Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL INSURANCE / СТРАХОВОЙ ФОНД / INSURANCE FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирова З.Д.

В статье рассмотрены, описаны и проанализированы основные проблемы становления и развития фонда социального страхования на современном этапе развития системы обязательных видов страхования в Российской Федерации.The article examines, describes and analyzes the main problems of formation and development of the social security fund at the present stage of development of the system of compulsory insurance in the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

З.Д. Темирова

преподаватель кафедры экономики и управления, Российский государственный гидрометеорологический

университет, филиал в г. Туапсе

Z.D.Temirova

Lecturer, Department of Economics and Management, Russian State Hydrometeoro\ogica\ University, branch in Tuapse

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены, описаны и проанализированы основные проблемы становления и развития фонда социального страхования на современном этапе развития системы обязательных видов страхования в Российской Федерации.

Annotation. The article examines, describes and analyzes the main problems of formation and development of the social security fund at the present stage of development of the system of compulsory insurance in the Russian Federation.

Ключевые слова: страхование, социальное страхование, страховой фонд.

Key words: insurance, social insurance, the insurance fund.

В системе современных рыночных отношений трудно переоценить роль социального страхования. Оно является основной формой социальной защиты населения по объему финансовых ресурсов, массовости охвата, разнообразию оказываемых социальных услуг и выплат. Однако к настоящему времени в процессе его становления обозначились существенные проблемы, являющиеся препятствием для дальнейшего развития как непосредственно социального страхования, так и социально-экономических отношений в стране в целом.

В начале 1990-х годов была создана новая модель обязательного социального страхования в лице четырех государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда занятости и Фонда социального страхования.

Фонд социального страхования России как самостоятельная организация был образован 1 января 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25 декабря 1990 года № 600/9-3. Управление Фондом социального страхования России было возложено на Совет Федерации Независимых профсоюзов. Это был первый шаг на долгом пути реорганизации советской модели социального страхования.

С образованием Фонда его средства уже не включались в состав государственного бюджета. Это позволило Фонду начать формирование собственного бюджета независимого от бюджетов всех уровней. Одновременно и государственный бюджет освободился от прежних дотаций на цели социального страхования.

Под руководством профсоюзов в короткие сроки была сформирова-

на организационная структура Фонда социального страхования, построенная по территориально-отраслевому признаку. На местах были созданы региональные отделения, а при отраслевых профсоюзах - отраслевые отделения Фонда, подчиненные центру.

Указом Президента от 07.08.1992 № 882 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд был выведен из-под управления профсоюзов и приобрел статус автономного государственного финансово-кредитного учреждения со своим бюджетом. Управление Фондом было возложено на Правительство Российской Федерации при участии общероссийских объединений профсоюзов, а Председатель и члены Правления стали утверждаться Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указом Президента от 28.09.93 № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации» был усилен статус Фонда как государственного учреждения, действующего при Правительстве Российской Федерации. Председатель Фонда и его заместители стали назначаться, а члены Правления утверждаться Правительством, т.е. решение кадровых вопросов о руководящем составе органов Управления Фонда было полностью передано в ведение Правительства.

Руководители региональных исполнительных органов Фонда и их заместители стали назначаться Председателем Фонда с учетом мнения глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а центральных отраслевых отделений Фонда - с учетом мнения соответствующих общероссийских отраслевых профессиональных союзов. 12 февраля 1994 года постановлением Правительства Российской Федерации № 101, было утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации. Это положение с последующими изменениями и дополнениями является по сей день основным нормативным документом, определяющим организационную структуру Фонда и основные направления его деятельности.

Ко второй половине 1990-х годов удалось создать предпосылки для стабилизации работы Фонда. Его финансовое положение укрепилась. Роль Фонда в социальной политике государства возрастала.

Собираемость страховых взносов в Фонде составляла более 90% от начисленных страховых взносов, что значительно превышало сбор бюджетных налогов органами Госналогслужбы России. Такой высокий процент поступления средств в Фонд обеспечивался за счет так называемого «зачетного принципа» расходования средств Фонда, суть которого сводится к осуществлению расходов по социальному страхованию в счет начисленных страховых взносов. При этом работодатели заинтересованы в своевременном начислении страховых взносов, поскольку более 80% указанных страховых взносов не обезличивались, не перечислялись в исполнительные органы Фонда, а оставались у страхователя (на предприятии) для осуществления предусмотренных законодательством выплат по государственному социальному страхованию. В этом большое преимущество Фонда социального страхования от других внебюджетных Фондов.

Значительные средства Фонд направлял на санаторно-курортное ле-

чение работников, рассматривая расходы на эти цели в качестве неотъемлемой части национальной системы социального страхования, имеющей целевое, профилактическое направление. Санаторно-курортное лечение трудящихся в те годы способствовало поддержанию их работоспособности и снижению заболеваемости, давало экономию средств соцстраха на выплату пособий по болезни и другие цели социального страхования. При этом оплачивались путевки только в здравницы, расположенные на территории Российской Федерации, что способствовало поддержанию их деятельности и созданию дополнительных рабочих мест в санаторно-курортной сфере, особенно в городах - курортах. Фонд продолжал финансирование оздоровления детей работающих граждан, рассматривая эту функцию в качестве профилактики их заболеваемости и сокращения расходов на выплату пособий по уходу за больным ребенком. Деятельность Фонда в этом направлении позволила сохранить значительную часть загородных пионерских лагерей и другие объекты инфраструктуры детского отдыха и оздоровления.

К концу 1990-х годов Фонд шире стал использовать такой важный метод профилактики заболеваемости, как долечивание больных, перенесших инфаркт миокарда, операции на сердце, желудочно-кишечном тракте. В 1997 году за счет средств Фонда прошли долечивание 33,3 тысячи человек (в 2005 году прошли долечивание более 82,1 тысячи человек). Одновременно с достижением финансовой устойчивости Фонд укреплял свою организационную структуру. К концу 1997 года она состояла из центрального аппарата, 89 региональных отделений, управлявших средствами государственного социального страхования на территориях субъектов Российской Федерации, и 14 центральных отраслевых отделений, управлявших средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях народного хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года № 1471 «О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» предусматривалось обеспечить перевод управления государственным социальным страхованием на территориальный принцип. Такой переход был завершен к 2000 году.

С 2000 года в организационной структуре Фонда остались только территориальные исполнительные органы. Одним из важных этапов в реформировании социального страхования того периода и усилении роли фонда в социальной политике государства было принятие в феврале 1997 года Правительством Российской Федерации Программы социальных реформ на период 1996-2000 годы. В правительственной Программе отмечалось, что «реформирование структуры государственного социального страхования намечается осуществлять исходя из того, что наиболее эффективно защита от социальных и профессиональных рисков может быть организована в рамках отдельных видов социального страхования:

- пенсионное страхование;

- страхование в случае временной нетрудоспособности, включая санаторно-курортное обслуживание и оздоровление, а также в случае материнства;

- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний;

- медицинское страхование;

- страхование по безработице.

Предлагаемая структура обеспечивает максимальный учет природы риска, точный расчет финансовых средств, необходимых для страхования, приемлемый уровень социальной защиты, исключает скрытое перераспределение финансовых средств, неизбежное при применении объединенных систем».

До принятия этого закона в России функции социального страхования от несчастных случаев на производстве выполняла система индивидуального возмещения ущерба при утрате трудоспособности, представлявшая сложный механизм страховых и не страховых методов. Она предусматривала только компенсацию пострадавшим материального ущерба и выплату льготных пенсий, но не осуществляла оплату лечения от производственных травм и профзаболеваний, а также проведение реабилитации пострадавших. Оплата пособий производилась предприятиями, многие из которых в силу тяжелого финансового положения оказывались не в состоянии своевременно их выплачивать работникам. Пострадавший оказывался беззащитным в случае банкротства или ликвидации предприятий.

В июле 1998 года был принят Бюджетный кодекс Российской Федерации, который на законодательном уровне закрепил автономность внебюджетных фондов, в том числе и Фонда социального страхования Российской Федерации. В нем было законодательно закреплено, что средства государственных социальных внебюджетных фондов «не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат». Если в начале 1990-х годов шел процесс ликвидации государственных предприятий, то после августа 1998 года разорялись частные, совместные и другие предприятия среднего и малого бизнеса. Сокращалось количество рабочих мест, массовый характер приобрели задержки по выплате заработной платы, ее уровень резко упал. Пытаясь выжить в сложившихся после дефолта экономических условиях, работодатели в массовом порядке уклонялись от уплаты страховых взносов, уводили зарплату работников в тень. Все это привело к сокращению поступлений в Фонд, что отрицательно отразилось на его расходах по осуществлению социального страхования. Под вопросом в эти годы оказалась не только финансовая, но и организационная устойчивость Фонда. В это время активно обсуждалась идея ликвидации Фонда социального страхования и создания путем его объединения с Фондом обязательного медицинского страхования единой структуры. При этом совершенно не учитывались различия в функциях двух фондов, в прохождении финансовых потоков и другие обстоятельства, которые могли привести к дестабилизации деятельности обоих фондов. Если для Фонда социального страхования основной функцией является компенсация работникам утраченного ими заработка при наступлении страхового случая в виде пособий и других выплат, то для Фонда обязательного медицинского страхования представление медицинской помощи всему населению.

Попытки объединить два фонда, на первый взгляд, носили чисто организационно-технический характер, в действительности они были чреваты

негативными последствиями для обоих фондов. Важным шагом в дальнейшем укреплении позиций и роли Фонда явилось принятие в июне 1999 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

С 6 января 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Страховщиком по данному виду страхования является Фонд социального страхования Российской Федерации. С вступлением его в силу был запущен механизм регистрации по новому виду страхования - обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Было установлено 14 страховых тарифов, дифференцированных по 14 классам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от классов профессионального риска. Расчетная величина страховых тарифов распределилась в диапазоне от 0,2 (по I классу, к которому были отнесены бюджетные организации), до 10,7% от фонда оплаты труда отраслей соответствующего класса (по XIV классу - предприятия подземной добычи угля).

До 01.01.2007 для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам использовалось понятие «непрерывный трудовой стаж». С 01.01.2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ), согласно которому размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа. Страховой стаж в соответствии со ст. 16 Закона № 255-ФЗ определяется в зависимости от продолжительности периодов работы застрахованного лица по трудовому договору или иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию. Служба в армии в страховой стаж до 01.01.2010 г. не засчитывалась.

Частью 2 ст. 17 Закона № 255-ФЗ предусмотрено сохранение ранее приобретенных прав за отдельными категориями граждан, у которых продолжительность непрерывного трудового стажа, исчисленного за период до 1 января 2007 г. в соответствии с действующими ранее нормативными правовыми актами, окажется больше продолжительности страхового стажа. В этих случаях за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица. Под действие указанной нормы попадали граждане, на которых распространялось в том числе действие ст. ст. 10, 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации подписаны Федеральные законы № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Принятый закон позволил начать полноценную реализацию принципов социального страхования. Для работающих граждан это важно тем, что создает прямую зависимость величины заработка, с которого уплачиваются страхо-

вые взносы и размера получаемых пособий, для работодателей - тем, что устанавливаются единые правила уплаты страховых взносов, для Фонда социального страхования РФ - тем, что упорядочивает систему выплат, четко разделяя пособия, подлежащие страховому обеспечению за счет средств Фонда и пособия, выплачиваемые за счет других источников, прежде всего, за счет средств федерального бюджета. С 2010 года не просто отменяется ЕСН. Система обязательного социального страхования переходит по-настоящему на страховые принципы: - единый социальный налог заменяется страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - за Фондом социального страхования РФ закрепляются функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - контроль за их уплатой и расходованием средств на выплату обязательного страхового обеспечения осуществляется Фондом социального страхования РФ.

Источники:

1. Постановление от 12 февраля 1994 года № 101 (в ред. от 06.12.2012г) «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

2. http://www.kubanfss.ru/about/history

3. Роик В.Д. «Основы социального страхования», М.: Анкил. 2005.

З.Д. Темирова

преподаватель кафедры экономики и управления, Российский государственный гидрометеорологический

университет, филиал в г. Туапсе

Z.D.Temirova

Lecturer, Department of Economics and Management, Russian State H-ydrometeoro\ogica\ University, branch in Tuapse

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ ДРУГИХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье проведен сопоставительный анализ принципов и основных черт социального страхования со всеми возможными мерами социальной поддержки граждан.

Annotation. The article gives a comparative analysis of the principles and main features of social insurance with all the measures of social support of citizens.

Ключевые слова: страхование, социальное страхование, страховой фонд, социальное обеспечение.

Key words: insurance, social insurance, the insurance fund, social security.

Обязательное социальное страхование работающих граждан является одной из форм их социальной защиты наряду с такими, как социальная помощь, социальное обеспечение.

Впервые идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году при представлении в Государственный совет проекта за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.