Научная статья на тему 'Проблемы специализации железнодорожных линий'

Проблемы специализации железнодорожных линий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКОРОСТНОГО ИТЯЖЕЛОВЕСНОГО ДВИЖЕНИЯ / УЧЕТ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ В НОВЫХ ГРАНИЦАХ / SPECIALIZATION OF RAILROAD INFRASTRUCTURE / PROBLEMS OF ORGANIZATION OF HIGH-SPEED AND HEAVY TRAFFIC / ACCOUNTING OF INFRASTRUCTURE UNITS WITHIN THE NEW BORDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Ю.Н.

Приведение железнодорожной сети в соответствие современным требованиям рынка перевозок за счет согласования бизнес-интересов организаторов перевозочного процесса и инфраструктурных хозяйств, а также за счет изменения границ железных дорог и введения новых объектов специализации транспортной инфраструктуры позволит повысить качество транспортного обслуживания населения, эффективно использовать в системе управления ОАО «РЖД» принципы бизнес-планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RAILROAD LINE SPECIALIZATION

Bringing the rail network in compliance with current requirements of the transport market through harmonizing business interests of primary freight process operators and infrastructure holdings, as well as through shifting borders of present railroads and introducing new objects of specialized transport infrastructure will allow to increase public transport quality and effectively utilize principles of business planning in JSC "RZD" management system.

Текст научной работы на тему «Проблемы специализации железнодорожных линий»

Проблемы экономики и менеджмента

Ю.Н. Федоров

соискатель,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ

Аннотация. Приведение железнодорожной сети в соответствие современным требованиям рынка перевозок за счет согласования бизнес-интересов организаторов перевозочного процесса и инфраструктурных хозяйств, а также за счет изменения границ железных дорог и введения новых объектов специализации транспортной инфраструктуры позволит повысить качество транспортного обслуживания населения, эффективно использовать в системе управления ОАО «РЖД» принципы бизнеспланирования.

Ключевые слова: специализация железнодорожной инфраструктуры, проблемы организации скоростного и тяжеловесного движения, учет объектов инфраструктуры в новых границах.

J.N. Fedorov, Moscow State Federal University of Railway Engineering

PROBLEMS OF RAILROAD LINE SPECIALIZATION

Abstract. Bringing the rail network in compliance with current requirements of the transport market through harmonizing business interests of primary freight process operators and infrastructure holdings, as well as through shifting borders of present railroads and introducing new objects of specialized transport infrastructure will allow to increase public transport quality and effectively utilize principles of business planning in JSC "RZD" management system.

Keywords: Specialization of railroad infrastructure, problems of organization of high-speed and heavy traffic, accounting of infrastructure units within the new borders.

Рост деловой активности и повышение реальных денежных доходов различных категорий граждан способствует в целом повышению транспортной подвижности населения, росту количества деловых поездок, увеличению доли транспортных расходов в семейном бюджете на поездки, связанные с отдыхом, туризмом и личными целями. При этом постоянно возрастают и требования к качеству транспортного обслуживания со стороны пассажиров и грузовладельцев по сервисному обслуживанию, срокам доставки.

К основным направлениям железнодорожной сети по показателю динамично растущие пассажирские перевозки можно отнести:

- Москва - Санкт-Петербург - Бусловская;

- Москва - Нижний Новгород;

- Москва - курорты Черного моря;

- Москва - Смоленск (Красное);

- Москва - Курск;

- Омск - Новосибирск.

Проблему удовлетворения потребности населения в повышении мобильности можно решить за счет подвижных блок-участков в сочетании с реконструкцией действующих линий, а также за счет строительства высокоскоростных магистралей и линий, специализирующихся на грузовых перевозках.

Неслучайно открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») приступило к решению задач по развитию скоростного и высокоскоро-

48

№ 6 (10) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

стного движения по стальным магистралям.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время недостаточное развитие сети железных дорог не позволяет специализировать маршруты для движения тяжеловесных грузовых и высокоскоростных поездов. Не может в текущий момент также быть обеспечена эффективность грузовых перевозок массовых грузов и удовлетворена потребность общества в качественных и скоростных перевозках без серьезных инвестиций [1]. За последние 20 лет произошли существенные перемены в экономике:

изменилась промышленная карта страны, часть старых центров снизила свой потенциал, возникли новые промышленные центры;

изменились бизнес-отношения промышленных предприятий как внутри России, так и с зарубежными партнерами;

увеличился объем товаров, поставляемых на внешние рынки сбыта, а также поставки сырья и материалов из-за рубежа.

За это время железнодорожная инфраструктура географически никак не изменилась и лишь незначительно изменились её пропускные способности на отдельных направлениях перевозок. Очевидно, назрели необходимость коренной реорганизации, реализации комплекса мероприятий и работ по приведению железнодорожной сети в соответствие современным требованиям рынка перевозок.

Кроме дефицита инвестиций в развитие сети, оцениваемым в размере 400 млрд руб., сдерживающим фактором является отсутствие подвижного состава адаптированного для перевозок на специализированных железнодорожных направлениях [2].

Системным ограничением эффективного обновления парка железнодорожного подвижного состава и других основных фондов является недостаток мощностей и низкий технический уровень развития специализированного отечественного машиностроения в условиях длительного недофинансирования.

Специализация железнодорожных линий определяет необходимость пересмотра и организационно-функциональной модели компании, изменение принятой структуры железных дорог, состава объектов экономического учета и анализа. При этом, маркетинговые границы участков специализации железнодорожных линий в рамках направлений, дорог могут не совпадать с действующими информационными границами (поез-до-участками, стыковыми пунктами), определенными в отраслевых информационных системах (ЕК ИОММ, СИРИУС, ОСКАР, АСОУП), что обусловливает проблему учета и анализа эффективности специализации железнодорожной инфраструктуры.

Для организации мониторинга и анализа эффективности использования структурных элементов транспортных магистралей, введения новых бизнес-объектов учета необходимо провести верификацию баз данных действующих систем, сформировать матрицы соответствия границ железнодорожной инфраструктуры в последней модели управления ОАО «РЖД» (полученной за счет укрупнения, изменения существующих границ железных дорог) и новых границ кластеров специализации железнодорожной

№ 6 (10) - 2012

49

Проблемы экономики и менеджмента

сети по целевым показателям.

При определении административной и территориальной принадлежности объектов (структурных подразделений), которые останутся в составе (или оперативном подчинении) дорог потребуется составление подробного перечня объектов (железнодорожных станций, дистанций пути и сооружений, сигнализации и связи, локомотивных депо, вагонных эксплуатационных участков) переданных в состав дороги (отделения) и внесение его в действующие информационные системы (АСУ СТ, АСУ MP, АСУ В, АСУ Т). При определении ранга в системе критериев специализации необходимо также учитывать, что все основные железнодорожные направления является преимущественно пассажирскими или доминантными-пассажирскими, поскольку наряду со значительными объемами грузовых обеспечивают большие объемы пассажирских и пригородных перевозок.

Внедрение новых информационных технологий управления перевозками, удлинение диспетчерских участков, ликвидация стыковых пунктов отделений, увеличение гарантийных участков безотказного следования вагонов, тяговых плеч работы локомотивов и локомотивных бригад, разработка и повсеместное использование автоматизированных рабочих мест, развитие высокопроизводительных систем передачи данных и связи, в том числе волоконно-оптических и цифровых, переход от информационных систем к информационно-управляющим системам, сформировали фундаментальную основу оптимизации не только технологии перевозочного процесса, но и новой территориальной структуры сети железных дорог ОАО «РЖД».

Все это создает предпосылки для совершенствования систем управления движением, инфраструктурой, внедрение экономических методов менеджмента, позволяющих контролировать удельные затраты на единицу пути и проводить оценку эффективности её использования, увязать бизнес-интересы организаторов перевозочного процесса с бизнес-интересами инфраструктурных хозяйств.

Список литературы:

1. Федоров Ю.Н. Потребные мероприятия и инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения перевозок на перспективу до 2015 г. // Сборник трудов IX международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». - М.: НИИЖТ. 2011, С. 28-32.

2. Бубнова Г.В., Федоров Ю.Н. Новый подход к классификации железнодорожных линий //Проблемы экономики и менеджмента - 2012.- № 5 (9). - С. 8-11.

List of references:

1. Fedorov U.N.. Required activities and investment in rail infrastructure development to provide transportation for the period until 2015 / / Proceedings of the IX International Conference "Transport Service Market: cooperation and partnership." - M.: NIIZHT. 2011, pp. 28-32.

2. Bubniva G.V., Fedorov U.N. New approach to classification of railroad lines // Problems of Economics and Management - 2012. - № 5 (9). - pp. 8-11.

50

№ 6 (10) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.