассмотрении концепции технологического суверенитета и определении механизмов го реализации необходимо обратить внимание на структуру и различные аспекты технологического суверенитета.
В структуре технологического суверенитета можно выделить:
1. Субъекты - те лица и организации, осуществляющие действия по разработке
принципиально новых научно-
технических продуктов, а также внедрение данных объектов в процесс производства, а также государство, которое играет важную роль в процессе обеспечения технологического суверенитета.
2. Объекты - обширная группа инновационных проектов по разработке критических технологий и технологий, связанных с несколькими отраслями экономики.
3. Институты - устоявшиеся отношения между уже указанными субъектами по реализации основных форм технологического суверенитета: научной и практической. Особо важно в аспекте настоящей статьи рассмотреть институт импортозамещения, поскольку он позволяет Российской Федерации сократить зависимость от иностранных технологий.
В Российской Федерации процесс им-портозамещения регулируется в основном отдельными нормативно-правовыми актами. Так, например, Указом Президента РФ от 30.03.2022 № 166 [4] предусмотрено, что с 2025 года органам государства будет запрещено не только закупать, но и использовать иностранное программное
обеспечение (далее-ПО) на объектах информационной инфраструктуры.
Также следует обратить внимание на Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2022 г. № 1478 [5], в соответствии с которыми установлен свод правил, регулирующих закупку иностранного программного обеспечения.
В соответствии с указанными правилами лицо, желающее осуществить заказ на закупку иностранного ПО, должно не только составить заявку в федеральный орган исполнительной власти, но и обосновать неспособность соблюдения запрета на использование иностранного ПО в технологической сфере. На наш взгляд, в Российской Федерации постепенно устанавливается механизм обеспечения технологической независимости, государство устанавливает все больше норм, направленных на достижение технологической независимости.
Таким образом, в Российской Федерации уже предусмотрен комплекс мер, направленных на регулирование института импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Вместе с тем,
требуется конкретизация.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). ст. 5351.
2. Горячева Т.В., Мызрова О.А. Роль и место технологического суверенитета в обеспечении устойчивости экономики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2023. - Т. 23, Вып. 2. - С. 134-145.
3. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года») // СЗ РФ. 29.05.2023. № 22. ст. 3964.
4. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // СЗ РФ.04.04.2022. № 14. Ст. 2242.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2022 г. № 1478 // СЗ РФ. 29.08.2022. N 35. ст. 6108.
PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY IN THE RUSSIAN FEDERATION
E.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. The author considers the expansion of the concept of sovereignty due to such a phenomenon as technological sovereignty. Attempts have been made to substantiate the need for the establishment and development of technological sovereignty in the Russian Federation. The author analyzes approaches to the definition of technological sovereignty and identifies several of its main components: subjects, objects and institutions. The author examines the process of technological sovereignty formation using the example of the institute of import substitution.
Keywords: technological sovereignty, scientific and technical means, economic growth, domestic software system, import substitution.