Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1437
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янковская Елизавета Сергеевна

В статье проведен комплексный анализ технологического суверенитета как одного из ключевых направлений долгосрочного развития России. Рассмотрены подходы к определению понятия и сущности данной научной категории. Обобщена информация о путях реализации стратегии технологического суверенитета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янковская Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY OF RUSSIA: CONCEPT, ESSENCE, STRATEGY AND WAYS OF ITS IMPLEMENTATION

The article provides a comprehensive analysis of technological sovereignty as one of the key directions of Russia’s longterm development. Approaches to the definition of the concept and essence of this scientific category are considered. Information on ways to implement the strategy of technological sovereignty is summarized

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 338.2

технологический суверенитет россии: понятие, сущность, стратегия и пути ее реализации

Янковская Елизавета Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры управления, канд. экон. наук, доцент, e-mail: Liza30ys@gmail.com

В статье проведен комплексный анализ технологического суверенитета как одного из ключевых направлений долгосрочного развития России. Рассмотрены подходы к определению понятия и сущности данной научной категории. Обобщена информация о путях реализации стратегии технологического суверенитета

Ключевые слова: технологический суверенитет; импортозамещение; концепция; стратегия; организационные меры; система показателей

TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY OF RUSSIA: CONCEPT, ESSENCE, STRATEGY AND WAYS OF ITS IMPLEMENTATION

Yankovskaya Elizabeth S.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Management, Candidate of Economic Sciences, Docent, e-mail: Liza30ys@gmail.com

The article provides a comprehensive analysis of technological sovereignty as one of the key directions of Russia's long-term development. Approaches to the definition of the concept and essence of this scientific category are considered. Information on ways to implement the strategy of technological sovereign-ty is summarized

Keywords: technological sovereignty; import substitution; concept; strategy; organizational measures; system of indicators

Для цитирования: Янковская Е.С. Технологический суверенитет России: понятие, сущность, стратегия и пути ее реализации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 76-81.

В современных чрезвычайно сложных геополитических условиях в качестве основного стратегического направления развития экономики России принято достижение и закрепление технологического суверенитета страны. В рамках данной статьи решались задачи анализа понятия и сущности феномена технологического суверенитета России, характеристики его стратегии, определения основных подходов к ее реализации.

Концепция технологического суверенитета отодвинула на второй план возникшую в 2014 г. ориентацию экономики страны на импортозаме-щение. В результате первой волны антироссийских санкций в 2014 г. возникли ограничения в области импорта отдельных критически значимых товаров, что потребовало организации их отечественного производства, т.е. импортозамещения. Правительством РФ было принято распоряжение от 30.09.2014 г. № 1936-р «Об утверждении плана содействия импортозамещению в промышленности» [1]. План был рассчитан на период до 2020 г. и включал 23 отраслевых плана мероприятий в области импортозамещения. Правительство РФ риняло ряд постановлений по вопросам импортозамещения, была создана специальная правительственная комиссия. За период 2015-2018 гг. на цели импортозамещения было направлено 1,6 трлн рублей бюджетных средств.

Однако план импортозамещения был реализован лишь частично, например, по производству

отдельных продуктов питания. Как отмечено в статье ученых - сотрудников Финансового университета при Правительстве РФ, «2020 год - последний для реализации программ по импортозамещению. Политика импортозамещения пока не стала значимым фактором роста производства промышленной продукции» [2]. Представляется затруднительным дать более конкретную оценку ситуации, поскольку материалы мониторинга результатов реализации политики импортозамещения отсутствуют в доступных официальных публикациях Росстата, Правительства РФ и профильных министерств.

В 2022 г. в связи с уходом значительного числа иностранных компаний с внутреннего рынка страны, массированными санкционными ограничениями импорта многих критически значимых товаров и разрывом логистических цепочек жизненно важным для России стало создание эффективных компенсаторных механизмов для сохранения стабильности национальной экономики. Сформировавшаяся в предыдущие годы модель импортозаме-щения не отвечала этим требованиям.

Думается, концепция технологического суверенитета, благодаря своему универсальному характеру и потенциальной способности обеспечить радикальные решения вопросов переустройства экономики страны, наиболее соответствует краткосрочным и долгосрочным экономическим и национальным интересам России.

На состоявшемся 17.06.2022 г. Петербургском международном экономическом форуме

(ПМЭФ-2022) Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении назвал шесть ключевых принципов долгосрочного развития России: в области государственной политики - это принципы открытости и опоры на предпринимательские свободы; в социальной сфере - принцип социальной справедливости; в области экономики - ответственная и сбалансированная политика макроэкономического развития, политика опережающего развития инфраструктуры и сквозной принцип - «достижение настоящего технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов. Нам нужно выстраивать все сферы жизни на качественно новом технологическом уровне и при этом быть не просто пользователями чужих решений, а иметь технологические ключи к созданию товаров и услуг следующих поколений» [3]. Президент подчеркнул, что хотя определенные успехи и достигнуты в импортозамещении -это не панацея и не кардинальное решение, так как нельзя постоянно копировать чужие технологии, чтобы не оказаться в статусе «догоняющих», а надо быть на шаг впереди, работать на опережение.

Для создания новой, основанной на технологическом суверенитете экономики, важен, как отметил Президент РФ, комплекс составляющих:

- поднять на новый уровень инженерное образование;

- эффективно осуществлять внедрение научных разработок в реальную экономику;

- обеспечить устойчивое финансовое положение наиболее перспективных высокотехнологичных компаний;

- стимулировать реализацию стратегии цифро-визации на отраслевом уровне;

- овладевать всеми критически значимыми технологиями.

Все это позволит, если потребуется, быстро организовать производство соответствующих товаров и услуг.

Из такого понимания сущности и путей достижения технологического суверенитета должны исходить и исходят российские институты власти федерального и регионального уровней при регулировании экономики в новых условиях. Однако понятие «технологический суверенитет» требует более тщательного рассмотрения, поскольку существуют разные трактовки содержания данного термина.

В западном мире термин «технологический суверенитет» широко распространен и имеет множество самых различных интерпретаций, достаточно далеких от принятых в России. Отсутствует единое понимание цели и задач политики обеспечения технологического суверенитета. Можно привести несколько примеров. Так, в статье канадских ученых дана следующая классификация трактовок данного термина: «В концепции технологического

суверенитета сложилось два подхода к понятию независимости, контроля и автономности: а) ... возможности неких коллективных общностей (государств, сообществ) в плане самостоятельного инновационного развития и деятельного участия в развитии технологий; б) защищенность конфиденциальных данных отдельных личностей или общностей ...» [4].

Значительное внимание вопросам технологического суверенитета уделяется в современной Европе. В частности, отмечается неоднозначность толкования смысла термина «технологический суверенитет», чаще всего трактуемого как автономия в сфере технологий. Отдельные авторы, например М. Бауэр или Ф. Эриксон, связывают вопрос о технологическом суверенитете с постепенной утратой Европой глобального экономического и геополитического влияния [5].

Все более явной в Европейском союзе (ЕС) становится озабоченность по поводу проблем сохранения конкурентоспособности ЕС на мировых рынках, где лидирующую роль стали играть США и Китай. Для стран Западной Европы особенно важно сохранить свои позиции в таких областях, как микронаноэлектроника, фотоника, искусственный интеллект, современные средства связи и др. [6]. Вопросы технологического суверенитета в ЕС рассматриваются также с позиций обороны, сетевой безопасности, защиты критически важных объектов инфраструктуры. Особенно подчеркиваются сложности в области правовой базы технологического суверенитета из-за огромных масштабов и многообразия объектов технологического суверенитета [7].

Достаточно разнообразны подходы к интерпретации термина «технологический суверенитет» в российской научной школе. Наиболее точной является официально закрепленная формулировка: технологический суверенитет - «это способность государства обеспечить научно-техническое и промышленное развитие для создания и поддержания на своей территории собственных технологий и инфраструктуры, достаточных для того, чтобы гарантировать независимость своей политики, экономики и обороноспособности от иностранных технологий в критических, жизненно важных сферах» [8].

Технологический суверенитет - сложная научная категория. Так, В. Клочков, заместитель гендиректора по стратегии ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»», подошел к раскрытию сущности этого понятия с точки зрения структурных особенностей [9]. В. Клочков определяет содержание технологического суверенитета через критерий единства трех горизонтов планирования. Первый горизонт - дальний - это создание опережающего научно-технического задела, создание научных разработок товаров нового поколения. Второй - «утилитарный» горизонт, в котором в режиме «догоняющего» развития для

удовлетворения текущих нужд осуществляется импортозамещение, при котором создается аналог зарубежного товара. Такой продукт не обладает глобальной новизной. Третий - самый ближний горизонт - состоит в производстве компонентов («винтиков») для импортной техники, уже находящейся у нас в эксплуатации. Примером «ближнего горизонта» может служить необходимость быстро наладить отечественное производство кассетных под-шипников для железнодорожных вагонов из-за ухода их производителя с российского рынка. Вагоностроительные предприятия вынуждены сокращать объемы производства. Из-за нехватки подшипников в июне 2022 г. в простое находилось 1 400 вагонов, в августе - уже 7 500, и это в условиях наращивания грузопотоков в связи с переориентацией внешнеторговых связей на восточное направление.

Представляется, предложенное В. Клочковым видение содержания технологического суверенитета дает наиболее точный ответ на вопрос о соотношении понятий «импортозамещение» и «технологический суверенитет».

Особенность подхода А.А. Афанасьева к формулировке определения технологического суверенитета заключается в том, чтобы увязать его с понятием безопасности. Он считает, что технологический суверенитет - это «достигнутый уровень реальной независимости страны в области науки, техники и технологий, чем обеспечивается беспрепятственная реализация национальных интересов в техносфере с учетом существующих и перспективных угроз» [10]. Трудно не согласиться с упоминанием угроз. Научная категория «технологический суверенитет» по природе своей действительно неотделима от понятия «национальная безопасность» [11]. Однако в целом определение А.А. Афанасьева представляется не вполне удачным: неясно, какой смысл вкладывается в термин «реальная независимость»; обеспечение «беспрепятственной реализации» -малоправдоподобно; слова же об учете угроз в приведенной выше формулировке логически слабо связаны с остальным текстом определения.

По мнению С.В. Ештокина, «технологический суверенитет означает внутреннюю свободу национального правительства и экономических агентов иметь полноценный доступ и свободно распоряжаться принадлежащими им ключевыми технологиями без риска неправомерного вмешательства иностранного субъекта» [12]. Данное определение, по представлению автора, неоправданно сужает контент технологического суверенитета как научной категории.

«Идеальное» представление о технологическом суверенитете заложено в определении, прозвучавшем в выступлении начальника центра подготовки космонавтов С.К. Крикалева на XVII Всемирном Русском Народном Соборе в 2013 г., когда антироссийская политика Запада еще не привела к таким геополитическим потрясениям,

как в наши дни. Сергей Константинович Крикалев сказал: «Технологический суверенитет достигается не самодостаточностью отдельных регионов и стран, а созданием и поддержанием динамического равновесия, где наши партнеры привязаны к нам не меньше, чем мы к ним» [13].

Акцент на прикладные аспекты технологического суверенитета сделан в определении, сформулированном Первым заместителем Председателя Правительства РФ А.Р. Белоусовым: технологический суверенитет - это «поддержание технологического паритета с ведущими странами мира, обладание ключевыми технологиями, определяющими возможность решения стратегических, социально-экономических и оборонных задач» [14].

Отмеченный ранее сквозной характер технологического суверенитета означает его распространение на весь круг социально-экономических систем, процессов, объектов. Как следствие, порождается видовая множественность технологических суверенитетов, различающихся предметным содержанием. Подтверждением тому могут служить представленные в научной литературе определения отдельных видов технологического суверенитета.

Примером интерпретации понятия «технологический суверенитет» на отраслевом уровне может служить сформулированное В. Клочковым определение: технологический суверенитет в авиации и авиастроении - «это способность самостоятельно разрабатывать, производить, эксплуатировать ... номенклатуру авиационной техники, а также инфраструктурные объекты, которые нужны нашей авиации для решения национальных задач» [9]. В. Клочков особо подчеркивает, что технологический суверенитет возможен только при развитой прикладной науке - главном условии разработки новых технологий.

Несмотря на специфику обеспечения технологического суверенитета в каждом конкретном виде экономической деятельности, существуют его общие ключевые принципы, механизмы, критерии. К таковым следует отнести, в частности, необходимость гармоничного взаимодействия власти, бизнеса, науки, гражданского общества. Справедливым является утверждение известного атомного эксперта А. Лосева о важности стратегического подхода к обеспечению технологического суверенитета - «запускать реиндустриализацию экономики, планировать научное и промышленное развитие на десятилетия вперед», рационально использовать те области высоких технологий, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире [15].

Именно такой стратегический подход заложен в активно реализуемых институтами власти мерах в области развития технологического суверенитета. Президентом России подписан перечень поручений Правительству РФ по ключевым концептуальным, организационно-правовым и методическим вопросам формирования технологического суверенитета на национальном, отраслевом и территори-

альном уровнях. До 1 ноября 2022 г. должно быть сформировано определение понятия «технологическая компания» и предусмотрены условия деятельности таких компаний, что позволит эффективно и адресно осуществлять их государственную поддержку. Поручено также внести коррективы в правовую базу основных направлений деятельности компаний в области технологического суверенитета.

До 15 декабря 2022 г. Правительство РФ сформирует и утвердит Концепцию технологического суверенитета России на период до 2030 г. Будут определены механизмы решения стратегических задач, сформированы целевые ориентиры и система количественных показателей для мониторинга и анализа результатов в текущем режиме и поэтапно. Будут в том числе определены меры государственной поддержки институтов инновационного развития отраслей экономики и стимулирования активного участия бизнеса в реализации концепции технологического суверенитета.

К июлю 2022 г. Правительством РФ была разработана дорожная карта достижения технологического суверенитета, которая предусматривает комплекс конкретных мер. В числе первоочередных задач - восстановление разрушенных санкциями технологических цепочек, реинжиниринг функций рыночных институтов на базе цифровых платформ.

Непосредственные действия по достижению технологического суверенитета должны осуществляться главным образом на отраслевом уровне. Так, в сентябре 2022 г. был принят Меморандум о намерениях по вопросам технологического суверенитета строительной отрасли России [16]. Создан предусмотренный Меморандумом консорциум, который станет единой платформой решения вопросов инновационной деятельности, для разработки стратегии и технической политики, для развития прикладных исследований и укрепления взаимодействия науки и производства в отрасли, для обеспечения информационно-аналитической поддержки и прогнозирования, для решения вопросов стандартизации.

Уже в 2023 г. консорциум будет обеспечивать инновационное и высокотехнологичное развитие строительной отрасли с применением механизмов координации и оптимизации деятельности, апробации и внедрения инновационных разработок, эффективного реагирования на потребности бизнеса. Деятельность консорциума чрезвычайно важна, поскольку может обеспечить консолидацию ведомств разного профиля при возникновении острых и трудноразрешимых проблем. Например, из-за ограничений импорта товаров жилищное строительство оказалось перед проблемой отсутствия в стране освоенных месторождений белой глины, необходимой для производства фаянсовой сантехники [17]. Параллельный импорт - не лучшее решение, ибо повышает цены на 30-50 %, и его возможные масштабы ограничены.

В Госдуме 12.07.2022 г. состоялся круглый стол на тему «Обеспечение технологического суверенитета России в АПК». Обсуждались важнейшие стратегически первостепенные вопросы: подготовка и ведение реестра критически значимых для АПК технологий; господдержка главных стратегических направлений развития; эффективное взаимодействие деловых партнеров; приоритеты сквозных проектов (полный цикл работ по созданию инновационного продукта); законодательное обеспечение беспилотной сельхозтехники и лизинговых схем; оперативное создание отраслевых стандартов [18].

Россия вступила в стадию реализации мер по развитию технологического суверенитета. В этой связи по важнейшим направлениям государственного регулирования социально-экономических отношений требуется актуализация правовых, организационных, методологических норм, правил, механизмов, инструментов. Например, на всех уровнях - от Правительства РФ до фирм и корпораций - формируется новый подход к стандартам, определяющим качество товаров и услуг, что имеет решающее значение в реализации стратегии технологического суверенитета. К декабрю текущего года в федеральных министерствах будут учреждены должности заместителей министра по научно-техническому развитию, под руководством которых будут сформированы отраслевые центры компетенций.

Одним из частных, но актуальных методологических вопросов является создание организационно-методических основ мониторинга создания технологического суверенитета России. Такой мониторинг обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение деятельности по управлению данным процессом.

Росстат систематически осуществляет актуализацию форм федерального статистического наблюдения в ключевых сферах экономики. Отдельные новые утвержденные формы содержат информацию о некоторых процессах, связанных с технологическим суверенитетом. К их числу относятся:

- форма наблюдения за реализацией Федерального проекта «Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий» (Приказ Росстата от 28.09.2022 № 661 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за реализацией федерального проекта «Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий»») [19];

- форма наблюдения за использованием цифровых платформ (Приказ Росстата от 22.08.2022 № 583 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения

за использованием цифровых платформ») [20];

- официальная статистическая методология расчета показателя «Ненефтегазовый валовой внутренний продукт РФ» (Приказ Росстата от 01.07.2022 № 482 «Об утверждении Официальной статистической методологии расчета показателя «Ненефтегазовый валовой внутренний продукт Российской Федерации»») [21];

- форма наблюдения за деятельностью малых предприятий сфере науки и использования цифровых технологий (Приказ Росстата от 04.05.2022 № 300 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального наблюдения за деятельностью малых предприятий в сфере науки и использования цифровых технологий») (ред. от 01.06.2022) [22].

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (далее - Минциф-ры РФ) осуществляет сбор данных по формам федерального и формам ведомственного статистического наблюдения, часть которых характеризует процесс создания технологического суверенитета России. Приказ Минцифры от 18.11.2020 № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»» имеет непосредственное отношение к обеспечению технологического суверенитета [23].

В настоящее время Правительство РФ обеспечивает формирование базовой системы показателей технологического суверенитета России, которая должна быть создана уже к концу 2022 г. В этой связи позволим себе высказать некоторые соображения по структуре этой системы показателей. Показатели должны охватывать три иерархических уровня - федеральный, отраслевой и территориальный. Необходимо комплексно использовать разные виды показателей: абсолютные и относительные; высоко интегрированные, частные интегрированные, локального характера; характеристики текущего состояния и временные ряды; элементарные параметры и математические модели; фактические, прогнозные и целевые значения основных параметров.

На основе проведенного выше анализа феномена «технологический суверенитет России» могут быть сделаны следующие основные авторские выводы:

- в мировой и российской науке и практике отсутствует единое общепринятое определение понятия «технологический суверенитет». Объективно это обусловлено неоднозначностью его целей и задач, условий и механизмов обеспечения не только в разных странах мира, но и в отдельные периоды времени, в отдельных сферах экономики в одной и той же стране;

- ключевыми составляющими сущности технологического суверенитета являются его сквозной характер, стратегическая направленность, органичная связь с национальной безопасностью. Достижение технологического суверенитета

возможно только при условии гармоничного взаимодействия, взаимопонимания, доверия и партнерства институтов власти, бизнеса, науки, гражданского общества;

- предусматривается долгосрочный горизонт планирования (до 2030 г.) развития технологического суверенитета России. Структурными элементами стратегии технологического суверенитета являются: кадровое, финансовое, правовое, информационное обеспечение; инновационные научно-технические разработки и их эффективное внедрение; специализированные программы развития технологического суверенитета применительно ко всем сферам жизни; сквозная цифровизация как первооснова технологического суверенитета России.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2014 г. № 1936-р «Об утверждении плана содействия им-портозамещению в промышленности». URL: https:// a-cso.ru/media/prikaz-600-ot-18.11.2020.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

2. Васильева О.Н., Шаркова А.В., Ахметшина Л.Г. Им-портозамещение в России: что удалось заместить отечественными товарами? Электронный журнал «Оценка инвестиций». URL: https://dzen.ru/ media/esm_invest/importozamescenie-v-rossii-chto-udalos-zamestit-otechestvennymi-tovarami-5e7f541 bd421bb7d8627a0aa (дата обращения: 21.10.2022).

3. Стенограмма пленарного заседания Петербургского международного экономического форума. URL: https://rg.ru/2022/06/17/stenogramma-o-chem-rasska zal-vladimir-putin-na-plenarnom-zasedanii-pmef-2022. html?ysclid=l9lrron136783145146 (дата обращения: 22.10.2022).

4. Couture S., Toupin S. What does the notion of «sovereignty» mean when referring to the digital? URL: https://iorj.hse.ru/en/2020-15-4/416597980.html?yscl id=l9lrt9ipoa677038057 (дата обращения: 21.10.2022).

5. Bauer M., Erixon F. Europe's Quest for Technology Sovereignty: Opportunities and Pitfalls. URL: https:// ecipe.org/publications/europes-technology-sovereignty/ (дата обращения: 22.10.2022).

6. Key enabling technologies for Europe's technological sovereignty. European Parliamentary Research Service.

2021. URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/ en/document/EPRS_STU(2021)697184 (дата обращения: 22.10.2022).

7. Fahey E., Poli S.The strengthening of European technological sovereignty and its legal bases in the Treaties. (City Law School Research Paper 2022/08). London, UK. URL: https://openaccess.city.ac.uk/id/ eprint/28346/ (дата обращения: 22.10.2022).

8. Кротова М.В. Возможности методологии системного анализа применительно к разработке стратегии обеспечения технологического суверенитета России // Россия: тенденции и перспективы развития.

2022. № 17-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-metodologii-sistemnogo-analiza-primen itelno-k-razrabotke-strategii-obespecheniya-tehno

logicheskogo-suvereniteta-rossii?ysclid=l9lsizkd uo672079335 (дата обращения: 22.10.2022).

9. Суверенитет сначала в мозгах, а потом в технологиях. 2022. Электронный журнал «Стимул» URL: https://stimul.online/articles/interview/suverenitet-snachala-v-mozgakh-a-potom-v-tekhnologiyakh/ (дата обращения: 22.10.2022).

10. Афанасьев А.А. «Технологический суверенитет» как научная категория в системе современного знания // Экономика предпринимательства и права. 2022. Том 12. № 3. С. 2377-2394.

11. Янковская Е.С. Система национальной безопасности и международная миграция // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2014. № 4 (25). С. 79-84.

12. Ештокин С.В. Сквозные технологии цифровой экономики как фактор формарования технологического суверенитета страны // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 3. С. 1301-1314. URL: https://1economic.ru/lib/116193 (дата обращения: 22.10.2022).

13. Космонавтика и технологический суверенитет России. 2013. URL: https://texnomaniya.ru/nauka/ kosmonavtika-i-tekhnologicheskijj-suverenitet-rossii. html (дата обращения: 22.10.2022).

14. Технологический суверенитет - план действий. 2022. URL: https://dzen.ru/media/id/622f21473658256 318bec116/tehnologicheskii-suverenitet--plan-dei stvii-62dc3f178a00c02c1832bad6 (дата обращения: 22.10.2022).

15. Лосев А. Ядерная энергетика и технологический суверенитет. Совет по внешней и оборонной политике. 2018. URL: http://svop.ru/main/26081/ (дата обращения: 22.10.2022).

16. Официальный сайт Минстрой России. В России будет создан Консорциум по выработке технической и инновационной политики в области строительства. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/ v-rossii-budet-sozdan-konsortsium-po-vyrabotke-tekhnicheskoy-i-innovatsionnoy-politiki-v-oblasti-str/ (дата обращения: 23.10.2022).

17. Импортозамещение в строительстве: о чем думает государство, что предпринимает бизнес, чем делятся специалисты. Ведомости. 11.10.2022 г. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2022/10/11/

importozameschenie-v-stroitelstve-o-chem-dumaet-gosudarstvo-chto-predprinimaet-biznes-chem-delyatsya-spetsialisti (дата обращения: 22.10.2022).

18. Официальный сайт Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам. URL: http://komitet2-20. km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/28486204?ysc lid=layff5nhjf599149962 (дата обращения: 22.10.2022).

19. Приказ Росстата от 28.09.2022 № 661 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за реализацией федерального проекта «Новая атомная энергетика, в том числе малые атомные реакторы для удаленных территорий»» URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427760/2ff7 a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 23.10.2022).

20. Приказ Росстата от 22.08.2022 № 583 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за использованием цифровых платформ» URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_424937/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb 1ddafdaddf518/ (дата обращения: 23.10.2022).

21. Приказ Росстата от 01.07.2022 № 482 «Об утверждении Официальной статистической методологии расчета показателя «Ненефтегазовый валовой внутренний продукт Российской Федерации»» URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_422578/ 12392ff7c924763b263787a15c39394557234f83/?ysclid=l ayfpms5an911761009 (дата обращения: 23.10.2022).

22. Приказ Росстата от 04.05.2022 № 300 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального наблюдения за деятельностью малых предприятий в сфере науки и использования цифровых технологий» (ред. от 01.06.2022) URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_416505/?ysclid=layfrmog nq305616811 (дата обращения: 23.10.2022).

23. Приказ Минцифры от 18.11.2020 № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация"» URL: https://a-cso.ru/ media/prikaz-600-ot-18.11.2020.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.