Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 132-138. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 6. P. 132-138.
Научная статья УДК 338.45
https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.18
Развитие методических инструментов оценки эффективности промышленных систем, адекватных стадиям становления технологического суверенитета
Фарида Фидаиловна Галимулина
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5875-1988
Аннотация. Российская экономика находится на этапе перехода к новой модели, базирующейся на суверенитете, в частности, технологическом. Его обеспечение сегодня является одной из важнейших задач, на решение которой направлены индустриальные проекты. В настоящем исследовании предложен концептуальный базис феномена «технологический суверенитет», который расширяет представления об исследуемой проблематике и учитывает актуальные направления развития промышленных систем. Выделены стадии становления технологического суверенитета, специфичные для российской действительности. На основе аналитических данных Банка России разработана авторская методика оценки эффективности промышленных систем, адекватная выявленным стадиям развития технологического суверенитета в России, учитывающая ресурсные источники роста и апробированная на примере ряда отраслей. Сформулирован вывод об изменении соотношения эффективных и неэффективных промышленных систем в России на разных этапах становления технологического суверенитета.
Ключевые слова: новая модель экономики, технологический суверенитет, технологический иммунитет, промышленная система, эффективность, классификация промышленных систем, локализация производства, импортозамещение.
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №22-2800581, https://rscf.ru/project/22-28-00581.
Для цитирования: Галимулина Ф.Ф. Развитие методических инструментов оценки эффективности промышленных систем, адекватных стадиям становления технологического суверенитета // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 132-138. https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.18.
Original article
Development of Methodological Tools for Evaluating the Effectiveness of Industrial Systems Adequate to the Stages of Technological Sovereignty Formation
Farida F. Galimulina
Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5875-1988
Abstract. The Russian economy is at the stage of transition to a new model based on sovereignty, in particular, technological. Its provision today is one of the most important tasks, the solution of which is aimed at industrial projects. The present study presents the conceptual basis of the phenomenon of "technological sovereignty", which expands the understanding of the problem under study and takes into account the current trends in the development of industrial systems. The stages of formation of technological sovereignty specific to the Russian reality are highlighted. Based on the analytical data of the Bank of Russia, the author's methodology for evaluating the effectiveness of industrial systems is proposed, adequate to the identified stages of the development of technological sovereignty in Russia, taking into account the resource sources of the growth of the efficiency of industrial systems and tested on the example of a number of industries. Conclusion dwells upon the fact that the ratio of efficient and inefficient industrial systems in Russia at different stages of the formation of technological sovereignty has changed.
Keywords: new economic model, technological sovereignty, technological immunity, industrial system, efficiency, classification of industrial systems, localization of production, import substitution
Funding: The reported study was funded by Grant No. 22-28-00581 of the Russian Science Foundation, https://rscf.ru/project/22-28-00581.
For citation: Galimulina, F.F. (2023) Development of Methodological Tools for Evaluating the Effectiveness of Industrial Systems Adequate to the Stages of Technological Sovereignty Formation. Society: Politics, Economics, Law. (6), 132-138. Available from: doi:10.24158/pep.2023.6.18 (In Russian).
© Галимулина Ф.Ф., 2023
Введение. В декабре 2022 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Президентом России был обозначен ориентир на формирование новой модели российской экономики, основу которой должен составить экономический, финансовый, технологический и кадровый суверенитет1. Особенно важной практической задачей на ближайшие годы является обеспечение технологического суверенитета страны, понимаемый как комплекс мер в сфере поддержки внутреннего потенциала страны в целях развития российской промышленности.
Категория «эффективность» занимает центральное место в управлении экономическими системами. Ее исследованию посвящен обширный массив научных трудов отечественных и зарубежных ученых. Среди них - исследования эффективности высокотехнологичных предприятий (Герасимов, Морозова, 2022), промышленного кластера (Инновационные кластеры по рациональному использованию сырья на уровне региона ..., 2022), цифровизации производственных процессов (Шинкевич, Надеждина, 2021), логистики (Кудрявцева, Шинкевич, 2020), оборудования (Тауа1 е! а1., 2021), деятельности предприятия в условиях цифровой трансформации (Б^уап е! а1., 2023), экономической эффективности управления экосистемами (Воегета е! а1., 2018) и др. Однако для российской экономики особенно острыми проблемами стали поддержание и повышение эффективности производств в условиях разворота цепей поставок, реализации политики импортозамещения и локализации производств на территории страны, что в свою очередь требует разработки новой методологии оценки эффективности промышленных систем.
Результаты и обсуждение. В контексте развития теоретических подходов к трактовке феномена «технологический суверенитет» мы предлагаем концептуальную модель, объединяющую уточненную семантику, принципы, инструменты и характеристики, а механизм обеспечения технологического суверенитета необходимо рассматривать системно - с позиции политики импортоза-мещения, концепции устойчивого развития (которая вбирает себя принципы экономики замкнутого цикла, сбережения промышленных ресурсов), Индустрии 4.0 и кадрового обеспечения (рис. 1).
Примечание: СПИК - специальный инвестиционный контракт; НТИ - Национальная технологическая инициатива; ПО - программное обеспечение
Рисунок 1 - Концептуальная модель феномена «Технологический суверенитет»2
1 Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70086 (дата обращения: 14.05.2023).
2 Разработано автором.
Помимо политики импортозамещения считаем важным учитывать цели в области устойчивого развития. Это обусловлено тем, что, несмотря на острую необходимость решения возникших в российской экономике технологических проблем, вопросы устойчивого развития по-прежнему остаются актуальными. Об этом свидетельствуют заявления Президента России и других представителей государственной власти. Так, в ходе выступления на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума в июне 2022 г. Президент России подчеркнул, что требуется создание «целостной системы экономического развития»1, включающей, кроме прочего, решение экологических задач.
Цифровой суверенитет мы рассматриваем в качестве одного из направлений обеспечения технологической независимости страны, поскольку цифровые технологии нивелируют ограничение пространства, способствуют эффективной научно-производственной кооперации стейкхол-деров развития промышленности как в рамках одной сетевой организации (кластер, технологическая платформа, консорциум и др.), так и между ними. В результате объединения компетенций возможен синергетический эффект в части технологического развития национальной экономики.
Генератором идей в интересах развития технологического суверенитета выступают высококвалифицированные инженерные кадры, которые, обладая современными знаниями, умениями, навыками, способны обеспечить выпуск конкурентоспособной высокотехнологичной промышленной продукции. Они представляют «геном Национальной технологической инициативы (НТИ)».
В условиях обеспечения технологического суверенитета одним из важнейших критериев модернизации и трансформации промышленных систем является эффективность. Оценка рациональности использования ресурсов осложняется многозвенностью архитектуры современных промышленных систем, которые сегодня представляют собой сложную и ёмкую структуру, объединяющую множество элементов, взаимодействующих на основе прямых и обратных связей.
На фоне острой потребности в структурной трансформации промышленности страны очевидна необходимость пересмотра всей системы управления эффективностью. В новых условиях хозяйствования трансформируется ее содержание, которое сегодня сводится, прежде всего, к скорости адаптации промышленных систем к новым условиям функционирования, в том числе к выполнению отраслевого плана импортозамещения. Формирование актуальной модели российской экономики, на наш взгляд, сопровождается трансформацией сущностного содержания эффективности, в связи с чем предлагается категоризировать промышленные системы на 2 типа:
- эффективные - это те промышленные системы, которые способны оперативно ответить новым глобальным санкционным вызовам, осуществить переход на отечественное сырье, материалы, запчасти, машины и оборудование, программное обеспечение и системы защиты;
- неэффективные - это промышленные системы, не способные оперативно трансформировать производственную систему под траекторию обеспечения технологического суверенитета.
В целях идентификации типа промышленной системы в условиях становления технологического суверенитета предложено использовать 3 методики. Эмпирической базой классификации промышленных систем (отраслевых) послужили данные, опубликованные в аналитической записке «Ограничения на импорт сдерживают экспорт: результаты опроса предприятий» (подготовлена Департаментом исследований и прогнозирования Банка России)2. Так, в качестве основного показателя предлагается применить Зi - доля респондентов, ответивших в пользу нго мероприятия, %; i = 9 - число оцениваемых позиций. Весовые коэффициенты определены по методу расстановки приоритетов, характерных для того или иного этапа становления технологического суверенитета. Исходно имеем 9 мер, каждая весом 1 (суммарно 9 баллов). Далее все меры классифицированы по значимости (высокая значимость - базовый балл умножается на 2; средняя значимость - умножается на 1; низкая значимость - делится на 2). Кроме того, если мера способствует укреплению технологического суверенитета, то весовой коэффициент указывается в знаменателе; если она сдерживает укрепление технологического суверенитета - в числителе.
1. Оценка эффективности сдерживания цены и поддержания качества выпускаемой продукции вне зависимости от страны-поставщика сырья, материалов, машин, оборудования, запчастей (Энач):
^ _ Индикатор поддержания цены, качества технологичности __£|=1(З1ХШ1 + З5ХШ5 + З9ХШ9)
НаЧ Индикатор игнорирования цены, качества технологичности 2nl(З2ХW2 + ЗзХWз + З4ХW4 + З6Хw6 + З7ХW7 + З8Хw8)'
1 Путин: нужно достичь независимого от зарубежных институтов технологического суверенитета [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/14954311 (дата обращения: 14.05.2023).
2 Карлова Н., Морозов А., Пузанова Е. Ограничения на импорт сдерживают экспорт: результаты опроса предприятий : аналитическая записка [Электронный ресурс] // Банк России. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/144420/analytic_note_20230130_dip.pdf (дата обращения: 14.05.2023).
где З1 - замена на аналогичную импортную продукцию из других стран;
32 - замена на менее технологичную продукцию из других стран;
33 - замена на менее качественную продукцию из других стран;
34 - замена на более дорогую продукцию из других стран;
35 - замена на аналогичную отечественную продукцию;
36 - замена на менее технологичную отечественную продукцию;
37 - замена на менее качественную отечественную продукцию;
Зв - замена на более дорогую отечественную продукцию;
Зд- реализация собственных инвестиционных программ по замещению импорта;
щ - весовые коэффициенты.
2. Оценка эффективности адаптации промышленных систем к ограничениям в условиях санкций (Эадапт), основанная на учете способности хозяйствующих субъектов переориентировать импортные потоки на зарубежные или отечественные аналоги:
^ _ Индикатор интенсивного развития _ £|=1(З1ХШ1 + З5ХШ5 + З8ХШ8 + З9ХШ9)
нач Индикатор сдерживающего развития £^1(З2ХШ2 + ЗзХШз + З4ХШ4 + З6Хш6+ЗуХШ7)'
3. Оценка эффективности локализации производства в разрезе промышленных систем в условиях санкций (Элокал), основанная на учете способности хозяйствующих субъектов заменить импортируемые сырье, материалы, машины, оборудование, запчасти исключительно на отечественные аналоги:
^ _ Индикатор интенсивного развития _ ^¿=1(З5ХШ5 + З6ХШ6 + З7ХШ7 + З8ХШ8 + З9ХШ9)
локал Индикатор сдерживающего развития £^1(З1ХШ1 + З2ХШ2 + ЗзХШз + З4ХШ4) '
Предлагается отождествлять предложенные показатели с этапами становления технологического суверенитета в российской промышленности (рис. 2).
До 2014 года
_I_
2014-2021 годы
_:_
2022-2030 годы
г
Начальная стадия
Активная стадия
т
Фрагментарное упоминание в документах, подписанных Президентом РФ
Модель открытой экономики на всех уровнях управления (макро, мезо, микро)
Импорт готовых изделий
~г
Энач
Частое упоминание в документах, подписанных Президентом РФ
Меры, инициированные государством
Адаптация к санкционному давлению
Планирование отраслевого импортозамещения
Эадапт
Реактивная стадия,
переход к проактивной стадии
т
Достижение технологического суверенитета -долгосрочная стратегия государства
Локализация производства, замена нужного импортируемого сырья,
материалов, машин, оборудования, запчастей
на отечественную продукцию не меньшего уровня качества
Переход от импортозамещения
к импортонезависимости *
Элокал
Рисунок 2 - Стадии становления технологического суверенитета в России1
1 Предложено автором.
Аналитическое исследование материалов, опубликованных на официальном сайте Президента России1, позволило сформулировать следующие выводы: до 2014 г. о технологическом суверенитете упоминалось крайне редко, и во всех случаях речь шла об оборонно-промышленном комплексе страны (например, на Совещании о формировании госзаказа на самолёты отечественного производства 4 октября 2012 года2); в период с 2014 г. технологический суверенитет принимает кросс-отраслевой характер (упоминается на Совещании по вопросу импортозамеще-ния 28 июля 2014 г.3; на Заседании Совета по науке и образованию 24 июня 2015 г.4; Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»5 и т.д.); в 2022 г. частота упоминаний о технологическом суверенитете страны резко возросла. В связи со сказанным предлагаем выделить следующие этапы становления технологического суверенитета в России:
- начальная стадия, характеризуемая импортом готовых изделий;
- активная стадия - инициация государством программы импортозамещения, но пассивная позиция предприятий, предпочтение по-прежнему отдается импорту высокотехнологичных решений;
- реактивная стадия - реагирование на произошедшее, концентрация ресурсов на решении уже возникших проблем, принятие срочных мер по смягчению последствий пакетов санкций, направленных на сдерживание развития российской промышленности.
Для разных стадий становления технологического суверенитета приоритетность мероприятий меняется, а именно:
- на начальной стадии (до 2014 г.) в качестве негативной практики имела место замена на менее технологичную, менее качественную и более дорогую продукцию из других стран или отечественную; позитивной - замена на аналогичную импортную или отечественную продукцию, а также реализация собственных инвестиционных программ по замещению импорта;
- на активной стадии (2014-2021 гг.) к числу негативных мероприятий можно отнести ориентацию на менее технологичную, менее качественную и более дорогую продукцию из других стран, а также на менее технологичную и менее качественную отечественную; к числу позитивных - ориентацию на аналогичную импортную или отечественную продукцию, а также на более дорогую, но все же российскую;
- на реактивной стадии (2022-2030 гг.) негативная практика - импорт любой аналогичной продукции, позитивная - использование отечественных резервов.
Апробация трех методов оценки осуществлена на примере 13 отраслей. В табл. 1 представлены результаты анализа показателей Энач, Эадапт и Элокал в разрезе промышленных систем. Пороговый уровень эффективности определен как отношение суммы весов по драйверам развития к сумме весов по ингибиторам (в разрезе методик).
Таблица 1 - Оценка эффективности развития промышленных систем на разных стадиях становления технологического суверенитета (предложено и рассчитано автором по данным Банка России6)_
Отрасли Сырье и материалы Машины и оборудование Запчасти
Энач Эадапт Элокал Энач Эадапт Элокал Энач Эадапт Элокал
Пороговый уровень эффективности 2 1,57 3,5 2 1,57 3,5 2 1,57 3,5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Добыча 4,05 2,36 1,51 6,56 4,39 2,88 3,00 2,08 1,85
Пищевые продукты 4,91 2,27 7,95 2,62 1,27 2,02 2,00 1,01 1,90
Легкая промышленность 4,92 1,53 1,26 5,52 2,88 0,57 40,00 21,10 2,03
Деревообработка 4,93 2,08 2,08 0,81 0,31 0,19 3,77 2,03 1,45
Химическое производство 3,43 1,96 2,78 6,00 3,14 3,14 7,27 3,48 3,48
Фармацевтика 2,53 1,40 1,85 20,00 14,00 4,00 6,41 4,03 1,81
1 Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 14.05.2023).
2 Совещание о формировании госзаказа на самолёты отечественного производства [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/16596 (дата обращения: 25.05.2023).
3 Совещание по вопросу импортозамещения [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46370 (дата обращения: 25.05.2023).
4 Заседание Совета по науке и образованию [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/49755 (дата обращения: 25.05.2023).
5 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 25.05.2023).
6 Карлова Н., Морозов А., Пузанова Е. Указ. соч.
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Резина, пластмасса 3,50 1,48 2,04 5,33 2,53 6,44 3,90 2,19 2,73
Прочая минеральная продукция 5,67 3,40 4,50 4,92 2,44 2,55 6,06 3,49 2,54
Металлургия 4,26 3,02 2,17 4,24 2,88 2,55 6,41 4,18 2,04
Электрооборудование 4,53 2,54 2,62 6,26 3,79 2,36 6,84 3,87 1,75
Машины и оборудование 7,28 3,84 2,70 10,25 6,96 3,44 11,57 7,05 2,31
Автотранспортные средства 3,38 2,51 3,40 7,79 4,71 2,02 6,13 3,92 1,29
Прочие готовые изделия 17,38 4,82 1,25 6,70 3,70 1,35 12,00 8,00 2,86
Сопоставление показателей с пороговым уровнем эффективности, дифференцированным для трех методических подходов, позволило выявить следующие закономерности развития промышленных систем в России: на начальной и активной стадиях можно говорить о превалировании эффективных промышленных систем, на этапе реактивной стадии - о преобладании неэффективных промышленных систем. Лишь 4 вида деятельности (из 13 анализируемых) в рамках трех рассматриваемых аспектов можно признать эффективными: пищевую промышленность, фармацевтику, производство резины и пластмассы, производство прочей минеральной продукции.
В разрабатываемой в стране Концепции технологического развития РФ до 2030 года обозначены следующие ориентиры: сокращение коэффициента технологической зависимости в 2,5 раза, рост инновационной активности в 3 раза, патентной активности - в 3 раза1. Опираясь на указанные целевые показатели, можно предположить, что выявленное количество эффективных промышленных систем на третьем этапе формирования технологического суверенитета существенно возрастет в результате реализации внутреннего потенциала (технологического, кадрового, материального).
Заключение. Вышесказанное расширяет представления о феномене «технологический суверенитет» и развивает методологические подходы к оценке эффективности промышленных систем. Ключевыми научными результатами настоящего исследования являются следующие положения:
- технологический суверенитет - это целостная категория, объединяющая такие направления развития, как импортозамещение, устойчивое развитие, Индустрия 4.0 и кадровое обеспечение, определяемая в условиях российской действительности специфичными семантикой, принципами, инструментами и характеристиками;
- авторская интерпретация эффективности промышленных систем обусловлена скоростью трансформации в новых условиях хозяйствования (санкционное давление Запада, нарушение глобальных цепей поставок, существенные колебания курса валют), дополнена выводом об изменении соотношения эффективных и неэффективных промышленных систем в России на разных этапах становления технологического суверенитета;
- выделенные этапы становления технологического суверенитета в России различаются особенностями реализуемой промышленной политики и источниками промышленных ресурсов, репрезентируясь в начальной, активной и реактивной стадиях;
- разработанная дифференцированная методика оценки эффективности промышленных систем адекватна выделенным стадиям становления технологического суверенитета и позволяет идентифицировать тип промышленной системы (эффективный или неэффективный согласно авторской интерпретации) на каждом этапе и определить наиболее проблемные зоны в управлении ресурсами промышленных систем.
Представленный комплекс положений может быть учтен органами государственной власти при изменении программ, концепций, стратегий развития промышленности на разных уровнях управления в условиях формирования новой модели развития российской экономики.
Список источников:
Герасимов К.Б., Морозова Е.С. Влияние инновационного потенциала на эффективность высокотехнологичных предприятий // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 5. С. 104-109.
Инновационные кластеры по рациональному использованию сырья на уровне региона / Г.П. Бутко [и др.] // Международный сельскохозяйственный журнал. 2022. № 6 (390). С. 609-613. https://doi.org/10.55186/25876740_2022_65_6_609.
Кудрявцева С.С., Шинкевич М.В. К вопросу о развитии логистики в циркулярной экономике // Экономический вестник Республики Татарстан. 2020. № 3. С. 49-54.
1 Правительство в ближайшие дни утвердит концепцию технологического развития РФ до 2030 года [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/russia/897471 (дата обращения: 14.05.2023).
Шинкевич А.И., Надеждина М.Е. Методика оценки эффективности цифровизации производственных процессов нефтехимического предприятия // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия: Машиностроение. 2021. № 2 (137). С. 72-84. https://doi.org/10.18698/0236-3941-2021-2-72-84.
Boerema A., Van Passel S., Meire P. Cost-Effectiveness Analysis of Ecosystem Management with Ecosystem Services: from Theory to Practice // Ecological Economics. 2018. Vol. 152. P. 207-218. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2018.06.005.
Sufyan M., Degbey W.Y., Glavee-Geo R., Zoogah D.B. Transnational Digital Entrepreneurship and Enterprise Effectiveness: A Micro-Foundational Perspective // Journal of Business Research. 2023. Vol. 160. Р. 113802. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2023.113802.
Tayal A., Kalsi N.S., Gupta M.K., Pimenov D.Y., Sarikaya M., Pruncu C.I. Effectiveness Improvement in Manufacturing Industry; Trilogy Study and Open Innovation Dynamics // Journal of Open Innovation: Technology, Market and Complexity. 2021. Vol. 7, iss. 1. Р. 7. https://doi.org/10.3390/joitmc7010007.
References:
Boerema, A., Van Passel, S. & Meire, P. (2018) Cost-Effectiveness Analysis of Ecosystem Management with Ecosystem Services: from Theory to Practice. Ecological Economics. 152, 207-218. Available from: doi:10.1016/j.ecolecon.2018.06.005.
Butko, G. P., Mekhrentsev, A. V., Sharapova, V. M. & Sharapova, N. V. (2022) Innovative Clusters for the Rational Use of Raw Materials at the Regional Level. Mezhdunarodnyi Sel'skokhozyaistvennyi Zhurnal. (6 (390)), 609-613. Available from: doi: 10.55186/25876740_2022_65_6_609. (In Russian).
Gerasimov, K. B. & Morozova, E. S. (2022) Influence of Innovation Potential on the Efficiency of High-Tech Enterprises. Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. (5), 104-109. (In Russian).
Kudryavtseva, S. S. & Shinkevich, M. V. (2020) To the Question of Logistics Development in the Circular Economy. Ekonomicheskii vestnik Respubliki Tatarstan. (3), 49-54. (In Russian).
Shinkevich, A. I. & Nadezhdina, M. E. (2021) Methodology for Assessing the Efficiency of Digitalization of Production Processes of a Petrochemical Enterprise. Herald of the Bauman Moscow State Technical University. Series Mechanical Engineering. (2 (137)), 72-84. Available from: doi:10.18698/0236-3941-2021-2-72-84. (In Russian).
Sufyan, M., Degbey, W. Y., Glavee-Geo, R. & Zoogah, D. B. (2023) Transnational Digital Entrepreneurship and Enterprise Effectiveness: A Micro-Foundational Perspective. Journal of Business Research. 160, 113802. Available from: doi:10.1016/j.jbusres.2023.113802.
Tayal, A., Kalsi, N. S., Gupta, M. K., Pimenov, D. Y., Sarikaya, M. & Pruncu, C. I. (2021) Effectiveness Improvement in Manufacturing Industry; Trilogy Study and Open Innovation Dynamics. Journal of Open Innovation: Technology, Market and Complexity. 7 (1), 7. Available from: doi:10.3390/joitmc7010007.
Информация об авторе Ф.Ф. Галимулина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры логистики и управления Казанского национального исследовательского технологического университета, Казань, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=762064 Researcher ID: AAP-7579-2021 Scopus Author ID: 57074045400
Information about the author F.F. Galimulina - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of Logistics and Management Department, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=762064 Researcher ID: AAP-7579-2021 Scopus Author ID: 57074045400
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.