Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. СКАЛЯРНАЯ ЦЕПЬ'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. СКАЛЯРНАЯ ЦЕПЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория проникновения / международные стандарты / качество / драйверы / потребительская ценность / социальные объекты / скалярная цепочка / организация / иерархия / коммуникации / penetration theory / international standards / quality / drivers / customer value / social objects / scalar chain / organization / hierarchy / communications

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сметанина Татьяна Владимировна

Рассмотрены вопросы взаимодействия субъектов и объектов социального управления в современном обществе. Затронуты проблемы коммуникаций субъектов и объектов управления в информационном пространстве. Определено понятие скалярной цепи от индивида к организации, далее от отрасли к суверенной территории. Ключевым элементом в скалярной цепи признан индивид. Определена теория проникновения стандартов менеджмента качества в деятельность субъектов и объектов социального управления и ее взаимосвязь с теорией организации. Увязано действие теории проникновения с эволюционным развитием общественных отношений. Подчеркнуты исторические, демографические и географические факторы, определяющие проникновение международных стандартов в деятельность элементов скалярной цепи субъектов и объектов социального управления. Рассмотрены стратегии, предполагающие адаптацию социальных объектов к системе менеджмента качества. Система менеджмента качества (СМК) определена, как ключевая составляющая эффективного функционирования субъектов и объектов социального управления. Перечислены драйверы удовлетворенности СМК организации со стороны объектов социального управления, а именно репутационные драйверы, драйверы-стимуляторы, современные драйверы для роста продаж. При изучении СМК выделены барьеры для продаж, которые могут препятствовать достижению определенной потребительской ценности товаров, услуг. В статье уделено внимание глобальным процессам, происходящим в обществе. Взаимоувязаны аспекты интернет-маркетинга с изучением вопросов поведения субъектов и объектов социального управления в проникновении международных стандартов качества в их деятельность. Социальные сети являются источником получения статистической информации о взаимодействии субъектов и объектов управления в процессе изучения удовлетворенностью качеством приобретаемых товаров и услуг. В помощь этим исследованиям добавляется искусственный интеллект, маркет-плейсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сметанина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN INTERACTION OF SUBJECTS AND OBJECTS OF SOCIAL MANAGEMENT. SCALAR CHAIN

The article is devoted to the issues of interaction between subjects and objects of social management in modern society. The problems of communications of subjects and objects of management in the information space are touched upon. The concept of a scalar chain from an individual to an organization, further from an industry to a sovereign territory is defined. The key element in the scalar chain is the individual. The theory of the penetration of quality management standards into the activities of subjects and objects of social management and its relationship with the theory of organization is defined. The action of the theory of penetration is linked with the evolutionary development of social relations. The historical, demographic and geographical factors that determine the penetration of international standards into the activities of the elements of the scalar chain of subjects and objects of social management are emphasized. Strategies involving the adaptation of social facilities to the quality management system are considered. The quality management system (QMS) is defined as a key component of the effective functioning of subjects and objects of social management. The drivers of satisfaction with the QMS of the organization from the part of objects of social management are listed, namely reputational drivers, stimulating drivers, modern drivers for sales growth. When studying the QMS, barriers to sales were identified that may prevent the achievement of a certain consumer value of goods and services. The article focuses on the global processes taking place in society. The aspects of Internet marketing are interconnected with the study of the behavior of subjects and objects of social management in the penetration of international quality standards into their activities. Social networks are a source of obtaining statistical information on the interaction of subjects and objects of management in the process of studying satisfaction with the quality of purchased goods and services. Artificial intelligence and marketplaces are added to help these studies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. СКАЛЯРНАЯ ЦЕПЬ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.3.18 УДК 330.342.146

©0®

Т.В. Сметанина

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. СКАЛЯРНАЯ ЦЕПЬ

Рассмотрены вопросы взаимодействия субъектов и объектов социального управления в современном обществе. Затронуты проблемы коммуникаций субъектов и объектов управления в информационном пространстве. Определено понятие скалярной цепи от индивида к организации, далее от отрасли к суверенной территории. Ключевым элементом в скалярной цепи признан индивид. Определена теория проникновения стандартов менеджмента качества в деятельность субъектов и объектов социального управления и ее взаимосвязь с теорией организации. Увязано действие теории проникновения с эволюционным развитием общественных отношений. Подчеркнуты исторические, демографические и географические факторы, определяющие проникновение международных стандартов в деятельность элементов скалярной цепи субъектов и объектов социального управления. Рассмотрены стратегии, предполагающие адаптацию социальных объектов к системе менеджмента качества. Система менеджмента качества (СМК) определена, как ключевая составляющая эффективного функционирования субъектов и объектов социального управления. Перечислены драйверы удовлетворенности СМК организации со стороны объектов социального управления, а именно репутационные драйверы, драйверы-стимуляторы, современные драйверы для роста продаж. При изучении СМК выделены барьеры для продаж, которые могут препятствовать достижению определенной потребительской ценности товаров, услуг. В статье уделено внимание глобальным процессам, происходящим в обществе. Взаимоувязаны аспекты интернет-маркетинга с изучением вопросов поведения субъектов и объектов социального управления в проникновении международных стандартов качества в их деятельность. Социальные сети являются источником получения статистической информации о взаимодействии субъектов и объектов управления в процессе изучения удовлетворенностью качеством приобретаемых товаров и услуг. В помощь этим исследованиям добавляется искусственный интеллект, маркет-плейсы.

Ключевые слова: теория проникновения, международные стандарты, качество, драйверы, потребительская ценность, социальные объекты, скалярная цепочка, организация, иерархия, коммуникации.

Постановка задачи. Система социального управления представляет собой сложную системную взаимосвязь субъектов и объектов управления, объединенных, зачастую, одинаковыми мотивами, интересами и потребностями. При этом цели у субъектов управления должны соответствовать объективным условиям. Если есть не соответствие, то для социального равновесия необходимо регулировать. Цель применения международных стандартов менеджмента качества - достижение социальным объектом уровня удовлетворенности товарами и услугами, произведенными в соответствии с международными требованиями. При этом производя и потребляя товары и услуги соответст-

© Сметанина Т.В., 2023

Сметанина Татьяна Владимировна - канд. экон. наук, доцент кафедры государственного, муниципального и социального управления ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, е-таУ; smetdipdok@mail.ru.

вующего качества, социальные объекты достигают должного уровня качественного управления. Социальные структуры могут выступать в ситуации взаимодействия и объектом, и субъектом управления. При этом коммуникации социальных субъектов и объектов происходят в рамках скалярной цепочки. От индивида к организации, от организации к отрасли, от отрасли к суверенной территории. В этот процесс встраивается информационная составляющая.

Актуальность статьи представляет собой системное рассмотрение теории проникновения стандартов менеджмента качества, влияющих на образ жизни индивидов. Теория проникновения стандартов замещает пробел, который возник в определении удовлетворенности потребителей предлагаемыми товарами и услугами. Она определяет осознание потребителями соответствующего качества. Объясняет потребление с точки зрения достижения внутреннего гармоничного состояния потребителями, в случае приобретения товаров и услуг, ассоциируемых с представлениями индивидов. Информатизация общественных отношений изменяет природу взаимодействия субъектов и объектов управления, коими являются производители и потребители товаров соответствующего качества. На эти процессы оказывают влияние демографические, исторические и географические факторы.

Определить социологическую составляющую в теории проникновения международных стандартов менеджмента качества с учетом информационного пространства, в котором существуют современные субъекты и объекты социального управления [1, 2], является задачей нашего исследования.

Описание теоретических основ исследования. Теория проникновения базируется на теории организации, на объективных законах, по которым функционирует организация [3]. Она вбирает в себя методы адаптации организаций к особенностям внешней и непосредственной сред, в которую они погружены.

Социологический аспект теории проникновения включает в себя наличие социальной парадигмы [4] с рассматриваемой социальной реальностью и социальными элементами внутри нее.

Социальная реальность с другой стороны является объектом социальной парадигмы.

Через взаимодействие элементов внутри социальной реальности можно понять природу их существования. Элементы, представляющие собой социальные объекты, характеризуются различными социальными категориями и располагаются в определенных условиях.

Социальные объекты объединяют в себе все виды систем: биологические, технические, социально-экономические [5]. Они в большей степени принадлежат к открытым системам, что предопределено глобальными процессами развития общества. Постиндустриальное, а далее цифровое общество существенно изменило роль социальных объектов по сравнению с позициями, которые были предписаны социальным объектам в индустриальном обществе [6].

Социальные объекты цифрового общества меняют организационную структуру, являются более гибкими, органично перестраиваются под влиянием внешних факторов прямого и косвенного воздействия.

Происходит изменение и самих социологических исследований, основанных на цифровых данных, представляющих собой базу для развития теорети-зации социологии. Наличие так называемых цифровых следов позволяет по-новому посмотреть на процессы развития социальной реальности [7].

Основным методом, которым пользуется социология, является системный подход.

Иерархичность социальных объектов внутри системы объясняет природу этого взаимодействия, основанную на системном подходе [8]. Иерархичность с социологической точки зрения действует по принципу «матрешки».

Элементы в системе должны взаимодействовать очно. Личные отношения предопределяют качество передаваемого импульса [9].

Внутри системы элементы взаимодействуют между собой, на основе правил и процедур [10]. В этой связи международные стандарты менеджмента качества могут представлять собой эти правила и процедуры.

Социальная основа эффективности проникновения международных стандартов менеджмента качества на уровень социальных объектов связана с «функцией мотивации социальной деятельности индивидов и различных социальных общностей для достижения поставленных задач и целей» [11, с. 303].

В результате новых социальных трансформаций общества [12] достижение им качественного управления и соответствия товаров и услуг требованиям правил международного уровня является необходимой составляющей устойчивого развития.

Основные результаты и выводы. В теории проникновения международных стандартов менеджмента качества мы выделяем следующие элементы: индивид - организация - отрасль - суверенная территория. Все они являются носителями качественных характеристик, которые определяют требования к товарам, услугам, потребляемым и (или) производимым ими. Изобразить можно их в виде иерархической системы взаимосвязанных элементов.

Индивид представляет собой наименьший по размеру элемент из вышеперечисленных. Он определяет уровень потребительской ценности предлагаемого ему товара или услуги, а также качественного управления.

Далее осознание потребительской ценности передается организации, в состав которой входит данный индивид, потом результат отражается на отрасли, объединяющей организации, замыкает процесс осознания уровня потребительской ценности суверенная территория.

Все эти элементы взаимосвязаны между собой. Они влияют друг на друга. Связь в этой иерархии элементов обоснована действием метода дедукции. Переходя в рассуждениях от общего к частному, можно понять

особенность достижения социальными объектами определенной степени удовлетворенности потребительской ценностью товаров, услуг и качественным управлением, соответствующими международным стандартам менеджмента качества.

Теория проникновения может быть оценена с точки зрения адаптации и интеграции определенных элементов иерархии. Данную иерархию изобразим как «скалярную цепочку».

Скалярная цепь была впервые предложена Анри Файолем [13]. В этой работе были сформулированы основные принципы управления, которыми можно объяснить эффективность управления. Возвращаясь к трактовке менеджмента качества в современном мире и учитывая проблематику в филологическом понимании в русском языке понятия «менеджмент», можно констатировать тот факт, что качественное управление предопределено через понятие качественного управления скалярной цепью.

Устанавливая сложность устройства систем, способность систем взаимодействовать друг с другом, можно выйти на расширение элементов, входящих в состав скалярной цепочки. Если в XX в. мы могли остановиться на индивидах и рассматривать их только как социальные объекты и участников социальной реальности, то XXI в. - век глобализации процессов, сподвигнул нас к необходимости расширить понятия до организаций, отраслей и суверенных территорий.

Глобализация привела общество к возникновению новых общественных конструкций. Появились социальные объекты, включающие в себя элементы, принадлежащие разным суверенным территориям. Правила их функционирования предопределены надсуверенным порядком. К таким конструкциям относятся транснациональные корпорации, виртуальные организации [14]. Именно они в теории проникновения определяют перенос потребительской ценности, отвечающей международным требованиям, от одной суверенной территории к другой.

В скалярной цепочке, рассматриваемой в теории проникновения, потребительская ценность передается от индивида по цепочке к суверенной территории и от суверенной территории к отдельно взятому индивиду. Такой импульс порождает преобразование суверенных территорий в части выпуска товаров, услуг более высокого качества, пересмотра уровня качественного управления внутри элементов скалярной цепочки. Причиной этому является проникновение международных стандартов менеджмента качества (СМК) в социальную реальность.

Адаптация рассматривается как способность присоединения социальных объектов, характеризующихся определенной степенью удовлетворенности предлагаемыми стандартами менеджмента качества, к социальным объектам с меньшей степенью удовлетворения СМК.

На рис. 1 мы видим, что критерии функциональной устойчивости (КФУ) складываются из различных стратегий. Только совокупное участие данных стратегий позволяет достичь качества и удовлетворенности СМК [15].

Рис. 1. Стратегии, предполагающие адаптацию социальных объектов СМК

Если рассматривать роль организации в скалярной цепочки при формировании удовлетворенности СМК, необходимо отметить следующие критерии, определяемые как репутационные драйверы: качество продукта и услуги; новаторство; результативность; социальная ответственность; условия труда; корпоративное управление.

Кроме репутационных драйверов необходимо остановиться и на драйверах-стимуляторах: демонстрация ценности товара; ограничение по времени и количеству; упущенные возможности.

Современные драйверы для роста продаж: персонализация товара (услуги); системная работа с клиентом; переход на новые площадки; автоматизация алгоритмов, подогревающих интерес клиентов.

Барьеры для продаж: недоверие к бренду; незаинтересованность в преимуществах продукта (услуги); привычка работать с конкурентами; неудачное расширение бренда.

Поиск драйверов для бизнеса: определение и анализ целевой аудитории; получение обратной связи от клиента; отслеживание негативных отзывов; размещение рекламы; работа с персоналом.

При этом надо понимать, что эти характеристики свойственны всем организациям: и индивидам, и организациям, и организациям, объединенным в отрасли, и суверенной территории как таковой.

Для определения роли элементов скалярной цепочки в современной организации продвижения товаров (услуг) необходимо говорить об интернет-марке-

тинге и о роли в этой связи технологий по взаимодействию субъектов и объектов управления.

В основе лежит модель маркетинг-микс. Базовая модель 4Р, определяющая продукт, цену, место и варианты продвижения. При этом продукт должен обладать соответствующим уровнем качества. Следующая производная модель - 5Р, добавляющая к модели 4Р еще людей. На рынке товаров (услуг) наиболее успешно работает модель 7Р, дополненная процессом и физическим окружением (стейкхолдерами) [16].

Данные модели позволяют определить целевую аудиторию, ее психотип, более глубоко установить коммуникацию между субъектом и объектом социального управления.

Важно осуществить позиционирование предлагаемого товара. Для этого можно воспользоваться а-Ь-е моделью: а - характеристика продукта, Ь - выгода, е - эмоция, т.е. достижение эмоции от приобретенного товара (услуги) [17].

Через социальные сети можно понять взаимодействие индивидов в современном мире продаж. На рис. 2 представлены сервисы, позволяющие проводить анализ данного взаимодействия.

Интеграция оценивается как восполнение социальных объектов новыми качествами. Понятие проникновения объединяет в себе процессы адаптации и интеграции. В результате развития маркетплейсов происходит и трансформация процессов адаптации и интеграции.

Основные тенденции, характеризующие происходящую экспансию мар-кетплейсов в городских пространствах: 1) активное проникновение маркет-плейсов в спальные районы; 2) постепенная олигополизация рынка интернет-продаж; 3) появление функционала маркетплейсов у отдельных крупных компаний с государственным участием в рамках диверсификации бизнеса; 4) получение дополнительных доходов владельцами торговой инфраструктуры за счет установки на свободных пространствах компактных автоматизированных устройств - постаматов; 5) расширенное воспроизводство упрощенных форм трудовой деятельности ввиду необходимости выполнения множества рутинных операций.

Наблюдается масштабное приближение торгово-логистической инфраструктуры к местам жительства клиентов, что обеспечивает свободу выбора и максимальный уровень удобства при получении заказов [18]. Данное обстоятельство создает условия для выстраивания отношений между субъектами и объектами социального управления. Усиливается вовлеченность индивидов в процесс оценки качества товаров (услуг), предлагаемых организациями. Дает возможность формирования динамичного уровня потребительской ценности результатов труда организаций.

ПЛ1ТЮРШ, ЫОННГОРНИГ ИЩМЫЖ СЕЙ

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Составить верное представление об отношении к вашему бренду и эффективности маркетинга в социальных сетях —чрезвычайно сложная задача, поскольку каналы непрерывно множатся, а аудитория распыляется между ними. Инструмент БетаписРогсе на основе мультимодального искусственного интеллекта представляет собой целостное решение для анализа данных из всех социальных сетей. Он использует метод

ПЛАТФОРМА / МОНИТОРИНГ ОТЗЫВОВ

МОНИТОРИНГ ОТЗЫВОВ

Отслеживайте, анализируйте и отвечайте на отзывы посредством одной платформы. Мы собираем отзывы с более 500 сайтов интернет-магазинов, магазинов приложений, сайтов для отзывов и прочих источников. Это даст вам как полную картину отношения к бренду, так и возможность перейти к категориям и отдельным товарам. Наши средства семантического анализа способны собирать сопутствующие отзывам данные — например, о местонахождении и классификации товаров. Затем наши передовые инструменты аналитики

, V/WW<W/ f W.Wi'iW'WWWWW ми

Simp LI Возможности Примеры Тарифы и цены API Для партнеров наш* контакты

УДОБНЫЙ КОНСТРУКТОР ОПРОСОВ И ФОРМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

■lililí

Самый удобный конструктор

Легкое

распространение

Рис. 2. Сервисы оценки индивидов в цифровом пространстве

Искусственный интеллект вносит свои коррективы во взаимодействие субъектов и объектов управления. Голосовые роботы стали использоваться в коммерции примерно пять лет назад. Голосовые роботы - это воплощение лучших диалогов передовых продавцов в конкретной отрасли или коммерческой нише. Коммуникация покупателя и продавца всегда предсказуема. Поскольку основные возражения потребителей хорошо известны, их можно учитывать в диалоге, который должен вестись по сценарию продавца. Даже сейчас, в период активного использования скриптов продаж, направленных на повышение конверсии лида (потенциального клиента) в покупателя, существуют предубеждения в отношении голосовых роботов, связанные с их якобы неэффективностью [19]. Но это новые инновационные технологии, которые в будущем могут стать частью глобального технологического изменения взаимодействия субъектов и объектов социального управления.

Одним из направлений взаимодействия являются стейкхолдеры. Использование модели SRMM (Stakeholder Relationship Maturity Model), которая основана на уровне зрелости отношений с заинтересованными сторонами, позволяет скоординировать взаимодействие субъектов и объектов социального управления с учетом действий их стейкхолдеров. Она определяет отправную точку для планирования процессов, направленных на повышение эффективности вовлечения стейкхолдеров в проект (или в деятельность организации). Данная концепция предполагает описание, во-первых, нескольких уровней готовности организации к проактивному развитию и поддержанию отношений с заинтересованными сторонами, а во-вторых, связей этих уровней с определенными методами и процессами, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Проблема заключается в том, что субъекты и объекты управления очень индивидуальны. Индивидуальность предполагает наличие разноплановых подходов к деятельности заинтересованных лиц [20].

На рис. 3 представлено вымещение индивидов зарубежных стран в качестве активных участников интернет-сети в пользу российских граждан. Особенно это заметно в период с февраля 2022 г. по текущий момент времени. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что интеграционные процессы замедлились. В настоящий момент времени происходит осознание участниками скалярной цепи происходящих событий. В связи с этим необходимо активно рассматривать существующие проблемы взаимодействия субъектов и объектов управления в проникновении СМК, так как изоляция индивидов и отсутствие мониторинга процессов в области управления могут в дальнейшем привести к слому системы управления, например, в результате запуска механизма интеграции.

Рис. 3. Изменение структура аудитории Yandex.ru за последние три года

Этот вывод напрямую связан с тем, что процесс проникновения определяется факторами воздействия на элементы скалярной цепочки со стороны непосредственной и внешней сред. В теории проникновения мы провели их классификацию и определили среди возможных наиболее значимые. К ним относятся географические, исторические и демографические факторы [21].

Географический фактор предопределяет координаты положения социального объекта на карте мира. Социальные объекты, расположенные географически близко друг от друга, влияют на формирование соответствующего уровня потребительской ценности [22]. Это обстоятельство предрешает проникновение с одной территории на другую правил, подсознательно определяющих требование со стороны индивида к предлагаемым ему для потребления товарам и услугам, а также к качественному управлению социальными объектами.

Исторический фактор обрекает историческую особенность развития социальных объектов. Исторический опыт предопределяет развитие уровня по-

требительской ценности и способность обеспечения качественного управления внутри рассматриваемого социального объекта. Опираясь на труды Н.Я. Данилевского, можно отметить, что культурно-исторические типы не передаются цивилизации другого типа, однако «значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию народов» [23, с. 6]. Это говорит о том, что распространять все социальные явления на суверенные территории без ограничения не имеет смысла. Необходимо определить значимые аспекты, к которым относится в том числе и понимание «качества» и качественного управления.

Демографические факторы представляют увязку развития уровня потребительской ценности (УПЦ) в зависимости от специфики воспроизводства населения на территории, в том числе связанные с миграционными процессами. В данном случае социальный объект становится носителем этого УПЦ. Перемещаясь с суверенной территории с большим уровнем потребительской ценности он переносит его на суверенную территорию с меньшим УПЦ, что приводит к качественному изменению последней. На рис. 4 представлена специализация стран по определенным видам товаров.

Государство Специализация стран

Бразилия, Колумбия Кофе

Великобритания Джин

Германия Автомобили, бытовая техника, пиво, бытовая химия

Голландия Живые цветы, сыр

Индия, Шри-Ланка Чай

Иран Ковры

Италия Обувь, одежда, спортивные автомобили, вермут

Норвегия Рыбные деликатесы

Россия Водка, икра, меха, вооружение

США Джинсы, автомобили, компьютеры, программные продукты, прохладительные напитки, ресто-

раны быстрого питания, сигареты, самолеты

Финляндия Мобильные телефоны, молочные продукты, мясные деликатесы

Франция Парфюмерия, косметика, коньяк, вино, шампанское

Чехия Пиво, хрусталь

Швейцария Часы, сыр, шоколад

Шотландия Виски

ЮАР Алмазы

Япония Электроника, автомобили

Рис. 4. Товарная специализация, основанная на географическом факторе

Изменения в предпочтениях потребителей из развитых западных стран дают шанс малоизвестным брендам из небольших/небогатых государств. Существует несколько подходов к использованию географического фактора в целях улучшения потребительского отношения к брендам: 1) использование такой характеристики бренда, как страна происхождения, творческий подход; создание псевдоиностранных брендов; заимствования (либо имитация звучания) слов из языков других стран; 2) использование глобальных изменений: в имидже страны; в предпочтениях потребителей [24]. Используя предложенные подходы, можно изменить картину мира. Глобальные изменения, основанные на действии объективных законов теории организации, позволяют поменять отношение к процессам, происходящим в общественном устройстве, а также изменить взаимодействие участников скалярной цепочки в деле проникновения МСМК (международных стандартов менеджмента качества).

Стандарты менеджмента качества предполагают движение суверенной территории к зеленой экономике. Для этого используются сайты с соответствующим дизайном нейромаркетингового (айтрекингового) исследования, используя различные маркировки для обозначения экологического статуса товаров (услуг) [25].

Образ жизни современного общества меняет взаимодействие субъектов и объектов социального управления. В интернете обычно происходит поиск субъектов и объектов управления. Оценивается возможность взаимодействия между ними. Это подтверждается исследователями рынка и общественного мнения. При этом в своей работе они также руководствуются стандартами менеджмента качества: ISO 20252: 2012 international market research quality standard ICC/ESOMAR Code on Market and Social Research

Кодекс деятельности члена Некоммерческого партнерства «Объединение исследователей рынка и общественного мнения».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 5 представлены результаты исследования медиаактивности компанией Mediascope [26].

МЕДИА АКТИВНОСТЬ

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ ОХВАТ ИЗБРАННЫХ МЕДИАКАНАЛОВ:

■ ОКТЯБРЬ 2021 ■ ОКТЯБРЬ 2022 63 ¿4

IIIIII ii ii ii ii ii.. L

НАЦ. ТВ BKOHTAKTE »OilTUBE TELEGRAM E-COM ТЕМ. ТВ ИГРЫ TIKTOK OK INSTAGRAM* FACEBOOK"

■ -¿r fi- ^ « m « -if fi- -¿i fi-

+1% ШШЯ ИН Ш9%\ ИЯ -4% 4-4% HШ 6% -75% -78%

Рис. 5. Динамика изменения среднесуточного охвата избранных медиаканалов в октябре 2022 г. по сравнению с октябрем 2021 г.

На рис. 5 видно, что особого прироста аудитории мы не наблюдаем. Есть перегруппировка с ресурсов, которые были ограничены в доступе на территории РФ. Об этом свидетельствует рост на 109 % аудитории TELEGRAM.

Опираясь на данное заключение, можно в дальнейшем также придерживаться той же целевой аудитории в теории проникновения стандартов менеджмента качества; менять подходы к оценке взаимодействия субъектов и объектов социального управления с учетом информационного пространства [27]; активно использовать технологические стратегии в части проникновения СМК; изучать трансформацию социального управления в совокупности со смежными теориями, в том числе теории интернет-маркетинга, основанной на поведенческом факторе объектов исследования в новых технологических реалиях.

Список литературы

1. Сметанина Т.В. Основы теории проникновения международных стандартов менеджмента в российскую экономику // Вестник КРСУ. - 2011. -Т. 11, № 2. - С. 150-164.

2. Сметанина Т.В. Формирование теоретических подходов использования теории дистортности в теории проникновения международных стандартов менеджмента в систему управления экономическими субъектами России. - Ереван: АМИКУС, 2011. - 130 с.

3. Сметанина Т.В. Теоретические аспекты реализации объективных законов теории организации в менеджменте / С.-Петерб. гос. ун-т промышл. технологий. - СПб., 2015. - 292 с.

4. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории / под ред. Г.В. Осипо-ва. - М.: Норма, 2003. - 293 с.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

6. Mayo E. The human problems of an industrial civilization. - New York: Macmillan, 1933. - 204 p.

7. Дудина В.И. «Пересборка социологии»: цифровой поворот и поиски новой теоретической оптики // Социологические исследования. - 2021. -№ 11. - С. 3-11.

8. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.

9. Peter F.D. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. - N.Y.: Truman talley books, 1986. - 553 p.

10. Royce M R., Royce M R. God and Man in Europe // The Political Theology of European Integration: Comparing the Influence of Religious Histories on European Policies. - London, 2017. - Р. 15-42.

11. Зборовский Г.Е. Отечественная социология: на пути гражданскому обществу: моногр. / Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - 344 с.

12. Грабельных Т.И., Саблина Н.А., Зырянов В.В. Глобальные и региональные воздействия на современные общества: новые социальные трансформации // Социологические исследования. - 2022. - № 4. - С. 152-154.

13. Fayol H. General and industrial management. London: Pitman, 1967. -URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=WFp5DQAAQBAJ&oi=fnd&pg =PT2&dq=Fayol+H.+General+and+industrial+management.+London:+Pitman,+1967.+ +&ots=yb5vzD5uf5&sig=L8_MADeIdaejtkGtxf7uxvLLKmQ&redir_esc=y#v=one-page&q&f=false.

14. Davidow W.H., Malone M.S. The Virtual Corporation: Structuring and Revitalizing the Corporation for the 21st Century. - Collins, 1993. - URL: http:// cumincad.scix.net/cgi-bin/works/U=&P=http/Show?9f8a.

15. Могилко Д.Ю. 4D-модель деятельности организации, унифицированная по критерию «цена - качество» // Менеджмент качества. - 2022. - № 03 (57). -URL: https://grebennikon.ru.

16. Агеев А.Ю., Кожушко О.А., Чуркин И. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования. - Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015. - 327 с.

17. Росситер Д.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.

18. Плещенко В.И. Экспансия маркетплейсов: о приближении торговоло-гистической инфраструктуры к конечным потребителям // Менеджмент сегодня. - 2022. - № 04 (120). - URL: https://grebennikon.ru.

19. Винокуров Д.Ю. Голосовые роботы в сфере продаж // Управление продажами. - 2022. - № 04 (15). - С. 278-282. DOI: 10.36627/2618-883Х-2022-4-4-278-282

20. Борн Л. Использование модели srmm для определения зрелости организации в области управления заинтересованными сторонами // Управление проектами и программами. - 2016. - № 03 (47). - С. 174-180.

21. Сметанина Т.В. Определение силы интеграции новых правил поведения через систему взаимодействия территорий, отраслей, организаций и индивидов // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. - 2014. - Т. 26, № 4. - С. 16-21.

22. Maslow A.A. Theory of human motivation // Psychological Review. -1943. - Vol. 50. - P. 370-396. doi.org/10.1037/h0054346

23. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 816 с.

24. Акулич М.В. Потребители, страны и бренды // Бренд-Менеджмент. -2011. - № 04 (59). - С. 242-253.

25. Пахалов А.М., Кулыева Э.М. Способы стимулирования продаж экологичных товаров в онлайнмагазинах: нейромаркетинговое исследование // Управление продажами. - 2022. - № 04 (115). - С. 284-292. DOI: 10.36627/2618-883Х-2022-4-4-284-292

26. Рейтинги (mediascope.net). Исследовательская компания Mediascope: офиц. сайт (дата обращения: 16.02.2023).

27. Сметанина Т.В. Социологический анализ влияния международных стандартов на управляемость организаций. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2023. - 117 с.

References

1. Smetanina T.V. Osnovy teorii proniknoveniia mezhdunarodnykh standartov menedzhmenta v rossiiskuiu ekonomiku [Fundamentals of international management standards penetration into the Russian economy]. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavianskogo universita, 2011, vol. 11, no. 2, pp. 150-164.

2. Smetanina T.V. Formirovanie teoreticheskikh podkhodov ispol'zovaniia teorii distortnosti v teorii proniknoveniia mezhdunarodnykh standartov menedzhmenta v sistemu upravleniia ekonomicheskimi sub"ektami Rossii [Forming theoretical approaches to apply the theory of distortion in the theory of international management standards penetration into the management system of Russian economic entities]. Yerevan, AMIKUS, 2011, 130 p.

3. Smetanina T.V. Teoreticheskie aspekty realizatsii ob"ektivnykh zakonov teorii organizatsii v menedzhmente [Theoretical aspects of implementing organization theory laws in management]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, 2015, 292 p.

4. Osipov G.V. Sotsiologiia. Osnovy obshchei teorii [Sociology. Fundamentals of general theory]. Ed. G.V. Osipova. Moscow, Norma, 2003, 293 p.

5. Prigogine I., Stengers I. Order out of chaos: Man's new dialogue with nature (radical thinkers) (Russ. ed.: Prigozhin I., Stengers I. Poriadok iz khaosa: Novyi dialog cheloveka s prirodoi. Moscow, Progress, 1986, 432 p.).

6. Mayo E. The human problems of an industrial civilization. New York, Macmillan, 1933, 204 p.

7. Dudina V.I. "Peresborka sotsiologii": tsifrovoi povorot i poiski novoi teo-reticheskoi optiki [Reassembling sociology: Digital turn and searching for new theoretical optics]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2021, no. 11, pp. 3-11.

8. Bertalanffy L. General system theory - a critical review (Russ. ed.: Berta-lanfi L. Obshchaia teoriia sistem: kriticheskii obzor. Issledovaniia po obshchei teorii sistem, Moscow, Progress, 1969, pp. 23-82.).

9. Peter F.D. Management: Tasks, responsibilities, practices. N.Y., Truman Talley Books, 1986, 553 p.

10. Royce M.R., Royce M.R. God and man in Europe. The Political Theology of European Integration: Comparing the Influence of Religious Histories on European Policies, London, 2017, pp. 15-42.

11. Zborovskii G.E. Otechestvennaia sotsiologiia: na puti grazhdanskomu ob-shchestvu [Domestic sociology: On the way to civil society]. Yekaterinburg, UrFU, 2014, 344 p.

12. Grabel'nykh T.I., Sablina N.A., Zyrianov V.V. Global'nye i regional'nye vozdeistviia na sovremennye obshchestva: novye sotsial'nye transformatsii [Global and regional impacts on modern societies: New social transformations]. Sotsi-ologicheskie issledovaniia, 2022, no. 4, pp. 152-154.

13. Fayol H. General and industrial management. London, Pitman, 1967, available at: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=WFp5DQAAQBAJ&oi= fnd&pg=PT2&dq=Fayol+H.+General+and+industrial+management.+London:+Pitm an,+1967.++&ots=yb5vzD5uf5&sig=L8_MADeIdaejtkGtxf7uxvLLKmQ&redir_es c=y#v=onepage&q&f=false. (accessed 09.09.2023).

14. Davidow W.H., Malone M.S. The virtual corporation: Structuring and revitalizing the corporation for the 21st century. Collins, 1993, available at: http://cumincad.scix.net/cgi-bin/works/U=&P=http/Show?9f8a (accessed 09.09.2023).

15. Mogilko D.Iu. 4D-model' deiatel'nosti organizatsii, unifitsirovannaia po kriteriiu "tsena - kachestvo" [4D model of the organization's activities, unified according to the criterion "price - quality"]. Menedzhment kachestva, 2022, no. 03 (57), available at: https://grebennikon.ru (accessed 09.09.2023).

16. Ageev A.Iu., Kozhushko O.A., Churkin I. Internet-marketing i digital-strategii. Printsipy effektivnogo ispol'zovaniia [Internet marketing and digital strategies. Principles for effective use]. Novosibirsk, RITs NGU, 2015, 327 p

17.Rossiter J.R. Percy L. Advertising and promotion management (Russ. ed.: Ros-siter D.R., Persi L. Reklama i prodvizhenie tovarov. St. Petersburg, Piter, 2000, 656 p.).

18. Pleshchenko V.I. Ekspansiia marketpleisov: o priblizhenii torgovologis-ticheskoi infrastruktury k konechnym potrebiteliam [Expansion of marketplaces: Bringing trade and logistics infrastructure closer to end consumers]. Menedzhment segodnia, 2022, no. 04 (120), available at: https://grebennikon.ru (accessed 09.09.2023).

19. Vinokurov D.Iu. Golosovye roboty v sfere prodazh [Voice robots in sales]. Upravlenie prodazhami, 2022, no. 04 (15), pp. 278-282. DOI: 10.36627/2618-883Kh-2022-4-4-278-282.

20. Born L. Ispol'zovanie modeli srmm dlia opredeleniia zrelosti organizatsii v oblasti upravleniia zainteresovannymi storonami [Using the SRMM model to determine the maturity of an organization in the field of stakeholder management]. Upravlenieproektami iprogrammami, 2016, no. 03 (47), pp. 174-180.

21. Smetanina T.V. Opredelenie sily integratsii novykh pravil povedeniia cherez sistemu vzaimodeistviia territorii, otraslei, organizatsii i individov [Definition of force integration of new rules of conduct through a system of interacting terriTories, industries, organizations and individuals]. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Tekhnologiia legkoi promyshlennosti, 2014, vol. 26, no. 4, pp. 16-21.

22. Maslow A.A. Theory of human motivation. Psychological Review, 1943, vol. 50, pp. 370-396. doi.org/10.1037/h0054346.

23. Danilevskii N.Ia. Rossiia i Evropa [Russia and Europe]. Moscow, Institute of Russian Civilization, 2008, 816 p.

24. Akulich M.V. Potrebiteli, strany i brendy [Consumers, countries and brands]. Brend-Menedzhment, 2011, no. 04 (59), pp. 242-253.

25. Pakhalov A.M., Kulyeva E.M. Sposoby stimulirovaniia prodazh eko-logichnykh tovarov v onlainmagazinakh: neiromarketingovoe issledovanie [Ways to stimulate sales of environmentally friendly products in online stores: Neuromarketing research]. Upravlenie prodazhami, 2022, no. 04 (115), pp. 284-292. DOI: 10.36627/2618-883Kh-2022-4-4-284-292.

26. Reitingi [Ratings]. Available at: https://mediascope.net (accessed 16.02.2023).

27. Smetanina T.V. Sotsiologicheskii analiz vliianiia mezhdunarodnykh stan-dartov na upravliaemost' organizatsii [Sociological analysis of international standards influence on the manageability of organizations]. St. Petersburg, VVM, 2023, 117 p.

Оригинальность 91 %

Поступила 25.02.2023 Одобрена 15.03.2023 Принята к публикации 02.09.2023

T.V. Smetanina

PROBLEMS OF MODERN INTERACTION OF SUBJECTS AND OBJECTS OF SOCIAL MANAGEMENT. SCALAR CHAIN

The article is devoted to the issues of interaction between subjects and objects of social management in modern society. The problems of communications of subjects and objects of management in the information space are touched upon. The concept of a scalar chain from an individual to an organization, further from an industry to a sovereign territory is defined. The key element in the scalar chain is the individual. The theory of the penetration of quality management standards into the activities of subjects and objects of social management and its relationship with the theory of organization is defined. The action of the theory of penetration is linked with the evolutionary development of social relations. The historical, demographic and geographical factors that determine the penetration of international standards into the activities of the elements of the scalar chain of subjects and objects of social management are emphasized. Strategies involving the adaptation of social facilities to the quality management system are considered. The quality management system (QMS) is defined as a key component of the effective functioning of subjects and objects of social management. The drivers of satisfaction with the QMS of the organization from the part of objects of social management are listed, namely reputational drivers, stimulating drivers, modern drivers for sales growth. When studying the QMS, barriers to sales were identified that may prevent the achievement of a certain consumer value of goods and services. The article focuses on the global processes taking place in society. The aspects of Internet marketing are interconnected with the study of the behavior of subjects and objects of social management in the penetration of international quality standards into their activities. Social networks are a source of obtaining statistical information on the interaction of subjects and objects of

management in the process of studying satisfaction with the quality of purchased goods and services. Artificial intelligence and marketplaces are added to help these studies.

Keywords: penetration theory, international standards, quality, drivers, customer value, social objects, scalar chain, organization, hierarchy, communications.

Tatiana V. Smetanina - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Department of State, Municipal and Social Management, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, e-mail: smetdipdok@mail.ru.

Received 25.02.2023 Approved 15.03.2023 Accepted for publication 02.09.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Сметанина, Т.В. Проблемы современного взаимодействия субъектов и объектов социального управления. Скалярная цепь / Т.В. Сметанина // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 3. - С. 254-270.

Please cite this article in English as:

Smetanina T.V. Problems of modern interaction of subjects and objects of social management. Scalar chain. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 3, pp. 254-270 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.