Научная статья на тему 'БИЗНЕС-МОДЕЛИ И ИХ РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ'

БИЗНЕС-МОДЕЛИ И ИХ РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛИ / БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕОРИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сметанина Т.В., Кузнецов А.Л., Перфильева М.Б.

Все организации, участвующие в создании добавленной стоимости, могут быть описаны с помощью бизнес-моделей, представляющих их деятельность в укрупнённой форме. Бизнес-модель позволяет ответить на важный вопрос бизнеса о его ценности и эффективности. Взаимосвязь бизнес-модели с системой менеджмента качества (СМК) организации, расширяет её способности в создании конкурентоспособной бизнес-единицы. Если же система менеджмента качества организации соответствует международным стандартам (ISO), то уровень конкурентоспособности данной бизнес-единицы может быть определён, как международный. Интеграционные процессы, происходящие в социально-экономических отношениях, предусматривают значительную роль стандартов в деятельности организаций, удовлетворяющих мировому уровню. За счет создания цепочки взаимосвязи бизнес-моделей с СМК возможно повысить международный и глобальный уровень устойчивости бизнес-единиц, а также территорий, на которых они расположены. Следствием данных процессов становится повышение эффективности реализации стратегий развития и снижение рисков, обусловленных потерей экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сметанина Т.В., Кузнецов А.Л., Перфильева М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS MODELS AND THEIR ROLE IN THE INTEGRATION OF INTERNATIONAL QUALITY MANAGEMENT STANDARDS IN THE ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION

All organizations involved in creating added value can be described using business models that represent their activities in an aggregated form. The business model answers an important business question about its value and effectiveness. The relationship of the business model with the quality management system (QMS) of the organization expands its ability to create a competitive business unit. If the organization's quality management system complies with international standards (ISO), then the level of competitiveness of a given business unit can be defined as international. Integration processes taking place in socio-economic relations provide for a significant role of standards in the activities of organizations that meet world standards. By creating a chain of interconnection of business models with the QMS, it is possible to increase the international and global level of sustainability of business units, as well as the territories in which they are located. The consequence of these processes is the increase in the efficiency of the implementation of development strategies and the reduction of risks caused by the loss of economic security.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-МОДЕЛИ И ИХ РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ»

бизнес-модели и их роль в интеграции международных стандартов менеджмента качества в деятельность

организации1

BUSINESS MODELS AND THEIR ROLE IN THE INTEGRATION OF INTERNATIONAL QUALITY MANAGEMENT STANDARDS IN THE ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION

ОДОБРЕНО 09.11.2021 ОПУБЛИКОВАНО 28.12.2021 УДК 658.5 DOI 10.12737/2305-7807-2022-10-6-58-62

сметанина т.в.

Доцент кафедры государственного, муниципального и социального управления, к.э.н. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» г. Санкт-Петербург, Россия

smetanina t.v.

Associate professor of the department of state, municipal and social management Russian state pedagogical university named after A. I. Herzen " St. Petersburg, Russia

кузнецов а.л.

Д-р экон. наук, профессор, гл. научн. сотрудник Удм. филиала ИЭ УрО РАН, профессор кафедры «Экономика и управление организацией», ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова», г. Ижевск

kuznetsov a.l.

Doctor of Economic Sciences, Full-Time Professor, Chief Researcher, Udmurt Branch of the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Professor, Department "Economy and Organization Management", Izhevsk

e-mail: akuz63@mail .ru

перфильева м.б.

Д-р социол. наук, профессор НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург

perfiljeva m.b.

Doctor of Social Sciences, Professor, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, St. Petersburg

e-mail: pmb05@list.ru

Аннотация

Все организации, участвующие в создании добавленной стоимости, могут быть описаны с помощью бизнес-моделей, представляющих их деятельность в укрупненной форме. Бизнес-модель позволяет ответить на важный вопрос бизнеса о его ценности и эффективности. Взаимосвязь бизнес-модели с системой менеджмента качества (СМК) организации расширяет ее способности в создании конкурентоспособной бизнес-единицы. Если же система менеджмента качества организации соответствует международным стандартам (ISO), то уровень конкурентоспособности данной бизнес-единицы может быть определен как международный. Интеграционные процессы, происходящие в социально-экономических отношениях, предусматривают значительную роль стандартов в деятельности организаций, удовлетворяющих мировому уровню. За счет создания цепочки взаимосвязей бизнес-моделей с СМК можно повысить международный и глобальный уровень устойчивости бизнес-единиц, а также территорий, на которых они расположены. Следствием данных процессов становится повышение эффективности реализации стратегий развития и снижение рисков.

Ключевые слова: бизнес-модели, бизнес-единицы, конкурентоспособность, экономическая безопасность, система качества, система менеджмента, устойчивость развития, эффективность, теория проникновения, интеграция.

Abstract

All organizations involved in creating added value can be described using business models that represent their activities in an aggregated form. The business model answers an important business question about its value and effectiveness. The relationship of the business model with the quality management system

1 Статья подготовлена в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук и планом НИР Института экономики Уральского отделения РАН на 2021-2023 гг. по теме: «Методология инновационного развития регионально-ориентированных систем в условиях нестабильной экономической конъюнктуры» (№ 0327-2-21-0009).

(QMS) of the organization expands its ability to create a competitive business unit. If the organization's quality management system complies with international standards (ISO), then the level of competitiveness of a given business unit can be defined as international. Integration processes taking place in socio-economic relations provide for a significant role of standards in the activities of organizations that meet world standards. By creating a chain of interconnection of business models with the QMS, it is possible to increase the international and global level of sustainability of business units, as well as the territories in which they are located. The consequence of these processes is the increase in the efficiency of the implementation of development strategies and the reduction of risks caused by the loss of economic security.

Keywords: business models, business units, competitiveness, economic security, quality system, management system, development sustainability, efficiency, penetration theory, integration.

В условиях нестабильности экономической среды исследование процессов интеграции международных стандартов менеджмента качества приобретает особую актуальность. Сопоставляя процессы интеграции с достижением устойчивости территорий, можно определить их значимость в части реализации стратегических задач, с которыми сталкивается современное общество. Если рассматривать всю скалярную цепочку взаимосвязей — от индивида к организации, отрасли, а далее суверенной территории, то обнаружится общность проблем, с которыми сталкиваются ее звенья. С точки зрения теории организации они могут быть представлены как отдельные социально-экономические системы, участвующие в создании добавленной стоимости. Все они отвечают характеристикам, свойственным системе: имеют определенный набор элементов, связанных между собой, и осуществляют совместное функционирование по общим правилам. По этой причине их деятельность может быть смоделирована. Моделирование деятельности предполагает возможность ее последующей стандартизации. При этом ключевыми аспектами моделирования являются товар и его свойства, прибыль или эффективность бизнеса, целевая аудитория и уровень удовлетворения потребностей целевой аудитории (или за счет чего и как осуществляется данный процесс).

Простыми словами — «бизнес-модели включают ответы на следующие вопросы: что вы предлагаете клиентам? почему бизнес-модель генерирует прибыль? как создается ценностное предложение? кто ваш целевой клиент?» [1].

Моделирование бизнеса пересекается с установкой и внедрением на предприятиях системы менеджмента качества (СМК). Только посредством создания модели можно интегрировать системный подход в устройство организации, а также вовлечь в СМК ее непосредственную среду. Следствием данных действий становится учет возможных рисков, которые могут возникнуть в результате функционирования организации.

Процесс интеграции международных стандартов менеджмента качества в деятельность организаций прописывается теорией проникновения [2—4]. Данная теория объясняет интеграционные процессы, происходящие в деятельности социально-экономических систем под воздействием исторических, географических и демографических факторов.

Действие теории подкрепляется кластерным подходом. Основоположником кластерного подхода считается М. Портер [5], который указывал, что «конкурентоспособные национальные отрасли не распределены равномерно по всей экономике, а связаны в то, что можно назвать «кластерами» (пучками), состоящими из отраслей, зависящих друг от друга».

По оценкам экспертов, особенности кластера заключаются не столько в комплексности, сколько, во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды, поскольку он не является вертикально-интегрированной компанией, а во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. Обычно на территории суще-

ствует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона. Кластерный подход получил широкое применение во многих развитых странах, в частности в Финляндии, Италии, США, где привел к значительным экономическим успехам. По отдельным оценкам, кластеризацией уже охвачено более 50% экономик ведущих стран, где она выступает как новый вектор развития мировой системы экономики.

Организации, расположенные на разных территориях, удаленные от развитых кластеров экономики, отдаленных от точек роста, интегрируют стандарты менеджмента качества в свою деятельность менее активно. Им необходима поддержка со стороны суверенной территории. Она выражается в дополнительных субсидиях, а также в управленческом консалтинге, позволяющем повысить уровень качества интеграционных процессов. Совсем другая роль отводится организациям, расположенным вблизи развитых кластеров экономики и точек роста. Эти организации способны самостоятельно интегрировать международные стандарты менеджмента качества (МСМК) на должном уровне. Дефицитные ресурсы организации по своим свойствам значительно отличаются от дефицитных ресурсов организации после интеграции МСМК в их деятельность.

Влияние исторических факторов, являющихся результатом данных интеграционных процессов, предопределено опытом, который существует в обществе. Цивилизационное развитие территорий определяется наличием сложившихся правил в обществе, способствующих к внедрению МСМК в деятельность организаций на более значимом уровне. К этим правилам можно отнести уровень демократизации общества, уровень доверия со стороны управляемых элементов в адрес управляющих элементов, уровень участия общественных организаций в государственном управлении [9, 10, 11].

ISO (International Organization for Standardization) предполагает активное участие всех заинтересованных сторон в организации работы над созданием новых стандартов менеджмента качества, а также совершенствованием существующих [6].

Актуальность разработок в отношении TQM (Total Quality Management) продолжает расти. Заинтересованность в данном процессе не падает. Об этом свидетельствуют активные исследования текущих наиболее обсуждаемых вопросов, связанных с использованием TQM в сервисах, путем проведения библиометрического анализа существующей литературы по TQM, собранной из баз данных Web of Science и Scopus [11]. Отмечается, что структура TQM до сих пор не проработана полностью. Те организации, которые будут активно развивать использование МСМК в своей деятельности, станут лидерами в своих секторах экономики. По этой причине суверенные территории с наиболее высоким уровнем развития системы общественного управления предполагают и более качественное преобразование дефицитных ресурсов организаций под воздействием МСМК.

Демографические факторы, в частности структура населения, демографическая политика, проводимая со стороны государства, а также развитие индивида под влиянием меж-

дународных стандартов качества, позволяют создавать экспертные сообщества внутри суверенных территорий, которые оценивают применяемые в деятельности организаций МСМК с точки зрения потребительской ценности товара и сопоставления ее фактического и ожидаемого уровней. Опять же территории с наиболее прогрессивной демографической политикой, высоким уровнем жизненных стандартов оценивают качество интеграции МСМК в деятельность организации более эффективно и способствуют повышению, как следствие, конкурентоспособности данных организаций. В масштабах суверенной территории данный подход приводит к усилению экономической безопасности [7, 8] за счет выпуска в обращение добавленной стоимости более высокого уровня качества. На рис. 1 схематично представлено преобразование ресурсов организации в результате интеграции МСМК под влиянием вышеперечисленных факторов.

Бизнес-модели, описывающие деятельность организаций, создающих добавленную стоимость, опираются на концептуальные подходы, существующие в теории менеджмента организаций. Можно выделить три основных, определяющих специфику функционирования организаций. Это системный подход, который изображается в виде преобразования внутри системы организации входных и выходных ресурсов (рис. 2).

Второй вид подхода — процессный. Он определяет управление организацией как процесс взаимосвязанных функций. Основные из них планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Третий вид подхода — ситуационный. Данный вид подхода предопределяет специфику функционирования организации в большей степени по сравнению с вышеперечисленными.

Все указанные нами подходы участвуют в создании организации, нацеливают ее на решение управленческих задач, связанных с конечной целью функционирования. А именно, с созданием добавленной стоимости.

В итоге мы имеем дело с цепочкой создания стоимости. Весь процесс создания добавленной стоимости связан с основными и вспомогательными процессами, происходящими в организации. Ресурсы изначально на старте забираются организацией, далее они передаются на производство товаров, следующим этапом они двигаются в сторону клиентов — потребителей, потом происходит оценка потребительской ценности произведенных товаров с подкреплением [13].

Все указанные выше процессы укладываются в укрупненный вид бизнес-модели, которая может быть представлена в виде схемы на рис. 3.

Объединение бизнес-модели организации, теории проникновения международных стандартов менеджмента качества, а также цепочки создания стоимости показано на схеме (рис. 4).

Данная схема предопределяет формирование ценностного предложения целевым потребителям со стороны организации, создающей добавленную стоимость, под воздействием исторических, демографических и географических факторов, определенных теорией проникновения МСМК.

В результате создания цепочки ценности происходит преобразование входных дефицитных ресурсов под влиянием международных стандартов менеджмента качества в выходные дефицитные ресурсы, соответствующие МСМК. Это позволяет сделать вывод о возможности более широкого использования укрупненных бизнес-моделей в интеграции МСМК в деятельность организации, что способствует в дальнейшем более простому подходу к адаптации теории

Рис. 1. Преобразование ресурсов организации под влиянием факторов, обусловленных теорией проникновения МСМК

Рис. 2. Каноническая модель функционирования организации, основанная на системном подходе

предложения

Рис. 3. Бизнес-модель организации, создающей добавленную стоимость

Рис. 4. Объединенная схема интеграции МСМК в деятельность организации, производящей товары, основанная на бизнес-модели

проникновения МСМК в организациях любого масштаба и вида деятельности. В целом данное утверждение может сократить временные и финансовые затраты организаций по внедрению МСМК. Это наиболее важно в периоды обострения социально-экономических кризисов, обусловленных пандемией. Ресурсы сокращаются и поддержку интеграции МСМК многие суверенные территории осуществляют по остаточному принципу.

Данная разработка является актуальной и в условиях распространения LMS (Learning Management System). Переход на стандарты электронного обучения будет способствовать более детальной унификации использования трудовых ресурсов под воздействием МСМК. В дальнейшем возможно встраивание данной системы в систему стандартов качества. Методологическое управление данным процессом обучения активно развивается в странах ведущих экономик, к примеру в рамках Обучающей системы Кембриджа [14].

Значимость методических разработок, способствующих упрощению процессов интеграции передовых правил функционирования организаций, создающих добавленную стоимость, повышается обратно пропорционально падению устойчивости бизнеса. В результате происходит снижение

рисков, связанных с потерей экономической безопасности, со стороны результатов деятельности бизнес-единиц, повышается их конкурентоспособность на мировом рынке. Использование бизнес-моделей, процессов и стратегий определяет новое направление управления динамичными современными организациями [15].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / О. Гассман, Каролин Франкенбергер, Микаэла Шик: Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 432 с.

2. Сметанина Т.В. Основные теоретические аспекты менеджмента качества организации и их связь с теорией организации / Т.В. Сметанина, О.В. Жикина // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. — 2017. — Т. 27. — № 1. — С. 32-40.

3. Сметанина Т.В. Эскалация стандартов менеджмента в экономику организаций России [Текст] // Вестник Волгоградского Института Бизнеса. — 2014. — № 2(27). — С. 160-163.

4. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 с.

5. International Organization for Standardization // 20th Century Press Archives — 1908.

6. Клейнер Г.Б. Стратегическое планирование и развитие предприятий: пленарные доклады Девятнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 10—11 апреля 2018 г. / под ред. чл.-кор. РАН Г.Б. Клейнера. — М.: ЦЭМИ РАН, 2019. — С. 6-13.

7. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

8. Захаров Н.Л. Организационное поведение государственных служащих. — М.: ИНФРА-М, 2014.

9. Захаров Н.Л., Пономаренко Б. Т., Перфильева М.Б. Управление настроем персонала в организации. — М.: ИНФРА-М, 2018.

10. Захаров Н.Л. Социологический анализ советской партийной кадровой политики // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2017. — № 6 (33). — С.14-18.

11. Zhang C., Moreira M.R.A., Sousa P.S.A. A bibliometric view on the use of total quality management in services. Total Quality Management & Business Excellence, [s. l.], v. 32, n. 13/14, p. 1466-1493, 2021. DOI 10.1080/14783363.2020.1732811. https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true &db=buh&AN=153155232&lang=ru&site=ehost-live. [Date 04.11.2021].

12. Маркетинг 4.0: разворот от традиционного к цифровому: [12+] / Филип Котлер, Хермаван Картаджайя, Айван Сетиаван; перевод с английского М. Хорошиловой. — Москва: Бомбора, 2019. — 219 с.

13. Qelikoz N, Erdogan P. 2017, 'The Investigation of Preparatory School Students' Attitudes towards Learning Management System', International Online Journal of Educational Sciences, vol. 9, no. 1, pp. 243-261, viewed 4 November 2021,https:// search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=ehh&AN= 122199027&lang=ru&site=ehost-live.

14. Jablonski A. Business Models: Strategies, Impacts and Challenges. Hauppauge, New York: Nova Science Publishers, Inc, 2017. ISBN 9781536104257. Disponível em: https://search. ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1453 423&lang=ru&site=ehost-live. [Date 04.11.2021].

REFERENCES

1. Gassman O. Biznes-modeli: 55 luchshikh shablonov [Business models: 55 best templates]. Moscow: Al'pina Pablisher Publ., 2019. 432 p.

2. Smetanina T.V. Osnovnye teoreticheskie aspekty menedzh-menta kachestva organizatsii i ikh svyaz' s teoriey organizatsii [The main theoretical aspects of the organization's quality management and their connection with the theory of organization]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Tekhnologiya

legkoy promyshlennosti [News of higher educational institutions. Light industry technology]. 2017, V. 27, I. 1, pp. 32-40.

3. Smetanina T.V. Eskalatsiya standartov menedzhmenta v eko-nomiku organizatsiy Rossii [Escalation of management standards in the economy of Russian organizations]. Vestnik Volgo-gradskogo Instituta Biznesa [Bulletin of the Volgograd Institute of Business]. 2014, I. 2(27), pp. 160-163.

4. Porter M. Konkurentnoepreimushchestvo: Kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustoychivost' [Competitive advantage: How to achieve a high result and ensure its sustainability]. Moscow: Al'pina Biznes Buks Publ., 2005. 715 p.

5. International Organization for Standardization // 20th Century Press Archives — 1908.

6. Kleyner G.B. Strategicheskoeplanirovanie irazvitiepredpriyatiy: plenarnye doklady Devyatnadtsatogo vserossiyskogo simpoziuma. Moskva, 10—11 aprelya 2018g. [Strategic planning and enterprise development: plenary reports of the Nineteenth All-Russian Symposium. Moscow, April 10-11, 2018]. Moscow: TsEMI RAN Publ., 2019, pp. 6-13.

7. Federal'nyy zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ «O strategicheskom planirovaniiv Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ "On Strategic Planning in the Russian Federation"].

8. Zakharov N.L. Organizatsionnoe povedenie gosudarstvennykh sluzhashchikh [Organizational behavior of civil servants]. Moscow: INFRA-M Publ., 2014.

9. Zakharov N.L., Ponomarenko B.T., Perfil'eva M.B. Upravlenie nastroem personala v organizatsii [Managing staff attitudes in the organization]. Moscow: INFRA-M Publ., 2018.

10. Zakharov N.L. Sotsiologicheskiy analiz sovetskoy partiynoy kadrovoy politiki [Sociological analysis of the Soviet party personnel policy]. Upravleniepersonalom i intellektual'nymi resur-sami v Rossii [Management of personnel and intellectual resources in Russia]. 2017, I. 6 (33), pp. 14-18.

11. Zhang, C.; Moreira, M.R.A.; Sousa, P.S.A. A bibliometric view on the use of total quality management in services. Total Quality Management & Business Excellence, [s. l.], v. 32, n. 13/14, p. 1466-1493, 2021. DOI 10.1080/14783363.2020.1732811. https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true& db=buh&AN= 1531552 32&lang=ru&site=ehost-live (accessed 04 November 2021).

12. Marketing 4.0: razvorot ot traditsionnogo k tsifrovomu [Marketing 4.0: Turning From Traditional to Digital]. Moscow: Bombora Publ., 2019. 219 p.

13. Çelikoz, N & Erdogan, P 2017, 'The Investigation of Preparatory School Students' Attitudes towards Learning Management System', International Online Journal of Educational Sciences, vol. 9, no. 1, pp. 243-261, viewed 4 November 2021,https:// search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=ehh&AN= 122199027&lang=ru&site=ehost-live.

14. Jablonski, A. Business Models : Strategies, Impacts and Challenges. Hauppauge, New York: Nova Science Publishers, Inc, 2017. ISBN 9781536104257. Available at: https://search. ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=1453 423&lang=ru&site=ehost-live (accessed 04 November 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.