Научная статья на тему 'Проблемы создания холдинговых структур на воздушном транспорте'

Проблемы создания холдинговых структур на воздушном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вологжанин Максим Владимирович

В статье рассматриваются вопросы, возникающие при формировании новых экономических механизмов на воздушном транспорте в условиях глобализации мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания холдинговых структур на воздушном транспорте»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы

№88(6)

УДК 658:1145

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

М.В. ВОЛОГЖАНИН

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье рассматриваются вопросы, возникающие при формировании новых экономических механизмов на воздушном транспорте в условиях глобализации мировой экономики.

Основной тенденцией развития современных общественно-политических и социальноэкономических отношений является глобализация мировой экономики. В ее рамках происходит объединение мировых рынков, взаимопроникновение финансового и промышленного капитала, создаются экономические союзы на уровне регионов, отраслей, межотраслевые объединения. Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей, интенсивный обмен информацией все это существенным образом влияет на расстановку сил, структуру и показатели деятельности мировой авиатранспортной индустрии. Эти тенденции так или иначе оказывают влияние и на деятельность авиакомпаний России, заставляя их все чаще учитывать данный фактор при принятии управленческих решений. Вместе с тем, воздушный транспорт России в настоящий момент находится в сложном положении. Резкое падение объема перевозок, вызванное существенным снижением платежеспособного спроса населения, кризис в отечественной авиастроительной отрасли, прогрессирующее моральное и физическое старение существующего парка ВС, несовершенство системы государственного регулирования и ряд других факторов привели к тому, что деятельность значительной части авиакомпаний стала неэффективна, у большинства из них отсутствуют ресурсы для поддержания высокого качества услуг и необходимого уровня безопасности полетов.

Очевидно, что многие авиапредприятия не смогут не только эффективно развиваться, но и выжить в одиночку. Если сохранится статус-кво, то уже в ближайшие годы многие из них исчезнут, в том числе не только неконкурентоспособные авиакомпании, но и аэропорты и другие авиационные структуры, особенно в тех регионах с большой территорией, где при небольшой заселенности население не сможет воспользоваться услугами воздушного транспорта.

В связи с этим остро стоит вопрос о возрождении отрасли. Положительное изменение качественных показателей отрасли может быть достигнуто только с помощью ее структурной перестройки под требования рынка, основные положения которой отражены в «Основах политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года», где отмечено, что одной из первоочередных задач является укрупнение авиакомпаний. По замыслу разработчиков данных документов, укрупнение российских авиакомпаний должно способствовать сокращению их расходов, повышению конкурентоспособности, аккумуляции необходимых финансовых ресурсов для обновления их парка ВС, его технического обслуживания и ремонта.

Одним из эффективных направлений решения этой задачи является объединение разрозненных авиапредприятий в рамках региональных авиатранспортных комплексов. Только консолидировав их стратегический потенциал, включающий не только ресурсы, но и умение эффективно ими управлять, можно сохранить воздушный транспорт как эффективную отрасль российской экономики, а значит сохранить в регионах рабочие места и привлечь инвестиции в авиатранспортное производство.

На воздушном транспорте наиболее широкое распространение получили ассоциации, как наиболее «мягкие» формы объединений, при которых предприятия полностью сохраняют свою самостоятельность и независимость. В соответствии с Гражданским кодексом РФ они являются некоммерческими организациями и сотрудничают лишь в определенных областях. Эффективность их деятельности, как показывает практика, не является высокой.

В последнее время в России, несмотря на недостаточную правовую проработку, повышенный интерес стал проявляться к холдинговым структурам, в которые с течением времени нередко преобразуются концерны.

Холдинг - это корпорация, состоящая из головного предприятия, сосредоточившего в своих руках контрольные пакеты акций и долей дочерних фирм с целью контроля и управления ими. Холдинговой считается компания, независимо от ее организационно-правовой формы, в состав активов которой входят акции других компаний. Под холдинговыми отношениями понимаются отношения по управлению одним из участников холдинга (головной компанией) деятельностью других участников.

В широком смысле холдинг - это материнская компания и группа ее дочерних фирм, объединенных общим владением. Учредительская деятельность материнского предприятия заключается в создании или приобретении дочерних фирм. В свою очередь, они сами могут владеть дочерними фирмами «второго порядка». Материнское предприятие, его филиалы, «промежуточные» холдинги, дочерние и ассоциированные фирмы образуют в своей совокупности холдинговое объединение. Материнские фирмы обеспечивают контроль за деятельностью дочерних организаций.

В большинстве случаев головное предприятие холдинга не ведет само хозяйственной деятельности. В некоторых случаях оно осуществляет только права владения и распоряжения принадлежащими ему акциями. Однако, как правило, особенно в последнее время, головное предприятие холдинга сосредоточивает в своих руках стратегическое управление корпорацией. Преимущество холдингов в одновременной консолидации финансов и свободном оперативном управлении фирмами на местах.

Прибыль для холдинга, как правило, не является самоцелью, а становится средством для достижения стратегических целей - нередко социально-экономических и общественных, направленных на удовлетворение потребительского спроса, повышение качества предоставляемых услуг, обеспечение стабильности, охраны окружающей среды. Такая возможность появляется благодаря тому, что на уровне материнского предприятия, (головного предприятия холдинга) могут сосредотачиваться функции, являющиеся специфическими для объединений: инновационный менеджмент, стратегическое планирование, координация

деятельности корпорации, тотальный маркетинг и управление качеством, финансовый менеджмент, управление ресурсами, управление рисками.

На определенном этапе организационное развитие успешно функционирующих предприятий приводит к тому, что они могут быть преобразованы в холдинг. Наиболее распространены два вида холдинговых структур: стратегический (управляющий) холдинг; финансовый холдинг.

Стратегический холдинг - это организация с централизованным управлением, которая выполняет функции планирования, бюджетирования, финансирования, контроля, выработки направлений развития, контроллинга, информационного обеспечения, маркетинга, управления персоналом и др. В остальном, в том числе и в оперативной хозяйственной деятельности, предприятия, входящие в корпорацию, полностью самостоятельны. Преимущество такой организации в том, что концентрация функций стратегического управления в руках профессионалов высшего звена управления («штабного центра») позволяет оптимальным образом задействовать совокупный ресурсный потенциал и благодаря этому снизить издержки, и в то же время предприятия, входящие в состав холдинга, имеют достаточно возможностей для принятия тактических решений. Это стимулирует представителей среднего менеджмента

проявлять инициативу и предприимчивость. Недостаток - достаточно большая удаленность некоторых отделов материнской фирмы от практической деятельности. Часто это характерно для корпораций, имеющих многоступенчатую структуру, количество уровней «дочерей» которых превышает пять.

Финансовый холдинг - это форма организации, при которой головное предприятие занимается лишь вопросами распоряжения контрольными пакетами акций, аккумулирования и маневрирования финансовыми ресурсами. Эта структура предоставляет максимальную свободу предприятиям корпорации и право самим определять направления своего развития, стратегические цели и задачи. Фирма может считаться финансовым холдингом, если стоимость финансовых активов дочерней фирмы, включая стоимость пакета акций дочерних и аффилированных фирм, превышает 50% активов компании.

Вопрос определения оптимальной структуры холдинга очень сложен. Каждая из названных форм организации имеет свои варианты существования. Вопросы количества региональных подразделений или количества функциональных отделов, продуктовых групп, статуса холдинговых структур, степени централизации управления решаются индивидуально с учетом отраслевой и региональной специфики. Более того, в настоящее время наблюдаются две тенденции:

- организация такой структуры управления холдингом, в которой присутствуют элементы и региональной, и функциональной, и дивизиональной, и маркетинговой организации;

- постоянная адаптация организационно-правовых форм холдинга и системы управления к изменениям общехозяйственной или рыночной конъюнктуры.

В рамках холдинговой компании могут быть задействованы «центры прибыли», на базе которых образуется или калькулируется получаемая прибыль и оцениваются результаты деятельности. «Центры прибыли» более высокого уровня могут объединять «центры прибыли» более низкого уровня, которые обычно организационно совпадают с основными дочерними фирмами.

Помимо «центров прибыли», в структуре компании могут формироваться «центры финансовой ответственности» или «центры затрат». «Центры финансовой ответственности» предназначены для точного учета затрат и результатов работы структурных звеньев компании. «Центры финансовой отчетности и учета» - элементы консолидированной бюджетной системы холдинга.

Правовое положение холдинговых компаний в российском законодательстве четко не определено. Впервые формулировка о холдинге появилась во «Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» (Приложение №1 к Указу Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 года). Данный документ был предназначен для регулирования процесса приватизации и не носит обязательного характера для холдингов, созданных не в порядке приватизации. Однако он содержит многие важные формулировки, отсутствующие в других нормативных документах.

Пути создания холдинга могут быть различными. Это может быть горизонтальное объединение взаимозаинтересованных партнеров, выделение дочерних фирм из основного предприятия, присоединение к нему (поглощение) новых компаний или создание единой системы централизованного управления для существующих юридических лиц. В первую очередь необходимо обеспечить административный и финансовый контроль над дочерними фирмами, подобрать оптимальную организационную структуру управления и технологии информационного взаимодействия. Разумеется, корпоративная схема должна учитывать специфику деятельности соответствующих предприятий.

Контроль со стороны головного предприятия над дочерними фирмами холдинга достигается на основе владения контрольным пакетом акций, контрольных вложений в основной капитал закрытых акционерных обществ и других учредительских прерогатив.

Существует несколько основных путей создания холдинговой компании. Прежде всего, компания-организатор может создать (или приобрести) одну или несколько дочерних или зависимых фирм (хозяйственных обществ). Это наиболее распространенный путь образования холдинга. Во «Временном положении о холдинговых компаниях» пути формирования холдингов сформулированы следующим образом:

1. Преобразование предприятия с выделением из его состава подразделений в качестве юридически самостоятельных.

2. Объединение пакетов акций юридически самостоятельных предприятий.

3. Учреждение новых акционерных обществ.

Аналогичные пути предписывает и проект федерального закона о холдингах. Однако хозяйственная практика на сегодняшний день шире всего этого. Хозяйственное законодательство предоставляет и другие возможности.

Временное положение - это определенный юридический прецедент; оно может служить своего рода юридическим ориентиром при создании холдинговых структур (до вступления в силу новых законодательных актов). Проект закона о холдингах, к сожалению, до настоящего времени рассматривается законодателями.

Vologzhanin M.V.

This article covers the qveschens of developing of new business units in air transport in Russia.

Сведения об авторе

Вологжанин Максим Владимирович, 1977 г.р., окончил МГТУ ГА (1999), заместитель генерального директора авиакомпании «Авиаэнерго» по маркетингу, область научных интересов - новые экономические механизмы и коммерческая работа на воздушном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.