Научная статья на тему 'Проблемы создания и функционирования информационно-консультационных служб в аграрной сфере'

Проблемы создания и функционирования информационно-консультационных служб в аграрной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEASANT (FARM) HOLDING / AGRICULTURE / AGRARIAN ENTREPRENEURSHIP / INFORMATION CONSULTING SERVICE CENTRE / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Анна Николаевна

На основе данных опроса глав фермерских хозяйств проводится оценка состояния их информационного обес- печения и выявляются проблемы в этой области. Рас- сматривается возможность создания информационно- консультационной службы для малых форм аграрного предпринимательства на основе использования телеком- муникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания и функционирования информационно-консультационных служб в аграрной сфере»

в

естник АПК

Экономика

№ 4(4), 2011

67

УДК 63:330.47

Ермакова А. Н.

Ermakova A. N.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

PROBLEMS OF THE ESTABLISHMENT AND OPERATION OF INFORMATION AND ADVISORY SERVICES IN AGRICULTURAL SECTOR

На основе данных опроса глав фермерских хозяйств проводится оценка состояния их информационного обеспечения и выявляются проблемы в этой области. Рассматривается возможность создания информационноконсультационной службы для малых форм аграрного предпринимательства на основе использования телекоммуникационных технологий.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрное предпринимательство, крестьянские (фермерские) хозяйства, информационно-консультационная служба, информационные технологии.

The article based on the Q-data (interview) of heads of the farms management, In this article made a Valuation of the information support is provided and the problems in this field are determined on the base of. Feasibility of information consulting service centre creating for the small agrarian businesses based on using of telecommunication technologies was considered in this article.

Keywords: agriculture, agrarian entrepreneurship, peasant (farm) holding, information consulting service centre, information technologies.

Ермакова Анна Николаевна -

кандидат экономических наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8-903-418-36-27 E-mail: dannar@list.ru

Ermakova Anna Nikolaevna -

Ph. D. in economic sciences, docent Stavropol State Agrarian University Tel. 8-903-418-36-27 E-mail: dannar@list.ru

Важным условием устойчивого развития аграрного предпринимательства является своевременное реагирование на изменения рыночной конъюнктуры и принятие обоснованных решений, базирующихся на непрерывном наблюдении за рыночной средой. При этом в условиях возрастающего потока поступающей информации возникает потребность в ее аккумулировании, обработке и передаче потребителям -фермерским хозяйствам.

За годы аграрных реформ сектор фермерского предпринимательства стал неотъемлемой частью многоукладного сельского хозяйства России. Наблюдается устойчивая тенденция роста сельскохозяйственной продукции, произведенной в фермерском секторе. За последние 10 лет объем производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах Ставропольского края вырос в 7,9 раза и составил в 2010 г. 8,4 млрд руб., или 565,5 тыс. руб. в расчете на 1 хозяйство и 8,6 тыс. руб. с 1 га, что на 32 % выше уровня, достигнутого в сельскохозяйственных организациях края [4].

Эффективное ведение и развитие фермерского предпринимательства во многом зависит от уровня информационной компетенции его работников и требует разработки, внедрения и системного сопровождения информаци-

онных технологий, комплексных программ автоматизации и оптимизации всех процессов производства, прогнозирования и планирования финансово-экономических показателей деятельности хозяйств.

Задача обеспечения фермерских хозяйств необходимой информацией должна быть возложена на информационно-консультационные службы, являющиеся наиболее эффективными по сравнению с другими инфраструктурными образованиями. Основными направлениями информационно-консультационной деятельности являются [5]: информационное - обеспечение предприятий агробизнеса технологической, экономической, юридической, рыночной информацией; инновационное -помощь в освоении инноваций, продвижение результатов НИОКР в производство; образовательное - обучение фермеров, а также специалистов и менеджеров, оказывающих услуги крестьянским (фермерским) хозяйствам. При этом информационно-консультационные службы должны использовать разнообразные способы доведения информации до предпринимателей и различные варианты финансирования данных услуг.

Однако существующие в нашей стране информационно-консультационные службы не могут в полной мере служить для крестьян-

68

жквар™нй^...-.

Др Ставрополья

научно-практическии журнал

ских (фермерских) хозяйств источником поступления необходимой информации. Ограничивающим фактором, не позволяющим полностью реализовать потенциал существующих информационно-консультационных служб, является как высокая стоимость оказываемых ими услуг и низкая платежеспособность крестьянских (фермерских) хозяйств, так и использование устаревших консультационных технологий [1].

Проведенный экспертный опрос 89 глав крестьянских (фермерских) хозяйств показал, что большинство из опрошенных (57,8 %) постоянно ощущают недостаток в информации и чаще всего занимаются ее поиском самостоятельно. При этом 25 % опрошенных считают, что «они не всегда имеют возможность заниматься ее поиском», а обращения в консультационные службы покрывают только 10 % объема информационных потребностей. По мнению 19,6 % глав фермерских хозяйств, это приводит к использованию «непроверенной информации и неэффективных технологий», сдерживает развитие хозяйства [2].

Современные информационно-консультационные службы (ИКС) должны быть мобильными, учитывать специфику работы фермерских хозяйств и предлагать им удобные, понятные информационные услуги. При этом роль ИКС не должна ограничиваться только передачей информации крестьянским (фермерским) хозяйствам. Важнейшей задачей информационно-консультационных служб является повышение квалификации глав крестьянских (фермерских) хозяйств с целью развития их мотивации в создании высокотехнологичного производства.

На это обращают внимание и главы фермерских хозяйств. Так, при ответе на вопрос: «Какие формы получения новой информации Вы считаете наиболее эффективными?» 26,6 % респондентов отметили, что прежде всего нуждаются в повышении квалификации, а 19,1 % - в консультациях специалистов. По их мнению, перечень оказываемых фермерским хозяйствам услуг должен включать вопросы по ведению бухгалтерского учета и налогообложению (89 % от числа опрошенных), о новых технологиях (68 % опрошенных), по сбыту продукции (91 % опрошенных) и консультации по правовым вопросам (62 % опрошенных) [2].

Исходя из вышеотмеченного в настоящее время назрела необходимость создания специальной структуры информационного консультирования, отвечающей потребностям крестьянских (фермерских) хозяйств. При формировании современной структуры ИКС необходимо учитывать как основные принципы их функционирования (целенаправленность, структуризация, адаптивность, комфортность, непрерывность развития и т. д.), так и специфические, максимально адаптированные запросам КФХ [3].

Так, информационно-консультационная служба должна обладать открытой архитектурой, необходимо создание единого информационного пространства между ней и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, наличие обратной связи между службой и фермерскими хозяйствами, исследование и прогнозирование потребности крестьянских (фермерских) хозяйств в информационных услугах.

Информационно-консультационная служба не может останавливаться лишь на определенном, установленном заранее наборе услуг. По мере развития науки и совершенствования структуры знаний об эффективном ведении агропромышленного производства должны постоянно расширяться и услуги ИКС, предоставляемые пользователям.

По нашему мнению, задачей консультационных служб на первом этапе функционирования должно стать распространение сведений о современных информационных технологиях, формирование мотивации к использованию научных достижений, а также предоставление фермерам консультаций с учетом их текущих потребностей.

При этом необходимо учитывать, что за некоторые услуги фермеры готовы оплатить их полную стоимость, за другие - только часть, а третьи, по их мнению, должны предоставляться им бесплатно. Так, фермеры готовы за полную стоимость оплачивать следующие услуги: бухгалтерскую помощь (89 % от опрошенных), консультации по налогообложению (91 % от опрошенных), информацию о состоянии рынков (83 % от опрошенных). За частичную оплату, по их мнению, могут быть предоставлены следующие виды услуг: технические консультации (62 % от опрошенных), консультации юридического характера (35 % от опрошенных) [2].

Важнейшим условием построения информационно-консультационной службы для фермеров является использование современных компьютерных технологий, систематическое обновление информационных ресурсов, пополнение банков данных, а также постоянное совершенствование информационноконсультационной системы в зависимости от их потребностей.

Существующие телекоммуникационные технологии клиент-сервер существенно снижают стоимость построения ИКС, помогают объединить в одну информационную сеть всех пользователей службы, а также позволяют обеспечить обратную связь фермера с научными учреждениями, выявлять и развивать научные исследования с большей практической направленностью. При этом повышается роль информационно-консультационной службы в отборе и распространении инновационных технологий.

Можно выделить еще одну важную роль информационно-консультационной службы: об-

Вестник АПК

Ставрополья

----№ 4(4), 2011 =

мен опытом между родственными структурами, фермерскими хозяйствами и научными учреждениями независимо от их местоположения, что позволит снизить вероятность использования ошибочных приемов и мероприятий в процессе оказания информационных услуг пользователям. Для обеспечения преемственности стандартов в передаче информации между родственными структурами информационноконсультационные службы должны строиться по определенным общим правилам вне зависимости от региональной принадлежности [3].

Итак, задача обеспечения фермерских хозяйств необходимой информацией, знаниями и технологиями должна быть возложена

на информационно-консультационные службы. При этом задачей консультационных служб на первом этапе функционирования должно стать распространение современных информационных технологий, формирование мотивации к использованию научных достижений, а также предоставление фермерам консультаций с учетом их текущих потребностей.

Построение эффективно функционирующей информационно-консультационной службы поможет распространить инновационные технологии, снизить потери от принятия неверных решений, что позволит крестьянским (фермерским) хозяйствам успешно функционировать и развиваться.

Список литературы

1. Веселовский, М. И. Становление и развитие экстеншн службы в аграрном секторе России / М. И. Веселовский // Экономика сельского хозяйства в России. Дискуссионный клуб. - 2001. - № 9. - С. 13-15.

2. Ермакова, Н. Ю. Информационное обеспечение фермерских хозяйств: состояние, проблемы, направления развития /

Н. Ю. Ермакова, И. В. Ермаков, А. Н. Ермакова // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 41 (134). - С. 5764.

3. Ермаков, И. В. Информационное сопровождение малого агробизнеса: проблемы, направления развития / И. В. Ермаков, А. Н. Ермакова // Вестник университета. -2009. - № 24. - С. 161-164.

4. Социально-экономическое положение Ставропольского края (2005-2011 г.). -ШЬ: http://www.stavstat.ru

5. Экономический механизм функционирования фермерских хозяйств: стратегия, инновации, финансы : учебное пособие для вузов / Н. В. Банникова, Н. Ю. Ермакова, Т. Н. Костюченко, А. А. Гладилин, И. В. Ермаков. - Ставрополь : Диамант, 2005. - 166 с.

List of references

1. Veselovsky, M. I. Formation and development of extension services in the agricultural sector of Russia / M. I. Veselovsky // Agricultural economics in Russia. Debating club. -2001. - № 9. - P. 13-15.

2. Ermakova, N. Yu. Information support of farmers: state, problems and development trends / N. Yu. Ermakova, I. V. Ermakov, A. N. Ermakova // Regional economics: theory and practice. - 2009. - № 41 (134). -P. 57-64.

3. Ermakov, I. V. Information support for small agri-business: issues, development trends /

I. V. Ermakov, A. N. Ermakova // Bulletin of the university. - 2009. - № 24. - P 161-164.

4. Socio-economic status of the Stavropol territory (2005-2011). - URL: http://www. stavstat.ru

5. The economic mechanism of the functioning of farms: strategy, innovation, finance: a manual for high schools / N. V. Bannikova, N. Yu. Ermakova, T. N. Kostyuchenko, A. A. Gladilin, I. V. Ermakov. - Stavropol : Diamant, 2005. - 166 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.