Научная статья на тему 'Новый подход к классификации железнодорожных линий'

Новый подход к классификации железнодорожных линий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ДИСПРОПОРЦИИ В РАЗВИТИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ / НОВЫЕ ЗАДАЧИ / НОВЫЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ / PROBLEMS OF TRANSPORT SERVICES / DISPARITY IN RAILROAD NETWORK DEVELOPMENT / NEW CHALLENGES / NEW APPROACH TO THE CLASSIFICATION OF RAILROAD LINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубнова Г.В., Федоров Ю.Н.

Маркетинговый подход к развитию и специализации участков железнодорожных путей определяет необходимость изучения не только потребности экономики, но и потенциала транспортной инфраструктуры. Диспропорции между спросом и предложением транспортных услуг на отдельных ее участках в условиях развития конкуренции на транспортном рынке обусловливают необходимость решения новых задач, введения новых критериев оценки состояния и использования железнодорожной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACH TO THE CLASSIFICATION OF RAILROAD LINES TITLE OF THE ARTICLE

Marketing approach to development and specialization of railroad track segments defines the necessity to research potential capacity of transport infrastructure as well as demands of economy as a whole. Disparity between offer and demand in transport services on it`s important segments, with background of growing competition on transportation market, makes it imperative to solve new challenges and introduce new criteria to assess state and capacity load of railroad infrastructure.

Текст научной работы на тему «Новый подход к классификации железнодорожных линий»

Проблемы экономики и менеджмента

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Г. В. Бубнова

д-р экон. наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»

Ю.Н. Федоров

аспирант, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет

путей сообщения»

НОВЫЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ

Аннотация. Маркетинговый подход к развитию и специализации участков железнодорожных путей определяет необходимость изучения не только потребности экономики, но и потенциала транспортной инфраструктуры. Диспропорции между спросом и предложением транспортных услуг на отдельных её участках в условиях развития конкуренции на транспортном рынке обусловливают необходимость решения новых задач, введения новых критериев оценки состояния и использования железнодорожной инфраструктуры.

Ключевые слова: проблемы транспортного обслуживания, диспропорции в развитии железнодорожной сети, новые задачи, новый подход к классификации железнодорожных линий.

G.V. Bubnova, Moscow State Federal University of Railway Engineering

J.N. Fedorov, Moscow State Federal University of Railway Engineering

NEW APPROACH TO THE CLASSIFICATION OF RAILROAD LINES TITLE OF THE ARTICLE

Abstract. Marketing approach to development and specialization of railroad track segments defines the necessity to research potential capacity of transport infrastructure as well as demands of economy as a whole. Disparity between offer and demand in transport services on it's important segments, with background of growing competition on transportation market, makes it imperative to solve new challenges and introduce new criteria to assess state and capacity load of railroad infrastructure.

Keywords: Problems of transport services, disparity in railroad network development, new challenges, new approach to the classification of railroad lines.

Железные дороги играют в России значимую роль в обеспечении устойчивого развития национальной экономики в рыночных условиях хозяйствования. Проводимые в последние годы на железнодорожном транспорте реформы нацелены на повышение качества транспортного обслуживания за счет эффективной координации деятельности его структурных подразделений, реализации маркетинговых принципов управления открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Реализацию поставленных стратегических задач осложняют имеющие место диспропорции в развитии железнодорожной сети. С одной стороны, четверть железных дорог в развитых центральных районах и крупных городах работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки. С другой стороны, существует проблема доступности периферийных областей, значительная часть населения не имеет круглогодичного сообщения с основными транспортными коммуникациями страны. Как показали результаты проведенных нами исследований, средняя плотность железной сети России сего-

8

№ 5 (9) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

дня составляет 5,2 км на 1000 кв. км площади страны, что свидетельствует о недостаточной степени обеспечения растущей потребности экономики в перевозках.

Оценка существующих уровней заполнения пропускных способностей транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» показывает, что на участках основных направлений, и на прочих участках железных путей имеются проблемные зоны, отсутствуют резервы пропускных способностей для постоянно растущего объема перевозок. Так в 2011 году общая протяженность участков российских железных дорог с заполнением пропускной способности выше допустимого уровня и составила свыше 6 тыс. км или порядка 7,1% от эксплуатационной длины железных дорог. Недостаточная пропускная способность перегонов - свыше 3,5 тыс. км, устройств электроснабжения - свыше 1,6 тыс. км, станционной инфраструктуры - свыше 900 км. По нашим прогнозам, к 2015 г. протяженность «узких мест» на сети железных дорог может увеличиться до 13,3 тыс. км [1].

Диспропорции спроса и предложения транспортных услуг наглядно иллюстрирует один из полученных нами результатов исследования соотношения наличной и потребной пропускных способностей по направлению Краснодар-Крымская (см. рис.).

180

1натпгчная пропускная способность, пар поездов в сутки •потребная пропускная способность на 2015 г., пар поездов в сутки

Рисунок - Наличная и ожидаемая в 2015 году потребность пропускной способности

направления Краснодар-Крымская

Наиболее пассажиронапряженными направлениями железнодорожной инфраструктуры сегодня и в ближайшей перспективе останутся:

№ 5 (9) - 2012

9

Проблемы экономики и менеджмента

1. Санкт-Петербург - Москва - магистраль, связывающая два крупнейших мегаполиса России.

2. Москва - Юг через Рязань - Воронеж и Курск - Белгород - обеспечение связи Центрального и Северо-Западного регионов с курортами Черного моря и кавказских Минеральных Вод, а также с крупными городами Южного федерального округа и Украины.

3. Москва - Смоленск - Красное и Москва - Брянск - Суземка - крупные международные транспортные коридоры, обеспечивающие связь городов России со странами СНГ и Балтии, а также Восточной Европы.

4. Москва - Нижний Новгород - Киров - Пермь - Свердловск - Тюмень - Омск - Новосибирск - Красноярск - крупнейшее пассажирское направление, обеспечивающее связи Центрального и Северо-Западного регионов России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

5. Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск и Саратов - Волгоград - обеспечение связей Урала, Сибири и Дальнего Востока с Поволжьем, а также центральными и южными регионами России.

Размеры движения пассажирских поездов дальнего следования в период массовых перевозок неуклонно растут, табл.

Сохраняя свою основную функцию переработки немаршрутизированных вагонопотоков по назначениям следования и формирования из них поездов и учитывая специализацию железнодорожных путей, а также целевые ориентиры - повышение качества транспортного обслуживания, сортировочные станции сети ОАО «РЖД» должны будут решать ряд дополнительных задач.

Таблица - Размеры движения пассажирских поездов дальнего следования по характерным сечениям железнодорожной сети

Сечения Количество ниток графика в период максимальных перевозок

2012 г. 2015 г. 2020 г.

Подходы к Санкт-Петербургскому ж.д. узлу 104 112 122

Подходы к Московскому ж.д. узлу 388 410 560

Подходы к Северному Кавказу 90-91 97-98 112

Подходы к Уралу с востока 66 70 76

Выходы с Урала на запад 94-95 102-103 108

Подходы к Западной Сибири с востока 48 50 56

Выходы из Западной Сибири на запад 44 46 52

Выходы из Восточной Сибири на запад 33 35 41

Подходы к Дальнему Востоку 16 17 19

Подход к Приморскому краю 13-15 14-16 20

В частности, осуществлять детализированную подборку порожних вагонов по принадлежности и состоянию, регулирование отправления вагонов в определенные назначения с обеспечением согласованного подвода грузопотоков к потребителям; регулирование ритмов поездной работы с обеспечением высокого уровня эксплуатационной надежности работы направлений в условиях высокой динамичности транспортных

10

№ 5 (9) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

связей; обеспечивать ускоренный режим переработки и отправления части вагонопотоков срочной доставки, а также организацию технических маршрутов по родам грузов и грузополучателям по заданным показателям качества перевозок и др. В этом контексте железнодорожные пути - элементы транспортной инфраструктуры можно рассматривать как особый объект экономического учета и анализа с расширенным набором характеристик. Маркетинговый подход к сегментации железнодорожной сети в сочетании с действующей технико-экономической классификацией железнодорожных линий создает предпосылки для формирования новой системы учета и анализа их потенциала, а также экономического обоснования специализации направлений, путей, участков и других элементов транспортной инфраструктуры.

Список литературы:

1. Федоров Ю.Н. Оценка перспектив развития железнодорожной инфраструктуры России // Транспорт Российской Федерации - 2011. - № 3. - С.56-59.

List of references:

1. Fedorov. J.N. Assessment of development of railroad infrastructure in Russia // Transport of the Russian Federation - 2011. - № 3. - P. 56-59.

Е.Н. Егорова

канд. экон. наук, доцент,

ФБОУ ВПО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского»

И.Н. Походяев

аспирант, ФБОУ ВПО «Морской государственный университет

имени адмирала Г.И. Невельского»

РИСКИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия риска, а также способы классификации рисков предприятий. Авторами предлагается разработанная классификация рисков хозяйственной деятельности предприятия по источнику возникновения риска.

Ключевые слова: риски хозяйственной деятельности предприятия, классификация рисков.

E.N. Egorova, Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelskoy

I.N. Pokhodyaev, Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelskoy

RISKS OF COMPANIES ECONOMIC ACTIVITIES

Abstract. The article discusses various approaches to the definition of risk and ways of classification risk of companies. The authors propose developed a classification of risks of companies economic activities by source of risk.

Keywords: risks of companies economic activities, classification of risks.

Ведение хозяйственной деятельности предприятий в рыночной экономике со-

№ 5 (9) - 2012

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.