Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янковская Елизавета Сергеевна

В статье раскрывается новый характер связи категорий «цифровизация» и «технологический суверенитет». Рассмотрен вопрос об их числовом измерении и предложен принцип структурирования системы показателей технологического суверенитета. На основе данных официальной статистики дана оценка современного состояния сектора информационно-коммуникационных технологий как необходимой предпосылки обеспечения технологического суверенитета России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AND TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY OF RUSSIA

The article reveals the new nature of the relationship between the categories of «digitalization» and«technological sovereignty». The question of their numerical measurement is considered and the principle of structuring the system of indicators of technological sovereignty is proposed. On the basis of official statistics, an assessment of the current state of the information and communication technology sector is given as a necessary prerequisite for ensuring Russia’s technological sovereignty

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ»

УДК 330.34

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ

Янковская Елизавета Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры управления, канд. экон. наук, доцент, e-mail: [email protected]

В статье раскрывается новый характер связи категорий «цифровизация» и «технологический суверенитет». Рассмотрен вопрос об их числовом измерении и предложен принцип структурирования системы показателей технологического суверенитета. На основе данных официальной статистики дана оценка современного состояния сектора информационно-коммуникационных технологий как необходимой предпосылки обеспечения технологического суверенитета России

Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; технологический суверенитет; цифровой суверенитет; безопасность; Евразийский экономический союз

DIGITALIZATION AND TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY OF RUSSIA

Yankovskaya Elizaveta S.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Management, Candidate of Economic Sciences, Docent, e-mail: [email protected]

The article reveals the new nature of the relationship between the categories of «digitalization» and «technological sovereignty». The question of their numerical measurement is considered and the principle of structuring the system of indicators of technological sovereignty is proposed. On the basis of official statistics, an assessment of the current state of the information and communication technology sector is given as a necessary prerequisite for ensuring Russia's technological sovereignty

Keywords: digitalization; digital transformation; technological sovereignty; digital sovereignty; security; Eurasian economic union

Для цитирования: Янковская Е.С. Цифровизация и технологический суверенитет России // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2023. № 1 (85). С. 81-85.

В стремительно меняющемся мире устоявшиеся научные парадигмы зачастую требуют новой интерпретации, нового понимания системных связей либо их прямого пересмотра. Так, казалось бы, незыблемые положения теории цифровизации и механизмов ее реализации требуют существенной корректировки в новых условиях, когда действуют массированные санкции коллективного Запада. К таким выводам приводит анализ данных оперативной статистики, ряда нормативных документов, текущей информации ведомств и высказываний представителей институтов власти. На эти проблемы указывают также в своих трудах российские ученые.

В статье в обобщенном виде представлена наиболее существенная информация, раскрывающая особенности цифровизации в условиях новой реальности, а также показана роль цифровизации экономики в решении задач по обеспечению технологического суверенитета России.

Следует отметить, что исследователи с некоторой осторожностью подходят к вопросу об оценке кардинальных сдвигов в концептуальных основах цифровизации экономики. Так, С.В. Ештокин, исследовавший проблему соотношения цифровиза-ции и технологического суверенитета, отмечает лишь необходимость «активизации цифрового

потенциала Российской Федерации» и «увеличения инвестиционных вложений в развитие экономики со стороны государства» [1].

В сложившейся напряженной и сложной политико-экономической ситуация для принятия взвешенных и оптимальных решений исключительно важны глубокое понимание наших возможностей и потенциальных рисков, поддержание разумного баланса между текущими задачами и стратегическими целями. В этой связи возрастает значимость достоверной своевременной информации о реальных процессах, факторах, взаимодействиях в ключевых сегментах российской экономической системы.

Нельзя не обратить внимания на противоречивость перспектив цифровизации экономики России. С одной стороны, введенные Западом беспрецедентные ограничения статуса России на мировых рынках порождают риски снижения темпов цифровизации экономики России. Вследствие санкционного давления затруднен импорт ряда критически значимых для цифровизации высокотехнологичных товаров. С другой стороны, именно «переход на цифру» должен происходить в опережающем режиме, так как цифровизация является ключевым звеном в решении жизненно важной задачи - обеспечении технологического

суверенитета России.

По определению В. Фальцмана, под технологическим суверенитетом «понимается способность того или иного вида экономической деятельности обеспечить народное хозяйство своей продукцией надлежащего качества...» [2, с. 84]. Данное определение было сформировано в 2018 г. и не могло тогда учитывать особенностей проблем технологического суверенитета, актуального для второй половины 2022 - начала 2023 гг. Характеристики технологического суверенитета не могут ограничиваться конкретным видом экономической деятельности, а должны также включать единую оценку по экономике в целом. Применительно к вопросу о соотношении цифровизации и технологического суверенитета важно учитывать, что второе понятие - более широкое, чем первое.

Для прояснения текущей ситуации необходимо оценить весь комплекс условий и факторов цифровой трансформации экономики в современных условиях как важнейшей предпосылки обеспечения технологического суверенитета России. Еще до возникновения современного острейшего противостояния России и коллективного Запада ученые акцентировали внимание на особой значимости цифровизации и цифрового суверенитета. Так, в 2020 г. С.В. Володенков писал: «И в случае отсутствия возможности обеспечения собственного цифрового суверенитета современное государство сталкивается с существенными угрозами и рисками, связанными не только с дестабилизацией национальных политических и экономических систем, но и в целом со стратегическим поражением в глобальном противостоянии с технологически развитыми противниками, потерей независимости уже не только в цифровой сфере» [3].

Как отмечает С.В. Володенков, цифровые технологии примечательны тем, что сами по себе становятся одним из базовых стратегических ресурсов государства и важнейшим средством обеспечения лидерства в геополитическом противостоянии. Следовательно, цифровой суверенитет становится необходимой гарантией независимости и суверенитета государства. Развитие событий в 2022 г. показало излишнюю оптимистичность С.В. Володенкова, полагавшего, что основанное на применении цифровых технологий экономическое противостояние государств способно заместить собой противостояние военное.

Особая актуальность проблем технологического и цифрового суверенитета в современной России порождает необходимость более глубокого осмысления сущности этих понятий. Феномен суверенитета в его общем понимании имеет свои специфические толкования в рамках экономики, социологии, права, философии, политологии. Считается, что носителями суверенитета выступают государство, общество, народ, территории, институты власти, которым суверенитет обеспечивает возможность полноценного выполнения их

общественно значимых функций.

В современных условиях понятие суверенитета наиболее значимо в таких его проявлениях, как государственный (национальный) суверенитет, политический суверенитет, технологический суверенитет, цифровой суверенитет. Применительно к последнему возникает понятие цифрового коммуникационного пространства, которое может быть идентифицировано в рамках государства, страновых блоков, на глобальном уровне. Цифровое коммуникационное пространство подвержено ряду рисков, что требует соответствующего обеспечения безопасности. Безопасность должна обеспечиваться как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Особыми источниками рисков для национального суверенитета являются глобальные информационно-коммуникационные сервисы, функционирующие в наднациональном режиме и способные совершать извне цифровые интервенции вне зависимости от государственных границ и др.

В условиях, когда коллективный Запад всячески стремится изолировать Россию от мирового сообщества во всех сферах международных связей, особенно значимо сохранение и углубление разносторонних взаимодействий с дружественными странами. Наиболее тесные связи существуют у России в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2016 г. была начата работа по формированию комплексной цифровой повестки создания единого цифрового пространства ЕАЭС к 2025 г. Данный многообещающий проект был связан с ожиданиями таких результатов цифровой трансформации, как появление «инновационных производств, новых видов услуг, новых рабочих мест и роста эффективности межстрановых взаимодействий», высокие темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности, рост народного благосостояния [4].

Дивиденды от реализации цифровой повестки ЕАЭС к 2025 г. планировались в следующих размерах (млрд долларов США): от устранения правовых барьеров - 42,3; от цифровизации госзакупок - 1,6; от госуслуг «открытого правительства» - 1,3; от трансграничных электронных услуг -0,5 [4, с. 3]. В результате совместного труда Евразийской экономической комиссии ЕАЭС и экспертов всемирного банка были определены основные направления работ по созданию цифрового пространства. Этими направлениями являлись: активизация процесса экономической интеграции; формирование благоприятной среды для реализации цифровых инициатив во всех секторах экономики и социальной сфере; создание общей цифровой инфраструктуры и цифровых платформ; цифрови-зация ключевых отраслей экономики и региональных рынков. Основными механизмами реализации проекта являются: формирование общей нормативно-правовой базы; государственно-частное партнерство; создание цифровых экосистем.

В 2017 г. Высший евразийский экономический

совет ЕАЭС своим решением утвердил документ «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [5]. Ожидаемый экономический эффект от реализации цифровой повестки оценивался в 11 % дополнительного прироста совокупного ВВП государств - членов ЕАЭС. Рост занятости в отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ожидался в пределах цифрового пространства ЕАЭС на 86,4 % к 2025 г., что должно было обеспечить дополнительный рост общей занятости на 2,46 %. На 74 % ожидалось дополнительное повышение экспорта услуг ИКТ.

Реализацию цифровой повестки ЕАЭС планировалось осуществлять в три этапа:

- первый этап (2017-2019 гг.) - моделирование процессов цифровой трансформации и запуск приоритетных проектов;

- второй этап (2020-2022 гг.) - создание институтов цифровой экономики и цифровых активов;

- третий, завершающий этап (2023-2025 гг.) -формирование цифровых экосистем в масштабах ЕАЭС, государств, отраслей экономики.

В целях контроля за ходом реализации цифровой повестки осуществляется мониторинг процессов, основными индикаторами которого являются:

- вклад цифровой экономики в ВВП;

- занятость в цифровой экономике;

- рост производительности труда в приоритетных отраслях и поддержки выхода на общий рынок за счет цифровизации;

- процент применения цифровых каналов в общем экспорте и в экспорте цифровых товаров и услуг.

Очередной шаг в регулировании процессов цифровизации на экономическом пространстве ЕАЭС был сделан в 219 г. Решением Евразийского межправительственного совета от 09.08.2019 № 7 «О Концепции трансграничного информационного взаимодействия» предлагаемая Концепция трансграничного информационного взаимодействия была утверждена [6]. Данным документом определялся порядок информационного взаимодействия юридических лиц государств - членов ЕАЭС; были установлены механизмы взаимодействия и правила идентификации субъектов электронного взаимодействия.

По оценке И.М. Поповой, к 2021 г. «...проектная часть повестки медленно, но реализуется. Другие предусмотренные механизмы требуют гораздо большего уровня гармонизации, к которому руководители государств - членов ЕАЭС по разным, в том числе вполне объективным, причинам пока не готовы. . Приоритетом для России должно быть разрешение противоречия между принципом главенства суверенитета и развитием интеграции» [7].

Отдельные результаты реализации цифровой повестки, достигнутые странами ЕАЭС к 2020 г., опубликованы в документах Евразийской экономической комиссии. По доле сектора

информационных технологий и связи в объеме ВВП страны в 2020 г. лидером являлась Беларусь (7,1 %), вторую позицию по данному показателю занимала Армения (3,84 %). В остальных государствах ЕАЭС показатель составил: в России - 2,5 %, в Кыргызстане - 2,7%, в Казахстане - 2,4 %. Во всех государствах - членах ЕАЭС наблюдается рост доли цифровых услуг в объеме экспорта и импорта. Доля высокотехнологичных товаров в объеме экспорта в 2020 г. была наиболее высокой у Казахстана и самой низкой у Кыргызстана. Если в странах ЕАЭС данный показатель не превышал 5 %, то в странах-лидерах он составил: почти 30 % у Китая, 10 % у США. В целом доля высокотехнологичных товаров в мировой торговле в 2020 г. составила 23 %, что свидетельствует о существенном отставании государств - членов ЕАЭС от наиболее развитых стран мира [8]. Для преодоления такого разрыва необходимы меры, обеспечивающие опережающие темпы развития цифровых технологий и высокотехнологичного сектора экономики в целом.

Создание в России единого цифрового информационного пространства предусмотрено указом Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [9, п. а) ст. 45]. Указом также определены функции формируемой единой цифровой информационно-аналитической платформы стратегического управления Российской Федерацией [9, ст. 46]. Данная платформа призвана функционировать как информационно-аналитическая система, осуществляющая мониторинг состояния национальной безопасности и ее связи с развитием социально-экономической сферы страны.

Вопросы обеспечения технологического суверенитета непосредственно связаны с проблемами информационной безопасности в самом широком смысле этого понятия. Традиционно под информационной безопасностью понимают защищенность от несанкционированного доступа к информации, от повреждения информации и программного обеспечения и т.п.

Наряду с этим, стремительно нарастают угрозы, которые несет жесткое информационное давление западного блока стран на Россию. Оно ведется с применением всех возможных цифровых технологий. Особенно велики угрозы, которые несут такие виды искусственного интеллекта, как самообучаемые нейронные сети. Изощренные каналы связи и специализированные программы используются относительно каждой специфической группы населения - школьников, студентов, профессионалов разных сфер и разного уровня компетенций. Такими способами снижается качество главного ресурса в сфере разработки высоких технологий - кадрового потенциала. Человек с дефицитом чувства патриотизма, с моральными и нравственными изъянами, сколь бы ни была высока

его профессиональная квалификация, не способен полноценно участвовать в создании новой технологической базы российской экономики.

Особое значение для данного процесса имеет Межведомственная комиссия, создаваемая в соответствии с Указом Президента РФ от 14.04.2022 № 203 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». В Положении о данной Комиссии определен круг ее функций в области обеспечения технологической независимости информационной инфраструктуры: анализ уровня и эффективности обеспечения технологической независимости; мониторинг угроз развитию информационных технологий и координация деятельности по обеспечению их безопасности; участие в разработке вопросов планирования, правового регулирования, государственной политики и государственных программ; научно-технического обеспечения технологического суверенитета [10].

Наиболее полное, конкретное представление о содержании технологического суверенитета и путях его достижения дает перечень поручений Президента РФ по итогам состоявшегося 18.07.2022 г. заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Одним из наиболее значимых итогов было поручение Правительству до 15.12.2022 г. «разработать и утвердить концепцию технологического развития на период до 2030 года» [11]. В концепции будут сформулированы цели и задачи технологического развития, механизмы их достижения, статистические показатели для оценки результатов. На совещании, которое Андрей Белоусов провёл 23 января 2023 г. с экспертным сообществом и представителями профильных ведомств, было постановлено: «Концепцию технологического развития России до 2030 года планируется утвердить в марте текущего года» [12]. Непосредственно в области цифровизации Президентом РФ дано поручение по введению новых и уточнению действующих стратегических направлений цифровой трансформации. Конечным результатом должно стать распространение циф-ровизации на все отрасли экономики. Будет сформирована система целевых показателей цифровиза-ции. Должны быть обеспечены: единая методология в использовании цифровых платформ; создание сквозных технологических решений; преодоление зависимости от иностранного программного обеспечения. Предусматривается ряд мер по подготовке кадров для 1Т-сферы и высокотехнологичных производств, а также меры по совершенствованию информационной инфраструктуры.

Непременным условием реализации целей цифровизации экономики и обеспечения технологического суверенитета является мониторинг этих процессов, для чего необходимы соответствующие системы числовых показателей. Если

для оценки цифровизации уже существуют показатели, которые следует лишь актуализировать, то специализированную систему показателей технологического суверенитета еще только предстоит создать. В отдельных трудах российских ученых уже предпринимаются попытки в данном направлении.

Заслуживает внимания методическая разработка В. Фальцмана, предложившего индикатор технологического суверенитета. Он определяется для отдельных продуктовых групп как отношение чистого экспорта (экспорт минус импорт) к внешнеторговому обороту (экспорт плюс импорт), выраженное в процентах. Данный коэффициент может принимать значения от минус 100 до плюс 100 [2, с. 85]. Достоинства показателя: наличие исходной информации в материалах официальной статистики, легко вычисляется и интерпретируется, является существенной частной характеристикой технологического суверенитета. К сожалению, В. Фальцман рассматривает данный индикатор автономно, не упоминает о возможности/необходимости системы показателей технологического суверенитета, не оценивает его место в ней.

Думается, для мониторинга состояния технологического суверенитета необходима система показателей, включающая абсолютные и относительные величины. Так, система показателей должна включать четыре блока характеристик, которые ориентированы: на общую оценку по национальной экономике, на использование параметров по внешней торговле, по потреблению и по производству. Для количественных характеристик соотношения цифровизации и технологического суверенитета в будущем следует применять индикаторы первого из названных четырех блоков показателей. Пока же такой анализ невозможен из-за отсутствия опубликованных показателей технологического суверенитета; и ученые, и специалисты вынуждены ограничиться оценками уровня цифровизации по состоянию на 2020 г.

Как следует из материалов официальной публикации, успехи в сфере цифровизации, несомненно, имеют место, но существенный прорыв пока не достигнут. Перспективы достаточно оптимистичны, так как предпосылки для этого имеются, что подтверждается материалами опубликованного в 2022 г. статистического сборника [13].

Материалы данного сборника показывают, что по состоянию на 2020 г. в России доля специалистов по информационно-коммуникационным технологиям среди занятого населения составила 2,5 %. Это существенно меньше, чем в ведущих странах Западной Европы (Великобритания - 5,6 %, Германия - 4,9, Франция - 4,5 %). Характерно, что российские специалисты по ИКТ резко отличаются от западных доминированием лиц молодого возраста. В России в данной сфере доля лиц моложе 40 лет достигала в 2020 г. 67,4 %. Для сравнения, доля специалистов по ИКТ моложе 35 лет составила:

в России - 50,0 %; в Великобритании - 35,0 %; в Германии - 38,6 %; во Франции - 36,3 %.

Россия интенсивно наращивает подготовку кадров в области ИКТ. Например, в 2020 г. их выпуск (бакалавры, выпускники специалитетов, магистры) составил 42,2 тыс. человек, или 5,0 % от общего числа выпускников вузов. В Великобритании данный процент составил лишь 3,8 %, в США - 4,5%.

Косвенной характеристикой потенциальной степени готовности сектора ИКТ к активному движению в направлении обретения технологического суверенитета можно считать следующие данные. В структуре сектора ИКТ доминируют два вида экономической деятельности - деятельность в сфере телекоммуникации и информационных технологий. На производство ИКТ приходилось в 2020 г. 16,0 % занятых, 9,1 % - в валовой добавленной стоимости и только 0,7 % - в объеме инвестиций в основной капитал. Очевидно, что для обретения технологической независимости потребуются существенные сдвиги в инвестиционной составляющей процесса цифровизации.

Россия пока явно отстает от стран-лидеров по масштабам участия сектора ИКТ в экономике страны; его процент в валовой добавленной стоимости в 2020 г. составил: в России - 3,1 %, в Великобритании - 5,6 %, в Германии - 5,2 %. По доле в численности занятых, соответственно: 1,9 %; 3,6 %; 2,9 %.

В 2020 г. в России экспорт товаров ИКТ составил 1 829 млн долларов США, а импорт -24 225 млн долларов. Вычисленный на основе этих данных индикатор технологического суверенитета В. Фальцмана равен минус 86 %. Это означает, что уровень технологического суверенитета близок к предельному минимуму, т.е. к минус 100 %. В период проведения специальной военной операции на Украине импорт товаров ИКТ резко сократился из-за санк-ционных ограничений. Активная политика импор-тозамещения и развитие параллельного импорта высокотехнологичной продукции призваны постепенно восстановить и развивать процесс цифрови-зации экономики России, продвигаться в реализации стратегии технологического суверенитета.

Таким образом, в изменившихся геополитических условиях возникли новые соотношения категорий «цифровизация» и «технологический суверенитет». В области цифровизации как важнейшей предпосылки обеспечения технологического суверенитета России существует ряд проблем, требующих своего решения. Недостаточен уровень развития ИКТ-сектора. Остается нерешенным вопрос о системе показателей технологического суверенитета, который целесообразно структурировать с учетом таких составляющих, как внешняя торговля, производство, потребление товаров ИКТ.

Библиографический список:

1. Ештокин С.В. Сквозные технологии цифровой

экономики как фактор формирования техно-

логического суверенитета страны // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 3.

2. Фальцман В.К. Технологические суверенитеты России. Статистические измерения // Современная Европа. 2018. № 3. С. 83-91.

3. Володенков С.В. Феномен цифрового суверенитета современного государства в условиях глобальных технологических трансформаций: содержание и особенности // Журнал политических исследований. Том 4. № 4. 2020. С. 3-11.

4. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Обзор. Группа Всемирного банка, ЕЭК. URL: https:// eec.eaeunion.org/upload/directions_files/a34/a34a8a32 2ff61b3e9fba79b3006213c0.pdf.

5. Решение Высшего Евразийского экономический совет ЕАЭС от 11.10.2017 № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282472/ ec5d0374ed5a5d6d21e71970cc31a06a522bffd0/?ysclid=l ebpj007vm21631433

6. Решением Евразийского межправительственного совета от 09.08.2019 г. № 7 «О Концепции трансграничного информационного взаимодействия» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 331379/?ysclid=ldlc42tbv8681852565

7. Попова И.М. Проблемы реализации цифровой повестки ЕАЭС // Вестник международных организаций. 2021. Т. 16. № 1. С. 127-141.

8. Аналитический доклад «О макроэкономической ситуации в государствах - членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития» // ЕЭК ЕАЭС. М. 2021. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/ medialibrary/284/Analytical_report_-2021.pdf.

9. Указ Президента РФ от 08.11.2021 г. № 633 «Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202111080023?ysclid=l9122pu f1z841743096

10. Указ Президента РФ от 14.04.2022 № 203 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Совет Безопасности РФ. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022041 40035?ysclid=l91243kake286814497

11. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/405138525/?ysclid=l911qxddum574033955

12. Андрей Белоусов: Концепцию технологического развития России до 2030 года планируется утвердить в марте текущего года. URL: http://government.ru/ news/47595/

13. Цифровая экономика: 2022. Краткий статистический сборник. М. НИУ ВШЭ. 2022. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.